Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

В Узбекистане предпринимателям велено увеличить объемы сдаваемой государству наличности



В Узбекистане предпринимателям велено увеличить объемы сдаваемой государству наличности
2013-06-13 12:04 ИА Фергана.Ру

Как сообщает Озодлик (узбекская служба Радио Свобода), в Узбекистане органы местной власти потребовали от предпринимателей увеличить объемы сданной в государственную казну наличности – притом, что большая часть зарплат и пенсий населения перечисляется на пластиковые карты.

В качестве иллюстрации «Озодлик» публикует скриншот фрагмента спущенного ҳокимиятом (администрацией) города Зарафшана документа «Прогнозное задание на сдачу наличных денег частными предприятиями, расположенными в Зарафшане, на июль 2013 года». Документ подписан заместителем хокима (главы администрации) города, начальником городского отделения Национального банка Узбекистана (НБУ) и начальником местной налоговой инспекции. Обозначенному в документе предприятию предписано сдать в июле 3 млн сумов ($1 равен 2088 сумов по официальному курсу) наличными, тогда как обычная ежемесячная выручка этого предприятия составляет 2-2,5 млн сумов.


Скриншот «прогнозного задания». Фото Озодлик

Как объяснил на условиях анонимности сотрудник НБУ, «в месяц банк выплачивает в виде зарплат и пенсий 12 миллиардов сумов наличными. Из них только половина возвращается в банк через торговые точки. Остальные деньги население хранит у себя - на свадьбы и другие мероприятия, или везут наличность в Асаку для покупки машин».

Как сообщают источники «Озодлика», разнарядку увеличить поступления наличности получили также точки PayNet, расположенные в Ферганской области. «Областной хокимият велел мне сдавать ежедневно полтора миллиона сумов наличными, но я могу сдать только 800.000 сумов», - говорит источник радиостанции.

PayNet - единственная в Узбекистане электронная система платежей, ее сеть состоит из 25 тысяч точек по всей республике. По сведениям «Озодлика», через эту сеть в день проходит около 50 миллиардов сумов, половина из них - наличными.

Выполнить распоряжение об увеличении объемов сдачи наличности проблематично, так как в Узбекистане большая часть зарплат и пенсий перечисляется на карты. И если несколько лет назад соотношение «пластиковой» и наличной частей зарплаты составляло 50/50, то сейчас оно все чаще равно 70/30, а некоторые бюджетные организации на «пластик» получают всю зарплату. Соответственно, и платежи люди совершают больше электронные. В частности, в Ферганской области 90 процентов платежей через PayNet – безналичные.

Такая система доставляет населению немало проблем. К примеру, люди ограничены в выборе продавцов, поскольку не во всех торговых точках установлены электронные терминалы оплаты. Кроме того, зачастую магазины не принимают карты к оплате из-за «отсутствия связи с банком».


Объявление на двери магазина сети «Корзинка». Фото «Фергана»

Международное информационное агентство «Фергана»



Кыргызстан: Процесс по делу о заражении ребенка СПИДом в больнице приостановлен
2013-06-13 17:20 ИА Фергана.Ру

Тринадцатого июня на седьмом заседании суда по делу о заражении ребенка СПИДом в больнице городка на юге Кыргызстана судья решил приостановить процесс, удовлетворив таким образом ходатайство обвиняемой стороны о повторной комиссионно-судебной экспертизе донора - чтобы подтвердить наличие у донора болезни и факт заражения малыша кровью именно этого человека. Об этом «Фергане» рассказала мать пострадавшего ребенка.

По ее словам, будет проведена и почерковедческая экспертиза – чтобы установить, что донор лично подписывал анкету перед переливанием крови. Хотя во время дачи показаний донор уже подтверждал, что подписывал анкету сам.

Пострадавшая обеспокоена тем, что пока будут проводиться экспертизы, срок давности статей, по которым обвиняются врачи больницы, где произошло заражение, уже истечет, - в конце августа. Ситуация осложняется еще и тем, что донор, который участвовал в заседаниях первых двух инстанций, вновь уехал на заработки в Россию.

На предыдущем заседании, прошедшем 11 июня, по словам пострадавшей, всю ответственность за заражение ребенка было решено переложить на врача больницы, который недавно скончался от рака.

«Теперь ответственность за заражение решили возложить на умершего врача, который также работал в том же отделении переливания крови. Причем со дня его смерти не прошло и 40 дней. Заведующий отделением, который проходил главным обвиняемым по этому делу, предоставил справку, что якобы на момент переливания крови он отсутствовал в отделении, а находился на срочной операции», - рассказала пострадавшая.

