Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Комитет по защите журналистов призывает власти Кыргызстана обеспечить безопасность Улугбека Бабакулова



Комитет по защите журналистов призывает власти Кыргызстана обеспечить безопасность Улугбека Бабакулова
2017-06-02 10:00 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Комитет по защите журналистов (Committee to Protect Journalists, CPJ, Нью-Йорк) призывает власти Кыргызстана обеспечить безопасность независимого журналиста Улугбека Бабакулова, которому поступают угрозы смертью после публикации 23 мая на сайте «Ферганы» материала о националистических высказываниях в социальных сетях.


Улугбек Бабакулов

Бабакулов, проанализировав сообщения в социальных сетях, обнаружил комментарии, направленные против узбеков как этнического меньшинства и содержащие призывы их уничтожить, чтобы создать «чисто» киргизское государство. А 27 мая главный телеканал Киргизии - Общественная телерадиокомпания (ОТРК) – показала программу, в которой назвала Бабакулова «зачинщиком межнациональной розни» и «врагом Кыргызстана», напоминает CPJ.

«Помимо многочисленных нападок на него в киргизскоязычных и русскоязычных СМИ, контролируемых государством, Улугбек получал угрозы смерти в социальных сетях. За ним и его семьей установлено наблюдение. Два дня назад неизвестные люди пришли и сфотографировали его дом, когда Улугбека не было дома. Его жена испугалась. Мы встревожены угрозой его безопасности», - сказал главный редактор «Ферганы» Даниил Кислов.

«Киргизские власти несут ответственность за безопасность независимого журналиста Улугбека Бабакулова и обеспечение его права информировать и самовыражаться, не опасаясь возмездия, - заявила координатор программы CPJ в Европе и Центральной Азии Нина Огнянова. - Мы призываем силы безопасности Кыргызстана расследовать угрозы жизни Бабакулова как серьезное преступление, и призываем киргизских законодателей отказаться от требований лишить его гражданства».

Сам Бабакулов заявил, что критиканам следует внимательно прочитать его вызвавшую такой резонанс статью «Люди как звери. В киргизском сегменте соцсетей звучат призывы к расправе над «сартами», чтобы понять, что ее автор проделал работу за спецслужбы, выявляя в Кыргызстане националистов.

«Я как раз раскрываю националистические призывы, которые наводнили соцсети. И призываю обратить на эту тревожную ситуацию внимание, пока это еще не поздно. Националисты подняли вопрос о том, что узбеков надо гнать из Кыргызстана, в преддверии [годовщины] июньских событий. Это опасная тенденция, о чем я и писал. Именно в социальных сетях некоторые националисты призывают к разжиганию межнациональной розни. А власти, видимо, пытаются перекинуть проблемы с больной головы на здоровую: они не могут решить проблему с национализмом и отношением к нацменьшинствам, поэтому им надо найти козла отпущения. В итоге они пытаются сделать меня виновным в своих неудачах», - пояснил журналист.

В марте 2017 года на сайте «Ферганы» было опубликовано открытое письмо Улугбека Бабакулова президенту Кыргызстана Алмазбеку Атамбаеву, в котором содержалась критика усиления давления правительства на независимые средства массовой информации.

Атамбаев неоднократно критиковал независимые СМИ, в том числе «Фергану» и кыргызстанский сайт «Заноза». В марте 2017 года он обвинил конкретно Бабакулова и некоторых других журналистов в обливании Кыргызстана грязью за «иностранные деньги». Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении «Занозы», двух журналистов, а также киргизской службы Радио Свобода «Азаттык», обвинив их в «оскорблении президента», напоминает CPJ.



Таджикистан и Узбекистан подписали протокол о делимитации спорных участков общей госграницы
2017-06-02 11:00 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Подписанием итогового протокола завершилось накануне в Душанбе заседание правительственных рабочих групп Узбекистана и Таджикистана по вопросам делимитации и демаркации узбекско-таджикской госграницы. «На встрече обсуждены правовые вопросы прохождения линии государственной границы по ее отдельным несогласованным участкам», - сообщает МИД Узбекистана, отмечая, что «переговоры прошли в конструктивном духе и дружеской атмосфере». Подробности переговоров не сообщают ни узбекская, ни таджикская сторона — аналогичное скупое сообщение опубликовано и на сайте МИД Таджикистана.

