Здравствуйте! Я обращаю ваше внимание,
уважаемые подписчики, на название данной рассылки. Помните: "Мы используем
друг друга, чтобы заполнить пустые места"? Я прошу смело слать мне на
e-mail все, что по вашему мнению имеет отношение к такому явлению, как
Аквариум. К примеру, вчера состоялся концерт в московском клубе "Бункер",
который, как написала "Газета.ру" (http://www.gazeta.ru/greb.shtml),
вряд ли смог вместить всех желающих: "Народу, видимо, будет как в
бомбоубежище во время ядерной войны пять человек на один квадратный метр.
Кто был в Бункере , тот знает: музыканты играют в дальнем зале, куда
могут поместиться человек 30-40 слушателей". Москвичи! Поделитесь
впечатлениями
J ! Адрес внизу.
Пока делал выпуск, в аквариумных ньюсах на атом.ру появился первый
отклик на концерт в "Бункере". Спасибо Александру Зайцеву:
КОНЦЕРТ В "БУНКЕРЕ",
03.12.1999г.
Первое впечатление: очень много
народу для такого места. Я пришел в начале девятого, и уже с трудом нашел
столик, чтобы перекусить. К началу концерта (23:30) практически все залы
были забиты. Неудачная конструкция зала, где играют музыканты: сцена
практически не приподнята, и с задних рядов мне только изредка удавалось
видеть головы музыкантов. Правда, в течение всего концерта картинка с
видеокамеры транслировалась на большой экран справа в том же зале, поэтому
можно было смотреть на музыкантов в самом прямом эфире ;) с живым
звуком.
Концерт.
Акустика. После серии тяжелых электрических концертов звучит необычно. Я
уже успел привыкнуть к Коргу (или что там у него) Сакмарова. Также не было
ударных. Звук - отличный. Все инструменты и голос были великолепно сведены.
От "Пси" осталось 3 или 4 песни. Не было даже "Маши и Медведя", "Луна
успокой меня" и "Имени моей тоски". Вероятно в акустике они бы не так
звучали. Зато зал воспринял на "ура" "Фикус" и "Самый быстрый самолет".
Очень мне понравилась облегченная версия "Влюбленных в белом купе".
Воздушное звучание. А акустический "Скорбец" как-то уже и не слушается...
"Афанасий Никитин" - тоже не так эффектно. Зато "Чкалов" - великолепно. На
бис "в честь одного прошедшего праздника" ;) была исполнена "Башня".
Рядом со мной мужчина записывал концерт на минидиск. А в углу Паша Северов
вроде фотографировал ;).
НОВОСТИ:
Напомню
о концертах в декабре:
04.12.99 - сегодня т.е., концерт в "Sports bar", что на Новом Арбате;
12 и 13 декабря - концерты на Урале: в Екатеринбурге и Челябинске
соответственно (интересно, читают ли в этих городах "Пустые места"
;-));
22-го и 23-го декабря в Москве в Театре Оперетты, а 25-го декабря в
Санкт-Петербурге в БКЗ "Октябрьский" Аквариум будет представлять свой новый
альбом "Пси". Презентация то бишь J. На сайте
организаторов можно заказать билеты со скидкой, причем на концерты в Москве
в том числе: http://www.nt.spb.ru/main.htm
Новая пластинка:
Фирма "Moroz Records" выпустила тройной СD-сборник "лучших" ;-)
песен группы "Аквариум". Песни разбиты по дискам в хронологическом порядке
начиная с 1980 года. Сами диски упакованы в картонную коробку веселенькой
такой расцветки J . http://www.nt.spb.ru/main.htm
РЕДКАЯ ПЛАСТИНКА:
Как написано на обложке
американской версии "Кунсткамеры", читать этот раздел рекомендуется только
коллекционерам и сумасшедшим ;-).
В 1991 году МП "Русский диск" (Ленинградская студия грамзаписи)
выпустила серию из четырех виниловых пластинок под общим названием "Однажды
в Р/К". На дисках были представлены различные питерские группы, входившие
когда-либо в Рок-клуб. Т.е. каждая группа - одной песней, записанной вживую
на фестивале, посвященном 10-летию Ленинградского Рок-клуба. На 4-ой и
1-ой пластинках серии присутствуют записи групп:
Аквариум
с композицией "Я - Змея" (Борис Гребенщиков -
вокал, гитара; Андрей "Дюша" Романов - гитара; Александр Ляпин - гитара;
Александр Титов - бас-гитара; Сергей Березовой - бас-гитара; Всеволод
Гаккель - виолончель; Андрей "Рюша" Решетин - скрипка; Сергей Щураков -
аккордеон; Михаил "Фан" Васильев - перкуссия; Петр Трощенков - ударные).
