НЛПеры любят говорить, что наше подсознание не понимает отрицания в виде частиц «не», «нет», а потому использовать их в качестве команд или инструкций в продающем тексте - самому себе вредить.
Якобы напишешь «не медлите с заказом», а человек воспримет это как указание медлить. Какие-то потенциальные клиенты - тупицы, однако :)
Некоторые идут ещё дальше и утверждают, что подсознание не понимает и отрицательных по смыслу глаголов вроде «ненавидеть» или «отрицать».
Маразм, блин. Наше подсознание не такое дебилоидное, как его представляют некоторые нлперы и последователи Милтона Эриксона.
Заметьте, что заголовок «Не читайте эту статью, не стоит оно того» вызывает у Вас гораздо большее желание прочитать статью, чем если бы я написал «Прочтите - очень интересно!». Но не потому, что Ваше подсознание не понимает отрицания, а потому что Вам жутко любопытно «на фига же писалась статья, если её просят не читать» или «что за траву курил автор».
К тому же, некоторые из вышеобозначенных персонажей утверждают, что подсознание можно сравнить по внушаемости и сообразительности с 5-7 летним ребенком, который понимает лишь простые слова и дословно. Но даже если это так, то разве 5-7 летние дети не понимают слова "нет" или "не"?! Прекрасно понимают. Уже с двух лет дети начинают отрицания понимать. Так почему подсознание должно быть настолько тупее? Наверное, оно такое тупое у тех, кто утверждает, что подсознание не понимает отрицаний. С этим я гораздо охотнее
соглашусь :)
Но статья не об этом. А о том, что в продающих текстах действительно желательно поменьше использовать отрицания. Хотя бы потому, что для их понимания нам требуется больше времени (чисто физиологически), чем фразы такой же по смыслу, но без отрицаний.
Сравните «Вы не можете прочитать и не понять этой статьи про отрицания» и «Вы прочитаете и поймёте эту статью про отрицания». Чем больше в одном предложении отрицаний, тем сложнее и дольше оно понимается.
Нам же необходимо, чтобы продающий текст был как можно более эффективным. А для этого его нужно сделать максимально понятным (лучше с полуслова), а не усложнять, заставляя читателя лишний раз напрягать в задумчивости свой котелок и, тем самым, отвлекаться от непрерывного чтения текста, чего мы упорно хотим добиться своим копирайтингом.
Проще говоря, формулируя предложения в позитивных фразах и используя в них как можно меньше отрицательных конструкций, можно сократить замедление понимания и свести к минимуму возможную путаницу.
Но есть ещё один интересный момент в использовании множественных отрицаний. Просто сравните два практически одинаковых по смыслу предложения:
«Нет такого человека, которого хотя бы раз не обманывали»
«Каждого человека хоть раз обманывали»
Второе предложение - обыкновенный трюизм, общеизвестный факт, который в одно ухо войдёт, в другое - выйдет - и практически никому не запомнится. Первое же - запомнится гораздо лучше и, возможно, даже станет афоризмом, если мысль действительно стоящая.
Какое это имеет отношение к продающим текстам? Самое что ни на есть прямое. Если вы хотите, что читатель (или собеседник) запомнил что-то, сформулируйте свою мысль с использованием двойного отрицания - тогда оно врежется в память гораздо сильнее. Проще всего переформулировать практически любую мысль можно с помощью фразы «вы не можете не...»
Вы не можете не понять всей простоты и силы этого приёма, так ведь?
Кстати, если Вам процедура написания продающих текстов не милее ежедневного мытья посуды, заполнения нудных квартальных деклараций в налоговую, или у Вас просто нет времени этим заниматься, то можете смело скинуть эту работуна меня.