Протяженность таджикско-узбекской границы составляет 1332,9 км. Из общей протяженности сухопутная граница составляет 1228 км, остальные 105 км проходят по реке. На сегодняшний день несогласованными остаются около 60 километров границы двух государств, напоминает «Азия-плюс». В основном, это участки между Спитаменским и Зафарабадским районами Таджикистана и Бекабадским районом Узбекистана. Одним из основным спорных участков является расположенная на реке Сырдарья Фархадская ГЭС и ее водохранилище, на которые претендуют оба государства. Плотина Фархадской ГЭС регулирует подачу воды в оросительные каналы, обслуживающие сельхозугодия Таджикистана и Узбекистана.


Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиёев на саммите в Саудовской Аравии

Следует отметить, что после прихода к власти в Узбекистане Шавката Мирзиёева это уже вторая встреча рабочих групп правительственных делегацийУзбекистанаиТаджикистанапо вопросам делимитации и демаркации межгосударственной границы. Первая состоялась в декабре 2016 года. При предыдущем лидере Исламе Каримове решение пограничных вопросов носило вялотекущий характер. До 2002 года, стороны определили порядка 86 процентов линии общей границы, в этом же году был подписан Договор о таджикско-узбекской госгранице. Переговоры по спорным участкам фактически были приостановлены с 2009 года. Попытка их возобновить была предпринята на прошедшей в апреле 2015 года в городе Худжанде, что на севере Таджикистана, первой за годы независимостивстреченачальников генеральных штабов Пограничных войск Узбекистана и Таджикистана.

Напомним, что новый узбекских президент взял курс на сближение с соседями и, в частности, с Таджикистаном. К настоящему времени возобновлено прерванное 25 лет назад авиасообщение между двумя странами, активизировались торгово-экономические отношения. Обсуждается вопрос послабления визового режима.

На саммите в Эр-Рияде 21 мая состоялась первая встреча президента Шавката Мирзиёева с таджикским коллегой Эмомали Рахмоном. Однако о взаимных официальных визитах информации пока нет.



Кыргызстан: Жители Бишкека закрывают собой деревья, которые власти хотят спилить. Несколько человек задержаны
2017-06-02 11:26 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

В столице Кыргызстана на улице Токтоналиева 2 июня началась массовая вырубка деревьев. Местные жители пытаются защитить деревья, закрывая их своими телами, но милиция их задерживает и доставляет в отделение, сообщает «Заноза».


Фото «Заноза»

По ее данным, мэрия Бишкека в рамках китайского гранта запланировала реконструкцию улицы Токтоналиева: дорожное полотно шириной 7,9 метра расширят до 11 метров, чтобы эта трасса разгрузила улицу Ч.Айтматова.


Фото «Заноза»

«Мы строим четырехполосную дорогу плюс мост через Ала-Арчу. В зону строительства попадает 143 дерева. Из них 70 - больные, есть заключения энтомологов. Есть деревья, которые растут прямо на ирригации или на обочине дороги. Но есть план посадок, высадят больше, чем вырубят, - 208 крупномерных саженцев. Кроме этого, будет высажено 520 метров живой изгороди. На одном из участков мы сохраняем молодые дубы», - сообщил вице-мэр Бишкека Бакыт Дюшембиев.


Фото «Заноза»

Жильцы высказались против вырубки деревьев, а в мэрии пообещали рассмотреть возможность реконструкции дороги с сохранением зеленых насаждений. 26 мая вице-мэр Бишкека Эркинбек Исаков сообщил, что «Зеленстрой» и мэрия не подписали ни одного акта по сносу зеленых насаждений. Однако 2 июня на улице Токтоналиева деревья начали вырубать.


Фото «Заноза»

«Мэрия обещала не трогать деревья на тротуарах, но их тоже срубили. Более того, срубили то, что относится к ТСЖ», - возмущаются жильцы.

«Дорогу надо строить. Строительный сезон очень короткий. И останавливать процесс неправильно. Поэтому принято решение о вырубке деревьев. Вчера на заседании комиссии БГК мы об этом проинформировали», - сообщил Бакыт Дюшембиев.


