Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Время собирать: Афганистан просит Россию помочь в индустриализации страны


Время собирать: Афганистан просит Россию помочь в индустриализации страны
2009-05-15 20:05 Феруза Джани

Фото © «Фергана.Ру»

Афганистан просит Россию восстановить находящиеся в Исламской Республике промышленные и инфраструктурные объекты, построенные во времена СССР, помочь в дальнейшей индустриализации страны и развитии сельского хозяйства. Таковы основные акценты прошедшего 14 мая в Москве Российско-Афганского форума, для участия в котором в Россию прибыла статусная делегация во главе с вице-президентом Исламской Республики Афганистан Каримом Халили (Karim Khalili).

Среди членов делегации - министры, сенаторы парламента, политики, бизнесмены, общественные деятели. Форум был организован Институтом демографии, миграции и регионального развития. Он состоялся в преддверии двух значимых в истории российско-афганских отношений дат: 27 мая 1919 года Советская Россия установила дипломатические отношения с Афганистаном, первой из других стран признав его независимость, а 15 мая 1988 года начался вывод советских войск с афганской территории.

- Первые шестьдесят лет взаимоотношения между Россией и Афганистаном были очень хорошими, Советский Союз оказал нашей стране очень весомую помощь в экономической и культурно-гуманитарной сферах, - отметил в интервью «Фергане.Ру» вице-спикер Сената Афганистана Бурханулла Шинвари (Dr.Burhanullah Shinwarie). - Переломным моментом стало нападение Советского Союза на Афганистан. Если на высшем уровне отношение к СССР было хорошим, - ведь [Бабрак Кармаль] советский ставленник, - то народ Афганистана называл присутствие советских войск в стране оккупацией. После того, как шурави (так афганцы называли советских военнослужащих. - Прим. ред.) покинули Афганистан, в стране началась гражданская война, реки были залиты кровью, что тоже не прибавило симпатий к советской стороне. Затем был период талибов. Лишь с приходом к власти Хамида Карзая внешняя политика Афганистана повернулась на 180 градусов и он стал устанавливать мирные отношения с другими странами. Афганистан хочет возобновить дружеские отношения с Россией на взаимовыгодной основе.

«Первым делом необходимо восстановить советские объекты»

СССР оставил Афганистану в наследство 142 промышленных и инфраструктурных объекта, которые обеспечивали 60 процентов ВВП страны. Среди них - тоннель через перевал Саланг, Джелалабадская ирригационная система, способствовавшая развитию сельского хозяйства в четырех афганских провинциях, самая мощная ГЭС страны Наглу, аэропорт в Кабуле, автотрасса Кушка-Термез-Кандагар, политехнический институт… Но сегодня большинство этих объектов разрушено. Их восстановление позволит поднять экономику Афганистана, уверены члены афганской делегации. Однако возникает вопрос: в стране идет война, тут и там раздаются взрывы, разве можно в этих условиях осуществлять какие-либо экономические преобразования?

Потомок основателя суфийского ордена
Потомок основателя суфийского ордена "Кадирийя", моджахед Саид Исхак Гейлани

- Это СМИ утверждают, что в Афганистане повсюду беспорядки, но на самом деле – там не настолько все плохо. Афганистан – большая страна, война идет на отдельных территориях, но там, где находятся советские предприятия, - спокойно и безопасно, - заверил меня президент Движения за национальную солидарность Афганистана, член парламента Саид Исхак Гейлани. – Иностранные инвесторы могут спокойно вкладывать средства в этот регион. А разговоры о повсеместной войне - это просто повод для того, чтобы сказать, что предприятия невозможно достроить из-за нестабильной обстановки.

- А то, что спокойно именно в этих регионах, как-то связано с наличием там советских объектов?

- Нет, не связано. Просто в этих районах нет войны – ни в Мазари-Шарифе, ни в Саланге…

- Первым шагом, которого вы ждете от России, должно стать восстановление этих объектов?

- Да, это для нас очень важно.

