Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Что пишут об эсперанто

  Все выпуски  

Что пишут об эсперанто


Информационный Канал Subscribe.Ru

Служба Рассылок Городского Кота

ЧТО ПИШУТ ОБ ЭСПЕРАНТО
выпуск 121

 

Гудсков Н. Л.

Языковое измерение прав человека

Родной язык является основным средством самоидентификации индивидуума и
человеческих коллективов. Люди, не знающие нашего языка, - барбары (вместо
разговора только бормочут бар - бар - бар) или вовсе немцы (немые), и только
мы сами - нормальные люди, славяне (т. е. знаем слово, речь). Наша связь с
родным языком так тесна, что право говорить на родном языке редко
эксплицируется как одно из фундаментальных прав человека, хотя пренебрежение
им часто оканчивается фатально.

За исключением тех немногих, кто воспитывался в двуязычных семьях, а также
одаренных людей, человек не может владеть даже вторым языком в той же
степени свободно, как своим родным. В то же время межнациональные отношения
требуют общения на разных языках, и особенно остро эта проблема ощущается в
многонациональных государствах, империях, где для представителей
доминирующей национальности практикуется одноязычие, а для национальных
меньшинств - двуязычие. Таким образом, об одинаковых правах в этой
деликатнейшей сфере не может быть и речи. Возникающие при этом проблемы
носят двоякий характер: языковое поведение представителей большинства
воспринимается меньшинствами как великодержавный шовинизм (да, по кражей
мере на неосознанном уровне, им и является), а меньшинств большинством - как
сепаратизм. Одновременно у большинства формируется комплекс культурного
превосходства как национальная черта, а у меньшинств возникают различные
фрустрации. В кризисные моменты языковое неравноправие (расовые, религиозные
и другие мотивы играют не главную роль и во всяком случае легче разрешимы на
законодательном уровне) приводит к национально - освободительным эксцессам
вплоть до терроризма и восстаний, с одной стороны, и силового подавления - с
другой. Нарушение права пользования родным языком - спусковой крючок в
назревающем распаде империи и кровавых локальных войнах.

В последние полвека ситуация нарушения языковых прав человека вышла за
пределы многонациональных государственных образований и стала поистине
всемирной. Даже такие, ранее только имперские, языки, как французский или
русский, в глобальном масштабе попадают в ситуацию, в которой ранее
находились только языки меньшинств, со всеми вытекающими социально -
психологическими и политическими следствиями. Как бы ни отличался по
политической структуре и культурно - идеологическим основам Европейский Союз
от Советского Союза, реальная необеспеченность языкового равноправия
населяющих его народов (при всех декларациях противоположного характера)
когда - нибудь приведет его к такому же бесславному концу.

Единственный выход, который способствовал бы осуществлению прав человека в
языковой сфере (а без этого невозможно вообще говорить о каких бы то ни было
правах человека вне рамок одной национальной общности), - это как можно
более широкое распространение в межнациональном общении одного
национальнонейтрального языка.

При выборе такого языка возможны три пути: во - первых, можно взять язык
какого - либо сравнительно малочисленного народа, не играющего слишком
большой роли на мировой арене (например, венгерский, армянский или датский);
во - вторых, можно приспособить к современным потребностям какой - либо из
древних языков (например, латынь, санскрит или древнегреческий); в -
третьих, можно разработать новый плановый язык, специально приспособленный
для межнационального общения.

У первого пути есть один недостаток - любой национальный язык несет на себе
отпечаток культуры той нации, которая на нем говорит, и при переводе на него
культурных реалий других народов могут возникнуть трудности. Второй путь по
сути мало отличается от третьего, так как древние мертвые языки практически
не способны отражать реалии современной жизни и работа по их осовремениванию
равна созданию новых языков. (Это доказывает пример современного иврита,
разработанного на основе языка Библии, но являющегося, в принципе новым
языком.) Таким образом, наиболее разумным вариантом для защиты ныне
существующих языков, обеспечения языковых прав всех народов Земли и
демократического порядка в межгосударственных и межнациональных отношениях
становится разработка нейтрального планового языка, способного одинаково
хорошо передавать особенности мышления и культуры всех народов и быть
посредником между ними. К тому же плановый язык гораздо легче изучить, чем
любой национальный (древний или современный).

Попытки создания плановых языков для международного общения предпринимались
неоднократно, часть из них были достаточно успешными. В результате
естественного отбора плановых языков реальное значение в мире в настоящее
время имеет один - эсперанто, предложенный в 1887 г. В настоящее время на
нем уже говорят несколько миллионов человек, изданы тысячи книг, выходят
сотни газет и журналов. Язык полностью доказал свою способность выполнять
функции межкультурного посредника; более того, говорящее на нем сообщество
практикует принципиально новую культуру международных отношений.

Изучение эсперанто имеет и многие другие преимущества. Так, доказано, что
дети, сначала изучавшие этот язык, значительно легче овладевают затем любыми
другими иностранными языками по сравнению с детьми, сразу приступившими к
изучению иностранных языков. А это - тоже серьезный, хотя и паллиативный,
шаг к обеспечению языковых прав. Знание эсперанто помогает преодолевать
предрассудки, касающиеся других народов, - среди эсперантистов есть горячие
патриоты, но нет ксенофобов.

Необходимо отметить, что идея распространения международного планового языка
в целом и эсперанто в частности сталкивается с сознательным сопротивлением
со стороны государственных организаций любой ориентации, в принципе не
заинтересованных в соблюдении языковых прав других народов и демократизации
межнационального общения. Для дискредитации идеи используются различные
средства: от обвинений ее сторонников в шпионаже и других преступлениях до
распространения мифов с помощью сервильных научных и культурных учреждений.
Самая насущная задача в деле борьбы за языковые права - развенчать
безответственные мифы о движении за распространение международного языка и
дать правдивую информацию о возможностях, открывающихся при этом. Только
уважение к языковым правам человека, включая безоговорочное равноправие
представителей всех народов в пользовании родным языком и демократическая
перестройка межнационального общения на основе нейтрального планового
международного языка (в идеале - второго для каждого после родного) создаст
предпосылку к переходу от "культуры войны", под знаком которой прошел XX
век, к "культуре мира". Если не окажется слишком поздно.

http://conference.rsuh.ru/gudskov.htm

 

О LXIX-ом КОНГРЕССЕ ЭСПЕРАНТИСТОВ

С 13 по 20 июля 19% года в Питере, в школе, что в Соляном переулке,
собралось около 250 человек из 25 стран - социалисты, профсоюзные деятели,
несколько коммунистов и троцкистов, и полтора десятка анархистов (из России,
Украины, Франции, Испании, Канады. Аргентины, Швеции, Нидерландов и
Бразилии). Целую неделю продолжались бурные дискуссии, фракционные собрания,
а также песни, концерты, экскурсии... При этом только на торжественном
открытии и на встречах фракций с питерскими представителями партий
приходилось прибегать к переводу - вся работа и вся культурная программа
проходила на одном языке, одинаково понятном всем. Все это называлось 69-м
Конгрессом CAT - Всемирной Безнациональной Ассоциации (Sennacieca Asocio
Tutmonda - SAT).

Что же это за организация? CAT -ассоциация, использующая международный язык
Эсперанто для преодоления в рабочей среде национальных, политических и
всяких прочих предрассудков, свободного обмена идеями, не ограниченных
языковыми барьерами дискуссий между представителями рабочего движения разных
стран и повышения культурного уровня своих членов. Она была основана в 1921
году выходцем из анархистской среды Эженом Адамом, более известным под
псевдонимом Эугенто Ланти. Ассоциация безнациональна, поскольку строится не
на основе национальных секций, а на основе индивидуального членства.
Индивидуальные члены объединяются во фракции (анархистов, атеистов,
экологистов, профсоюзную, друзей природы, безнационалистов и др.).

В 1920-е годы в ассоциации, как и в рабочем движении в целом, стремились
доминировать коммунисты, и почти все активные советские эсперантисты были ее
членами. В 1926 году 6-ой Конгресс CAT состоялся в Ленинграде. Но с 1929
года, когда все некоммунистические тенденции были коммунистами прокляты, a
CAT с его духом плюралистического свободомыслия отказалась подчиниться
диктату, коммунисты организовали раскол в рабочем эсперантистском движении.
Быть членом CAT стало в СССР опасно для жизни, многие замечательные люди
поплатились ею (или своей свободой) в 1934-39гг. До 1988г. любая
деятельность CAT в СССР была запрещена, о самой CAT можно было слышать
только тенденциозно-клеветнические измышления.

Однако времена меняются. И с 1988 г. антикоммунистически настроенные
эсперантисты нашей страны, сумевшие сохранить левые убеждения, стали активно
вступать в CAT. В 1992 году был проведен и Конгресс на территории уже
бывшего СССР - в Каунасе. Теперь вот - в Питере, спустя ровно 70 лет после
предыдущего. И снова в CAT стали вступать коммунисты (правда, только те, кто
искренне считает себя интернационалистами, но все же...), и хотя их пока
мало в ассоциации, его членами должны снова быть бдительными - сомнительно,
что коммунисты так уж принципиально изменились.

Зачем же рабочему движению Эсперанто? Рабочее движение сильно лишь тогда,
когда оно интернационально. Правящие клики разных стран, будучи сами по сути
космополитичными, как огня боятся космополитических тенденций у трудящихся
классов, насаждая в массах национал-патриотизм. Национализм - главный враг
трудового народа всего мира. Но без прямого непосредственного общения
добиться подлинного взаимопонимания между людьми разных национальностей
невозможно; изучить иностранные языки в достаточной мере для нормального
работника физического или умственного труда недоступно. Для этого и нужен
международный язык - простой в изучении (для овладения им нужно столько же
месяцев, сколько нужно лет для овладения национальным языком), красивый по
звучанию (недаром люди часто, когда слышат разговор на Эсперанто, принимают
его за итальянский), богатый по выразительным возможностям (на Эсперанто
мастерски переведены сотни произведений мировой классики и создана огромная
оригинальная литература, ставятся пьесы, поются песни...). Вот оно
практическое решение для любого настоящего интернационалиста!

Правящие классы превосходно знают, какую огромную силу представлял бы
Эсперанто, если бы он широко распространился в рабочей среде. И поэтому
против него бросаются все силы - репрессии против эсперантистов (при Сталине
и Гитлере), измышления о языке продажных ученых и писателей, клевета об
Эсперанто и эсперантистах в прессе, заперты официального преподавания (при
"демократии")... Однако без международного языка идея международной
солидарности, ничего не стоит, и это надо уяснить каждому интернационалисту,
а особенно анархисту.

Что касается анархизма, то Эсперанто должен стать его обязательной
составляющей. Ведь государство невозможно без границ, а границы без
государства. Но границы - это не только линии, проведенные генералами и
президентами на карте во время мирных переговоров, это еще и реальные
барьеры, определяемые разноязычием... А Эсперанто разрушает их: и тем самым
размывает одну из важнейших составляющих фундамента, на котором строится
государство. Так что идея Эсперанто - по сути глубоко анархическая. К
сожалению, похоже, что пока только Анархическая фракция CAT сознает это, и
относительная слабость мирового движения анархистов объясняется
игнорированием проблемы разноязычия и языка Эсперанто, как оптимального
средства ее решения.

Конечно, мало кто из эсперантистов понимает анархический характер
международного языка. Но это и не важно - ведь вся их деятельность,
независимо от мотивов, или движущих, способствует в конечном итоге
осуществлению идеала анархистов. И анархистам не следует пренебрегать
Эсперанто только потому, что кто-то из их знакомых эсперантистов - не тот
человек, а надо сознательно изучать Эсперанто и использовать существующее
Эсперанто-движение, каково бы оно ни было, в своих целях.

Однако вернемся к Конгрессу. Помимо общих рабочих заседаний, на которых
дискутировались проблемы настоящего и будущего CAT, отношения ассоциации к
проблемам современности и рабочего движения, проводились также собрания
фракций. Одной из наиболее активных фракций с самых первых дней
существования CAT является фракция анархистов. Несколько фракционных
собраний было проведено и в Питере, на них обсуждались проблемы издания
анархистской газеты на Эсперанто -"Libericana ligilo" (сейчас она выходит в
Бразилии под редакцией Жильбера Ледона), было обсуждено письмо в защиту
капитана Никитина, томящегося в - Большом доме - за экологическую
деятельность, разосланное потом от имени Конгресса в целом, издание книг. На
Конгрессе продавались две книги, изданные на Эсперанто за последнее время
фракцией - брошюра "Социальная проблема в мире" и классический труд Петра
Кропоткина "Взаимопомощь как фактор эволюции" (кстати, на русском языке эта
книга издавалась последний раз, да и то с сокращениями, в 1921 году...).

Еще одна фракция CAT, в которой принимают активное участие анархисты (хоты и
не все) - фракция безнационалистов. В нее входят сторонники постепенного
уничтожения национальных различий и взаимной ассимиляции всех наций и
этносов на основе превращения Эсперанто в единый всемирный язык, что
позволит человечеству стать, наконец, чем-то единым и жить в мире (для
анархистов эта идея неразделима с идеей всемирной анархии, для
коммунистов-безнационалистов - с идеей коммунизма, для безнациональных
социал-демократов - с идеей мирового правового государства). Идеологию
безнационализма разработал в свое время основатель CAT Эугено Ланти, однако
большинство САТовцев ее пока не разделяют. Координатором фракции стал
московский анархист Николай Гудсков. Второй Конгресс CAT, проходивший на
питерской земле, показал, что несмотря на трудные времена, идея рабочей
солидарности не умерла ни в мире, ни в России, и что Эсперанто - необходимое
средство для ее осуществления, позволяющее действовать в интересах
трудящихся поверх всех государственных, национальных, культурных и языковых
барьеров между ними.

Николай Гудсков

http://novsvet.narod.ru/36esper.htm

 

Нам нужна Человечная Родина для Счастливого Народа!

Международная газета
Поэтизированного Объединения
Разработки Теории
Общенародного Счастья
( П.О.Р.Т.О.С.)

им. офицера группы "Альфа" Геннадия Сергеева

ТЕОРИЯ СЧАСТЬЯ

Эсперантисты  всего  мира - за П.О.Р.Т.О.С.!

Николай Гудсков, представитель SAT (Всемирной Вненациональной
Ассоциации) в России


ПОРТОСовцы изучают международный язык Эсперанто. Не все знают его в
совершенстве, но основная идея этого языка - дать людям разных народов
универсальное средство общения, которое позволяло бы им общаться на равных,
без комплекса неполноценности с одной стороны и комплекса
превосходства - с другой, важна для Теории Счастья. Только такое
равноправное общение достойно Настоящих Людей.

ПОРТОСовцы давно состоят в контакте с российским и международным
Эсперанто-движением, многие из них являются членами различных организаций
эсперантистов. В 2000 г., когда в Москве проводился конгресс Всемирной
Вненациональной Ассоциации - SAT (это внепартийная международная Культурная

организация эсперантистов, ставящая своей целью поставить язык Эсперанто на
службу рабочего класса), члены БКНЛ-ПОРТОС (Братство Кандидатов в Настоящие
Люди Поэтизированного Объединения Разработки Теории Общенародного Счастья)
приняли активное участие в его подготовке и проведении - встречали
иностранных делегатов в аэропорту, предоставили автобусы для проведения
экскурсий по Москве и Подмосковью, выступали перед участниками конгресса с
красочным рассказом о Теории Счастья и своей деятельности. В конгрессе
принимали участие эсперантисты из десятков стран, даже таких далёких, как
Япония и Австралия. Так что очень многие иностранные эсперантисты
познакомились с ними лично, и ещё большее количество - благодаря рассказам о
московском конгрессе в эсперантских изданиях.

Поэтому, когда члены SAT узнали об аресте своих московских знакомых, это
произвело в этой ассоциации настоящий шок. Новости теперь разносятся по миру
быстро, благодаря Интернету, был бы общий язык. А у эсперантистов он есть.

Естественно, никто не мог поверить, что чудовищные обвинения, им
предъявляемые - правда. Предполагали разные причины, но, в основном,
сходились на том, что принципы, на которых строилась жизнь организации,
стали очень раздражать кого-то в правящих кругах - очень уж они не
соответствуют господствующим сейчас в стране праволиберальным идеям. Когда
вся официальная пропаганда стремится внушить, что "человек человеку - волк",
и это хорошо, принципы взаимопомощи, коллективизма, альтруизма вызывают
злобную ответную реакцию. SAT развернула целую кампанию в поддержку
арестованных
ПОРТОСовцев, двое из которых - Давыдов и Дергузова - были, к тому же, её
членами. На конгрессе SAT в 2001 г., который состоялся в венгерском городке
Надьканижа, целое рабочее заседание было посвящено вопросу, как можно помочь
арестованным. Было решено послать письмо от имени конгресса в Генпрокуратуру
РФ с просьбой немедленно разобраться с этим делом и освободить арестованных.
Текст письма был принят конгрессом и передан через российского посла в
Венгрии. Кроме того, членам SAT было предложено посылать в Генпрокуратуру,
Уполномоченному по правам человека, в Администрацию Президента РФ
индивидуальные письма в поддержку арестованных. Были посланы многие десятки
таких писем, и некоторые даже дошли до адресатов.

Кроме SAT, целую кампанию в поддержку П.О.Р.Т.О.С.а развернул в США ныне
живущий там эсперантист из Томска Владимир Минин. Благодаря его усилиям было
послано много подобных писем от американских эсперантистов.

SAT - одна из крупнейших и влиятельнейших эсперантистских организаций, в ней
состоят эсперантисты из разных рабочих партий и движений (социалисты,
зелёные, социал-демократы и др.), и её поддержка стоит многого!

Как бы ни закончился суд, международное рабочее Эсперанто-движение будет
продолжать оказывать всю возможную поддержку своим товарищам,
разрабатывающим Теорию Счастья.

http://t-de-f.narod.ru/esperantisti.htm

 

Две традиции, два лозунга

Тажуризина З.А.

...Подходила я несколько лет назад к деятелям общества ПОРТОС, - Алексею из
Калуги и, как он отрекомендовался, Юрке из Харькова. Ходили слухи, что это
детище Горбачева и Кравчука, предназначенное для внедрения в различные
коммунистические организации и поворота молодежи лицом к "новому порядку".

Те, кто бывал на демонстрациях, помнят,  наверное, странные трехцветные
знамена на длинных древках с надписями на эсперанто.

Спрашиваю: "Что означают здесь черный, красный и зеленый цвета?"
Отвечают: "Черный и красный - это коммунизм и антикоммунизм, мы сочетаем и
то, и другое".
- "А как это?"
- "А так".

Кстати, во время каких-то выборов  ТВ показало Алексея - в подземном
переходе в окружении горбачевских портретов он призывал голосовать за
бывшего президента Союза. Так что идея соединения коммунизма и
антикоммунизма, как говорится, на плаву, хорошо бы только понять, каковы
подлинные цели ее проповедников.

http://atheism.websib.ru/articles/tazhurisina01.htm

 

Динозавры российской многопартийности.
Транснациональная радикальная партия

Радикальная партия была создана в Италии в 50-е гг. В 1986 г. она объявила
себя "транснациональной" и "транспартийной", предприняв попытку расширить
сферу своей деятельности на все европейские страны. Объявив своей главной
целью отстаивание прав человека как наивысшей ценности, ТРП довела принцип
либерализма до крайнего предела, - вплоть до защиты права на употребление
наркотиков, на отказ от несения воинской службы и т.п. В 90-х гг. ТРП был
присвоен статус неправительственной организации первой категории при ООН. В
отличие от других международных организаций, ТРП не имеет национальных
секций или отделений и представляет собой организацию с единым членством и
единым руководством. Причем руководители партии избираются на конгрессе, в
котором, по замыслу, должны принимать участие все члены ТРП. Членство в ТРП
открыто для всех и должно подтверждаться каждый год. ТРП как организация не
участвует в выборах в представительные органы власти. В числе основных
требований ТРП - создание Международного уголовного суда, расследующего
"военные преступления и преступления против человечества" во всех уголках
земного шара; признание независимости Тибета и освобождение его от китайской
оккупации, установление в Китае демократической системы; отмена во всем мире
к 2000 г. смертной казни; освобождение животных из зоопарков; легализация
"легких" наркотиков и проституции; "учреждение дополнительного нейтрального
языка международного общения" (в качестве такового предлагается эсперанто) и
пр. Партия придерживается последовательных антимилитаристских позиций, а
основным методом достижения своих целей считает "политическое ненасилие в
духе Ганди".

http://www.polit.ru/

 

Радикалы.ру
САЙТ РОССИЙСКИХ РАДИКАЛОВ


РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ ЯЗЫКЕ

03/11/2002

представлена Марко Каппато (Marco Cappato)

Сегодня вопрос о языке более чем когда-либо является жизненным вопросом
политики. Тем более для тех, кто стремится создать транснациональную партию,
ставящую своей целью преодолеть национальную ограниченность и тем самым
прорваться за пределы национальных языков, культур, религий, ценностей и
традиций.

Необходимо напомнить, что Радикальная партия уже давно ведет борьбу за
признание эсперанто в качестве международного языка.

Исполнительным органам партии рекомендуется ускорить и ввести в практику
распространение документов, а также проведение в партии дебатов на эсперанто
по вопросам партии и эсперанто как международного языка.

http://www.radikaly.ru/news/?text=1603

 

Жан-Жак Гандини

АНАРХИЗМ В КИТАЕ

...Наиболее известна парижская группа. Сформировавшаяся в 1906 г. вокруг Ли
Шицзэна (Ли Юина), У Чжихуэя и Чжан Цзинцзяна, она стала издавать в
следующем году газету "Новый век" (Le Nouveau Siecle, с подзаголовком La
Tempoj Novaj на языке эсперанто, весьма популярном в анархистской среде в
качестве средства международного общения). В центре издания были переводы
произведений трех ключевых фигур тогдашнего анархизма - Петра Кропоткина,
Эррико Малатесты и Элизе Реклю. Члены группы отвергали государство и идею
конкуренции. Они заявляли, что взаимопомощь является фактором развития
человечества, и выступали за социальную революцию, которая станет возможной
только благодаря распространению образования. Образование, с их точки
зрения, играло основополагающую роль, поскольку привлечение масс на сторону
революции позволило бы сделать ее мирной и шаг за шагом достичь целей
анархизма. Вот почему они сосредоточили атаки на конфуцианстве и семье -
опорных столпах авторитета в китайском обществе: "Сегодняшнее общество
является классовым. Оно похоже на высокую башню. В ее основе лежит брак, ее
этажи образуют собственность, семья, национальные и расовые границы, ее
совокупность - государство" (J. J. Gandini. Aux sources de la r (volution
chinoise: les anarchistes. Lyon, 1986).

http://fak2000.chat.ru/chinahist.htm

 

Обсудить материалы этого выпуска на новом форуме
ЭСПЕРАНТО В РОССИИ

 

konkordo@itl.lv



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное