Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Казахстан: Правозащитник Рамазан Есергепов подвергся нападению, он прооперирован



Казахстан: Правозащитник Рамазан Есергепов подвергся нападению, он прооперирован
2017-05-15 09:09 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Рамазан Есергепов
Утром 14 мая в Казахстане на председателя правления фонда «Журналисты в беде» Рамазана Есергепова было совершено покушение: он получил удар ножом в живот. Об этом на своей странице в Фейсбуке сообщила руководитель фонда «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожина.

По ее словам, Есергепов направлялся поездом из Алма-Аты в Астану, где должен был встретиться с послом Литвы и ещё несколькими представителями международных организаций. В ходе предстоящих встреч Рамазан Есергепов предполагал рассказать подробности по делу задержанного в феврале 2017 года главного редактора оппозиционного издания «Саяси калам. Трибуна» Жанболата Мамая, а также подать в судебные органы жалобы на пересмотр своего дела, по которому он получил решение Комитета по правам человека ООН в свою пользу.

Но добраться до Астаны Есергепову не удалось: в поезде на правозащитника напал неизвестный и нанёс ему удар ножом в живот. Есергепов в тяжёлом состоянии был госпитализирован в больницу, расположенную возле железнодорожной станции Шу (Чу) Джамбульской области. Ему сделали операцию, после чего перевели из реанимационного отделения в стационарную палату. К счастью, жизненно важные органы задеты не были.

Розлана Таукина, президент «Федерации равноправных журналистов Казахстана» и член фонда «Журналисты в беде» рассказала, что ей звонил следователь из Шу, так как ее номер оказался последним, с кем соединялся Рамазан Есергепов до нападения. Однако узнав, что разговаривает с журналистом, следователь лишь сообщил, что с потерпевшим все хорошо.

- Пока никого не нашли. Проводник, который обнаружил Рамазана, тоже не знает, кто на него напал. Все это время он находился без сознания, но сегодня уже, может быть, что-то расскажет, - полагает Розлана Таукина.

Возможно, нападение было совершено на бытовой почве или из хулиганских побуждений. Но настораживает тот момент, что вслед за тем, как Рамазана Есергепова доставили в больницу, там появились сотрудники Комитета национальной безопасности (КНБ), которые запретили врачам сообщать какие-либо подробности о состоянии здоровья общественного деятеля.

Рамазан Есергепов – бывший редактор независимой газеты «Алма-Ата инфо». В январе 2009 года он был задержан сотрудниками Комитета национальной безопасности, а в августе того же года осуждён на три года лишения свободы по обвинению в публикации государственных секретов в статье «Кто управляет страной: президент или КНБ?». В этом материале раскрывалась схема отъема бизнеса сотрудниками КНБ из города Тараза и фигурировала внутренняя переписка между сотрудниками спецслужбы.

Освободившись, Есергепов направил жалобу в Комитет ООН по правам человека. Тот вынес решение о том, что у журналиста было нарушено право на справедливый суд. Тем не менее Казахстан до сих пор отказывается выполнять решение ООН о пересмотре дела.

Полиция возбудила уголовное дело в связи с нападением на правозащитника.

Соб. инф.



Хочешь работать водителем в России? Срочно получай российские права
2017-05-15 09:33 ferghana@ferghana.ru (Екатерина Иващенко)

С 1 июня 2017 года в России вступают в силу Поправки в закон «О безопасности дорожного движения», запрещающие работать водителями обладателям иностранных или международных водительских удостоверений. Запрет напрямую коснется мигрантов из стран Центральной Азии, причем граждане стран-членов ЕАЭС исключением в этом вопросе не являются. Это «Фергане» подтвердили в пресс-службе Департамента регистрации транспортных средств и водительского состава при Государственной регистрационной службе Кыргызстана.

А это - выдержка из ответа Госавтоинспекции России: «[С 1 июня 2017 года] не будет допускаться управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами».

Подчеркну: новое требование не касается владельцев иностранных или международных прав, которые используют автомобили в личных целях.

Мигранты о нововведении слышали, однако ни один из опрошенных мною не знал точных сроков вступления поправок в силу и, тем более, не приступал к смене водительского удостоверения.

Азамат родом из Джалал-Абада, в 2008 году приехал в Россию вместе с женой на заработки. Сначала трудился на стройке, потом грузчиком. Работа была непостоянной, платили мало. Два года назад он решил устроился в столичную грузовую компанию.

- Работать водителем выгодно, в день могу заработать до пяти тысяч рублей. Главное, не нарушать правила дорожного движения. У меня такое было дважды. Один раз отделался штрафом в полторы тысячи рублей, второй раз был суд и снова штраф. Главное, что права не отобрали, - рассказал Азамат.

О необходимости сменить права он услышал еще два месяца назад, но что делать, не знает.

- Водителем я неплохо зарабатываю, поэтому думаю, что менять права надо, - рассуждает Азамат. - Хотя они у меня - неограниченного срока действия. Может, такие и не надо менять. Я нигде не могу получить точную информацию об этом. Когда меня останавливали сотрудники ГАИ, я их спрашивал, что делать с нашими [киргизскими] правами. Мне сказали, что надо обращаться в МРЭО (Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения).

Этим все и ограничилось, никуда обращаться Азамат не стал.

Отсрочка на год вероятна

Трудовые мигранты надеются, что вступление в силу поправок, касающихся смены водительских прав, снова отсрочат. Такое развитие событий вполне вероятно. В пресс-службе Комитета по транспорту и строительству Госдумы России «Фергане» подтвердили, что поправки об отсрочке на год могут быть приняты после 16 мая, когда депутаты вернутся из отпуска. О том, что эта отсрочка необходима, 4 апреля заявлял председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев на парламентских слушаниях «Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения: правовые и морально-нравственные аспекты».

Затронув вопрос о запрете на допуск к управлению транспортными средствами при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности на основании иностранных водительских прав, Москвичев напомнил, что соответствующее ограничение вступает в силу с 1 июня 2017 года. Однако, согласно оценкам экспертов, к этому сроку российские водительские права успеет получить лишь 10 процентов от общего числа иностранных граждан, работающих на российских предприятиях пассажирского транспорта. При этом Москвичев отметил, что сейчас с иностранными правами в России работают водителями, в основном, граждане СНГ.

«Давайте подумаем над тем, чтобы продлить разрешение водить тем, кто имеет иностранные права, до 1 июня 2018 года», - предложил глава думского комитета.

Москвичев призвал профильные ведомства принять меры для обеспечения в течение ближайшего года прохождения соответствующего обучения в автошколах и проведения необходимого количества экзаменов для иностранных граждан, чтобы все работающие на российских транспортных предприятиях имели возможность получить удостоверения российского образца. Это, по мнению парламентария, будет гарантировать безопасность на дорогах и обеспечение необходимого объема пассажирских перевозок.

По оценкам председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослава Щербинина, в одной только Москве проблемы с документами могут возникнуть у 20 процентов таксистов.

— В основном, они ждут, — цитируют Щербинина «Известия». — Особенности наших таксистов таковы, что пока их не начнут штрафовать, заниматься переоформлением они не будут. Новые требования профсоюз таксистов поддерживает и считает, что они значительно сократят число нелегальных извозчиков.

— Значительная часть таксистов, особенно в Москве, имеют права Узбекистана, Таджикистана и других бывших союзных республик, - продолжает Щербинин. - При этом зачастую они не официально трудоустроены, а берут машины в аренду. Получается, что гражданин чужого государства незаконно занимается предпринимательской деятельностью на территории России. Теперь с помощью сотрудников ГИБДД будет проводиться отсев людей, которые не имеют права заниматься перевозками.

