Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Россия: Застрелен федеральный судья, который вел дело группировки скинхедов <<Белые волки>>


Россия: Застрелен федеральный судья, который вел дело группировки скинхедов «Белые волки»
2010-04-12 11:09 ИА Фергана.Ру

12 апреля 2010 года в центре Москвы застрелен федеральный судья Эдуард Чувашов, который вел в Московском городском суде громкий процесс по делу группировки скинхедов «Белые волки», передает РИАН. Э.Чувашов был убит в подъезде своего дома, киллер скрылся.

Судья входил в судебную коллегию Мосгорсуда по уголовным делам. В феврале 2010 года обвиняемые в нападении на граждан на почве национальной вражды были приговорены к лишению свободы на сроки от 6.5 до 23 лет, из 12 подсудимых виновными были признаны девять, им вменялись убийства 11 человек. Жертвами нападений в большинстве случаев оказывались граждане или выходцы из Узбекистана и Кыргызстана.

Приговор был вынесен на основании обвинительного вердикта присяжных, которые признали подсудимых виновными. По версии следствия, «Белые волки» появились как организованная группа в 2007 году в день рождения Адольфа Гитлера 20 апреля, и с тех пор совершали преступления на почве национальной ненависти. Арест обвиняемых произошел в конце 2008 - начале 2009 года. Во время следствия они признали свою вину (кто полностью, кто частично), но от убеждений в исключительности представителей славянской национальности и неполноценности лиц неславянского происхождения не отказался ни один из них.

Кыргызстан: К.Бакиев не признает своей вины и называет лидеров новой власти «бандитами и убийцами» (фото)
2010-04-12 11:30 ИА Фергана.Ру

Пока еще формально действующий президент Кыргызстана Курманбек Бакиев выступил на митинге в селе Тейит Сузакского района Джалал-Абадской области. Он категорически заявил, что не признает своей вины, а оппозицию и членов самопровозглашенного временного правительства страны назвал «бандитами и убийцами».

На митинге присутствовало около двух тысяч человек. Были не только местные жители, но и приехавшие из других регионов юга страны.

Все текущие новости о событиях в Кыргызстане читайте здесь.

На митинге
На митинге. Фото © Фергана.Ру

Курманбек Бакиев заявил, что не признает временного правительства. «Они захватили власть насильственным путем, - сказал он. – В то время как мы во время марта 2005 года соблюдали все процедуры легитимности передачи власти».

К.Бакиев уверен в себе
К.Бакиев уверен в себе. Фото © Фергана.Ру

Когда Курманбек Бакиев выступал на митинге, рядом не было ни одного вооруженного человека. Бакиев заявил, что распустил свою охрану - около 15 человек, «потому что представители новой власти угрожали, что расправятся с их семьями».

Рядом с президентом находились трое его влиятельных братьев, в том числе Джаныбек (Жаныш), обвиняемый в руководстве расстрелом митингующих и уже объявленный новыми власти страны в розыск.

Бакиев и его братья
Бакиев и его братья. Первый справа (сидит) – Каныбек. Левее него – Абдывасит. В центре – Курманбек. Крайний слева (стоит) - Жаныш

«Если бы я чувствовал свою вину, то не оказался бы здесь с вами, а давно бы удрал, как Акаев», - заявил К.Бакиев. Он призвал своих сторонников выйти завтра, 13 апреля, на митинг в его поддержку в Джалал-Абаде, в 10 часов утра по местному времени (8 msk).

К концу митинга сюда принесли наспех сколоченные плакаты и транспаранты, надписи на которых гласили: «Курманбек Салиевич – легитимный президент!», «В народ стреляла оппозиция!», «Вся вина на оппозиции!».

Митинг в поддержку К.Бакиева

Митингующие потребовали, чтобы местные власти пришли и «поговорили с народом». Однако когда представитель власти областного уровня (координационного совета Джалал-Абадской области) пришел и попытался выступить - его попросту вышвырнули вон. Вместе с тем, по мнению источников «Ферганы.Ру», местные власти не поддерживают клан Бакиевых, склоняясь на сторону временного правительства Розы Отунбаевой.

Некоторые особо активные сторонники президента потребовали изгнать из страны Розу Отунбаеву и Омурбека Текебаева (к слову, также уроженца Джалал-Абадской области).

Пара выступающих заявили, что будут стоять за Бакиева насмерть.

На митинге
На митинге

Вместе с тем, как сообщают корреспонденты «Ферганы.Ру», обстановка в Джалал-Абаде очень спокойная.

Таджикистан: Сроки ввода в действие Сангтудинской ГЭС-2 будут изменены из-за проблем с транзитом грузов через Узбекистан
2010-04-12 12:07 ИА Фергана.Ру

Из-за задержки железнодорожных вагонов на территории Узбекистана сроки выполнения строительных работ на Сангтудинской ГЭС-2 и, как следствие, ввода этой электростанции в эксплуатацию будут отложены. Об этом «Фергане.Ру» сообщил Сайид Асгари, руководитель представительства иранской компании «Сангоб» в Таджикистане, которая является генеральным подрядчиком этого проекта.

По словам Асгари, грузы для Сангтуды-2 задерживаются в Узбекистане на два и более месяцев, из-за чего графики работ уже отстают от установленных. Он сообщил, что, согласно договоренностям между компанией «Сангоб» и правительством Таджикистана, окончание строительных работ было намечено на февраль 2012 года. Но из-за задержки оборудования и механизмов, по словам Асгари, «уложиться в срок уже практически невозможно».

Между тем, таджикские власти надеялись, что первый агрегат Сангтудинской ГЭС-2 будет введен в эксплуатацию к концу нынешнего года, когда с наступлением холодов энергетический кризис в стране станет еще более ощутимым. Сайид Асгари считает, что из-за вышеуказанных причин досрочный ввод в эксплуатацию ГЭС уже нереален. Он сообщил, что «скорее всего в соглашение между компанией «Сангоб» и правительством Таджикистана будут внесены изменения в части времени окончания работ». Неопределенность в этом вопросе связана с тем, что неизвестно, как долго будут простаивать вагоны на территории Узбекистана.

По словам Асгари, специфика строительства ГЭС заключается в том, что «даже от поставок незначительной детали или механизма зависит вся цепочка работ на объекте. Кроме того, для выполнения определенных работ мы привлекаем специалистов из Ирана. Но когда мы не знаем, когда прибудут наши грузы, сделать это становится все труднее».

ГЭС «Сангтуда-2» строится в 120 километрах южнее Душанбе. Это совместный таджикско-иранский проект стоимостью $220 млн. Доля иранской стороны составляет $180 млн., а таджикской – $40 млн. Проектная мощность Сангтудинской ГЭС-2, где будут установлены два агрегата, составит 220 мВт, что позволит производить в год 1 млрд. кВт/часов электроэнергии. Доходы ГЭС после сдачи ее в эксплуатацию в течение 12,5 лет будут принадлежать Ирану. По истечении установленного срока объект станет собственностью Таджикистана.

По сообщению ГУП «Таджикская железная дорога», в настоящее время на территории Узбекистана стоят более двух тысяч вагонов с грузами для Таджикистана, в основном - с ГСМ, продуктами питания, техникой и строительными материалами. Официальный Душанбе считает, что «Узбекистан ввел экономическую блокаду Таджикистана». Хотя, Узбекистан официально уведомил таджикскую сторону о том, что задержка грузов для Таджикистана имеет технический характер.

Во время визита генсека ООН в Душанбе таджикские власти проинформировали Пан Ги Муна о ситуации вокруг задержки вагонов для Таджикистана. Генсек ООН заявил, что предпримет меры для решения этого вопроса.

Тем временем, эксперты указывают на рост цен на потребительские товары в Таджикистане, в частности - на бензин и продукты питания. С целью недопущения скачка цен власти начали реализовывать бензин из государственных запасов. Так, в Душанбе появились мобильные бензовозы, реализующие топливо из госрезервов по сниженным ценам.

Кыргызстан: Россия пообещала кредит, новая власть демонстрирует пророссийскую ориентацию
2010-04-12 12:10 ИА Фергана.Ру

12 апреля 2010 года Алмазбек Атамбаев провел пресс-конференцию по итогам своей поездки в Москву в качестве представителя нового временного правительства Кыргызстана.

Атамбаев сообщил, что Россия выделит Кыргызстану безвозмездный грант в размере более 150 миллионов долларов США и обеспечит бесперебойную поставку горюче-смазочных материалов.

Все текущие новости о событиях в Кыргызстане читайте здесь.

