Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Бывший премьер-министр Кыргызстана Феликс Кулов дал в Москве пресс-конференцию


Бывший премьер-министр Кыргызстана Феликс Кулов дал в Москве пресс-конференцию
2010-04-23 18:04 ИА Фергана.Ру

Бывший премьер-министр Кыргызстана Феликс Кулов дал в Москве пресс-конференцию. На вопрос, будет ли Кулов баллотироваться в президенты, экс-премьер ответил отрицательно, но заметил, что его партия «Ар-Намыс» пойдет на парламентские выборы. Вообще же Кулов предположил, что на президентских выборах будет не менее десяти кандидатов, а в парламент пройдут такие партии как «Ата-Мекен», «Ак-Шумкар», СДПК и «Ар-Намыс». Возможности прохождения в парламент пробакиевской партии «Ак жол» Ф.Кулов оценил весьма сомнительно, заметив, что эта партия власти к моменту парламентских выборов, скорее всего, перестанет существовать.

Ф.Кулов сказал, что официальная цель его приезда в Москву – подписание соглашения с тушинским машиностроительным заводом о поставках оборудования. Кулов заметил, что с официальными лицами он не встречался.

Дирекция проекта по развитию малой и средней энергетики, которую возглавляет Феликс Кулов, по его словам, за все время работы не взяла ни цента из госбюджета, хотя и является государственной организацией. Партия «Ар-Намыс» привлекла инвестиции для строительства малых ГЭС. Кулов заметил, что если во времена советской власти 80 процентов электроэнергии республики потребляла промышленность, а 20 процентов – население, то сегодня пропорция обратная, и если в Кыргызстане хотят развивать промышленность, то в первую очередь необходимо развивать энергетику.

Говоря о прошедших в пригородах Бишкека погромах, Кулов заметил, что это была спланированная провокация: официальные лица говорили о том, что готовятся погромы, еще за два дня до событий. Кулов уверен, что погромы в Маевке – часть единого плана, в который входил и захват областной администрации в Джалал-Абаде. «Но я не понимаю, почему, если была информация о погромах, их не предотвратили», - заметил Кулов. Но дальше развивать эту тему не стал.

Феликс Кулов считает одним из важных событий последних дней убийство Омурбека Осмонова, который был осужден в июне 2009 года за ДТП, в котором погибли бывший руководитель администрации президента Медет Садыркулов, бывший глава Международного института стратегических исследований при президенте Сергей Слепченко и водитель Кубат Сулайманов. Кулов заметил, что теперь будет гораздо сложнее расследовать это происшествие, хотя все равно возможно.

Касаясь американского присутствия в Кыргызстане, Кулов заметил, что база «Манас» останется в республике до 2011 года: в 2011 году американцы планируют уйти из Афганистана, а значит, и из Кыргызстана. «Мы как маленькое государство не можем себе позволить иметь врагов, - сказал бывший премьер. – Нам нужно сохранять отношения со всеми государствами. Но Россия остается нашим приоритетным партнером».

Говоря о бывшем президенте Курманбеке Бакиеве, Ф.Кулов заметил: «Для нас он не президент - это очевидно, для нашего народа, прежде всего. Поэтому влиять (на ситуацию в Киргизии) он может только в отрицательном отношении», - передает РИАН. «Если бы он давал указания прекратить сопротивляться, что надо сдаваться властям... Если бы он дал соответствующие указания, чтобы его братья подчинились, я думаю, это нормализовало бы обстановку», - заметил Кулов.

Кулов считает, что исчезновение младшего брата Бакиева, Ахмада, никак не связано с действиями временного правительства: «По неподтвержденной информации, это действовали люди, которые недовольны Ахматом Бакиевым, когда он являлся фактически неофициальным руководителем Джалал-Абадского региона и использовал свои родственные отношения со старшим братом Курманбеком. Естественно, он перебарщивал в своих стараниях вести бизнес, захватывал какие-то чужие объекты, имущество, и было очень много недовольных людей… Я думаю, это какие-то частные разборки, не связанные с действиями временного правительства».

Кулов с благодарностью отозвался о роли Казахстана в отъезде Бакиева, сказав, что Казахстан как братская страна пришел на помощь в тяжелую минуту. Касаясь реакции Узбекистана, Кулов заметил, что Ислам Абдуганиевич Каримов очень внимательно отслеживает все, что происходит в Кыргызстане, «и его реакция адекватная».

В Конгрессе США прошли слушания по ситуации в Кыргызстане
2010-04-23 21:37 ИА Фергана.Ру

22 апреля в Конгрессе США прошли слушания на тему «Кризис в Кыргызстане: Топливо, Контракты и Революция вдоль афганского транзита». Слушания проходили в комитете Конгресса США по надзору и правительственной реформе и в подкомитете по вопросам национальной безопасности и международных отношений. Главной темой слушаний стала революция в Кыргызстане, ее причины, и критика компромиссной политики США по отношению к режиму К.Бакиева. На слушаниях присутствовали пять экспертов высокого уровня: Юджин Хаски (Eugene Huskey), профессор Stetson University, бывший посол Кыргызстана в США Бактыбек Абдрысаев, преподаватель Utah Valley University, Алекс Кули (Alexander Cooley), профессор Barnard College при Колумбийском университете, Скотт Хортон (Scott Horton), профессор Columbia Law School и редактор Harper’s Weekly, и Сэм Паттен (Sam Patten), представитель «Freedom House», старший менеджер программы Eurasia.

Эксперты во многом сошлись во мнении, что стремление сохранить военную базу «Манас» привело к тому, что США закрывали глаза на многие нарушения репрессивного и коррупционного режима.

The Washington Post пишет, что на прошедших слушаниях выяснилось: появление базы «Манас», арендные выплаты и контракты на обслуживание базы служили частным интересам могущественных элит Кыргызстана.

А.Кули в своем докладе отметил: нет ничего удивительного, что американское военное присутствие в Кыргызстане связывают с желанием США поддерживать репрессивный и коррумпированный режим бывшего президента Бакиева… Москва и русскоязычные СМИ резко критиковали правление Бакиева, тогда как представители американских властей гасили критические интонации, поскольку это могло угрожать военному присутствию в «Манасе». По тем же причинам американские официальные представители избегали встреч с киргизскими оппозиционерами». А.Кули сказал, что необходимо изучить возможности, по которым платежи за «Манас» пойдут на благо всему обществу, а не только избранной группе лиц.

Компромиссная политика США привела к тому, что сегодня присутствие американцев на базе «Манас» находится под большим вопросом. И хотя глава временного правительства Роза Отунбаева и заявляет, что договор о «Манасе» будет продлен, Бактыбек Абдрысаев рассказал на слушаниях, что не все члены временного правительства с этим согласны. Абдрисаев считает, что вопрос базы станет одним из ключевых пунктов президентской кампании, и вывод базы станет главным тезисом многих кандидатов в президенты.

Комитет заслушал подробный доклад С.Хортона, в котором сводились воедино многие данные, которые могут свидетельствовать о коррупционной составляющей в контрактах на поставку топлива на авиабазу «Манас». Судя по представленным данным, вполне возможно, что контракты на поставку топлива существенно обогатили и членов семьи президента Акаева, и членов семьи президента Бакиева. В докладе С.Хортона говорилось о сохранении со времен Акаева совершенно непрозрачных платежных схем, которые позволяли обогащаться представителям правящей семьи, какую бы фамилию она ни носила.

Так, пишет «Вашингтон пост», с 2007 года Минобороны США поставляло на «Манас» топливо через MIA Corp. - фирму, зарегистрированную в Лондоне и Гибралтаре. Информация о владельцах этой фирмы была засекречена. За этот период было выплачено более одного миллиарда долларов, а после продления контракта в июле 2009 года могло быть перечислено еще 400 миллионов.

