Вот и весна пришла. Осталось день простоять да ночь продержаться – коротенькая четвёртая четверть и вот они – вожделенные летние каникулы. Но только что-то детям эти «день да ночь» нелегко даются. Вроде и весенние каникулы только что отгуляли. Казалось бы, с новыми силами в бой. Да только сил что-то не наблюдается. С ребенком явно что-то происходит. Он сам не свой.
Чтобы правильно оценить серьезность ситуации, попробуйте ответить на следующие вопросы.
Ребенок:
- делает «глупые» ошибки в тетрадях по тем предметам, в которых раньше был успешен;
- подолгу сидит без дела, погруженный в себя, или бессмысленно манипулирует предметами;
- не может заставить себя сесть за уроки, либо делает их быстро и плохо, чтобы отделаться, хотя раньше этого не наблюдалось;
- более чем обычно вял, плаксив или сонлив;
- засыпает в непривычное для него время;
- грубит или обижается больше обычного;
- не сразу реагирует, когда к нему обращаются;
- во время письма часто меняет почерк;
- сидя на стуле, принимает следующую позу: нога под себя, голова на руке;
- стал прогуливать уроки;
- когда рисует, использует в основном коричневые и черные тона;
- испытывает головные боли во второй половине дня;
- появились темные круги под глазами;
- «подхватывает» любую инфекцию.
Если хотя бы на семь вопросов вы ответили «да», то ваш ребенок стал жертвой синдрома третьей четверти.
Что это такое и как с этим бороться?
Научно подтверждено, что работоспособность учащихся падает после пяти недель учебы. Непрерывная учеба более восьми недель (а третья четверть длится все 10) приводит к тому, что младшие школьники теряют в весе, жалуются на плохое самочувствие, головную боль, сонливость, снижение внимания, медики наблюдают у школьников вегетативно-сосудистые расстройства со склонностью к гипертоническим реакциям.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, есть три группы риска, влияющие на здоровье школьника. Первая – погодные условия и климат, вторая – микроклимат в семье, третья – организация школьной деятельности.
На третью четверть приходится дуэт погодных условий и негуманной организации школьной жизни.
Одним из первых, кто высказался о необходимости изменения календаря каникул, был профессор С.М.Громбах. Еще 1975 году на страницах «Советской педагогики» автор высказал крамольную по тем временам мысль о необходимости пересмотра графика отдыха и привел целый ряд убедительных доказательств того, что принятая структура учебного года не соответствует психофизиологическим особенностям детей и подростков школьного возраста. Крамольной эта мысль была, потому что до середины 90-х годов
ХХ века структура учебного года, согласно Уставу средней общеобразовательной школы, была унифицирована для всех школ страны. Но с середины 90-х школы получили право сами менять график с одним условием, чтобы количество каникулярных дней, не считая летних, не превышало 30. Но в силу инерции большинство школ остается на прежнем графике отдыха, что, конечно, сказывается на наших детях.
Про влияние погоды на наше настроение даже распространяться долго не стоит – все мы знаем, как темным зимним утром вставать тяжело и как непринужденно получается это летом, когда солнышко заглядывает в окно; как тоскливо и грустно, когда за окном хмурь и слякоть, и как хочется радоваться и петь, когда все залито светом.
Но как с этим недугом детским бороться?
Со структурой школьного графика бороться возможно, хотя и хлопотно и сложно. Если вы найдете себе в помощь активистов из родительского комитета и сумеете всколыхнуть родительскую общественность, то администрация, вероятно, и посчитает возможным пойти вам навстречу. Главное - знать, что изменить ситуацию в ваших силах. Климат – штука нам не подвластная, а переезд в теплые страны – дело личное. Так что последним ресурсом для помощи при синдроме третьей четверти остается «микроклимат
в семье». И тут на помощь приходят психологи. Вот что они советуют:
1. Если ситуация совсем тяжелая, то раз в неделю по необходимости можно разрешить ребёнку не пойти в школу. (Если ребёнок не был в школе больше трёх дней, справка от врача не требуется, достаточно записки от родителей, что он плохо себя чувствовал.)
2. Давайте возможность в день отдыха поспать подольше и побольше погулять.
3. Оставить дома - не значит позволить целый день провести у компьютера и телевизора. Постараться превратить этот дополнительный выходной в день здоровья: побольше движений на воздухе. (Комментарий родителя: совместные прогулки полезны ещё с точки зрения общения с подрастающим поколением – трещит поколение без умолку на улице, и у родителя появляется редкая возможность многое узнать о жизни сокровища. Катание на горке или игра в мяч приносят удовольствие обеим сторонам
и очень способствуют возникновению команды.А ведь это так ценно – быть командой.)
4. Стоит пропустить в этот день английский, секцию, "музыкалку" и все другие дополнительные нагрузки. (Комментарий родителя: думаю, что нагрузка нагрузке рознь. Английский и спорт – вещи разные. Мне кажется, что сходить побегать-попрыгать не повредит – умеренные физические нагрузки разгружают голову.)
5. Не ругайте за плохие отметки и не выученные когда-то уроки. Отдохнёт - нагонит. Повышать голос бессмысленно. Тем более применять дедовские методы обучения – ремень или подзатыльники. Этими средствами делу не поможешь, а только еще больше можно навредить эмоциональному состоянию ребенка.
6. Помогайте ребенку избавляться от отрицательных установок типа «не могу», «сомневаюсь», «должен», меняя их на «смогу», «уверен», «хочу». В этих ежедневных формулах старайтесь исключить отрицательные частицы и противопоставительные предлоги «не», «но», «а». Поменяйте их на «и», «при этом», например: «Трудное задание, при этом я с ним справлюсь». (Комментарий родителя: не отказывайте в помощи при решении сложных задачек. Помогите вопросом наводящим – вам не сложно, а нервишки
ребенка целей будут, да и времени на выполнение уроков уйдет гораздо меньше.)
7. Обращайте побольше внимания на своих детей. Помогайте им в преодолении негативного отношения к себе. Никогда не восклицайте патетически: «У всех дети как дети, а у меня Иванушка-дурачок!» Запретите это себе категорически раз и навсегда! Вы и ваш ребенок должны четко знать, что он для вас – самый лучший. Пусть не такой, как все, но для вас - самый-самый. Не стесняйтесь ему об этом говорить. Вместе составьте список неоспоримых достоинств ребенка, которые будут признаваться
всеми членами семьи. Например: «я очень работоспособный», «я медленно и верно продвигаюсь к цели», «я могу справиться с решением этих задач». Необходимо объяснять детям, что все ошибаются, бессмысленно обвинять себя в неудачах или в неумении делать всё как нужно. Любой человек делает то, что в его силах, никто не идеален.
8. На помощь уставшему организму может прийти юмор. Читайте побольше юмористических рассказов, смотрите юмористические телепрограммы. Шутка создаст вам настроение. Смех объединяет и снимает напряжение.
9. И что касается диеты – поливитамины, конечно, делу не повредят. И пусть налегает ребёнок на фрукты. А также на мясо и рыбу: белки стимулируют работу мозга. А вот шоколада и сладкого давать весной поменьше. Шоколад напрягает печень, ещё больше снижая иммунитет.
Вооруженные этими несложными рекомендациями и любовью, надеюсь, мы поможем своим детям преодолеть и этот новый «диагноз» - «синдром третьей четверти».