Запись сделана 14-го марта 1991 года, когда, как известно состоялся
"последний концерт Аквариума", и является первой композицией, прозвучавшей
в тот день на концерте. Я специально привел состав группы, чтобы у молодого
поколения ;)))) аквариумистов создалось правильное впечатление о том, ЧТО
в тот день творилось на сцене. А ведь был еще "Майк Науменко - давний
соратник "Аквариума" и лидер "Зоопарка", не выступавшего на фестивале. Майк
вышел на сцену ради одной своей песни - той, без которой не мог бы
состояться концерт. Хотелось кричать
: "Господи, да при чем же тут качество звука, если это - Науменко и
Гребенщиков в 91-м году хором поют со сцены "Пригородный блюз"!.. И
неизбежно было то, что лидер "Аквариума" разбил на сцене гитару, и, к ужасу
нового поколения зрителей, понаслышке знающего настоящий рок-н-ролл,
вдребезги расколотил большой барабан, каждый раз взмахивая им над головой "
(слова, выделенные курсивом, принадлежат Ольге Сагаревой).
Трилистник
с композицией "Ты упал, я не верил" (Дюша -
вокал, акустическая гитара; Фан -
бас; Сергей Щураков -
аккордеон; Юрий Николаев -
перкуссия; Петр Трощенков -
ударные);
Турецкий Чай
с композицией
"Пожизненный блюз" (Александр Ляпин - вокал, гитара; Александр Титов - бас-гитара, автор песни;
Всеволод Гаккель - самизнаетечто; Михаил (Фан) Васильев - перкуссия; Юрий Николаев - ударные).
ЦИТАТА ВЫПУСКА
:
Борис Гребенщиков и Михаил Васильев
про Америку
БГ - там жить хорошо, но скучно в общем, что-то там не то, и это
что-то делает жизнь интересной, когда ты там гость, и очень неинтересной,
когда ты там живешь, а тем более - работаешь Если исходить из того, что
Бог - это проблема, то Америка самая атеистическая страна в мире.
Там нет проблем: жрать - пожалуйста, кино новое, видео - все что хочешь, выпить, в
порноклуб
МВ - Если вы случайно гомосексуалист - тоже пожалуйста. Я был на одной
свадьбе и там про парня сказали - "он не решил еще своих проблем". Он не
решил еще, с кем ему спать - с девушкой или мужчиной. Он не решил проблем!
Я просто опух от этой фразы. Он не решил!
БГ - Да, вот это, кстати, характерная фраза. То есть если ты чего-то
хочешь, то все это к твоим услугам, а если тебе помимо этого надо что-то
еще - извините, мы вас не понимаем. Нет, если ты ищешь чего-то духовного,
то пожалуйста - обратись к этим, этим и этим. Тебе дадут ответ. Хочешь
просветлиться? Завтра в два часа.
Будешь просветлен. Если нет - деньги назад. Если нет денег - просветлят без
денег, по телевидению или через благотворительность В общем, мы целиком
ударились в "загадочную русскую душу". Пока мы не выпьем чаю, намм этого не
решить J
.
(с) Александр Старцев.
Газета "Иванов", октябрь 1989 года.
ЧТИВО:
Проснулся я рано, часов в шесть, и понял,
что выпить в доме не осталось ничего. Поднялся с кровати, перешагнул через
спящего между буфетом и столом на матрасе Никанора и вышел на кухню. Было
спокойное летнее беззаботное утро. Вспоминать вчерашнее не хотелось, да и
нужно ли это делать? На столе в кухне лежало несколько бутербродов с
колбасой, какой-то рыбкой и чем-то зеленовато-светлым
. Все рюмки были пусты. Над этим великолепием
возвышалась банка из-под бразильского кофе CACIGUE, аккуратно закрытая
крышкой, но вместо привычного для всех черного порошка там находилась
загадочная прозрачная бесцветная жидкость. На какое-то время я задумался...
И тут целая волна воспоминаний захватила меня. Да-да, именно с этой
баночки вчера-то все и пошло.
Глафира собралась испечь блинов. А я отправился сдавать сценарий. И уже
перед самым выходом на улицу она умудрилась всучить мне эту самую баночку.
"Мол, купишь сметанки к блинчикам, а вечером и потрапезничаем." Не
осознавая всей опасности этого поступка, я беззаботно согласился и взял.
В редакции уже почти никого не было, а дверь нужного мне кабинета просто
была закрыта. Это меня не смутило, и я оставил сценарий кому-то из этого
же отдела. И вот тут произошло то, чего и следовало ожидать, - я встретил
Никанора.
В двух словах хочу объяснить, кто это такой. Тридцати с небольшим лет,
этот человек успел очень много. Пройдя путь от известного рок-музыканта до
законченного алкоголика, он не терял присутствия духа и в настоящее время
занимался живописью, писал стихи и небольшие рассказы. Но все это не
являлось истинным достоинством этого человека. Главным кладом его личности
бесспорно являлось вот что. Никто во
всем Петербурге не знал лучше его расположения так называемых
"забегаловок", а точнее - розливов, рюмочных, коньячных и т.п. Более того,
он был не просто профессионалом с хорошей памятью, а больше. Он был
гурманом. Не просто знание интересовало его, а маршруты. Да-да, именно
маршруты. Они были у него кольцевыми, развернутыми, с пересадками, но
никогда - случайными. И я уверен, что во всем городе не существовало ни
одного места, о котором он не знал бы.
И вот нас опять свела судьба.
Как пела одна известная рок-группа: "Против Кармы не попрешь!"
Нетрудно себе представить, что и ему не очень-то хотелось упускать такой
удобный случай поделиться своим знанием. И мы, не теряя времени,
отправились в путь.
На сей раз он предложил мне еще не пройденный нами до этого маршрут по
Большому проспекту Петроградской стороны. Это был один из классических его
маршрутов категории "развернутых".
Что такое "развернутый" маршрут? Это путешествие по одной, максимум -
двум-трем улицам с посещением всех находящихся по пути розливов, с
обязательным выливанием. Выпивать необходимо как тяжелые напитки: коньяк,
водка, так и легкие: шампанское, портвейн, сухое. По желанию
путешествующего можно придерживаться чего-либо одного или начать с легкого
напитка, с переходом к тяжелому, или прямо с тяжелого, делая паузы на
легком. Техника безопасности подразумевает одно серьезное правило: "Нельзя
хаотично смешивать напитки". Так как это приводит к крупным неудобствам для
партнеров. Им, еще не достигшим определенного совершенства на маршруте,
приходится прерывать его и тащить вас домой, подвергая тем самым и вас, и
себя опасности общения сами понимаете с кем. Это правило Никанор называет
первым постулатом маршрута. А основная цель "развернутого" маршрута
сводится к следующему: "Вы начинаете движение из одного пункта и движетесь
в направлении другого, и, достигнув его, уже ни в коем случае не можете
вернуться в первоначальный ранее следующего дня, так как сил на это у вас
не должно быть. В противном случае вы некачественно прошли маршрут, тем
самым лишив себя моря удовольствий и разнообразных приключений." Кстати, по
пути следования вы непременно встретите кого-нибудь из ваших старых
знакомых (уж будьте в этом уверены), которых вы не видели несколько
месяцев, а может, и лет, что еще сильнее дополнит эмоциональную сторону
совершающегося.
Выйдя из редакции, мы, не торопясь, пошли в сторону Большого проспекта.
День был погожий, летний, да и вообще мне было как-то легко от сознания
законченного дела, и даже в срок (имею в виду сценарий). Наше ленивое,
медлительное движение в сторону желаемых приключений было чем-то весьма
необходимым. Ведь очередной из основных постулатов Никаноровской теории
гласит: "Никогда не спеши в начале". И ведь он прав. Маршрут, предполагает
ускорение движения до третьей четверти маршрута, а затем медленное, но
неизбежное торможение. И если начинать на повышенных скоростях, то уже
очень скоро можно свернуть себе шею, так и не достигнув даже половины.
За спокойной беседой я не заметил, как мы достигли первого адреса. Сразу
хочу сказать, что мои путешествия вместе с Никанором я каждый раз стараюсь
точно фиксировать в памяти. Как- то давно он мне пожаловался, что
практически не имеет преемников и ему не на кого оставить то огромное
богатство, которое, к несчастью, принадлежит только
его памяти и более ничьей, а ведь цены ей нет для
настоящих профессионалов. А во мне он чувствует какое-то родство душ или
скорее расположение к тому знанию, коим он обладает.
Итак, Больший проспект, дом 80. Это первый розлив, где нас ожидала
первая порция напитков. Для людей, не очень хорошо разбирающихся в
географии Петербурга, скажу так. Если вы от ныне Кировского проспекта
начнете двигаться по Большому в сторону Тучкова моста, то по правой
стороне, сразу за театральными кассами и не доходя бакалейного
магазина, вас и ждут. Боже! Как здесь все
ошеломляет еще совсем неискушенную душу любителя! Просторное, светлое
помещение, высокие, чистые столы. Цветы в горшочках. Бутерброды. Конфетки.
Печенье. А дамы? Какие соблазнительные существа смотрят на вас из-за
прилавка и заглядывают прямо в самое сердце.
А какой выбор!
Водка русская.
Водка пшеничная.
Водка сибирская.
Золотое Кольцо (тоже водка).
Шампанское (сухое).
Коньяк грузинский (три звездочки).
Коньяк грузинский (пять звездочек).
Одним словом: "Закачаешься!.." Но Никанор не так прост, как может
показаться на первый взгляд. Он всегда маршрутом руководит сам, а значит,
выбор напитков за ним. Берем по 150 "Золотого Кольца", бутылку "Пепси" и
два бутерброда с колбасой (хоть я колбасу и не ем, но спорить
с профессионалом не рекомендуется, да и ни к чему -
себе дороже). Отходим в сторону. И вот первый этап пройден...
Выходим на улицу. Смешно в такую погощу стоять хоть и в приятном месте,
но все же в помещении. Да и первая доза лучше воспримется под солнцем.
Дальше становится заметно веселее. Проходим мимо "Олимпийца", переходим
улицу Бармалеева (ту самую, по имени которой назван знаменитый персонаж из
детской сказки). На какое-то время останавливаемся у скверика, что между
радиотоварами и галантереей. На глаза попадается последнее издание Ожегова
по странной цене - 120 рублей (мой экземпляр из дома кто-то взял ненадолго,
но то ли забыл об этом, то ли умер. Да и Бог с ним). Можно было бы купить,
да деньги сейчас для другого нужны. Сами понимаете! Переходим улицу
Ленина. Напротив, в магазине "Кооператор", люди за чем-то давятся. Ну их.
Нет чтобы в розлив зайти да успокоиться. Нет же. Им толкаться надобно,
орать друг на друга. Странный народ, будто эвакуация завтра в какой-нибудь
голодный район, типа Эфиопии. Миновали Гатчинскую, и вот он, следующий...
Большой проспект, дом 52...Здесь уже все по-другому. Уже не столь
приветливо и не столь светло. Да, относительно чистоты, мягко говоря: "Конь
не валялся". Несмотря на это, заведение сие все же уникально. Когда-то,
очень давно, еще в застойные шестидесятые - семидесятые практиковали
наливать рабочему классу портвейн из бочек, и использовали для этого
механизм от продавцов газированной воды, т.е. колбы с делениями на
миллилитры. Но газировщики заполняли их сиропом до краев, а затем мерными
дозами переливали содержимое в стаканчики, разбавляя впоследствии его
газировкой. Здесь же все происходило наоборот. Разливальщики приспособили
колбы для себя иначе. Изначально колба пуста. Из бочки, стоящей где-то в
закромах, под давлением колба заполнялась напитком по нужное деление: 50 г.
100 г, 150 г, 200 г., 250 г. (300 г в стакан не входит), а дальше - прямо
в стакан. Но лихие ветры перестройки, казалось бы, навсегда похоронили этот
принцип. Во всяком случае, уж колбы-то погибли точно. Но память народная
еще сильна. И вот этот-то розлив и стал первенцем в возрождении старой
традиции. А вместо колб? Вместо колб - перевернутая бутылка "Пепси".
Понимаете? В нее входит аж 330 г. А в стакан больше и не нужно! Осталось
только нанести
деления. Все!
О выборе напитков:
Гареджи (сухое столовое вино) - 57 копеек - 100 г.
Анапа (крепленое вино) - 2 руб. 32 коп. - 100 г.
Коньяк дагестанский - 4 руб. 62 коп.-50 г.
Шампанское сухое - 3 руб. 26 коп.-100 г.
Почему в одном случае цена указывается за 100 г, а в другом за 50 г -
для меня загадка. Скорее всего для того, чтобы коньяк не казался таким
дорогим (как будто нормальному человеку все равно, что и сколько нальют, а
главное - сколько это стоит).
Никанор сказал, что вино при такой схеме выпивания и, по счастью,
достаточного количества денег на сегодняшний день - нам запрещено. Взяли по
100 г коньяка и по 200 г шампанского. Ни бутербродов, ни даже конфеток у
них не оказалось. Ну да не беда!
Здесь пора вспомнить еще одно серьезное правило Никанора: "Знай напитку
счет!" Это значит, что в любом выливании необходимо твердо помнить, сколько
ты сегодня выпил с момента пробуждения и до момента сна. Причем считать
надо раздельно: тяжелые напитки отдельно, легкие напитки отдельно. Для
каждого эти две конечные цифры бесспорно разные, но на то и жизнь дана,
чтоб себя постоянно познавать.
Зная эти правила уже много лет, я автоматически сложил в уме... Коньяк
оказался довольно паршивым, а вот шампанское - удивительным. И все же,
отпив немного шипучего напитка, пришлось долить его в стакан с коньяком,
так-то оно вкуснее...
Вышли на улицу. И опять напротив толпа. Куда же они так стремятся? А...
Магазин "Юпитер". Там иностранные вещи за сумасшедшие деньги продают.
Странные эти люди. Заплатить 20 рублей в розливе за бутылку водки - им
дорого, а выложить 1200 рублей за кроссовки - нет проблем. У них там в
Америке такие кроссовки стоят от 20 до 50 долларов, а бутылка "Столичной"
водки (пол-литра) стоит максимум десятку. Так что же это получается?
Выходит, наша водка в шестьдесят раз дешевле обуви, а у них, даже по
максимуму, всего в пять... Но ведь там нет очередей, и никто никуда ни за
чем не ломится и не за что не борется... Да, без дела мы не сидим! Но даже
эти не совсем веселые мысли не испортили того отличного настроения, которое
может создать правильный маршрут.
Выходим к улице О.Кошевого. Справа на нас с грустью взирает великий
русский просветитель Добролюбов. Прекрасно его понимаю. Был бы он на нашем
месте, давно б пропустил рюмочку анисовой. Да не тут-то было. Он уже мертв,
а мы еще нет. Проходим мимо ресторанчика Чванова или, как он теперь
зовется, "Приморский". Но туда ни ногой. Это уже другой маршрут. А за ним,
направо, в переулке знаменитая столовая. "Три мыша". "Три мыша" - это
своеобразная народная аббревиатура от "Три мушкетера". Но официально эта
столовая такого названия никогда не носила. Однако... Место особо чтимое
раньше спившимися офицерами и деятелями искусств, по той или иной причине
побывавших ЗК, но сохранивших в себе чувство гражданского неповиновения.
Иногда это место посещали и мы с Никанором, особенно во времена борьбы с
призрачным алкоголизмом в масштабах государства. Цены умеренны, а главное,
там никогда не было ни фраеров ушастых, ни халдеев, ни вообще лишних людей,
кроме постоянных посетителей - пьяниц с небольшим достатком.
И вот если здесь, с этого места начать переходить Большой, то уже очень
скоро в доме N 35/2 нас ожидает просто центр по выпиванию и
среднезакусыванию. Место исключительно особенное.
Когда-то это был обыкновенный магазин по продаже напитков. Но судьба
жестоко надругалась над ним. Несколько раз он закрывался, открывался вновь
и вновь закрывался. Становился магазином коммерческим, перевоплощался в
магазин по талонам, опять становился коммерческим, опять по талонам.
Становился розливом, и вновь то по талонам, то снова розливом. Отсюда
Никанор вывел свое четвертое правило: "Не верь памяти своей, лучше зайди
еще разок и выпей рюмочку!"