Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Навруз: Праздник весны и надежды
2008-03-20 22:29 Ф.Джани

Фото с сайта Оgoniok.com

Навруз, Нооруз, Наурыз, Руз-е Дехкан – все это названия праздника, который иранские, тюркские и некоторые кавказские народы начинают отмечать в день весеннего равноденствия – 21 марта.

Навруз часто воспринимается как национальный праздник того или иного этноса либо ассоциируется с исламом, поскольку большинство отмечающих его народов исповедует, в основном, эту религию. Между тем, история Навруза восходит к временам «Авесты» - священной книги зороастризма, одной из древнейших пророческих религий. Согласно учению «Авесты», люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, зародившейся «в шести видах» (небо, вода, земля, растения, животные и человек). Название праздника происходит от персидских слов нав – новый и руз – день.

Первыми праздновали цари

По преданию, празднование Навруза установил мифический царь Джамшид, который якобы зажег первый новогодний костер. По словам древнегреческого географа Страбона (I в. до н.э. – I в. н.э.), жители Междуречья собирались на Навруз в храмах огня. Праздник продолжался тринадцать дней и завершался выходом в поле. Упавшие на участников церемонии солнечные лучи рассматривались как знак счастья и благополучия в течение предстоящего года.

Так готовят сумаляк
Так готовят главное блюдо Навруза - сумаляк

После реформы 272-273 годов, в результате которой Новый год начинался, когда солнце входило в зодиакальный знак Овна, праздник стал отмечаться в течение шести дней. В первый день царь объявлял, что будет «сидеть для блага людей», то есть - выполняя просьбы простолюдинов. Во второй день он принимал дехкан - землевладельцев, в третий - всадников и мобедов (воинов элитного подразделения и представителей духовенства), в четвертый - членов семьи (кроме сыновей), в пятый - принимал сыновей, а в шестой - только тех, кого считал достойным своего общества.

А до реформы месяц имел тридцать дней и делился на шесть пятидневок. Новый год отмечался в течение всего месяца, но, в зависимости от социального положения, в разные дни. В первую пятидневку праздновали цари, во вторую – люди благородные, в третью - царские слуги, в четвертую – челядь, в пятую - ремесленники и торговцы, в шестую - крестьяне.

Содействие
Краснодарская краевая общественная организация содействия возрождению культуры народов Центральной Азии «Содействие» поздравляет всех с грядущим весенним жизнерадостным праздником Навруз! Пусть свет лучезарной звезды этого по-восточному сказочного праздника сопровождает Вас на всем жизненном пути и дарит свое тепло радужными улыбками счастья, шелестом весенних лепестков приносит в Ваш дом только добрые вести, рассыпается с небес золотым дождем удачи, опускается серебром мудрости на висках аксакалов, волнует хрустальным прикосновением живительных родников земли, услаждает слух райским звучанием песен о любви, дружбе, мире и радости!!!

Преодолевая все запреты

Навруз укоренился в традициях большинства народов Центральной Азии, на которых оказала влияние зороастрийская культура. Он пережил арабское нашествие, обращение в ислам не искоренило традицию, напротив - Навруз органично влился в исламский календарь, хотя и приобрел ряд новых черт. И даже когда в 1926 году Навруз был упразднен советской властью, многие продолжали отмечать его в кругу своей семьи.

После обретения республиками Центральной Азии независимости Навруз получил в этих странах официальный статус государственного праздника и является выходным днем. В качестве национального праздника Навруз отмечается сегодня в Азербайджане, Иране, его встречают также в западных провинциях Китая, в Турции, России.

В Афганистане во времена правления талибов этот праздник был запрещен. Талибы пригрозили, что те, кто ослушается запрета, будут считаться неверными. «Министр по поощрению добродетели и подавлению греховности» правительства Талибана заявлял, что истинные мусульмане должны ненавидеть этот праздник, поскольку он идет от неверующих. Но сегодня на Навруз в каждой афганской семье накрывается праздничный стол.

Так готовят нишалду
Так готовят нишалду. Фото с сайта Orexa.Com

Поверья и традиции

Навруз отмечают даже в Израиле

18 марта в городе Нетания, в ресторане "Бакинский Дворик", под эгидой международной Ассоциации «Израиль-Азербайджан» (АзИз) начались празднования Новруз Байрам в Израиле. На празднике присутствовали депутат Кнессета, председатель межпарламентской группы «Израиль-Азербайджан», президент «АзИз» Йосеф Шагал, депутат Кнессета, председатель фракции партии «Наш дом Израиль» и межпарламентской группы «Израиль-Россия» Роберт Илатов, 1-й секретарь посольства Государства Израиль в Азербайджанской Республике Михаил Баркан, советник министра внутренней безопасности Алекс Векслер, депутаты городских Советов городов Афула и Нетания, представители украинского, иранского, белорусского, татарского и цыганского землячеств. Многочисленные поздравления и тосты перемежались традиционным азербайджанским пловом и люля-кебабом, а столы были украшены сямяни, орехами и сухофруктами. Все присутствовавшие отмечали, что с таким размахом Новруз Байрамы празднуется в Израиле впервые.
Все обряды Навруза призваны задобрить природные силы и духов предков для достижения благополучия в наступающем году. Существует поверье, что с приходом этого праздника на землю спускаются добрые ангелы-фаришта, которые дарят людям изобилие и благоденствие, радость и надежду. Но ангелы, по легенде, не посещают дома, в которых затаилась вражда. Отсюда важный ритуал Навруза - необходимость простить долги, забыть все обиды и ссоры. Ведь тот, кого переполняет ненависть, не может радоваться. Кроме того, по зороастрийским поверьям, дух погибших Форохар возвращается в эту пору на землю и проводит несколько дней среди родственников. Поэтому в эти дни следует оказывать помощь сиротам и одиноким людям, малоимущим семьям, инвалидам и больным.

В преддверии Навруза в странах Центральной Азии организуются субботники - убираются улицы и площади, приводятся в порядок сады, белятся деревья, вскапываются огороды. Не стал исключением и нынешний год. К примеру, в Узбекистане, как сообщало главное информагентство этой страны УзА, во всенародном благотворительном хашаре, прошедшем 15-16 марта, приняло участие свыше шестнадцати миллионов человек, более десяти миллионов из них - молодежь. В эти дни было благоустроено 33 тысячи гектаров площадей, очищены 21,4 тысячи километров арыков и дренажей, посажены саженцы фруктовых и декоративных деревьев и цветов.

Сорок миллионов саженцев было высажено и в различных провинциях Афганистана. По информации РИА Новости, в одном только Кабуле посадили более четырех миллионов молодых деревьев. Кстати, в Афганистане Навруз носит еще название «Руз-е Дехкан» - «День крестьянина» или «Руз-е Нехолышони» - «День посадки саженцев».


Сумаляк. Фото ИА «Фергана.Ру»

Накануне праздника обязательно готовятся сложные ритуальные блюда – сумаляк (проросшее зерно с добавлением муки и специй на дровяном огне) и халиса (халим) (мясная каша с пшеницей, горохом и овощами). Приготовление этих вкусных и питательных яств – дело достаточно трудоемкое и требующее немало времени, поэтому этот процесс – коллективный, он сопровождается музыкой, песнями, танцами, что и является частью собственно праздника. Сумаляк готовят, в основном, женщины, но мужчины тоже помогают.

К традиционным праздничным блюдам относятся также туграма-плов, шурпа, отварная баранина или говядина, сладкая нишалда и пирожки с начинкой из первой весенней зелени.

За долгую историю праздника появились традиции и обычаи, которые соблюдаются только в определенных регионах. К примеру, во многих местах на праздничном дастархане (скатерти) обязательно присутствие «хафсин» — семи предметов, название которых по-персидски начинаются на букву «син» (с): яблоко, чеснок, уксус, сумаляк, зеленые колосья, трава рута, плоды лоха. Обязателен также бокал воды с живой рыбкой. На праздничный стол стараются не класть блюда из мяса и других продуктов, взятых из животных, кроме молока.

Кстати, до принятия ислама названия семи обязательных продуктов должны были начинаться с буквы «шин» (ш): сахар, свеча, сок, вино, сладости, молоко плюс один предмет - расческа. Но поскольку употребление вина в исламе запрещено, то оно исчезло с праздничного стола как не соответствующее шариату.

Афганцы готовят на Навруз «хафтмева» - компот из семи компонентов: ядра грецких орехов, фисташек, миндаля, темный и светлый изюм, сенджет (унаби).

Есть также поверье, что прикоснуться к праздничной еде можно только непосредственно с наступлением Навруза. А до той поры люди сидят вокруг стола молча, держа в руках монеты, что должно обеспечить им богатство в новом году. Все должны быть сыты и довольны: тогда и год будет благополучным и урожайным.

В некоторых регионах в день праздника предписывается не покидать своего дома до полудня. Считается, что это способствует сплочению семьи и поможет избежать в наступающем году потерь.

А, к примеру, в Бухаре, в отличие от других регионов Узбекистана, в день Навруза широко отмечают мучал (или мулжал) – окончание двенадцатилетнего цикла в жизни человека. Мучал празднуют те, кому исполнилось 12, 24, 36 лет и так далее. В этот день именинник должен с ног до головы нарядиться во все новое, надеть, по возможности, бухарские золотошвейные изделия: тюбетейку (девушки), расшитые золотом безрукавку или стеганый халат-чапан. Кроме того, он должен раздать семерым соседям так называемый улуш-хлеб со сладостями в знак того, что он достиг еще одного мучала.


Навруз – древний праздник огнепоклонников

Гулять так гулять!

В дни празднования Навруза в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении и Узбекистане проходят народные гуляния, программа которых обычно состоит из концертов, праздничной торговли и театрализованных представлений. Устраиваются различные национальные соревнования - конные скачки, козлодрание (бузкаши), петушиные бои, борьба силачей и так далее. Соответственно, в эти дни местные власти предпринимают особые меры безопасности, а правоохранительные органы переходят на усиленный режим несения службы.

В этом году жители приграничных территорий Таджикистана и Афганистана решили отпраздновать Навруз совместно, организуя друг для друга концерты. Как сообщает «Ховар», мероприятия пройдут в столице Горно-Бадахшанской Автономной области Таджикистана Хороге и афганской провинции Бадахшан одновременно. 20 марта группа, состоящая из более двадцати таджикских музыкантов и певцов, уже перешла границу по мосту в Хороге и исполнила в афганском кишлаке Бахор традиционные песни и танцы. А 21 марта с ответным концертом в таджикское местечко Шош прибудут афганские музыканты и певцы. Этот приграничный концерт является инициативой по обмену культурным опытом, направленной на развитие регионального сотрудничества.


Празднование Навруза в Москве на ВВЦ. Фото VVCentr

Отмечать Навруз стало традицией и в Москве, где этот праздник приобрел статус общегородского. Его справляют представители четырнадцати азиатских этносов, живущих в российской столице. В этом году москвичи отметят Навруз 23 марта в киноконцертном зале «Пушкинский». Официальные праздничные мероприятия проводятся Комитетом межрегиональных связей и национальной политики города Москвы совместно с национальными общественными объединениями и Межнациональным консультативным советом при правительстве российской столицы.

По словам председателя совета Таджикского культурного центра (ТКЦ) Москвы Хуршеды Хамракуловой, раньше для каждого из народов, имеющих традицию отмечать Навруз, праздничные мероприятия устраивались отдельно. Но в 2006 году столичные власти решили проводить общий праздник. Организация его была доверена ТКЦ, который разработал концепцию Навруза, его сценарий, обеспечил режиссуру, привлек к организации и проведению праздника другие национальные объединения. В 2006 году праздник состоялся 25 марта во Всероссийском выставочном центре (ВВЦ) при участии еще восьми московских национальных диаспор, сотен профессиональных артистов и любительских коллективов.


Празднование Навруза в Москве на ВВЦ. Фото VVCentr

В 2006 году в течение дня на московском празднике побывали около десять тысяч человек, в 2007-м – уже около пятнадцати тысяч. Ожидается, что и в этот раз празднование Навруза будет не менее масштабным. В программе мероприятия – выставки, концерты различных национальных общественных объединений Москвы, многонациональная дискотека и другое. Ожидается, что на праздник приедут, в том числе, и послы различных государств.

В заключение напомним, что 21-22 марта – это первые дни праздника Навруз, когда проходят массовые гуляния и торжества. В течение последующих двадцати восьми дней продолжают варить сумаляк и халису, устраивать угощения, ходить в гости, посещать родственников, заниматься благотворительностью, сажать фруктовые деревья, выезжать на природу, в общем, - наслаждаться весной.

С праздником!

Навруз: Праздник весны и надежды
2008-03-20 22:29 Ф.Джани

Фото с сайта Оgoniok.com

Навруз, Нооруз, Наурыз, Руз-е Дехкан – все это названия праздника, который иранские, тюркские и некоторые кавказские народы начинают отмечать в день весеннего равноденствия – 21 марта.

Навруз часто воспринимается как национальный праздник того или иного этноса либо ассоциируется с исламом, поскольку большинство отмечающих его народов исповедует, в основном, эту религию. Между тем, история Навруза восходит к временам «Авесты» - священной книги зороастризма, одной из древнейших пророческих религий. Согласно учению «Авесты», люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, зародившейся «в шести видах» (небо, вода, земля, растения, животные и человек). Название праздника происходит от персидских слов нав – новый и руз – день.

Первыми праздновали цари

По преданию, празднование Навруза установил мифический царь Джамшид, который якобы зажег первый новогодний костер. По словам древнегреческого географа Страбона (I в. до н.э. – I в. н.э.), жители Междуречья собирались на Навруз в храмах огня. Праздник продолжался тринадцать дней и завершался выходом в поле. Упавшие на участников церемонии солнечные лучи рассматривались как знак счастья и благополучия в течение предстоящего года.

Так готовят сумаляк
Так готовят главное блюдо Навруза - сумаляк

После реформы 272-273 годов, в результате которой Новый год начинался, когда солнце входило в зодиакальный знак Овна, праздник стал отмечаться в течение шести дней. В первый день царь объявлял, что будет «сидеть для блага людей», то есть - выполняя просьбы простолюдинов. Во второй день он принимал дехкан - землевладельцев, в третий - всадников и мобедов (воинов элитного подразделения и представителей духовенства), в четвертый - членов семьи (кроме сыновей), в пятый - принимал сыновей, а в шестой - только тех, кого считал достойным своего общества.

А до реформы месяц имел тридцать дней и делился на шесть пятидневок. Новый год отмечался в течение всего месяца, но, в зависимости от социального положения, в разные дни. В первую пятидневку праздновали цари, во вторую – люди благородные, в третью - царские слуги, в четвертую – челядь, в пятую - ремесленники и торговцы, в шестую - крестьяне.

Содействие
Краснодарская краевая общественная организация содействия возрождению культуры народов Центральной Азии «Содействие» поздравляет всех с грядущим весенним жизнерадостным праздником Навруз! Пусть свет лучезарной звезды этого по-восточному сказочного праздника сопровождает Вас на всем жизненном пути и дарит свое тепло радужными улыбками счастья, шелестом весенних лепестков приносит в Ваш дом только добрые вести, рассыпается с небес золотым дождем удачи, опускается серебром мудрости на висках аксакалов, волнует хрустальным прикосновением живительных родников земли, услаждает слух райским звучанием песен о любви, дружбе, мире и радости!!!

Преодолевая все запреты

Навруз укоренился в традициях большинства народов Центральной Азии, на которых оказала влияние зороастрийская культура. Он пережил арабское нашествие, обращение в ислам не искоренило традицию, напротив - Навруз органично влился в исламский календарь, хотя и приобрел ряд новых черт. И даже когда в 1926 году Навруз был упразднен советской властью, многие продолжали отмечать его в кругу своей семьи.

После обретения республиками Центральной Азии независимости Навруз получил в этих странах официальный статус государственного праздника и является выходным днем. В качестве национального праздника Навруз отмечается сегодня в Азербайджане, Иране, его встречают также в западных провинциях Китая, в Турции, России.

