Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Кыргызстан: <<Фергана>> обжалует решение Межрайонного суда и просит провайдеров разблокировать веб-сайт



Кыргызстан: «Фергана» обжалует решение Межрайонного суда и просит провайдеров разблокировать веб-сайт
2013-04-09 09:43 ИА Фергана.Ру

Бишкекский адвокат Нурбек Токтакунов, представляющий интересы информагентства «Фергана.Ру» в деле о незаконной блокировке нашего веб-сайта в Кыргызстане, 5 апреля направил апелляционную жалобу в Бишкекский городской суд. Он просит отменить решение судьи Межрайонного суда Бишкека Бермет Карагуловой, которая 27 марта прекратила процесс о блокировке «за истечением срока исковой давности». Полный текст жалобы доступен здесь (текст в формате PDF).

Одновременно Токтакунов направил интернет-провайдерам Кыргызстана письмо с просьбой «устранить длящееся до сих пор нарушение законности, выражающееся в ограничении доступа к информационному ресурсу «Фергана.Ру». Основанием для письма стал тот факт, что глава Госагентства связи (ГАС) по сути разрешил провайдерам снять блокировку нашего сайта.

Приводим полный текст письма адвоката Токтакунова провайдерам.


Адвокат «Ферганы» направил письма всем интернет-провайдерам

«Настоящим письмом свидетельствуем вам свое почтение и ставим в известность о вынесенном определении Межрайонного суда г. Бишкек от 27.03.2013 года (судья Карагулова Б.Б.) о прекращении производства по делу об оспаривании действий Государственного агентства связи при Правительстве КР по устранению препятствий в доступе к сайту «Фергана.Ру» на информационном пространстве страны.

21 февраля 2012 года со стороны Государственного агентства связи при Правительстве Кыргызской Республики в ваш адрес было направлено письмо, содержание которого заключалось, в принятии мер по блокированию сайта «Фергана.Ру» во исполнение постановления Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызской Республики от 09.06.2011 года №567-V «Об информации временной депутатской комиссии по выявлению и расследованию обстоятельств и условий, приведших к трагическим событиям, произошедшим в республике в апреле-июне 2010 года, и даче им политической оценки». Согласно письму, представленному вами на судебном заседании от 24.02.2012 года, с вашей стороны приняты меры по блокированию сайта «Фергана.Ру».

На судебном рассмотрении дела представители Государственного агентства связи заявили, что письмо, направленное в ваш адрес, носило исключительно рекомендательный и информационный характер о доведении до вашего сведения о принятом нормативно-правовом акте. К тому же, директор Государственного агентства связи при Правительстве КР господин Кадыркулов А.А. в интервью информационному агентству «Вечерний Бишкек» высказал мнение, что «операторы сейчас имеют право разблокировать сайт, а мне вообще все равно».

Учитывая вышеуказанные доводы, просим вас устранить длящееся до сих пор нарушение законности, выражающиеся в ограничении доступа к информационному ресурсу «Фергана.Ру» вне законной процедуры и распорядиться о разблокировании сайта. В противном случае мы будем вынуждены обратиться в судебные органы за защитой нарушенных прав Информационного агентства «Фергана.Ру».

Напомним, блокировать веб-сайт «Фергана.Ру» в Кыргызстане начали в феврале 2012 года. Этот процесс был запущен после решения парламента республики, а также распоряжения правительственного агентства связи. Редакция «Ферганы», а также многочисленные авторитетные местные и международные эксперты в области медиа и права считают это решение не имеющим никакого логического и правового основания. О том, что «сайты закрывать нельзя», заявляли и бывший, и нынешний президенты Кыргызстана.

Международное информационное агентство «Фергана»



США расширят обмен разведданными со службами национальной безопасности стран Центральной Азии
2013-04-09 10:23 ИА Фергана.Ру

Глава Центрального командования США генерал Джеймс Мэттис (James Mattis) велел сотрудникам американской разведки наметить круг «информационных продуктов» для предоставления их «наиболее доверенным партнерам» в регионах, включая страны Центральной Азии, передает Eurasianet

«В ходе моих поездок по территории, входящей в сферу ответственности Центрального командования, и ознакомления с новыми перспективными инициативами и рисками, которые представляют собой многочисленные опасности и проблемы, ко мне обращались руководители военных структур регионов с просьбой о расширении обмена разведывательной информацией между нашими военными ведомствами. Многие из них выказывают решимость в плане принятия жестких решений и направления ограниченных ресурсов в приоритетном порядке на задачи, связанные с оказанием отпора противнику, стремящемуся дестабилизировать ситуацию в их странах и использовать их территорию для планирования и организации нападений на США», - рассказал Джеймс Мэттис, выступая перед Конгрессом США.

По его словам, он распорядился, чтобы разведывательное сообщество приступило «к разработке круга соответствующих продуктов для наших наиболее доверенных партнеров в восточной части Средиземного моря, на Аравийском полуострове, в странах Центральной Азии, а также в Южной Азии в качестве стандартной процедуры, а не исключения из правил. В этом меня поддерживает внимание, которое уделяется данным вопросам Управлением национальной разведки». По мнению Мэттиса, обмен разведданными позволит «сплотить фронт против нашего общего врага и укрепить доверие со стороны наших партнеров из числа зарубежных государств. Мы благодарны нашему разведывательному сообществу за гибкий и находчивый подход, с помощью которого оно помогает развить нашу деятельность по срыву замыслов противника».

Говоря о Центральной Азии, генерал отметил, что перед этим регионом стоят угрозы, исходящие из приграничных районов Афганистана, и военная помощь Центрального командования США сосредотачивается на укреплении потенциала в борьбе с вооруженными экстремистами.

