Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Авиакомпания <<Узбекистон хаво йуллари>> намерена продавать билеты гражданам Узбекистана только за доллары



Авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» намерена продавать билеты гражданам Узбекистана только за доллары
2013-06-07 15:51 ИА Фергана.Ру

С 1 июля 2013 года Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» будет продавать билеты гражданам Узбекистана только за наличные доллары США, исключение будет сделано лишь для некоторых категорий населения, сообщает ташкентский веб-сайт Узметроном. Источники «Ферганы» подтверждают эту информацию.

Возможность приобретения авиабилетов за местные деньги – сумы - сохранят только для ветеранов Второй мировой войны, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, граждан, выезжающих в командировку или на похороны родственников по прямой линии. Все остальные граждане Узбекистана будут обязаны покупать билеты за доллары США, причем оплата с валютного счета по пластиковой карте исключается – только наличными.

Напомним, в августе 2011 года правительство Узбекистана запретило продавать авиабилеты за сумы иностранным гражданам. А узбекистанцам было велено приобретать билеты за доллары США, если их пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами Узбекистана. В конце 2012 года правительство Узбекистана дало иностранным авиаперевозчикам право продавать билеты резидентам и нерезидентам республики в иностранной валюте.

По мнению аналитиков, намерение реализовывать авиабилеты только за инвалюту обусловлено пустой узбекской казной, оскудевшей ввиду резкого снижения деловой активности и бесперспективностью Узбекистана с точки зрения вложения инвестиций. Следует добавить и стабильную нерентабельность национального авиаперевозчика, которая косвенно подтверждается тем, что «Узбекистон хаво йуллари», не имея денег на техническое обслуживание имеющегося авиапарка, но имея огромные долги по приобретенным в лизинг самолетам, уже объявила о продаже на аукционе трех Airbus A-310 и трех RJ-85.

Напомним, что в Узбекистане запрещены операции в иностранной валюте, приобрести ее можно только на «черном рынке», поскольку с 1 февраля 2013 года продажа инвалюты населению разрешается уполномоченными банками только в безналичной форме.

Таким образом, меняя регламент реализации авиабилетов, узбекские власти фактически толкают граждан на преступление, влекущее уголовную ответственность.

Отметим, что с недавних пор гражданин Узбекистана не может купить за сумы железнодорожный билет, к примеру, по маршруту Ташкент-Москва-Ташкент, можно только по маршруту Ташкент-Москва. Обратный билет он обязан приобрести уже в Москве и, соответственно, не за сумы. За иностранную, а не за местную валюту, в стране давно продают американские автомобили узбекской сборки. За валюту, а не сумы, в республике осуществляются и все имущественные сделки купли-продажи.

Международное информационное агентство «Фергана»



Сергей Абашин: Ошские события - на перепутье забвения. В преддверии годовщины
2013-06-07 18:44 Сергей Абашин

Сергей Абашин - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук, - размышляет об уроках и предостережениях кровавых событий июня 2010 года на юге Кыргызстана.

* * *

В эти дни исполняется третья годовщина начала конфликта в Оше и Джалал-Абаде, который привел к массовой гибели людей и колоссальным разрушениям их имущества, не говоря о психологических и физических травмах. Все поминальные ритуалы с тех пор уже проведены, дома восстановлены, раны подлечены. Кажется, жизнь вернулась в прежнее, доконфликтное русло. О событиях 2010 года сегодня говорят все реже и реже, новые информационные поводы вытеснили произошедшую трагедию из повседневного публичного воспоминания и обсуждения. Означает ли это, что произошла полная или почти полная нормализация восприятия истории трехлетней давности, обиды забыты, виновные наказаны, пострадавшие получили компенсацию, а власти Кыргызстана, общество и международные институты вынесли правильные выводы и уроки?

