Здравствуйте! Этот выпуск
"по горячим следам", так что не ругайтесь на его некоторую информационную
скудость. Я ведь, кроме всего прочего, еще и на работу хожу, да и Новый год
на носу... /me типа извиняется ;-) и убегает наряжать Елку.
НОВОСТИ
30 декабря на московском
канале "ТВ Центр" в час ночи (ох... обычно в это время "мне мучительно
хочется спать") в программе "Да" среди прочих ожидается Аквариум с
программой "Стоп, машина". Не знаю, на что это будет похоже - ни разу
раньше не смотрел эту программу. В этот раз тоже смотреть не буду, а
затаймирую видик, потом вам все расскажу. :-)
А вы внимательно разглядывали обложку нового альбома Аквариума?
Нет? Я тоже... Оказывается, на развороте буклета над фотографией головы :-)
БГ присутствует какой-то иероглиф. А после перечисления всех музыкантов,
принимавших участие в проекте, т.е. на обратной стороне этого самого
буклета, пририсован какой-то квадратик с закорючками внутри. Так вот -
никакой это не квадратик, да будет вам известно, а "японская
иероглифическая печать", ;-))) которую изготовили и отослали Борису
Гребенщикову
наши японцы. Т.е. внутри
печати разместились три иероглифа, означающие все вместе "Аквариум"
и...
Впрочем, вот толкование самого Митьки Бука (Дмитрия Коваленина) по этому
поводу:
"АКУ - зло
ВАРИ - разбивать, раскалывать
УМУ - рожать, порождать на свет
Переводится, как и всякое японское предложение, с главного сказуемого,
которое в конце:
"Рождать, раскалывая зло."
Характерно, что все чтения - японские, а не китайские, как чаще принято
зашифровывать иностранные слова. То есть, китаец уже не прочитает как надо,
это именно японское слово.
Не говоря уже о звуках "А..." и "Му" - первой и последней буквам
санскритского алфавита, означающим рождение и смерть, между которыми мы и
движемся к Будде.
Первая реакция японцев на это слово весьма характерная: сначала их шокирует
знак "зло" в названии музыкальной группы, потом они читают все еще раз,
бормочут про себя, шевеля губами - и выдают: "А, вы в этом смысле! Тогда
- да!":-)
Я не понял только одно: зачем над головой у Бориса иероглиф "золото", он же
- "деньги", если БГ всю дорогу по серебру встревал?.. Это уже чей-то ляп
или концепция? Сразу оговорюсь, к "золоту" мы отношения не имеем .
:-)
Впрочем, в древности он означал еще и просто "металл" (как, например,
элемент Космоса). Может, здесь собака и зарыта? Надо бы у самого БГ
спросить".
КОНЦЕРТЫ
25 декабря 1999 года, С.-Петербург, БКЗ "Октябрьский"
! Наконец-то, в "Октябрьском" Стоп Машина! Такое впечатление, что
вся страна на ней уже побывала! В кои-то веки собрался и вышел из дому не
то что вовремя, а даже с небольшим запасом.
Постояв какое-то время на ступенях "Октябрьского", успел замерзнуть
(развратили нас теплые зимы: уже минус шесть воспринимается как лютая
стужа), и не дождавшись ни одного из знакомых, перебрался вовнутрь. А народ
все прибывал, небольшое столпотворение наблюдалось возле столика с
аудиопродукцией, потолкавшись вместе с ними и поняв, что у меня на полке
выбор побогаче, пошел (простите за подробность) в туалет, но не затем,
зачем туда ходят нормальные люди - дело в том, что по громкой связи было
передано сообщение, которое звучало примерно так: "Напоминаем Вам, что по
условиям контракта во время концерта запрещена фотосъемка, аудио- и
видеозапись выступления!" Закрыв за собой дверку кабинки, разобрал свой
старенький "Зенит" и стал рассовывать по карманам объектив и камеру,
в надежде что все обойдется...
Я уже сказал, что пришел с небольшим запасом времени, и поэтому довольно
спокойно смог пробраться в партер, а оттуда уже в оркестровую яму. Для тех,
кто не был в "Октябрьском", спешу объяснить, что "ямой" это сооружение
назвать можно с очень большой натяжкой это небольшое углубление перед
первым рядом, глубиной ровно по колено, т.е., когда толпа напирает, то
крайнему, а по странному стечению обстоятельств, это был я, остается два
пути: 1. сесть на пол, а это примерно как на кресло (но возможно
генетическая память о блокаде не позволяет идти по этой дороге), или 2.
стоять в позе наподобие неизвестной, но странно знакомой многим букве
"зю".
Присев на краешек ямы, я стал спокойно дожидаться начала. И вот стал
затухать свет, и по краю ямы прошел человек в пиджаке говоря командным
голосом: "Все вставайте!", по-видимому, он говорил это всем сидящим, т.к.
провожали его далеко не дружелюбные взгляды. В темноте, пока я
собирал свой фотоаппарат, потихоньку стал появляться Аквариум, сам же БГ
тихонечко стоял за правой кулисой (если смотреть из зала) и то ли
докуривал, то ли зажигал первую душистую палочку.
И вот началось, по привычке смотрю на часы: 20-15. Дальше все шло
практически так же, как и в Оперетте, если верить Ходорычу и
Ирке. Сначала были сыграны все песни с
альбома "Пси", надо отметить (если это кому-нибудь интересно), что
концертное исполнение мне понравилось гораздо больше, чем студийное. Где-то
за неделю до описываемых событий, купил эту пластинку, и прослушав ее,
понял, что пытаюсь бороться с дежа-вю, тут было все: и "Дети декабря" (с
"Жаждой" и "Змеей"), и "Корабль уродов", и "Русско-абиссинские напевы", и
интонации с "Охоты на единорогов", но несмотря ни на что это была цельная
работа с огромным энергетическим зарядом, но, как мне показалась, несколько трагичная. На концерте не
чувствовалось этой
трагической нотки, все было сыграно просто здорово, на одном дыхании.
Во время этого блока, бдительный пиджак заметил у меня в руках фотоаппарат
и сделал внушение с первым предупреждением. С этого момента, я стал
особенно осторожен, т.к. постоянно чувствовал на спине взгляд.
После "Цветов Йошивары" БГ ушел вглубь сцены, присел в тенечке около
ударной установки, а Суротдинов начал наигрывать "Гиневер", сначала это
звучало не очень убедительно, затем подключились Дед, Борис.Ру и остальные,
т.ч. закончили значительно лучше, чем начинали После БГ сказал наверное
самую длинную фразу за концерт, что-то типа: "Эта вещь была написана очень
давно Дюшей (Андреем Романовым), кстати, он сейчас в месте с Александром
Ляпиным где-то здесь в зале. Спасибо им, без них ничего этого бы не
было!"
Дальше были сыграны "Афанасий Никитин" и "Скорбец", последний с каждым
разом играется все страшнее и страшнее (какое-то нагромождение непонятных
звуков, чувствуешь себя совершенно
раздавленным, маленьким человечком, среди огромных индустриальных
нагромождений. Но как же это затягивает.) После этого в зале были слышны
выкрики: "Олдфилда давай!" Что, честно сказать, меня порадовало. ;-)
Больше о концерте писать,
наверное, и нечего! Все было настолько
хорошо, что невозможно выделить что-либо. БГ был скромен, как никогда,
практически никаких пассов руками, после каждой песни полупоклон со
сложенными "лодочкой" руками, раскуривание благовоний - вот пожалуй и
все.
Больше всего, к сожалению, запомнились секьюрити, давно не помню их такими
ретивыми, запомнилась пара моментов, когда пытались запретить снимать
Конрадту, и ему довольно долго пришлось объясняться со "служивым". И
девушка на первом ряду, пытавшаяся записать выступление на диктофон. Я
полагаю, ей будет интересно прослушать вместо музыки разговор с
блюстителем...
Были поздравления с Рождеством, наступающим, длиннющее выступление на бис,
такого я просто не могу вспомнить, и в самом конце (после спетого по
поводу исключительности ситуации "Чая")
группой были исполнены "то ли пляски сталеваров, то ли..."
Аквариум, согласно сложившейся традиции,
дает каждый год в Питере концерт именно 25-го декабря.
С задержкой на 20-25 минут музыканты по очереди появляются на сцене.
Столпившиеся под сценой поклонники орут, кричат, визжат и улюлюкают. БГ
выдерживает паузу и начинает с "Сына Плотника". Играть он собирается стоя -
верный признак того, что будет что-то интересное.
Одна за другой играются песни из Пси. Однако "неправильный" звук очень
сильно портит ощущение. Ну не заводит и все тут... Не помогает даже Шар на
перкуссии, который вертится так, что олицетворяет собой Ритм собственной
персоной. Естественно, тем кто стоит у сцены "нравится" каждая песня, и для
того, чтобы иметь возможность не быть захваченным чужими эмоциями, я
отсиживаюсь в 26-ом ряду партера.
БГ, видимо, чувствуя что-то подобное, вдруг вклинивает "Фикус Религиозный".
Не знаю, помогло
ли ему, но... В конце
концов дело доходит до "Стоп-Машины", где Боб и отрывается на полную
катушку. После этого, наконец, игра музыкантов становится вне пределов
пространства и времени. Время ловить кайф. :)
БГ только-только заканчивает играть "Цветы Йошивары", бросает гитару со
словами: "Это были песни из альбома "Пси", а теперь будет кое-что еще", - и
дальше на одном дыхании поется "Афанасий Никитин Буги" и "Скорбец". БГ
просто поет, без гитары, отбивая такт ногой и сотрясаясь при этом всем
телом от напряжения. Свирепствует электроника. Я так и не понял, кто
конкретно ей управлял - то ли Рубекин, то ли Сакмаров. Но звучание очень и
очень пристойное. Полный улет. Моя жена замечает: "Так это же хеви
метал!".
Дальше пошли песни из Лилит... и были, на мой скромный вкус, не совсем к
месту. Наконец, БГ поет любимую последовательность регги (ну, любит он
регги, любит :)) - "Вавилон-Иван и Данило-Аристократ". Как известно, они на
очень похожих аккордах, поэтому он переходит от одной песни к другой без
прерывания музыки. И завершает это все еще одним куплетом из
"Вавилона".
Все: поклонились, удаляемся. Неопытный зритель рвет когти в гардероб,
опытный хлопает. Минута, другая - возвращаются. Два года назад БГ спел три
песни на бис. В этот раз было пять! "Поскольку сегодня Рожество, то все
песни будут Рождественские". Я сидел, слушал и думал, что
наверное, между Питером и Москвой есть какая-то разница... Как вдруг,
закончив очередную песню, БГ, будто прочитав мои мысли, произнес:
"Поскольку мы играем в Питере, то специально для вас...", - и, надев на шею
губную гармошку, сыграл "Чай".
Небольшой канкан, исполненный музыкантами всемером. "Мы вас поздравляем с
Рождеством, с Новым годом, с еще одним Рождеством, еще одним Новым
годом".
Все.
Вообще, весь концерт - это набор символов... Впрочем, для тех, кто умеет
видеть. Сам Боб неоднократно поднимает руки над головой, становясь похожим
на ту самую букву Пси. В определенные моменты за сценой вырастают
гигантские тени фигур Суротдинова и Кудрявцева, благодаря расположению
осветительной техники. Между ними прямо за спиной БГ - белый
треугольник...
Кстати, о треугольнике. В "перерыве" музыканты делают инструментал. Так
вот, это - "Матрос" с "Треугольника". БГ деликатно замечает: мол, вот Дюша
здесь в зале, скажем ему большое спасибо, потому как он стоял у истоков
Аквариума... То, что БГ сравнивает Пси с Треугольником, общеизвестно...
Общеизвестно также и то, что Дюша заявлял про новый Аквариум.
Типа, что он тоже мог бы организовать группу и тоже назвать ее
"Аквариумом".
Попытка примирения?..
А еще, у меня создалось острое ощущение того, что концерт играется в
проходном дворе. Такого брожения в партере я на концертах Гребенщикова не
припоминаю. Я пытался считать - в партере _одновременно_ перемещалось до 10
человек, сновавших, видимо, то ли в
туалет, то ли в буфет.
Освещение в БКЗ отменное. А осветитель (кто он у них там?) поигрался вволю.
На "Луна, успокой меня" шесть фиолетовых прожекторов начинают обшаривать
весь зал, кратковременно по очереди слепя каждого зрителя. Эффектно.
В самом конце на словах "выключи свет" свет на всей сцене действительно
выключается. БГ недоуменно вертит головой по сторонам. Подсветка после
двух-трех-секундной паузы возвращается на место.
БГ постоянно и в большом количестве жжет ароматические палочки. В ответ на
это зал постоянно проветривают. Цветы передавали исключительно через проход
перед сценой, поскольку слева и справа стояли секьюрити. Они вели себя
крайне забавно. Например, когда перед сценой зажгли бенгальские огни, они
ринулись за ними... но поздно. Бенгал заходил по рукам, а перемещаться в
толпе поклонников ему гораздо проще, чем дяденьке двухметрового роста. На
сцену (всего один раз) выпустили мальчика, и то дядя охранник подтолкнул
его в спину - иди, дескать, мальчик, не мешай работать. В ДК Ленсовета, на
моей памяти, к БГ всегда очередь из девушек была "на поцеловать". :))) Но
ничего не поделаешь, если даже БКЗ был забит до отказа :))))