«Мы привержены задаче недопущения использования вооруженными экстремистскими формированиями территории Центральной Азии в качестве базы для террористических операций, а также задаче укрепления связей, основанных на общем понимании угроз со стороны террористических, криминальных элементов и наркотрафика. Военная помощь сосредоточена главным образом на укреплении потенциала в борьбе с терроризмом», - сообщил Мэттис.

Он дал понять, что в категорию «доверенных партнеров», которые могут рассчитывать на получение содействия со стороны разведслужб США, может войти Узбекистан.

«Наши взаимоотношения с Узбекистаном продолжают целенаправленно и сбалансировано улучшаться, что диктуется соображениями региональной безопасности, расширения Северной сети поставок и взаимной выгоды. Сотрудничество в сфере безопасности служит задаче расширения доступа и роста влияния США на процесс становления и развития взаимодействия в гуманитарной и демократизационной областях. Недавно нами были подписаны новые соглашения о предоставлении новых важных возможностей в поддержку Афганистана. Мы рассчитываем, что это сотрудничество будет постепенно, шаг за шагом, развиваться во имя отражения общих угроз в сфере безопасности», - сказал Мэттис.

Пока неизвестно, что будут представлять собой эти «информационные продукты» и каково их потенциальное воздействие. В лучшем случае, предоставление разведданных о подлинных внешних угрозах может подтолкнуть службы и госкомитеты национальной безопасности Центральной Азии сместить приоритеты с борьбы с политической оппозицией на настоящие угрозы в сфере безопасности. Однако представляется гораздо более вероятным, что руководство центральноазиатских республик использует полученные разведданные в целях, представляющих для него наибольший интерес, а именно – для сохранения собственной власти, отмечает «Eurasianet».

Тем временем в новом выпуске обозрения Jane's Intelligence Review опубликована статья «Поговорим о пробелах – Проблемы вакуума в сфере безопасности в Центральной Азии» (Touching the void - Security vacuum issues in Central Asia). Ее автор Роджер МакДермотт (Roger McDermott) отмечает, что центральноазиатские разведывательные агентства – довольно проблематичные партнеры, в лучшем случае бесполезные, в худшем – представляющие собой инструмент подавления.

«Разведывательные агентства центральноазиатских республик объединены общим происхождением и подходом к своей деятельности. Они вышли из главного органа безопасности советских времен - КГБ, и в большинстве случаев не претерпели особых изменений. Общие корни пропитывают собой всю деятельность данных разведывательных структур и отношение к ним как к стражам режима. Данная отличительная особенность весьма важна, поскольку сотрудники разведок центральноазиатских государств блюдут главным образом интересы правящего режима, а не сосредоточены на отражении угроз государству. Лишь Казахстан разделил свои службы внешней и внутренней разведки, отойдя от привычной практики концентрации власти в руках единого ведомства. Тем не менее, наследие советских времен, оказывающее влияние на функционирование означенных структур, проявляется в целом ряде таких их слабых мест, как недооценка открытых источников информации и тенденция устраивать сенсацию из докладов правительству.

От западных коллег эти структуры отличает целый ряд факторов, подчеркивая немалые сложности, стоящие перед ними при оценке транснациональных и специфических угроз для государства, связанных конкретно с Афганистаном. В отличие от западных разведывательных структур, потенциал по сбору разведданных и их анализу в республиках Центральной Азии растрачивается на наблюдение за внутриполитической оппозицией и деятельностью физических и юридических лиц, занимающихся продвижением прав человека. Более того, сотрудники данных разведывательных структур посвящают свои рабочие часы расследованиям дел о коррупции среди должностных лиц и, в ряде случаев, содействию собственному коррупционному рэкету», - пишет Роджер МакДермотт, которого «Eurasianet» называет «ведущим экспертом по Центральной Азии».

Международное информационное агентство «Фергана»



США расширят обмен разведданными со службами национальной безопасности стран Центральной Азии
2013-04-09 10:23 ИА Фергана.Ру

Глава Центрального командования США генерал Джеймс Мэттис (James Mattis) велел сотрудникам американской разведки наметить круг «информационных продуктов» для предоставления их «наиболее доверенным партнерам» в регионах, включая страны Центральной Азии, передает Eurasianet

«В ходе моих поездок по территории, входящей в сферу ответственности Центрального командования, и ознакомления с новыми перспективными инициативами и рисками, которые представляют собой многочисленные опасности и проблемы, ко мне обращались руководители военных структур регионов с просьбой о расширении обмена разведывательной информацией между нашими военными ведомствами. Многие из них выказывают решимость в плане принятия жестких решений и направления ограниченных ресурсов в приоритетном порядке на задачи, связанные с оказанием отпора противнику, стремящемуся дестабилизировать ситуацию в их странах и использовать их территорию для планирования и организации нападений на США», - рассказал Джеймс Мэттис, выступая перед Конгрессом США.

По его словам, он распорядился, чтобы разведывательное сообщество приступило «к разработке круга соответствующих продуктов для наших наиболее доверенных партнеров в восточной части Средиземного моря, на Аравийском полуострове, в странах Центральной Азии, а также в Южной Азии в качестве стандартной процедуры, а не исключения из правил. В этом меня поддерживает внимание, которое уделяется данным вопросам Управлением национальной разведки». По мнению Мэттиса, обмен разведданными позволит «сплотить фронт против нашего общего врага и укрепить доверие со стороны наших партнеров из числа зарубежных государств. Мы благодарны нашему разведывательному сообществу за гибкий и находчивый подход, с помощью которого оно помогает развить нашу деятельность по срыву замыслов противника».

Говоря о Центральной Азии, генерал отметил, что перед этим регионом стоят угрозы, исходящие из приграничных районов Афганистана, и военная помощь Центрального командования США сосредотачивается на укреплении потенциала в борьбе с вооруженными экстремистами.

«Мы привержены задаче недопущения использования вооруженными экстремистскими формированиями территории Центральной Азии в качестве базы для террористических операций, а также задаче укрепления связей, основанных на общем понимании угроз со стороны террористических, криминальных элементов и наркотрафика. Военная помощь сосредоточена главным образом на укреплении потенциала в борьбе с терроризмом», - сообщил Мэттис.

Он дал понять, что в категорию «доверенных партнеров», которые могут рассчитывать на получение содействия со стороны разведслужб США, может войти Узбекистан.

«Наши взаимоотношения с Узбекистаном продолжают целенаправленно и сбалансировано улучшаться, что диктуется соображениями региональной безопасности, расширения Северной сети поставок и взаимной выгоды. Сотрудничество в сфере безопасности служит задаче расширения доступа и роста влияния США на процесс становления и развития взаимодействия в гуманитарной и демократизационной областях. Недавно нами были подписаны новые соглашения о предоставлении новых важных возможностей в поддержку Афганистана. Мы рассчитываем, что это сотрудничество будет постепенно, шаг за шагом, развиваться во имя отражения общих угроз в сфере безопасности», - сказал Мэттис.

Пока неизвестно, что будут представлять собой эти «информационные продукты» и каково их потенциальное воздействие. В лучшем случае, предоставление разведданных о подлинных внешних угрозах может подтолкнуть службы и госкомитеты национальной безопасности Центральной Азии сместить приоритеты с борьбы с политической оппозицией на настоящие угрозы в сфере безопасности. Однако представляется гораздо более вероятным, что руководство центральноазиатских республик использует полученные разведданные в целях, представляющих для него наибольший интерес, а именно – для сохранения собственной власти, отмечает «Eurasianet».

Тем временем в новом выпуске обозрения Jane's Intelligence Review опубликована статья «Поговорим о пробелах – Проблемы вакуума в сфере безопасности в Центральной Азии» (Touching the void - Security vacuum issues in Central Asia). Ее автор Роджер МакДермотт (Roger McDermott) отмечает, что центральноазиатские разведывательные агентства – довольно проблематичные партнеры, в лучшем случае бесполезные, в худшем – представляющие собой инструмент подавления.

«Разведывательные агентства центральноазиатских республик объединены общим происхождением и подходом к своей деятельности. Они вышли из главного органа безопасности советских времен - КГБ, и в большинстве случаев не претерпели особых изменений. Общие корни пропитывают собой всю деятельность данных разведывательных структур и отношение к ним как к стражам режима. Данная отличительная особенность весьма важна, поскольку сотрудники разведок центральноазиатских государств блюдут главным образом интересы правящего режима, а не сосредоточены на отражении угроз государству. Лишь Казахстан разделил свои службы внешней и внутренней разведки, отойдя от привычной практики концентрации власти в руках единого ведомства. Тем не менее, наследие советских времен, оказывающее влияние на функционирование означенных структур, проявляется в целом ряде таких их слабых мест, как недооценка открытых источников информации и тенденция устраивать сенсацию из докладов правительству.

От западных коллег эти структуры отличает целый ряд факторов, подчеркивая немалые сложности, стоящие перед ними при оценке транснациональных и специфических угроз для государства, связанных конкретно с Афганистаном. В отличие от западных разведывательных структур, потенциал по сбору разведданных и их анализу в республиках Центральной Азии растрачивается на наблюдение за внутриполитической оппозицией и деятельностью физических и юридических лиц, занимающихся продвижением прав человека. Более того, сотрудники данных разведывательных структур посвящают свои рабочие часы расследованиям дел о коррупции среди должностных лиц и, в ряде случаев, содействию собственному коррупционному рэкету», - пишет Роджер МакДермотт, которого «Eurasianet» называет ведущим экспертом по Центральной Азии.

Международное информационное агентство «Фергана»



Иран приступил к разработке двух месторождений урана
2013-04-09 11:54 ИА Фергана.Ру

В День национальных ядерных технологий Ирана, который отмечается 9 апреля, в иранской провинции Йезд приступили к разработке двух урановых месторождений Саганд и открыли предприятие по производству уранового сырья «желтого кека», сообщает РИА Новости со ссылкой на иранское информагентство ISNA.

Месторождения были открыты 30 лет назад, строительные работы на объектах велись 18 лет. На сегодняшнем открытии шахт присутствовал президент Ирана Махмуд Ахмадинежад.

По словам главы администрации города Ардакан, уран будут добывать на глубине 350 метров, а затем доставлять его на перерабатывающий комплекс для производства «желтого кека». Это химический концентрат оксида урана, являющегося исходным компонентом для производства обогащенного урана, который может быть использован как в атомной энергетике, так и для создания ядерного оружия. Производственная мощность предприятия составит 60 тонн. Комплекс будет носить имя убитого в 2011 году иранского ученого-ядерщика Дарьюша Резаинежада.

Ранее Организация по атомной энергии Ирана сообщала, что запасы рудника Саганд составляют приблизительно 1,55 миллиона тонн низкосортной урановой руды с содержанием урана 0,05 процента.

