← Март 2013 → | ||||||
3
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
9
|
10
|
|||||
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
Москва, Театр.Doc: Нужны мигранты с историями
Москва, Театр.Doc: Нужны мигранты с историями 2013-03-03 16:48 Записал Даниил Кислов Режиссер Всеволод Лисовский, уже придумавший и воплотивший в московском в «Театре.Док» постановку спектакля про жизнь трудовых мигрантов «Акын-опера», ищет новых героев, способных рассказать свою историю со сцены. Сам Всеволод называет себя лишь организатором действия или «активистом». Дело в том, что руководить постановкой будущего спектакля будет тоже мигрант. О замысле нового проекта и том, что нового появится в представлении под рабочим названием «Акын-опера-2», В.Лисовский рассказал в интервью «Фергане». «Фергана»: - Ваш новый проект — просто продолжение первого? А если вы развиваете тему, то как? - Прошлый проект, при том что он был ориентирован на документальные человеческие истории, был, собственно говоря, традиционным спектаклем, был создан в традиционной системе «звёзд», «незаменимых» театральных людей. На что мы и напоролись: наш главный исполнитель неожиданно уехал на Памир и там задержался на неопределенный срок, и спектакль, собственно, разрушился. Стало понятно, что в таком режиме работать нельзя, потому что у мигрантов мотивация [участия в постановке] немного иная, чем у московских артистов. Поэтому делать традиционный спектакль с их участием,это, как выяснилось экспериментально, - тупиковый путь. У следующего спектакля под рабочим названием «Акын-опера-2» будет более открытая структура. Он будет гораздо менее «зарежиссирован», режиссура действия будет происходить непосредственно на сцене, а руководить этим процессом будет участник прошлого проекта, наш «ветеран», мигрант из Таджикистана Аджам Чакобоев. Всеволод Лисовский с плакатом - То есть, это будет импровизация? - Да, будут элементы импровизации. Кроме того — будут не только мигранты. Меня с самого начала немного смущало, что у нас акцент на истории двух конкретных мигрантов, которые к тому же — выходцы из одного кишлака. Теперь мне хочется, чтобы история была более универсальная. Вообще, процесс общения с мигрантами — это процесс двусторонний. В новом спектакле право слова получат и москвичи - не мигранты, которые сталкиваются с приезжими, и о том, какие, собственно говоря, проблемы и ощущения у них возникают. То есть, проект будет более «идеологичный». - Вы хотите столкнуть мигрантов с националистами и мигрантофобами? - Ну нет, что вы... Вот, к примеру, сегодня мы «кастинговали» новых участников и познакомились с одной замечательной памирской девушкой. Она — учительница таджикского языка, которая, естественно, работает здесь уборщицей. Она приехала в Москву относительно недавно — всего полгода назад, и до сих пор смотрит на все широко открытыми глазами. Параллельно с ее историями — зарисовками нового опыта — мы предполагаем поставить рассказ документалиста Ани Моисеенко, которая с Абдулом Бекмамадовым — героем прошлой версии и причиной его закрытия — ездила в кишлак на Памир. Реакции этих двух молодых женщин, в общем-то, параллельны. Это истории про людей, которые пытаются понять других людей. Что касается националистов, то они нам как раз не интересны, поскольку они кого понимать не собираются. - Этот взгляд московской девушки на другую реальность должен помочь москвичу разглядеть этих приезжих? - Конечно, да, потому что это дает контекст. Ведь когда в Москве говорят «приехал из кишлака», то понимают это в значении просто как «черт знает, откуда». А ведь на самом деле это — из конкретного места с конкретными характеристиками, которые подразумевают конкретные социальные и ментальные навыки. Сегодня мы понимаем, что нужно переходить к некой рефлексии. В первом спектакле были рассказаны непосредственные ощущения и просто жизненные истории. И доминирующей реакцией зрителей было: «о, эти мигранты — совсем как люди», своего рода умиление. Теперь мне хочется рассказать больше о том, как мигранты воспринимают нас — условно говоря, «коренное население» (хотя мы все откуда-то приехали чуть раньше). В первом спектакле была просто радость узнавания. Во второй «опере» появится больше рефлексии, которая будет как-то развиваться. Фрагмент «Акын-оперы-1». «Никто точно не знает, сколько трудовых мигрантов из стран Южного Кавказа и Центральной Азии живет в России и Москве. Очевидно, что их миллионы. Помимо того, что эти люди живут в режиме постоянного нарушения своих человеческих прав, подвергаются безжалостной экономической эксплуатации, они еще находятся в ситуации культурной изоляции. Со своей национальной традицией они разделены территориально, а с традицией страны пребывания – ментально. Нам представляется, что отсутствие нормального культурного взаимодействия между «старыми» и «новыми» жителями нашей страны опасно для обеих сторон». - Вас интересуют любые мигранты — не только среднеазиаты? - Конечно, и кавказцы, и славяне, но сегодня у нас мигранты прежде всего ассоциируются с уроженцами Центральной Азии, поэтому, наверное, в первых выступлениях мы будем делать акцент именно на них. Завтра я пойду на Перловку и буду там знакомиться с людьми, искать актеров — приглашать всех желающих на кастинг. - Куда пойдете? Что такое «Перловка» - Это своего рода мигрантская трудовая биржа труда на окраине Москвы. - Ваш проект - тоже своего рода «работа» для мигрантов. Вы будете платить им за участие в спектакле? У театра есть какой-то бюджет? - Бюджета нет, но мы как и раньше, будем платить актерам из средств, собранных от продажи билетов. Конечно, это деньги не больше, но я бы не сказал, что среднестатистический мигрант может ими пренебречь. - Насколько первая «Акын-опера» была интересна московскому зрителю? Были аншлаги? - Нет, аншлага не было. Была странная ситуация: одновременно наблюдался настоящий медийный ажиотаж (о первой «опере» писали практически все ведущие российские издания. - прим. ред.), с другой стороны — зал не сильно наполнялся. «Раскрутка» в СМИ произошла совершенно неожиданно, но на посещаемость она практически не повлияла. Однако та публика, которая приходила, реагировала тепло, что нас очень радовало. Если вы - трудовой мигрант, работаете в Москве и хотите поучаствовать в спектакле Всеволода Лисовского, созвонитесь с ним по телефону 8-903-684-94-09. Статьи по теме: И тут мне повезло… «Акын-опера» в московском Театре.doc, 2012-06-22 13:07:09
«Министерство Правды» Узбекистана: Ответственные за статистику совсем заврались 2013-03-04 00:00 Максим Бейлис На фото: Пожалуй, кроме Ислама Каримова и его услужливых подчиненных успехам Узбекистана уже никто не аплодирует Ох уж эта узбекская официальная статистика! Она так же оптимистична, как плакаты, с которых смотрит на нас улыбающийся президент в окружении счастливых граждан. Так же далека от реальности, как телевизионная программа «Ахборот», ежедневно рапортующая только о грандиозных успехах. Так же беззастенчиво лжива, как заголовки правительственных газет. Все это часть - машины пропаганды, своеобразного «министерства правды», которое выдает в свет все новые и новые «свидетельства» благополучия, процветания и «великого будущего», кажется, наступающего уже сегодня. Но, как оказалось, даже эта отлаженная государственная машина дает сбои... С официальной экономической цифирью случился конфуз. Специалисты, изучающие Узбекистан, с изумлением заметили, что с официального сайта Государственного Комитета Узбекистана по статистике исчезла страница, которая содержала официальные данные по состоянию экономики страны за 2012 год. Объемный доклад, опубликованный 19 февраля, провисел всего несколько дней и был безвозвратно удален администраторами. Одни наблюдатели связали это с мероприятиями по тотальному установлению режима секретности, другие – с обычной технической ошибкой. На самом же деле, причиной неожиданного удаления страницы со статистическими показателями явилось расхождение последних с цифрами, что были озвучены... в докладе президента Узбекистана на заседании кабинета министров, посвященном итогам развития страны в 2012 году. В этом докладе (полный текст можно прочитать на сайте пресс-службы главы узбекского государства), как обычно, больше похожем на победоносную реляцию, говорится о небывалых темпах роста экспорта. Вот выдержка из этого доклада: «…Существенно возрос - на 11,6 процента - объем экспорта, улучшаются структура и качество экспортируемой продукции. В результате этого доля несырьевых готовых товаров составляет более 70 процентов. Положительное сальдо во внешнеторговом обороте превысило 1 миллиард 120 миллионов долларов...». «Министерство правды» - понятие из романа-антиутопии «1984» английского писателя Джорджа Оруэлла (1903—1950). Министерство, лишь формально являющее министерством информации (печати), на самом деле играет роль министерства пропаганды, распространяя лишь ту «правду», которая служит интересам власти в тоталитарном (полицейском) государстве. Имя нарицательное для учреждений подобного типа (ирон.). Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Первым то, что цифры, приведенные в докладе Госкомстата, противоречат словам аж самого президента, заметил автор ташкентского веб-сайта Uzmetronom Сергей Ежков. Обратил обозреватель внимание и на то, что «несколько странными выглядят и иные экономические показатели». «Так, на том же заседании правительства президент заявил, что возросший экспорт позволил обеспечить положительное сальдо внешнеторгового оборота в 1,12 миллиарда долларов. Госкомстат же, признав уменьшение экспорта, сообщил о положительном внешнеторговом сальдо в 2,231 миллиарда долларов США...», - написал Uzmetronom. Грандиозность масштабов такого расхождения (в миллиарды долларов!) ставит вопрос, как минимум, о компетентности ряда руководителей экономического блока правительства Узбекистана и об адекватности принимаемых ими решений. Ведь одно дело, когда официальные цифры противоречат выкладкам независимых или, более того, оппозиционных авторов. Но может ли статистика так сильно противоречить сама себе?.. На эту страницу попадаешь, пытаясь открыть последний доклад здесь Убедительно свидетельствуют данные «ошибки» и о том, что правительству Узбекистана гораздо проще нарисовать липовые цифры, нежели добиваться реального развития в экономической и социальной сфере. Мы все время удивляемся словам Ислама Каримова: то он докладывает, что инфляция в стране неуклонно снижается, то заявляет о средней заработной плате в 500 долларов, а то и изумляется наличию узбеков-гастарбайтеров. А ведь, наверное, дело в том, что благодаря таким вполне фантастическим данным, которыми его снабжают подчиненные, главный экономист Узбекистана уже много лет подряд пребывает в полном неведении относительно реальной ситуации в стране. По всей видимости, Каримов по старой советской привычке не только не слушает «вражеских голосов», но и не ходит в интернет. Поэтому доклад Госкомстата, не совпадающий с тем, что кладут на стол президенту, удалили вовсе не из-за страха перед гневом первого лица, но из боязни разочаровать иностранных партнеров вроде Всемирного банка, чьи советы и рекомендации основываются исключительно на официальной статистике. «Данные удалили, чтобы никто