Фото «Заноза»

Милиционеры задержали несколько самых активных бишкекчан, которые препятствуют вырубке. Среди задержанных - эколог и исполнительный директор ОФ «Инициатива Арча» Дмитрий Ветошкин и глава фонда «Городские инициативы» Раушанна Саркеева. Задержанным не предоставляют адвоката.



«Коммерсант»: Задержанная в Москве группа членов ИГ готовила серию терактов
2017-06-02 13:39 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Задержанные в Москве четверо членов так называемого «Исламского государства» (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ) готовили серию терактов в столице России, сообщает 2 июня «Коммерсант» со ссылкой на свои источники в ФСБ.



Операция по задержанию предполагаемых террористов происходила сразу по трем адресам в московском микрорайоне Ново-Переделкино. По каждому из них сторонники ИГ сняли по квартире, одну из них превратили в цех по производству взрывных устройств. В квартире, в частности, были обнаружены пятилитровые емкости с электролитом, перекисью водорода и ацетоном, которые использовались для производства инициирующей взрывчатки — перекиси ацетона; радиозвонки, провода, пакеты с гайками и саморезами. Там же находилась уже готовая самодельная осколочно-фугасная бомба, замаскированная под автомобильный огнетушитель. Внутри него была заложена так называемая смесевая взрывчатка на основе аммиачной селитры и сахарного песка, а также поражающие элементы: саморезы и гайки.

Точно такая же бомба, по данным экспертов ФСБ, была использована для теракта 3 апреля в санкт-петербургском метро. Из других квартир изъяли автоматы и гранаты.

Задержанными, а потом и арестованными Мещанским райсудом оказались грузчики, работавшие на предприятии, выпускающем кока-колу: граждане Узбекистана Фуркат Кушаев и Мухаммадюсуф Ашуров, гражданин Таджикистана Абдушукур Гулмирзаев и выходец из Дагестана Магомед Давудов. Все четверо сразу решили сотрудничать со следствием. Трое заявили, что «добровольно и осознанно» присягнули ИГ, а Гулмирзаев заявил, что в террористическом подполье не состоял.

Было установлено, что Ашуров в «Одноклассниках» познакомился со своим земляком, проживающим сейчас в Турции. Тот дал понять, что сотрудничает с лидерами ИГ, а подробности передал Мухаммадюсуфу, используя более защищенный с его точки зрения мессенджер Telegram. По Telegram через несколько месяцев переписки, в которой обсуждались религиозные темы, Ашуров дал своему новому другу байат (клятву), присягнув таким образом на верность ИГ.

Устроившись грузчиком на завод, Ашуров склонил к сотрудничеству с террористами работавших там же Кушаева, Гулмирзаева и Давудова. В частности, Ашуров рассказывал, что, якобы, боевики в Сирии живут хорошо, имеют по несколько красавиц-жен, дорогие машины и виллы. Но чтобы поехать в Сирию и даже стать командирами боевых подразделений с зарплатами от €2000, для начала требуется проявить себя в России, чтобы «заслужить уважение».

Вскоре эти грузчики получили из Турции инструкции, согласно которым они должны были совершить теракты в Москве в преддверии Кубка конфедерации по футболу. Цели предоставили выбрать самим. Вначале они хотели подорвать ресторан, в котором «едят свинину кафиры» (неверные), потом решили, что проще и эффективнее будет устроить взрыв на ближайшей к ним станции метро «Теплый Стан». После основного взрыва боевики собирались использовать против пассажиров гранаты и автоматы.

Акцию было решено провести вечером в одну из пятниц, когда на станции будет особенно многолюдно. Ашуров хотел снять саму атаку и ее последствия на видеокамеру телефона, отправить запись в Турцию и выложить в интернет. Исполнителям теракта обещали дать новые документы, деньги и билеты для вылета в Турцию.

Как передают «Ведомости», четверо задержанных подозреваются в покушении на совершение теракта (часть 1 статьи 205 Уголовного кодекса России), участии в террористической организации (ч.2 ст.205.5), незаконном обороте оружия и боеприпасов в составе организованной группы (ч.3 ст.222), незаконном обороте взрывчатых веществ в составе организованной группы (ч.3 ст.222.1) и незаконном изготовлении взрывных устройств в составе организованной группы (ч.3 ст. 223.1). Подозреваемые признали вину. Мещанский суд Москвы арестовал их 26 мая на два месяца.

Напомним, 3 апреля в метро Санкт-Петербурга произошёл взрыв, жертвами которого стали 15 человек, ещё более 50 человек получили ранения. Взрыв был квалифицирован как теракт, следствие считает, что бомбу взорвал террорист-смертник, 22-летний гражданин России, уроженец Кыргызстана Акбаржон Джалилов. Вскоре были задержаны 8 подозреваемых в причастности к теракту: шестеро в Санкт-Петербурге, двое - в Москве. Ими оказались Сейфулла Хакимов, Ибрагибжон Ерматов, Дилмурод Муидинов, Бахрам Ергашев, Азамжон Махмудов, Махамадюсуф Мирзаалимов, Шохиста Каримова и Содик Ортиков. Большинство подозреваемых являются земляками Акбаржона Джалилова, ранее проживавшего в киргизском городе Ош. Российские спецслужбы задержали также Аброра Азимова, которого считают организатором теракта, и его брата Акрама Азимова. Подробнее о них можно прочитать в материале «Кто такие братья Азимовы - «организаторы» теракта в Санкт-Петербурге? Рассказывают родственники и соседи» (http://www.fergananews.com/articles/9387).

В ходе отработки связей и контактов фигурантов дела о теракте в Санкт-Петербурге силовики вышли на шестерых человек, находившихся во Владимирской области. Двое из них были убиты во время спецоперации, четверым удалось скрыться.



К открытию выставки в Русском музее: Почему Василий Верещагин - неудобный художник?
2017-06-02 17:03 ferghana@ferghana.ru («Город-812»)

В Русском музее в Санкт-Петербурге к 175-летию Василия Верещагина открылась выставка работ всемирно известного живописца. На ней представлены 200 полотен художника, однако Илья Доронченков, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и Академии художеств, считает, что этого мало. Почему — он рассказал в интервью журналу «Город-812».

- Будет ли народ валить на Верещагина, как на выставки Серова и Айвазовского? Или это художник не для народа?

- Сначала про первых двух персонажей. Мы дожили до музейного бума, который создает наша культурная традиция и финансовая ситуация. Традиция – это когда престижно ходить на выставки, хотя мы не поднялись пока до западных образцов, когда люди своими средствами поддерживают музеи, становятся их друзьями, таким образом, получая бонусы, ездят по всему миру именно на выставки.

Интерес к Серову и Айвазовскому связан со школьной памятью и с тем, что Серов показывает красивую Россию, которую мы потеряли, а Айвазовский – великолепие морской стихии, которое у него эффектнее, чем взаправду. Важный момент для этих выставок – широта охвата. Показали всего Серова. А того, что не показали, вам знать и не надо.

Василий Верещагин (1842-1904) — русский живописец и литератор, один из самых известных художников-баталистов. Родом из дворянской семьи. Художественное образование получил в Париже. В 1867 году по приглашению Туркестанского генерал-губернатора К.П.Кауфмана приезжает в Среднюю Азию, где не только пишет картины, но и участвует в сражениях. При обороне Самаркандав 1868 году был ранен и получилорден святого Георгия 4-ой степени. Позже путешествует в Киргизию и западный Китай. Работы, написанные во время пребывания в Средней Азии, вошли в знаменитую «Туркестанскую серию». Верещагин — один из немногих живописцев, участвовавших в нескольких войнах, в частности Русско-турецкой и Русско-японской.
- Вы про картины о русской революции 1905 года?

- Конечно. Хотя, думаю, что если бы на выставке были «Солдатушки, бравы ребятушки…» и карикатуры на Николая II, то никто бы их особо и не заприметил. В любом случае экспозиции Айвазовского и Серова стали выставками-блокбастерами.

- А Верещагин?

- Верещагин, безусловно, потенциальный герой блокбастерной выставки, но, видимо, в этот раз Русский музей такую цель не ставил.

- Почему?

- Он неудобный художник, таким был при жизни, таким остается сейчас. Его обвиняли в антипатриотизме, хотя он участвовал во всех крупных военных кампаниях, которые вела Россия во второй половине XIX века. Обвиняли в неверии, хотя атеистом художник не был. Но «Евангельскую серию» 1880-х годов запретили к показу за изображение Христа как человека, а евангельской истории – как реальных событий, а не чудес. Думаю, что если бы эта серия нашлась (она рассеяна по миру) и ее бы выставили, то и сейчас нашлось бы много оскорбленных.

Верещагин парадоксален, он антивоенный баталист и антиколониальный ориенталист. Он не помещается ни в одну готовую схему. В советской истории искусства Верещагин – критик российского империализма, которым он не был.

- А кем был?

- Верещагин – сперва как молодой участник завоевания Туркестана, а потом уже признанный художник – по мере сил участвовал в «большой игре» между Россией и Англией в Средней Азии. Эта игра определяла международную политику второй половины XIX века. Проникновение России в Среднюю Азию было потенциальной угрозой британским интересам в Индии и Афганистане.


У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871 г.)

В 1873 году туркестанская серия Верещагина – еще до показа в Петербурге – выставляется в Хрустальном дворце в Лондоне. Что это, как не проявление «мягкой силы» России, предъявленной в столице геополитического конкурента? Кстати, выставка в Лондоне имела очень серьезный успех. Эта серия должна была показать и Европе, и соотечественникам, что приход России в Среднюю Азию был колониально-цивилизационным проектом. А для этого нужно было представить прежний порядок вещей как глубоко устаревший, варварский. Полная выставка Верещагина с показом восточных сюжетов была бы, я думаю, максимально востребована нашей публикой – верещагинский Восток никуда не ушел из современной повестки дня.


Двери Тимура (1872 г.)

- Что такое антиколониальный ориенталист?

- Образ Востока у Верещагина отличался от европейской традиции. Художники, работавшие в ней, представляют Восток двояко. С симпатией изображают этнографию: бедуины, верблюды, закаты над Сахарой, улицы Каира. Либо второй вариант – это запретные плоды, которых хочется дома, но буржуазная мораль воспрещает: гарем, гашиш и тому подобное. Это сказочный чувственный Восток, имеющий мало отношения к реальности.

Восток Верещагина конкретный, точный, жестокий. Художнику свойственна позитивистская потребность в конкретном знании, а его лишенная броских эффектов манера должна убеждать зрителя: я тебе правду рассказываю. Восток Верещагина – не экзотика, а реальность, очень часто устрашающая. Такова картина «Опиумоеды», изображающая завсегдатаев притона, – лучшая пропаганда против наркотиков (она принадлежит Ташкентскому музею, к сожалению, ее нет на выставке). Такова пара полотен «После удачи» и «После неудачи». Они на выставке есть, но повешены так, что теряется сама возможность увидеть их вместе, и таким образом зрителю труднее понять их исходный смысл.


После удачи (1868 г.). После неудачи (1868 г.)

- Верещагина называют художником-антимилитаристом, при этом он все время ездил на войну. В этом нет противоречия?

- В первые поездки в Туркестан Верещагин был участником российской военной экспедиции в чине прапорщика, мужественно вел себя в боях, получил орден. Но дело и в том, что и его художественный проект «Туркестанская серия» финансировался военной администрацией нового края. Другое дело, что Верещагин не просто выполнял официальный заказ. В туркестанской серии показаны не только доблесть русского оружия, но и поражения, есть и знаменитая картина «Забытый» – мертвого русского солдата клюют степные птицы. Позже Верещагин уничтожил эту картину, но предварительно сфотографировал ее, потом демонстрировал репродукции. Такая репродукция показана и на нынешней выставке.


Побежденные. Панихида по павшим воинам (1878 г.)

- Есть версия, что Верещагин был разведчиком Генштаба, поэтому так обширна география его путешествий: Средняя Азия, Балканы, Индия, Япония, США. Поэтому в своих записках он дотошно указывает расположение и численность войск противника. Поэтому неизвестны источники дохода Верещагина в некоторые периоды его жизни. Эта версия может иметь основания?

- Что называется, я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию. Притом что художник этот популярен и любим, биография его остается недостаточно изученной. Есть еще над чем работать, вероятно, и в архивах военного ведомства. Многие произведения Верещагина утрачены, многие часто меняли владельцев, и теперь их следы – особенно за границей – потеряны.

- Кроме «Забытого» Верещагин уничтожил еще две картины из туркестанского цикла – почему?

- Одна – батальная – скорее всего, просто под горячую руку попала. Другая, изображающая ритуал угощения мальчика-танцора восхищенными поклонниками, оказалась слишком неудобна для европейской общественной морали: она говорила о тех сексуальных практиках, которые XIX-й век относил к области неудобосказуемых. Верещагин, кстати, скорее всего, уничтожил ее в Париже после неодобрительного отзыва своего французского учителя Жерома, знаменитого своей гаремной эротикой.


Парламентеры. «Сдавайся! - Убирайся к черту!» (1873 г.)

- Известно, что Верещагин всех сторонился – Академии художеств, Товарищества передвижников. Демонстрировал независимость?

- В XIX веке у русских художников было две стратегии поведения по отстаиванию собственных интересов – индивидуально или внутри корпорации. Передвижники создали свой союз, чтобы сообща противостоять давлению академии и бороться за экономическую независимость. Позволю себе предположить, что Верещагину, одному из немногих русских, кто учился в западной академии, была ближе индивидуалистическая стратегия. Но эстетически Верещагин как своего рода экстремальный реалист, доверяющий своему видению и знанию, не верящий в сверхъестественное, никак не противоречит передвижникам.

- Пишут, что в XIX веке он был самым знаменитым русским живописцем за пределами России. Это так?

- Не было во времена Верещагина такой «должности» – самый знаменитый русский художник на Западе. Он был наиболее представлен на Западе, но не стал «послом русской культуры», как Тургенев, Толстой, Чайковский.


Апофеоз войны (1871 г.)

- Верещагин устраивал из своих зарубежных выставок шоу – окружал картины коврами и оружием, тропическими растениями, запахами благовоний, специально подобранной музыкой. То есть он первым стал устраивать из выставки шоу?

- Выставочная культура той поры это все предполагала. Обычная большая выставка XIX века – это квадратные километры тесно повешенных картин. Но постепенно формируются новые способы показа. Были аскетически оформленные выставки передвижников, и, когда Сергей Дягилев в 1899 году показал своих художников среди экзотических растений в кадках, это казалось дерзким открытием. Англо-американский художник Джеймс Уистлер еще в 1860-е годы пробует индивидуальную окраску стен под каждую картину, организует пространство, комфортное для восприятия отдельного произведения. То есть переходит от выставки-супермаркета к выставке-бутику. Верещагин – часть этого процесса. Я не стал бы утверждать, что он здесь лидер.


Торжествуют (1871-1872 гг.)

- Многим Верещагин напоминает военного фотокорреспондента – то есть после изобретения фотоаппарата такая реалистическая живопись уже не нужна?

- Думаю, что Верещагин использует какие-то элементы фотографического языка для усиления впечатления достоверности своих образов, и потому может казаться военным корреспондентом. Но его следует понимать не столько в связи с репортажными задачами фотографии, сколько в более сложном отношении с традицией живописи. Обычная батальная картина XIX века – это героическая сторона войны, это про славу полководца или подвиг солдата. В ней отчетливо расставлены плюсы и минусы: вот это наши, они хорошие, вот это враги – они плохие. Верещагин-баталист сложнее. Будучи настоящим патриотом, он не скрывает от своего зрителя цену войны, уравнивая врагов в смерти, как это сделано в парадоксальном полотне «Скобелев под Шипкой», где парад победителей отнесен на задний план, а на переднем лежат припорошенные снегом непогребенные тела погибших.


Высматривают (1873 г.)

В XIX веке фотография все-таки еще не приобрела статуса искусства с вытекающими отсюда последствиями – то, что изображалось на фото, принадлежало потоку реальности, приземленной повседневности. То, что писалось на холсте, словно бы вынималось из этого потока, поднималось на пьедестал. В этом отношении Верещагин снова оказывается парадоксальным и потому особенно успешным. Используя социально приемлемый жанр – батальный, – он показывает войну как страшную прозу жизни, и в этом смысле его место рядом с Толстым «Севастопольских рассказов» и «Войны и мира».

В современном мире уже не живопись, а именно фотография может обеспечить зрителю эффект присутствия и таким образом оказать на него шоковое воздействие – особенно если речь идет о верещагинских темах. Она по умолчанию претендует на достоверность, даже когда оказывается постановочной.


Киргизские кибитки на реке Чу (1870 г.)

Беседовал Вадим Шувалов



В избранное