США и ряд других стран Запада подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Госсоветник президента раскритиковал современное узбекское кино
2013-04-09 11:59 ИА Фергана.Ру

5 апреля на заседании, посвященном деятельности национального агентства «Узбеккино», государственный советник президента Узбекистана Хайриддин Султанов подверг критике современные узбекские фильмы , сообщает Kun.Uz.

В частности, на заседании говорилось о низком качестве снимаемых в Узбекистане фильмов, слабых темах, плохой игре актеров, прозвучала критика в адрес конкретных кинорежиссеров. К примеру, участники заседания недоумевали, почему сельскую местность всегда показывают в убогом виде: «Что, в кишлаках нет других мест, кроме глиняных заборов и коровников? Что, режиссеры не видят столько изменений и современного развития на селе?»

По данным Shov-shuv.Uz, Хайриддин Султанов пригрозил лишать актеров званий за недостойную игру.

Издание сообщает, что с 20 марта в Узбекистане не было ни одной кинопремьеры. При этом на телеканалах крутят трейлеры и анонсы новых фильмов. Ожидающиеся фильмы «Севги фариштаси-2» («Ангел любви-2»), «Жаноб хотдогчи» («Господин изготовитель хот-догов»), «Хазон» («Листопад») и другие до сих пор не получили разрешения на прокат.

По всей видимости, дело в том, что в узбекистанском государственном киноведомстве сменился начальник. В середине марта «Узбеккино» возглавил заслуженный работник культуры Узбекистана, известный кинорежиссер Джахонгир Касымов. По информации Вестей.Uz, он был режиссером-постановщиком таких фильмов, как «18 квадрат» (специальный приз Национального антитеррористического комитета России на кинофестивале «Золотой витязь» в Москве), «Великан и коротышка» (приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Киношок» в Анапе), «За водой». Касымов работал в аппарате госсоветника президента Узбекистана, где занимался вопросами культуры, печати и творческих организаций, занимал пост замглавы «Узбеккино».

Подробнее о современном кинопроцессе в Узбекистане мы писали в статье «На всех экранах страны».

Международное информационное агентство «Фергана»



В Узбекистан прибыли итальянцы для съемок фильма о вреде таджикского алюминиевого завода ТАЛКО
2013-04-09 12:23 ИА Фергана.Ру

Вечером 8 апреля в Ташкент из Рима прибыли четверо итальянцев, которые планируют снять в Узбекистане два научно-популярных фильма - «Открой глаза» и «Узбекистан: перекресток цивилизаций», сообщает Подробно.Uz.

В съемочную группу вошли руководитель компании «AQ International» Сальваторе Качёла, научный сотрудник итальянского института водных исследований Фази Стефано, журналист-оператор, представитель итальянской телекомпании «RAI» Клементи Массимо и журналист-оператор Джулиано Сальватори.

Фильм «Открой глаза» будет посвящен трагедии Аральского моря и вредному влиянию Таджикского алюминиевого завода (ТАЛКО). Итальянцы побывают на песчаном дне Аральского моря, на Муйнакском рыбоконсервном комбинате, где проведут беседы с рыбаками, местным населением, биологами и представителями Экологического движения Узбекистана. Кроме того, итальянская делегация посетит наиболее страдающие, по информации узбекских властей, от воздействия ТАЛКО Сариасийский и Узунский районы, побывает в сельских сходах граждан этих районов «Суфиён» и «Дашнобод», во врачебном пункте «Бобур» и в Узунской районной больнице.

Напомним, Экодвижение ведет протестную кампанию против деятельности ТАЛКО с 2010 года. Эксперты «Ферганы», отметив оправданность беспокойства экологов Узбекистана по поводу загрязнения среды вредными отходами алюминиевого производства, выражают уверенность, что это — не единственная причина проведения кампании против ТАЛКО, а акцент на экологических проблемах - лишь удобная, «цивилизованная» форма выражения отношения официального Ташкента к планам Душанбе по строительству стратегических объектов, в частности, Рогунской ГЭС. Выдвигаемые на митингах Экодвижения Узбекистана претензии к таджикской компании отвечают общей государственной политике противостояния с Таджикистаном и являются способом давления на эту республику. Не исключено, что инициатива снять фильм о вреде ТАЛКО принадлежит узбекской стороне.

Второй фильм - «Узбекистан: перекресток цивилизаций» - расскажет о памятниках старины, которые расположены в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Хиве, Нукусе и других городах. Итальянцы посетят музей искусств имени И.В.Савицкого в Каракалпакстане.

Съемочная группа из Италии завершит свое пребывание в Узбекистане 22 апреля. По итогам ее работы в республике состоится пресс-конференция.

Международное информационное агентство «Фергана»



Кыргызстан: Провайдеры боятся открывать доступ к сайту «Фергана.Ру» без официального разрешения властей
2013-04-09 12:43 ИА Фергана.Ру

Большинство интернет-провайдеров Кыргызстана готовы разблокировать сайт российского информагентства «Фергана.Ру», однако некоторые из них хотят сначала получить официальное разрешение от властей, чтобы оградить себя от возможных претензий и санкций со стороны властей. Об этом 9 апреля сообщил директор Ассоциации операторов связи Кыргызстана Айбек Баканов, передает Вечерний Бишкек.

По словам Баканова, ассоциация направила запрос в Государственное агентство связи (ГАС) с просьбой прислать официальное разрешение разблокировать «Фергану». «Как только мы получим ответ, «Фергану» разблокируют все операторы», - заверил директор ассоциации.

По его мнению, ответ от ГАС поступит, скорее всего, на этой неделе.

Напомним, в феврале 2012 года в Кыргызстане начали блокировать веб-сайт «Фергана.Ру». Этот процесс был запущен после решения парламента республики, а также распоряжения ГАС. В ходе судебного процесса ГАС настаивало на том, что его распоряжение носило лишь рекомендательный характер. Однако приглашенные представители провайдеров утверждали, что восприняли документ от агентства как указ, обязательный для исполнения. Судья признала документ рекомендацией, а глава ГАС Алмаз Кадыркулов заявил, что провайдеры Кыргызстана имеют полное право разблокировать ресурс.

Редакция «Ферганы», а также многочисленные авторитетные местные и международные эксперты в области медиа и права считают решение о блокировке интернет-ресурса не имеющим никакого логического и правового основания. О том, что «сайты закрывать нельзя», заявляли и бывший, и нынешний президенты Кыргызстана.

Международное информационное агентство «Фергана»



Human Rights Watch призывает ЕС срочно поднять вопрос соблюдения прав человека в Туркменистане
2013-04-09 14:30 ИА Фергана.Ру

Международная правозащитная организация Human Rights Watch призывает Европейский Союз оказать давление на министра иностранных дел Туркменистана Рашида Мередова, который прибывает 9 апреля в Брюссель для проведения переговоров по энергоресурсам и потенциальному вступлению его родины в ВТО, сообщает Alternative Turkmenistan News.

Ожидается, что Мередов проведет встречи с Верховным представителем ЕС Кэтрин Эштон и другими европейскими чиновниками. Human Rights Watch призывает их поднять вопросы соблюдения прав человека в Туркменистане.

«Чиновники ЕС не должны упустить эту редкую возможность на высоком уровне в кулуарах встреч и публично настаивать на улучшении ситуации с правами человека в Туркменистане. Они должны однозначно дать понять, что природные ресурсы Туркмении не могут оправдать безнаказанность [за нарушения в правозащитной сфере], и что ужасное положение в области прав человека в этой стране мешает углублению отношений с ЕС» - заявила замдиректора организации Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Рейчел Денбер.

В пресс-релизе Human Rights Watch говорится, что богатый природным газом Туркменистан является одним из самых репрессивных государств мира. Туркменское правительство угрожает, преследует и арестовывает людей даже за малейшее сомнение в его политике. В туркменских тюрьмах томятся политические заключенные, есть случаи насильственного исчезновения людей, а права на свободу выражения мнений, на свободу собраний, передвижения и совести подвергаются драконовским ограничениям. Страна практически закрыта для независимого контроля, а гражданское общество и СМИ не могут действовать открыто и свободно, если им вообще дают возможность действовать.

Более десятилетия ужасающая ситуация с правами человека в Туркменистане тормозила обновление отношений с ЕС в виде подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), поскольку документ содержит положения, обязывающие обе стороны соблюдать права человека, отмечает Human Rights Watch. Европейский парламент неоднократно откладывал утверждение соглашения, и это решение находило поддержку со стороны Европейской службы внешнеполитической деятельности, Европейской комиссии и большинства стран-членов ЕС.

«ЕС упустил слишком много шансов на единственно правильную реакцию на постоянные нарушения прав человека в Туркменистане, но он может исправить дело во время визита Мередова», - считает Денбер. – «Можно начать с призыва полного раскрытия информации о судьбах и местонахождении людей, которые томятся в тюрьме без права переписки, в частности осужденных по обвинению в участии в предполагаемой попытке покушения на предыдущего президента Туркмении Сапармурата Ниязова в ноябре 2002 года».

В 2008 году Европейский парламент выдвинул туркменскому правительству конкретные условия, выполнение которых сделает возможным обновление отношений с ЕС. В числе этих условий: освобождение политических заключенных, отмена государственных препятствий для выезда за границу, обеспечение свободы действий независимых неправительственных организаций и допуск органов ООН по правам человека в страну, чтобы они могли свободно работать в Туркменистане, напоминает Human Rights Watch.

Полный текст пресс-релиза доступен текст по этой ссылке.

Международное информационное агентство «Фергана»



Россия - Туркмения: Главное - «без дискомфорта»
2013-04-09 14:52 Михаил Калишевский

Первые официальные сообщения об итогах рабочего визита министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Туркмению содержали почти исключительно чувство глубокого удовлетворения. Лавров отметил «общую удовлетворенность сотрудничеством, в особенности, в экономической сфере», выразил удовлетворение «тем, как развиваются гуманитарные связи, а также сотрудничество на международной арене в рамках региональных организаций» и «констатировал твердую нацеленность туркменского лидера на дальнейшее углубление партнерства в соответствии с договоренностями, достигнутыми на высшем уровне». При этом поначалу ни слова не говорилось о том, обсуждалась ли проблема российско-туркменских «бипатридов» на встречах с президентом Бердымухамедовым или с туркменским министром иностранных дел. Хотя было известно, что именно проблема жителей Туркмении, обладающих российскими паспортами, должна стать едва ли не главным предметом переговоров.

Лишь на итоговой пресс-конференции Лавров сообщил: «В рамках гуманитарной проблематики мы обсуждали и проблему лиц с двойным гражданством. Мы знаем о тех озабоченностях, которые высказываются, в том числе, в связи с проходящим сейчас обменом загранпаспортов в Туркменистане, который должен завершиться в июле. Президент Туркменистана подтвердил то, что он говорил президенту России в недавнем телефонном разговоре, что он будет гарантировать недопустимость ущемления чьих-либо прав и недискриминацию любого, кто проживает в Туркменистане». По словам министра, президент Бердымухамедов пообещал, что «каждая конкретная проблема каждого конкретного человека будет рассматриваться и решаться таким образом, чтобы люди не чувствовали какого-либо дискомфорта». Что же до туркменских официальных органов, то они о проблеме «бипатридов» и вовсе хранили молчание.

Сделка «газ – люди»

Почти десять лет назад, в июле 2003 года, в помещенной на «Фергане» заметке, посвященной тогдашнему визиту Путина в Ашхабад и фактическому предательству им российских граждан в Туркмении, я написал: «Циничная ложь, которой высокопоставленные российские чиновники сопровождают издевательства, устроенные Туркменбаши над российскими гражданами в Туркмении, выглядит едва ли не более отвратительной, чем сами эти издевательства». Минуло десятилетие, не стало и самого Туркменбаши, однако поведение российской власти в отношении наших сограждан по существу не изменилось. В общем, ничего удивительного здесь нет, потому что не изменилась природа самой этой власти, вернее, если изменения и происходили, то они лишь делали путинскую Россию все более похожей на тоталитарную Туркмению, которая в современном мире по степени бесчеловечности правящего там режима уступает, наверное, лишь Северной Корее.

Как известно, в начале 2003 года Туркмения в одностороннем порядке вышла из подписанного десятилетием ранее российско-туркменского соглашения о двойном гражданстве (Россия имеет такие соглашения только с Арменией и Таджикистаном). Ашхабад мотивировал свой шаг тем, что некоторые лица, якобы замешанные в «покушении» на Туркменбаши 25 ноября 2002 года, воспользовались двойным гражданством, чтобы скрыться или попытаться скрыться в России. На самом деле само присутствие на территории страны категории населения, на законном основании обладающей паспортами другого государства, судя по всему, было сочтено режимом Ниязова опасной вольностью, полностью несовместимой с основами утвердившегося в Туркмении «общественного устройства». Мотивы Ашхабада встретили полное понимание у московских коллег, и в апреле 2003 года Путин и Ниязов подписали Протокол о прекращении действия соглашения о двойном гражданстве. Российский президент при этом произнес известную фразу «кто хотел, тот уехал», имея в виду, что все, кто хотел репатриироваться из Туркменистана на историческую родину, уже сделали это.

Впоследствии Путин от этой фразы то открещивался, то полупризнавал свою ошибку, но, в любом случае, в Москве отрицали какую-либо связь между прекращением действия соглашения двойном гражданстве и тогдашним контрактом на покупку всего свободного туркменского газа. Тем не менее, в общественном мнении эти два соглашения, подписанные одно за другим, сразу получили название сделки «газ - люди». Впоследствии, правда, выяснилось, что итоговая закупочная цена кубометра туркменского газа оказалась на 4 доллара выше обещанной, то есть Ниязов Путина просто надул. Таким образом, «газо-дипломатическая» победа Путина оказалась вульгарным «кидаловом». Но было уже поздно – порядка 100 тысяч российских граждан (на консульском учете в посольстве РФ в Ашхабаде сейчас состоит 46 тысяч российских граждан) были выданы Туркменбаши «с головой». И он не преминул этим воспользоваться: проштамповал в своем парламенте ратификацию отмены соглашения и выставил условие гражданам России в Туркменистане - за два месяца определиться с выбором гражданства. В Туркмении тут же были созданы комиссии, члены которых якобы для проверки состояния газовых плит обходили квартиры и выясняли, кто проживает в квартире и кому она принадлежит. Между тем, согласно туркменскому законодательству, иностранцы не имеют права владеть в Туркмении недвижимостью. Так что можно было с полным основанием предполагать, что лиц, пожелавших сохранить гражданство РФ, в полном соответствии с туркменским законом выкинут из домов. В мировых СМИ уже появились многочисленные свидетельства о конфискации жилищ у обладателей двойного гражданства и других притеснениях. Среди «бипатридов» началась паника, зафиксировано даже несколько случаев сжигания портретов Путина перед зданием российского посольства в Ашхабаде.

Хрупкий статус-кво

Российские официальные инстанции до поры до времени отговаривались тем, что от российских граждан в Туркмении никаких жалоб, якобы, не поступало. Выглядело это особенно гнусно, поскольку в Москве не могли не знать о вполне определенных особенностях опять же туркменского законодательства. Например, не могли не знать о постановлении Народного совета Туркменистана, принятом в конце 2002 года, согласно которому «изменой Родине», наказываемой вплоть до пожизненного заключения, являются «клевета на государство», «стремление посеять у людей сомнение в проводимой президентом внутренней и внешней политике», а также недонесение о подготовке к этим действиям. Понятно, что при таких законах «жалобщик» и «изменник» - понятия практически тождественные.

Государственная Дума тогда еще не приобрела функций «взбесившегося принтера» и отказалась ратифицировать путинско-ниязовский Протокол. Российский МИД тоже вынужден был заявить, что в Туркмении «неправильно интерпретировали» Протокол, который не может иметь обратной силы. Следовательно, те, кто уже получил российское гражданство, должны его сохранить. Однако в Ашхабаде, опираясь на тезис Путина «кто хотел, тот уехал», долбили в одну точку: «По взаимному признанию сторон Соглашение от 1993 года выполнило свою историческую миссию». Москве удалось добиться создания некой невнятной комиссии, которая занялась изучением вопроса. Результатом ее работы стала принципиальная договоренность, что денонсация соглашения обратной силы иметь не будет и те, кто приобрел российское гражданство до 2003 года, сохранят свой статус.

Тогда в Туркмении зашли с другой стороны. В 2008 году, уже при Бердымухамедове, была принята новая конституция, статья 7 которой совершенно категорично постулирует: «за гражданином Туркменистана не признается гражданство другого государства». «Бипатридам» был установлен пятилетний переходный период, по истечении которого они должны определиться со своим гражданством. Этот срок истекает 10 июля 2013 года – перестанут действовать нынешние туркменские загранпаспорта, а новые лицам с двойным гражданством выдаваться не будут. Поскольку в Туркменистане авиабилеты за границу, в том числе, в Россию, продаются исключительно по загранпаспортам, это означает фактический запрет покидать пределы страны. Понятно, что «бипатридам» поставлен очередной ультиматум, цель которого – полная юридическая ликвидация этой категории населения. Дилемма тяжелая – либо отказаться от российского паспорта и лишиться права на безвизовые поездки в Россию, другие страны СНГ, пусть формальной, но все-таки защиты России, либо на неопределенный период вообще стать «невыездным» в таком государстве, как Туркмения.

Среди экспертов существует мнение, что стремление Ашхабада разобраться с «бипатридами» было усилено, в частности, российско-грузинской войной 2008 года, которую Москва начала под лозунгом защиты российских граждан, живущих в Абхазии и Южной Осетии. При этом, как известно, рост числа этих российских граждан, живущих на территории суверенной Грузии, стимулировался, прежде всего, самой Москвой, раздававшей паспорта направо и налево. Правда, в Туркмении этнические русские и лица с двойным гражданством всегда были лояльны, аполитичны и не проявляли признаков какой-либо самоорганизации. Тем не менее, отношение к ним как к «пятой колонне», видимо, получило в умах туркменских бюрократов какие-то дополнительные доводы.

В России же после достижения принципиального соглашения по сохранению статус-кво о российско-туркменских «бипатридах» как бы забыли. Несмотря на заявления российского МИДа о том, что Протокол 2003 года не имеет обратной силы, на сайте посольства России в Туркменистане не найти даже упоминания о действующем, с точки зрения Москвы, соглашении 1993 года о двойном гражданстве. Зато там присутствует образец заявления с просьбой о выходе из российского гражданства, а в качестве причины такого отказа указано «вступление в гражданство Туркменистана».

Возможен ли «приемлемый компромисс»?

Однако неуклонно приближались, во-первых, намеченный на май этого года визит Путина в Ашхабад, а, во-вторых, - пресловутое 10 июля. И на этот раз Кремлю было трудно сослаться на «отсутствие жалоб» со стороны российских граждан, живущих в Туркмении. Известно, что наиболее смелые из них все-таки отправили такие жалобы в Совет по правам человека при президенте РФ, а также по линии российского МИДа. Результатом стал неожиданный телефонный разговор 11 марта Путина и Бердымухамедова, предпринятый по инициативе российской стороны, во время которого «…при обсуждении гуманитарных вопросов особое внимание было уделено положению лиц с двойным гражданством, проживающих в Туркменистане». Об этом как-то вскользь сообщил лишь сайт «Кремлин.ру», туркменские СМИ, естественно, продолжали хранить полное молчание. Ну, а затем последовали визит Лаврова и его рассказ об обещании Бердымухамедова рассмотреть и решить «каждую конкретную проблему каждого конкретного человека таким образом, чтобы люди не чувствовали какого-либо дискомфорта».

Все это позволило ряду обозревателей сделать следующий вывод: дескать, после того, как «Москва дала понять, что готова отстаивать права соотечественников», «наметился прогресс», и туркменское руководство «проявляет определенную готовность пойти на приемлемый компромисс, чего до звонка Путина не наблюдалось». Ссылаются даже на некие неофициальные заверения МИД Туркмении в том, что «при участии посольства РФ будут созданы специальные механизмы для того, чтобы именно так и обстояло дело». Вроде бы можно порадоваться: такого равнодушия, как в 2003 году, к судьбе российско-туркменских «бипатридов» в Кремле больше нет, отныне он «готов отстаивать права соотечественников» и непременно дожмет Ашхабад. Хотелось бы в это поверить и даже принести извинения за прежние упреки и обвинения. Но что-то не получается.

Насчет «прогресса» из источников МИД РФ пока известно только то, что есть «некоторая ясность лишь в отношении студентов из Туркмении, которые, обладая двойным гражданством, учатся по квотам в российских вузах». Стороны якобы «условились принять меры для того, чтобы паспортная реформа не вынудила их в одночасье отказаться от учебы». В целом же в качестве ориентира Москва видит некое комплексное соглашение о статусе и правах российских граждан, постоянно проживающих в Туркмении, раз уж двойное гражданство запрещено конституцией страны. Однако поступающая из Туркмении информация заставляет весьма скептически оценивать «определенную готовность» Ашхабада «пойти на приемлемый компромисс». Так, по данным «Мемориала», после звонка Путина Бердымухамедову давление на «бипатридов» только усилилось. Сразу же по всем адресам «двойных» граждан пошли обходчики, которые информировали, что пора определяться с гражданством. Из миграционной службы посыпались звонки: «Вы отказались от российского гражданства? Без этого туркменского паспорта не будет!» В тот же день, когда Лавров рассказывал об обещаниях Бердымухамедова, туркменский президент подписал постановление, согласно которому «выданные ранее дипломатические и служебные паспорта, а также паспорта для выезда из Туркменистана и въезда в Туркменистан, сохраняют свою силу до окончания срока». Сообщается, что меры эти приняты «в целях дальнейшего укрепления дружественных отношений Туркменистана с зарубежными странами, а также обеспечения граждан Туркменистана паспортами, соответствующими общепризнанным нормам международного права». При этом, однако, срок действия старых документов не уточняется. Вполне возможно, что речь идет именно о 10 июля 2013 года, когда старые выездные документы теряют свою силу. Если же речь идет о фактических сроках окончания действия загранпаспортов, которые сегодня находятся на руках у «бипатридов», то в постановлении ничего не говорится о том, на каких условиях им будут выданы новые загранпаспорта. Можно, конечно, расценить это постановление как признак «прогресса», но в любом случае, действие старых загранпаспортов «до окончания срока» никак не решает вопроса о праве людей сохранить двойное гражданство, полученное на основании международных договоренностей.

Вот и получается, что в «остатке» мы имеем лишь обещание Бермухамедова действовать так, чтобы «люди не почувствовали дискомфорта». Можно лишь согласиться с редакционным комментарием «Ферганы» от 5 апреля: «Никаких заявлений о том, что Москва настаивает на сохранении двойного гражданства и намерена защищать права своих граждан. Никаких слов о том, что Россия готова встретить тех, кто не захочет отказаться от российского гражданства, предоставив им хотя бы временное жилье и работу. Если не искать в словах С.Лаврова тайный смысл, а пересказать речь дипломата простыми словами, то получится следующее: Москва в курсе проблемы, но передала право решать судьбу своих граждан Ашхабаду, и видимо, не будет вмешиваться. Бердымухамедов, конечно, пообещал «гарантировать недискриминацию» и не допустить ущемления чьих-либо прав, - но почему Москва изо всех сил делает вид, что этого обещания достаточно? Речь ведь идет о судьбах приблизительно 40 тысяч человек. И что имел в виду президент Туркменистана? Он объяснил, как они намерены решать вопрос с бипатридами? Разрешат оставить двойное гражданство или нет? «Чтобы люди не чувствовали дискомфорта» - слишком расплывчатая формулировка. Что она означает?

То, как в Туркмении обстоят дела с обещаниями, с соблюдением прав граждан, с отсутствием дискриминации и проч., известно всем - и в том числе это отлично знает Сергей Лавров. Туркмения - самый одиозный, самый страшный тоталитарный режим на всем постсоветском пространстве. Во всех рейтингах свободы и соблюдения прав человека Туркменистан занимает последние места, вместе с Эритреей и Северной Кореей. Но, похоже, что Москва закроет глаза и отвернется, когда Ашхабад приступит к рассмотрению «конкретных проблем конкретных российских граждан». И будет только стеснительно приговаривать: «Только без дискомфорта! Только, пожалуйста, если можно, - сделайте все быстро. Чтобы они дискомфорта не почувствовали!..»

Родственные души

Впрочем, с известной долей воображения можно предположить, что в Москве считают нынешнюю Туркмению не страной с кровожадным деспотическим режимом, а образцовым демократическим государством. Иначе Россия не голосовала бы неоднократно против проектов резолюций ООН, осуждающих нарушение прав человека в Туркменистане. И это на фоне непрекращающихся ритуальных завываний в той же ООН, ПАСЕ, ОБСЕ и т.д. по поводу «дискриминации соотечественников» в странах Балтии, которые едва ли не «фашистскими» обзывают. Но вот реальное, наглое и просто опасное для жизни давление на соотечественников. Вот тут бы громогласно поднять свой голос в защиту. Умеет же, когда ей надо, Москва и надавить (скажем, закрой американскую базу немедленно!), и «дать отпор», не заботясь о тональности, а потому скатываясь в откровенное хамство. А здесь - только невнятное бормотание, циничная ложь типа «отсутствия жалоб» и многозначительное подмигивание: дескать, Восток – дело тонкое, а тема – слишком щекотливая.

Хотя природа подобной «деликатности» совершенно прозрачна – права человека в целом и права зарубежных соотечественников в частности никакой самостоятельной ценностью для Кремля не являются, если здесь вообще можно говорить о наличии у нашей бюрократии такого рода ценностей. Зарубежные соотечественники – лишь одна из карт в политической игре или в той или иной пропагандистской кампании. Отсюда такая разница в реакции на положение русскоязычных в странах Балтии и в той же Туркмении. Положение-то совершенно несопоставимое (по-моему, не надо объяснять, что эстонским русским и не снились проблемы русских туркменских), а реакция – полярно неадекватная. Но это неважно, важен политический, а в случае с Туркменией – еще и экономический контекст. А на самих соотечественников Кремлю, по большому счету, просто плевать. К ним в принципе такое же отношение, как к населению собственно России – как к ресурсу, причем не очень ценному, который «тратить» не жалко. Российская бюрократия издревле так относилась к подведомственному населению, впрочем, как и центральноазиатские властители. Так что здесь широчайшая область для взаимопонимания «родственных душ». И, соответственно, для торга. Есть мнение, что отсутствие договоренности по «бипатридам» может сорвать грядущий визит Путина в Ашхабад. По-моему, вероятность такого срыва невелика. Ведь на «ресурсной» основе достичь «приемлемого компромисса» гораздо легче, чем обеспечить подлинную защиту прав российских граждан в Туркмении.

Только вот может возникнуть одно неудобство - если такой защиты не будет, Кремлю, вероятно, придется единовременно рассмотреть несколько десятков тысяч заявлений о выходе из российского гражданства, причем каждый такой случай, согласно законодательству, требует президентского указа. Это стало бы беспрецедентным явлением в мировой практике и серьезным ударом по внешнеполитическому престижу России. Ну, действительно, неудобно как-то - от самого Саакашвили наших сограждан защитили, а от Гурбангулы Бердымухамедова – не потянули.

Михаил Калишевский

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное