Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Наследники Довуда из таджикского Ашта: Кузнечное дело не терпит фальшивок



Наследники Довуда из таджикского Ашта: Кузнечное дело не терпит фальшивок
2016-10-26 17:59 ferghana@ferghana.ru (Азиз Рустамов)

В Согдийской области Таджикистана после 23-летнего перерыва состоялся второй Международный форум кузнецов Центральной Азии. Мероприятие прошло в конце минувшей недели на родине таджикских кузнецов – в селе Ашт Аштского района республики. В форуме приняли участие более 130 представителей этой редкой профессии, а также ученые-историки, этнографы, журналисты, музыканты и поэты, приехавшие с разных концов Таджикистана, Казахстана и России. На форум были также приглашены мастера кузнечного дела из Узбекистана, Кыргызстана и Туркмении, но по ряду технических причин часть приглашённых гостей не смогли приехать.

На родине кузнеца Ковы

Село Ашт было выбрано для проведения форума кузнецов неслучайно. Как говорит автор книги «Ворисони Коваи Охангар» («Наследники Ковы-кузнеца») Сулейман Азими, согласно народным легендам, которые были подтверждены научными исследованиями, именно из этого села был родом легендарный кузнец Кова – основоположник кузнечного дела на просторах арийской цивилизации. В ходе археологических раскопок, проведенных историками-этнографами Д.Литвинским, Е.Д.Салтовской, Н.Неъматовым в районе села Ашт – в местностях Тудаи Калон, Тудаи Хурд, Калъаи Афросиёб (Крепость Афрасиаба), – здесь было обнаружено большое количество сельскохозяйственных инструментов и бытового инвентаря, изготовленного из разного рода металлов. Они свидетельствуют о развитии в этом регионе отрасли добычи и переработки горных руд.

Селение Ашт имеет более чем 3-тысячелетнюю историю. Это селение располагалось в центре Великого Шелкового пути. Купцы останавливались здесь на ночлег в караван-сараях, реализовывали привезенные товары, покупали изделия аштских мастеров, которые были широко востребованы в других регионах и странах мира. Так изделия кузнецов Ашта попадали в Самарканд, Бухару, Фергану, Наманган, Афганистан, Пакистан, Индию, Китай, и страны Юго-Восточной Азии.

Издревле аштские мастера сочетали кузнечное дело с земледелием: весной и летом работали на поле, осенью и зимой занимались своим ремеслом. В силу того, что их товар пользовался большим спросом в крупных городах Центральной Азии – Коканде, Фергане, Андижане, Ташкенте – осенне-зимнее время кузнецы часто проводили в этих городах. Начиная со второй половины XIX века, кузнецы Ашта стали оседать в упомянутых городах, и круглый год они занимались только кузнечным делом.

- Из-за того, что кузнецы изготавливали оружие, в частности ножи, кинжалы, наконечники, стрелы, мечи, щиты, амбразуру, они пользовались большим уважением у эмиров. Военачальники в своих боевых походах часто брали их собой, чтобы на месте чинить их оружие и боеприпасы. Более того, после вхождения Центральной Азии в состав Российской империи в ходе прокладки железных дорог, соединивших Фергану и Ташкент с Оренбургом и Кисловодском, первыми на работу были приняты кузнецы Ашта, как рабочие, хорошо владеющие металлом. Теперь потомков аштских мастеров и их учеников можно встретить в разных городах России, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, Туркменистана, Грузии, Афганистана, Индии, Саудовской Аравии, Ирана, Турции и даже Германии и США. Наш форум призван консолидировать и направить их труд и мастерство на благо Таджикистана – их исторической Родины, - говорит Сулейман Азими.

Не женское дело?

В советское время только в одном селе Ашт кузнечным делом были заняты более 500 человек. Сегодня их около 130-и. Однако абсолютное большинство аштских кузнецов ныне проживают за пределами Таджикистана.

- В 1877 году только в Ташкенте в Обществе кузнецов, которым руководил известный в те времена бизнесмен, меценат, коллекционер и этнограф Акрам-полвон Аскаров, числились порядка 4560 кузнецов. Все они без исключения были уроженцами Ашта. Данная цифра говорит о том, насколько кузнечное ремесло было популярным в Центральной Азии, - отмечает один из организаторов форума, журналист Насибджон Амони.

- А встречаются ли среди кузнецов женщины? - спрашиваю Насибджона.

- Да, таких случаев очень много. Например, в городе Чуст Наманганской области Узбекистана кузнецом работает Усто Мели, а помогают ему в качестве учениц две его дочери, - говорит журналист.

Историки полагают, что женщины в древнем Хорасане, часть территории которого занимает современный Таджикистан, наравне с мужчинами занимались кузнечным ремеслом, так как еще до нашествия арабов в этом регионе существовали женские боевые отряды.

Секреты и преемственность кузнечных традиций

По преданию, кузнечное ремесло является наследием пророка Довуда (Давида), который стал наставником всех тех, кто занимается добычей и переработкой металла. Как говорят мастера, кузнечное дело включает в себя более 40 мелких ремёсел. Так, кузнец-«наълсоз» специализируется на подковывании верховых животных, «қуфлсоз» - мастер по изготовлению замков, «чархсоз» - мастер по изготовлению колес, «аробасоз» производит арбы, «мехсоз» занимается ковкой гвоздей и так далее. У кузнецов издревле существовал неписаный закон, соблюдать который должен каждый мастер и ученик. В противном случае они никогда не станут богатыми, и их труд не принесёт никому пользы. В частности, кузнец должен быть добропорядочным, вежливым, культурным, честным, благородным, щедрым, верным своему делу. Он должен соблюдать чистоту и порядок в своем дукане (торговой лавке. – Прим. «Ферганы»). Кузнец не должен лгать, пить спиртное, заниматься вероломством.

Мастер с 43-летным стажем – усто (мастер. – Прим. «Ферганы») Рахимджон Аслонов – является потомственным кузнецом. Его отец – усто Махмуд – более полувека проработал в городе Гиссаре, расположенном в 35 километрах от Душанбе – столицы Таджикистана. Усто Рахимджон 40 лет жил и работал в этом городе вместе с отцом. Они воспитали десятки учеников из числа местной молодежи, которые теперь тоже стали маститыми кузнецами. Отец и сын Аслоновы и сегодня дают мастер-классы в различных городах Таджикистана, Узбекистана и других стран СНГ.

- После распада Союза китайские промышленники начали оптом завозить и заполнять рынок своими бытовыми товарами из металла. Однако эти товары были низкокачественными и не выдержали конкуренции с нашими изделиями ручной ковки. Они же не соблюдают технологию изготовления этих предметов, их закалки, не всегда используют нужные металлы. Например, серп и нож изготавливаются из чугуна, теша (топорик. – Прим. «Ферганы») – из стали марки 45Г, которая считается сталью высшего качества. Кузнечное дело не терпит фальшивок. Но не каждый желающий быть кузнецом выдержит напряженность и тяжесть нашего ремесла. Ведь молот кузнеца может весить до шести килограммов и даже больше, - рассказывает Рахимджон Аслонов.


Просмотр изделий таджикских кузнецов. Фото автора

На форуме были продемонстрированы изделия, изготовленные кузнецами Ашта. Усто Рахимджон показывает и разъясняет: вот серп, теша, бытовой нож, а это – нож мясника, теша для плотника, мотыга хлопкороба, другая мотыга – садовода, разного рода топоры, печка-буржуйка, шпенёк, корнерезка, цепь, труба для дымохода и так далее. Каждый мастер на своем изделии ставит свой штамп, который является его брендом.

- Мой сын Рустам – выпускник Худжандского политехнического института. С малых лет он был моим помощником. Сейчас он живет в Нью-Йорке, где продолжает наше дело, работая кузнецом-сварщиком, - с гордостью говорит усто Рахимджон.

- Какие условия необходимы для развития вашего ремесла? – спрашиваю мастера.

- Как известно, в осенне-зимний период в Таджикистане вводится лимит на подачу электроэнергии. Днем свет у нас отключают. Мы вынуждены работать в ночное время. Иногда, при необходимости, используем электродвижок. Нам очень бы хотелось, чтобы руководство района выделило участок земли для строительства производственно-торгового ряда в том месте, где есть бесперебойная подача электроэнергии. Такие торговые ряды существуют, например, в Истаравшане, - говорит Рахимджон Аслонов.

Пока мы вместе с кузнецами рассматривали изготовленные ими изделия, другой мастер – усто Ахмаджон Додобаев – продемонстрировал участникам форума отцовский кузнечный мех.

- Мой прадед, дед и отец использовали этот мех, чтобы помочь разгореться огню. В случае отсутствия угля наши предки в качестве топлива использовали древесину арчи. Перед тем, как использовать ее в кузнице, дереву сначала давали погореть в течение нескольких минут. Потом огонь тушили. В результате получается хороший горючий материал, - говорит Додобаев.

Из ученика – в наставники

На форуме был проведен ритуал камарбандон или камарбаста (опоясывание, подпоясывание. – Прим. «Ферганы») – посвящения в мастера двух молодых кузнецов. Усто Акрам из Спитаменского района дал напутствие своему сыну Авазджону, а усто Гофир – сыну Курбонали. Сущность данного ритуала заключается в том, что опытные усто дают благословение молодым кузнецам, созревшим до степени мастера. Для воспитания одного мастера требуется минимум 7-8 лет, в течение которых ученик должен познать все азы и секреты кузнечного дела. После этого молодой усто имеет право быть наставником и брать учеников (шогирдов).

- Ритуал камарбандон относится к традициям представителей народных промыслов, в том числе кузнечного дела. Этот ритуал существовал в странах Центральной Азии еще в доисламские времена. С приходом ислама ритуал не только не исчез, но и оброс исламскими традициями. Все кузнецы Ашта являются приверженцами ветви джавонмарди (так называли себя члены тайных обществ ремесленников, боровшиеся против феодальной эксплуатации. – Прим. «Ферганы») течения «накшбандия» (суфийско-дервишский орден, основанный в XIV веке. – Прим. «Ферганы»), - поясняет преподаватель Таджикского госуниверситета бизнеса, права и политики, этнограф Ислом Рахимов.


Идет подготовка к ритуалу камарбандон. Фото автора

Молодому мастеру в знак укрепления силы и энергии повязывают вокруг тела кусок белой ткани. Наставник и ученик надевают новые костюмы. На подносе им приносят чашу воды, горсть соли, сияхдона (черный тмин), гармалу. По словам Рахимова, каждый из этих продуктов имеет свой символ и значение. Белая ткань, оборачивающаяся в форме треугольника на теле ученика, символизирует три основы суфизма: шариат (свод правил для мусульманина), тарикат (метод духовного познания истины), и хакикат (в суфизме – просветление, постижение божественной истины). Вода является символом чистоты. Наставник и ученик трижды обмениваются чашей с водой. Когда ученик – будущий усто – пьет воду, это означает, что он принимает условия, устав и каноны кузнечного дела. Соль является символом благодарности, верности и преданности профессии. Черный тмин и гармала появились в ритуале камарбандон с приходом ислама. Знатоки связывают их с традициями празднования мавлюда (мавлида) – дня рождения пророка Мухаммада. Также в халат ученика вкладывают половину лепешки для того, чтобы с ним всегда были богатство, могущество, счастье и удача.

- Существует книга «Рисолаи охангари» («Трактат кузнечного дела»), написанная в XI веке на персидском языке. В ней подробно описан весь ритуал камарбандон, а также устав и правила работы кузнецов. Книга «Рисолаи охангари» была любимой книгой ремесленников. В 1910 по поручению русских императоров она была переведена на тюркский язык. Теперь мы хотим перевести эту книгу на кириллицу. Все, что в ней написано, в том числе названия изделий и инструментов, понятно современным читателям, - добавил Рахимов.

Сохранить и передать

В заключение мероприятия пожилым кузнецам-наставникам были вручены памятные подарки, а они в свою очередь пожелали успехов молодым мастерам, продолжающим благородное дело предков.


Кузнецы старшего поколения благословляют молодых мастеров. Фото автора

Участники форума предложили учредить Ассоциацию кузнецов Таджикистана, которая должна консолидировать таджикских ремесленников, лоббировать их интересы. Эту инициативу поддержали все участники встречи, отметив, что задачами данного форума и создаваемой Ассоциации являются принятие шагов по сплочению кузнецов, возрождение кузнечного ремесла во всех районах и городах республики, сохранение кузнечных традиций для будущих поколений.

- В настоящее время идет процесс глобализации и расширения применения новых технологий, которые позволяют людям больше зарабатывать с меньшими затратами сил и энергии. Но изделия ручной работы были и остаются востребованными и ценными. Мастера-кузнецы не имеют больших доходов от своего ремесла. Поэтому, для того чтобы сберечь кузнечное дело и передать его грядущим поколениям, необходимо поддерживать этих людей на государственном уровне, - отметил Ислом Рахимов.

Следующий форум решили провести в административном центре Согдийской области, городе Худжанде во второе воскресенье августа 2017 года. Организаторы мероприятия хотят пригласить на него еще больше кузнецов из разных стран мира.

Азиз Рустамов, соб. инф.



В избранное