Менять права нужно, чтобы подтвердить свою квалификацию

Есть несколько причин, из-за которых водители-мигранты не смогут вовремя получить новые водительские удостоверения. Например, может выясниться, что заявитель имеет проблемы с законом или находится в розыске. Есть те, кто плохо владеет русским языком и, соответственно, не сможет сдать экзамен. Многие трудовые мигранты, несмотря на наличие у них водительских удостоверений, никогда не учились в автошколах, а некоторые не скрывает, что их права «куплены».

В какой-то мере это относится и к трудовым мигрантам из Киргизии. В этой стране самая высокая статистика смертности на дорогах среди стран СНГ (подробно об этом «Фергана» писала в статье «Смертельно опасные дороги Кыргызстана»). Причин такой ситуации в стране много: коррупция, незнание правил дорожного движения (ПДД) не только водителями, но и сотрудниками ГАИ, возможность купить права без сдачи экзаменов и избежать наказания в случае совершения правонарушения. Например, 21 апреля на одном из пешеходных переходов Бишкека были сбиты два школьника. Как выяснилось, сбивший детей водитель два года назад совершил ДТП со смертельным исходом, но избежал наказания. А 12 мая в Бишкеке два автомобиля одновременно совершили наезд на школьников, переходивших дорогу по пешеходному переходу. Один из этих водителей скрылся с места происшествия. На его машине была замечена шашка «Namba Taxi».

Но многие мигранты в России вместо того, чтобы учить правила дорожного движения, пытаются узнать, как можно получить российские права без сдачи экзаменов…

Как обменять водительские права

Получение нового водительского удостоверения может затянуться на долгий срок, потому что сначала ГИБДД России отправит запрос в соответствующие органы иностранного государства, чтобы узнать, действительно ли такой-то гражданин получал там права. Ожидание ответа может растянуться на два-три месяца.

Далее, согласно пункту 38 главы IV «Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений с 16 февраля 2016 года», обмен иностранных прав производится по результатам экзаменов - теоретического и практических. Для обмена нужно представить следующие документы: заявление; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; медицинское заключение; иностранное национальное водительское удостоверение.

«Фергана» нашла в Москве молодых людей из Киргизии, которые приехали сюда на заработки и уже обменяли киргизские водительские удостоверения на российские.

Алибек приехал в Москву из Бишкека летом 2015 года. В Киргизии он работал водителем одной из служб такси. Зарабатывал неплохо, но после женитьбы и появления детей денег перестало хватать. В Москве он тоже устроился водителем. Так как планировал задержаться в России надолго, то решил заняться получением российского водительского удостоверения.

- Права я решил обменять в 2015 году. Это была целая эпопея. Во-первых, иностранные права должны соответствовать Венской конвенции. То есть быть на трех языках и с датой окончания действия. Права в Бишкеке я получил в 2008 году и на них этой даты не было. То есть, они не соответствовали необходимым стандартам. По рассказам коллег, у многих моих соотечественников аналогичные удостоверения с неограниченным сроком действия. Именно с ними могут возникнуть проблемы. У меня отказались принимать их на обмен. Пришлось покупать билеты и лететь в Киргизию, чтобы менять их на права нового образца.

Вернувшись в Россию, я снова пошел в московское ГАИ. Кстати, обратиться можно в любое ГАИ независимо от места вашей регистрации. Перед этим надо посетить психиатра, нарколога и, сделав электроэнцефалограмму мозга (чтобы исключить эпилепсию), подготовить медицинское заключение. С ним я пришел в ГАИ, откуда отправили запрос в Киргизию, чтобы проверить подлинность моего водительского удостоверения. На это ушло три месяца.

После проверки назначают дату теоретического экзамена на знание ПДД. Если сдаешь успешно, назначают сдачу практического экзамена на площадке, потом в городе. Только после сдачи экзаменов тебе выдают российское водительское удостоверение.

Что касается расходов, то госпошлина на права составляет 2000 рублей и еще около 2000-2500 уходит на медицинские справки. Процесс обмена прав я начал в ноябре 2015 года, получил их в августе 2016-го. Мне было важно, чтобы в России мне подтвердили стаж вождения с 2008 года, все это было учтено, и я получил новые права категории В сроком на десять лет.

Нет, дать взятку нереально. Россия в этом плане не Киргизия. Да и какой смысл? Если человек - водитель, ему не составит труда пересдать экзамены на знание ПДД. Здесь все честно, тебя никто не «валит», чтобы выпросить денег, как это делается в той же Киргизии. Если не сдашь с первого раза, есть шанс пересдать. Потом выполняешь задания на площадке. Раньше было три упражнения - параллельная парковка, змейка и эстакада, теперь их вроде пять. Потом твое умение водить проверяют в городе.

Идею обмена иностранных прав на российские я поддерживаю: не хочу, чтобы из-за мигрантов с купленными правами гибли люди. В Киргизии я сам отучился в автошколе и сам сдал экзамены. Так как давно не ездил на «механике», в России перед сдачей экзамена занимался с инструктором. Цена одного урока в 90 минут - 1500 рублей. Учили хорошо, мне хватило пары занятий. В интернете есть много программ, где можно выучить ПДД, чем я и занимался вечерами после работы. Зато теперь я не беспокоюсь, что после вступления поправок в силу я останусь без работы или сутками буду стоять в очередях на обмен прав, когда начнет ажиотаж.

Канат приехал на работу в Москву в 2014 году. Права (внутренние и международные) он получил после окончания бишкекской автошколы Союза водителей.

- До ноября 2014 года кыргызстанцы могли менять права в России без сдачи практической части. Многие воспользовались этой возможностью, а я почему-то не стал. Машины у меня в Москве не было, работал я по другой специальности. В 2015 году решил стать водителем, пришлось заняться правами.

Мне кажется правильной идея легализовать свои знания ПДД в России, потому что уровень вождения в Киргизии намного ниже, чем в России. В Киргизии не уступают, обгоняют по встречной полосе, а сколько людей сбивают насмерть на пешеходных переходах! Мы ежедневно читаем об этом в СМИ.

На замену прав у меня ушло пять месяцев. В ГАИ я пошел в ноябре 2015 года, они взяли мои документы и отправили запрос о подтверждении моих прав в Кыргызстан, это занимает два-три месяца, в течение которых ты должен звонить в ГАИ и узнавать о судьбе запроса. В законах прописано, что если республика не отвечает, решение принимается территориальным подразделением автоинспекции. Ответ московское ГАИ не получило, нормативный срок истек, и начальник принял решение допустить меня к экзаменам. Мне сообщили об этом 25 января 2016 года, экзамен по теории был назначен на 5 февраля. Его я прошел успешно.

Тест показался мне сложнее за счет того, что в Киргизии нет трамвайных путей и других особенностей, а в РФ они отражены в заданиях. К теории я готовился самостоятельно, читал книги и искал задания по ПДД в интернете. Это помогло сдать тест с первого раза.

В начале марта я пошел на практический экзамен, завалил его и решил позаниматься с инструктором. Первый инструктор, бравший 1000 рублей за урок, мне не понравился. Услуги второго стоили 1500 рублей, он оказался намного лучше. Мне хватило восьми занятий, кому-то может понадобиться меньше, просто у меня давно не было практики. А в Москве экзаменаторы по практическим заданиям очень строги. Отмечу, что практический экзамен должен быть сдан не позднее трех месяцев с момента сдачи теории. Я сдал «практику» в апреле и в тот же день получил российские права.

Как показывают истории наших героев, даже несмотря на вероятную отсрочку, мигрантам, желающим продолжать работать водителями, надо уже сейчас озаботиться сменой прав. Если обменять права не получится, то придется учиться в московской автошколе. Длительность обучения на водительские права категории В составляет три месяца, стоимость - от 25 тысяч рублей.

Екатерина Иващенко



Узбекистан и Китай подписали соглашения на $22 млрд: сто пять документов по газу, энергосбережению, сельскому хозяйству
2017-05-15 10:35 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Сто пять документов на сумму более $22 млрд подписали Узбекистан и Китай в рамках первого государственного визита президента Шавката Мирзиёева в КНР, сообщает Uzdaily.Uz со ссылкой на председателя Государственного комитета по инвестициям Узбекистана Азима Ахмедхаджаева.


Шавкат Мирзиёев и Си Цзиньпин. Фото с сайта «Жахон»

Подписание бумаг состоялось после переговоров Мирзиёева и председателя КНР Си Цзиньпина, прошедших 12 мая сначала в широком, затем в узком форматах. Приветствуя своего гостя, Си Цзиньпин отметил, что в этом году исполнилось 25 лет со дня установления дипломатических отношений между Узбекистаном и Китаем, и заявил, что китайско-узбекские отношения вступают в новый этап, передаёт «Газета.Uz».

По итогам переговоров руководители двух стран завизировали совместное заявление, а в их присутствии был подписан ряд документов. В частности, в нефтегазовой сфере подписано десять соглашений на общую сумму более $5 млрд. Среди них - среднесрочный контракт на поставку природного газа в Китай и, как выразился в интервью программе «Ахборот» председатель холдинга «Узбекнефтегаз» Алишер Султанов, «очень актуальный проект по вопросам энергосбережения, уменьшения энергопотребления».

«Узбекнефтегаз» и Государственный банк развития Китая подписали соглашение о софинансировании проекта «Производство синтетического жидкого топлива на базе очищенного метана Шуртанского ГХК» на сумму $1,2 млрд, а также рамочное соглашение о софинансировании инвестиционных проектов в нефтегазовом секторе на $1 млрд.

Заместитель министра сельского и водного хозяйства Узбекистана Шавкат Хамраев сообщил информагентству «УзА» о подписании с китайскими партнерами договоров о развитии гидроэнергетики в Узбекистане, куда будут привлечены кредиты на сумму около $3 млрд. Среди подписанных документов — соглашение по проекту модернизации 299 насосных станций в Узбекистане, который обеспечит экономию электроэнергии и бесперебойную подачу воды.

Среди подписанных документов - межправительственные соглашения о техническом сотрудничестве и международном автомобильном сообщении, меморандумы о взаимопонимании в сфере ветеринарии и карантина инспекции растений, по стимулированию сотрудничества между субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства, план сотрудничества в межведомственном обмене в сфере сельского хозяйства на 2018−2020 годы и другие.

Как передаёт пресс-служба узбекского МИДа, Китай является одним из самых крупных инвесторов в экономику Узбекистана, на его счету - около $7,8 млрд инвестиций. В Узбекистане действуют более 700 компаний и предприятий с участием китайского капитала. По итогам 2016 года объём взаимного товарооборота составил $4,2 млрд. На рынке Китая есть большой спрос на произведенную в Узбекистане текстильную, сельскохозяйственную продукцию, пластмассовые изделия и многое другое.

По завершении государственного визита в Китай Шавкат Мирзиёев принял 14 мая участие в церемонии открытия двухдневного международного форума «Один пояс, один путь». Для участия в форуме в Пекин прибыли главы государств и правительств около 30 стран, а также представители почти 130 стран. В нем участвуют также Генеральный секретарь ООН, президент Всемирного банка, представители других авторитетных международных организаций, учёные, предприниматели, всего - более 1200 человек.



В Узбекистане официально объявили набор водителей, маляров и швей для работы в России
2017-05-15 11:49 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Агентство по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда Узбекистана объявило о наборе 1000 водителей, 20 маляров и штукатуров, а также представителей ряда других профессий для работы в России. Объявление размещено 13 мая на официальной странице Агентства в Фейсбуке (официальные сайты агентства и Минтруда не открываются).