Напомним, что в начале апреля ряд поставщиков ГСМ в Кыргызстан были уведомлены о введении стопроцентной экспортной пошлины на бензин и дизтопливо, отгружаемое в Кыргызстан. Позже стало понятно, что это было давление со стороны Москвы на режим президента Бакиева. Этот шаг России вызвал усиление недовольства народа по поводу неминуемого повышения цен на топливо.

Несмотря на явную поддержку Кремлем бывшей оппозиции в ее борьбе с Курманбеком Бакиевым, Алмазбек Атамбаев повторил позицию нового правительства о сохранении всех международных обязательств Кыргызстана перед мировым сообществом и готовности вести диалог, в том числе и с США. Но Атамбаев дал понять, что доверие к США падает, поскольку Америка всеми способами пыталась сохранить военную базу «Манас» (ныне Центр транзитных перевозок, обеспечивающий поддержку военной операции антитеррористической коалиции в Афганистане). Атамбаев подтвердил, что и ранее предупреждал об этом американских дипломатов.

Наблюдатели полагают, что поддержка Москвой нынешней власти Кыргызстана весной этого года была обусловлена недовольством Кремля поведением Курманбека Бакиева, который оставил в республике военную базу США, лишь сменив ее название, несмотря на обещание вывести базу из страны в обмен на крупный российский кредит в размере 1.7 миллиардов долларов США. Кредит предполагалось направить на строительство ГЭС.

Напомним, что после перевода 450 миллионов долларов Россия приостановила кредитование: представитель посольства России в Кыргызстане заявил, что имеется информация о нецелевом использовании кредита, которым уже начал распоряжаться сын президента Максим Бакиев.

Впервые после развала СССР Россия быстро и активно поддержала пришедшую к власти оппозицию, оправдав тем самым смену власти и изменив свое прежнее негативное отношение к любым революционным проявлениям на постсоветском пространстве, как это было в Грузии или на Украине.

Алмазбек Атамбаев сообщил также, что новые власти ведут подготовку к спецоперации по задержанию Курманбека Бакиева, который находится сейчас со своей охраной в родовом селе в Сузакском районе Джалал-Абадской области. Атамбаев сообщил, что от силового задержания Бакиева удерживает лишь нежелание пролить кровь сельчан, которые собрались на митинг.

Зачем А.Атамбаев на пресс-конференции анонсировал силовую спецоперацию, даже если таковая готовится, пока неизвестно. Кроме того, газета «Время новостей» сообщала, что, по информации из осведомленных источников, Курманбек Бакиев должен покинуть страну по молчаливому согласию новых властей.

Один из лидеров новой власти Омурбек Текебаев подтвердил корреспонденту «Ферганы.Ру», что несмотря на заявления некоторых членов временного правительства о готовящемся задержании К.Бакиева, новая власть пока не санкционировала ни арест, ни задержание бывшего президента.

Кыргызстан: В центре Бишкека расстрелян лидер одной из ОПГ Максат Карасартов
2010-04-12 13:36 ИА Фергана.Ру

Как только что сообщили источники «Ферганы.Ру» в Бишкеке, сегодня около полудня в центре киргизской столицы - на пересечении улиц Иваницина и Ибраимова - неизвестными был расстрелян лидер одной из ОПГ Максат Карасартов, ранее входивший в группировку убитого в мае 2006 года Рыспека Акматбаева.

40-летний Максат Карасартов скончался на месте от множественных пулевых ранений: по предварительным данным, в его тело попали 22 пули от автомата Калашникова. В момент нападения Карасартов находился в автомашине.

По некоторым данным, тяжело ранен и госпитализирован еще один человек, находившийся рядом с Карасартовым.

По сведениям «Ферганы.Ру», мастер спорта по вольной борьбе Максат Карасартов был лидером ОПГ Иссык-Кульской области Кыргызстана. В последнее время активные члены бывшей преступной группировки Рыспека Акматбаева испытывали давление со стороны конкурирующих ОПГ и правоохранительных органов.

Отметим, что после событий 7 апреля организованная преступность заметно активизировалась, пытаясь «определиться» в сложившейся ситуации. Некоторые мелкие ОПГ начали вымогать крупные суммы денег у бизнесменов и высокопоставленных чиновников администрации Бакиева, решив, что новая власть после того, как справится с первичной задачей по запуску работы государственных органов, начнет активную борьбу против криминалитета.