Голос России сообщает, что конгрессмены по итогам слушаний направили запросы с требованием провести расследование в Министерство обороны США, госдепартамент и ФБР, и ответ должен быть получен не позднее 3 мая.

Правозащитник Петр Залмаев, директор «Евразийской демократической инициативы», сказал «Фергане.Ру», что после этих слушаний может последовать резолюция Конгресса США, в которой будет сказано о возможной роли США в событиях, произошедших в Кыргызстане, и о том, что Америка должна уделять больше внимания развитию демократических институтов в странах Центральной Азии и соблюдать баланс между интересами безопасности и развитием прочных отношений с демократическими партнерами. «Это риторика, но она сможет повлиять на формирование политики США в странах Центральной Азии», - сказал П.Залмаев.

П.Залмаев подтвердил, что расследование по линии Министерства обороны вполне вероятно, особенно в отношении фирм, заключавших контракты с Пентагоном на снабжение американцев горючим, а деньги шли в карманы членов семьи Бакиева.

П.Залмаев сказал, что на слушаниях говорили о прошлом и будущем сотрудничестве США и Киргизии. Ясно, что в отношении прошлого будет проведено расследование. Вопрос юридической легитимности нового правительства на слушаниях не поднимался: Америка признала новое правительство и призвала к поддержке новой власти, заявляя о необходимости проведения честных выборов.

На слушаниях был поднят вопрос и о защите прав человека. Сэм Паттен рассказал о многих нарушениях прав человека при Бакиеве и напомнил, что когда в 2005 году США резко начали критиковать Ислама Каримова за нарушения прав человека, Ташкент тут же велел Вашингтону покинуть военные базы в Узбекистане. С тех пор Америка старается не возражать Ташкенту. «Но когда-нибудь безжалостному режиму Каримова придет конец, и как смогут те, кто придет к власти после него, доверять США, если Америка даже не могла найти возможность возразить тирану, когда он угнетал свой народ?»

Паттен добавил, что намерение временного правительства вести переговоры по базе следует считать позитивным моментом, поскольку предыдущую политику США новая власть «справедливо воспринимает как предательство».

Кыргызстан: Предварительные итоги расследования, проведенного независимой общественной комиссией
2010-04-24 11:32 Фергана.Ру

Каковы были предпосылки апрельских событий в Кыргызстане? В чем ошибки старой и новой власти? Как можно стабилизировать ситуацию? Ответы на эти и другие вопросы постаралась найти независимая общественная комиссия по расследованию причин трагических событий 6–8 апреля. «МК-Кыргызстан» публикует предварительные итоги результатов ее работы.

Предпосылки бури

Ситуация, к которой пришел Кыргызстан, началась не с политических, но с социальных проблем. Закрытые сессии парламентских фракций по принятию законов, разрешающих приватизацию стратегических энергообъектов, нарушение основного закона через создание антиконституционных органов (таких как Секретариат президента и ЦАРИИ) и т.д. были для населения естественными раздражителями. Кыргызстанцы видели, что на ключевых руководящих постах оказываются совершенно посторонние люди, которые приезжают из-за рубежа (Гуревич, Надель, Никитин и др.) и работают здесь в целях личного обогащения. Пока шла борьба за сферы влияния между Максимом Бакиевым и его дядьями, иностранные "наймиты" захватывали главные ресурсы страны. Это не могло не злить не только обывателей, но и политическую элиту.

Архивные публикации о процессе смене власти в Кыргызстане 6-16 апреля 2010 года читайте здесь.

Уместно вспомнить и использование сотрудников милиции в политических целях: на выборах и референдумах, при разгоне митингов и демонстраций… Кроме того, буквально недавно был принят закон, разрешающий СГО беспрепятственно ввозить в страну оружие и спецсредства. Внесены поправки в Закон "О воинской службе", разрешившие привлекать армию для наведения общественного порядка. Был принят закон "О праве граждан собираться мирно, без оружия и проводить митинги, пикеты", который фактический имел разрешительный характер и стал основанием для грубых нарушений прав человека на свободу собраний и свободу выражения мнений.