Вакансии водителей маршрутных автобусов в компании «Мосгортранс» (Москва). Рассматриваются водители в возрасте 18-50 лет, имеющие среднее образование, категорию D, российские права, опыт работы по специальности от 1 года в густонаселенных пунктах, с хорошим знанием русского языка. Работа двухсменная, заработная плата – от 43.000 до 60.000 рублей. Испытательный срок – 3 месяца. Социальный пакет – оплата проживания, бензина, проезда до места работы.

Вакансии маляров-штукатуров. ООО «ДИТС» в строящемся городе Сколково (Новомосковский административный округ) набирает 20 маляров-штукатуров для выполнения отделочных работ. Требования работодателя: возраст 20-45 лет, основное образование – среднее, опыт работы – от одного года по специальности маляр-штукатур. Кандидаты должны обладать хорошим знанием русского языка, отличаться аккуратностью и дисциплинированностью. Заработная плата – 40.000-45.000 рублей, график работы с 08.00 по 20.00 часов (пять дней работы и два дня отдыха), оплата проживания и питания. Испытательный срок – 3 месяца.

Вакансии ЗАО «Вологодский подшипниковый завод». Предприятию требуются шлифовщик, токарь-полуавтоматчик, слесарь механосборочных работ, наладчик автоматических линий и агрегатных станков, наладчик станков и манипуляторов с программным управлением, слесарь-ремонтник, термист. Всего – 270 человек. Кандидаты должны обладать минимальным знанием русского языка, а именно читать и понимать. Для не имеющих квалификации возможно трудоустройство по профессиям с обучением на рабочем месте за счет завода. Работа двухсменная. Зарплата при выполнении сменного задания - до 30.000 рублей, в период обучения – 15.000-22.000 рублей.

Вакансии по профессии «швея» от предприятия «Хаска» (Астрахань). Требуются швеи, имеющие квалификацию не ниже 4 разряда (пошив верхней одежды), знание русского языка на бытовом уровне. Расходы, связанные с оформлением разрешительных документов (патента) в размере 8600 рублей, покрываются за счет работодателя. Оплата проезда из Узбекистана до места работы может покрываться работодателем с удержанием денег в течение 6 месяцев. Работа двухсменная, заработная плата при выполнении сменного задания – 20.000-40.000 рублей, возможны премиальные.

Желающим занять эти вакансии следует обратиться по телефонам в Ташкенте 214-51-87, 214-47-29, а также в региональные бюро Агентства по вопросам внешней трудовой миграции Узбекистана. Адрес: Ташкент, Алмазарский район, улица Камарнисо, дом 1.

Ранее сообщалось, что Российская Ассоциация по правовому содействию трудовым мигрантам готова в кратчайшие сроки трудоустроить в России профессиям около 3000 работников строительных специальностей и открыть в Фергане центр помощи выезжающим на работу в Россию.



Узбекистан: Доллар закрепился на отметке выше 8000 сумов
2017-05-15 13:05 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Курс доллара США на «черном рынке» Узбекистана закрепился выше 8000 сумов: на момент подготовки данного сообщения средний курс, по информации Uzdollar.Com, составляет 8010 (покупка) и 8074 (продажа) сумов. По данным источников сайта, в Ташкенте курс достигает 8200 сумов за доллар.

Официальный курс доллара в настоящее время составляет 3765.77 сума за один доллар. Последние годы он только растёт, в то время как на «чёрном рынке» наблюдаются и спады.


Скриншот сайта Dollaruz.net

Ранее «Фергана» разъясняла, что в Узбекистане действуют четыре курса валюты: официальный - устанавливается Национальным банком внешнеэкономической деятельности, отталкиваясь от назначенного Центральным банком (самый низкий курс); биржевой - определяется в ходе «торгов» на Республиканской валютной бирже Узбекистана; «клиринговый», формирующийся на товарно-сырьевой бирже; «чёрный рынок» валюты для населения и мелких предпринимателей. Когда Шавкат Мирзиёев еще был исполняющим обязанности президента, его команда анонсировала либерализацию валютной политики.


В отдельных точках Узбекистана курс доллара превышает 8100 сумов. Скриншот сайта Uzdollar.Com



В избранное