из экспертов не стал придираться к статистической отчетности, находя явную ложь или приписки, чем страдает вся национальная статистика, пытающаяся подвести нереальные желания диктатора к реальностям нашей жизни, - пишет на своей странице в Фейсбуке узбекский диссидент, писатель, журналист и экономист Алишер Таксанов. - Увы, не получается, и решили в руководстве Госкомстата не дразнить "гусей", и просто свалить все на технические проблемы...». Алишер Таксанов, несколько лет проработавший в системе государственной власти Узбекистана, считает: «скрывать то, что должно идти на пользу стране - бессмысленная затея. Чем транспарентнее страна, тем больше шансов привлечь внимание со стороны, в том числе инвесторов». Трудно не согласиться с этими словами авторитетного специалиста, к сожалению, живущего в эмиграции. Что касается придворных экономистов, так неумело стремящихся угодить своему шефу, то у них, вероятно, - совсем другое мнение. Максим Бейлис Международное информационное агентство «Фергана» Таджикистан: Совершенствование избирательного законодательства – основа демократических преобразований 2013-03-04 00:40 Бахтиер Саттори Предлагаемый нашим читателям доклад был прочитан в Москве, 2 марта 2013 года на заседании Тренингового клуба «Правительство будущего», сформированного из участников Фейсбук-группы «Виртуальное правительство и парламент Республики Таджикистан». Вскоре текст доклада будет направлен в средства массовой информации Республики Таджикистан, политическим партиям и общественным организациям страны, а также посольствам, аккредитованным в Душанбе. Автор доклада — независимый политолог Бахтиер Саттори. В последние 2-3 года произошли чрезвычайно важные события, кардинально изменившие политический ландшафт стратегически важного региона Северной Африки. Волна различных революционных процессов всё ещё сохраняет потенциал и определённый вектор распространения. Мы полагаем, существо конфликта, разрешенного "арабской революцией " состояло в культурно-религиозных противоречиях, раздирающих сословные и клановые общества стран Магриба, но конфликт взрывался и в результате внешнего влияния, фактически предоставившего новые институциональные коммуникативные возможности - интернет и социальные сети, влияние "мягкой власти", международные санкции и эффективную военную инфраструктуру. Все вместе, начав расшатывать правовой и государственный порядок привело к краху светских восточных государств, их избирательных систем. В борьбе против диктатур первыми жертвами стали светское государство и светские институты. Не углубляясь в особенности событий в Тунисе, Ливии, Египте или Сирии, мы можем сделать лишь одно явное заключение. Назревавшие (или искусственно ускоренные извне) внутренние проблемы не нашли там иного разрешения, кроме как через силовой способ реализации целей. Запоздалые предложения властей о проведении выборов с новыми редакциями избирательных законодательных актов, облегчённых процедур и т.д., - как цивилизованный способ преодоления конфликтов - воспринимались уже как признак слабости государственных институтов и привели к эскалации напряжённости и хаосу. Проведение честных и прозрачных выборов часто имеют решающее, ключевое значение для восстановления атмосферы стабильности в обществе. Они становятся наиболее насущной потребностью правительств для обеспечения собственной легитимности в глазах собственных граждан и международного сообщества. Достигнутая через такие выборы легитимность власти и результат выборов, в свою очередь, оказывают большое влияние на перспективы эффективного управления государством, создают благоприятный инвестиционный фон стране. Безусловный факт, что выборы сохраняют ключевое значение для общих стратегий продвижения демократии. Во-первых, состязательные выборы могут стимулировать глубокие политические изменения в обществе. Выборы в обществах, переживающих переходный период или кризис, могут быть плодотворными событиями, которые в случае успеха не только придают правительствам легитимность, но и могут оказывать глубокое влияние на институты, властные механизмы и ожидания граждан. Во-вторых, выборы обеспечивают существенные новые возможности для участия граждан в государственных делах. Они позволяют вовлекать общественные организации и граждан в демократическую политику путем просвещения избирателей, наблюдения за выборами, политических исследований и правозащитной деятельности. Они могут служить каналом для участия женщин, меньшинств и находящихся в невыгодном положении групп, которые традиционно имеют меньший доступ к политике и управлению. Наконец, состязательные выборы позволяют обеспечивать подотчетность, направлять политическое соперничество и определять преемственность руководства. Вместе с тем, следует признать, что подлинная демократия, разумеется, требует существенно большего, чем демократические выборы. Действительно, при определенных обстоятельствах выборы могут обострять (не исключено и искусственно) региональные, местнические, этнические разногласия или усугублять напряженность в обществе. Чтобы построить настоящую демократию, общество должно не только проводить демократические выборы, но и формировать демократическую культуру и власть закона. Однако выборы в конечном итоге необходимы для демократии и легитимной власти. В последние годы более или менее сложился международный консенсус по вопросу о необходимых элементах демократических выборов, и выборы, соответствующие этим стандартом, часто именуются "свободными и честными". Действительно, это выражение стало риторическим критерием большинства оценок выборов, проводимых в переходный период или после конфликтов. Мировое сообщество выработало комплекс международно-правовых норм в области прав и свобод человека - международные стандарты, и среди них - стандарты в области прав человека, касающихся проведения свободных, справедливых, подлинных и периодических выборов (международные избирательные стандарты). Международные избирательные стандарты - это обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, права и свободы на участие в проведении свободных справедливых подлинных и периодических выборов, но и не посягать на такие права и свободы и принимать соответствующие меры по их реализации. Международное право прямо налагает на государства и избирательные органы определенные обязанности по проведению выборов. Всеобщая Декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, обязательный международный договор - Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года), - принятый в 1990 году Копенгагенский документ Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и другие международные документы устанавливают два необходимых условия демократических выборов: (1) всеобщее и равное избирательное право; (2) тайное голосование. Международные конвенции, запрещающие дискриминацию по расовому или половому признаку, другие элементы либерализации избирательного процесса еще более усиливают право участвовать в выборах на основе "всеобщего и равного избирательного права". Однако, чтобы быть "свободными и честными", выборы должны также соответствовать ряду других стандартов. Чтобы избирательный процесс был свободным, граждане должны иметь право и возможность выбирать. Должна быть свобода собраний, объединений, передвижения и слова для кандидатов, партий, избирателей, средств массовой информации, наблюдателей и других. Политическая обстановка должна исключать запугивание. Чтобы быть честными, выборы должны проводиться при честном голосовании и подсчете голосов, без фальсификаций и манипуляций, беспристрастными избирательными органами. Политические партии и отдельные лица должны иметь достаточные возможности участвовать в выборах, а связанные с выборами споры и претензии должны быстро и справедливо решаться до или после дня выборов. Честность требует также равных условий. В частности, не может быть злоупотреблений государственными ресурсами в агитационных целях, и все партии и кандидаты должны иметь достаточную возможность общаться с избирателями и завоевывать их поддержку, включая равный доступ к средствам массовой информации. Такая свобода - необходимая предпосылка осмысленных выборов. И это главнейшая задача власти. В Республике Таджикистан де-факто началась подготовка к предстоящим в ноябре президентским выборам. Ещё в прошлом году активисты правящей Народно-Демократической партии Таджикистана заявляли, что не видят другого кандидата от своей организации, кроме действующего Президента. Тем самым обществу был дан чёткий сигнал о неизменности позиции партии власти. Не ставя под сомнение право НДПТ выдвигать на плебисцит любого члена своей партии, тем не менее, без обнародования предвыборной программы или хотя бы некоего лозунга, с которым этот кандидат выйдет к народу – заявление, считаем, по сути неуважительным к нации. Оппозиционные партии, ряд общественных организаций считают, что в настоящий исторический момент остро назрела жизненная необходимость внесения изменений в действующий Закон «О выборах Президента Республики Таджикистан». Действительно, произошедшие с 2006 года – года предыдущих президентских выборов - изменения в мире фундаментально трансформировали вектор и характер развития политических процессов в различных странах мира. В том числе и прежде всего, в государствах со схожими с Таджикистаном общественно-политическими и социально-экономическими характеристиками, режимом, стилем государственного управления и уровнем развития гражданских свобод. Известно, что нежелание правящих групп и кланов оперативно разрешать существующие проблемные узлы и противоречия, неизбежно привела к силовым изменениям в этих государствах. К сожалению, с огромными человеческими жертвами и продолжающейся нестабильностью, резким падением уровня жизни народа. И не учитывать эти свершившиеся факты, без их трезвого и честного анализа и выработки совместных решений, призванных избежать подобного развития событий, было бы в высшей степени преступной самоуспокоенностью и самообманом. 22 сентября 2012 года в Душанбе был создан Организационный комитет «За демократическую реформу конституционного Закона о выборах президента Республики Таджикистан». В него вошли представители Общенациональной Социал-демократической партии (ОСДПТ), Партии исламского возрождения ПИВТ), Демократической партии (ДПТ), общественных объединений - Таджикского юридического консорциума, республиканской коллегии адвокатов «Сипар», ОО «Демократия» и трое граждан Республики Таджикистан в личном качестве: Шерали Кенджаев, Хикматулло Саидов и Зариф Гуломов. Данный комитет в октябре одобрил проект конституционного Закона «О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон Республики Таджикистан «О выборах Президента Республики Таджикистан». В нём содержится три наиболее, по мнению членов комитета, ключевых предложений. Теперь рассмотрим их через призму вышеизложенных норм международных стандартов: 1. Статью 13 («Образование окружных избирательных комиссий по выборам Президента Республики Таджикистан») конституционного Закона после слов «Окружные избирательные комиссии по выборам Президента Республики Таджикистан образуются Центральной комиссией по выборам и референдумам не позднее, чем за 45 дней до выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее четырех других членов комиссии» и часть первую статьи 15 («Образование участковых избирательных комиссий по выборам Президента Республики Таджикистан») после слов «Участковая избирательная комиссия образуется не позднее 35 дней до выборов в составе 5-19 членов, в том числе председателя, заместителя председателя и секретаря» - дополнить предложением «на основе равного представительства от политических партий, зарегистрированных в Министерстве юстиции Республики Таджикистан». Отметим, что Правительство Таджикистана и профильный Комитет нижней палаты парламента не поддержали поправки и это решение направлено на рассмотрение Совета палаты. Заместитель главы парламентского Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Галия Рабиева заявила, что по её мнению, «предложенные поправки ущемляют интересы политических партий, которые малочисленны и имеют небольшое количество сторонников». Она отметила, что авторы предложенных поправок и сторонники их принятия увлекаются технической стороной вопроса. «При этом они упорно не хотят знать, что предложенные поправки создадут много проблем в проведении выборов президента. Например, возникает вопрос, смогут ли все политические партии Таджикистана найти своих достойных и грамотных представителей во всех избирательных участках страны, количество которых в период проведения выборов составляет около 4 тыс.», - отметила депутат. По мнению Г.Рабиевой, быть членом избирательных участков без получения каких-либо доплат довольно сложно. В ответ, в своём недавнем интервью лидер ОСДПТ Р.Зойиров сказал, что такой проблемы – заявить членов своей партии в избирательные комиссии – для него не существует. Сейчас, по его словам, в партии 7 тыс.600 человек, не считая сторонников. Ныне действующие нормы Закона противоречат статье 3 Конституции страны, которая говорит о равноправии. По словам Р.Зойирова, эти статьи «не обеспечивают равноправие для партий, так как им не разрешается включать своих представителей в состав окружных комиссий». Таким образом, не защищены права избирателей и избираемых, что нарушает ст. 27 Конституции Республики Таджикистан. При этом, по его словам, законодательство не позволяет политическим партиям обращаться в Конституционный суд по этим вопросам, так как они не имеют права законодательной инициативы. Заметим, что согласно руководящим принципам, принятым «Советом по демократическим выборам» совместной рабочей группой, созданной в соответствии с резолюцией Парламентской Ассамблеи (Второе заседание, 3 июля 2002 года), а затем утвержденным Венецианской комиссией на ее 51-й сессии (5-6 июля 2002 года), построенным на базе основополагающих принципов общеевропейского опыта в области выборов - «политические партии должны быть в равной мере представлены в избирательных комиссиях или должны иметь возможность наблюдать за работой этих беспристрастных органов. Равенство может пониматься как строгое или пропорциональное». 2. В части первой статьи 24 конституционного Закона после слов «Кандидаты на пост Президента Республики Таджикистан выдвигаются зарегистрированными в установленном законом порядке республиканскими политическими партиями» и часть четвертую данной статьи исключить. Часть первую дополнить предложением «Беспартийные граждане вправе выдвигать свои кандидатуры на пост Президента Республики Таджикистан посредством любой политической партии, зарегистрированной в Министерстве юстиции Республики Таджикистан, в порядке, установленном настоящим Законом». Данная поправка весьма серьёзна и существенно меняет Закон. Она исключает из списка субъектов, имеющих право на выдвижение кандидатов на пост Президента Маджлисы народных депутатов областей, ГБАО, города Душанбе, собрание представителей депутатов Маджлисов народных депутатов районов и городов республиканского подчинения, а также Независимый профсоюз Таджикистана и Союз молодежи Таджикистана. В объяснение данной поправки представители Организационного комитета заявляют о том, что таких полномочий региональные депутаты не имеют – по мнению Р.Зойирова, согласно принципам Конституции депутаты данного уровня избираются народом ради осуществления полномочий регионального маджлиса, а не для того, чтобы выдвигать своих кандидатов за них. Использование этого механизма – механизма выдвижения через региональные маджлисы, – считаем, есть своего рода дискриминационно-заградительный элемент для граждан, желающих выдвинуть свою кандидатуру, и нарушает права граждан на избрание и быть избранными. Вообще в Закон не включено даже само понятие «самовыдвиженец», что, по нашему мнению, безусловно, нарушает права граждан. Кроме того, нет вразумительного объяснения тому, почему из десятка молодёжных и других общественных организаций страны таким правом выдвижения наделён именно проправительственный Союз молодёжи. 3. Части шестую и седьмую статьи 32 конституционного Закона изложить в новой редакции. Часть шестая: «Результаты подсчета голосов сразу же после его окончания публично и гласно рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии в трех экземплярах, один из которых немедленно вывешивается на видном месте для всеобщего внимания. Один экземпляр протокола остается в производстве участковой избирательной комиссии, другой экземпляр пересылается в соответствующую окружную избирательную комиссию в порядке, установленном Центральной комиссией по выборам и референдумам». Часть седьмая: «Участковая избирательная комиссия обязана выдать заверенные копии протоколов по первому требованию зарегистрированных в установленном порядке наблюдателей от политических партий, международных и отечественных организаций, доверенных лиц кандидата в президенты Республики Таджикистан, аккредитованных представителей СМИ». Данные поправки призваны сделать завершающий этап работы участковой избирательной комиссии - подсчёт голосов избирателей - открытым и прозрачным. Избиратели получают возможность получить информацию об итогах голосования на своём участке, а представители партий и кандидатов-самовыдвиженцев вести свой контрольный подсчёт голосов. Считаем, что, несомненно, это являлось бы шагом вперёд в процесс демократизации избирательного процесса и соответствовало духу декларируемой властями приверженности истинного народовластия. Кроме того, Организационный комитет высказался за то, чтобы изменить требования Закона о пятипроцентном сборе подписей в поддержку кандидатов, сократив его до 2% или вообще убрать это условие. Здесь следует отметить, что международные стандарты только в особых случаях признают необходимость сбора подписей и то в количестве не превышающем 1% (утверждено Венецианской комиссией, 52 сессия, 18-19 октября 2002 года). В настоящее же время это требование является анахронизмом прошлого, от которого следует избавиться. Тем более, что реализация этого требования сопряжена с непременным противодействием со стороны местных органов власти. Также мы считаем, что наличие значительной массы граждан вне пределов республики на момент проведения выборов не может быть основанием лишать их права голосовать. Должны быть приняты все исполнительские решения, обеспечены организационные и финансовые составляющие, чтобы граждане Республики Таджикистан (по разным оценкам – от 850 тысяч до 1,5 миллиона человек), ежегодно направляющие в страну денежные средства в размере более $ 3 млрд, имели возможность реализовать своё конституционное право избирать. Без всего этого, недостатки нынешней редакции Закона не смогут обеспечить равное участие граждан в выборах, и не будут гарантировать прозрачность и подлинность волеизъявления избирателей. А значит, проведение выборов не будет соответствовать стандартам свободных и справедливых выборов, что автоматически поставит вопрос о легитимности их итогов. Считаем целесообразным инициаторам проекта изменений развернуть разъяснительную работу среди населения, среди граждан республики, находящихся вне пределов страны, начать кампанию по вовлечению в обсуждение целесообразности внесения изменений мировое сообщество, международные специализированные структуры, институты гражданского общества. Вовлечение в эту работу республиканских СМИ, различных общественных организаций позволит обнаружить и усилить их роль в решении важнейших проблем государства. Вместе с тем, будем ответственны и откровенно должны об этом сказать - предложения изменить законодательство о выборах Президента Республики Таджикистан у части экспертного сообщества и граждан страны, вызывают двойственное чувство. Мы стремимся приблизить Закон к так называемым международным стандартам, ссылаясь на то, что это само по себе изменит процедуру выборов к лучшему. Такую веру в закон способны сохранить только догматически настроенные юристы и международные наблюдатели, приехавшие из правовых государств. Всем другим хорошо известно, что закон сам по себе не творит действительность. Даже фундаментальные требования международных норм (их иногда называют стандартами) носят формальный характер и ограничиваются требованием всеобщности выборов, равными правами и тайным голосованием. Многие иные требования сдвигают законодательство в сторону политических требований разных политических сил, отражают их представление о политической тактике, о способах привлечения сторонников, а самое главное - создают основу для дальнейшей борьбы против легитимности неугодных им итогов выборов. Поэтому работа над текстом Закона может иметь весьма печальные исторические последствия. Закон о выборах, таким образом, может отразить только реальное соотношение политических сил. Не более того. «Арабская весна» стала ярким примером проверки властей на соответствие культурным и политическим вызовам. Будем реалистами, давайте подождем практически невозможного - развёрнутого и обоснованного ответа действительного обладателя права законодательной инициативы. Сегодня только в его власти учесть предложения в Закон, который может быть изменен или остаться нетронутым. Однако важнее услышать от власти конкретные предложения о развитии политической системы, о реальной модернизации политической сферы, о путях развития Таджикистана на предстоящие годы, о ценностях, которые будут одинаково значимыми для власти и для народа. Скажем честно, сегодня это важнее отдельных положений Закона о выборах. Бахтиер Саттори, независимый политолог Международное информационное агентство «Фергана» Пакистан: Жертвами теракта в Карачи стали несколько десятков человек 2013-03-04 09:39 ИА Фергана.Ру В крупнейшем городе Пакистана Карачи 3 марта произошел теракт, унесший жизни 45 человек, не менее 149 ранены, сообщает РИА Новости. По информации ИТАР-ТАСС, погибли 52 человека, более 170 получили ранения. По данным информагентств, теракт произошел в многолюдном районе Аббас Таун близ шиитской мечети, в непосредственной близости от торговых центров и магазинов. Террористы использовали прикрепленное к мотоциклу дистанционно управляемое взрывное устройство. Через несколько минут после первого взрыва неподалеку взорвался автомобиль. Мощность бомб составила около 250 килограммов в тротиловом эквиваленте. По словам представителя полиции, всего было два взрыва. Среди жертв много женщин и детей. Местные жители, не дожидаясь спасателей, сами начали вытаскивать людей из-под завалов и отвозить их в больницы. Многие раненые находятся в критическом состоянии. Ответственность за теракт пока не взяла на себя ни одна группировка. В связи с терактами в Карачи понедельник, 4 марта, объявлен днем траура. В знак протеста прекращена работа общественного транспорта и магазинов. По соображениям безопасности закрыты все школы и другие образовательные учреждения. Международное информационное агентство «Фергана» Иран: Власти освободили под залог из тюрьмы 14 либеральных журналистов 2013-03-04 10:10 ИА Фергана.Ру Власти Ирана сообщили об освобождении под залог из тюрьмы 14 журналистов, работавших в либеральных изданиях, которые два месяца провели в заключении по обвинению в «пособничестве Западу», передает РБК со ссылкой на Associated Press. Журналисты обвиняются в принадлежности к «крупнейшей западной шпионской сети», якобы созданной телерадиовещательной корпорацией Би-би-си, которую правительство Ирана считает ответственной за подготовку массовых беспорядков летом 2009 года. Напомним, в июне того года десятки тысяч жителей страны приняли участие в протестах против фальсификаций на президентских выборах, победителем которых был объявлен Махмуд Ахмадинежад. В беспорядках погибли десятки человек, были арестованы более четырех тысяч протестующих, большая часть была освобождена в первую неделю после их ареста. Сейчас за решеткой в Иране находится еще как минимум 31 сотрудник СМИ, которых ранее призывали освободить международные правозащитные организации Human Rights Watch и Amnesty International. Международное информационное агентство «Фергана» Кыргызстан: Жена А.Аскарова обратилась к мировой общественности с просьбой защитить ее мужа 2013-03-04 10:56 ИА Фергана.Ру Хадича Аскарова, жена Азимжана Аскарова, осужденного в Кыргызстане на пожизненный срок заключения, обратилась с открытым письмом к региональному представителю по Центральной Азии УВК ООН по правам человека, в представительство ЕС в Кыргызстане, посольство США, Германии, Франции в Бишкеке, в Центр ОБСЕ в Бишкеке, к региональным и международным правозащитным организациям и журналистам. В этом письме она еще раз напоминает, что ее муж, правозащитник и журналист Азимжан Аскаров, был осужден неправосудно, по сфабрикованному делу, и теперь он обречен на медленную смерть в тюрьме. «Мой муж, Азимжан Аскаров, в течении 15 лет работая в Базар-Коргонском районе, обнародовал чудовищные факты грубейших нарушений прав человека. Эти материалы опубликованы в региональных и международных СМИ. Силовые органы, долго точившие зуб против мужа, воспользовались июньскими событиями и сфабриковали тяжкое обвинение, - пишет Хадича Аскарова. - Силовики не только задержали мужа, но и на второй день после его ареста подъехали вооруженной группой и потребовали открыть ворота. Когда я отказалась открыть ворота и выдать фото- и видеоаппаратуру, они открыли огонь в воздух. Я сбежала из дома через калитку. Сотрудники без санкции суда и без участия понятых провели обыск и вывезли из дома все, что было, включая автомашину. Мои обращения в вышестоящие органы власти остались без результата. В течении 15 лет работы Азимжан предал огласке шесть смертельных случаев в стенах РОВД Базар-Коргонского района. Седьмой случай произошел после ареста мужа. Халмирзаева Усманжана, гражданина России, требуя особо крупную сумму денег, жестоко избили. Все участники преступной группы ушли от ответственности. Июньский межнациональный конфликт дал [милиционерам] возможность отомстить мужу и навсегда избавиться от него». Хадича Аскарова напоминает: в 2010 году Азимбек Бекназаров заявлял, что есть видео с выступлением Аскарова, где он призывает к беспорядкам. Однако за три прошедших года больше никто эту видеосъемку не видел. «Почему? - спрашивает Х.Аскарова. - Потому что на этой видеосъемке нет моего мужа, так как его не было на месте совершения преступления. Клянусь Аллахом, в этот момент он был дома, и это могут подтвердить жители нашего квартала, но они не были допущены в суд». Хадича напоминает слова президента Алмазбека Атамбаева, что до сих пор «нет доказательств, оправдывающих Азимжана Аскарова». «Президент вводит всех в заблуждение, - утверждает Хадича. - У меня их более ста показаний свидетелей, 67 из которых нотариально заверены».
Хадича напоминает о выводах, сделанных комиссией омбудсмена Турсунбека Акуна, которая расследовала Базар-Коргонское дело. «Комиссия доказала, что Аскарова не было на месте совершения преступления. Выступая по телевидению, омбудсмен Турсунбек Акун просил власти немедленно освободить Аскарова, - пишет Хадича. - В заключении он сказал, что власть не имеет право задерживать Аскарова даже на один час. Отчет Омбудсменской комиссии читало все мировое сообщество». Международная комиссия юристов заявила о многочисленных нарушениях прав человека при аресте, во время следствия и в ходе суда над Аскаровым. Хадича Аскарова пишет: «Во время июньской трагедии пострадали 75% узбеков, из числа осужденных также 77% узбеки. Власть Кыргызстана не исполнила свой долг, заключающийся в том, чтобы справедливо и эффективно расследовать июньские беспорядки 2010 года и их последствия. Власть не смогла обеспечить справедливость для тысячи жертв серьезных преступлений и грубых нарушений прав человека, совершенных безнаказанно. Остались без внимания и утверждения о сговоре и соучастии силовых структур в совершении нарушений прав человека во время июньских событий. Уже третий год власть не дает правовую оценку произошедшим июньским событиям. Муж говорил, что он не будет говорить про Ош и Джалал-Абад, будет говорить то, что он видел своими глазами и по собранным материалам мониторинга: [в Базар-Коргоне] погибли 23 мирных гражданина, огнестрельное ранение получили более 50 человек и 205 домов были сожжены; были угнаны автомашины и произошло мародерство». Хадича Аскарова заявляет, что власть, военные, милиция и другие спецподразделения «из-за бездействия должны быть привлечены к ответственности как соучастники убийств. И они никак не могут оставаться без правовой оценки, которую им должны дать правоохранительные и судебные органы КР». «В Базар-Коргоне народ не только знает, но и своими глазами видел людей, открывших огонь на поражение, - пишет Хадича. - Но в настоящее время свидетели той трагедии стали «глухи и слепы». Пострадавшие от произвола, потерявшие близких, ради одного миллиона сомов и подаренной квартиры они прикусили языки». «Многие лица, осужденные по сфабрикованным делам, и в том числе мой муж, должны быть оправданы. Власть Кыргызстана, вместо закрытия различных интернет-сайтов, должна дать правовую оценку [событиям] и освободить невиновных людей. Кыргызская Республика не исполнила свой долг, заключающийся в том, чтобы справедливо и эффективно расследовать июньские беспорядки и их последствия. Власть не смогла обеспечить справедливость для тысячи жертв серьезных преступлений и грубых нарушений прав человека», - пишет Хадича. Хадича Аскарова приглашает журналистов в Базар-Коргон для проведения расследования произошедшего 13 июня 2010 года и обещает помочь «по всем вопросам». Х.Аскарова обратилась к ЕС и Госдепу США: «Прежде, чем принимать руководство КР и заключать те или иные договора, потребовать от Кыргызстана исполнить свой долг - справедливо и эффективно расследовать июньские беспорядки 2010 года и их последствия. Только в Ваших руках принудить КР обеспечить независимый пересмотр всех дел, возбужденных по фактам преступлений во время июньских событий 2010 года, по итогам которых были вынесены обвинительные приговоры. Пересмотр необходим для того, чтобы выявить допущенные процессуальные нарушения». «Я очень прошу помочь моему мужу, отцу четверых детей и деду восьмерых внуков», - пишет Хадича. Международное информационное агентство «Фергана» В Женеве показали и обсудили фильм «Резня в Узбекистане», посвященный событиям 2005 года в Андижане (видео) 2013-03-04 12:13 ИА Фергана.Ру 1 марта 2013 года в Женеве состоялся показ с последующим обсуждением документального фильма «Резня в Узбекистане», рассказывающего о трагических событиях в узбекском Андижане в мае 2005 года.
Демонстрация полуторачасовой документальной ленты прошла в рамках ежегодного Международного кинофестиваля по правам человека. В обсуждении приняли участие известная узбекская правозащитница, основатель и руководитель правозащитного клуба «Пламенные сердца» Мутабар Таджибаева, бывший посол Великобритании в Узбекистане Крейг Мюррей, профессор, президент Европейского общества исследования Центральной Азии Катрин Пужоль и автор фильма, датский журналист и политолог Майкл Андерсен. Модератором обсуждения выступил известный швейцарский журналист, специалист по Центральной Азии Андре Лорш. Фильм вызвал живой интерес публики. Обсуждение длилось более часа, участники говорили на французском, русском и английском языках. Ниже - полная видеозапись обсуждения. Международное информационное агентство «Фергана» Россия: Задержанный в Омске гражданин Узбекистана обвиняется в религиозном экстремизме 2013-03-04 15:10 ИА Фергана.Ру В Омске задержан 37-летний гражданин Узбекистана, которого на родине обвиняют в религиозном экстремизме, сообщает SuperOmsk.Ru. Имя задержанного не раскрывается. Он взят под стражу, его готовят к экстрадиции в Узбекистан, где ему грозит до 15 лет лишения свободы за «создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях» и «незаконное изготовление, хранение, ввоз или распространение материалов религиозного содержания». Как сообщили в пресс-службе пограничного управления регионального управления Федеральной службы безопасности (ФСБ), узбекистанец был задержан 23 февраля. У него был изъят поддельный паспорт гражданина Киргизской Республики. На допросах выяснилось, что незадолго до этого сотрудники киргизских правоохранительных органов точно так же изъяли у него паспорт гражданина Российской Федерации, который он, как выяснилось, незаконно получил в УФМС России по Омской области. По информации пресс-службы региональной прокуратуры, задержанный является активным участником запрещенной в Узбекистане религиозной организации «Нурчилар» («Нурджулар», последователи турецкого богослова Саида Нурси). «Являясь активным членом «Нурчилар», он вступил в сговор с другими ее участниками на проведение незаконных религиозных собраний. Кроме того, пользуясь финансовой помощью одного из руководителей движения, еще и приобрел здание в Ферганской области, где в целях развития деятельности организации открыл учебный центр», – сообщила старший помощник регионального прокурора Татьяна Бородина. Напомним, что организация «Нурчилар» запрещена и в Узбекистане, и в России. Между тем, исследователи считают, что учение Саида Нурси нельзя назвать «экстремистским», поскольку в его догматах отсутствует положение о джихаде как вооруженной борьбе, которую нурсисты считают запретной. Как отмечает ученый-исламовед Байрам Балджи (Bayram Balci), Нурси и его последователя Фетхуллу Гюлена беспокоят вопросы образования мусульман и их интеграция в современном мире, они далеки от политического ислама. Гюлен стремится посредством образования сформировать поколение современных людей, привязанных к своим традициям и религиозным ценностям. Международное информационное агентство «Фергана» |
В избранное | ||