Чистый четверг. История происхождения Чистого четверга связанна с Тайной вечерей, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения и омыл ноги своим ученикам, показав пример смирения, кротости, братской любви.
Именно на этот день перед Пасхой приходится самое большое количество обрядов, примет и необходимых действий. Верующие люди убирают в своих домах, моют окна, пекут куличи, красят яйца.
Моя покойная бабушка упрямо мыла окна в этот четверг, всегда простужалась, потому что погода стояла не в пример нынешней, солнечная, но холодная, снег лежал… Традиции этой она придерживалась до последнего – пока на ногах стояла, лезла на табуретку, вытаскивала поролон из щелей и принималась с марганцовкой надраивать стекла.
Крёстная моя к стеклам была совершенно равнодушна, как, впрочем, и к порядку целиком, но свято верила, что в чистый четверг необходимо помыться, потому что это подготовит к Пасхе тело, ведь вода в этот день смывает все болезни и спасает от недугов. Она и меня заставляла мыться, но я, тогда строптивый подросток, бурчала, что я и так каждый день моюсь, чего они от меня еще хотят?
Мы красили какие-то яйца, они всегда лопались и бабушка с крестной ругались и спорили, кто виноват в трещинах. Я пыталась разрисовывать яйца школьными какими-то своими красочками, тогда они напускались на меня вдвоём – кто в еду химию тащит. Я обижалась и уходила. Куличи при такой нескладухе на кухне никогда не получались – за столько лет мы так и не удосужились купить форму, да и над рецептами спорили всегда до хрипоты. Какие-нибудь 20 граммов сливочного масла
могли послужить причиной многодневного взаимного молчания моих обожаемых старушек.
Но кроме Пасхи, были в моей тогдашней жизни праздники и поинтересней. Новый год был понятный праздник, 1 мая тоже ясней некуда, когда хватаешь флажок, цветок из гофрированной бумаги, надуваешь с утра несколько шариков – и вперёд на демонстрацию. Хохотать с подружками над мальчишками. Плевать в них горохом или бумажками, лопать булавкой им шарики – суперское развлечение.
А Пасха осталась таким же непонятным праздником, как Старый Новый год. Его праздновала только моя крёстная, одна из всей моей семьи отлившаяся своеобразной религиозностью. Она одна оставалась ночью на кухне (за неимением в это время суток других свободных помещений), меня загоняли спать, потому что завтра в школу, и я никак не могла понять, чего она там делает-то?
Потом я подросла. Замуж собралась. Пошли заявление в ЗАГС подавать. А там говорят – в конце апреля. Да ждать ведь долго! Ну что вы, молодые, кто же в пост женится? Пасхи дождаться нужно. А чего мне Пасха, мне замуж охота.
К чему я это все пишу-то… Пошла я сегодня в магазин с детьми. По продукты ежедневные. Захожу, а там… Зрелище, которого в наше изобильное время я понять не могу. Во времена моей ранней юности это называлось «Яйца (творог, сапоги, диваны и ты пы) дают». А сейчас? Сейчас как назвать давку из тёток среднего возраста и старушек вокруг яиц этих. Хапают по четыре, по пять коробок. Друг у друга из рук вырывают. А в коробках яйца уже битые наполовину. Битые заменить пытаются,
бьют ещё больше, друг на друга шипят, ругаются.
Не понимаю. Чистый четверг этот – день, начиная с которого и до воскресенья, все церковные службы будут посвящены земным страданиям Иисуса Христа. Люди в первую очередь к Пасхе не формально готовились, а духовно – молитвы, пост строгий, исповедь, причастие. От грехов очищались не только мочалкой себя надраивая в бане, а осмысляя грехи свои, винясь перед Боженькой, прощения прося. И уж потом только, после храма, принимались дом украшать - полотенца искусно вышитые
развешивать да скатерти раскладывать, яйца красить, да куличи «пехтить», как говорила моя прабабка.
Даже священнослужители придерживаются мнения, что главное – «быть в этот день в храме, присутствовать при совершении богослужения, как бы заново переживая те священные события, которые вспоминаются Церковью. Тогда и на работе, и за домашними делами можно будет сохранить правильное расположение и состояние души. Если есть возможность, то лучше избегать отягощения себя какими-то бытовыми хлопотами и попечениями в подобные дни».
Хорошо, конечно, что традиции старые восстанавливаются, но только похоже это на макияж престарелой кокотки. Вроде и тени, и тушь, и коготки намазаны, а не то что-то. И с праздниками этими религиозными. Только наружное приживается, формальное только. Будто обложку с книжки содрали, название прочитали, а саму книжку, без картинок которая, и читать незачем. Познакомились с книжкой. Креститься научились, не краснея и не косясь смущенно на стоящих рядом, губами шевелить,
вроде как слова молитвы знаяВ длинные очереди строиться яйца с куличами святить, да за святой водой на Крещение (если кто не знает, то в храме святой воды в любой день попросить можно, всегда большая канистра стоит). Про пост что-то такое рассуждать, мол никак нельзя-с, до первой звезды ждем-с. Большая часть уверена, что правильно все делают, что пост держат верно – скоромного же не вкушают. Постятся, постятся, и тут же с потрохами съедают и соседа, и соседку, и всех соседкиных родственников до 7 колена, судача
о их, соседской жизни.
О том, что такое покаяние истинное, не догадываются они. О том, какие слезы при покаянии жгучие и сладкие бывают, никогда им не узнать. О непередаваемой легкости какой-то и (лезет в голову слово «свежесть», невинное, в общем-то, слово, испохабленное рекламой) взгляде новом после слез этих, которые греки катарсисом называли. А жаль.
Хотя кто знает, может крестьяне пару веков назад, тоже мало чего разумели в слезах этих непонятных, не до слез им было, им семью кормить надо да на барина пахать. Просто жили, соблюдая заповеди? Не толкались за яйца какие-то, потому как у каждого курица своя была?
Но о чем это я? Осуждаю, что ли? Так ведь осуждения избегать надо, особенно во время Великого поста. А то как же прощения просить, когда душа в спеси барахтается?