Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Somus!

  Все выпуски  

За сочувствие Мести – расстрелять… и съесть | Корейская трилогия о мести наконец-то вышла в российский прокат целиком


 
ежедневная рассылка Somus!
2007-03-03 

За сочувствие Мести – расстрелять… и съесть | Корейская трилогия о мести наконец-то вышла в российский прокат целиком

Цепная реакция, присущая механизму мести, определила выход на московские экраны трилогии Чхан-Ук Пака. Первым в 2004 году появился «Oldboy», вооруженный Золотой Пальмовой Ветвью и многотонным запасом кино-тротила. Взрыв прогремел неслабый. Зритель еще не знал, что это только начало. Мстительный замысел Пака оказался бомбой замедленного действия. Он начал исполняться еще пять лет назад. А нынешним февралем на экраны вынесло еще две истории о мести: «Сочувствие господину месть» (2002) и «Сочувствие Госпоже месть» (2005).
Мозаика собрана. Швов не разглядеть. «Господин» и «Госпожа Месть», разграниченные по времени и тематически объединенные «Олдбоем», стоят, взявшись за руки, и смотрят на нас с экрана. Зритель – трепещи!

«Олдбой» производил впечатление шокирующего эксперимента над психикой. Впереди него летело хвалебное слово маэстро Тарантино, как раз в 2004 году выпустившего «Убить Билла 2», что невольно заставляло упоминать режиссеров через одну постмодернистскую запятую. Выход на экраны двух оставшихся частей трилогии о мести призывает пересмотреть эту точку зрения. И не потому что «Господин» или «Госпожа» принципиально меняют суть дела – нет, «Олдбой» все равно остается самым сильным, можно сказать, определяющим звеном. Но целиком трилогия представляет собой некое новое произведение, с идеально простроенной композицией и отчетливым философским содержанием. Это не просто виртуозный финт корейского режиссера, не просто шутка или эксперимент. Это грандиозная эпопея, анализирующая сильнейший человеческий аффект. Чхан-Ук Пак рассматривает весь путь, который проходит однажды проснувшееся чувство мести – от брошенного в благодатную почву зерна, до колючих ростков, и далее к цветам и плодам. Но для того, чтобы оценить масштаб режиссерской задачи и ее исполнения, необходимо воспринимать фильмы в единой связке.

Эпопея мести жанрово развивается у Пака от драмы к трагедии, а затем к фарсу. В первой части («Сочувствие Господину Месть») прорабатывается остросоциальная проблематика. Главный герой, глухонемой зеленоволосый Рю, сначала пытается продать собственную почку, затем ввязывается в авантюру с похищением ребенка ради спасения своей сестры (которой, кстати, тоже необходима пересадка почки). Гибель сестры пробуждает в нем жажду мести. Отец похищенного ребенка также, в свою очередь, стремится отомстить. Обоих героев по-человечески можно понять, они – название соврать не дает – вызывают сочувствие. Действие переполнено трагическими случайностями и совпадениями, которые неотвратимо ведут к взрыву жестокости и ужасному концу. Со второй половины фильма от героев уже ничего не зависит. Хотят они того или нет, но раз начав мстить, они должны будут дойти до конца. «Ты хороший парень! – говорит отец погибшей девочки, обращаясь к Рю. – Ты же понимаешь, я должен тебя убить».

В «Олдбое» месть уже набрала обороты. Все трагические случайности сошлись одна к одной в предыдущем фильме, и теперь над героями властвует неумолимый рок. Если в «Господине» Пак ставил себе целью объяснить мотивации героев, то в «Олдбое» они остаются тайной до самого конца. Месть главного героя – реакция на пятнадцатилетнее тюремное заключение. О Дэ Су знает, за что мстить, но не знает, за что мстят ему. Как верно подметил его враг, «нельзя найти верные ответы на неверно поставленные вопросы». А вопрос уже не в том, кто кому и за что мстит. Вопрос в том, как далеко может зайти человек в стремлении отомстить. Режиссер отвечает: так далеко, как можно себе представить. Туда, где не остается ни границ, ни запретов, ни правил.

Чхан-Ук Пак ставит жестокие эксперименты (достаточно вспомнить новеллу «Снято!» из сборника «Три… экстрима»), но и чувством юмора не обижен. Но поскольку он прежде всего – художник и философ, то никогда не шутит просто так. Фарсовая концовка «Господина Месть» несет мощную смысловую нагрузку, демонстрируя нескончаемость вендетты как таковой. Тот же фарс в изысканной оболочке представляет собой и «Сочувствие Госпоже Месть». И вовсе не потому, что Пак растаял от тарантиновской похвалы, решил расслабиться или, как сам уверяет в интервью, очистить душу. Просто работа мести может быть закончена только так – непереносимым взрывом. В «Олдбое» режиссер довел своих героев до самого края. В «Госпоже Месть» действие развивается уже за чертой. Герои здесь – не люди, как в первом фильме, не воплощение аффектов, как во втором, а цветные оболочки для страшных снов режиссера. Месть оставляет от человека одну оболочку. Покинутую тюрьму, наполненную воплями отчаяния, безумным смехом и отголосками бессвязных заклинаний. «Будь чистой, живи чисто» - так госпожа Месть говорит своей дочери, а их обеих покрывает снег. Это ведь, и правда, единственный выход. Единственный – и невозможный, уходящий за кадр.

Тема мести в трилогии Пака неразрывно связана с темой границ: их сохранения или преодоления. Многолетнее заточение в тюрьме становится причиной мести и в «Олдбое», и в «Госпоже». Но если присмотреться, гораздо страшнее тюремных стен внутренние границы героев: глухота, немота и слепота. За спиной у главного героя в «Господине» тонет и зовет на помощь упавшая в воду девочка – но до него не доносится ни звука. За спиной у говорящего по телефону приятеля происходит похищение О Дэ Су в «Олдбое». Чхан-Ук Пак снимает героя и его девушку в одной постели так, как будто они разделены стеной. Он заставляет мать и дочь говорить на разных языках, причем переводить их слова друг другу будет злодей-отец… под дулом пистолета. Выстраивая подобные стены, а потом ломая их в самый неожиданный момент, режиссер заставляет героев и зрителя метаться по лабиринту с множеством перегородок и проемов, которые никуда не ведут.

Механизм мести включается, когда нарушены естественные границы человека. Например, когда у героя вырезают почку и оставляют его голым лежать на бетонном полу, бросив рядом красную розу. Или когда похищают ребенка. Или когда умирает сестра. Месть – это опосредованное стремление вновь обрести, отвоевать, вернуть утраченную часть себя. А если вернуть невозможно – заменить ее. Отсюда и сквозная гастрономическая тема в трилогии Пака. Когда от его героев в буквальном или фигуральном смысле отъедают кусок, в них рождается неконтролируемое желание сожрать врага. Рю съедает почки своих обидчиков. О Дэ Су ест осьминога. А Кэм Джа падает лицом в торт.

Пак не только регистрирует проявления мести, но и выявляет ее самоубийственную природу. В первом фильме подруга рассказывает Рю историю про человека, который считал, что у него две головы. Обе они непрестанно болели. Тогда он просто взял и выстрелил в одну из своих голов. «В правую или левую?» - спрашивает Рю. В трилогии Пака у мстящего героя всегда две головы – собственная, и голова врага. И один выстрел убивает сразу двоих. Именно поэтому первым, кого встречает на свободе мститель-Олдбой, оказывается самоубийца. Некоторое отклонение от канона демонстрирует последняя история мести. Кэм Джа, попавшая в тюрьму за убийство ребенка, которое она не совершала, вынашивает план мести человеку, заставившего ее оклеветать себя. Этот план срабатывает. Если в первом фильме трилогии месть была ядовитым змеенышем, разбившем цветную скорлупу, а в «Олдбое» она обернулась змеей, в муках откусившей себе язык, то в третьей части это уже машина. Машина по собственному уничтожению. Но как прервать цепь насилия? Принести жертву. Поэтому в «Госпоже Месть» к героине присоединяются родители (и даже одна бабушка) детей, убитых ее врагом, чтобы сообща совершить последнюю месть. После этого они вместе идут в кондитерскую, садятся за круглый стол и съедают шоколадный торт. Месть съедает сама себя, освобождая героев от необходимости убивать или умирать от рук новых мстителей. После чего заново звучат слова: «будь чистой, живи чисто!».

Чхан-Ук Пак заставляет подумать о том, что чувство мести – это не просто неприятное недоразумение в жизни человека. Не повод пойти к психотерапевту или священнику. Для создателя «Олдбоя» месть – это автономный миф, один из самых древних и жестоких мифов, дремлющих у каждого из нас в крови. Даже у человека беззаботного, живущего сегодняшним днем (так переводится имя О Дэ Су). Месть вонзается в тебя как нож, которым прикалывают к груди приговор. Она вылезает из-под кожи муравьями и вываливается изо рта осьминожьми щупальцами. Вызывает ли она в тебе сочувствие?..

Мария Гросицкая, специально для ДК © Информационный спонсор раздела "Киномания" - Виртуальный клуб "Другое Кино"

Оставить свой комментарий

 

Продолжение будет завтра!

Рассылки Subscribe.Ru
Somus!
SOMUS - он-лайн журнал для умных женщин
Автопилотка.ру - автомобильный журнал для женщин


В избранное