Кыргызстан: Узбекская общественность заявила о поддержке новых властей и отрицает идею «узбекской автономии»
2010-04-12 13:53 ИА Фергана.Ру

12 апреля Узбекский национально-культурный центр, действующий на юге Кыргызстана, выступил от имени узбекской общественности с заявлением по поводу происходящих в стране событий.

Все текущие новости о событиях в Кыргызстане читайте здесь.

Приводим полный текст заявления без изменений.

«В истории независимого Кыргызстана появилась еще одна кровавая страница. Мы глубоко скорбим по героям, отдавшим свои жизни за свободу и будущее страны, восхищаемся отвагой сынов свободолюбивого кыргызского народа. Воистину, их героический поступок останется примером для будущего поколений, озаряющим путь к свободе и независимости страны.

Заслуженно и позорно пал режим, построенный на лжи, жадности и оскорблении древних ценностей целого народа. К сожалению, это далось ценой крови десятков наших соотечественников, которые дали стране еще один, возможно, последний шанс на выживание, самоутверждение и прогресс, а всему кыргызскому народу – на сохранение себя как нации.

Мы считаем, что одной из причин неудачного опыта строительства государственности в современном Кыргызстане – пренебрежение правом на участие в управление страной различных слоев населения, этнических, религиозных групп, отсутствие четкой политики, направленной на консолидацию всех национальностей страны как единая нация.

Более того, при режиме Курманбека Бакиева в обществе усилились националистические антиузбекские, антирусские настроения, обосновалось стремление к утверждению исключительности титульной нации, игнорирование прав малочисленных народностей. Такой важный и потенциальный инструмент, как Ассамблея народов Кыргызстана, призванная для укрепления сплоченности нации, развития дружбы, мира и согласия, превратилась в карманный, полуживой орган.

Поэтому падение бакиевского режима встретили с облегчением представители всех национальностей, проживающих в стране.

Мы поддерживаем усилия Правительства народного доверия на восстановление мира, порядка в стране, его курс на глубокие преобразования в политической и социально-экономической жизни страны. Тем более, что парламентская форма правления, о целесообразности которой объявило временное правительство, есть одна из заявленных ранее программных целей узбекской общественности.

Всего за пять лет нашу Родину потрясли сразу две так называемых «революции» и только благодаря мудрости народа Кыргызстана и во второй раз страну миновал коллапс. Третьего потрясения она вряд ли переживет. Поддерживая временное правительство, мы призываем сделать все, чтобы в стране раз и навсегда установился принцип: «Равные условия, равные возможности для всех». Мы хотим быть полноправными участниками строительства новейшей истории Кыргызстана, а не наблюдателями происходящих в стране преобразований.

Это означает равноправное участие в предстоящих глубоких и необратимых реформах, в дальнейшем управлении страной всех групп и слоев населения, независимо от их происхождения и социального статуса. Только установив полноценное народовластие, предполагающее прозрачность каждого шага правительства и предоставление возможности участия каждого гражданина в происходящих процессах, мы сможем реализовать тот шанс, который нам дал Бог ценой крови наших достойных сыновей.

К сожалению, активность узбеков в этом направлении некоторые силы расценивают как угрозу, распространяют слухи, будто мы продвигаем идею «узбекской автономии». Как и ранее, мы раз и навсегда заявляем, что таких планов у узбекской общественности Кыргызстана нет и не будет.

Как говорят кыргызы, «Кой аксагы менен жуз» (Отара считается полной (сто голов) вместе с хромым (бараном), то есть - надо считать все, что есть. - Прим. ред.). Пришло время, когда правительство страны обязано действовать исходя из этого мудрого народного изречения. Ведь главное и самое ценное богатство Кыргызстана – это его терпеливый, трудолюбивый и обладающий огромной созидательной силой многонациональный народ.

Мы призываем новых лидеров страны обратить внимание на это при формировании нового политического устройства в стране, привлечь в это судьбоносное дело широкие слои населения, а не руководствоваться прежними принципами знакомства, родства или интересами узкополитических целей отдельных групп. Мы верим в мудрость и искренность Правительства народного доверия.

В добрый путь, Правительство народного доверия!

Узбекский национально-культурный центр Кыргызской Республики».