В Афганистане во времена правления талибов этот праздник был запрещен. Талибы пригрозили, что те, кто ослушается запрета, будут считаться неверными. «Министр по поощрению добродетели и подавлению греховности» правительства Талибана заявлял, что истинные мусульмане должны ненавидеть этот праздник, поскольку он идет от неверующих. Но сегодня на Навруз в каждой афганской семье накрывается праздничный стол.

Так готовят нишалду
Так готовят нишалду. Фото с сайта Orexa.Com

Поверья и традиции

Навруз отмечают даже в Израиле

18 марта в городе Нетания, в ресторане "Бакинский Дворик", под эгидой международной Ассоциации «Израиль-Азербайджан» (АзИз) начались празднования Новруз Байрам в Израиле. На празднике присутствовали депутат Кнессета, председатель межпарламентской группы «Израиль-Азербайджан», президент «АзИз» Йосеф Шагал, депутат Кнессета, председатель фракции партии «Наш дом Израиль» и межпарламентской группы «Израиль-Россия» Роберт Илатов, 1-й секретарь посольства Государства Израиль в Азербайджанской Республике Михаил Баркан, советник министра внутренней безопасности Алекс Векслер, депутаты городских Советов городов Афула и Нетания, представители украинского, иранского, белорусского, татарского и цыганского землячеств. Многочисленные поздравления и тосты перемежались традиционным азербайджанским пловом и люля-кебабом, а столы были украшены сямяни, орехами и сухофруктами. Все присутствовавшие отмечали, что с таким размахом Новруз Байрамы празднуется в Израиле впервые.
Все обряды Навруза призваны задобрить природные силы и духов предков для достижения благополучия в наступающем году. Существует поверье, что с приходом этого праздника на землю спускаются добрые ангелы-фаришта, которые дарят людям изобилие и благоденствие, радость и надежду. Но ангелы, по легенде, не посещают дома, в которых затаилась вражда. Отсюда важный ритуал Навруза - необходимость простить долги, забыть все обиды и ссоры. Ведь тот, кого переполняет ненависть, не может радоваться. Кроме того, по зороастрийским поверьям, дух погибших Форохар возвращается в эту пору на землю и проводит несколько дней среди родственников. Поэтому в эти дни следует оказывать помощь сиротам и одиноким людям, малоимущим семьям, инвалидам и больным.

В преддверии Навруза в странах Центральной Азии организуются субботники - убираются улицы и площади, приводятся в порядок сады, белятся деревья, вскапываются огороды. Не стал исключением и нынешний год. К примеру, в Узбекистане, как сообщало главное информагентство этой страны УзА, во всенародном благотворительном хашаре, прошедшем 15-16 марта, приняло участие свыше шестнадцати миллионов человек, более десяти миллионов из них - молодежь. В эти дни было благоустроено 33 тысячи гектаров площадей, очищены 21,4 тысячи километров арыков и дренажей, посажены саженцы фруктовых и декоративных деревьев и цветов.

Сорок миллионов саженцев было высажено и в различных провинциях Афганистана. По информации РИА Новости, в одном только Кабуле посадили более четырех миллионов молодых деревьев. Кстати, в Афганистане Навруз носит еще название «Руз-е Дехкан» - «День крестьянина» или «Руз-е Нехолышони» - «День посадки саженцев».


Сумаляк. Фото ИА «Фергана.Ру»

Накануне праздника обязательно готовятся сложные ритуальные блюда – сумаляк (проросшее зерно с добавлением муки и специй на дровяном огне) и халиса (халим) (мясная каша с пшеницей, горохом и овощами). Приготовление этих вкусных и питательных яств – дело достаточно трудоемкое и требующее немало времени, поэтому этот процесс – коллективный, он сопровождается музыкой, песнями, танцами, что и является частью собственно праздника. Сумаляк готовят, в основном, женщины, но мужчины тоже помогают.

К традиционным праздничным блюдам относятся также туграма-плов, шурпа, отварная баранина или говядина, сладкая нишалда и пирожки с начинкой из первой весенней зелени.

За долгую историю праздника появились традиции и обычаи, которые соблюдаются только в определенных регионах. К примеру, во многих местах на праздничном дастархане (скатерти) обязательно присутствие «хафсин» — семи предметов, название которых по-персидски начинаются на букву «син» (с): яблоко, чеснок, уксус, сумаляк, зеленые колосья, трава рута, плоды лоха. Обязателен также бокал воды с живой рыбкой. На праздничный стол стараются не класть блюда из мяса и других продуктов, взятых из животных, кроме молока.

Кстати, до принятия ислама названия семи обязательных продуктов должны были начинаться с буквы «шин» (ш): сахар, свеча, сок, вино, сладости, молоко плюс один предмет - расческа. Но поскольку употребление вина в исламе запрещено, то оно исчезло с праздничного стола как не соответствующее шариату.

Афганцы готовят на Навруз «хафтмева» - компот из семи компонентов: ядра грецких орехов, фисташек, миндаля, темный и светлый изюм, сенджет (унаби).

Есть также поверье, что прикоснуться к праздничной еде можно только непосредственно с наступлением Навруза. А до той поры люди сидят вокруг стола молча, держа в руках монеты, что должно обеспечить им богатство в новом году. Все должны быть сыты и довольны: тогда и год будет благополучным и урожайным.

В некоторых регионах в день праздника предписывается не покидать своего дома до полудня. Считается, что это способствует сплочению семьи и поможет избежать в наступающем году потерь.

А, к примеру, в Бухаре, в отличие от других регионов Узбекистана, в день Навруза широко отмечают мучал (или мулжал) – окончание двенадцатилетнего цикла в жизни человека. Мучал празднуют те, кому исполнилось 12, 24, 36 лет и так далее. В этот день именинник должен с ног до головы нарядиться во все новое, надеть, по возможности, бухарские золотошвейные изделия: тюбетейку (девушки), расшитые золотом безрукавку или стеганый халат-чапан. Кроме того, он должен раздать семерым соседям так называемый улуш-хлеб со сладостями в знак того, что он достиг еще одного мучала.


Навруз – древний праздник огнепоклонников

Гулять так гулять!

В дни празднования Навруза в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении и Узбекистане проходят народные гуляния, программа которых обычно состоит из концертов, праздничной торговли и театрализованных представлений. Устраиваются различные национальные соревнования - конные скачки, козлодрание (бузкаши), петушиные бои, борьба силачей и так далее. Соответственно, в эти дни местные власти предпринимают особые меры безопасности, а правоохранительные органы переходят на усиленный режим несения службы.

В этом году жители приграничных территорий Таджикистана и Афганистана решили отпраздновать Навруз совместно, организуя друг для друга концерты. Как сообщает «Ховар», мероприятия пройдут в столице Горно-Бадахшанской Автономной области Таджикистана Хороге и афганской провинции Бадахшан одновременно. 20 марта группа, состоящая из более двадцати таджикских музыкантов и певцов, уже перешла границу по мосту в Хороге и исполнила в афганском кишлаке Бахор традиционные песни и танцы. А 21 марта с ответным концертом в таджикское местечко Шош прибудут афганские музыканты и певцы. Этот приграничный концерт является инициативой по обмену культурным опытом, направленной на развитие регионального сотрудничества.


Празднование Навруза в Москве на ВВЦ. Фото VVCentr

Отмечать Навруз стало традицией и в Москве, где этот праздник приобрел статус общегородского. Его справляют представители четырнадцати азиатских этносов, живущих в российской столице. В этом году москвичи отметят Навруз 23 марта в киноконцертном зале «Пушкинский». Официальные праздничные мероприятия проводятся Комитетом межрегиональных связей и национальной политики города Москвы совместно с национальными общественными объединениями и Межнациональным консультативным советом при правительстве российской столицы.

По словам председателя совета Таджикского культурного центра (ТКЦ) Москвы Хуршеды Хамракуловой, раньше для каждого из народов, имеющих традицию отмечать Навруз, праздничные мероприятия устраивались отдельно. Но в 2006 году столичные власти решили проводить общий праздник. Организация его была доверена ТКЦ, который разработал концепцию Навруза, его сценарий, обеспечил режиссуру, привлек к организации и проведению праздника другие национальные объединения. В 2006 году праздник состоялся 25 марта во Всероссийском выставочном центре (ВВЦ) при участии еще восьми московских национальных диаспор, сотен профессиональных артистов и любительских коллективов.


Празднование Навруза в Москве на ВВЦ. Фото VVCentr

В 2006 году в течение дня на московском празднике побывали около десять тысяч человек, в 2007-м – уже около пятнадцати тысяч. Ожидается, что и в этот раз празднование Навруза будет не менее масштабным.

23 марта в течение всего дня в помещении кинотеатра «Пушкинский» и на площади перед ним будут проходить праздничные мероприятия: концерты мастеров искусств Москвы и творческих коллективов национальных общественных объединений столицы, выставки-продажи печатной продукции, произведений прикладного и изобразительного искусства разных народов, театрально-зрелищные представления, демонстрация фильмов о Наврузе, дегустация блюд национальных кухонь.

В заключение напомним, что 21-22 марта – это первые дни праздника Навруз, когда проходят массовые гуляния и торжества. В течение последующих двадцати восьми дней продолжают варить сумаляк и халису, устраивать угощения, ходить в гости, посещать родственников, заниматься благотворительностью, сажать фруктовые деревья, выезжать на природу, в общем, - наслаждаться весной.

С праздником!

Китай окружает Тибет войсками и бронетехникой
2008-03-21 12:22 ИА Фергана.Ру

В пятницу, 21 марта, началась переброска в Тибет тысяч военнослужащих на вертолетах и грузовиках для подавления беспорядков в случае их возобновления, сообщает АР.

Войска и бронетехника стягиваются, в первую очередь, в столицу Тибета Лхасу, где в последние дни продолжались беспорядки, сопровождавшиеся, по свидетельствам многих очевидцев, кровопролитием. По словам жителей деревень на западе Китая, сюда минувшей ночью прибыли грузовики с солдатами, организованы патрули.

Протесты тибетцев отмечены не только в Тибетском Автономном Районе, но и в соседних провинциях - Ганьсу, Сычуань и Циньхай. Официальный Пекин считает, что главным виновником волнений является духовный лидер тибетцев Далай-лама, который назвал происходящее в Тибете «культурным геноцидом».

Напомним, первые стычки буддистов с полицией начались в столице Непала Катманду, где 10 марта 2008 года собрались около четырех тысяч тибетцев, чтобы отметить 49-ю годовщину тибетского народного восстания в Лхасе, после разгрома которого Далай-Лама вынужден был покинуть Тибет, основав в Индии «правительство в изгнании».

Столкновения начались, когда полиция пыталась помешать сотням участникам акции протеста направиться к посольству КНР. Полиция избивала демонстрантов дубинками, тогда как те ответили градом камней и поджогом китайских магазинов.

14 марта началось открытое противостояние с властями. Китайские полицейские вели беспорядочную стрельбу по участникам демонстрации в поддержку независимости Тибета в провинции Сычуань, в результате чего погибли несколько монахов.

Государственное информационное агентство Синьхуа признало, что полиция стреляла по протестующим, однако, по его данным, ранены четыре человека. По информации тибетских активистов, в ходе протестов у монастыря Кирти в этом городе были убиты восемь человек.

Данные об общем количестве погибших в ходе столкновений сильно разнятся, отмечает Newsru.com. Официальный Пекин заявляет, что жертвами стали тринадцать человек, в то время как представители тибетского правительства в изгнании говорят о сотне погибших.

В регионе до сих пор действует запрет на работу иностранных журналистов. Далай-лама в очередной раз выразил готовность встретиться с главой КНР Ху Цзиньтао. Китайские официальные лица, в ответ на это, вновь обвинили духовного лидера Тибета в организации беспорядков.

При этом в четверг, 20 марта, власти Китая объявили о восстановлении порядка и законности в Тибете, где более недели продолжались волнения коренного населения.

Россия по числу мигрантов вышла на второе место в мире
2008-03-21 15:10 ИА Фергана.Ру

Россия стала крупнейшим центром миграции в Восточном полушарии и уступает по величине миграционных потоков только США. Такие данные опубликовал 20 марта Всемирный банк (ВБ) в ежегодном обзоре «Миграция и переводы» (Migration and Remittances Factbook 2008), сообщает НГ.

В Россию ежегодно прибывают более двенадцати миллионов и одновременно выезжают около одиннадцати миллионов мигрантов. При этом гастарбайтеры ежегодно отправляют домой из России более $11,4 млрд. По мнению ученых, зависимость России от труда мигрантов в ближайшие десятилетия будет нарастать, поскольку потери собственных трудовых ресурсов к 2025 году превысят восемнадцать-девятнадцать миллионов человек.

Третье, четвертое и пятое место по числу выехавших заняли соответственно Индия (10 млн.), Китай (7,3 млн.) и Украина (6,1 млн.). А по числу прибывающих за США и Россией следуют Германия (10,1 млн.), Украина (6,8 млн. человек) и Франция (6,5 млн.).

Россия прочно занимает второе место и в списке крупнейших миграционных коридоров, в который входят маршруты Мексика-США, Россия-Украина, Украина-Россия, Бангладеш-Индия, Турция-Германия, Казахстан-Россия и Россия-Казахстан. Так, коридор Мексика-США ежегодно пересекают около 10,3 млн. мигрантов, а коридоры Россия-Украина и Россия-Казахстан пересекают в обоих направлениях в сумме 12,8 млн. мигрантов. Активно переезжали в Россию мигранты из Белоруссии и Узбекистана.

Денежные переводы гастарбайтеров наиболее значимы для Таджикистана и Молдавии (по 36 процентов ВВП), а также Киргизии (27 процентов ВВП). Однако и для России труд мигрантов является критически важным. По мнению экспертов, к 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 млн., а к 2025 году - на 18-19 млн. человек. Самое интенсивное сокращение трудовых ресурсов произойдет в 2009-2017 годах, когда убыль трудоспособного населения будет превышать один миллион человек в год.

Число официально работающих в России трудовых мигрантов, по данным Федеральной миграционной службы (ФМС), постоянно увеличивается. В 2006 году оно превысило один миллион человек. Однако, по экспертным оценкам, численность нелегальных трудовых мигрантов в России колеблется сегодня в пределах шести-двенадцати миллионов человек. Особенно много гастарбайтеров, по данным ФМС, прибывает из Украины (16,9 процента), Узбекистана (10,4), Таджикистана (9,7), Турции (10) и Китая (20,8).

По официальным данным, сорок процентов трудовых мигрантов заняты в строительстве, тридцать - в торговле, десять - в промышленности, семь - в сельском хозяйстве, пять процентов - на транспорте. Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.

Россия: В Москве выбрали самую красивую киргизку
2008-03-21 16:08 ИА Фергана.Ру

В четверг, 20 марта, в одном из дискоклубов Москвы впервые прошел конкурс «Московская краса Киргизии».



Конкурс проводился среди киргизских студенток, обучающихся в российской столице. После трех отборочных туров в финал вышли восемь девушек. Они продемонстрировали свое умение изящно представить себя публике, проявить смекалку, порадовать вокальными данными, очаровать пластикой своего тела и вечерними платьями.

Корону победительницы завоевала студентка второго курса РУДН Бермет Сарлыкова, второе место заняла Гулмира Исманова из ММУ, а третье – Жылдыз Абдамитова. Все финалистки были награждены ценными призами, а первой тройке вручили турпутевки в Египет.

Организатором мероприятия выступил молодежный Интернет-портал Мoscow Аsian Сlub и Союз кыргызстанской молодежи Москвы «Жаш толкун». Жюри возглавил Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызстана в Российской Федерации Раимкул Аттокуров. Специальным гостем вечера была группа «Город 312».

Конкурс «Московская краса Киргизии» планируется сделать ежегодным.

Казахстан отметит Наурыз 22 марта
2008-03-21 16:43 ИА Фергана.Ру

В субботу, 22 марта, в Казахстане будет отмечаться главный весенний праздник – Наурыз.

Как сообщили корреспонденту ИА «Фергана.Ру» в пресс-службе столичного акимата (мэрии), основные торжества в этот день развернутся в Астане на площади у монумента Байтерек. Утром там состоится праздничная концертная программа с участием солистов Государственной филармонии и звезд казахстанской эстрады. Праздник завершится фейерверком и дискотекой с участием сборной команды КВН «Астана.KZ» и звезд казахстанской эстрады.



В эти дни всегда готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году. И завтрашний день не станет исключением. Дастархан будет накрыт в каждой юрте. Бешпармак, куырылхан самса, кеутирлек, чак-чак, казакша ет, куырылган ет, жент, айран, катык, бал каймак, иримшик, курт, шужук, казы, карта, жал, жая, куырдак, сорпа, – можно будет отведать любое национальное блюдо. И, конечно, не обойдется без традиционного праздничного густого супа Наурыз-коже, который состоит из семи компонентов – кукуруза, гречка, перловка, горох, фасоль, курт (сушеное кислое молоко) и копченое мясо – и варится всю ночь.

Во Дворце Жастар откроется II международный фестиваль оркестров народных инструментов «Серпер». А в Конгресс-холле пройдет сольный концерт народной артистки Айман Мусаходжаевой, посвященный 10-летию столицы, а также шоу-программа с участием Государственного театра народного танца «Наз» и звезд казахстанской эстрады - группы «Жігіттер», группы «Байтерек», Гульзиры Бокейхан, Анар Муздахановой.

В честь праздника театр юного зрителя подарит астанчанам театрализованное представление «Сәлем, Наурыз!», а Госфилармония - юмористическое представление «Эзил-сыкак элеми».

В президентском центре культуры состоится концерт Симфонического оркестра Государственной филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан Рашида Скуратова. Пройдет также и абонементный концерт с участием ансамбля народного танца «Шалкыма» и оркестра казахских народных инструментов.

Несколько представлений в честь Наурыза пройдут в Казахском музыкально-драматическом театре имени К.Куанышбаева и Русском драматическом театре имени М.Горького. В этно-мемориальном комплексе «Карта Казахстана «Атамекен» состоится конкурс сочинений на тему «Я – патриот Республики Казахстан», а в столичном цирке - выступление артистов цирка с программой «Звезды Азии».

Алмат Тоекин

Узбекистан: Цыгане стали орудием милиции против правозащитников
2008-03-21 19:04 Олег Байрамов

Власти Узбекистана принимают на вооружение новую оригинальную технологию борьбы с участниками протестных пикетов – азиатских цыган-люли. Этот метод опробовался уже два раза, однако его эффективность все еще остается под вопросом ввиду полнейшей недисциплинированности и необязательности последних.

Первое испытание ноу-хау в виде «лиц цыганской национальности» состоялось на прошлой неделе, когда ташкентские правозащитники вместе с примкнувшими к ним джизакскими и самаркандскими фермерами пытались провести пикет возле здания Генеральной прокуратуры Узбекистана. В этот момент на выстроившихся с плакатами недовольных налетела группа цыганских женщин, подростков и детей. Они разорвали в клочья плакаты, а самих пикетчиков огрели увесистыми предметами, спрятанными в сумках, да так, что двум из них потребовалась медицинская помощь. По странному стечению обстоятельств никого из милиционеров в это время поблизости не оказалось.

- Идет толпа цыган, вот как они обычно ходят, ко всем пристают – «дай», «дай», – рассказывает Ахтам Шаймарданов, активист «Правозащитного альянса Узбекистана». – И вдруг набрасываются на нас, рвут плакаты, дерутся, дети в карманы лезут. Менты, которые нас обычно окружают, попрятались. Некоторые убежали даже в шестой роддом – потом мы пошли туда звонить и увидели, что некоторые из них там прячутся. Драться с этими люли мы не стали, а просто разошлись – мы видим, что они хотят конфликта.

Фото пикета в Ташкенте
Фото пикета в Ташкенте

В следующий раз цыгане были задействованы 20 марта во время очередной попытки пикетирования здания Генеральной прокуратуры. Надо сказать, что уведомление о готовящемся пикете с просьбой обеспечить безопасность его участников правозащитники занесли в хокимият города Ташкента еще 18 марта. Никакого запрета на его проведение не было. Однако в назначенный день участники готовящейся акции обнаружили, что на месте их уже поджидает знакомая группа цыган. Тем не менее, в 11 часов они все же развернули свои плакаты.

- Мы хотели добиться от Генпрокуратуры ответа на наше заявление о нарушениях во время президентских выборов, - поясняет Ахтам Шаймарданов. - Помимо того, что была нарушена 90-я статья конституции (о том, что президент не может избираться на третий срок), не было никакой экспертизы поданных за него голосов. Мы считаем, что никакого подсчета голосов не было вообще. По конституции Генпрокуратура обязана осуществлять надзор за соблюдением законов. Поэтому мы хотели получить ответ на наше требование возбудить уголовные дела в отношении членов ЦИК за нарушение конституции, нарушение закона «О выборах» и проведение незаконных выборов. Еще мы призывали выполнить требования конституции и освободить политических заключенных.

Однако пикет так и не состоялся, поскольку на его участников опять накинулись разъяренные цыгане – те же женщины и подростки. Правда, в этот раз некоторые из них были вооружены посолиднее - палками с гвоздями и железными прутьями, которыми они стали избивать участников пикета. Во время этого столкновения кто-то из цыган вытащил из сумки 75-летней пенсионерки Раисы Кузьминых десять тысяч сумов. Примечательно, что сотрудники милиции снова куда-то испарились (в шестой роддом?).

Под напором превосходящих сил противника правозащитникам пришлось ретироваться. Кому-то из них пришла в голову мысль обратиться за помощью к дежурным милиционерам, охраняющим здание Генпрокуратуры, с просьбой вызвать милицию и унять разбушевавшихся цыган. Те охотно откликнулись, и вскоре помощь прибыла – пятнадцать-двадцать сотрудников Мирзо-Улугбекского РУВД столицы на автобусе «Отойул».

Те самые цыгане на месте пикета
Те самые цыгане на месте пикета

Активисты «Правозащитного альянса» снова выстроились перед Генпрокуратурой со своими плакатами. Однако цыгане опять вернулись и, размахивая палками с гвоздями и железками, в который раз набросились на участников акции – прямо на глазах у прибывших милиционеров. Последние их почему-то не трогали.

- Мы кричим: «Почему вы их не задерживаете?» Менты отвечают: «Мы не можем их задержать, потому что у них нет паспорта, прописки и места жительства». Получается, что они избранная раса, не подчиняющаяся законам Узбекистана. Мы вынуждены были отойти, - вспоминает Ахтам Шаймарданов.

Разогнав пикетчиков, цыгане с чувством выполненного долга удалились. Как выяснилось, преждевременно. Закаленные в подобных стычках правозащитники в очередной раз собрались перед зданием Генпрокуратуры. Многие вытащили из сумок и карманов заранее подготовленные запасные плакаты.

Вид стоящих с «провокационными» лозунгами граждан заставил выйти из здания Генпрокуратуры какого-то большого начальника (который не представился), отсиживавшегося там во время производимых цыганами беспорядков. Он стал кричать на пикетчиков, вопрошая, почему из-за них поднялся такой шум. «Это не из-за нас, это из-за цыган», - ответили они. Но их ответ совершенно не интересовал представителя Генпрокуратуры. Обильно употребляя нецензурную брань, он громко потребовал от милиции убрать протестующих.

«Забирайте их», - скомандовал начальник отдела по борьбе с терроризмом Мирзо-Улугбекского района Ильяс Мустафаев, и всех стали грубо хватать, заламывать им руки и силой заталкивать в автобус. По словам правозащитников, Мустафаев принял в этом самое горячее участие и лично вырвал клок волос у Виктории Баженовой, когда за волосы тащил ее к автобусу. Впоследствии у большинства задержанных были зафиксированы травмы, вывихи и гематомы.

Захваченных «нарушителей» общественного порядка доставили в Мирзо-Улугбекское РУВД, где продержали около пяти часов. Всего были задержаны десять человек.

- Какой-то майор неожиданно начал на нас орать: «Мы спокойно хотим жить, уезжайте в свою Россию!», - вспоминают правозащитники. Представиться он, однако, не захотел.

Задержанные рассказали, что некоторые из присутствующих в РУВД милиционеров, особенно переодетые в гражданскую одежду сотрудники отдела по борьбе с терроризмом, относились к ним с нескрываемой ненавистью. «Нам надоело за вами бегать, мне нужно ловить бандитов, а вы нас отвлекаете, я должен за вами бегать», - злобно заявил им один из таких сотрудников (обычно сопровождающий все акции протеста). И добавил: «Я готов пятьдесят человек расстрелять, если это нужно для спокойствия Узбекистана».

- Они полностью зомбированы, убеждены, что мы враги. Вот как их готовят, натаскивают. И если им скажут убивать, то они пойдут убивать, - делится впечатлениями один из правозащитников. – Такой вот у них патриотизм…

Некоторые из милиционеров поинтересовались, естественно, не называя себя, почему активисты «Правозащитного альянса» не выступают в защиту их коллег, которые в Андижане отказались стрелять в демонстрантов и получили за это большие сроки. Правозащитники пообещали этим заняться.

Поскольку некоторым из задержанных (а среди них были и пожилые люди) стало плохо, то в РУВД пришлось вызывать «скорую помощь». Врач Хуршид Умаров зафиксировал различные травмы, вывихи, однако долго не хотел фиксировать гематомы, уверяя, что они сами рассосутся (потом все же зафиксировал наиболее серьезные).

После этого с каждым из задержанных провел индивидуальную беседу заместитель начальника отдела профилактики правонарушений Мирзо-Улугбекского района Данияр Файзиев. Он заставил всех подписать официальное предостережение о недопустимости правонарушений, предусмотренных статьями 41, 180, 183, 194, 195, 198, 200 прим., 201, 203 Кодекса об административной ответственности Узбекистана. Напоследок Файзиев заявил, что милиция имеет право задержать любую группу людей больше двух человек, поскольку собрание больше двух человек - это уже незаконная группа.

- Значит, впредь будем по двое пикетировать, - резюмирует Ахтам Шаймарданов. - Мы будем, конечно, продолжать наши пикеты, но стоять теперь будем или по одному или по двое – остальные будут наблюдателями. Мы все равно будем добиваться от прокуратуры оценки избирательной компании. А ответа они не дают, потому что не могут признаться в неправомерности этой избирательной кампании, в том, что выборы прошли незаконно.

От себя добавим, что если в дальнейшем способность цыган-люли разгонять правозащитников и прочих недовольных будет успешно апробирована, то цыганский табор можно будет вполне официально зачислить в штат МВД, регулярно выплачивая ему зарплату, производя пенсионные отчисления и так далее.


В избранное