Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Глава узбекского МИДа раскритиковал работу посольств и назвал причины нежелания инвесторов вкладываться в Узбекистан



Глава узбекского МИДа раскритиковал работу посольств и назвал причины нежелания инвесторов вкладываться в Узбекистан
2017-05-30 10:10 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов, пожалуй, впервые публично раскритиковал работу узбекских дипломатических представительств за рубежом и назвал причины, сдерживающие приток инвестиций в Узбекистан. По крайней мере, такая критика впервые обнародована пресс-службой МИДа.


Абдулазиз Камилов

Выступление Камилова 27 мая на пленарном заседании Сената было посвящено теме привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику. Глава МИДа сообщил, в частности, что он не совсем доволен работой своего министерства и узбекских загранучреждений по продвижению экономических интересов страны за рубежом.

Сразу семь послов были уволены «за слабую организацию работы, проявленную пассивность и инертность в исполнении поручений руководства страны», сообщил Камилов, но имена и страны, где работали снятые чиновники, не назвал. Кроме того, три замминистра и два начальника управления получили строгий выговор «за проявленную безответственность и халатность при исполнении должностных обязанностей».

Камилов назвал целый ряд недостатков в работе узбекских диппредставительств за рубежом и во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами Узбекистана:

- низкий уровень управления коллективом и потеря требовательности к сотрудникам в выполнении прямых обязанностей по привлечению иностранных инвестиций и увеличению объемов экспорта на внешние рынки;

- неудовлетворительная работа по налаживанию, поддержанию и расширению связей с бизнес-кругами страны пребывания;

- отсутствие эффективной системы анализа и постоянного мониторинга социально-экономической ситуации, тенденции и динамики развития отраслей экономики государства пребывания, а также приоритетов его внешнеэкономической политики. «Советники по торгово-экономическим вопросам не справляются со своими задачами по привлечению инвестиций и повышению экспортного потенциала страны. Главная причина, на наш взгляд, - недостаточный уровень профессиональной подготовки, нехватка практического опыта ведения переговоров с иностранными партнерами, неумение составлять информационно-аналитические материалы, а также слабое владение ими иностранными языками», - перечислил глава МИДа;

- отсутствие четкого и ясного распределения обязанностей между министерствами и ведомствами по вопросам привлечения инвестиций;

– необоснованное затягивание рассмотрения министерствами и ведомствами предложений зарубежных партнеров, поступающих из загранучреждений Узбекистана. Многие инициативы не находят должной поддержки, несмотря на объективную выгодность для страны, либо попросту игнорируются. По этикету нельзя не реагировать на обращения иностранных партнеров, даже если их предложения не представляют для нас интереса.

– слабая подготовка проектной документации, ТЭО и инвестиционных предложений. Качество инвестиционных проектов и предложений отраслевых ведомств и компаний Узбекистана многие зарубежные эксперты оценивают как «низкое» и «не отвечающее международным стандартам». В них отсутствуют результаты маркетинговых исследований, обоснование перспективности предлагаемых проектов, их преимущество и экономическая эффективность, не говоря уже об отсутствии общепринятых требований – указаний почтового адреса, номера телефона и факса, электронной почты.

По словам Камилова, Министерство совместно с дипмиссиями провело опрос среди имеющих опыт работы с Узбекистаном инвесторов, бизнесменов и экспертов авторитетных финансовых учреждений, чтобы выявить причины низкого уровня инвестирования в узбекскую экономику. Респонденты назвали ряд факторов, среди которых оказались –

- проблемы конвертации валюты и репатриации прибыли;

- несовершенство банковско-кредитной системы;

- слабая защищенность прав инвесторов и недостаточно эффективная судебная система;

- административно-бюрократические барьеры. Многие зарубежные компании недовольны процедурой получения лицензий и разрешений при осуществлении деятельности;

- низкие инвестиционные рейтинги.

В итоге МИД совместно с причастными министерствами и ведомствами разработал Стратегию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан на 2017-2021 годы. МИД намерен оптимизировать структуры своих диппредставительств и пересмотреть их штатное расписание на основе критического анализа, а также определить перечень ключевых стран, где в узбекских посольствах появятся торговые советники - для укрепления экономического направления. Среди необходимых мер названы работа по либерализации валютного рынка и банковско-финансовой системы, совершенствованию законодательства по обеспечению надежной защиты прав и интересов инвесторов; расширение сотрудничества с международными рейтинговыми агентствами и исследовательскими учреждениями и другие.

Отметим, что все перечисленные Камиловым причины нежелания зарубежных инвесторов вкладывать свои средства в Узбекистан не раз фигурировали в материалах «Ферганы», например, в таких: «Потеря времени, бизнеса и личной свободы, или Что ждет иностранных инвесторов в Узбекистане», «Узбекистан: Как налоговики с прокурорами давят китайских инвесторов», «Какой такой инвестор, или Голландцы, китайцы и пятьдесят миллионов долларов».



Узбекистан: Требования по оплате газа и электроэнергии ужесточили, сбором долгов займется Генпрокуратура
2017-05-30 11:20 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

С 1 июля 2017 года в Узбекистане все потребители природного газа и электроэнергии - физические лица - обязаны оплачивать счета строго до 10 числа, в ином случае они подлежат обязательному отключению от электрических и газораспределительных сетей. Юридические лица и индивидуальные предприниматели будут получать энергоресурсы только на основе 100-процентной предоплаты. Такое положение содержится в указе президента Шавката Мирзиёева от 29 мая 2017 года.



При повторном подключении ранее отключенных от электрических и газовых сетей потребителей - физических лиц будет взиматься плата в размере двух минимальных размеров зарплаты (МРЗП, равен 149.775 сумов), потребителей – юридических лиц – 10 МРЗП. Потребитель несет ответственность за надлежащую эксплуатацию и исправность приборов учета потребления энергоресурсов.

Взысканием долгов займется Бюро принудительного исполнения, созданное при Генеральной прокуратуре Узбекистана. Бюро будет отвечать за полноту и своевременность платежей за энергоресурсы, выявление, пресечение и предупреждение фактов хищений, незаконных подключений к электрическим и газораспределительным сетям, а также обеспечение безусловного исполнения судебных актов. В частности, Бюро имеет право направлять работодателям обязательные для исполнения требования об удержании с зарплаты работников задолженности за поставленные энергоресурсы в сумме, не превышающей двух МРЗП.

Будет создана Единая биллинговая система жилищно-коммунального обслуживания, услуг электро- и газоснабжения, задача которой - предоставлять достоверную информацию о состоянии взаиморасчетов с потребителями. Система будет интегрирована с электронными платежными системами и позволит потребителям получать в электронной форме данные о наличии задолженности и осуществлять платежи.

В комментарии к президентскому указу говорится, в частности, что электро- и газоснабжающими предприятиями не созданы необходимые условия для качественного оказания услуг потребителям и осуществления ими платежей, не в полной мере внедрены современные электронные платежные системы, а культура оказания услуг не отвечает современным требованиям, зафиксированы факты злоупотреблений. Об этом свидетельствуют и более 43 тысяч жалоб граждан по вопросам электро- и газоснабжения, поступивших в Народные приемные президента. В результате в течение 2016 года и I квартала 2017 года к уголовной ответственности были привлечены 665 работников системы компаний «Узбекэнерго» и «Узтрансгаз» и 36 работников Судебного департамента при Минюсте Узбекистана. Этот департамент упраздняется. Указом предусмотрено также сокращение 6562 электромонтеров по работе с потребителями АО «Узбекэнерго» и 4255 контролеров по учету и реализации природного газа АК «Узтрансгаз».

Напомним, 21 января 2017 года заместитель премьер-министра Гуломжон Ибрагимов сообщал о создании специальных групп по взысканию задолженности за газ и электроэнергию. «По взысканию долгов создана специальная группа из числа сотрудников прокуратуры, начальников милиции, налоговой инспекции, а также представителей хокимиятов (администраций). Эта группа взыщет все долги до 1 августа 2017 года», - пообещал вице-премьер.

В свою очередь, жители Узбекистана в письмах в редакцию «Ферганы» и в социальных сетях не раз жаловались, что их объявляют должниками несмотря на то, что они регулярно платят за газ и электроэнергию, которые поставляются с большими и очень раздражающими перебоями. Либо не поставляются. Но люди платят. Более того, у многих плату удерживают непосредственно с зарплат - в определённом объёме, позволяющем забыть о необходимости платить за свет и газ на несколько месяцев, а то и лет вперёд. Но внезапно к ним приходят сотрудники коммунальных служб и заявляют об образовавшейся задолженности.

О проблеме с газо- и электроснабжением в Узбекистане «Фергана» писала неоднократно, материалы на эту тему можно прочесть, пройдя по этой ссылке - https://goo.gl/PVwZ3c.



В Таджикистане вместо 16 законов впервые принят Кодекс здравоохранения
2017-05-30 15:43 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон подписал сегодня впервые принятый в республике Кодекс здравоохранения. Данный Кодекс, который заменит 16 ранее действовавших законов в сфере здравоохранения, направлен на обеспечение конституционных прав граждан на охрану здоровья.

Кодекс регулирует систему здравоохранения, порядок организации и осуществления медицинской деятельности, виды и формы медицинской помощи, финансирование и подготовку кадров этой сферы, обеспечение матери и ребенка медицинской помощью, охрану общественного здоровья, обеспечение санитарной и эпидемиологической безопасности, оказание медицинской помощи отдельным группам граждан, государственный надзор в сфере здравоохранения, права и обязанности работников здравоохранения и другие вопросы, сообщает сайт президента Таджикистана.

Кодекс регламентирует деятельность государственной, частной и народной медицины Таджикистана. В частности, он запрещает заниматься частной медицинской практикой молодым врачам, не имеющим достаточного опыта. В законе также отмечается, что «колдовство и религиозные обряды» не являются частной или народной медициной, пишет «Азия-плюс».

По данным Минздрава Таджикистана, на сегодняшний день в республике предоставлением услуг частной медицины занимается 601 субъект.



Жители Казахстана всё чаще отдают предпочтение евро перед другими валютами
2017-05-30 17:35 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Любопытная тенденция замечена в обменных пунктах Казахстана: жители страны всё чаще предпочитают покупать вместо долларов и рублей валюту Европейского Союза. В период с января по апрель 2017 года казахстанские обменные пункты продали на 70,4 процента больше евро по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

По информации Ranking.kz, чаще всего валюту единой Европы покупают в крупнейших городах Казахстана - Алма-Ате и Астане: в апреле текущего года здесь приобретено почти 62 процента всех купленных евро в стране. В частности, обменные пункты Алма-Аты продали населению в апреле 44 млн 100 тысяч евро, а обменники Астаны - 21 миллион 700 тысяч евро. Третью строчку в этом негласном соревновании занимает самая многонаселённая область страны - Южно-Казахстанская, обменные пункты которой в апреле 2017 года продали 7,5 миллиона евро. Всего с начала нынешнего года в Казахстане было продано 386,2 млн евро.

Впрочем, несмотря на значительно возросший интерес к европейской валюте, наибольшим спросом у казахстанцев продолжают пользоваться доллары США, хотя в том же апреле 2017 года их продажа в стране сократилась больше, чем на 25 процентов. Показательны и цифры. К примеру, в крупнейшем городе Казахстана - Алма-Ате - обменные пункты продали $276 млн 500 тысяч, в Астане - $67 млн 300 тысяч, а в Южно-Казахстанской области - $38 млн 500 тысяч. В целом обменники Казахстана с начала 2017 года продали населению страны $2 млрд 700 миллионов.

Интересно, что второй по популярности у населения Казахстана инвалютой является российский рубль, общая сумма реализации которого обменными пунктами составила 44 млрд 800 млн. Как и в случае с другими валютами, активнее всего его покупали в Алма-Ате. К примеру, в апреле текущего года жители южной столицы Казахстана купили 1 млрд 920 миллионов рублей. В Астане и Восточно-Казахстанской области было продано, соответственно, 1 млрд 270 миллионов и 1 млрд 290 миллионов рублей, что, впрочем, на более чем 17 процентов меньше по сравнению с прошлым годом.

Соб. инф.



В избранное