Власть усиливала давление и на независимые СМИ. Препятствие вещанию радиостанций "Азаттык" и Би-би-си лишало население альтернативных источников информации. Власть чинила препятствия печатным изданиям: довела ряд газет до банкротства, изымала тиражи, избивала и убивала журналистов…

Отдельно стоит упомянуть про ряд убийств политических и общественных деятелей: Кудайбергенова, Санатбаева, Сурабалдиева, Садыркулова, Павлюка, Саипова и других. Они погибли при весьма странных обстоятельствах, но власть "не смогла" найти убийц и привлекла обвиняемых по совсем надуманным причинам.

Но одним из главных раздражителей стал мартовский "Курултай согласия", организованный президентом для фактической легитимизации своего курса. Приглашенные 750 делегатов ничего не решили, зато Курманбек Бакиев получил одобрение своих антиконституционных реформ. Именно после этого курултая он практически перестал придавать значение заявлениям и выступлениям оппозиции, так как уверовал в свою правоту и исключительность.

Не в пользу Курманбека Бакиева говорил и тот факт, что его сын Максим, возглавлявший антиконституционный орган, решал политико-экономические вопросы на международном уровне. Он поехал в Пекин во главе делегации, причем главы министерств оказались в подчинении у главы нелегитимного агентства. В Китае он вел переговоры по проектам, имеющим стратегический характер. А ранее использовал кредит, выданный РФ на развитие экономики Кыргызстана, не по назначению.

Нельзя сбрасывать со счетов и влияние многочисленных братьев президента. Ахмат Бакиев считался "теневым губернатором" юга страны, Жаныш Бакиев, исполняя функции главы СГО, был наиболее одиозной фигурой в окружении президента… Эти и другие родственники вызывали агрессию своими действиями. Тем более, Курманбек Бакиев когда-то клятвенно заверял, что не будет назначать родных на государственные должности.

Кто сдал Бакиева?

В ходе работы члены комиссии все больше приходили к мнению, что Бакиева "слили" его же приспешники, в частности Данияр Усенов. Хитрый политикан Усенов не мог не понимать, что проводимые правительством непопулярные реформы злят население. Ситуация близилась к критической развязке, и Курманбек Бакиев должен был пожертвовать кем-то, чтобы продемонстрировать "отеческую" заботу о народе. Таким "мальчиком для битья" стал Данияр Усенов.

Неясным в случае мирного прихода к власти представителей оппозиции казалось будущее главы ГСНБ Мурата Суталинова, чьи подчиненные уже "засветились" в убийстве журналиста Геннадия Павлюка, слежке за "неугодными" лицами и других грязных делах.

Чтобы предупредить грядущее недовольство населения, Усенов и Суталинов решили опередить своего босса и, возможно, разработали план, согласно которому Бакиев уходил с поста, а люди, пришедшие ему на смену, гарантировали премьеру и главе ГСНБ относительную безопасность и сохранение "заработанных" активов. Может быть, этот план отчасти сработал. Как мы видим, Курманбека Бакиева в стране нет, а Усенов и Суталинов, которых ВП, по логике, должно было задержать, исчезли в неизвестном направлении. Тем более что Усенов лично встречался с Розой Отунбаевой и написал заявление об отставке.

Задержания и "самоаресты"

Много вопросов вызывает и процесс задержания лидеров оппозиции за день до намеченных народных курултаев. А те, кого не задержали, своим ходом пришли в ГСНБ и сдались! Причем именно эти люди стали потом членами Временного правительства.