Увы, если обратиться к фактам, положение дел не вызывает такого оптимизма. Да, проведены расследования, виновные вроде бы наказаны. Но посмотрим на цифры: среди погибших 70 процентов узбеков и 30 процентов киргизов, среди осужденных картина в точности наоборот - почти 75 процентов узбеков и почти 25 процентов киргизов по национальности. Эти официальные цифры явно говорят о несправедливом распределении ответственности за содеянное.

Самый резонансный случай - с осуждением Азимжана Аскарова. Несмотря на многочисленные заявления правозащитников о нарушениях в расследовании и ведении суда, Аскаров по-прежнему находится в тюрьме. Многие лидеры узбекской общины вынуждены были покинуть страну, опасаясь столь же небеспристрастного уголовного преследования. Из чиновников же, которые в то время управляли в регионе и в стране, не только никто не был наказан, а наоборот - многие или сохранили свои прежние должности, или даже повысили свой статус.

Да, пострадавшие материально, - а это, что никто не отрицает, были в основном узбеки, - получили компенсацию за разрушение своего жилья и смогли восстановить часть потерянного имущества. Это нельзя не оценить положительно, хотя можно вспомнить и то, что значительную часть средств целевым образом выделили международные организации и другие страны. Но решены ли все споры и удовлетворены ли все требования?

Боюсь, что нет. Вместе с цифрами миллиардов сомов, потраченных на восстановление домов, существуют многочисленные, никем официально не подсчитанные, случаи нелегального захвата бизнеса, который принадлежал лицам узбекской национальности, и вполне легальные попытки выселения узбеков из исторического центра на городские окраины под предлогом реконструкции инфраструктуры. Разумеется, не все такие факты продолжающегося притеснения являются целенаправленной политикой государства, но то, что государство не способно, не может или не хочет защитить людей и их интересы, оптимизма вовсе не добавляет.

Печальными являются сообщения о массовом выезде узбеков за пределы Кыргызстана, о выезде, который в последние три года приобрел огромный масштаб. Впрочем, уезжают массово и представители других национальностей, и киргизы тоже - в основном в поисках зарубежного заработка. Поэтому, строго говоря, назвать эмиграцию результатом только конфликта 2010 года неправильно. Но невозможно не видеть, что узбеков психологически, а иногда и физически дополнительно подталкивает к выезду в том числе непростая обстановка, которая сложилась после тех событий.

Перечисляя эти обстоятельства, я не хочу сказать, что в Кыргызстане вовсе ничего не изменилось за три года. Необходимость продолжать совместную жизнь заставляет людей забывать взаимные личные претензии, как-то взаимодействовать в повседневном быту, поддерживать и даже развивать отношения. Но вопрос нельзя свести только к спору о конкретных случаях произвола и несправедливости по этническому признаку, которые фиксируются правозащитниками и журналистами, или к демонстрации противоположных примеров, показывающих постепенное преодоление взаимного постконфликтного отчуждения. Я ставлю вопрос о том, решены ли или решаются ли фундаментальные, структурные изъяны в устройстве кыргызстанского общества, которые стали условием произошедшего конфликта?

Вряд ли будет сильным преувеличением сказать, что узбекское меньшинство на юге Кыргызстана было подвергнуто двойной репрессии - физической и моральной, а затем и символической. Неверно объяснив конфликт «сепаратизмом», руководство страны, поддержанное практически всей элитой, вместо того, чтобы думать о включении, стало разрабатывать и вводить всевозможные формальные и неформальные меры дальнейшего исключения этого меньшинства, - именно как меньшинства, - из политического поля. Представительство второй по численности этнической общины в различных органах власти так и осталось минимальном, намного ниже ее доли в составе всего населения. Резко сократилось число узбекоязычных СМИ, образовательных и культурных учреждений. Одной из главных государственных стратегий, согласно принятой концепции «этнической политики и консолидации общества», стало более широкое внедрение в учебный процесс и административную практику киргизского языка, следствием чего, как я полагаю, будет не «интеграция» меньшинства, а усиливающаяся маргинализация узбекского языка и узбекской идентичности, то есть, растущая структурная диспропорция между этническим большинством и меньшинством.

Умение говорить по-киргизски само по себе не облегчает существование меньшинства, именно как меньшинства, в обществе, не позволяет занять то место в нем, которое оно должно занимать в силу хотя бы своей численности. Для того чтобы внедрение языка не превращалось в попытку, прямо скажем, безнадежную, ассимиляции узбеков, а было по-настоящему интеграцией, необходимо гораздо более решительное переосмысление того, чем является кыргызстанское общество, - обществом этнических киргизов или единой нацией всей граждан страны, в которой все этнические особенности меньшинств имеют равное право на существование. В последнем случае единство должно сохраняться не навязыванием всем каких-то специфических черт одной из, пусть и самой большой и «титульной», групп, а поиском таких особенностей, которые действительно были бы общими и интересными для всех.

Хотя дискуссии на указанные темы ведутся в Кыргызстане, и даже в официальных документах говорится о «гражданской» основе единства общества, я все же не вижу пока существенных подвижек после 2010 года в направлении серьезного осмысления произошедшего и выработки разумных, сбалансированных, но в то же время сильных шагов с тем, чтобы снизить несправедливость и предотвратить дальнейшие негативные процессы. Я вижу лишь стремление забыть, вытеснить проблему умолчанием или общими словами и пожеланиями.

Испытывая искреннюю симпатию в Кыргызстану, его людям и культуре, я вынужден, тем не менее, признать, что власть и экспертное сообщество Кыргызстана демонстрируют свою слабость, неумение и нежелание подняться над своими узкогрупповыми, в самых разных измерениях, интересами и представлениями. Я полагаю, что нет никакого злого умысла в том бездействии, которое можно наблюдать, но отсутствие такого умысла не является смягчающим фактором, даже наоборот - бессилие и неспособность сформулировать и отстаивать ясную позицию выглядит доказательством еще более фатально-пессимистических прогнозов на будущее.

К сожалению, сложившееся положение дел стало возможным при двух условиях. Во-первых, международное сообщество, несмотря на работу комиссии, которая получила мандаты ООН и ОБСЕ, так и не смогло сформулировать консолидированную позицию и программу действий в отношении зафиксированных и этой комиссией, и другими организациями очевидных и вопиющих фактов нарушения прав человека. Неожиданно острая конкуренция мировых держав за влияние в Кыргызстане сделала события 2010 года неудобным эпизодом, о котором все решили забыть.

Во-вторых, соседний Узбекистан фактически отказался публично обсуждать тему «узбекской диаспоры» в Кыргызстане, решив, что издержек возможной политизации этой проблемы окажется для самого Узбекистана намного больше, чем моральных и эмоциональных выгод. По сути дела, отсутствуют или мало себя проявляют серьезные внешние ограничители или возможные инициаторы для тех или иных решений и действий, которые власти Кыргызстана не в состоянии принять самостоятельно.

Третья годовщина конфликта на юге Кыргызстана наступает вовсе не на фоне стабилизации в регионе и в мире. Кризисные явления усиливаются везде, все больше стран испытывают разнообразные трудности и вступают в полосу внутренних дрязг и даже войн. В этой перспективе события в Кыргызстане кажутся уже небольшим и, может быть, незначимым эпизодом, который уже ушел в прошлое. Однако прошлое порой имеет свойство возвращаться и наказывать за невыученные уроки.

Институт Алишера Навои



Еще раз о банковской системе Узбекистана: С получателей денежных переводов Western Union стали взимать «комиссию»
2013-06-07 20:47 ИА Фергана.Ру

Как только что стало известно «Фергане», в начале июня текущего года ОАКБ «Капиталбанк» (Узбекистана) преподнес своим клиентам пренеприятный сюрприз. Теперь при получении денежных переводов по международной системе моментальных переводов Western Union с них взимается комиссия.

О том, что за полученные из зарубежья валютные отправления в некоторых банках отныне взимаются проценты, в редакцию нашего издания сообщили несколько обескураженных ташкентских жителей. Все они обслуживались в ташкентских офисах «Капиталбанка».


«Сегодня (7 мая 2013 г. - прим. ред.) из Германии, где проживает моя дочь, я получила 197 долларов США вместо отправленных ею 200. С меня при получении взяли 3 доллара в качестве комиссионных. Разве это нормально?» - возмущенно говорит пенсионерка Валентина Ивановна (имя изменено).

«Отцы-основатели коммунизма в свое время мечтали об отмене денег. Их мечту шаг за шагом начал осуществлять Центральный банк Узбекистана. Наверное, во всем мире нет аналога уникальной банковской системе, созданной в этой стране. В этой системе нет места привычным и нормальным для подавляющего большинства стран отношениям между финансовыми институтами (к которым относятся коммерческие банки) и вкладчиками или потребителями кредитных продуктов...»

Из статьи Максима Бейлиса «Экстремальный банкинг, или Деньги запрещены»
По словам пожилой женщины, на все ее вопросы относительно законности подобного шага со стороны банкиров, те только пожимали плечами, ссылаясь на некие негласные инструкции Центробанка.

Ни по телефонам доверия, ни на сайте главного узбекского финансового учреждения найти интересующую нас информацию о введенном новшестве, противоречащем международным стандартам при совершении денежно-валютных операций, нам не удалось.

В одном из столичных филиалов «Капиталбанка» категорически отказались от комментариев, переадресовав вопросы к руководству, а в ответ на просьбу соединить с начальниками просто положили трубку.

В «Ипотекабанке» сообщили, что пока такие неудобства для клиентов наблюдаются лишь в офисах «Капиталбанка», однако, заявили, что сведениями об истинных причинах происходящего не располагают. «Да, в «Капиталбанке» велено снимать проценты с полученных денег, - подтвердила сотрудница «Ипотекабанка», - с суммы до 200 долларов за услуги взимается 3 у. е., а если выше - 5».

Впрочем, некоторое время назад «Ипотекабанк» частично перестал обслуживать систему Western Union, а по другим системам денежных переводов работает без комиссии. «Просто нам с начала июня было рекомендовано заблокировать доступ к работе со странами СНГ через Western Union, так что мы пока продолжаем работать с оставшимися системами денежных переводов по принятым ранее схемам и без каких-либо осложнений».

Злые языки под «экспериментальным» банковским «ноу-хау» видят все то же стремление со стороны узбекского ЦБ любым способом отыскать деньги для вконец обнищавшего бюджета, даже не побрезговав при этом залезть в карманы своих рядовых граждан.

Нешуточный «сюрприз», преподнесенный клиентам «Капиталбанком» в виде взимания платы за уже оплаченные при отправлении денежные переводы по линии Western Union, - есть первый тревожный сигнал о болезни финансовой системы страны, считают специалисты.

Он опасен тем, что такая порочная практика в скором будущем может перекинуться и на деятельность других банков, став своеобразной «эпидемией».

Подобные завуалированные «игры без правил» на узбекском финансовом рынке, помноженные на множество негласных «инструкций» и «циркуляров», рождаемых в коридорах власти, подрывают кредит доверия населения к банкам, обостряя и без того напряженный социальный накал и тиражируя слухи.

После официальной отмены продажи наличной валюты еще свежи в памяти заверения сотрудников «Капиталбанка» о том, что «никаких изменений в порядке выдачи денежных переводов нет и не предвидится в перспективе».

«Комиссия за выдачу денежного перевода с получателя денежного перевода не взимается» - такое сообщение до сих пор висит и на официальном сайте компании Western Union.

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное