Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Люди как звери. В киргизском сегменте соцсетей звучат призывы к расправе над <<сартами>>



Люди как звери. В киргизском сегменте соцсетей звучат призывы к расправе над «сартами»
2017-05-23 21:25 ferghana@ferghana.ru (Улугбек Бабакулов)

Слово «сарт» в Кыргызстане считает оскорбительным. Используют его обычно националисты применительно к узбекам. Хотя иногда так киргиз из северных регионов республики может обозвать своего южного сородича. И хотя этимология этого слова до конца не изучена, в народном сознании в Кыргызстане часто связывается с бранным словосочетанием «сары ит» (рыжая собака). Не гнушаются открыто использовать слово «сарт» и местные СМИ. Да что далеко ходить — в киргизоязычной прессе я сам, несмотря на свои киргизские корни, не раз становился объектом нападок со стороны «наци» (переводы этих публикаций можно прочитать здесь и здесь).

Примечательно, когда в интернете пишут о главе государства, спецслужбы оперативно вычисляют пользователей, посмевших высказать критику в адрес президента. Но когда стоит вопрос об угрозе государственной безопасности из-за призывов в соцсетях к межнациональной розни, спецслужбы или делают вид, что ничего не замечают, или действительно не видят. Поэтому автор этих строк решил, как говорится, ткнуть их носом в те нехорошие тексты, которые наводняют соцсети кирнета. Тем более, что большинство таких текстов остаются за гранью внимания большинства обывателей в силу незнания государственного (кыргызского) языка. Так вот: в социальных сетях страны, в частности в Фейсбуке, часто звучат призывы к расправе над сартами. Стоит произойти в стране какому-нибудь событию, в котором замешаны узбеки, так тут же активизируются националисты, которые желают лично «вырезать инородцев».

От любви до ненависти один... нож

Согласно Википедии, сарты— общее наименование части населенияСредней АзиивXV-XIX веках. ДоОктябрьской революции1917 года название «сарт» по отношению к оседлым узбекам и отчасти равнинным таджикам употребляли преимущественно кочевые народы Средней Азии — киргизы и казахи.
В минувший четверг, 18 мая, в Ноокенском районе Джалал-Абадской области подрались молодые люди. В результате ножевые ранения получили несколько человек. Как выяснилось, пострадавшими оказались представители киргизов, а подозревают в этом узбеков. Отсюда и пошли призывы в соцсетях к расправе над узбеками. Некто Шаимбек Бекмурадович выложил на своей странице в Фейсбук пост: мол, сарты порезали четырех киргизских джигитов, доколе придется терпеть это?

Через некоторое время автор удалил свой провокационный текст. Но его успели перепостить десятки пользователей. Один из них, Эрлан Молошев, разместил эту ахинею в группе в поддержку опального политика Садыра Жапарова, сопроводив собственным комментарием следующего содержания (перевод с киргизского): «Как можно назвать эту историю? Если они не на своей земле, а на чужой такое выдворяют, разве можно ждать от них хорошего? Гнать надо их из Кыргызстана». Завершает пост хэштег #гнать_сартов.

Под самим постом развернулась бурная дискуссия. Количество комментариев перевалило за полторы сотни. Первой высказалась некая Асел Закирова, которая пишет: «Всех сартов надо уничтожить, им нельзя делать хорошее». Судя по её профилю, это не какой-то фейковый аккаунт, а вполне реальная девушка, которая получила высшее образование в Ошском госуниверситете.


Скриншот поста в Фейсбуке с призывом преследовать «сартов» (читай — узбеков)

«Дружба» народов

Фейсбукчанин Калыйнурмухаммедаалы Жусуев призывает: «Если толпа собралась, тогда сартов и милиционеров сожгите заживо!!! Другим милиционерам станет уроком».

Ему вторит некий Мирлан Абдиев: «Срочно сук сартов надо сжечь, а вместе с ними и ментов, вставших на их сторону». Судя по профилю, Абдиев имеет отношение к криминальным или правоохранительным структурам: его страница изобилует фотографиями с изображением местных криминальных типов и оружия.

Некая Гульзина Эшполотова пишет: «Сартов поддерживает власть. Такие вещи никогда по новостям не показывают». И чуть ниже: «Негодяи, сартов поддерживают, а кыргызов гнобят». Причем, эта девушка тоже вполне реальная, судя по профилю, училась в одной из школ города Оша, на своей странице выкладывает семейные фотографии.

Надо отметить непонятную жестокость именно женской части комментирующих. Мужская половина свои профили скрывает под какими-то псевдонимами, закрывает страницы. Понятно, что это одни и те же «тролли», которых можно на раз вычислить по стилю писанины. Но вот девушки, молодые мамы, которые на своих страницах хвастаются фотографиями своих детей, в комментариях под подобными постами пишут страшные вещи. Мне этого не понять.

Вот другая женщина, Гульжамал Дооронова, судя по профилю, тоже жительница южного Оша, пишет: «Сколько раз говорили не плевать и не харкать в колодец, из которого пьешь воду. Вы, узбеки, совсем растащились. Это что такое? Разве не может кыргыз на своей земле спокойно жить?». Ну, эта хоть «сартами» обзывать не стала.

Некто Анархан Арзыбаева пишет: «Не зря говорят, что сарты всегда держат камень за пазухой». В своем профиле женщина указала, что закончила главный вуз страны — Кыргызский национальный университет имени Баласагына. А вот очень интересная комментаторша, некая Eliza Kaylpbekovna, пишет, что «нашим надо было наказать сартов». Судя по её профилю, живет и работает она в Бишкеке, а с фото глядит девушка в платке, покрывающем голову на мусульманский манер.