«Я уже не знаю, что мне делать. Видно, что дело специально затягивают. Никакой справедливости нет. Я намерена вновь писать письма президенту, спикеру и генпрокурору, а также обращаться на телевидение», - заявила мать зараженного ребенка.

Историю этой семьи «Фергана» рассказала 13 мая в статье «Кыргызстан: Ребенка заразили СПИДом в больнице. Никто не наказан». Героиня статьи сама обратилась в нашу редакцию с просьбой о помощи.

Напомним, эта история длится уже три года. Из-за халатности врачей годовалому ребенку перелили кровь ВИЧ-инфицированного, и уже третий год его мать бьется в судах, пытаясь найти справедливость. Следователь собрал доказательную базу, провел нужные экспертизы - но судья городского суда оказался соседом главврача больницы, к матери ребенка пришли сначала с подкупом, потом с угрозами… Дело дошло до суда, но его «заматывают», и скоро истечет срок давности преступления. Врачи и лаборанты продолжают работать в той же больнице.

Поданная уже в Верховный суд апелляция была рассмотрена 27 февраля 2013 года, суд постановил, что уголовное дело не нуждается в доследовании. Дело было вновь направлено для рассмотрения в городской суд, но в ином судейском составе. Первое заседание состоялось 21 мая.

Пострадавшая вновь обратилась к нам за помощью, так как в рассмотрении дела никаких подвижек нет. Как рассказала «Фергане» мать зараженного ребенка, все заседания постоянно откладываются по различным причинам. По ее мнению, дело затягивают специально.

Международное информационное агентство «Фергана»



Корабль в пустыне и русская жена в гареме. Красоты Азии на фестивале «Кинотавр»
2013-06-13 17:55 Дарья Борисова

В Сочи завершился 24-й фестиваль «Кинотавр» - главный смотр новых российских фильмов. Среди них оказалась картина Бахтиера Худойназарова «В ожидании моря», сделанная в сложной копродукции России, Германии, Франции, Бельгии, Казахстана и Украины, а также российский фильм «Иван сын Амира» про спонтанный эвакуационный роман русской и узбека.

Снял «Ивана» режиссер Максим Панфилов – немолодой дебютант, который много лет до того трудился на ниве организации съемочного процесса, в том числе работал в команде своего старшего брата, знаменитого режиссера Глеба Панфилова. Картины эти в итоге не получили каких-либо призов, но незамеченными не остались. «В ожидании моря» - долгожданное продолжение своеобразной трилогии Худойназарова, начатой когда-то фильмом «Лунный папа» (третьим будет фильм «Живая рыба», но когда он «родится» не знает пока даже сам автор). А «Иван сын Амира», слабый по части драматургии и режиссуры, отлично снят оператором Олегом Лукичевым, да и актерские работы в нем есть весьма интересные – речь, кстати, отнюдь не о звезде российского кино Дмитрии Дюжеве, не о польской красавице Каролине Грушке. Исполнительские удачи в фильме – на счету узбекских актеров.

«В ожидании моря» - как говорится, фильм трудной судьбы. Работа над ним растянулась на шесть лет. Начать столь многосоставный проект всегда непросто – ведь каждая из стран-участниц хочет, чтобы непременно на ее территории снимали или ее актеры были задействованы. Иногда авторы чертыхаются и вписывают в сценарий линию какого-нибудь нового персонажа – француза, немца, голландца – лишь бы формально удовлетворить требованиям того или другого партнера по копродукции. Совместное производство сулит большие возможности, но на подготовку уходит уйма времени.

Так было и в случае с фильмом Бахтиера Худойназарова. А в разгар съемок режиссер еще и получил серьезную травму, свалившись с корабля на землю, работу пришлось прервать на солидный срок. Учитывая все трудности, картину ждали на «Кинотавре» с особым сочувствием. Потом справедливо говорили о том, что она во многом похожа на «Лунного папу»: такой же богом забытый поселок у воды, в каком жила героиня Чулпан Хаматовой Мамлакат. Такие же персонажи-чудаки, каждый со своим бзиком. И зыбкое ощущение окраины то же, что и в «Лунном папе», где в финале героиня улетала из родного поселка на крыше собственного дома. В новом фильме столь же сказочный финал: море возвращается туда, откуда ушло несколько лет назад. Вдруг воды обступают ржавый корабль, с бульканьем заполняют пустыню. А все потому, что один человек по-настоящему верил в чудо, маниакально тащил свой корабль по пескам, вдогонку ушедшей воде. «Надо что-то двигать! Иначе останемся без моря», - толковал месседж своей картины Худойназаров.


Кадр из картины «В ожидании моря», Kinopoisk.ru

Эта детская способность надеяться, фантазировать все так же подкупает в Худойназарове, как раньше. Герой его новой картины, капитан рыболовецкого судна, однажды вывел корабль в неспокойное море. Все сгинули в шторме, он один спасся и с тех пор мучается раскаянием. На корабле была и его молодая жена. С тех пор Марат одержим безумной идеей найти экипаж, любимую – ведь их тел так и не обнаружили. Но море отступило от поселка, его ржавый корабль торчит теперь посреди песков. Марат толкает посудину, несмотря на издевки односельчан. Ему кажется, что все пропавшие вернутся, стоит только кораблю опять качнуться на волне.

В новом фильме есть преемница Мамлакат - поселковая девушка Тамара, младшая сестра погибшей жены Марата. Она столь же смелая одиночка, непохожая на других окрестных клуш. Тамара с детства влюблена в зятя, и совершенно не скрывает своего чувства. На эту роль Худойназаров пригласил красавицу Анастасию Микульчину, а брутального и безумного капитана Марата сыграл Егор Бероев. Поселок, представленный Худойназаровым, интернациональный по составу, но все-таки с намеком на то, что располагается он где-то у Арала, в Казахстане. Больше всего там, конечно, скуластых степняков, но есть и вполне славянские физиономии – как, например, у тех же Бероева и Микульчиной, есть и немец в исполнении известного актера Детлева Бука. Условная Азия. Та же, что и в пестром вымышленном поселке Фар-Хор в «Лунном папе».


Кадр из картины «В ожидании моря», Kinopoisk.ru

На пресс-конференции в Сочи Худойназарова спросили, когда же он снимет именно про родной Таджикистан, как это было во времена его знаменитых первых лент «Братан», «Кош ба кош». «Я могу создать Таджикистан где угодно – хоть здесь, в Сочи», – заметил режиссер. Но это утверждение – полуправда, ибо после эмиграции в его картинах есть место талантливо сконструированному образу странного восточного местечка, но не конкретной страны. «В ожидании моря» можно «прочитать» не только как назидательную сказку о человеке, который верил в чудо. Тут мерещится еще и аллюзия на общее состояние апатии людей, застрявших на окраине. Они тоскуют по прошлому, когда было море, рыба. И хотят, чтобы вода вернулась. Чтобы снова можно было жить дома, своим трудом. Но ничего для этого люди не делают. Только ездят на отхожий промысел, а чудаков-пассионариев, вроде Марата, высмеивают со злобой и даже яростью.


Кадр из картины «В ожидании моря», Kinopoisk.ru

В основе сюжета картины «Иван сын Амира» отличная история. На такую редкое зрительское сердце не отзовется. И тем обиднее, что при воплощении не задействовали и десятой доли возможностей. Яркие пейзажи радуют глаз (действительно, хороши виды узбекского кишлака в горах и заснеженного приморского Севастополя), но драматизму человеческих отношений сквозь эту красотищу не прорваться… Особенно жалко Каролину Грушку – ведь изначально роль-то завидная. Ее героиня, интеллигентная ленинградка Маша, оказывается во время войны в Узбекистане. К тому моменту она уже получила похоронку на мужа-офицера военного флота. На руках двое детей, один из которых болезненно изможден после долгого пути, просто падает с ног. Невозможно найти врача в сутолоке жаркого азиатского города, но мальчишку выносит из толпы какой-то человек по имени Амир. В его большом доме Маша находит приют. Через какое-то время между квартиранткой и хозяином возникает чувство, Маша становится третьей женой Амира и рожает сына. В память о погибшем муже Маши Амир называет ребенка Иваном.


Кадр из картины «Иван сын Амира», Kinopoisk.ru

В этой части история напоминает коллизию культового фильма Бертолуччи «Под покровом небес», где героиня Дебры Уингер, эмансипированная американка, становится наложницей богатого бербера, страдает от ревности других жен хозяина, но неожиданно для самой себя обретает в отношениях с полудиким кочевником то, чего ей явно недоставало с мужем-интеллектуалом. И вот в самый неподходящий момент, когда Маша пляшет в чапане на праздничном пиру, а маленький смуглый Иван ковыляет вокруг с другими кишлачными детишками, из облака белой пыли выходит … большой Иван – бравый офицер с орденом на груди. Выжил. Разыскал жену и детей.

По части решений в сложившемся треугольнике главным становится оскорбленный муж – забирает жену, детей (своих и чужого), увозит на новое место службы, к одинокому маяку на берегу Черного моря. Играет его монументальный Дмитрий Дюжев, и о тонкости существования на экране тут речь не идет… Маше в исполнении хорошей актрисы Грушки не остается ничего другого, как болтаться между двумя мужчинами, не обнаруживая подлинного чувства ни к тому, ни к другому. Интереснейший набор для актрисы: конфликт любви и долга, любви старой и новой, материнская обида на тех, кто косо смотрит на смуглого, черноглазого ребенка. Можно было подарить исполнительнице большую роль. Ограничились внешним следованием за извилистой судьбой героини.


Кадр из картины «Иван сын Амира», Kinopoisk.ru

Чудом каким-то удалось преодолеть схематизм Бобуру Юлдашеву, исполнителю роли Амира. Кто-то верно заметил на пресс-конференции в Сочи, что там, где русский чужого со своей территории выжимает, восточный человек – принимает. Мудрость, способность примирить людей и самому смириться с обстоятельствами – интересные черты персонажа, и получился он в фильме много глубже, чем ходульный офицер Дюжева.

Юлдашев – воспитанник известного театрального режиссера Наби Абдурахманова, многолетнего руководителя Молодежного театра Узбекистана, а в кино его крестным отцом можно считать Зульфикара Мусакова. «Мальчики в небе», «Родина», «Свинец» - в основном по этим картинам Мусакова знает актера Юлдашева российская фестивальная публика. Фильмы Мусакова лиричны, полны мелодраматических поворотов, и в каждом из них даже театральная щедрость выразительных средств актера работала на обаяние истории. В фильме Панфилова Юлдашев совсем другой, юношеская эксцентрика уступила место психологической манере – скупой на внешние эффекты, но наполненной тонким пониманием героя.


Кадр из картины «Иван сын Амира», Kinopoisk.ru

Еще две хорошие работы – партии Лолы Элтоевой и Наргис Абдуллаевой, ташкентские актрисы сыграли жен Амира. Первая – звезда многих фильмов Юсупа Разыкова, Елкина Туйчиева, вторую пока больше знают поклонники театра «Ильхом». Характеры у их героинь разные: старшая жена (Элтоева) – смиренная, добрая, а вторая (Абдуллаева) еще не может не ревновать мужа к новой пассии. Ближе к финалу истории обе они заявляются в Севастополь, к Маше, с удивлением присматриваются к чужому укладу жизни, ввязываются в забавные приключения. Героиня Наргис Абдуллаевой даже обзаводится поклонником, при этом с суровым лицом актрисы происходят невероятные изменения – оно озаряется лукавой радостью, даже кокетство в нем проглядывает.

Остается надеяться, что премьера картины на «Кинотавре» как-то отзовется еще в судьбах актеров. Ведь на сочинском фестивале кино смотрят не только кинокритики, но и те, кто кино делает, – режиссеры, продюсеры.

Дарья Борисова

Международное информационное агентство «Фергана»



Французский журнал Le Point опубликовал «портрет» Гульнары Каримовой
2013-06-13 17:57 ИА Фергана.Ру

Известный французский еженедельник Le Point, издаваемый тиражом в полмиллиона экземпляров, решил составить портрет «узбекской принцессы» - старшей дочери президента Узбекистана, основного ньюсмейкера этой страны, певицы, дизайнера моды и прочая Гульнары Каримовой. Свою статью «Узбекская принцесса и диктатор» Le Point и сопровождает фотографией героини в платье а-ля «посмотрите, какие у меня трусики», в котором она щеголяла на одной публичной вечеринке в 2011 году.


Статья в журнале Le Point

«Она принимает вдохновенные позы, прикрывает глаза, томно склоняет голову, позволяет камере снимать свои плотские губы и бриллианты. Затем она затягивает свою последнюю песню. Слова, лишенные смысла. «Где день закончит бег, солнце вновь уйдет… это все судьба». Рядом с ней крайне сконцентрированный Жерар Депардье. Готов к декламации оды. И слова выходят тоже пошлые: «Простить тебя раньше я не мог, но сейчас я тебя прощаю. И до конца», - так описывается в статье совместный клип Каримовой и французского актера, который обещает ей вернуться и участвовать в съемках ее фильма о жизни монаха V-го века. «Говорят, в обмен на кошелек с 3 млн евро», - уточняет еженедельник.

«Гульнаре Каримовой ни в чем не отказывают. Она то поп-певица, то стилист моды, то владелица парфюмерных брендов и драгоценностей. Чувственная, с локонами и внешностью а-ля принцесса Диана. И такая богатая… 40-летняя узбекская принцесса, была сначала замминистра иностранных дел, затем послом в Испании, представителем при ООН в Женеве. Это старшая дочь Ислама Каримова, президента Узбекистана. Страна, которая находится в сердце Средней Азии, - культурный рай для туристов, но ад для оппонентов режима», - продолжают французские журналисты.

Особенно их поражает несоответствие образа жизни Гульнары стране ее происхождения: большая часть 30-миллионного населения Узбекистане – мусульмане.

В статье отмечают, что Гульнара развелась с мужем, когда ей было 29 лет - после десяти лет брака. «Он был мусульманином-моралистом», - скажет та, которая обожает танцевать на столах в ночных клубах посреди бутылок с алкоголем. «Она купалась в трусиках-стрингах в бассейне, при своих телохранителях», - цитирует ее мужа Le Point. – «Во время путешествия в Лондон, я видел, как она вытащила наличными 230.000 долларов, чтобы купить драгоценности. Это меня шокировало. Я спросил ее: «Откуда у тебя столько денег?» Она ответила: «А, эта мама мне дала».

По мнению еженедельника, Гульнара намерена наследовать трон своего отца: «тирану, приказавшему расстрелять Андижан, уже 75 лет и он слабеет».

Однако, отмечает Le Point, шансы Гульнары на «престол» невелики. «Она ведет свою кампанию, но при этом только мобилизует против себя почти все находящиеся у власти кланы», - подчеркивает оппозиционный журналист Шахида Туляганова в интервью Le Point. «Она хуже своего отца, у того есть хотя бы немного политического ума», - добавляет диссидент Мутабар Таджибаева.

«Это самый ненавидимый человек в стране. Она пользуется своим отцом, чтобы раздавить бизнес и всех, кто встает на ее пути», - предупреждает конфиденциальная нота американского посольства, обнародованная WikiLeaks. «Она ненасытна, - говорит один западный дипломат в Ташкенте, – как только чье-то дело начинает процветать, она старается его перехватить».

Далее французский еженедельник приводит конкретные примеры отъема бизнеса и давления. К примеру, ее первым достижением называется присвоение бизнеса ее бывшего мужа - Мансура Максуди, собственника завода Coca-Cola в Узбекистане. Максуди судится с Каримовой в американском суде за право воспитывать детей, за что ему жестоко мстят: некоторые из членов его семьи брошены в узбекскую тюрьму, другие изгнаны из Узбекистана. Завод прибрала к рукам семья Каримовых.

В этот период, Фархода Иногамбаева, личного финансового ассистента Гульнары, силой вынуждают подписать лжесвидетельство. Он не выдерживает и бежит в США, где и раскрывает темные дела своей бывшей хозяйки: обвиняет ее в перекачивании десятков миллионов долларов от узбекских фирм и создании сети поставки проституток в Дубаи. Иногамбаев до сих пор живет в страхе и просит не говорить о нем.

Нынешние сотрудники Гульнары живут в таком же страхе. Достаточно связаться с Антони Баэлом, бывшим французским жандармом, а ныне телохранителем двоих детей Гульнары, которые учатся в Лондоне. «Да, я работаю на Гульнару… Эээ нет, на посольство Узбекистана», - бормочет он по телефону.

Однако, как пишут французские журналисты, щедрая многомиллионная приманка Гульнары Каримовой все еще «лишает щепетильности тех, кто с ней общается. Хулио Иглесиас, Род Стюарт, и даже Стинг, великий защитник природы… «Она платит чистоганом», - признается парфюмер Бертран Дюшафур, создатель двух ее ароматов. Французский бизнесмен уверяет, что ничего о ней не знал, кроме того, что «она миллиардерша».


Статья в журнале Le Point

А вот как отреагировал на эту публикацию Le Point ташкентский веб-сайт «Узметроном»: «12 июня средства массовой информации, не испытывающие особых симпатий к старшей дочери президента Узбекистана, облетела новость о фотографиях «полуобнаженной» Гульнары Каримовой, опубликованных во французской газете Le Point. Фотографии действительно хорошие, как хороша на них и Гульнара Исламовна. Раскованная обворожительная, сексапильная, не стесняющаяся своего тела, с так манящим мужчин налетом холодной стервозности на лице. Да и наряд ее отнюдь не из категории вульгарных, говорить же о некоей «обнаженке» вообще глупо. Все выверено и в пределах допуска. Так, как и полагается на вечеринках или приемах подобного уровня и формата. Радоваться надо, что в Узбекистане еще сохранились женщины, которым есть, что показать! И бежать из страны, если такие женщины переведутся или же их начнут забивать камнями...»

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное