Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Customs-news

  Все выпуски  

Customs-news


Информационный Канал Subscribe.Ru

Интернет - проект "BSM-pravo"

 

 

Customs-news
 
В рассылке «Customs-news» размещаются новости таможенного законодательства Российской Федерации и зарубежных стран, консультации по вопросам в сфере таможенного дела, статьи ведущих юристов по проблемам применения положений законодательства.
У Вас возникли вопросы?

 

В настоящей рассылке Вашему вниманию предлагаются следующие материалы

н
о
в
о
с
т
и
новости >> консультации >> практика >> новости >> консультации >> практика >>
 
Импорт иномарок вырастет в два раза

Рост доходов и либеральная кредитная политика привели к взрывному росту импорта автомобилей
На прошлой неделе директор Департамента прогнозирования и стратегического планирования Минпромэнерго России Павел Кузнецов опроверг появившиеся во множестве СМИ слухи о грядущем повышении пошлин до "заградительного" уровня на иномарки старше 5 лет. В частности, он заявил, что тактика повышения ввозных ставок является неэффективным инструментом защиты внутреннего рынка. Надо отметить, что пока все повышения пошлин на иномарки привели лишь к увеличению отпускных цен на чисто российские автомобили, при этом качество изготовления зачастую остается на прежнем, относительно невысоком уровне.
Напомним, что сегодня заградительными пошлинами обложены ввозимые на территорию России автомобили старше 7 лет. Для них пошлины по сравнению с теми, которые существовали до 2002 года, повышены в 2 - 4 раза. Так, при покупке автомобиля с наиболее распространенным сегодня на рынке объемом двигателя от 1, 8 до 3 литров необходимо оплатить таможенный сбор в 2, 2 евро за 1 кубический сантиметр объема двигателя. Столь же любимые россиянами большие внедорожники, которые, как правило, обладают еще большими объемами двигателя, уже потребуют при растаможке платы в 3, 2 евро за 1 куб. см.
Тем не менее такое повышение пошлин не привело к тому, что россияне стройными рядами стали двигаться в сторону дилеров российских автозаводов. Более того, постепенно ситуация выправляется на уровень "до повышения": по оценкам аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, за первое полугодие 2005 года в Россию было ввезено подержанных машин на общую сумму 1, 5 миллиарда долларов. По итогам года общий показатель может достигнуть цифры 4 миллиарда долларов, то есть выйти на тот уровень, с которого все и начиналось. Хотя вполне возможно, что этот год - последний, отмеченный такими темпами роста. Большинство экспертов автомобильного рынка придерживаются мнения, что он близок к насыщению и большинству автомобильных дилеров придется менять правила игры, привлекая клиентов широтой модельного ряда и различными бонусными программами.
Тем не менее данные Федеральной таможенной службы говорят, что за 10 месяцев 2005 года на территорию России было ввезено 572 100 иномарок, что на 46, 2 процента больше, чем за тот же период прошлого года.
Перспективы у иностранных автомобилей в России вполне радужные. Рынок растет довольно быстрыми темпами (около 10 процентов в год), кроме того, зарубежные аудиторы предполагают, что как минимум до 2014 года количество новых автомобилей ежегодно будет увеличиваться на 6 процентов. Совсем радужные цифры для иностранных производителей относятся к импорту и отверточкой сборке: по мнению аналитиков, к означенной дате импорт вырастет в 2 раза, а количество автомобилей иностранных марок, произведенных в России, в 8 раз по сравнению с цифрами 2004 года. Отметим, что если сейчас практически каждый второй купленный в нашей стране автомобиль является иномаркой, то через 10 лет уже необходимо будет употреблять словосочетание "практически каждый" - места для исконно российских автомобилей уже практически не останется, а вводить новые мощности под устаревшие модели абсолютному большинству заводов не под силу. Хотя, несомненно, интеграция российской автомобильной промышленности в мировой автопром необходима, без этого не выжить не только самой отрасли, но и огромному количеству мелких смежников, которые при развале заводов просто окажутся на улице.
Тем не менее большинство автомобилей российского, а уж тем более импортного, производства стоят довольно больших средств, и их наличие на рынке совсем не будет означать того, что все планируемое изобилие будет сметаться "с прилавков" , как горячие пирожки. Поэтому в последнее время стали набирать популярность самые разные кредитные программы, ориентированные на покупку автомобиля, как конкретной марки и модели (в случае заключения автомобильным дилером договора с определенным банком), так и программы обычного автокредитования, при использовании которых заемщик сам выбирал желаемую покупку. В любом случае роднит все эти автокредиты одно - до того момента, пока заемщик не отдаст последний взятый в долг у банка рубль, паспорт транспортного средства на автомобиль остается в залоге.
Еще одна общая тенденция - снижение суммы первого взноса и увеличение срока, на который берется кредит. Надо отметить, что в большинстве своем автомобильные салоны сегодня требуют как минимум 20 процентов предоплаты за автомобиль, но есть уже первые шаги в сторону снижения взноса до 10 процентов и увеличения срока погашения задолженности до 5 лет.
Не очень популярной сегодня является система trade in, при которой часть стоимости погашается за счет продажи банку старого автомобиля. Непопулярна в первую очередь из-за предлагаемой цены, которая зачастую сильно ниже среднерыночной. Выгоду здесь видят только те, кого разница в сумме не очень волнует, и при этом хочется продать машину побыстрее.
Единственное, о чем стоит задуматься человеку, решившему взять понравившуюся новую машину в кредит, это о размере дополнительных трат.
Во-первых, уже при оформлении документов комиссия за открытие счета, организационный сбор и тому подобную бумажную волокиту может составить от 200 до 400 долларов. Во-вторых, при автокредитовании большинство банков включает пункт о ежемесячном обслуживании счета клиента - смело можете вычитать, приплюсовывать от 0, 1 до 0, 35 процента в месяц от остатка по кредиту. Наконец, мало кто задумывается, что, помимо оплаты страховок ОСАГО и каско (угон - ущерб) за текущий год, по последней надо готовить немалую сумму на следующий. Немалую, потому что в банке стоимость автострахования-каско при выдаче кредита обычно составляет около 10 процентов стоимости автомобиля, а не 5 - 6, как при обычном посещении страховой компании.
Тем не менее поток желающих взять в долг, чтобы красоваться на новом иностранном автомобиле, не иссякает. Побочным эффектом этого является тот факт, что для многих желание обладать всем и сразу превращается уже в своеобразную болезнь, привычку жить в кредит. Однако это уже тема для другой статьи.
По мнению аналитиков, к 2014 году импорт вырастет в 2 раза, а количество автомобилей иностранных марок, произведенных в России, - в 8 раз по сравнению с показателями 2004 года.
«Российская бизнес-газета» 20.12.2005.

На Дальний Восток стали чаще ввозить телефонную контрабанду

В последнее время участились случаи незаконного ввоза мелких партий телефонов из Китая. Причем этим грешат не только китайские граждане, но и россияне. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили 21 декабря в пресс-службе.
15 декабря Гродековские таможенники столкнулись с очередной попыткой контрабандного ввоза сотовых телефонов. При таможенном оформлении и контроле туристов, прибывших из Китая в Россию через железнодорожный пункт пропуска "Пограничный", у жителя г. Комсомольск-на-Амуре были обнаружены 18 сотовых телефонов марки Siemens, LG, Panasonic.
"Мужчина подготовился к поездке основательно, для провоза телефонов был изготовлен специальный пояс с кармашками, куда и были спрятаны китайские трубки. Однако с ними пришлось расстаться. Так как россиянин нарушил таможенные правила, согласно которым, без декларации можно ввезти не более 2 телефонов. Большее количество телефонов расценивается как коммерческая партия, которая должна соответственно оформляться и оплачиваться. Всплеск ввоза телефонов из Китая "туристами" можно объяснить подорожанием трубок на внутреннем рынке. Это связано с тем, что таможенные органы по всей стране ведут активную борьбу с недостоверным декларированием товаров. Начали с бытовой техники и мобильных телефонов. Получив ценовую информацию на товары от производителей, таможенникам стало проще определять их стоимость. Теперь импортеры вынуждены декларировать их по реальным ценам и платить большую пошлину за их ввоз. Так, средняя декларируемая стоимость мобильных телефонов в ноябре по сравнению с июлем 2005 года увеличилась в 5,7 раза (с 24 до 138 долларов за штуку), а таможенные платежи выросли в 16,8 раза (с 5,8 млн. до 97,3 млн. долларов). Отсюда и некоторое подорожание сотовых телефонов в продаже", - прокомментировали в пресс-центре.
По факту недекларирования таможенники начали административное расследование. Телефоны изъяты и помещены на склад. После проведения экспертизы и установления их цены будет определена и величина штрафа, возможно, до 300% от стоимости задержанного.
«Regnum» 21.12.05

Дмитрию Конову грозит до 8 лет лишения свободы

Таможенник продавал сведения из конфиденциальной базы данных
Борьба властей с воровством закрытых баз данных постепенно начинает приносить свои плоды. Во вторник в суд было передано дело инспектора таможни Дмитрия Конова, который обвиняется в копировании и продаже информации из базы данных грузовых таможенных деклараций. По версии прокуратуры, Конов скопировал и за 4, 5 тысячи рублей продал своему знакомому Константину Рябчикову информацию о внешнеэкономической деятельности около ста фирм. Как собирался использовать информацию последний, неизвестно: на допросах оба наотрез отказались что-либо говорить по этому поводу. Теперь обоим грозит до восьми лет лишения свободы.
Дело о продаже данных из базы Федеральной таможенной службы (ФТС), по признанию следователей, оказалось достаточно специфичным и сложным.
- Зимой 2005 года сотрудникам управления собственной безопасности Федеральной таможенной службы поступила информация о том, что участился доступ к компьютерам, в которых находится центральная база данных грузовых таможенных деклараций, - рассказал "Известиям" прокурор Московско-Курской транспортной прокуратуры Андрей Шелковский. - Все обращения к этой базе обязательно фиксируются отделом Главного управления федеральных таможенных доходов, который в основном с ней и работает. У каждого сотрудника, имеющего доступ к базе, есть свой логин и пароль. Любое обращение автоматически фиксируется. Сотрудники управления собственной безопасности отслеживали всех сотрудников, которые часто пользовались данными из базы. Под подозрение попал старший инспектор этого управления. Показалось странным, что его обращения к базе проходят значительно чаще, нежели требуется его служебными задачами. За ним была установлена слежка. Было установлено, что он действительно копирует конфиденциальную информацию на дискету, а затем продает ее. На дискеты таможенник заносил информацию о том, какие фирмы, какой груз, по какой справке растамаживают, сколько раз и какого рода продукция ввозилась фирмами в Россию. Эта информация является коммерческой тайной и не может использоваться третьими лицами.
Сыщики добились разрешения на прослушивание телефонных переговоров подозреваемого, которым оказался инспектор Главного управления федеральных таможенных доходов ФТС Дмитрий Конов. Следили полгода - с зимы до лета. Когда в одном из разговоров Конов сообщил своему знакомому Константину Рябчикову, что загрузил дискеты и готов с ним встретиться, обоих решили брать.
Встречу таможенник назначил на 1 июля. Оперативники, вооружившись видеокамерой, фотоаппаратами и прослушивающими устройствами, фиксировали все подробности встречи. В момент, когда деньги и дискеты переходили из рук в руки, опергруппа задержала обоих. Как выяснилось, всего таможенник пытался продать три дискеты, за что получил 4, 5 тысячи рублей. Дискета оценивалась им в 1, 5 тыс. рублей.
- Это дело расследовалось около пяти месяцев, - рассказал Андрей Шелковский, - мы провели целый рад экспертиз. Специалисты проверяли, что же это за информация, что она содержит, необходимо было устанавливать степень ее конфиденциальности. Сами обвиняемые в ходе всего следствия молчали, ссылаясь на статью 51 Конституции России. Но доказательств хватило и без их показаний. Инспектору вменяется статья 290, часть 2 ("Получение взятки за незаконные действия"), а гражданскому лицу статья 291, часть 2 ("Дача взятки за незаконные действия"). Подсудимые могут получить до восьми лет лишения свободы.
По всей видимости, это далеко не последний случай кражи из базы данных таможенной службы. Как рассказали "Известиям" в пресс-службе ФТС, 17 ноября при получении взятки была задержана старший таможенный инспектор отдела контроля таможенной стоимости Шереметьевской таможни. Как и Конов, она за деньги предоставляла сведения ограниченного пользования из базы данных Шереметьевской таможни.
«Известия» 21.12.2005

Контрабандные машины продавались по украденным документам

В колонии общего режима придется провести два года бывшей сотруднице Московской Северной таможни, по вине которой десятки незаконно ввезенных в Россию иномарок были проданы по поддельным документам. Ее начальнику, также замешанному в этом деле, удалось избежать уголовной ответственности, а сбытчик машин отделался условным наказанием.
Как сообщал в свое время “МК”, 70 паспортов технических средств исчезли из кассы отделения бухучета Московской Северной таможни еще летом 2002 года. Обстоятельства похищения так и остались загадкой. Но, обнаружив пропажу, старший таможенный инспектор отделения 35-летняя Галина Умникова не стала сообщать о случившемся начальству. За время своей карьеры она неоднократно получала поощрения за хорошую работу и не хотела портить себе имидж. Дама решила скрыть факт хищения и поэтому изменила записи в ведомостях. Потом женщина составила несколько актов о порче бланков ПТС, их списании и уничтожении. Таким образом, как ей казалось, она завуалировала факт исчезновения документов.
На самом же деле паспорта техсредств вскоре угодили в руки мошенников. Проставив на них нужные реквизиты и отметки, жулики зарегистрировали в ГИБДД дорогие иномарки. В результате ущерб, причиненный государству, составил почти 34 миллиона рублей.
Головинский суд не принял во внимание то, что Умникова после развода с мужем одна воспитывала несовершеннолетнюю дочь. Женщине придется отбыть срок в колонии общего режима. Кроме того, на три года ее лишили права занимать должности, связанные с материальной ответственностью. А бывшему руководителю Умниковой — Владимиру Адувалину, который подписал в свое время те самые акты списания ПТС, повезло. За истечением срока давности ему удалось избежать уголовной ответственности.
Кстати, следователям удалось по номерам похищенных в 2002 году ПТС установить большинство владельцев тех самых иномарок, что были ввезены в страну контрабандой. За три года машины успели поменять от двух до шести владельцев. Тем не менее большинство цепочек привели к 36-летнему москвичу Георгию Артемову. Именно он с 17 июля 2002 года по 10 апреля 2003 года зарегистрировал по поддельным ПТС не менее 15 иномарок. В отношении него было возбуждено уголовное дело. Преображенский районный суд назначил Артемову условное наказание с испытательным сроком 2 года.
«Московский Комсомолец» 21.12.2005

Сегодня состоялось заседание коллегии Таможенного комитета Союзного государства

20 января в ФТС России состоялось заседание коллегии Таможенного комитета Союзного государства. В нем приняли участие руководители таможенных служб России и Белоруссии Александр Жерихов и Александр Шпилевский, члены коллегии, специалисты и эксперты ФТС России и ГТК Белоруссии. В качестве приглашенных присутствовали Генеральный секретарь Союзного государства Павел Бородин, начальник Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела МЭРТ Алексей Каульбарс, заместитель начальник Департамента экономики Постоянного комитета Союзного государства.
В повестке дня коллегии стояли вопросы: о состоянии разработки нового Таможенного кодекса Республики Беларусь; о ходе работы над проектом Соглашения о транзите товаров, перемещаемых между белорусскими и российскими таможенными органами в Союзном государстве; о ходе реализации «Программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории республики Беларусь на период 2002-2004 годы); об упрощении таможенных формальностей при перевозках товаров железнодорожным транспортом; о контроле за обратным вывозом в Республику Беларусь товаров ранее ввезенных белорусскими субъектами хозяйствования в Россию; о возможности использования автоматизированной системы «Калининградский транзит» белорусскими таможенными органами. Заместитель руководителя ФТС России Леонид Лозбенко выступил с информационным сообщением о Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 г. и на последующие годы, одобренной недавно правительством Российской Федерации.
Как сообщили в пресс-службе ФТЧ, генеральный секретарь СГ П. Бородин дал высокую оценку работе, проводимой таможенными службами двух стран, сказав, что «проделана огромнейшая работа, сложная, тяжелая, чтобы гражданам наших стран было удобно». Он вручил руководителю ФТС России благодарность Постоянного комитета Союзного государства.
«Таможня.ру» 20.12.2005.

Милиция нашла нелегальную оргтехнику на 7 миллионов долларов

Сотрудники управления "К" МВД России провели в Москве очередную крупномасштабную операцию по пресечению контрабандных поставок в страну оргтехники. На этот раз оперативники изъяли компьютеры и комплектующие к ним на общую сумму около 7 млн. долларов.
В 2003 году прокуратура Центрального административного округа Москвы возбудила уголовное дело по статьям 188 ("Контрабанда") и 146 ("Нарушение авторских и смежных прав") УК РФ. Поводом стали результаты оперативных мероприятий, проведенных киберполицейскими (так еще называют сотрудников управления "К"): тогда были обнаружены небольшие подпольные производства по сборке компьютеров. В ходе расследования было установлено, что детали для изготовления процессоров, мониторов и различных аксессуаров поступают контрабандой из-за рубежа. Через границу они перевозились тем же способом, что и нелегальные сотовые телефоны: на таможне либо указывалось явно заниженное число комплектующих, либо детали оформлялись как более дешевые изделия. Соответственно платились гораздо меньшие таможенные пошлины. Кстати, во время нашумевшей операции по изъятию сотовых телефонов в августе этого года ("Газета" о ней не раз рассказывала) сотрудники управления "К" отмечали, что в контейнерах с "трубками" они обнаружили и немало комплектующих к компьютерам.
В ходе расследования сыщики раскрыли схему производства и реализации контрабандной продукции. Несколько вполне легальных компаний получали из-за рубежа детали. В специально отведенных для этого помещениях (обычно в подвалах или на складах) организовывали мини-цеха, в которых собиралась готовая продукция. На нее ставили логотипы известных зарубежных фирм. Для реализации компьютеров компании поочередно создавали подставные дилерские фирмы, которые существовали всего лишь несколько месяцев. Через них оформлялись все торговые операции, документация же легальных компаний оставалась безупречной. Спустя некоторое время деньги со счетов липовой фирмы снимались, сама она ликвидировалась, и создавалась новая дилерская структура.
Около недели назад были установлены адреса четырех складов, на которых хранились "левые" компьютеры. Сотрудники управления «К» при поддержке бойцов милицейского спецназа провели в них обыски. В одном из помещений (оно расположено в здании бывшего кинотеатра на Можайском шоссе) оперативники столкнулись со сложнейшей системой блокировки бронированных дверей. За ними и хранились готовая продукция и комплектующие – процессоры, мониторы, «мышки», а также карты памяти, жесткие диски и нелицензионное программное обеспечение. Здесь же были обнаружены печати очередной подставной фирмы-дилера, а также журнал поставок товаров. В нем было указано около десятка городов России (Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Омск и другие), а также даты и объемы отправляемой продукции. О масштабах поставок можно судить по тому, что толстый журнал был исписан от корки до корки. Присутствовавшие сотрудники склада в один голос утверждали, что не имеют к компьютерам, печатям и журналу никакого отношения. Так же вели себя работники и трех других хранилищ. На одном из них, кстати, была обустроена комната для проживания гастарбайтеров, которые и собирали компьютеры.
По факту обнаружения нелегальных товаров прокуратура Западного округа Москвы возбудила еще одно уголовное дело. Сейчас устанавливается, кто зарегистрировал фирму-однодневку, реквизиты которой были изъяты в ходе операции. После этого станет ясно, какие конкретно фирмы стоят за подпольным производством.
«Газета» 21.12.05

Грузовики нон грата

Юрий Лужков предложил запретить ввоз в Россию и Белоруссию подержанных грузовиков из Европы.
После переговоров с премьер-министром Белоруссии Сергеем Сидорским мэр Москвы Юрий Лужков заявил журналистам, что оба государства обладают достаточными ресурсами и возможностями, чтобы производить грузовики хорошего качества и полностью удовлетворить спрос на них на территории союзных стран. «Сейчас к нам из Европы поставляют много машин, прослуживших в эксплуатации пять-семь лет. Это машины не просто «секонд-хэнд», а техника утильного плана», – сказал он.
По мнению столичного мэра, отечественные грузовики не уступят в качестве и выиграют в цене по сравнению с западной продукцией, сообщает РИА «Новости».
Проигрываем в качестве
Однако вряд ли Юрий Лужков не отдает себе отчета в том, что на сегодняшний день российские или белорусские грузовики не могут конкурировать даже с подержанными европейскими автомобилями. Пример КамАЗа, выигрывающего всевозможные ралли, лучше оставить для любителей спорта. Любой российский бизнесмен, чье дело связано с грузоперевозками, между новеньким МАЗом и стареньким Dafом выберет второй.
Причин этому много. Ресурс наработки до капитального ремонта у грузовиков производства России и Белоруссии в три раза ниже, чем у импортных аналогов, расход топлива выше, суммарные затраты на ТО и ремонт в среднем в 5,8 раз превышают аналогичные затраты на импортную технику, при этом сервисные центры для таких машин отсутствуют в странах Западной Европы.
Такие условия приводят к тому, что количество транспортных средств, используемых на международных перевозках, на тысячу жителей в России составляет 1,15 единиц, в Белоруссии – также 1,15, в то время как в Эстонии этот показатель равен 3,07, в Латвии – 2,7, в Литве – 2,50. Эти цифры говорят о большом потенциале развития международных грузовых перевозок в России и Белоруссии, сообщает пресс-служба Министерства транспорта РФ.
В то же время не лишним будет вспомнить, что в Европе действует экологический стандарт Евро-III, а планы по вводу этих норм на отечественные автомобили таковы: Евро-II – c 1 января 2006 года, Евро-III – c 1 января 2008 года и Евро-IV – c 1 января 2010 года, сообщает РИА «Новости». То есть на наших грузовиках в Европе ездить вообще нельзя.
Запреты не помогут
О выборе российских потребителей красноречиво говорят и цифры. Например, по данным Минэкономразвития, в 2002 году в Россию было ввезено 62 400 грузовиков, из них около половины – старше семи лет. А за 2004 год было ввезено уже 75 тыс. подержанных грузовиков из Европы. Причем «серый» ввоз, который может быть не меньше «белого», здесь не учитывается. По итогам истекающего года и эти цифры значительно вырастут, поскольку темпы прироста импорта заметно выше показателей роста производства и продаж отечественных автомобилей. Самыми популярными моделями являются грузовики Daf, Mercedes, Iveco, тягачи Volvo, Scania.
В таких условиях власти пытаются защитить отечественную автопромышленность законодательными средствами. Правительство уже дважды временно, сроком на девять месяцев, вводило запретительные пошлины на иномарки-грузовики старше семи лет. На данный момент дела обстоят следующим образом: импортные пошлины на тягачи и грузовики с грузоподъемностью свыше 20 тонн старше 7 лет составляют 2,2 евро за 1 куб. см. объема двигателя. На остальные виды грузовых автомобилей иностранного производства старше 7 лет пошлина равна 1 евро за 1 куб. см.
Кроме того, уже рассматривалась возможность распространения запретительной пошлины на грузовики старше пяти лет. В частности, на этом настаивал КамАЗ, поскольку компания хотела уравнять условия с Белоруссией, где запретительная пошлина действует на грузовики, начиная с пяти лет. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко весной недвусмысленно заявлял, что в этом направлении будут предприняты определенные действия. И в программе развития автомобильной промышленности на 2005-2008 годы таможенно-тарифные меры имеют большой вес. Можно считать заявление Лужкова логичным продолжением этой таможенной политики.
Однако защита отечественных производителей приведет к повышению тарифных ставок, что, в свою очередь, может плохо сказаться на российских перевозчиках. Министр транспорта РФ Игорь Левитин считает, что создание конкурентоспособной техники «должно быть не только заботой производителей и бременем перевозчиков». По мнению министра, в этом вопросе производителям должно помогать государство. Игорь Левитин уверен, что до момента появления на рынке отечественного транспортного средства, отвечающего всем современным требованиям, перевозчики должны иметь возможность закупать зарубежную технику для осуществления международных перевозок без заградительных пошлин, сообщает пресс-служба Министерства транспорта РФ.
«Взгляд» 21.12.05

Мандарин под арестом

Грузия может вернуться в Абхазию и Южную Осетию без войны
Россия на днях ввела запрет на импорт всей сельскохозяйственной продукции из Грузии. По информации Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору России, введение запрета обусловлено массовыми фальсификациями сертификатов и отсутствием фитосанитарных проверок с грузинской стороны.
Запрет тяжело отразится на экономике Грузии. Дело в том, что львиная доля грузинского экспорта в настоящее время приходится на сельскохозяйственные продукты: цитрусы, фрукты, вино, чай, виноград. Крупнейшие государственные промышленные предприятия простаивают, большинство из них еще подлежат приватизации.
Сельскохозяйственная продукция из Грузии экспортируется не только в Россию, но и в другие соседние страны, в частности, Армению, Азербайджан, Турцию. Но в процентном отношении – больше всего в Россию.
В министерстве сельского хозяйства Грузии официальное уведомление из России о запрете на импорт всей растениеводческой продукции пока не получали. Но это, по-видимому, лишь дело времени.
Как сообщил "Газете" руководитель службы охраны растений министерства сельского хозяйства Грузии Отар Схвитаридзе, "возможность проверки сельскохозяйственной продукции, идущей в Россию, в настоящее время есть только на участке российско-грузинской границы в районе Казбеги; все претензии Москвы должны быть обращены в адрес товаров, поставляемых через неконтролируемые территории".
Грузинский пограничный пост, таможенная служба, ветеринарная и фитосанитарная службы функционируют только на участке российско-грузинской границы Верхний Ларс - Казбеги. Что же касается абхазского и южноосетинского участков границы, то в настоящее время юрисдикция официального Тбилиси на них не распространяется, и, соответственно, контроль за качеством сельскохозяйственной продукции на данных участках грузинской стороной не осуществляется.
Председатель департамента ветеринарии министерства сельского хозяйства Джамбул Маглакелидзе, в свою очередь, сказал "Газете", что соответствующие службы России ранее несколько раз запрещали импорт товаров грузинского животноводства. Запреты в основном, по его словам, были необъективные, так как "продукция из Грузии не угрожала эпидемиологической безопасности России".
Глава таможенного департамента Грузии Зураб Антелидзе сказал "Газете", что в настоящее время транспортировка на Военно-Грузинской дороге экспорта приостановлена главным образом из-за снегопадов. Он также подтвердил, что пока никакой информации о запрете с российской стороны получено не было.
По трассе, ведущей в Россию через высокогорный Казбегский район, движение автотранспорта действительно ограничено в течение нескольких последних недель. Запрещено движение грузовых трейлеров, автотранспортных средств с прицепами и полуприцепами, а также автобусов, в которых насчитывается более 30 посадочных мест. Это ограничение введено в связи с сильными снегопадами и опасностью схода снежных лавин.
В то же время "Газете" известно, что в предновогодние дни увеличились поставки из Абхазии в Россию цитрусовых, в основном мандаринов. В это время года вывоз из Абхазии мандаринов является весьма прибыльным делом. К примеру, на тбилисских рынках мандарины сегодня стоят примерно 50 тетри (около 20 центов США, то есть 5-6 рублей) за килограмм. Но если поторговаться, то можно купить и дешевле. В России же розничные цены на эти цитрусы несравненно выше - от 40 рублей.
В свою очередь, министр экономики Ираклий Чоговадзе поставил на конференции Всемирной торговой организации в Гонконге условия, при которых грузинская сторона будет голосовать за вступление России в ВТО. Как сообщили "Газете" в министерстве экономики, речь идет о допуске грузинских государственных структур на абхазский и южноосетинский участки границы.
Россия пока не завершила переговоры о вступлении в ВТО и в настоящее время ведет консультации с семью странами: США, Канадой, Австралией, Швейцарией, Уругваем, Коста-Рикой и Колумбией. Поэтому пока у Грузии есть теоретический шанс взять под госконтроль проблемные участки границ с Россией без войны против сепаратистских режимов Цхинвали и Сухуми.
«Газета» 21.12.2005

А. Жерихов: конфискованные телефоны исчезли "в какую-то черную дыру"

Арестованные летом на таможне огромные партии "серых" мобильников продают почти в открытую и по тем же ценам, что и легальные трубки
Василий, опытный посредник в разных торговых операциях, уже второй час сидит в Интернете - изучает цены на мобильники, хотя новый телефон ему совсем не нужен. "Nokia 7270 - $302... мне отдают за $200..." - негромко подсчитывает он и аж присвистывает: "Это же прибыль сотня с трубы, а с моей партии - $20 000!" У Васиного знакомого - свой человек на таможне. Он и предлагает срочно сбыть мобильники - из тех самых, что были тоннами конфискованы на таможне в августе.
Тогда правоохранительные органы за считанные дни парализовали гигантский рынок: сначала задержали примерно 80 000 нелегально ввезенных мобильников в Шереметьево, потом провели рейды по складам дистрибуторов. В общей сложности, по оценке Mobile Research Group, арестовали 400-420 000 телефонов почти на $100 млн, в оптовых ценах. В рознице мобильники сразу подорожали в среднем на треть, потому что импорт остановился - работать по-честному оказалось сложно, дорого и уж очень непривычно, а возить по старинке, нелегально, наши бизнесмены уже не осмеливались. Прошло пять месяцев. На рынок вернулись и серые схемы, и конфискованные мобильники, которые втихую распродали таможенники и чиновники. И только взлетевшие цены остались на прежней высоте.
Васины поиски в Интернете - просто для ориентира: он работает за фиксированный процент. В данном случае ищет клиента-оптовика на минимальный заказ - это 200 мобильников, любой из которых, вне зависимости от модели, для Васи стоит $200. При этом вроде как необязательно покупать все телефоны подряд, а можно выбирать - например, дорогие. Васе, в принципе, все равно: он любой из них продаст за $220, получив $4000 прибыли с партии. Просто легче найти покупателя на модели, которые на прилавке лежат по $450, а не по $250.
Посредники не медлят - первый появляется уже на следующий день. Хочет брать по 200 штук каждую неделю. Просит несколько моделей - посмотреть. Вася звонит знакомому, у которого свой человек на таможне. Переговоры заканчиваются неожиданно. "Он [таможенник] говорит, очень похоже на контрольную закупку, - сообщает Васе посредник. - Ты в этих людях уверен ?"
Вася уверен: покупатели - двое индусов с Савеловского рынка, хозяева маленького магазина. Таких вряд ли будут использовать для контрольной закупки. Но тем временем вырисовывается куда более серьезный покупатель - Константин, бывший милиционер, а ныне крупный бизнесмен, "сидит на конфискате" несколько лет. Речь идет уже о 1000 трубок.
Константин просит список всех моделей, остается доволен. И вот деньги со счета наконец сняты, а покупатель готов ехать за товаром. Но знакомому, у которого есть человек на таможне, вовсе не нужно, чтобы машина приезжала за грузом к таможенным складам - это около площади трех вокзалов. Вася срочно ищет промежуточное место хранения. Это будет квартира в Орликовом переулке, совсем рядом.
Ну все, теперь осталась ерунда - подъехать к складу, забрать товар. Но тут упирается человек с таможни. Мол, утром деньги - вечером телефоны. И не иначе. А покупатель-оптовик, разумеется, не готов ссужать пачки долларов под обещания какого-то Васи. В общем, сделка под угрозой.
Дальше - хуже. На следующий день неожиданно закрывают склады. Васин знакомый объясняет, что, мол, внутри таможни засуетились, кого-то даже отстранили от должности, разбираются.
Через месяц разобрались. Телефоны вновь стали продавать, но уже не скопом по $200, а с умом, целый прайс-лист составили. Цены там ниже розничных на 25-40% (чем новее модель, тем дороже), то есть частенько на уровне обычных оптовых, правда, обещают еще дилерские скидки - до 10%.
Потому что сбытом конфиската занялось начальство, и демпинговать ему не с руки - так, во всяком случае, понял этот самый знакомый.
А вот руководитель Федеральной таможенной службы Александр Жерихов вообще ничего не понял. Взяли конфискованные телефоны да и исчезли "в какую-то черную дыру" - так он дословно заявил журналистам. У таможни дело маленькое: появилась оперативная информация о возможной контрабанде - задержать груз, проверить; если документы не в порядке - изъять, составить акт с описанием (если арестовали, например, мобильники, то указать их индивидуальные номера), передать его органам дознания, а конфискат - на склады Российского фонда федерального имущества (РФФИ) или его партнеров.
Самих таможенников права продавать такие грузы лишили со скандалом: в 1999 г. Счетная палата выяснила, что большую часть конфиската они реализовывали через свои дочерние фирмы и в основном нелегально. Бюджет, по подсчетам аудиторов, потерял 4,7 млрд руб.
Но, похоже, от хищений конфиската уберечься по-прежнему не удается. Арестованные в Шереметьево 80 000 телефонов в РФФИ "не поступали", говорит пресс-секретарь фонда Александр Комаров. А таможня, по словам начальника ФТС Жерихова, их честно отправила и дальнейшей информации о судьбе своего груза не имеет. Путь остальных мобильников проследить еще сложнее: нет даже официальных данных о том, сколько их было арестовано, и аналитики строят предположения на основе цифр о проданных и имевшихся в наличии трубках. Выходит больше 300 000, говорит Эльдар Муртазин из Mobile Research Group, а общая недостача с учетом шереметьевской партии - всего 150 000. То есть половина трубок благополучно миновала все препоны и нашла владельцев.
Сотрудника одного из столичных таможенных терминалов Юрия это совсем не удивляет. Он говорит, что госзаказ на показательную операцию был только по Шереметьево, и задержанный там груз "весь был нормально описан и сейчас лежит [на таможне] опечатанный. Его никто не рискнул бы продавать: там в "приемке" товара участвовали, кроме наших, и фээсбэшники, и служба собственной безопасности". Так что "продают второй месяц" именно мобильники, изъятые на складах у дилеров, - "около 300 000, и через РФФИ, и непосредственно на таможне".
Если верить рассказу Александра, работающего на Шереметьевской таможне, схема продажи конфискованных телефонов выглядит так. Для начала таможенники часто вписывают в акт не всю партию, а от трети до половины - остальное забирают без оформления. Сам акт можно не сразу отправить для возбуждения уголовного дела, а повременить - вдруг владелец предложит выкуп, процентов в пятьдесят от стоимости. А если пару месяцев подождать, пока предпринимателю станет не до товара и не до выкупа, то владельцем груза по факту становится принявшая его смена - нелегальные импортеры не ходят судиться. А поскольку употреблять одежду тоннами, а телефоны - тысячами штук не под силу никакой ораве родственников и друзей, все это продают через цепочки посредников вроде Васи. "Расходов никаких, чистая прибыль",- улыбается от удовольствия Александр.
У РФФИ свои схемы работы. Продавать полученный конфискат, как правило, можно не раньше, чем закончится суд. Если только у него не ограничен срок годности и он не произведен с нарушением чьих-нибудь авторских прав - в последнем случае продукция вообще подлежит уничтожению.
Но все эти тонкости определяют следствие, прокуратура или сам суд, а фонд "лишь исполнитель постановлений", отметает подозрения пресс-секретарь РФФИ Александр Комаров. Это на его ведомство намекает как на крайнего главный таможенник Жерихов - упирает на то, что официальные доходы от продажи конфиската неприлично малы (меньше 200 млн руб. с начала года). Таможеннику обидно, конечно, когда дело его рук пускают с молотка за копейки. Как янтарь - по данным экспертизы, на 1 млн руб., - который калининградское отделение РФФИ недавно реализовало за 195 000 руб. Против продавцов возбудили уголовное дело, но системы это не изменило - то, что таможня по букве закона отправляет в фонд имущества, те отдают чуть ли не даром.
А импортеры, пострадавшие от августовской операции, уже вернулись к обычной работе. Тогда нелегальный ввоз сократился почти в два раза, сообщает Муртазин, с 90 до 50%. Сейчас, говорит крупнейший продавец мобильников, владелец "Евросети" Евгений Чичваркин, опять перестали бояться - остерегаются только шереметьевского поста, а из Выборга и Калининграда мобильники, за которые государству не заплачено ни копейки пошлины, "идут машинами". В торговых рядах "Горбушки" и Савеловского рынка даже не скрывают, что аппараты серые, то есть ввезенные в страну нелегально - так открытым текстом и говорят. Да и все остальные так работают, просто не афишируют, признается Игорь, продавец-консультант салона мобильной связи "Беталинк" на Чистых прудах.
Но рядовые покупатели оттепели на таможне не почувствуют. У продавцов резона снижать цены нет, потому что и так все раскупают, объясняет Муртазин. К тому же на серый импорт таможенники теперь закрывают глаза за существенно большие, чем раньше, выплаты, а с отказниками не церемонятся.
Оптовик Константин рассказывает, что пару недель назад в столицу пригнали конфискат из Калининграда - фура, полная мобильников, стояла в Сокольниках. Сбыть ее надо было срочно. Требовалось $1,5 млн - и прямо там, в Сокольниках, можно было выгружать телефоны. "Мне тоже их предлагали, но покупать "на большой дороге" показалось рискованно", - говорит Константин. Васю предложение тоже смутило, но вряд ли все "друзья" таможенников такие разборчивые. Константин уверяет, что на калининградском складе "зависло" трубок на $ 7-8 млн. На всех хватит.
"Русский Newsweek" 20.12.2005



Рекомендуемые рассылки
«Скорая правовая помощь» Данная рассылка позволит Вам решить Ваши проблемы в области права (получение гражданства, таможенное оформление товаров, получение наследства, урегулирование семейных споров, возмещение ущерба от ДТП и многое другое). Ведение рубрики "Вопросы-Ответы". Cтатьи по проблемам права.
«Федеральный арбитражный суд Центрального округа» В данной рассылке представлены наиболее интересные материалы судебной практики по арбитражным делам (по всем категориям споров), являвшихся предметом рассмотрения кассационной инстанции.
«Федеральный арбитражный суд Московского округа» В данной рассылке представлены наиболее интересные материалы судебной практики по арбитражным делам (по всем категориям споров), являвшихся предметом рассмотрения кассационной инстанции.
«Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа» В данной рассылке представлены наиболее интересные материалы судебной практики по арбитражным делам (по всем категориям споров), являвшихся предметом рассмотрения кассационной инстанции.
«Виртуальный юридический кабинет» В рассылке «Виртуальный юридический кабинет» размещаются новости законодательства Российской Федерации, консультации по вопросам в сфере семейного, таможенного, гражданского права и.д., статьи ведущих юристов по проблемам применения отдельных положений законодательства
«Лучший анекдот дня» Веселые истории, анекдоты, приколы про юристов, от юристов.
Многие считают юристов скучными людьми, погруженными в изучение огромного количества документов. Это утверждение не совсем верно. Наступает момент, когда, оторвавшись от вороха бумаг, юрист поднимает голову и говорит все, что он думает о жизни.
В рассылке содержатся анекдоты от юристов, про юристов, веселые приколы из жизни юристов и не только и многое, многое другое.
Скучать не придется.

 

 


(при использовании материалов рассылки ссылка на нее обязательна)


Интернет - проект "BSM-pravo"

редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.world.review.news2005
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное