Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Налоговые новости от TaxHelp.RU

  Все выпуски  

Какова ответственность физических лиц, если расходы превысили доход


Информационный Канал Subscribe.Ru




Добрый день, уважаемые подписчики!

Напоминаем Вам, что наш коллектив ведет помимо этой рассылки еще одну налоговую рассылку, ранее известную под названием "Как не платить лишние налоги и деньги?". Почему ранее? Потому что мы посчитали, что более точным названием для рассылки будет "Как не платить лишние налоги?" и переименовали ее.

В рассылке "Как не платить лишние налоги?" мы в ситуационной форме рассматриваем самые разнообразные налоговые споры, из которых налогоплательщики выходят победителями. Все выпуски основаны на судебно-арбитражной практике. Если кто-то из вас не подписался, то это можно сделать прямой сейчас (при условии, что вы в он-лайне). Домашняя страница рассылки находится здесь.




Какова ответственность физических лиц, если расходы превысили доход


Практика налогового контроля за расходами физических лиц довольно часто расходится с действующим законодательством в результате неверного толкования его положений представителями налоговых органов.

Цель автора — посильная помощь налогоплательщикам в разъяснении правовой ситуации и защите их интересов при проведении налоговыми органами контрольных процедур.

Законодательная база


Правовое регулирование налогового контроля за соответствием расходов граждан их доходам осуществляется правовыми актами, исчерпывающий перечень которых представляют:

  1. подп. 10 п. 1 ст. 31, ст. 86.1–86.3, 129.1 части 1 НК РФ;
  2. Приказ МНС РФ от 02.12.99 №АП-3-08/379 "Об утверждении форм документов, необходимых при проведении налогового контроля за расходами физического лица";
  3. Приказ МНС РФ от 13.06.00 №БГ-3-08/225 "Об отмене Приказа Министерства РФ по налогам и сборам от 22 декабря 1999 г. №АП-3-08/408";
  4. Письмо МНС РФ от 28.09.01 №ШС-6-14/734 «Об ответственности за нарушения налогового законодательства».

Ст. 86.1-86.3 части 1 НК, устанавливающие необходимость налогового контроля над расходами физических лиц, вступили в силу с 01.01.00 и в неизменном виде действуют по настоящее время.

Вместе с тем, был принят и Федеральный закон от 20.07.98 №116-ФЗ, который значительно отличался от ныне действующих норм НК РФ. Он должен был вступить в силу через 1,5 года после своего официального опубликования, т. е. 25.01.00. Однако этого не случилось. Тем не менее, указанный Закон так широко освещался СМИ и так неожиданно и тихо был отменен, что среди налогоплательщиков, да и контролирующих служб, по сей день бытует неправильное представление о механизме контроля за соответствием расходов граждан их доходам, которое нуждается в коррективах.

Справка


От ныне действующих правил Федеральный закон от 20.07.98 №116-ФЗ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" отличался:

  • более высоким размером штрафа за неподачу специальной декларации (при задержке до 90 календарных дней - до 100 МРОТ, свыше 90 календарных дней - до 1000 МРОТ), при этом штрафы подлежали взысканию исключительно в судебном порядке;
  • более широким перечнем видов имущества, контролируемого налоговыми органами;
  • введением минимальной планки стоимости контролируемого имущества: 1000 МРОТ — для стоимости 1 объекта и 3000 МРОТ — для суммарной стоимости нескольких объектов, приобретенных за год (таким образом, предусматривался контроль только для крупных расходов);
  • порядком декларирования имущества физического лица, которое могло быть источником затрат на приобретение контролируемых объектов (наличные денежные накопления не могли быть указаны в декларации об имуществе, подлежащей передаче нотариусу на хранение, в сумме, превышающей 1000 МРОТ.


Какие приобретения подлежат контролю


В соответствии с п. 2 ст. 86.1 части 1 НК к имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, в настоящее время относят:

  1. недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;
  2. механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
  3. акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
  4. культурные ценности;
  5. золото в слитках.

Следует учесть, что минимальная планка стоимости имущества, расходы на которое подлежат контролю, не установлена. Поэтому налоговому контролю подлежат любые расходы, независимо от суммы, если приобретается имущество, указанное в перечне.

Это правило применяется, несмотря на то, что в подп.10 п. 1 ст. 31 НК указано, что налоговые органы вправе «контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам». П. 1 ст. 86.1 НК также устанавливает, что «целью налогового контроля за расходами физического лица является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам».

По мнению налоговых органов, если расходы направлены на приобретение имущества, перечисленного в п. 2 ст. 86.1. НК, то этого уже достаточно, чтобы рассматривать их как крупные. Но эта логика, хотя и нацелена на исправление очевидного недочета в законодательстве, является недостаточно обоснованной. Для устранения противоречий необходимо исключить из текста НК о расходах, подлежащих налоговому контролю термин «крупные». Это позволит ликвидировать ложное представление многих налогоплательщиков о том, что контролируются только крупные расходы — превышающие некую, экономически обоснованную, денежную сумму.

Действующий механизм контроля расходов


Ст.86.2 НК установлен перечень лиц, обязанных не позднее 15 дней после регистрации сделки направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированной сделке. В этот перечень входят:

  1. органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  2. органы, осуществляющие регистрацию механических транспортных средств;
  3. лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами;
  4. нотариусы, удостоверяющие сделки купли-продажи культурных ценностей;
  5. уполномоченные лица и организации, регистрирующие сделки с золотом в слитках.

Форма извещения налогового органа уполномоченным лицом установлена Приложением 1 к Приказу МНС РФ от 02.12.99 №АП-3-08/379 "Об утверждении форм документов, необходимых при проведении налогового контроля за расходами физического лица".

Вместе с извещением уполномоченное лицо обязано представить в налоговый орган:

  1. выписку из единого государственного реестра, договор купли-продажи — для сделок с недвижимым имуществом;
  2. копию справки-счета, договор купли-продажи (при наличии), выписку из реестра регистрации транспортных средств — для операций с механическим транспортным средством;
  3. договор купли-продажи — для сделок с ценными бумагами;
  4. договор купли-продажи, удостоверенный в установленном порядке — для сделок с культурными ценностями;
  5. договор купли-продажи — для сделок с золотом в слитках.

Игнорирование уполномоченным лицом данной обязанности влечет наложение на него штрафа по ст. 126 части 1 НК в размере:

  1. 5000 рублей — на организации,
  2. 500 рублей — на физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов.

Получив информацию о состоявшейся сделке, налоговый орган анализирует соответствие произведенных физическим лицом расходов доходам, заявленным им за предыдущий налоговый период т. е. за предыдущий календарный год (именно календарный год является по ст.216 части 2 НК по налогу на доходы физических лиц налоговым периодом). Если обнаружится превышение расходов над доходами, полученными за предыдущий календарный год, налоговые органы обязаны составить акт о несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.

Права и обязанности физического лица


Физические лица при получении письменного требования налогового органа, основанного на имеющихся у него сведениях, обязаны в течение 60 календарных дней представить специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение указанного в требовании имущества. Форма специальной декларации дана в Приложении №3 к Приказу МНС РФ от 02.12.99 №АП-3-08/379 "Об утверждении форм документов...".

Специальная декларация содержит 3 раздела:

  1. Сведения о декларанте — ФИО, ИНН, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства, контактный телефон.
  2. Сведения о приобретенном имуществе — наименование и местонахождение (для недвижимости), дата приобретения, стоимость.
  3. Сведения об источниках средств, израсходованных на приобретение имущества — наименование и местонахождение источника, период получения средств, вид средств, сумма.

Лицо, представляющее специальную декларацию, вправе приложить к ней заверенные копии документов, подтверждающие указанные в ней сведения.

По требованию налоговых органов составителем специальной декларации или его представителем должны быть представлены для ознакомления и подлинники документов, копии которых были приложены к декларации.

Подп. 1 п. 8 ст. 23 НК установлена обязанность налогоплательщика - физического лица сохранять документы, подтверждающие полученные доходы, только в течение 4 лет. Отсюда следует, что требование налоговой службы представить для подтверждения доходов более старые документы будет считаться неправомерным и налогоплательщик имеет полное право ответить на него отказом. В подп. 11 п. 1 ст. 21 НК указано, что налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные требования налоговых органов и их должностных лиц.

Следует подчеркнуть, что предоставление заверенных копий документов для подтверждения сведений, указанных в специальной декларации, является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Думается, что в ряде случаев в тексте специальной декларации в качестве источника средств, израсходованных на приобретение имущества, правомерно указывать и накопления за предыдущие периоды (от начала трудовой деятельности). Если трудовая биография налогоплательщика была продолжительной - у налоговых органов практически нет шансов доказать незаконность доходов, истраченных на приобретение имущества. Предоставления в налоговый орган каких-либо дополнительных документов при этом не требуется, так как там уже имеется вся информация о полученных и налогооблагаемых доходах налогоплательщика.

Как показывает практика, налоговые органы нередко требуют от налогоплательщика, чтобы сумме произведенного расхода соответствовали доходы за 3 предшествующих расходу года. Но данное требование является незаконным и не подлежит исполнению. Действующее законодательство не ограничивает «глубину» периода, в котором могут быть получены доходы как источники расходов на приобретение имущества, указанного в п.2 ст.86.1 НК.

Права налогового органа


Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что права налогового органа по контролю за расходами крайне скудны. Полномочия, предоставленные ему законодательством, как правило, не дают возможности привлекать налогоплательщика к ответственности даже в случае существенного превышения расходов над документально подтвержденными налогооблагаемыми доходами.

Для привлечения к налоговой ответственности недостаточно установить только превышение расходов налогоплательщика над его доходом, необходимо еще доказать наличие в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, предусмотренного НК. При этом согласно п. 6 ст. 108 НК лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Причем, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока его виновность не будет доказана в установленном порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Иногда налогоплательщики игнорируют требование налоговых органов о предоставлении специальной декларации. Ответственность за такое правонарушение разъясняется Письмом МНС РФ от 28.09.01 №ШС-6-14/734 «Об ответственности за нарушения налогового законодательства», где указано, что при представлении специальной декларации физическое лицо выступает не как налогоплательщик или налоговый агент, а как лицо, обязанное предоставить информацию. Поэтому при непредставлении в срок (ст. 86.3 НК) специальной декларации к лицу применяется ответственность по ст. 129.1 НК — за неправомерное несообщение сведений, которые это лицо должно сообщить в налоговый орган. За это правонарушение по ст. 129.1 НК взыскивается штраф — 1000 рублей, если же в течение календарного года оно совершается повторно — взыскивается 5000 рублей.

Незаконные приемы налоговых органов


Налогоплательщик имеет право (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК) получить от налогового органа бесплатную информацию об актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщика, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Налогоплательщик, расходы которого подлежат налоговому контролю, имеет право получить от налогового органа исчерпывающую правдивую информацию о содержании своих прав и обязанностей, а также о закрепляющих эти права нормативных актах.

К сожалению, нередко должностное лицо налогового органа сознательно или вследствие недостаточной квалификации вводит налогоплательщика в заблуждение в отношении его прав и обязанностей и содержания соответствующих нормативных актов, предоставляя искаженную информацию.

Наиболее распространенной уловкой является в обоснование позиции должностного лица ссылка на положения Приказа МНС РФ от 22.12.99 №АП-3-08/408 «Об утверждении положения о порядке проведения налогового контроля за расходами физического лица». Однако, как указано в Письме от 31.05.2000 4244-ЭР, данный Приказ, как не соответствующий требованиям законодательства РФ и не зарегистрированный Минюстом, был отменен Приказом МНС РФ от 13.06.00 №БГ-3-08/225 "Об отмене Приказа Министерства РФ по налогам и сборам от 22 декабря 1999 г. №АП-3-08/408". И следует учесть, что никакой иной подзаконный акт, детально регулирующий порядок проведения налогового контроля за соответствием расходов физического лица его доходам, до сих пор не был принят.

Когда не потребуют отчет


Согласно п. 2 ст. 86.1 НК налоговому контролю должны подлежать все расходы налогоплательщиков - физических лиц, которые связаны с приобретением недвижимого имущества. Однако в реальности налоговому контролю подлежат лишь расходы покупателя по сделкам купли-продажи недвижимости, поскольку согласно п. 1 ст. 86.2 налоговые органы получают извещения только о регистрации сделок купли-продажи. В результате расходы налогоплательщика - физического лица на приобретение недвижимого имущества по договорам, отличным от договора купли-продажи, в частности, по договорам долевого участия в строительстве - не подлежат налоговому контролю.

Не контролируется и получение в собственность ценных бумаг, культурных ценностей, золота в слитках. Извещение о таком приобретении направляется уполномоченными лицами в налоговые органы только в том случае, если основанием для возникновения прав собственности явился договор купли-продажи. Сведений о приобретении прав собственности по договорам иного вида (мена, дарение и др.) налоговый орган не получает. У него нет оснований для предъявления физическому лицу извещения, которое является одним из обязательных оснований для возбуждения контрольного производства. Соответственно, и у физического лица не может возникнуть обязанности отчитаться об источниках.

В соответствии с п.1 ст.86.1 НК налоговому контролю подлежат расходы только физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ. В соответствии с п.2 ст.11 НК налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Таким образом, если налогоплательщик в течение календарного года находился в РФ менее 183 дней - его расходы не могут быть подвергнуты налоговому контролю на предмет их соответствия доходам.

Правда, в настоящее время МНС РФ подготовлены поправки к статьям НК о контроле над расходами граждан. Согласно проекту при не подтверждении физическим лицом источника дохода налоговым органам будет предоставлено право самостоятельно определять сумму дохода расчетным путем и взимать доначисленный налог в судебном порядке. Объект контроля предполагается ограничить расходами, которые превышают 1 млн. рублей — при покупке недвижимости и 100 тыс. рублей — при приобретении автомобиля. Но вступят ли эти правила в силу — покажет будущее.

Заключение


Действующее законодательство РФ существенно ограничивает полномочия налоговых органов контролировать расходы налогоплательщиков — физических лиц и дает достаточно широкие возможности этим лицам отстаивать свои права.

Грамотные действия налогоплательщиков в отношении налогового контроля над соответствием расходов полученным доходам (до внесения изменений в действующее законодательство РФ) практически исключают начисление дополнительных платежей по налогу на доходы физических лиц в результате контрольных мероприятий.

Анатолий Цветов,
юрист АКГ «Что делать Консалт»




Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.



Баннерная реклама в рассылке

Здесь могла быть ваша реклама

RLE      



Новинки книжного магазина "Налоговая помощь"



Медведев М.Ю. "Учетная политика: бухгалтерская и налоговая." - цена: 89.00 руб.
Рассматриваются вопросы формирования бухгалтерской и налоговой учетной политики на 2003 год: порядок составления учетной политики и ее включения в пояснительную записку к годовому отчету; предлагаются примерный перечень и описание отражаемых в учетной политике разделов. ...
Издательство: ФБК-ПРЕСС

Тихонов Д.Н. "Основы налоговой безопасности." - цена: 77.00 руб.
Налоговая безопасность является комплексным направлением деятельности предприятия и имеет экономические, организационные, правовые аспекты.
В книге подробно рассматриваются риски, связанные с расчетом и уплатой налогов налогоплательщиками, приводятся методики и рекомендации по снижению их. ...
Издательство: Аналитика-Пресс


Гуккаев В.Б. "Лизинг: Правовые основы, учет и налогообложение." - цена: 91.00 руб.
Современное предприятие может быть конкурентоспособным только в том случае, если выпускает качественную продукцию, используя для этого современное оборудование. ...
Издательство: Главбух

"Финансовые результаты." - цена: 57.00 руб.
Прибыль или убыток - это и есть финансовый результат работы предприятия. Каков он ни был, бухгалтеру все равно приходится отражать его в учете. Финансовый результат складывается из выручки от реализации продукции, внереализационных, операционных и чрезвычайных доходов и расходов. ...
Издательство: Бератор-Пресс


Федоренко Н.В. "Практика рассмотрения споров арбитражным судом" - цена: 31.00 руб.
В книге в обобщенном виде представлена складывающаяся в арбитражном суде практика рассмотрения экономических и административных споров, изучение которой может способствовать субъектам предпринимательства в осуществлении хозяйственной деятельности и участии в спорах, рассматриваемых в арбитражном суде. ...
Издательство: ПРИОР




О рассылке «Налоговый кодекс …»

Использование материалов рассылки возможно только с разрешения авторов.

Если Вы хотите предложить свой материал для рассылки или у Вас есть какие-либо предложения о сотрудничестве, то пишите.




Если вы не подписались на наши налоговые рассылки, то сделайте это прямо сейчас. Для тех, кто не в курсе, все это абсолютно бесплатно.

Подписывайтесь на рассылки Subscribe.Ru
Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения
Как не платить лишние налоги?



О компании "ТаксХелп"

Налоги в России всегда были мощнейшим фактором, влияющим на деятельность предприятий, на финансовое и стратегическое планирование, взаимоотношения между партнерами. И вполне естественно, что для бизнеса любые налоги воспринимаются как лишние издержки. Никто не спорит с необходимостью платить налоги, однако, эти издержки, как любые другие, могут и должны быть оптимизированы.



Практикой доказано – на налогах можно экономить.

Эксперты компании ТаксХелп могут это подтвердить на примере Вашего бизнеса. Мы оказываем широкий круг юридических услуг, в частности:



C уважением
ведущий рассылки Сергей Шаповалов,
интернет-проект "Налоговая помощь"
ООО "ТаксХелп"


Здесь могла быть ваша реклама

RB2 Network       RB2 Network


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное