Жить на земле очень скучно. Проведённый в 1908 году в Америке опрос показал, что из полутора тысяч респондентов порядка тысячи не хотят дальше жить. И это в те стародавние времена, когда не существо ни аудио, ни видео, ни толком автопрома. Сейчас, когда всё это более-менее существует ситуация ещё круче. Кристофер Прист в многочисленных аннотациях и вводных речах к своему роману под названием “Престиж” неоднократно заявлял, что сегодня каждому первому жителю планеты Земля, достигшему
пятнадцатилетия, как минимум раз в голову приходила мысль о суициде. Спасти всех может только чудо. Будущее не за интернетчиками и порнографами. Будущее за фокусниками. Только они смогут избавить человечество от главной смертельной болезни – скуки.
Англия, Лондон, центр мира. Театр утонул в пыли, писатели сели на иглу и постепенно стали вымирать, юмористы ещё не подоспели и не испеклись, а умами общественности правят иллюзионисты. Самое начало двадцатого века. Два самых известных и почитаемых в Великобритании фокусника претворяют в жизнь последние и главные в их блистательной карьере фокусы. Один на кладбище в могиле. Другой, сидя в тюрьме и ожидая исполнения смертного приговора. В случае удачного исхода, один из этих стопроцентных
покойников станет величайшим мистификатором на планете, а другой навсегда уйдёт со сцены.
Запомните, любой фокус состоит из трёх частей. Первая называется наживкой – фокусник показывает предмет. Второй именуется превращением – в это время фокусник что-то делает с предметом. Но ни один фокус не имеет даже малейшего значения, если в нём не будет присутствовать третьей, самой сложной и опасной части. Эта часть и имеет название ПРЕСТИЖ. Престиж – это признание публикой таланта и мастерства фокусника.
Хороший фокус всегда должен сопровождаться личными потерями фокусника. Каждый гениальный фокусник обязан расписаться кровью под каждой своей новой выдумкой, расплатиться тяжкими жертвами за свою любовь к славе и ненависть к скуке. Ради престижа фокусник должен быть готов на всё: притвориться калекой, отрезать себе пальцы, подставить своего брата-близнеца под эшафот, или же вовсе застрелить или утопить самого себя … застрелить и утопить по-настоящему, утопить всякий раз, когда публика
жаждет престижа. Альфред Борден и Руперт Энджер усвоили это правило от своего учителя. Также они усвоили, что Боливар двоих не вынесет. Земля – слишком маленькая планета, чтобы сохранять ядерный паритет в ситуации параллельной работы двух непревзойдённых гениев обмана. Мало – помалу Профессор и Великий Дантон, как они себя называют, начинают подсиживать друг друга, срывая представления, выпытывая секреты, внедряя крыс и придумывая механизмы новых фокусов, от которых у противника начинаются приступы мигрени
и депрессии. Но всё, что было прежде меркнет и блекнет, когда в Лондоне в ореоле молний и механических всполохов появляется ОН. Великий, ужасный и демонический … неудачник.
Почему-то совсем не было ни грамма удивления, когда в ленте о магах вдруг оказался величайший физик всех времён и народов Никола Тесла. Он выступает в фильме в роли проходного персонажа, изготавливающего машину, способную перемещать в пространстве предметы (как позже выясняется не совсем обычным способом). Естественно, что сам Тесла удавился бы, увидев тот бред, с которым принято спекулировать в последнее время на его имени. Но задумка отнюдь неплоха. Тесла – находка для любого, кто
намерен сделать фантастическую историю о чудесах и магии, которая отвечала бы не только признакам сказочности, но ещё и правдоподобности. Это объясняется тем, что ни один другой учёный не вмещал в своём образе столько инфернального и запредельного, сколько мог себе позволить этот сербский самородок, рождённый только для того, чтобы, как говорится, сказку сделать былью. Поэтому и фильм, несмотря на чрезмерную надуманность, уже в части творческих возможностей Тесла предстаёт как научно-достоверный рассказ.
“Престиж” – одна большая, хорошо спланированная и поставленная акция, где, как и во всяком отличном фокусе зритель не понимает, что же на самом деле происходит, а истина рождается только в последней двадцатиминутке. Талант Нолана (Бэтмен: Начало, Назавтра, Помни и Бессонница) снимать великолепные, красочные, и вместе с тем действительно умные картины, фильм от фильма крепнет и прогрессирует. Это он доказал и в минувшем году, сделав невозможное – одновременно запихнув в классическую
концепцию костюмированных маскарадных лент стройную детективную историю, научную фантастику, мистику и историю. Коллаж получился настолько поразительным, что термин “картина” иногда применяющийся в отношении некоторых кинолент здесь как раз к месту. Режиссёр в очередной раз порадовал зрителей уравнением с неимоверным количеством неизвестных, экранизировав, пожалуй, лучший роман о фокусах и фокусниках.
Режиссер: Кристофер Нолан. В ролях: Хью Джекман, Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Дэвид Боуи, Скарлетт Йоханссон, Энди Серкис, Пайпер Перабо, Роб Арбогаст, Ребекка Холл, Дэниэл Дэвис, Марк Райан и другие.