Узбекский национально-культурный центр в Киргизии был создан в 2007 году. С 2009 года его возглавляет уже экс-депутат от партии Ак-Жол» Жалолиддин Салохиддинов. Вместе с первым вице-президентом УНКЦ Кадыржаном Батыровым активисты центра начали сбор средств для помощи семьям погибших в ходе событий 7 апреля.

Кыргызстан: В Таласе начались рейдерские захваты организаций
2010-04-12 14:01 ИА Фергана.Ру

Корреспондент «Ферганы.Ру» в Таласе передает, что за последние два дня в Кара-Бууринском, Бакай-Атинском и Манасском районах Таласской области Кыргызстана были насильственно сняты с должностей главы районных управлений водного хозяйства, при этом некоторые из них были избиты. Вместо них «народ» - по разным данным, группы от 30 до 60 человек, - самостоятельно назначил новых руководителей управлений. Водное хозяйство в области считается одним из ключевых, поскольку почти все население региона живет за счет сельского хозяйства.

Руководители других организаций, а также главы районных отделений внутренних дел покинули свои посты добровольно, чтобы избежать насилия.

Днем 12 апреля требование освободить занимаемую должность было в грубой форме предъявлено Кокунбеку Таштаналиеву, руководителю Таласского областного водного хозяйства. В его кабинет ворвались около двадцати человек, заблокировали дверь. Пятеро молодых амбалов дежурили в приемной и коридоре, не пропуская в кабинет Таштаналиева сотрудников. После завершения «переговоров» «народ» покинул здание, пообещав вернуться с новым руководителем. При этом руководство области сообщает, что пока идут переназначения только акимов (глав администраций) районов, остальные организации и учреждения области работают в прежнем составе.

В ночь на 12 апреля был обстрелян дом таласчанина Николая Стаценко, владельца зала игровых автоматов. На месте выстрелов были обнаружены 18 гильз патронов от автомата. К счастью, пострадавших и жертв нет.

В прошедшие выходные в селе Каракол Таласского района области вместе с сотрудниками был избит Владимир Морозов, руководитель организации-подрядчика, работающей с золотодобывающей компанией «Андаш». Толпа потребовала от бизнесмена прекратить работу и покинуть местность. Бизнесмен попросил дать ему неделю на сборы, но после избиения немедленно свернул работу и за ночь вывез из области все оборудование.

Все текущие новости о событиях в Кыргызстане читайте здесь.

Кыргызстан: Посол США встретилась с Розой Отунбаевой. Посольство не планирует предоставлять убежища г-ну Бакиеву
2010-04-12 14:27 ИА Фергана.Ру

12 апреля Посольство США в Кыргызстане распространило сообщение, в котором говорится, что утром 12 апреля посол США Татиана Гфэллэр встретилась с Розой Отунбаевой, главой временного правительства, чтобы выразить свои соболезнования ей и всем гражданам Кыргызстана, потерявшим близких или пострадавшим во время событий последних дней.

«Посол Гфэллэр и г-жа Отунбаева обсудили также вопросы, касающиеся предстоящего визита помощника Государственного секретаря США Роберта Блейка в Кыргызстан. Посол Гфэллэр ещё раз подтвердила готовность правительства США продолжать предоставлять Кыргызстану гуманитарную помощь и оказывать поддержку демократическому развитию страны», - говорится в сообщении.

Напомним, что помощник Государственного секретаря США Роберт Блейк ожидается в Бишкеке 14 апреля. Он встретится с членами временного правительства, продолжить обсуждение вопросов, поднятых в телефонном разговоре Госсекретаря США Хиллари Клинтон с Розой Отунбаевой 10 апреля.

Отдельно посольство распространило заявление, в котором указывалось, что «посольство США не имеет планов по предоставлению убежища г-ну Бакиеву или оказанию ему помощи в отъезде из Кыргызстана. Все сообщения с противоположным содержанием абсолютно не соответствуют действительности».

Интересно, что перед фамилией Бакиев в сообщении посольства уже не ставятся слова «президент» или «бывший президент».

Новый виток во взаимоотношениях Астаны и Ташкента?
2010-04-12 14:45 Талгат Мамираимов

Не так давно, 16-17 марта текущего года, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев посетил с официальным визитом соседний Узбекистан. Казахстанские официальные СМИ поспешили объявить итоги визита как начало нового витка во взаимоотношениях двух стран, который будто бы приведет к их кардинальному улучшению. Так ли это или нет? В этой статье мы попробуем ответить на этот вопрос.

Следует отметить, что данной встрече Ислама Каримова и Нурсултана Назарбаева предшествовала череда негативных моментов во взаимоотношениях двух государств. Причем в большей мере вносит обострения в межгосударственные отношения узбекская сторона. Уже не раз в истории внешнеполитических отношений обоих государств Узбекистан в лице его президента И.Каримова противодействовал инициативам Астаны.

Так, еще в апреле 2008 года во время визита И.Каримова в Астану Н.Назарбаев выдвинул идею о создании союза центральноазиатских государств. Президент Узбекистана не воспринял эту идею, мотивировав это тем, что экономика государств региона разнопланова, и региональная интеграция может нанести еще больший ущерб экономикам центральноазиатских стран.

Кроме того, следует отметить, что во время совещания министров иностранных дел 56 государств ОБСЕ в Афинах в прошлом году Казахстан выдвинул идею проведения саммита этой организации в Астане. Ввиду того, что саммит ОБСЕ не проводился с 1999 года, притязания Астаны выглядят как очередной масштабный внешнеполитический имиджевый проект. До момента визита Назарбаева в Ташкент все страны–члены ОБСЕ, за исключением лишь США и Узбекистана, поддержали эту инициативу Астаны.

Очевидно, что вышеприведенные примеры противодействия И.Каримова инициативам Астаны нельзя рассматривать как только лишь проявления их трезвой оценки. Вполне вероятно, что, например, отказ И. Каримова на создание союза центрально-азиатских государств был мотивирован не экономическими соображениями, а тем, что в предполагаемом союзе ведущую роль может занять Казахстан. То же самое можно сказать относительно претензий Казахстана на проведение саммита ОБСЕ в Астане. В этой связи, если Казахстан получит право на проведение саммита ОБСЕ в Астане, то имидж Н. Назарбаева как лидера региона получит очередные очки поддержки.

Лидеры обоих государств довольно открыто демонстрируют свои притязания на лидерство в центральноазиатском регионе. И.Каримов не раз заявлял о преемственности государственности современного Узбекистана и государства тимуридов, власть которых, как известно, распространялась в одно время на большую часть территории Центральной Азии.

Президент Казахстана Н.Назарбаев, в свою очередь, не отстает от узбекского коллеги. В официальных казахстанских СМИ, в лояльных по отношению к Астане высказываниях ряда видных политиков часто говорится о лидирующем положении Казахстана в регионе. Собственно, практически все меры Астаны, направленные на развитие позитивного внешнеполитического имиджа Казахстана, так или иначе позиционируют Казахстан как лидирующее в Центральной Азии государство.

Получение поста председателя ОБСЕ, например, в Астане не преминули объявить как эпохальное событие для всего региона. И.Каримов, в свою очередь, такую внешнеполитическую деятельность Астаны не воспринимает всерьез, часто указывая на то, что курс казахстанской власти, по сути дела, противоречит национальным интересам страны. В частности, во время заседания парламента своей страны он однажды заявил, что в Казахстане ущемляются интересы коренного этноса и его роль в национальном строительстве.

Одним из камней преткновения Казахстана и Узбекистана является также тот факт, что оба этих государства с ущербом для сельскохозяйственных угодий друг друга забирают воду из Сырдарьи. (По неофициальным данным, в одном только Мактааральском районе Южно-Казахстанской области около 30 процентов земель перестали использоваться для посева различных сельскохозяйственных культур и, в первую очередь, хлопка, из-за забора воды Узбекистаном).

Как видим, во взаимоотношениях Астаны и Ташкента хватает противоречий. Возможно, поэтому И.Каримов и Н.Назарбаев не так часто встречаются друг с другом. Достаточно сказать, что мартовский визит Н.Назарбаева в Узбекистан является третьим по счету за весь период казахстанско-узбекских отношений.

Общие экономические интересы

В то же время, несмотря на вышесказанное, следует отметить, что у Казахстана и Узбекистана, несмотря на имеющиеся противоречия, есть точки совпадения интересов государственного масштаба.

Во-первых, Казахстан в последние годы входит в пятерку основных торговых партнеров Узбекистана. Доля Казахстана в общем торговом обороте Узбекистана составляет 6-10 процентов. В Узбекистане в сфере строительства, производства и переработки сельхозпродукции, торговли, пищевой и легкой промышленности, металлообработки и машиностроения действуют 163 предприятия с участием казахстанских инвестиций. В Казахстане действуют 282 совместных предприятий с участием узбекского капитала в сфере торговли и строительства.

