Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Китай: Власти пытаются сдержать инфляцию и снизить темпы роста экономики
2008-03-06 12:34 ИА Фергана.Ру

В среду, 5 марта, в Пекине начала работу ежегодная сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Перед тремя тысячами депутатов выступил премьер Вэнь Цзябао, указавший на две главные проблемы: надо сдержать инфляцию и снизить темпы роста экономики, сообщает «Время новостей».

В январе инфляция в Китае увеличилась на 7,1 процента, так быстро цены не росли уже лет десять. Больше всего подорожало продовольствие. Больнее всего удар ощутили малоимущие китайцы. Вэнь призвал «учитывать способность людей, предприятий и всех секторов экономики выдерживать повышение цен». Власти опасаются, что инфляция может спровоцировать волнения среди бедняков.

Вэнь Цзябао поставил цель удержать инфляцию в этом году на уровне 4,8 процентов. Но ясно, что цены на еду не остановятся, ведь обрушившиеся в январе на юг Китая небывалые холода и снегопады погубили часть урожая. Власти обещали добиваться расширения производства зерновых и масличных культур. Крестьяне получат субсидии, правительство будет ограничивать застройку сельскохозяйственных земель, сдерживать экспорт сельхозпродукции, сокращать ее промышленное использование.

Премьер сообщил, что за прошлый год ВВП Китая вырос на 11,4 процента, его объем в 2007 году составил $3,46 трлн. По размеру экономики Китай вышел на четвертое место в мире после США, Японии и Германии. Золотовалютные запасы превысили $1,5 трлн. - это мировой рекорд.

Вэнь Цзябао потребовал в этом году снизить рост ВВП до 8 процентов. Премьер призвал ограничить инвестиции и сдержать объем кредитов, пообещав проводить жесткую монетарную политику.

Вместе с тем Вэнь Цзябао обещал выделить больше денег на решение социальных проблем. Это отвечает политике правящей Компартии, нацеленной на строительство «гармоничного общества», где «человек - основа всего». Вырастут финансовые вливания в развитие села, образования, здравоохранения. Увеличатся расходы на очистку сточных вод, экологическую реабилитацию отравленных рек и водоемов, закрытие «грязных» предприятий. Власти обещали вложить за год около $1 млрд. в строительство социального жилья для бедных.

Гурбангулы Бердымухамедов пригласил Дмитрия Медведева в гости
2008-03-06 13:04 ИА Фергана.Ру

Как сообщает Туркменская служба новостей, 5 марта 2008 года состоялся телефонный разговор президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова с Дмитрием Медведевым - победившим кандидатом на состоявшихся в России президентских выборах.

Гурбангулы Бердымухамедов тепло поздравил Дмитрия Медведева с убедительной победой, которая стала результатом политики, проводимой в интересах всего российского народа и поддержанной им.

Глава Туркменистана выразил уверенность, что заметно активизировавшиеся за последний год туркмено-российские отношения и впредь будут развиваться по восходящей.

Гурбангулы Бердымухамедов пригласил Дмитрия Медведева посетить с официальным визитом Туркменистан в удобное для него время.

Сердечно поблагодарив Президента Туркменистана за поздравления, Дмитрий Медведев с признательностью принял приглашение. Сроки визита будут согласованы по дипломатическим каналам. В заключение разговора Гурбангулы Бердымухамедов еще раз поздравил своего собеседника с итогами состоявшихся выборов, пожелав Дмитрию Медведеву больших успехов в его деятельности на посту главы Российского государства.

Аждар Куртов: «Оснований для выводов о переменах во внешней политике Ташкента я не вижу»
2008-03-06 13:06 Записала Феруза Джани

Вчерашняя новость о том, что Узбекистан разрешил военнослужащим США использовать аэродром близ Термеза для промежуточных посадок при полетах в Афганистан, в сенсацию так и не выросла. Американцы смогут приземляться в Узбекистане только на бортах ВВС ФРГ, а «прямого доступа на двусторонней основе ни к одному из военных объектов в Узбекистане США не имеют», - уточнили в Госдепе. Тем не менее, некоторые наблюдатели расценивают данное событие как первый, хотя пока еще и маленький, шажок в наметившемся сближении Ташкента и Вашингтона. Политолог и эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов, в свою очередь, считает, что Москве беспокоиться пока не о чем.

Фергана.Ру: - Аждар Аширович, что происходит в мире? Узбекистан дружит с Россией, и в то же время туда возвращаются американцы? Почему такое оказалось возможным?

Аждар Куртов: - Пока сделано лишь предположение о том, что произойдет возвращение американцев на военные объекты, связанные с тыловым обеспечением антитеррористической операции в Афганистане. В 2001 году, когда началась антитеррористическая операция, ряд стран СНГ поддержали ее, и в Центральной Азии появились объекты так называемой антитеррористической коалиции. Появились не только в Узбекистане, но и в Киргизии. И другие страны региона, в том числе, Казахстан, изъявляли свое желание помочь именно в такой форме, но просто территория Казахстана расположена достаточно далеко от Афганистана и в Вашингтоне не было необходимости в использовании аэродромов Казахстана для этих целей.

Слухи о возвращении американских военных на базу в Карши-Ханабад, как оказалось, не так уж и беспочвенны. Как заметил московской газете «Время новостей» на условиях анонимности один из высокопоставленных европейских дипломатов, эта тема, скорее всего, затрагивалась на встрече в Ташкенте президента страны Ислама Каримова и главы Центрального командования США адмирала Уильяма Фаллона, состоявшейся в конце января текущего года. Визит адмирала стал заметным событием в американо-узбекских отношениях: впервые после андижанских событий 2005 года представитель Вашингтона столь высокого уровня оказался в Ташкенте. Однако, как указывает европейский дипломат, судя по всему, стороны, обсуждая «военно-базовый» вопрос, предпочли не возбуждать подозрений Москвы о том, что Ташкент готов чуть ли не к полномасштабному возобновлению американского военного присутствия в Узбекистане и договорились о возвращении американцев пока только в Термез. Похоже, однако, что их возвращение на объект К-2 лишь вопрос времени.
Потом, как известно, события развивались следующим образом. Антитеррористическая операция в своей активной военной фазе была завершена уже фактически несколько лет назад, в Афганистане было не только разгромлено открытое сопротивление движения «Талибан», но и удалось сформировать правительство, провести конституционный референдум, потом прошли выборы в Лойя Джирге и всенародные выборы легитимных структур власти. По сути, встал вопрос со стороны не участвующих в антитеррористической коалиции государств, к которым я отношу Россию, Китай, многие другие, не следует ли поменять формат участия государств Центральной Азии в антитеррористической операции? По сути, ставился вопрос, не задержались ли американцы и другие военные из североатлантического альянса в Киргизии и Узбекистане. Причем этот вопрос ставился, в том числе, и на уровне таких влиятельных региональных организаций, каковым является Шанхайская организация сотрудничества.

В 2005 году фактически одним из решений этой организации страны региона подталкивались к тому, чтобы определиться с дальнейшим пребыванием американцев на их территории. Но не с этим решением ШОС и не со стремлением многих государств, в том числе названных мною, как-то оказывать воздействие на центральноазиатские правительства было связано то, что американцы ушли из Узбекистана.

Уход американцев был, по крайней мере, официально и в экспертном сообществе расценен как ответная реакция руководства Узбекистана, президента Ислама Каримова на события в Андижане. По мнению узбекской стороны, каким оно было озвучено в период проведения следствия, были факты сопричастности к организациям, названным «исламистскими» – «Акромия» и сочувствующим к ним, то есть к тем, кто имел отношение к события мая 2005 года. После этого произошел достаточно резкий разрыв в отношениях между США и Узбекистаном именно по вопросу присутствия американцев на военной базе. Фактически из-за нежелания Узбекистана продолжать сотрудничество американцы вынуждены были покинуть эту базу.

Почему сейчас произошло сближение? Я думаю, никакой связи с антитеррористической коалицией, ее действиями в Афганистане здесь, в общем-то, нет. В принципе, американцы и до начала антитеррористической операции имели возможность использовать в качестве аэродромов и другие военные базы. Не надо преувеличивать значение Центральной Азии, и не только Узбекистана, но и Киргизии, Таджикистана, как географически близких к Афганистану территорий. Американцы присутствуют в регионе Среднего Востока и они вполне могли использовать для тылового обеспечения своих военных контингентов и базы, которыми они располагают, скажем, в Пакистане. Но им важно было присутствие в регионе Центральной Азии. И именно это обстоятельство, по-видимому, влияло на желание Вашингтона, раз попавшего при удачном стечении внешнеполитических обстоятельств в регион, закрепиться там прочно и надолго.

Почему все-таки сейчас это произошло? Я думаю, что ничего странного в этом нет. Ислам Каримов и нынешняя генерация политиков в Узбекистане проводят так называемую «политику многовекторности», и они связана с тем, что не стоит портить отношения со значимыми центрами силы в мире. И несмотря на то, что были осложнения после 2005 года с США, Ташкенту невыгодно вставать в позу такого откровенно обиженного государства по отношению к Соединенным Штатам Америки, невыгодно резко рвать экономические отношения, невыгодно, чтобы нынешнюю правящую узбекскую элиту сравнивали бы, скажем, с иранской политической элитой. Я полагаю, что попыток по новой наладить отношения с Соединенными Штатами Америки, диалога между Ташкентом и Вашингтоном следовало ожидать.

Ведь в том, что Узбекистан вошел, опять-таки после событий в Андижане, и в ЕврАзЭс, и в ОДКБ, тут нет однозначной победы линии Москвы. Это просто продолжение той же политики многовекторности, попытки использовать внешнеполитическую ситуацию в своих национальных целях и играть на тех противоречиях, которые существуют между крупными игроками, такими, как Москва, Пекин, Вашингтон, исламский мир и ряд других.

Даже если эти сообщения окажутся правдивыми, то есть, вслед за ними действительно американцы вернутся в какой-то форме на аэродромы Узбекистана, никакой трагедии ни для Москвы, ни для Пекина в этом тоже нет. Присутствие, скажем, немцев в настоящее время на аэродромах Узбекистана – оно не несет открытой явной угрозы национальным интересам Узбекистана, как не несет открытой явной угрозы национальным интересам стран, входящих в ОДКБ.

Конечно Россия (как и ряд других государств) рассматривает регион Центральной Азии и как традиционную сферу своего влияния, и как регион, в котором нужно строить многоплановые экономические, политические, военно-технические отношения. И в этом смысле присутствие государства, с которым у Москвы сохраняется соперничество по очень многим проблемам внешней политики, я имею в виду Соединенные Штаты Америки, оно, конечно, не совсем желательно с точки зрения ряда политических элит Москвы. Но это присутствие – не смертельно!

И поэтому я полагаю, что не надо делать из этого особой сенсации, хотя, конечно, этот возврат к прежнему состоянию показателен, поскольку вслед за ним могут последовать и другие шаги. Какие это будут шаги – попытки опять заморозить свое участие в ОДКБ, участие в экономических региональных проектах типа Евразес, участие в каких-то перспективных направлениях работы Шанхайской организации сотрудничества, - то есть то, что могло бы действительно свидетельствовать о резкой перемене во внешнеполитических приоритетах Ташкента? Вот если это произойдет, тогда мы можем делать какие-то долгосрочные выводы. Но пока для кардинальных долгосрочных выводов о переменах во внешней политике Ташкента оснований я не вижу.

Фергана.Ру: - Спецпредставитель НАТО Роберт Симмонс заявил, что на решение вернуться в Узбекистан повлияло улучшение ситуации с правами человека. Как прокомментируете вот это заявление? Что именно улучшилось?

Аждар Куртов: - Североатлантический альянс, в отличие от Хьюманс райтс Вотч или Эмнести Интернешнл, - нисколько не правозащитная организация. Улучшение ситуации с правами человека такими организациями, не специализирующимися на этой тематике, оценивается специфически. Их выводы базируются на каких-то формальных основаниях. Таковыми формальными основаниями может быть, скажем, отмена смертной казни, которая была проведена в Ташкенте, деятельность омбудсмена Узбекистана, амнистия, которая могла быть объявлена в Узбекистане.

Президент Узбекистана намерен посетить с визитом Азербайджан
2008-03-06 13:38 ИА Фергана.Ру

Президент Узбекистана Ислам Каримов в ближайшее время совершит визит в Азербайджан, сообщает азербайджанское информационное агентство АПА.

По информации агентства, об этом проинформировал посол Узбекистана в Азербайджане Исматулла Иргашев. Отметив, что точная дата визита пока не определена, дипломат сообщил, что Узбекистан уже подготовил все документы, и азербайджанская сторона в настоящее время знакомится с ними.

По словам посла, в ходе визита узбекского президента в Азербайджане состоится открытие монумента Алишера Навои.

Примечательно, что в сообщении азербайджанского информагентства фамилия президента Узбекистана была обозначена как Керимов, имя посла – Исметулла, а выдающийся поэт Востока был назван Алиширом Наваи.

Справка. По информации МИДа Узбекистана, дипломатические отношения с Азербайджанской Республикой были установлены 2 октября 1995 года. 26 февраля 1998 года была создана узбекско-азербайджанская Совместная межправительственная комиссия по двустороннему сотрудничеству.

В июне 1997 года Узбекистан с официальным визитом посетил президент Азербайджана Гейдар Алиев. В сентябре 1998 года в рамках конференции ТРАСЕКА в Азербайджане побывал глава Узбекистана Ислам Каримов. Нынешний президент Азербайджана Ильхам Алиев совершил государственный визит в Узбекистан 23-24 марта 2004 года.

В настоящее время между Узбекистаном и Азербайджаном подписано девяносто пять документов двустороннего характера.

По данным Министерства внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан, озвученным послом Узбекистана в одном из его интервью, общий товарооборот между Узбекистаном и Азербайджаном за 2006 год составил 50,5 млн. долларов США. При этом экспорт в Азербайджан составил 45 млн. долларов США, импорт в Узбекистан – 5,5 млн. долларов США, при значительном положительном сальдо в пользу Узбекистана в размере 39,5 млн. долларов США. А уже в первом полугодии 2007 года товарооборот между Азербайджаном и Узбекистаном составил $37,2 миллиона.

Основные статьи экспорта в Азербайджан – топливо и продукты нефтепереработки, продукция авиапромышленности, средства наземного транспорта, текстильная продукция, электрическое оборудование, строительные материалы, продовольственные товары и другое.

Основные статьи импорта из Азербайджана – химические продукты и пластмассы (в основном полимеры этилена), механическое оборудование (в основном, части к оборудованию, насосы, краны, клапаны, вентили), услуги (дополнительные и вспомогательные транспортные услуги) и прочее.

В Узбекистане осуществляют свою деятельность двадцать три предприятия с участием инвесторов из Азербайджана. А в Министерстве юстиции Азербайджанской Республики зарегистрировано девять предприятий с узбекским капиталом.


В избранное