Среди других приоритетных направлений экономического сотрудничества в ходе форума назывались электрификация Афганистана по аналогии с планом ГОЭЛРО, возведение на реке Кунар ГЭС, которая, по словам представителя афганской делегации, позволила бы не только обеспечить электроэнергией всю страну, но и получать доходы от ее экспорта, строительство жилья, крупного цементного завода и другие. При этом афганские делегаты подчеркивали, что «не должно складываться впечатления, что Афганистан пришел к России с протянутой рукой. Мы хотим сотрудничать на взаимовыгодной основе».

«Развитие сельского хозяйства поможет решить проблему наркотиков»

Говоря об Афганистане, никак не обойдешь тему наркотиков. По словам вице-президента ИРА Карима Халили, правительство активно борется с этим злом, и сегодня в 24 из 34 провинций страны опиумный мак уже не выращивают. Впрочем, как признался «Фергане.Ру» член нижней палаты парламента Афганистана Надер Хан Катавазай (Nader khan Katawazai), это не сказалось на объемах производящихся в стране наркотиков.

Надер Хан Катавазай
Надер Хан Катавазай

- Изменений нет никаких, сколько выращивалось – столько и выращивают, - усмехнулся депутат. - Госчиновники говорят, что теперь в 26 провинциях Афганистана не выращивается мак, но весь объем производившихся там наркотиков добирается в оставшихся областях. (Данные о количестве освобожденных от посевов мака провинций разнятся. Министр по борьбе с наркотиками правительства Афганистана генерал Ихсанулла Джавид Ходайдад в эфире «Эха Москвы» сообщил о 22. - Прим. ред.)

- И с каждым годом объем производимых в Афганистане наркотиков увеличивается…

- В этом замешана международная мафия. Афганская сторона лишена возможности досматривать самолеты иностранных войск, которые находятся в Афганистане, и население страны подозревает, что именно этим путем наркотики тоннами переправляются за рубеж, - говорит Катавазай. – А раз есть спрос на наркотики и, более того, он растет – растут и их объемы.

- Наши крестьяне вынуждены сегодня заниматься выращиванием мака, потому что, в противном случае, их семьи останутся голодными. Их вынуждают выращивать наркотики, ведь земли принадлежат не самим крестьянам. При этом им заранее платят за урожай мака, - утверждает президент Национальной коалиции по диалогам с племенами Афганистана принц Абдул Али Серадж, племянник Амануллы-Хана. – Тридцать лет назад 85 процентов населения нашей страны занималось земледелием, люди сеяли пшеницу, выращивали хлопок, кукурузу, кормили и себя, и всю страну. А сейчас мы превратились в нищих, вынуждены все закупать за рубежом. По сути дела, мы сейчас просим мир дать нам гроб и зарыть нас поглубже.

Кандидат в президенты Афганистана принц Абдул Али Серадж
Кандидат в президенты Афганистана принц Абдул Али Серадж

По данным аналитиков, поставки героина в Россию осуществляют 180 афганских наркокартелей. У каждого из них свой уникальный товарный бренд, нечто вроде своеобразного знака качества, который ставится на упаковки с наркотиками. Изъятые с начала года полторы тысячи таких упаковок содержат порядка 300 миллионов разовых доз, то есть по две на каждого гражданина России, включая и младенцев. В результате Россия ежегодно теряет от афганской отравы 30 тысяч молодых жизней.
Чтобы изменить ситуацию, надо сделать выгодным для крестьян выращивание других культур, но для этого нужны средства и усилия мирового сообщества, считает принц. По его мнению, отличной заменой выращиванию мака может стать, к примеру, культивирование такой дорогостоящей пряности, как шафран.

