Если набрать в поисковике – «Маятник Фуко», то более трёх четвертей ссылок укажут не на физический прибор, предназначенный для демонстрации суточного вращения Земли, а на роман Умберто Эко или на его обсуждение, критику и околокритику..
На роман, предназначенный для…
Да, для развлечения. Как всегда. Для развлечения тех, пожалуй, кого не пугают каббалистические названия глав, кто привык наслаждаться книгой неспешно, кто безмятежен и знает, что никакие одержимцы не…
Не существуют?
Как можно развлекать себя романом, задающим физическую загадку? Маятник, недвижимый относительно звёзд. Простое разъяснение очевидного, запутывающее и уводящее сознание по спирали, в невидимом центре которой – бездна.
Можно ли развлекаться романом, в котором походя воссоздаётся уже существующее не-существующее, этакий ядовитый Мировой змей, который, прежде, чем кусать себя за хвост, основательно напьётся крови своих создателей?
Можно ли вообще развлекаться, читая о том, как темны закоулки познания, а если в них входишь с факелом – то тени по углам прядают гуще самой темноты?
Профессор, знающий толк в науке о знаках, Эко расставил их в романе, будто менгиры – тесно, густо, грозно. Не то, чтобы запрещающие, но «сапиенти сат»: не люби бразильскую девушку, у неё внутри чёрная африканская богиня, не играй в пермутации – мир рассыплется буквами и буковками, не выдумывай карту теллурических течений – придёт серенький волчок с сереньким лицом и пустыми от векового ожидания глазами и потащит за окровавленный бочок в утренний раздел полицейской хроники…
Не балуйся, короче говоря, человече, с тем, что только притворяется тебе подвластным. Ни с музыкой, ни со словом, ни с печатным текстом… Не играй в игры с пустотой.
Но почему-то играют. Ищут там что-то, в сплетении элементарных частиц – счастье человеческое? Силу? Власть? Способ помириться с бесконечностью, забыться, не знать общей доли?
Никаких ответов. «Маятник Фуко», сложный сплетением даже не сюжетных линий, а смыслов, по прочтении выглядит как темный стеклянный экран, в котором читавший пытается разглядеть собственное лицо – а оно уже неузнаваемо переменилось. Этот роман разговаривает – без оккультных заклинаний, пентаграмм и ЛСД – с самой глубиной души своего читателя. Он рассказывает простые истории – приключенческую, любовную, роман в романе, он насмешлив и лукав, но его безупречная честность неуязвима там,
где сквозь паутину и фракталы культурологи проступает живая жизнь. Эко, такой премудрый змий-искуситель, немудряще уравновешивает пустоту подземелий живой и тёплой Лией, маленьким сыном Казобона – не стесняясь любви, он даёт герою немного надежды.
И знаете, что ещё?
Даже если весь этот чудесный, сложный, захватывающий, изящный, умный пара-, мета- и Бог знает какой ещё текст был задуман автором и написан всего лишь для того, чтобы мы знали, откуда берутся идеологические симулякры вроде печально знаменитого «Протокола Сионских мудрецов» - даже если это так, всё едино – стоит читать, пропадать в его лабиринтах и выбираться наружу, на свет и воздух.
Этот роман делает своё дело – он развлекает, утешает, просвещает, но, едва мы отвернёмся от него – он ещё взмахом последней страницы совершает малозаметное на первый взгляд чудо.
Разрешает узы слова. Отпускает на свободу. Иди, и да будет с тобой любовь, а остальное – приложится.