Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Если президентом станет Жээнбеков, что ждёт Кыргызстан? Ой, что ждёт...



Если президентом станет Жээнбеков, что ждёт Кыргызстан? Ой, что ждёт…
2017-05-26 12:41 ferghana@ferghana.ru (Улугбек Бабакулов)

На прошлой неделе, 17 мая, политсовет правящей Социал-демократической партии Кыргызстана (СДПК) выдвинул кандидатом в президенты действующего главу правительства 58-летнего Сооронбая Жээнбекова. Решение хоть и ожидаемое, но всё равно шокировавшее многих экспертов и обывателей.

Провластные СМИ кинулись убеждать читателей, что, мол, политсовет проводил совещание и обсуждение по кандидатуре, да только источники во власти нашептали, что никакого обсуждения не было. А было так — появились «двое из ларца, одинаковых с лица» и заявили: шеф сказал выдвинуть Сооронбая и «никаких гвоздей».

Ставка президента на Жээнбекова многим показалась странной: еще свежи в памяти заявления Алмазбека Атамбаева о том, что он заберет с собой старые кадры. Но мы имеем того, кого имеем.

«Рулить» предвыборным штабом Жээнбекова будет атамбаевский советник Икрамжан Илмиянов (раньше он работал водителем нынешнего президента). Это подтверждает серьезность намерений Атамбаева, который обычно направляет своего верного соратника на ответственный участок работы.

С чего вдруг выбор Атамбаева пал на далеко не молодого Жээнбекова? Понятно, что они старые друзья. Сооронбай Шарипович так же, как и Алмазбек Шаршенович, стоял у истоков создания СДПК. В принципе, на этом их схожесть и заканчивается. Но ведь, как говорится, не дружбой единой…

Но сейчас я предлагаю не ломать голову над тем, почему вдруг Жээнбеков. Давайте посмотрим с другого ракурса - а что, если Жээнбеков?

Очень хорошо высказался по этому поводу политолог Калнур Ормушев: по его мнению, избиратели достаточно хорошо знают интеллектуальный и профессиональный уровень кандидата, его волевые, морально-психологические качества. «Перед нами тот случай, когда сформировавшийся за время длительного пребывания во власти имидж политика служит ему не на пользу, а во вред», — считает Ормушев.

Бывший депутат парламента, а ныне эксперт по государственному управлению Алишер Мамасалиев отметил в комментарии «Фергане», что кандидатура Сооронбая Жээнбекова, как у него, так и у многих вызывает много вопросов.

- Во-первых, у него очень низкий рейтинг по сравнению с другими кандидатами, - считает эксперт. — Об этом свидетельствуют итоги двух соцопросов, которые проводились в марте и апреле нынешнего года. Во-вторых, в бытность Сооронбая Жээнбекова премьер-министром в Кыргызстане произошли две большие трагедии с человеческими жертвами, где немаловажную роль сыграл так называемый человеческий фактор. В обоих случаях в адрес правительства было немало объективной критики как со стороны родственников пострадавших, так и с трибуны парламента. Третий негативный фактор — провал правительства в реализации экономической интеграции Кыргызстана на рынок ЕАЭС.

Мамасалиев отметил, что глава кабмина не проявил себя как политик, имеющий собственное видение.

— Мы помним, как во время внесения изменений в действующую Конституцию второй человек в государстве практически выпал из поля зрения. Хотя именно в его компетенции находятся такие ключевые вопросы, как государственное устройство и изменение полномочий правительства. Я могу долго перечислить список претензий к Жээнбекову, но думаю, этого достаточно, чтобы задаться вопросом, по каким критериям отбирался данный кандидат в президенты.

Своя рубашка ближе к телу

Печально известный Курманбек Бакиев в бытность президентом Кыргызстана как-то, комментируя вопрос о назначениях на государственные должности своей многочисленной родни, в сердцах высказал: «Я виноват, что все они такие способные и умные? Что, им теперь не работать?». Эта бессмертная фраза полностью описывает семейственность и клановость, которые правят нашим государством.

Известный немецкий философ Георг Гегель говорил, что история имеет свойство повторяться: первый раз в виде трагедии, второй раз — в виде фарса. В случае с Жээнбековым это как раз комедия.

Старший из братьев Жээнбековых — 62-летний Жусупбек — занимает должность посла страны в Королевстве Марокко и Иорданском Хашимитском Королевстве, а по совместительству – пост посла в Королевстве Бахрейн.

Другой — 53-летний Асылбек, - до назначения Сооронбая Шариповича премьер-министром был спикером парламента, затем сложил полномочия и сейчас является депутатом от той же партии власти.

Высокую должность первого заместителя генпрокурора занимает один из племянников Жээнбекова — Кылычбек Токтогулов.

Не так давно жители Кара-Кульджинского района, откуда родом наш герой, обращались в различные СМИ с жалобами на то, что клан Жээнбековых «безраздельно властвует» в регионе. В то время Сооронбай Жээнбеков занимал пост губернатора Ошской области, а Асылбек Жээнбеков был спикером парламента.

«Они крышуют государственные должности районного уровня, не давая другим возможности проявить себя. И, по сути, руководят всей местной администрацией», - жаловались кара-кульджинцы. Они попросили создать независимую депутатскую комиссию для расследования приведенных ими фактов.

В письме жителей района приведен список родственников Асылбека и Сооронбая Жээнбековых, которые занимают различные должности в райгосадминистрации, всего десять человек. Это аким (глава администрации) Кара-Кульджинского района Султанбек Байымбетов, глава Кара-Кульджинского айыл окмоту (сельской управы) Кадыр Токтомушев (по словам кара-кульджинцев, оба - близкие родственники спикера), директора лесного хозяйства района Жыргал Жээнбеков (родной брат) и районного заповедника «Кулун-Ата» Асан Боронбаев (зять).

Еще один зять Жээнбековых - Урмат Асанбеков - возглавляет районный паспортный стол, а сват Муса Шокоев является директором лицея имени Шарипа Жээнбекова. Жумабай Шокоев (муж Майрам Жээнбековой, родной сестры спикера) работает главой водного хозяйства. Майрам Жээнбекова – главный бухгалтер образовательного ведомства Кара-Кульджинского района.

Кроме того, глава управления соцфонда Кара-Кульджинского района Жамал Шарипова приходится женой близкого родственника Жээнбековых. Районный отдел загса возглавляет близкая родственница спикера - Чынара Туратова.

По данным кыргызстанских СМИ, клан Жээнбековых породнился с не менее влиятельным кланом из Ошской области - семейством Матраимовых. Старший из братьев — Искандер, ныне депутат парламента, как несложно догадаться, от СДПК. До этого он был руководителем южного территориального представительства Государственной кадровой службы Кыргызстана. Его брат Райымбек — заместитель председателя таможенной службы. Третий брат, Тилекбек Матраимов, глава самого значимого и богатого района Ошской области - Кара-Суйского.

И наконец, приводя в пример экс-президента Бакиева, надо вспомнить, что на главу государства во внешнеполитических процессах немалое влияние имели два человека - брат и сын. А в случае прихода к власти Жээнбекова внешним игрокам придется учитывать интересы не одного-двух людей, а целых кланов.

Как разгрести угли чужими руками

Если Алмазбек Шаршенович считает, что Жээнбеков будет марионеткой в его руках, он глубоко ошибается. Если Сооронбай Шарипович и будет чьей-то марионеткой, то только своих родных и близких, которых у него, как мы видим, вагон и маленькая тележка.

Короля, как известно, играет свита. А окружение Жээнбекова - это не какие-то водители и бывшие телохранители. Это матерые интриганы от государственной службы, выдержавшие подковерные битвы с себе подобными. Они-то уж точно захотят играть первую скрипку если не в стране, то в отдельно взятом регионе. И для этого будут применены самые изощренные методы.

Нет, вы не думайте, что они будут марать свои руки. Ничего подобного. В стране, где всё и вся покупается и продается, за очень хорошие деньги можно выпустить любого из политических заключенных, которых за решетку упекла атамбаевская власть. Деньги пойдут в клановый «общак», а обозленный «враг народа» начнет атаку против своего злейшего недруга — Атамбаева.

Клан Сопрано, ой… Жээнбековых будет только потирать руки: уж они-то точно будут в шоколаде.

Хотите такое?

Улугбек Бабакулов



FIDH: Евросоюз должен убедить власти Кыргызстана немедленно прекратить преследование независимых СМИ
2017-05-26 13:06 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Европейский союз должен настоятельно посоветовать и помочь властям Кыргызстана немедленно прекратить преследование независимых СМИ, заявляет Международная федерация за права человека (FIDH – Fédération Internationale des Ligues des Droits de l'Homme), которая объединяет 178 правозащитных организаций из более чем 120 стран мира.

В заявлении FIDH, перевод которого публикует 26 мая «Заноза», говорится, что в преддверии президентских выборов, назначенных на осень, в Кыргызстане интенсифицировалось жестокое преследование правозащитников, журналистов и представителей оппозиции. FIDH и его члены от Кыргызстана – правозащитное движение «Бир дуйно», общественный фонд «Кылым шамы», правовая клиника «Адилет» - считают, что Европейский союз должен оказать влияние на власти страны.

В Брюсселе 27 мая должен состояться Диалог по правам человека между Европейским союзом и Киргизией в рамках Стратегии партнерства ЕС. Европейский союз должен использовать эту возможность, чтобы выдвинуть властям Кыргызстана требования, которые являются ключевыми для создания благоприятной и мирной предвыборной атмосферы и последующей мирной передачи власти.

К сожалению, последние события в стране дают повод для беспокойства в плане стабильности политической ситуации и последствий, которые могут последовать от расправы над критиками власти и независимыми СМИ. Преследование неправительственных организаций в Кыргызстане не просто стало обычной практикой, но продолжает усиливаться.

Всенародный референдум, проведенный в декабре 2016 года, одобрил внесение в Конституцию поправок, которые поддерживают негативное отношение к организациям, защищающим права граждан, особенно представителей меньшинств, а также тех, кто ищет защиты от властей, обращаясь в международные организации и институты.

Поправки к Конституции ограничили независимость судебной системы и усилили исполнительную ветвь власти, сократив возможности конституционного надзора над деятельностью исполнительной и законодательной властей, сделав Конституционную палату неспособной принимать независимые решения в отношении неконституционных законов.

Отсылка в Конституции к универсальным принципам прав человека заменена расплывчатыми понятиями «высших ценностей», которые могут подорвать принципы прав человека и свободы в системе правосудия Киргизской Республики. Более того, из новой Конституции убрано упоминание о приоритете международных договоров по правам человека над другими международными договорами, что означает значительное отступление.

На этом фоне идет широкое наступление на независимые СМИ, которое началось несколько лет назад, а в текущем году усилилось. 11 марта глава государства заявил, что «кучка якобы независимых журналистов, СМИ и политиков фактически требуют для себя права безнаказанно клеветать и поливать грязью неугодных им людей и, в первую очередь, всенародно избранного президента», и что истинной их целью является «дестабилизация ситуации в Кыргызстане перед предстоящими в ноябре выборами».

В марте и апреле генеральным прокурором подано несколько судебных исков против независимых СМИ, их руководителей и правозащитников на общую сумму около 700 тысяч долларов, их банковские счета и имущество арестованы, им запрещен выезд за пределы страны.

Однако 12 мая президент предложил Генеральной прокуратуре рассмотреть вопрос об отзыве исковых требований к радио «Азаттык». Это, по нашему мнению, неприкрыто демонстрирует политические цели и избирательный характер судебного преследования независимых СМИ, в то время как право на информацию и выражение мнения является отличительным признаком демократичности политической системы. Властям Кыргызстана необходимо напомнить, что свобода выражения мнения – это, в первую очередь, право критиковать власти.

Кроме того, запрет ответчикам в гражданском деле покидать территорию страны основывается только на пункте 8 статьи 46 закона «О внешней миграции», однако он находится в противоречии как с самой Конституцией, так и с Уголовно-процессуальным кодексом, которые гарантируют свободу передвижения граждан и свободу на представление их интересов юристами.

Этот закон «О внешней миграции» также противоречит Международной конвенции по гражданским и политическим правам, которая тоже гарантирует свободу для граждан покидать страну во всех случаях, когда это не связано с обеспечением национальной безопасности, общественного порядка или ограничения прав или свобод других граждан.

И особо следует подчеркнуть, что в Кыргызстане остаются безнаказанными публичные оскорбления в адрес правозащитников и представителей независимых СМИ в общественных речах или в статьях и программах провластных СМИ, причем к таким персонам можно отнести и самого президента, честь и достоинство которого защищается в судах по искам генерального прокурора.

14 мая 2016 года президент назвал имена известных правозащитников Толекан Исмаиловой и Азизы Абдирасуловой вместе с именами якобы организаторов государственного переворота и пообещал беспощадно подавлять любые попытки дестабилизировать ситуацию в стране. Однако иск правозащитников в отношении президента в защиту их чести и достоинства уже отвергнут всеми судебными инстанциями.

В связи с этим Европейский союз должен настоятельно посоветовать и помочь властям Кыргызстана немедленно прекратить преследование независимых СМИ. Европейский союз обязан настоять, что он считает свободные и независимые СМИ непременным условием и безусловным требованием для проведения свободных и справедливых выборов.

ЕС должен потребовать отозвать все иски против интернет-портала Zanoza.kg, его соучредителей Дины Масловой и Нарына Айыпа, правозащитницы Чолпон Джакуповой, общественного деятеля Риты Карасартовой и новостного агентства 24.kg, разморозить арестованные банковские счета, освободить арестованное имущество и отменить запреты на выезд за пределы страны.

Необходимо привести закон «О гарантиях деятельности президента» от 18 июля 2003 года в соответствие с международными стандартами свободы выражения мнений, а также с Конституцией самого Кыргызстана, которая не уполномочивает генерального прокурора защищать честь и достоинство президента, иначе закон оказывается сильнее и шире Конституции.

Этот закон не дает четкого определения и не разъясняет, какие признаки необходимы для защиты чести и достоинства президента страны. Необходимо привести в соответствие с международными стандартами свободы выражения мнений и статью 329 Уголовного кодекса о заведомо ложном сообщении о совершении преступления, которое было принято 17 мая 2014 года.

ЕС также должен потребовать от властей Кыргызстана обеспечить равное право всем гражданам защищать свои честь и достоинство в судах, а не только честь и достоинство президента, прекратить практику любого вида преследования правозащитников, в том числе и в судебном порядке, обеспечить физическую неприкосновенность и правозащитников, и журналистов.

Власти Кыргызстана также должны отменить чрезмерное и неоправданное вмешательство в деятельность неправительственных организаций, а также прекратить устрашение всех граждан, деятельность которых связана с защитой прав человека. Прежде всего, необходимо искоренить «язык вражды», широко применяемый в отношении правозащитников в провластных СМИ, заявляет FIDH.



В избранное