- Шафран культивируют в Герате и получают очень неплохие доходы. В прошлом килограмм шафрана стоил 200 долларов, сегодня – 2500 долларов, - пояснил принц Абдул Али Серадж. - Общими усилиями мы должны обеспечить другие доходные статьи в экономике страны. В Афганистане прекрасные условия для выращивания хлопка, из семян которого можно получать масло. А животноводство? О нем совсем забыли, и сегодня вместо настоящего молока наш бедный, несчастный народ пьет сухое, импортированное… Давайте подумаем о положении наших крестьян, племен, народностей, наладим им нормальную жизнь, и тогда решится основная проблема – борьба с наркотиками.

Россия готова содействовать продвижению в Афганистане различных экономических проектов, чтобы создать более благоприятные условия для борьбы с наркотиками, заявил, выступая на форуме, директор Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов. Он согласился с тем, что решение проблемы распространения наркотиков с территории Афганистана невозможно без результативной работы по восстановлению экономики этой страны. В.Иванов заметил также, что рост объемов производства наркотиков в Афганистане совпадает с увеличением численности иностранных вооруженных сил в этой стране, а большая часть наркокартелей находятся в зонах ответственности военных контингентов США и НАТО.

Российско-Афганский форум, 14 мая 2009 г.
Российско-Афганский форум, 14 мая 2009 г.

Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев отметил, что «растущие обороты производства наркотических веществ создают угрозу не только безопасности самого Афганистана, но и непосредственно влияют на безопасность Центральной и Южной Азии, а также угрожают безопасности России».

Н.Патрушев заявил о необходимости создания регионального антинаркотического центра. Он отметил, что Россия выступает за консультации по линии региональной антитеррористической структуры ШОС и компетентных служб Афганистана, за подключение афганской стороны к участию в совместных учениях, курсах и других мероприятиях ШОС, нацеленных на повышение эффективности противодействия терроризму, за предоставление альтернативных источников заработков для земледельцев, повышение эффективности правоохранительных и судебных органов, укрепление антинаркотического контроля.

«Мир в Афганистане будет реален, если талибам не будут помогать»

Одной из главных тем форума был вопрос обеспечения кооперативной безопасности России и Афганистана. Отметив необходимость укрепления государственности ИРА и централизации власти, участники обсуждения говорили о важности интенсификации отношений с Россией, которая, как подчеркнул замдиректора Института демографии, миграции и регионального развития Серафим Мелентьев, в отличие от ряда других государств не заинтересована в разделении Афганистана. Отмечалось, что присутствие в стране коалиционных сил, с одной стороны, является плюсом и поддерживает некоторую стабильность в стране, но с другой стороны – не дает возможности укрепиться афганскому государству, в том числе его силовым, армейским структурам.

Между тем, по словам Надер Хана Катавазая, речь не идет о том, чтобы Россия оказывала Афганистану военную помощь.

- Нам нужна помощь в экономической, культурно-гуманитарной сферах, - подчеркнул Катавазай. – Что касается присутствия в стране сил НАТО, то требуется время, чтобы Афганистан встал на ноги, укрепил свою экономику, перестал нуждаться в чужой помощи, и мы, афганцы, сами предложим коалиционным войскам покинуть нашу страну. В данный момент мы не хотим, чтобы войска коалиции ушли из Афганистана, потому что вслед за этим разыграется такая же трагедия, которая случилась после ухода советских войск. США и НАТО уйдут тогда, когда Афганистан станет спокойным, мощным и единым государством, когда наши Минобороны и силовики встанут на ноги и сами смогут защищать суверенитет страны.

- Этого реально добиться?

- Да, но только в том случае, если Россия и другие государства, которые заинтересованы в Афганистане, будут искренне сотрудничать с нами и поднимать экономику страны.

- США борются с талибами. А талибы, есть такое мнение, это население Афганистана, недовольное тем, что на его территории находятся иностранные войска. То есть в стране идет партизанская война? А афганцы, говорят, непобедимы… – адресую свою реплику Бурханулле Шинвари.

- Я согласен, - отвечает вице-спикер Сената Афганистана. - Но откуда талибы берут деньги, оружие, боеприпасы? Им помогают наши соседи и некоторые другие страны. Я думаю, что если они прекратят оказывать поддержку талибам, в Афганистане очень быстро установится мир.

Бурханулла Шинвари
Бурханулла Шинвари

«Выигрыш от сотрудничества более весом»

Отдельной веткой форума было заявлено культурно-гуманитарное сотрудничество. Большая часть обсуждения была посвящена вопросам образования.

- На данном направлении есть очень важная почва для сотрудничества, взаимообогащения, ведь не только Афганистан нуждается в России в этой области, но и Россия нуждается в Афганистане, - пояснил модератор «культурной» секции, директор Института демографии, миграции и регионального развития Борис Крупнов. – Поднимались вопросы, связанные с обучением языку, обменом в области культуры и в области профессиональной подготовки специалистов, с активизацией обменов студентами и преподавателями, связей между вузами, учреждениями культуры и так далее. Это то, что может стать взаимовыгодным сотрудничеством.

Среди конкретных предложений – проведение российско-афганской студенческой конференции, издание энциклопедий, русско-пуштунского словаря, создание филиалов российских вузов, увеличение студенческих квот и другое.

- Сегодня, если мне не изменяет память, квота для абитуриентов из Афганистана в российских вузах составляет всего 80 человек, это очень мало и несерьезно. С другой стороны, для обучения языку пушту в наших вузах, в частности, в МГИМО, набирают раз в пять лет по пять человек. Какие могут быть интенсивные связи между странами при таком раскладе? – восклицает Б.Крупнов. - Поэтому будут подготовлены обращения в министерства образования России и Афганистана с предложением расширить сотрудничество в этой области. Конечно, для всего этого нужны средства, но пока у нас не так много афганских студентов, чтобы говорить о потерях для бюджета. Я думаю, выигрыш гораздо более весом, и мы должны на это пойти, потому что это тоже возможность обеспечить безопасность наших южных границ: если народы будут взаимодействовать, если будет расти взаимопонимание, реализовываться совместные проекты – то и безопасность будет укрепляться.

Подводя итоги Российско-Афганского форума практически все собеседники «Ферганы.Ру» были едины в том, что главным результатом стало начало диалога между двумя странами.

- Сегодняшние выступления представителей российской стороны вселили в нас надежду на прекращение советской политики и недавней политики России, когда она помогала некоторым группировкам в Афганистане, есть надежда, что она поможет Афганистану в целом, - отметил Надер Хан Катавазай. - Только что ваши чиновники сказали, что «мы не будем помогать каким-либо группировкам или отдельным племенам, единственное – мы хотим, чтобы было единое многонациональное государство в Афганистане». Мы этому рады.

- Этот форум - очень важный шаг для укрепления отношений между Афганистаном и Россией, - заявил Саид Исхак Гейлани. - Конечно, на одном форуме не решишь проблемы наших стран, надо почаще проводить такие мероприятия. Сегодняшнее обсуждение проблем было очень полезно для обеих стран. Мы можем смело сказать своему народу, что Россия готова к добрососедским отношениям с Афганистаном.

Валерий Иванов и Юрий Крупнов
Валерий Иванов и Юрий Крупнов

- Российско-Афганский форум задумывался и организовывался как первый шаг на пути к стратегическому диалогу между элитами России и Афганистана, выработке и реализации новой повестки двусторонних отношений, - отметил председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. – Стратегический российско-афганский диалог и в целом любые действия в отношении Афганистана могут осуществляться только на равноправной основе, через понимание и признание уникальности этой страны и выстраивание с ней созидательных партнерских отношений. Единый, сильный, независимый и процветающий Афганистан – это уникальная возможность обеспечить в Центральной Евразии мир и безопасность.

Подготовила Феруза Джани

Режиссер Наби Абдурахманов: «На сцене главное – искренность»
2009-05-18 19:07 Павел Кравец

На XI международном фестивале стран СНГ и Балтии «Встречи в России», прошедшем в Санкт-Петербурге а апреле этого года, спектакль Молодежного театра Узбекистана «Честные люди» по пьесе И.С.Тургенева «Месяц в деревне» был признан одним из лучших спектаклей фестиваля. Критики назвали театр одним из лучших русских театров за рубежом и отметили, что ни в одном спектакле фестиваля не было «столь чистой сценической речи». О том, как удается русскому театру сохранить себя в Узбекистане, что за зритель приходит сегодня на спектакли и в чем задача современного театра, корреспондент «Ферганы.Ру» беседовал с режиссером театра Наби Абдурахмановым.


Наби Абдурахманов - заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, художественный руководитель Молодежного театра Узбекистана, Международного фестиваля молодежных театров «Хумо». Лауреат Первой Премии Узбекистана «Офарин», соучредитель фонда «Форум культуры и искусства Узбекистана», обладатель приза «лучший режиссер года» ташкентского фестиваля «На весеннем перекрестке»(1998г.), Президент узбекского центра АССИТЕЖ, почетный член Королевской Академии ООН. В июне 2008 года правительством Российской Федерации награжден Медалью Пушкина, которая вручается видным деятелям культуры и искусства за пределами России. (Фото автора)

«Люди в вашем спектакле – сложные, неординарные, с особым глубоким конфликтом внутри, стараются поступить по Чести, по Совести, что редко увидишь в нынешних режиссерских решениях. Театр не пытается опустить духовную планку до уровня бытовых отношений, или еще ниже, вы задаете нам сущностные вопросы, и мы видим, какой «ком страданий» обрушили ваши персонажи сами на себя». Римма Кречетова, театральный критик.
- Честно говоря, я боялся, что в отличие от старшего поколения, молодых зрителей придется «прошибать», заставлять смотреть спектакль. Но мы сыграли уже шесть спектаклей – один в Питере и пять в Ташкенте – и увидели, что молодежь готова к переживаниям, к серьезному осмыслению происходящего на сцене. Для меня это очень важно: сегодня все измеряется деньгами и коммерческим успехом, но то, как смотрели спектакль молодые люди, говорит об их внутренней готовности увидеть и почувствовать глубину происходящего.

Постановка спектакля «Честные люди» была моей давней мечтой, которую помогли осуществить правительство Москвы, Московский фонд поддержки соотечественников имени Юрия Долгорукова. Несколько русских театров из стран СНГ подали заявки на грант, но выиграли его мы, и к нам пришли средства на костюмы и декорации. Я постарался сделать спектакль о чести и благородстве, о высочайшей способности человека к любви.


Сцена из спектакля «Честные люди». Фото из архива театра

Немаловажную роль в спектакле играет музыка, написанная выдающимся композитором нашего времени Дмитрием Янов-Яновским. Для меня большое счастье, что мы дружим с ним вот уже тридцать лет. Его музыка исполняется Кронос-квартетом и всемирно известным виолончелистом Йо-Йо Ма. Сценографом спектакля стала Анастасия Чупленко, это ее дебют.

Поддержка русских театров за рубежом очень важна. Важны старые и новые творческие связи. Я благодарен Союзу театральных деятелей России, который проводит Летнюю школу, куда приезжают наши молодые артисты, и лично Александру Калягину, Петру Фоменко, Льву Додину, Константину Райкину, Марку Захарову. Наш актер Алексей Кондратенко во время Летней школы сыграл главную роль в спектакле у Андрея Житинкина. Слава Богу, что есть эта неразрывная связь между русскими театрами. Вне России на территории бывшего Союза было около шестидесяти русских театров, сейчас их уже около ста, что говорит о развитии русского театра в мировом пространстве.

Сейчас мы ставим пьесу Тимура Зульфикарова «Первая любовь Ходжи Насреддина» - в прошлом году я уже ставил эту пьесу в Петербурге на сцене Театра «Балтийский Дом». Есть очень хорошая немецкая пьеса «Creeps» о трех девушках, пришедших на прослушивание в новую молодежную передачу. Спектакль по этой пьесе я увидел несколько лет назад в Германии и захотел, чтобы он шел и на нашей сцене тоже. Я попросил о помощи Гете-Институт в Ташкенте, и руководитель Гете-Института фрау К.Гюнтер посодействовала тому, что к нам со дня на день должна приехать режиссер из Германии Юлия Хельшер и начать репетиции. В конце июня должна состояться премьера этой пьесы – правда, у нее будет другое название. Пьеса современна, актуальна, и говорит о том, что главное - не внешний успех, а то, чем человек живет, о чем он думает, - и это важно и для нас, и для западной культуры. К концу пьесы героини начинают чувствовать внутреннее родство друг с другом и это их примиряет.

Мне очень приятно, что в нашем театре ставят спектакли и молодые: Лена Бурова, Гузаль Сулейманова. Моя дочь Камилла, заканчивающая режиссерский факультет, сейчас ставит маленькую пьесу Теннеси Уильямса «Предназначено на слом», а в прошлом году сделала музыкальный спектакль-концерт «Отражение». Отрадно, что сейчас у молодых проявляется желание что-либо ставить, у них что-то сдвигается, изменяется в сознании. В свое время, в семидесятые годы, единственной отрадой для нас была экспериментальная студия театральной молодежи «Ильхом». Ее несколько раз закрывали, но мы туда бегали по ночам, лишь бы только репетировать и играть то, что действительно хочешь. Сейчас есть возможности для молодых, есть сцена, которую я предлагаю: только делайте. Но многие выбирают другие пути для жизни и заработка, более легкие, например, ресторан. Поэтому когда у молодежи возникает желание создавать на сцене что-то новое, интересное – это прекрасно.

- В чем, на ваш взгляд, сверхзадача современного театра по отношению к зрителю?

- Искусство – это одна из форм общественного сознания, поэтому оно будет всегда. Главное на сцене – это искренность, и настоящий театр должен быть искренним. Сейчас театр стал развлечением, площадкой для зарабатывания денег, и от этого никуда не денешься. Оказавшись в лондонском Ист-Энде и идя по улицам, где расположены сотни театров, начинаешь по-доброму завидовать. И хотя многие из них заполнены на пятьдесят-шестьдесят процентов, но все они востребованы, и большая их часть предназначена для entertainment, развлечений. Но в том-то и дело, что на этом фоне все больше ценятся театры, создающие серьезные вещи, и это не обязательно крупные театры. Так, на Notting Hill Gate я смотрел спектакль, на который было трудно попасть, и его играли в маленьком подвальчике. Пусть будут разные театры, пусть их будет много.


Сцена из спектакля «Холстомер». Фото из архива театра

В Англии, например, при королевском оперном театре Ковент Гарден есть восемь или девять ресторанов, где зрители остаются после спектакля и за чашкой кофе или бокалом шампанского обсуждают увиденное, или просто беседуют. Они не спешат уйти из театра. И мне было приятно, когда в Петербурге, где мы показали наш спектакль, молодые люди приходили в театр, покупали буклеты, смотрели спектакль, а затем оставались в буфете и там обсуждали увиденное. Еще несколько лет назад я такого в Петербурге не видел. Надеюсь, что и к нам это постепенно придет – я говорю об умении и таланте зрителей проводить свое время и о возможностях, которые для этого предоставляет современный театр.

- Ташкентский зритель меняется?


Сцена из спектакля «Кошкин дом». Фото из архива театра

- Мне трудно об этом говорить, поскольку для взрослых мы играем, в лучшем случае, один спектакль в неделю. Хотя мы и называемся Молодежным театром, но в прошлом мы были русским Театром юного зрителя, и поэтому мы не могли оставить детей без спектаклей. Мы продолжаем играть детские спектакли, и в этом видим нашу миссию – других русских драматических детских театров в городе нет. Дети приходят неподготовленными, и наша задача - увлечь их, привить вкус к театру. Нужно отдать должное тем немногим учителям, которые понимают, как важен театр для детей, и приводят к нам своих учеников.

Что же касается взрослых, то сейчас подготовленного зрителя стало меньше. Но винить в этом никого нельзя. Мы пришли к рыночной экономике, к более жестким условиям жизни, когда меняются приоритеты. Это естественно, и нужно самим искать пути к зрителям и главное – быть искренними.

- Вы говорите об отличии современных зрителей от тех, что были лет двадцать назад?

- И даже десять. В 1990-х годах, которые не были легкими, желание большинства зрителей пойти в театр, оторваться от окружающей действительности и жить духовно богатой жизнью было естественным. Я считаю и называю это «интравертированностью» зрителя, который шел в театр, чтобы заглянуть вглубь себя. Сейчас люди, борясь за внешний успех, по жизни стали экстравертами, и придя в театр, ждут, что его отвлекут от этой жизни. А мы навязываем ему интравертный взгляд, хотим, чтобы зритель увидел свой внутренний мир, совершил определенную духовную работу. Я всегда говорю актерам: «Вы должны через внешнее, увлекающее действо незаметно заставить зрителя заглянуть внутрь себя». С точки зрения психологии функции актера сегодня стали еще сложнее. Я очень люблю Карла Густава Юнга, который раскрывает различные психологические типы людей, и я «мучаю» этим актеров (смеется).

Так вот, когда мы делали спектакль «Честные люди» и пытались с ребятами определить конфликт героев, то для себя решили, что это не конфликт любовного треугольника, но конфликт духа и души. Потрясающей души, способной к огромным переживаниям, и духа людей, пытающихся весь этот мир выстроить в соответствии с собственными ценностями. И зритель должен почувствовать глубину этого конфликта, заложенного во всех нас Богом, прожить все это. И Тургенев доказал это собственной жизнью, своей любовью к Полине Виардо, тем, что прошел через величайшие унижения, через потрясающую работу духа.


Сцена из спектакля «Честные люди». Фото из архива театра

Кому-то я могу показаться чудаком, но все, к чему я стремлюсь, что делаю в театре, – искренне. Я вижу, что есть люди, которым это действительно нужно.

- Тридцать лет назад Анатолий Эфрос в книге «Профессия: режиссер» написал, что большинство театров живет ужасающе обособленно, их премьера кажется им самой важной на свете, а между тем надо жить, если так можно сказать, в состоянии сравнения. Насколько сегодня актуальны его слова для немногочисленных ташкентских театров?

- К большому сожалению, катастрофически не хватает времени ходить друг к другу на спектакли. Слава Богу, что у нас сохранены государственные дотации и нас не перевели на хозрасчет. Некоторым российским театрам сейчас из-за кризиса тяжелее. Конечно, Узбекистан не так интегрирован в мировую экономику, как Россия, и на нас кризис сказался не столь явно. Но все равно приходится думать не только о выполнении государственного плана, но и о том, чтобы зарабатывать деньги, иметь возможность делать сложные декорации, платить актерам премии, надбавки и так далее.

Функции современного театра отличаются от функций театра столетней давности, когда еще не было кино и телевидения. Театр был, пожалуй, единственным местом, где человек мог окунуться в чужую жизнь и прожить ее. Но несмотря на нынешнюю конкуренцию, театр до сих пор востребован, просто ему сейчас намного сложнее выживать, поскольку он перестал быть «монополистом души», поделив свое «эксклюзивное» право с кино, телевидением, Интернетом.

Я не могу сказать, что мы обделены зрителем – у нас практически всегда полный зал. Но каждый театр ведет борьбу за зрителя, это нормально. Мы можем ошибаться, но мы не можем позволить себе врать на сцене, быть неискренними. Это было бы смертельной ошибкой. Да, мы мало встречаемся с коллегами, обособились, хотя и не слишком. В этом году мы съездили за рубеж всего один раз, но в прошлом у нас было аж шесть поездок в Россию. И здесь нужно отдать должное нашему Фонду «Форум культуры и искусства Узбекистана», Посольству России в Узбекистане, Российскому МИДу, Центру поддержки русских театров при СТД России. Раньше чаще выезжал я, но в последнее время приглашают театр, что очень важно для актеров, которые получают возможность общаться со своими зарубежными коллегами.

- В чем заключается ваше жизненное кредо?

- Самое большое счастье в жизни - делать то, что ты любишь. Это самый высший кайф.

У узбеков мощные родственные связи, что очень хорошо. Когда была жива моя бабушка, а она прожила девяносто пять лет, мы: сыновья, дочери, внуки, правнуки, зятья, невестки - собирались у нее на девятое мая. Всегда приезжало не менее ста человек. И в нынешнем году мы собрались в этот день. Родственники собираются и по другим поводам, но, к сожалению, я не всегда могу присутствовать. Но оправдываясь, что редко хожу в гости, я говорю: а зато я каждый день принимаю триста пятьдесят гостей в нашем театре.

Станиславский в свое время сказал, что легко увидеть плохое, а чтобы увидеть хорошее, нужен талант. Он говорил еще, что все самое низкое, подлое, страшное, равно как и все самое высокое, светлое, чистое, есть как в жизни, так и в театре. Все зависит от человека, чем он живет. Можно в театре можно заниматься дрязгами – а можно жить светло. Моя личная жизнь неотделима от жизни театра, хотя, как у любого человека, есть проблемы. Еще Фрейд говорил, что каждый человек считает, что именно его жизнь самая трудная. Для меня же самое главное, чтобы были здоровы дети, родители и супруга.

- Раз уж разговор зашел о семье, можно ли говорить о театральной династии Абдурахмановых?

- Старшие дети: Камилла и Обид – учатся на режиссерском факультете, им сложно, потому что их сравнивают с папой. Я рад, что когда был в Питере и в течение двух месяцев ставил «Насреддина», Камилла в мое отсутствие поставила спектакль-концерт. Это была проверка на прочность, и никто не упрекнет ее, что папа поставил ей спектакль. Обид сейчас репетирует центральную роль Насреддина в готовящемся спектакле. Моя любимая супруга – ведущая актриса театра Василина Васильева. Мне очень приятно, что ее исполнение роли Натальи Петровны Ислаевой в Питере назвали блистательным. Кем будет мой младший сын Тимур, которому шесть с половиной, ни он, ни мы с женой еще не знаем. Кем захочет – тем и станет.

А быть династии или нет, зависит от детей, и пока мне нравится, что они вгрызаются в эту сложную профессию. Ведь если что-то не получается у актеров, все равно виноват ты, режиссер. И слава Богу, что моя жена актриса, кроме этого, у нее открылся талант художника по костюмам, и она реализовала себя в этом качестве уже в нескольких спектаклях. Кстати, ее костюмы к «Честным людям» критики в Петербурге назвали потрясающими. Вдобавок она занимается всеми общественными связями театра, и тащит все это не потому, что ей это так нравится. Просто выйдя за меня замуж, она увидела, какой огромный пласт работы никем не выполняется в должной мере, и кинулась мне помогать. А теперь эта громадная работа лежит на ней, за что я ей безмерно благодарен.

- Если бы вам предложили исполнить три ваших заветных желания, о чем бы вы попросили?

- Здоровья моим родным и долгой жизни, это первое. Второе: мне пятьдесят лет, и я ощущаю, что сегодня у меня как раз тот самый «мой возраст», когда способен многое сделать. И я хочу пожелать себе выдать все «по максимуму». И третье желание - чтобы был мир. У меня много родственников и друзей за границей, грянул мировой кризис, кого-то уволили, у кого-то рухнули планы, не осуществились какие-то совместные проекты. И если еще два-три года назад социальный заказ на твою работу был востребован не только в Ташкенте, но и в мире, то сейчас ты ощущаешь, что эта востребованность уменьшается. Но ты идешь и работаешь, потому что по-другому жить не можешь. Но страшнее кризиса – война, которая все перечеркивает. Поэтому главное – чтобы был мир. Остальное приложится.

Павел Кравец


В избранное