Отдельная тема — национал-патриоты. С фото профиля некоего Эрнеста Кулубекова на нас глядит молодой человек в кыргызском ак-калпаке. А на фотографии обложки стоит маленький мальчик в таком же головном уборе, целующий флаг республики. Обычно такие пользователи считают себя патриотами и являются ярыми ультрас. Чмотрим дальше — так и есть, комментарий патриота: «Суки, б*** сарты, вы опять возбухать начали».

Эпилог

Читая комментарии в сети, с грустью замечаешь, что редкие трезвые призывы не поддаваться на провокации тонут в общем гуле негодования вроде бы образованных и верующих людей, готовых выйти на улицы и устраивать факельные шествия. Если спецслужбы, занятые слежкой за политическими оппонентами президента, прошляпят рост «национального самосознания» отдельных националистически настроенных «патриотов», то недолго придется ждать в Кыргызстане своей «хрустальной ночи».

Хотя, возможно, властям выгодно отвлекать население от социальных и экономических проблем именно такими националистическими темами. Поэтому как бы не оказалось, что сами власть имущие заказывают подобные посты в соцсетях. За таким ложным патриотизмом человек забывает о своем голодном желудке. А тем временем верхушка чиновников спокойно проворачивает свои дела. Однако, как показывает история, дергать за ниточки национальных чувств весьма опасно — последствия могут быть очень драматичными.

И да, возможно в соцсетях и в местной прессе опять начнутся националистические нападки в мой адрес. Так вот, я межнацрознь не возбуждал. Я лишь рассказал о настроениях в киргизском сегменте интернета.

Улугбек Бабакулов



Год диалога с народом: Мирабадский хоким нагрубил посетительнице и заявил, что законы знать не обязан
2017-05-23 23:46 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Хоким (глава администрации) Мирабадского района столицы Узбекистана Шухрат Пулатов нагрубил пришедшей на прием жительнице Ташкента Елене Павловой, а его помощник пытался вырвать у нее из рук телефон.


Помощник хокима Мирабадского района пытается выхватить у Елены Павловой телефон. Скриншот видеозаписи

Как рассказала «Фергане» Елена Павлова, 23 мая она пришла в народную приемную при хокимияте (администрации) Мирабадского района с заявлением, в котором просила разобраться с действиями Шухрата Пулатова, от имени которого она получила письмо со множеством ошибок и сообщением, что жители ее махалли (квартала) для проведения воды должны за свой счет купить стройматериалы и получить разрешение у жителей соседней улицы, а они не хотят его давать. Хотя улицы являются государственными и для проведения коммуникаций никакого разрешения от местного населения не требуется. Подробнее эта история рассказана в материале «Узбекистан: «Забытый» столичный тупик - сорок лет без воды и канализации».

Сотрудники народной приемной посоветовали Елене обратиться к хокиму напрямую. Зайдя к Пулатову, она стала объяснять причину своего прихода и попросила сообщить, на какие законы он ссылался, когда составлял это письмо. Хоким заявил, что он не обязан знать законы, их должны знать чиновники, которые составляют письма, а это письмо составлял не он, и вообще «я перед вами ответ держать не буду, я буду отвечать перед тем, кем надо».

Потом он вызвал представителя коммунальной службы. Когда тот приехал, Павлова решила записать его слова на диктофон, чтобы не забыть ничего важного. Но помощник хокима, увидев в ее руках телефон, потребовал убрать его в сумку. «Хотя на двери никаких предупреждений у них нет, что нельзя проносить телефон, и нет специальных ячеек с ключом, куда кладут на время телефоны, как это обычно бывает. Я спросила, на каком основании он запрещает мне пользоваться телефоном. Он стал выхватывать у меня телефон, оттолкнул, ударил. Когда я все же включила диктофон и снова спросила, по какому праву он так себя ведет, помощник закрыл свое лицо и говорит: «Я вообще никто и отвечать вам не буду. После этого я вышла и написала заявление в их приемную и приемную президента», - рассказывает Елена Павлова.

В заявлении она рассказала не только о неправомерных, по ее мнению, требованиях хокима Мирабадского района, но и об ошибках, которыми пестрело его письмо ей. Павлова оставила свое заявление в приемной президента и получила талон с номером телефона, по которому можно звонить дней через десять, чтобы узнать результат.

Напомним, что в Узбекистане 2017-й объявлен Годом диалога с народом и интересов человека. Шухрат Пулатов, возглавивший хокимият Мирабадского района в апреле 2017 года, наглядно демонстрирует способ общения, который узбекские власти привыкли использовать в общении с населением. А поскольку привычка – вторая натура, ждать от таких чиновников добровольного изменения отношения к людям не стоит.

Но все же напомним ряд требований президента Шавката Мирзиёева, изложенных им в докладе 14 января 2017 года. «Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя»; необходимо «внедрить новые эффективные механизмы и методы налаживания открытого диалога с гражданами, в том числе отчетность перед населением хокимов всех уровней, руководителей органов прокуратуры и внутренних дел»; «надо обеспечить эффективную организацию деятельности народных приемных Президента Республики Узбекистан», чтобы «обеспечить оперативное и тщательное рассмотрение обращений и решение вопросов, касающихся законных интересов граждан; «если заявитель, получив письменный ответ, не будет удовлетворен решением своей проблемы в рамках закона, то его обращение с контроля сниматься не будет».



В избранное