Недавно открылся газопровод Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай для транспортировки туркменского газа в КНР. Казахстан и Узбекистан будет брать значительную плату за транзит туркменского газа. Помимо этого, Казахстан получил возможность транспортировать по этому трубопроводу до 10 миллиардов кубометров своего газа.

Развитию экономических связей способствует межгосударственный координационный совет под патронажем президентов. Исполнительные органы Казахстана и Узбекистана в настоящее время готовят концепцию «зоны свободной торговли», создание которой было оговорено И.Каримовым и Н.Назарбаевым во время встречи в Астане 23 апреля 2008 года. Предполагается, что данная концепция, по словам вице-премьера Казахстана У.Шукеева, «будет предусматривать не только обновление таможенных пошлин, но и вопросы регулирования акцизов, миграции, передвижения товаров, инвестиций, независимого режима пропускных пунктов».

Совпадение экономических интересов казахстанской и узбекской стороны проявилось и в их единодушном решении с Туркменистаном об установлении с 2009 г. европейских расценок за газ, поставляемый в Россию в пределах 250-270 долларов за кубометр.

Во-вторых, совпадение интересов Казахстана и Узбекистана наблюдается и по вопросам национальной безопасности. Для Узбекистана большую угрозу представляет исламский радикализм, ресурсная база которого находится в Афганистане. Ташкент, как известно, имеет довольно сильное влияние на узбекские этнические военные формирования в Афганистане. Перед Казахстаном как председателем ОБСЕ среди первоочередных задач стоит необходимость развития стабильности в Афганистане, борьбы с различными угрозами, исходящими из этой страны (терроризм, наркотрафик). ООН, Евросоюз, Россия, на которую приходится большая часть оборота афганского героина, крайне заинтересованы в этом. Не случайно в настоящее время генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун совершает поездку по Центральной Азии, в ходе которой он обсуждает и вопросы региональной безопасности (в том числе проблему цивилизованного развития Афганистана). Вполне очевидно, что Пан Ги Мун будет обсуждать эти вопросы и во время своего визита в штаб-квартиру ОБСЕ в Вене. Поэтому взаимодействие Казахстана и Узбекистана по нейтрализации ряда угроз, исходящих из Афганистана, может принести определенные плоды.

В-третьих, интересы Казахстана и Узбекистана совпадают практически по всем основным пунктам так называемой «водной проблемы» центральноазиатского региона. Кыргызстан и Таджикистан обладают основными водными ресурсами региона. Под фактическим контролем Кыргызстана находится бассейн реки Сырдарьи, под контролем Таджикистана – бассейн Амударьи. Вследствие этого одной из основных статей дохода Кыргызстана и Таджикистана является выработка гидроэлектроэнергии. При этом производство электроэнергии на ГЭС этих стран в зимнее время приводит к затоплению существенной части сельскохозяйственных земель как в Казахстане, так и в Узбекистане. Кроме того, из-за забора воды на водохранилищах Кыргызстана и Таджикистана в летний период сельскохозяйственные угодья Казахстана и Узбекистана испытывают существенный дефицит воды. Вследствие этого, по оценкам ряда экспертов, каждый год сельскохозяйственным землям последних государств наносится ущерб около 800 миллионов долларов США.

Более того, Бишкек и Душанбе намерены расширить извлечение прибыли за счет экспорта гидроэлектроэнергии. Для этого они намереваются расширить мощности существующих гидроэлектростанций и ввести в строй новые аналогичные объекты. В частности, Кыргызстан и Таджикистан стремятся построить новый каскад Камбаратинских ГЭС и новую плотину Рогунской ГЭС соответственно. Реализация этих проектов неминуемо умножит вышеозначенные проблемы сельскохозяйственных земель Казахстана и Узбекистана.

Таким образом, у Казахстана и Узбекистана есть много точек совпадения их интересов, в основном, экономического характера. Возможно, поэтому МИД Казахстана в преддверие мартовского посещения Н.Назарбаевым Узбекистана объявил, что данный визит «должен открыть возможности для сдвига в отношениях стран». Казалось бы, такого рода заявление министерства иностранных дел Казахстана можно действительно рассматривать как начало существенного улучшения взаимоотношений Казахстана и Узбекистана. Но не все так просто на самом деле, как это кажется.

Договорились?

По итогам встречи И.Каримова и Н.Назарбаева они обнародовали совместное заявление, в котором есть пункт об объединении их усилий по требованию проведения международной экспертизы строящихся гидроэнергетических объектов Центральной Азии. До визита 16-17 марта этого года Н.Назарбаева в Ташкент только Узбекистан открыто противодействовал таким планам Бишкека и Душанбе, требуя от них предварительной международной экспертизы этих проектов. Во многом его позиция по данному вопросу цементируется поддержкой Москвы.

Россия рассматривается как основной оператор и кредитор строительства Рогунской ГЭС, Камбаратинской ГЭС-1 и других гидроэнергетических объектов Таджикистана и Кыргызстана. До недавнего времени Россия поддерживала эти проекты. Но к настоящему моменту Россия четко обозначила свой отказ участвовать в строительстве гидроэнергетических объектов Кыргызстана и Таджикистана без получения согласия других государств региона. Понятно, что смена курса Москвы по данному вопросу продиктована, в первую очередь, под влиянием Ташкента. По крайней мере, во время прошлогоднего декабрьского визита в Ташкент министр иностранных дел РФ Сергей Лавров поддержал позицию Узбекистана по проблемам использования водно-энергетических ресурсов региона. Это же ранее, в январе прошлого года, сделал президент России Д.Медведев во время своего визита в Узбекистан.

Возможно, под влиянием этих факторов Бишкек в январе текущего года дал Узбекистану предварительное согласие на проведение международной экспертизы строительства каскада Камбаратинских ГЭС.

Следует отметить, что Казахстан стал оказывать давление на Кыргызстан и Таджикистан с целью стимулировать их на проведение международной экспертизы строительства своих ГЭС лишь в преддверие мартовского визита Н.Назарбаева в Узбекистан. Во время казахстанско-узбекских переговоров 16-17 марта Н.Назарбаев заявил, что провел телефонные переговоры с лидерами Кыргызстана и Таджикистана и получил от них предварительное согласие на проведение международной экспертизы планируемого строительства ГЭС в этих странах. В виду этого становится понятным, что присоединение Казахстана к требованиям Узбекистана по поводу международной экспертизы строящихся гидроэнергетических объектов Кыргызстана и Таджикистана было сделано под давлением каких-то не совсем экономических интересов. Подтверждение этому можно увидеть в словах И.Каримова о поддержке инициативы Казахстана в проведении саммита ОБСЕ в Астане, сказанных им по итогам встречи.

Другие пункты совместного заявления И.Каримова и Н.Назарбаева по итогам их встречи не носят какого-то революционного характера для взаимоотношений обеих стран. Поэтому становится понятным, что И.Каримов переменил свое мнение относительно перспектив проведения саммита ОБСЕ в Астане именно под влиянием присоединения Казахстана к требованиям Узбекистана относительно проведения международной экспертизы строящихся в Кыргызстане и Таджикистане ГЭС. Ведь для воплощения этой идеи в жизнь необходимо консолидированное участие всех государств региона, несущих убытки от эксплуатации ГЭС Кыргызстана и Таджикистана. (Туркменистан уже ранее выражал поддержку данного требования Узбекистана). Тем более что после вступления Казахстана в Таможенный союз он стал для России одним из самых стратегических и выгодных партнеров. Поэтому Н.Назарбаев имеет больше шансов, чем И.Каримов, выторговать у России реальную поддержку по водно-энергетической проблеме Центральной Азии. Это прекрасно понимают не только в Ташкенте, но и в Бишкеке и Душанбе.

В этой связи становится понятным, что встреча в Ташкенте 16-17 марта имела в качестве своей главной цели именно получение согласия Ташкента на проведение саммита ОБСЕ в Астане в текущем году. В этом плане встреча президентов Казахстана и Узбекистана, на наш взгляд, вряд ли приведет к кардинальному улучшению взаимоотношений этих государств. И главным препятствием этому выступают претензии И.Каримова и Н.Назарбаева на лидерство в регионе.

Талгат Мамираимов, главный эксперт казахстанского Центра гуманитарно-политической конъюнктуры, специально для «Ферганы.Ру»


В избранное