Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Кыргызстан получит от МВФ сто миллионов долларов на преодоление «внешних шоков»


Кыргызстан получит от МВФ сто миллионов долларов на преодоление «внешних шоков»
2009-05-15 09:14 ИА Фергана.Ру

Международный валютный фонд выделяет Кыргызстану $100 млн. для преодоления «внешних шоков», сообщил 14 мая на пресс-конференции в Бишкеке постоянный представитель МВФ в республике Джеймс МакХью.

Решение о выделении Кыргызстану дополнительных средств было принято на заседании «Большой двадцатки» по дополнительному финансированию стран в период мирового финансового кризиса. Эта макроэкономическая программа рассчитана на 18 месяцев, она должна обеспечить стране устойчивый экономический рост, сокращение инфляции, защиту уязвимых слоев населения.

Средства МВФ будут представлены в виде специальных прав заимствования, которые можно будет поменять на любую другую валюту. Ожидается, что деньги поступят на счет Киргизии до конца этого года.

В конце прошлого года МВФ уже принимал решение о предоставлении Кыргызстану $60 млн. в рамках вышеуказанной программы. Эти деньги будут перечислены в виде льготного кредита до конца 2009 года.

Между тем, киргизские власти продолжают заявлять, что мировой финансовый кризис не коснулся Кыргызстана.

Таджикистан: В Хатлонской области селевым потоком разрушено около 400 домов
2009-05-15 09:45 ИА Фергана.Ру

15 мая в результате обильных дождей, спровоцировавших сход селевых потоков на Хуросонский район Хатлонской области Таджикистана, в джамоате (населенном пункте) Айни было частично или полностью разрушено около 400 домов, сообщает Азия-плюс.

Многие жилые дома и социально-бытовые объекты поселка Уяли данного джамоата, который расположен вдоль автотрассы Курган-Тюбе - Душанбе, остались под грязевой массой, достигавшей высоты до двух метров. Местную больницу почти полностью накрыло грязевой лавиной.

По данным местной администрации, человеческих жертв не зарегистрировано. Жители кишлаков и пациенты больницы временно размещены в школах, медицинских пунктах, объектах торговли и бытового обслуживания, уцелевших от стихии.

На месте происшествия образован оперативный штаб в составе руководителей области, района и управления Комитета по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне, которые подсчитывают размеры ущерба и организовывают первую помощь пострадавшему населению.

Мощный сель захватил также и территорию Кыргызстана: в шахтерском городе Сулюкта, что на юге страны, затоплены десятки домов, пострадала несовершеннолетняя девочка, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу МЧС республики Камчыбека Ташиева.

По данным МЧС, селевые потоки унесли две легковые автомашины и подтопили подвальные помещения городской больницы, педагогического колледжа и пяти школ.

По предварительным данным, жертв нет. В Сулюкте благодаря оперативным и профессиональным действиям специалистов МЧС удалось спасти жизнь местного жителя, подхваченного селевым потоком.

Кроме того, во время ливня в селе Каблан-Кол молния ударила 13-летнюю девочку. С тяжелыми ожогами она госпитализирована в реанимационное отделение территориальной больницы.

«В Кара-Кульджинском районе затоплены селем и заилены десятки частных домов, разрушены внутрихозяйственные мосты, погибло много домашнего скота», - отметил Ташиев.

На месте происшествия работают 80 спасателей МЧС Киргизии.

Стресс-тест для Шанхайской организации сотрудничества
2009-05-15 10:30 Олег Реут

15-16 июня 2009 года в Екатеринбурге состоится саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Заседание Совета глав государств-членов пройдёт в рамках председательства России в этой региональной организации в 2008-2009 годах. В условиях глобального финансово-экономического кризиса, накануне разворачивания крупномасштабной военной операции в Афганистане, приближающихся президентских выборов в Иране (12 июня) и Киргизии (23 июля) с новыми перспективами для заинтересованного обсуждения актуальным становится вопрос о стратегических целях стран ШОС и их корректном позиционировании и продвижении.

Представляется важным, прежде всего, отметить, что ШОС последние два-три года «выпадает» из кажущейся уже традиционной региональной системы международных отношений. Эволюция любой региональной организации всегда рано или поздно актуализирует проблему границ делегирования части государственных функций на наднациональный уровень. Именно в этом проявляется интеграционный потенциал регионального союза. Именно это определяет перспективные рамки того, до какой степени эффективными будут кооперация, сотрудничество и, в конечном счёте, сближение.

В настоящее время можно выделить три направления, по которым возможно развитие ШОС как организации, претендующей на структуро-определяющую роль в Большой Центральной Азии: антизападная коалиция, энергетический союз и альянс индивидуалистов.

Необходимость относительно скорого «выбора пути» определяется тем, что в последнее время начал проявляться контрпродуктивный характер инерционного развития организации. Фактическая траектория движения не может быть оценена с позиций амбициозности, реалистичности и динамизма. Действуют деловой совет и несколько антитеррористических структур, регулярно проходят встречи министров обороны, иностранных дел, внутренних дел, генеральных прокуроров, иногда собираются для обсуждения перспектив возможной регионально-ориентированной интеграции представители банковского, страхового, транспортно-логистического бизнесов, но всё-таки действенный проект интеграции не реализуется.

Несмотря на то, что сами государства-члены ШОС повторяют представляющиеся самоуспокаивающими слова «Наша организация становится все более влиятельным фактором мировой политики; Россия, Китай, государства Центральной Азии наращивают структуру многосторонних отношений, которые все дальше выходят за рамки проблем региональной безопасности и экономического сотрудничества», переход на качественно новый уровень развития сам собой не происходит. Каковы же стратегические, сущностно ключевые и перспективные цели ШОС?

Антизападная коалиция

Без сомнений, Центральная Азия выступает местом соприкосновения, готового перерасти в конфликт, интересов Китая, России и широко понимаемого Запада. Для Запада новая перспектива военно-стратегического «входа» в регион является очевидной и уже в значительной степени самооправданной. Даже если «обёртка» пока будет оставаться исключительно защитно-экономической, то стоит помнить, что с повестки дня не исключалась одна из основных целей политики США и ЕС в отношении Центральной Азии – использование регионального потенциала для выстраивания диалога с исламским миром, прежде всего, с Афганистаном, Пакистаном и Ираном.

Подобные долгосрочные военно-стратегические приоритеты не корректируются даже в ситуации системного сбоя в сложившейся глобальной финансовой архитектуре. Естественно, что риторика демократизации региона на время будет замещена «проговариванием» тезисов об эффективности капитализма вообще. А какой там капитализм, авторитарный или не очень, сторонники западных идей постараются разобраться «уже на месте». В свою очередь, Китай до сих пор был категорически против варианта агрессивного расширения западного пространства влияния в регионе. Пекин имеет собственные интересы и прекрасно осознаёт, что непосредственное присутствие американцев и европейцев как носителей антиавторитарных ценностей и норм может серьёзно изменить весь баланс сил.

Да, Запад уже представлен в регионе, в том числе в Афганистане, многими межгосударственными, транснациональными и национальными игроками. В первую очередь, это международные структуры: от НАТО до Мирового банка. В числе крупных национальных участников региональных процессов и событий следует назвать США, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Турцию, Южную Корею и некоторые восточноевропейские страны. Однако ключевую роль среди них играют Соединённые Штаты, доминирующая роль и влияние которых обусловлены следующими факторами.

Войска США несут основное бремя борьбы против талибов, участвуя в боевых операциях на юге, юго-востоке и востоке Афганистана. Численность американских войск в настоящее время достигает 55 тысяч человек, еще 30 тысяч – солдаты стран НАТО. По оценкам Исследовательской службы Конгресса США ежегодно афганская кампания «поглощает» более двадцати миллиардов долларов (171.1 млрд. дол. за восемь лет). Учитывались прямые статьи расходов государственного департамента (включая USAID) и министерства обороны США.

При этом большинство наблюдателей высказывается за сокращение размеров фондов, ориентированных исключительно на «дипломатические операции» (в среднем это около 800 млн. дол. ежегодно). По их мнению, новым приоритетом должны стать траты, направленные на формирование исключительно экономического эффекта от антинаркотических мероприятий. Известно, что США являются самым крупным донором многострадального Афганистана: помощь из Вашингтона превышает суммарное содействие остальных стран-доноров и международных организаций (включая и ШОС). Именно поэтому нынешняя администрация Б. Обамы открыто претендует на единоличное принятие решений, зачастую ставя, например, своих европейских партнеров по НАТО перед свершившимся фактом.

В течение первых лет своего существования ШОС не вызывал особого беспокойства стран Запада. Многим эта организация казалась довольно искусственной конструкцией на центрально-азиатском направлении переформатируемого постсоветского пространства с неестественным «включением» Китайской народной республики.

Однако требование ШОС, содержавшееся в резолюции саммита в 2005 году о выводе американских войск с базы военно-воздушных сил Карши-Ханабад в Узбекистане, заставило западный политический и экспертно-аналитический класс более внимательно отнестись к этой организации, которая все более громко заявляла о себе как о влиятельном игроке на евразийском пространстве. Особое и своеобразное впечатление произвели совместные военные учения стран-участниц ШОС «Мирная миссия». После событий пятидневной войны на российско-грузинской границе ни одна шосовская страна открыто не осудила последующие решения Москвы по признанию независимости двух самопровозглашённых территорий.

Самым очевидным образом на Западе в этой связи стал последовательно возникать вопрос, представляет ли ШОС угрозу (про-)американским и (про-)европейским интересам и миссиям в регионе? ШОС так и не ответил на указанное вопрошение однозначным «нет».

Энергетический союз

Совершенно другие перспективы сотрудничества представляются востребованными, если попытаться посмотреть на ШОС как на клуб, основной целью которого является «расписывание» нефтегазовых пасьянсов. Периодически тематика энергетической безопасности, инициированная, как правило, с подачи российской стороны, начинает активно обсуждаться. Ситуация весьма неоднозначная. Россия – крупнейший экспортёр. Туркмения, представляющая известную региональную альтернативу, не является членом ШОС. Китай – крупнейший импортёр. Уже осенью прошлого года предыдущий рост ВВП Китая в 10-12% начал «упираться в стенку» обостряющегося дефицита энергоресурсов.

«Энергетическая» конфронтация Китая с поставщиками энергоресурсов неизбежна, хотя в силу нынешнего резкого снижения цен из-за глобальных кризисных явлений это противостояние стало носить отложенный характер. В целом, однако, несомненно, что если российская экономика страдает от снижения цен на нефте-газовое сырьё, то для Китая это – конъюнктурно положительное явление. В этой разнице позиций проявляется не только диаметральная противоположность национально-государственных интересов, но и степень зависимости от цен на сырьевые товары.

В отличие от европейского «вектора» российской энергополитики шосовский расклад ближе и понятнее Москве. Европейцы пытаются решить проблему дефицита энергоресурсов рыночными методами и надгосударственными процедурами регулирования национальных энергетических систем. Единый европейский рынок, «Энергетическая хартия», конкуренция поставщиков, спотовый рынок, а не диктат долгосрочных контрактов, инвестиции в альтернативные источники, энергобезопасность как безопасность устойчивого договорного трубопроводного транзита – вот набор решений, которые формулирует Брюссель. «Нефть и газ не могут быть проданы, пока их нет на свободном рынке.»

Слагаемые российского и центрально-азиатского «успеха» абсолютно другие: только двусторонние отношения, многолетние контракты с заранее известными покупателями и формулами цены, суверенное антиинвестиционное обособление с декларируемой целью сохранения стратегических отраслей. «Нефть и газ не будут добыты, пока они не проданы.»

Страны-члены ШОС оказываются ключевыми элементами раздора в «мировой формуле безопасности». Для них основной риск связан не с ценой как результатом естественного соотношения спроса и предложения, а с «нестабильностью в транзитных зонах».

Получается, что шосовский энергодискурс оказывается вне актуальных «структурных» тематик: взаимные инвестиции, проекты по сжиженному природному газу и развитие спотовой торговли – всё это только для Запада, но не для себя. Для «внутреннего» потребления достаточно политически пригруженных договорённостей «государственных игроков» энергорынка. В этом свете саммит ШОС может сыграть свою положительную роль. С другой стороны, правила «игры для себя» не могут не испытывать прямого воздействия внешней среды. Если сузить инвестиционное и торгово-экономическое партнёрство рамками исключительно регионального энергодиалога, то диспропорции и дисбалансы начнут всё равно проявляться. Энергетика – это предельно важно, но как только кто-то произносит слова «диверсификация» и «альтернативность», сразу становится ощутимо понятным, что энергетика не может заменить весь комплекс политического и социально-экономического сотрудничества.

Альянс индивидуалистов

Простые политические решения всегда оказываются иллюзорными. Ситуация глобального кризиса наглядно показала, что регион может пойти по пути самых простых решений – локализации национальных рынков и военно-политического отгораживания основных игроков друг от друга. Сценарий далеко не новый, зато, к сожалению, реалистичный. А ведь кризис давал шанс на дальнейшее переплетение экономик стран-членов ШОС. В значительной степени это могло бы стать основной преградой для возможных будущих политических столкновений.

Даже те страны центральноазиатского региона, которые до недавних пор чувствовали себя относительно независимо, неподконтрольно и уверенно в плане социально-экономического развития, вынуждены испытать разностороннее давление мирового экономического спада. Частные стратегии поведения каждой страны оказываются в условиях неприятного, а порой и просто жёсткого тестирования. Один из серьёзнейших текущих вопросов для стран-членов ШОС формулируется следующим образом: «Чья экономика способна взять на себя функцию по выполнению стабилизации кризисной ситуации?». Китайская, российская, американская или иная «внешняя»?

Важнейшей становится проблема позиционирования ШОС. Какие именно оценки глобального кризиса транслируются от имени отдельных государств и от имени всей региональной организации? Или кризис вызван только внешними причинами, или к ним необходимо дополнить просчёты во внутренней политике? – Принципиальный выбор в оценке условий выхода из кризиса будет влиять на то, в какой степени население той или иной страны, раздражённое из-за сокращения доходов и безработицы, будет готово обвинить в этом действующие власти.

Важно отметить, что собственно конкуренция за ресурсы будет обостряться. Дешевеющие в последние восемь-девять месяцев сырьевые товары не должны вводить в заблуждение. Экономический кризис всё равно не затронет главного тренда – быстрого роста населения, что будет толкать потребление вверх, пусть и не такими быстрыми темпами, как считалось. Не могут нефть, газ и цветные металлы долго быть дешёвыми, особенно если новые добычные проекты вводятся с серьезным отставанием, а на старых падает добыча. Так что фундаментальные причины глобально-региональных напряжений и конфликтов никуда не денутся.

Интеграционный проект?

Другое дело, в какой мере ШОС сможет объединять индивидуальные стратегии успеха. Любое объединение может быть достигнуто при выполнении двух важнейших условий. Во-первых, уникальность всех и каждого в рамках ШОС должна уступить перед универсальностью интеграционного прогресса. Во-вторых, различия шосовских стран должны являться не качественными; принцип условного подобия для тех, кто стремится к интеграции, должен стать операционным.

Эти условия интеграции в значительной степени нивелируют и китайское, и российское стремление к лидерству. Получается, что ШОС в своём развитии подошла к определённому этапу стресс-теста. Можно ли рассматривать ШОС субъектом мировой политики и экономики?

Таким образом, в ситуации кризисного и относительно скорого посткризисного осложнения как внешних, так и внутренних факторов важнейшим выступает по-новому чёткое формулирование стратегической цели ШОС. Значимы не собственно обстоятельства стресса. Принципиален его тестовый характер, который, в конечном счёте, и определит готовность организации к большей политической ответственности.

Олег Реут – специально для ИА Фергана.ру

Олег Реут
Об авторе: Олег Реут – независимый исследователь-международник. Работал в Институте Кеннана Международного научного центра им. Вудро Вильсона (The Kennan Institute, Woodrow Wilson International Center for Scholars), Вашингтон (2006), в Центре им. Никсона (The Nixon Center), Вашингтон (2007). Автор и редактор более пятидесяти научных работ, в том числе пяти книг. ЖЖ-блоггер: thelastpageof.livejournal.com.

Узбекистан планирует поставлять свой газ в Китай по трубе Туркменистан-КНР
2009-05-15 11:22 ИА Фергана.Ру

Газопровод Узбекистан-Китай, предназначенный для транзита природного газа из Туркмении в КНР, будет пополняться также и газом узбекского происхождения. Об этом в четверг на проходящей в Ташкенте международной нефтегазовой конференции сообщил заместитель председателя правления Национальной холдинговой компании (НХК) «Узбекнефтегаз» Шавкат Мажитов, передают Вести.Uz.

Ранее узбекская сторона сообщала, что экспорт узбекского газа по газопроводу Узбекистан-Китай не планируется.

Ш.Мажитов отметил, что «речь идет о газе узбекского происхождения», в первую очередь, имея в виду газ, который будут добывать в Узбекистане китайские компании. Он не назвал объемы газа, которые будут поступать в экспортный газопровод. «Об этом (об объемах поставки) пока рано говорить, цифры находятся в стадии обсуждения», - сказал Ш.Мажитов.

Между тем, директор ООО «УзЛИТИнефтегаз» (проектный институт «Узбекнефтегаза») Владимир Атальянц сказал, что строительство газопровода Узбекистан-Китай позволит диверсифицировать транспортные маршруты с поставками узбекского газа, «кроме традиционных направлений - северного и южного, также в восточном направлении».

«По линии узбекского участка газопровода предполагается строительство трех компрессорных станций, из них КС-2 предполагается расположить в районе дожимно-компрессорной станции (ДКС) «Газли» для обеспечения возможности подачи узбекского газа в этот газопровод», - добавил В.Атальянц.

ДКС «Газли» расположена возле самого крупного в Узбекистане подземного хранилища газа (ПХГ) «Газли». В.Атальянц подчеркнул, что в настоящее время разрабатывается ТЭО реконструкции ПХГ «Газли», которое предусматривает увеличение объема активного газа в газохранилище до 6 млрд кубометров.

Газопровод Узбекистан-Китай предназначен для транзита природного газа в объеме 30 млрд кубометров в год из Туркменистана в Китай. Данный газопровод стоимостью $2,975 млрд должен пройти по территории трех областей Узбекистана - Кашкадарьинской, Бухарской и Навоийской. Общая протяженность газопровода, проходящего по территории Узбекистана, составляет 530 км, диаметр газопровода - 1067 мм (две параллельные ветки).

«Узбекнефтегаз» 1 июля 2008 года сообщил о начале строительства газопровода Узбекистан-Китай вблизи поселка Сает Джондорского района Бухарской области.

Оператором проекта является узбекско-китайское СП Asia Trans Gas, созданное «Узбекнефтегазом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) для проектирования, строительства и эксплуатации данного газопровода.

В соответствие с графиком работ, до 31 декабря 2009 года планируется завершить строительство первой нитки газопровода и компрессорной станции КС-1 с вводом их в эксплуатацию в январе 2010 года. До 31 декабря 2011 года предполагается завершить строительство второй нитки газопровода и компрессорных станций КС-2 КС-3 и ввести их в эксплуатацию.

Казахстан: В день открытия съезда «Нур Отан» оппозиционные сайты опять атакованы
2009-05-15 11:56 ИА Фергана.Ру

В столице Казахстана открылся XII съезд правящей партии «Нур Отан» под председательством президента страны и председателя партии Нурсултана Назарбаева. Ожидается, что на съезде будет принята стратегия действий «Нур Отана» на 2009 – 2011 годы и рассмотрены организационные вопросы: выборы центральных органов партии, внесение изменений и дополнений в устав партии, передает Азаттык. На съезд съехались шестьсот делегатов, кроме того, на съезд приглашено более двух тысяч гостей: политиков, общественных и культурных деятелей, представителей зарубежных партий и международных организаций, передает КазТАГ.

Премьер-министр Казахстана Карим Масимов, выступая на съезде, поблагодарил «Нур Отан» за руководящую и направляющую роль партии в жизни общества и правительства. Он заявил, что «правительство всегда, особенно сейчас, чувствует поддержку партии, а поддержка заключается не только в одобрении наших планов, но и в одобрении наших действий, критической и объективной оценке результатов нашей повседневной работы», - передает слова премьера GEOkz.tv. Премьер чистосердечно признался, что «акимы (главы местных администраций) областей, городов и районов «вновь и вновь подтверждают правильность именно таких мер, которые реализуются по поручению президента».

Лидер партии «Нур Отан» Нурсултан Назарбаев тоже поддержал общую политику своей партии и своего государства и сообщил: «Да, мы много сделали, много добились, и мы не собираемся уступать те успехи, которые у нас есть», передает GEOkz.tv. Н.Назарбаев повторил слова, впервые сказанные им десять лет назад, на первом съезде «Нур Отан»: «Я тогда говорил, поскольку тоже был сложный период, что кризис никогда вечным не бывает, он временный. Кто выживает в этих кризисах, тот потом больше процветает. Жизнь показала правильность этих слов, сказанных десять лет назад».

На общий благостный тон всеобщего одобрения и самовосхваления, царящий на съезде, уже отреагировали представители оппозиционных партий. Так, лидер партии «Азат» Булат Абилов сказал корреспонденту «КазТАГа»: «Восхваление лидера – это не совсем правильно. Мы возвращаемся в Советский Союз. На дворе кризис. А вместо этого приходят люди с успешных предприятий и рассказывают, что в стране все хорошо. В принципе понятно, что это – очередное пиаровское мероприятие». Б.Абилов заметил, что заслуги президента в развитии страны есть, «но нельзя говорить, что они все принадлежат ему». «В стране проживает 15 миллионов людей – это не просто люди без идей в голове, без перспектив. И превращать съезд в юбилейное мероприятие для президента - не совсем правильно».

По странному стечению обстоятельств именно в день открытия главного партийного съезда страны независимые и в некоторой степени оппозиционные Интернет-ресурсы Казахстана снова попали под прицел анонимных хакеров. По нашим данным, массированной DDOS-атаке вновь подвергаются такие веб-сайты как ЗонаKZ и Республика. Подробнее о проделках кибертеррористов и о реакции властей на DDOS-атаки читайте в статьях «Ферганы.Ру».

Мирослав Ниязов: «У нас острый дефицит политических сил, способных вывести страну из кризиса»
2009-05-15 12:07 Ирина Дудка, «Репортер-Бишкек»

15 мая в газете «Репортер-Бишкек» вышло интервью экс-секретаря совета безопасности Кыргызстана Мирослава Ниязова. «Фергана.Ру» предлагает своим читателям эту беседу, в которой М.Ниязов говорит о возможной потере государственности Кыргызстаном, о тяжелой ситуации, сложившейся сегодня в стране, о бессилии властей и их непоследовательности – в том числе и в вопросе о выводе американской военной базы. М.Ниязов уверен в том, что большинство людей не примут участие в президентских выборах – и одновременно убежден, что после выборов народ выйдет на улицы, потому что в стране накоплен серьезный протестный потенциал.

Мирослав Ниязов
Мирослав Ниязов. Интервью газете «Репортер-Бишкек», 15.05.2009, с. 4

- Оппозиция уверена, что действующего президента поддерживает не более десяти-двенадцати процентов населения, а остальные – это протестный электорат. Но ведь это вовсе не означает, что они хотят видеть в кресле президента Алмазбека Атамбаева. У вас есть прогнозы, каким будет голосование?

- На Востоке смена правителей, как правило, происходит либо в результате их смерти, либо путем насильственного свержения власти. Власть упорно тащит общество назад в патриархально-феодальное прошлое, навязывая самодержавие и семейно-клановое правление в той форме, как она себе его представляет. Между тем, люди хотят обновления и позитивных перемен. Что же касается рейтинга президента, то, скорее всего, он такой и есть. Нынешней власти не удалось создать ничего путного за все годы правления. Более того, положение дел в стране явно ухудшилось. Ни одна отрасль не работает. Мы стали страной, которая паразитирует на экономиках других стран, мы не способны сами что-то производить и за счет этого выживать. Мы даже не можем обеспечить себя сельскохозяйственным продовольствием и импортируем продукцию на 540 миллионов долларов. По всем социально-экономическим показателям мы находимся в самом хвосте в ряду всех бывших советских республик. Если бы народ осознавал положение дел в стране, разве мог бы он поддерживать нынешнего президента?

- В одном из своих интервью вы сказали, что на политическую арену должны выйти новые силы с новыми идеями о том, как вывести из кризиса и возродить республику. Есть ли такие силы, и кто они?

- Правильный вопрос. У нас очевидный дефицит политических сил, ясно представляющих себе пути вывода страны из глубочайшего кризиса. Многие предлагают всевозможные реформы государственного устройства как панацею от всех бед и страданий, однако наша беда не столько в форме устройства страны, столько в людях, которые олицетворяют собой органы государственной власти. Ведь не секрет, что кадровая политика ориентирована не на способных и талантливых специалистов, а на удобных и податливых людей. А удобные люди, как известно, социально опасны.

- На это не способны даже кандидаты от «Объединенного народного движения» (ОНД)?

- Они придерживаются мнения, что республике необходима парламентская форма правления. Я считаю, что мы сейчас не готовы к такой форме правления по целому ряду объективных и субъективных причин. Дело в том, что многочисленные партии находятся в эмбриональном состоянии. По некоторым данным, около семидесяти процентов граждан республики не питают привязанности ни к одной партии. А раз это так, то о какой парламентской республике вообще может идти речь? Это утопия. Мы сегодня не можем обуздать одного президента и членов его семьи, как же мы сможем призвать к порядку сто парламентариев с их многочисленными родственниками, которые будут явно и откровенно паразитировать на теле избранного ими же кабинета министров? Страна впадет в глубочайший кризис и отстанет в своем развитии еще лет на десять-двадцать. Нам нужна мажоритарно-пропорциональная система: пятьдесят процентов депутатов от партий, пятьдесят процентов избираются по региональным одномандатным округам. Вместе с тем без разумной децентрализации власти и активного внедрения системы местного самоуправления мы можем не сохранить целостность и потерять страну.

- Что касается потери страны. Конфликты в селах Чек и Петровка показывают, что до бед простого народа нет дела ни власти, ни оппозиции. Они заняты борьбой, их раздирают внутренние противоречия. С приближением выборов обстановка в стране все более накаляется. Мы не можем потерять страну в предвыборной неразберихе? Вопрос о сохранении государственности пока не стоит?

- Мы все ответственны за судьбу Кыргызстана, за его единство. К сожалению, наши президенты, не обладая опытом и знаниями в области государственного строительства, делали и продолжают делать политику по своему разумению. Притупленное чувство ответственности за судьбу страны, корыстная мотивация при принятии важных решений, политическое безволие привели страну к упадку. Кыргызстан сегодня входит в число самых слабых и неустойчивых стран и может исчезнуть как государство. Ведь мы палец о палец не ударили для укрепления государственности. Все органы власти погрязли в коррупции, лжи и лицемерии. До сих пор в стране нет целостной системы национальной безопасности, включающей в себя комплекс мер по решению продовольственных, финансово-экономических, топливно-энергетических, экологических проблем. К их решению мы еще даже не приступали. Поэтому и случаются подобные конфликты. Для укрепления государственности нужны, прежде всего, экономическая независимость, максимальное использование собственных ресурсов, избавление от внешней зависимости. Только в этом случае всевозможные кризисы будут менее болезненно отражаться на нашей жизни.

- Уже сейчас ОНД придерживается позиции «или мы выиграем, или итоги голосования будут сфальсифицированы». Насколько вероятны послевыборные осложнения?

- У власти два пути сохранения своих позиций: фальсификация итогов голосования или, в случае актов гражданского протеста, силовое подавление воли народа. Это хорошо понимают и граждане, которые лишились конституционного права избирать и быть избранными. Люди не хотят быть быдлом в глазах недобросовестной власти, а потому основная масса избирателей, скорее всего, не примет участия в голосовании. В то же время у народа есть выбор. Либо он должен покориться воле власти и строить хорошую мину при плохой игре, либо поднять голову и положить конец опасным играм.

- Люди к этому готовы?

- Сегодня страна крайне нестабильна. Люди живут в условиях социально-экономического и психологического дискомфорта. Ведь существует предел терпению, и сегодняшняя обстановка ведет к тому, что внутренний протест граждан может вылиться в массовые акции протеста, которые и станут ответной реакцией на недальновидные действия властей. Дело лишь во времени.

- А вы пойдете на выборы?

- Исходя из всего сказанного, я не вижу в этом никакого смысла.

- Как вы считаете, ждет ли Кыргызстан очередная «цветная» революция, не стоят ли за оппозицией внешние игроки? Кому выгодно нагнетание обстановки?

- Искусственно изменить ход событий очень сложно. Должен быть очень большой протестный потенциал, а внешняя поддержка станет лишь объективно необходимым фактором для того, чтобы изменить или остановить нежелательный ход развития событий. А искусственно этого не сделаешь. Сейчас слишком велик протестный потенциал. Я думаю, нам не нужны революции, но цивилизованные, массовые акции протеста объективно необходимы, чтобы заставить власть считаться с волей народа.

- Как вы оцениваете уровень подготовки властей к президентским выборам?

- На фоне позорно бежавшего президента история предоставила новой власти шанс показать себя в более выигрышном свете. Но она такую возможность бездарно упустила. С подготовкой к выборам она уже опоздала. Формально нынешняя власть еще может какое-то время сохраняться, но фактически она уже отвергнута большинством народа.

- Население уже запуталось в вопросе о военной базе сил антитеррористической коалиции: что там вообще происходит и уйдут ли американцы?

- У власти нет выверенной внутренней и внешней политики. Сегодня она может сказать одно, а завтра передумать. Поэтому я не уверен, что власти будут последовательны и на этот раз. Впрочем, вывод авиабазы совершенно не в наших национальных интересах. Если грамотно воспользоваться ее присутствием, мы могли бы получать огромные преимущества. Дело в том, что авиабаза могла бы стать не только коридором между Кыргызстаном и Западом для привлечения новых технологий и инвестиций, но и одновременно гарантом инвестиционной безопасности. И если бы отношения были выстроены грамотно, мы могли бы продвинуться далеко вперед.

Ирина Дудка, «Репортер-Бишкек»

Еженедельная газета «Репортер-Бишкек» издается в партнерстве с информагентством «Фергана.Ру» с марта 2008 года. Выходит по пятницам тиражом 3.000 экземпляров. Подписка и распространение – на всей территории Кыргызстана.


В избранное