Было проведено показательное задержание лидера "атамекеновцев" Омурбека Текебаева, домой к которому нагрянули несколько сотен спецназовцев. Целый батальон "робокопов" приехал задерживать и лидера социал-демократов Алмазбека Атамбаева. Главного "акшумкаровца" Темира Сариева взяли на борту самолета, который прилетел из Москвы. В Таласе с помпой задержали Болота Шерниязова, причем в первый раз это было сделано днем 6 апреля. Продержав Шерниязова какое-то время в областном УВД и видя, что возле здания собираются его сторонники, милиционеры оппозиционера выпустили. Однако некоторое время спустя его вместе с помощниками демонстративно арестовали на центральной площади, затолкали в "автозак" и увезли.

Складывается впечатление, что спецслужбы нарочно пытались раздразнить сторонников оппозиции, чтобы те вышли на демонстрации.

И уж совсем странным кажется появление в списке задержанных ГСНБ людей, не имевших явного отношения к оппозиции, но в свое время очень активно содействовавших укреплению режима Аскара Акаева. Так, Эльмира Ибраимова и Кенеш Душебаев добровольно сдались ГСНБ, а Каныбек Иманалиев пришел туда "освобождать" арестантов. Сейчас Дуйшебаев возглавляет эту службу, Эльмира Ибраимова отвечает в ВП за связи со СМИ и общественностью, а Каныбек Иманалиев стал чуть ли не главным идеологом.

Своими действиями ГСНБ спровоцировала сторонников задержанных лидеров оппозиции на акции протеста. При этом еще с утра 7 апреля, когда митингующие стали собираться возле завода "Форум", где планировалось проведение народного курултая, их встретили вооруженные милиционеры с собаками. Собравшихся стали запугивать светошумовыми гранатами и слезоточивым газом, то есть власть сделала все, чтобы они разозлились и пошли штурмовать сначала милицейские машины, а потом и Белый дом.

Омбудсмен Турсунбек Акун по телефону обрисовал ситуацию министру ВД Конгантиеву, который находился в Таласе, и тот снял силовиков с территории "Форума". Правозащитница Толекан Исмаилова и Турсунбек Акун два жды приезжали в БД, пытаясь предотвратить трагедию, но оба раза с ними никто не захотел разговаривать.

Возле Дома правительства в митингующих начали стрелять. При этом власть все еще не выпускала задержанных оппозиционеров, хотя они могли увести своих сторонников в сторону, что позволило бы избежать большого числа жертв. Для освобождения лидеров оппозиции на переговоры с представителями ГСНБ пришел, как говорилось выше, Каныбек Иманалиев, который привел с собой омбудсмена Турсунбека Акуна. Причем Акуна по телефону вызвал Текебаев.

В итоге у оппозиции появилось "алиби" — доказательство того, что не она привела людей под пули.

На фоне событий в столице странной кажется и отправка в Талас главы МВД, который, по идее, наоборот должен был находиться в самом сердце страны. Словно некие силы хотели обезглавить милицейское ведомство на определенное время. Выславшие Конгантиева люди рассчитывали на то, что в отсутствие министра милиционеры запаникуют и начнут расстреливать людей — благо, они были вооружены не только резиновыми пулями, но и боевыми снарядами. Однако министр так и не отдал приказа открыть огонь на поражение.

Новые назначения

К власти в стране пришло Временное правительство. Места в нем были распределены между бывшими арестантами ГСНБ.

Одним из первых своих декретов Временное правительство распустило якобы нелегитимный парламент. При этом представители фракции СДПК распределили места во власти: Отунбаева — глава ВП, Иса Омуркулов — и.о. мэра Бишкека, Дамира Ниязалиева — и.о. министра здравоохранения и т.д.

А назначение и.о. министра внутренних дел Болотбека Шерниязова (заместителя председателя партии "Ата Мекен") милиционеры страны восприняли как личное оскорбление. Дело в том, что 6 апреля во время нападения толпы митингующих на здание Таласского УВД были избиты сотни стражей порядка. Многие из них спасались от демонстрантов почти голыми или переодетыми в женскую одежду, потому что нападали на любого, кто имел отношение к правоохранительным органам. Схватив Молдомусу Конгантиева, митингующие жестоко избили его, а затем продемонстрировали по ТВ, плюнув таким образом в лицо всей милиции. Все это происходило с молчаливого одобрения лидеров оппозиции, в частности Болотбека Шерниязова, которого правоохранители считают организатором и финансистом таласского побоища.

Во время поездки комиссия передавала членам ВП информацию о положении в регионах и ожиданиях населения. Именно благодаря рекомендациям комиссии руководство Временного правительства приняло решение о смене главы МВД.

Члены ВП пребывали в эйфории от внезапно свалившегося на них "счастья". Уверенные в том, что поднялись на волне истинно народного волеизъявления, "временщики" хотели угодить "народу" проведением спецоперации по задержанию в селе Тейит Курманбека и Жаныша Бакиевых. Так новая власть фактически могла легализовать институт линчевания, поскольку подобная операция способна была привести к внесудебным наказаниям. Члены комиссии были обеспокоены тем, что данная спецоперация представляла угрозу жизни всех сторон конфликта, а также мирных жителей.

Бесправная власть

Как бы там ни было, глава государства был вынужден бежать. Но на каком основании ВП распустило парламент, Конституционный суд и назначает на правительственные должности своих людей, его представители объяснять не стали.

Руководство дружественных стран заявило о готовности оказать Кыргызстану гуманитарную помощь, однако признавать новое правительство никто не спешит. Сбежавший на юг республики Курманбек Бакиев де-факто не обладал полномочиями главы государства, а де-юре своих полномочий не слагал. Соответственно, признание нового правительства руководителями других стран создало бы опасный прецедент "одобрения" насильственной смены власти.

Члены комиссии отправились на юг страны, где 14 апреля встретились с Курманбеком Бакиевым. Он выразил готовность вести переговоры с Временным правительством и даже официально сложить с себя полномочия, для чего предложил кому-нибудь из ВП приехать на юг страны, поскольку сам опасался приезжать в столицу. Информация о том, что президент готов к переговорам, была тотчас передана ВП, ряду местных и международных СМИ. Однако Временное правительство не спешило воспользоваться ситуацией и провести легитимную смену власти. Правда, глава партии "Ата Мекен" Омурбек Текебаев предлагал взять с Курмабека Салиевича официальное заявление, зафиксировать его речь на видео и продемонстрировать по телевидению. Однако другие "временные" от переговоров отказались.

Противостояние затихло почти на сутки. На следующий день Курманбек Бакиев вылетел из Джалал-Абада за пределы республики, а новое правительство так и осталось вне правового поля. Хаос продолжился…

Захваты правительственных учреждений и должностей в регионах проходят с завидной регулярностью. Члены партий СДПК, "Ата Мекен" и "Ак Шумкар" несколько раз на дню отнимают друг у друга административные кресла. Активизировались также сторонники Курмабека Бакиева, которые заявляют, что "их президент" не слагал полномочий. Они тоже захватывают государственные учреждения. Противостояние продолжится, пока статус руководства страны не будет легитимизирован.

Рекомендации

Во избежание обострения ситуации в стране представители комиссии предлагают следующее:

1. Лидерам политических партий, входящих в состав Временного правительства, выйти из состава партий во избежание укрепления административного ресурса на местах.

2. Представители Временного правительства, намеривающиеся баллотироваться на пост президента, должны либо выйти из состава ВП либо отказаться от "выборных" планов и заняться укреплением правительства, чтобы создать предпосылки для честных, прозрачных и демократических выборов.

3. Срочно начать программу по реформированию правоохранительных органов, обеспечить милиционерам социальные льготы и гарантии, предусмотрев в новом законопроекте о милиции создание профсоюзов для защиты прав и интересов стражей порядка.

Улугбек Бабакулов, представитель комиссии, главный редактор газеты «МК-Кыргызстан»


В избранное