КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 18.03.2014
С 18 по 21 июня 2014 года приглашаем Вас на IV Петербургский Международный Юридический Форум
Четвертый год подряд на одной площадке соберется около 3000 практикующих юристов со всего мира для обсуждения более 50 дискуссионных сессий. Среди участников - представители всех юридических специализаций, органов государственной власти и бизнеса, образовательных и культурных учреждений.
Компания "КонсультантПлюс" оказывает Форуму информационную поддержку.
Сняты некоторые ограничения по инвестированию средств пенсионных накоплений
Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 111-ФЗ установлены дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов (Постановление от 30 июня 2003 г. N 379).
Внесенными поправками предусматривается возможность инвестирования средств пенсионных накоплений в акции российских ОАО при их приватизации (продаже Банком России принадлежащих ему акций), на организованных торгах на условиях поставки против платежа.
В формы договоров об инвестиционном налоговом кредите внесены поправки, касающиеся представления банковской гарантии
Упоминание банковской гарантии внесено в форму:
договора об инвестиционном налоговом кредите по налогу на прибыль организаций (за исключением налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ);
договора об инвестиционном налоговом кредите по местным налогам.
Внесение изменений связано с тем, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов теперь может обеспечиваться не только залогом имущества и поручительством, но и банковской гарантией.
Разъяснен порядок указания уникального идентификатора начисления (УИН) при заполнении платежных документов
Новыми правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств (Приказ Минфина России от 12.11.2013 N 107н) вводится уникальный идентификатор начисления (УИН), который:
до 31.03.2014 отражается в реквизите 24 "Назначение платежа";
Сообщается, что в некоторых ситуациях при перечислении сумм налогов и сборов таким идентификатором является КБК, который указывается в поле 104 платежного поручения. В этом случае до 31.03.2014 в реквизите 24 "Назначение платежа" указывается "УИН 0///" (а при необходимости дополнительная информация для идентификации платежа";
Универсальный передаточный документ (УПД) может использоваться для подтверждения расходов налогоплательщиков, учитываемых для целей налогообложения
Согласно НК РФ подтверждением данных налогового учета являются, в том числе первичные учетные документы.
ФНС России в письме от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@ представлена рекомендуемая форма универсального передаточного документа (УПД), соответствующая всем установленным требованиям, предъявляемым к первичным учетным документам.
Сообщается, что расходы, соответствующие требованиям статьи 252 НК РФ, подтвержденные УПД, могут учитываться при формировании налоговой базы при исчислении налога на прибыль организаций, ЕСХН, УСН.
Внесены изменения в порядок идентификации кредитными организациями лиц, находящихся у них на обслуживании (клиентов), и выгодоприобретателей
Установлено, в частности, что кредитные организации используют сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории РФ представительств иностранных компаний, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, предоставляемые федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции и в порядке, согласованном ими с Банком России.
В целях идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя, а также обновления информации о клиенте и выгодоприобретателе в соответствии с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма кредитная организация использует информацию из открытых баз данных федеральных органов исполнительной власти, размещенных в сети "Интернет".
Кредитная организация должна обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя, а также пересматривать степень (уровень) Риска по мере изменения указанных сведений или изменения степени (уровня) Риска, но не реже одного раза в год в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации, зафиксированных кредитной организацией во внутренних документах в соответствии с правилами внутреннего контроля, - в
течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.
Также расширен перечень сведений (документов), получаемых в целях идентификации юридического лица.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Предусмотрено, что анкета (досье) клиента, принимаемого на обслуживание после дня вступления в силу данного Указания, должна соответствовать устанавливаемым им требованиям. Анкеты (досье) клиентов, принятых на обслуживание ранее, должны быть приведены в
соответствие с требованиями данного Указания при очередном обновлении информации о клиенте, проводимом в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных прест!
упным путем, и финансированию терроризма.
Расширен перечень требований, предъявляемых при разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации "преступных" доходов (ПВК по ПОД/ФТ)
Согласно новым требованиям ПВК по ПОД/ФТ должны включать в себя помимо прочего такие программы, как:
программу идентификации бенефициарных владельцев (лиц, имеющих возможность контролировать действия клиента кредитной организации), предусматривающей основания для признания лица бенефициарным владельцем;
программу, регламентирующую порядок применения (прекращения) мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества клиента.
Уточняются факторы, влияющие на оценку риска клиента, процедуры, связанные с отказом от заключения договора банковского счета (вклада), а также перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки.
Устанавливается также срок приведения ПВК по ПОД/ФТ в соответствие с новыми требованиями в сфере ПОД/ФТ - не позднее двух месяцев после даты вступления соответствующих изменений, если не установлено иное.
Признаны утратившими силу требования, предъявляемые к руководителям и членам совета директоров кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг
Установлено, что в связи с принятием Положения Банка России от 25 октября 2013 года N 408-П "О порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статье 60 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)" признано утратившим силу Указание Банка России от 20 августа 2004 года N 1492-У "О применении требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг к руководителям и членам совета директоров кредитных организаций - !
профессиональных участников рынка ценных бумаг".
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Уточнен порядок утверждения Положения о закупке советом директоров хозяйственного общества и общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью
Установлено, что Положение о закупке утверждается, в числе прочего:
советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, либо в случае, когда уставом акционерного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров общества, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутствии коллегиального исполнительного органа общим собранием акционеров общества;
общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью, либо в случае, когда утверждение положения о закупке отнесено уставом общества с ограниченной ответственностью к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) общества или коллегиальным исполнительным органом общества.
Потребность в привлечении иностранных работников будет определяться региональными органами власти исходя из отсутствия возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов
Установлен порядок определения региональными органами власти потребности в привлечении иностранных работников.
Такая потребность определяется высшим должностным лицом субъекта РФ на основании соответствующих заявок работодателей, которые рассматриваются региональной межведомственной комиссией из числа представителей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта РФ, территориальных органов исполнительной власти (в том числе - ФМС России, ФНС России, Роструд) и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Форма заявки и порядок ее заполнения приведены в приложении к документу. Заявка подается на бумажном носителе или в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы, размещенной на сайте www.migrakvota.gov.ru.
Комиссия при принятии решения по заявке учитывает, в частности, следующие положения:
- наличие сведений о регистрации работодателя в ЕГРЮЛ;
- отсутствие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов;
- наличие возможности региона по обустройству привлекаемых для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан исходя из обеспеченности населения жильем, объектами социальной инфраструктуры и медицинской помощью;
- предоставление работодателем гарантий медицинского и жилищного обеспечения иностранных работников;
- отсутствие у работодателя неустраненных нарушений трудового, миграционного, налогового, социального законодательства;
- соблюдение работодателем допустимой доли иностранных работников, привлекаемых в различные отрасли экономики, а также иных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Минстроем России разработаны рекомендации для региональных органов власти по созданию региональных операторов в целях проведения капитального ремонта многоквартирных домов
Методические рекомендации не содержат положений обязательного характера.
Полномочия учредителя таких организаций от имени субъекта РФ могут реализовывать региональные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по вопросам управления имуществом, жилищно-коммунального хозяйства, строительства.
Рекомендуется создание одного регионального оператора, функционирующего на всей территории субъекта РФ.
При определении видов деятельности регионального оператора рекомендуется исключить возможность осуществления им предпринимательской или иной направленной на получение прибыли деятельности.
Имущество регионального оператора формируется за счет:
- взносов учредителя;
- платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
- других не запрещенных законом источников.
В структуре органов регионального оператора рекомендуется предусмотреть образование коллегиального исполнительного органа управления (правление) и единоличного исполнительного органа управления (генеральный директор), а также коллегиального органа надзора (попечительский совет).
Утверждены новые формы бланков разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства
Установлены 10 форм бланков разрешений на работу, в частности:
формы бланков разрешений на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывающему в РФ в порядке, требующем получения визы, и в порядке, не требующем получения визы;
форма бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывающему в РФ в порядке, требующем получения визы, являющемуся высококвалифицированным специалистом;
форма бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывающему в РФ в порядке, требующем получения визы, и направляемому для осуществления трудовой деятельности на территории РФ коммерческой организацией, зарегистрированной на территории государства - члена ВТО.
Бланки разрешений на работу являются защищенной полиграфической продукцией с уровнем защиты от подделки "Б". Изготовленные до вступления в силу данного Приказа бланки будут использоваться для оформления разрешений на работу до их израсходования.
Признаны утратившими силу отдельные положения Приказа ФМС России от 25.12.2006 N 370 "Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину
или лицу без гражданства" и Приказ ФМС России от 30.12.2010 N 487 "Об утверждении формы бланков разрешения на работу".
Увеличены размеры максимальной суммы одной банковской гарантии и всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним гарантом производителю алкогольной продукции
Производители алкогольной продукции, приобретающие федеральные специальные марки для маркировки алкогольной продукции, в качестве обеспечения обязательства по их использованию вправе представить в территориальные органы Росалкогольрегулирования банковскую гарантию.
Так, например, для банков, которые имеют собственные средства (капитал) свыше 40 млрд. рублей (на отчетные даты в течение последних трех месяцев), максимальная сумма одновременно всех действующих гарантий теперь может составить 16,8 млрд. рублей (ранее - 13,5 млрд. рублей), максимальная сумма одной банковской гарантии - 3,4 млрд. рублей (ранее - 2,7 млрд. рублей).
Разъяснен порядок проведения обязательных медицинских осмотров водителей транспортных средств
Сообщается, что с 31 марта 2014 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения", введенные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 437-ФЗ.
Согласно изменениям юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями указанного Федерального закона и Федерального
закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой п!
омощи пострадавшим в ДТП.
В этой связи Росздравнадзор напоминает порядок проведения обязательных предварительных и периодических, а также обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
На 5 процентов проиндексированы предельные нормы расходов на погребение погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых ведомств
Прогнозируемый уровень инфляции в 2014 году в размере 5 процентов определен Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Таким образом, предельные нормы расходов на оплату ритуальных услуг увеличены с 15484 до 16258 рублей, в Москве и Санкт-Петербурге - с 21439 до 22511 рублей;
на изготовление и установку надгробных памятников для отдельных категорий военнослужащих (в том числе погибших (умерших) призывников, курсантов и слушателей учебных заведений МВД России, МЧС России, Минюста России, участников ВОВ) с 21439 до 22511 рублей, для прочих лиц - с 26761 до 28099 рублей.
Начиная с I квартала 2014 года отчетность по страховым взносам на обязательное социальное страхование (форма 4-ФСС) должна представляться с учетом внесенных в нее изменений
Расчет дополнен новой таблицей для отражения сведений индивидуальными предпринимателями, применяющими ПСН, имеющими право на применение пониженных тарифов страховых взносов на основании п. 14 ч. 1, ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Кроме того, в частности, в новой редакции изложена таблица, предусмотренная для отражения сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда (с 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Утвержден формат расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в электронном виде (формат РСВ-1 ПФР)
Формат разработан в целях организации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ электронного документооборота по приему и обработке документов.
Постановление применяется, начиная с представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные
вознаграждения физическим лицам, за I квартал 2014 года.
Утверждена форма отчета об информационном сопровождении застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи
Отчет предоставляется страховыми медицинскими организациями, включенными в реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным, а
также за год - до 1-го марта года, следующего за отчетным.
Отчет заполняется по всем предусмотренным показателям (в случае отсутствия данных в строке ставится прочерк) и подписывается руководителем страховой медицинской организации (филиала) с указанием контактных данных исполнителя и даты составления
отчета.
Требование должностных лиц органов государственного надзора к работодателям о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест необоснованны
Сообщается, что с 1 января 2014 года вступили в силу федеральные законы от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
В соответствии с Федеральным законом N 421-ФЗ в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.
В соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Указанная Методика утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н и находится на государственной регистрации в Минюсте России.
При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение 5 лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 года и могут быть использованы работодателями в целях, установленных Федеральным законом N 426-ФЗ, за
исключением освобождения от уплаты страховых взносов в ПФ РФ по дополнительному тарифу.
Пенсионный фонд РФ запустил услугу видеоконсультирования по наиболее актуальным вопросам пенсионного обеспечения
Сообщается, что в формате видеозвонка можно получить консультации, в частности, по следующим вопросам:
получение СНИЛС;
перевод пенсионных накоплений в частную управляющую компанию или НПФ;
порядок действий при неправомерном переводе пенсионных накоплений в НПФ;
как получить информацию о состоянии индивидуального лицевого счета;
выбор в 2014 - 2015 годах варианта пенсионного обеспечения (тарифа страхового взноса (0% или 6%) на формирование накопительной пенсии);
новая пенсионная формула с 1 января 2015 года.
В Пенсионном фонде также работает услуга online-консультирования на сайте ПФР и центр телефонного консультирования по бесплатному телефону 8 800 510-55-55. Интересующую информацию можно также получить, позвонив в территориальные органы ПФР (клиентские службы).
С 6 августа 2014 года упраздняется Дисциплинарное судебное присутствие
Его функции будут переданы Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ.
Помимо этого, внесенными изменениями предусматривается:
преобразование Военной коллегии Верховного Суда РФ в Судебную коллегию по делам военнослужащих;
создание в составе областных и равных им по компетенции судов судебных коллегий по административным делам;
утверждение составов президиумов указанных судов Пленумом Верховного Суда РФ, а не Президентом РФ, как было ранее.
Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ, как и других федеральных судов общей юрисдикции, будет осуществлять Судебный департамент при ВС РФ, а не аппарат данного Суда.
В связи с передачей полномочий Высшего Арбитражного Суда РФ единому Верховному Суду РФ поправками исключается упоминание о ВАС РФ из отдельных федеральных конституционных законов.
Полномочия по введению в субъекте РФ временной финансовой администрации переданы в юрисдикцию Верховного Суда РФ
Внесение соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ связано с упразднением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и передачей его полномочий к ведению Верховного Суда Российской Федерации.
Установлено также, что решение о введении временной финансовой администрации в муниципальном образовании принимается арбитражным судом субъекта РФ.
В отдельные законодательные акты внесены изменения, касающиеся осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), а также федерального государственного пожарного надзора в лесах
В частности, соответствующие изменения внесены в Федеральный закон "Об оружии", в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в Лесной кодекс РФ.
Кроме того, определено, что государственный мониторинг воспроизводства лесов является частью государственного экологического мониторинга и включает в себя:
- оценку изменения площади земель, занятых лесными насаждениями;
- выявления земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления;
- оценку эффективности воспроизводства лесов.
Порядок проведения такого мониторинга устанавливается уполномоченным федеральным органом власти.
В число полномочий федеральных органов власти в области лесных отношений добавлены также формирование федерального фонда семян лесных растений и осуществление лесосеменного районирования.
Регламентирован порядок отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями.
Установлено, что в рамках федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) органами власти проводится государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений.
Определено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным, региональным и местным органам власти.
Объекты недвижимости, передаваемые ФМС России для содержания иностранных граждан, подлежащих принудительному выдворению, должны включать в себя земельные участки с определенным целевым назначением
Соответствующее дополнение включено в перечень полномочий, осуществляемых органами государственной власти субъекта РФ в части подбора и передачи ФМС России, в целях размещения специальных учреждений, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2002 года N
115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", зданий с прилегающими земельными участками, соответствующих требованиям, установленным Правительством РФ.
Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2014 года.
В ряд федеральных законов внесены поправки, связанные с упразднением ВАС РФ
Поправки внесены в целях приведения федерального законодательства в соответствие с Законом РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".
Кроме того, изменениями предусматривается, что организационное обеспечение деятельности арбитражных судов всех уровней будет осуществляться Судебным департаментом при ВС РФ. Соответствующие положения данного закона вступят в силу по истечении двух месяцев со дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ.
В остальной части внесенные изменения вступают в силу по истечении шести месяцев со дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ.
Официальное издание для опубликования сведений, предусмотренных законом о банкротстве, будет определяться Правительством РФ по результатам проведенного конкурса между редакциями печатных изданий
До настоящего времени официальным изданием, осуществляющим опубликование таких сведений, была определена газета "Коммерсантъ" (Распоряжение Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р).
Теперь предусматривается проведение между печатными изданиями конкурса в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ Правилами, по результатам которого с победителем будет заключаться договор о порядке и условиях опубликования сведений сроком на пять лет. Если по истечении этого срока Правительством РФ не будет определено иное печатное издание, опубликование сведений будет продолжаться в том же печатном издании на прежних условиях.
За нарушение запретов или порядка выполнения работ в охранных зонах магистральных трубопроводов установлены значительные административные санкции
В Кодекс РФ об административных правонарушениях включена новая статья, в соответствии с которой совершение в охранных зонах магистральных трубопроводов запрещенных действий либо выполнение работ без разрешения предприятия трубопроводного транспорта или без его
уведомления повлечет наложение штрафа, в частности, на граждан - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей, на должностных лиц - от 500 тысяч до 800 тысяч рублей, а на юридических лиц - от 500 тысяч до 2 миллионов 500 тысяч рублей (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Увеличен размер административного штрафа за выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения
Установлено, что за совершение указанного административного правонарушения на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, будет налагаться штраф в размере от пяти тысяч до восьми тысяч рублей (ранее размер штрафа составлял от пятисот до одной тысячи рублей).
В ряд законодательных актов внесены изменения, касающиеся использования электронной подписи при удостоверении документов в электронном виде
Внесение изменений и дополнений обусловлено введением взамен единой электронной цифровой подписи (ЭЦП) электронной подписи трех видов (простая, усиленная неквалифицированная, усиленная квалифицированная).
Принятыми законодательными положениями устанавливаются, в том числе: вид применяемой электронной подписи, порядок ее проверки и признание подписи действительной, а также лица, уполномоченные утверждать нормативные акты, регулирующие указанные вопросы при применении электронной подписи.
Соответствующие поправки внесены, в частности, в Федеральные законы "О валютном регулировании и валютном контроле", "О несостоятельности (банкротстве)", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Дополнениями, внесенными в Федеральный закон "Об электронной подписи", вступающими в силу с 1 апреля 2015 года, вводится обязанность аккредитованного удостоверяющего центра при выдаче квалифицированного сертификата направлять в единую систему идентификации и аутентификации сведения о лице, получившем сертификат, а также, в частности, информацию о дате начала и окончания его действия.
Подписан закон, направленный на повышение эффективности деятельности судебных приставов
Внесенными изменениями, в частности:
установлена новая редакция присяги судебного пристава, которая помимо прочего возлагает на судебного пристава обязанность настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства;
уточнены полномочия главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, права и обязанности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебных приставов-исполнителей;
уточнен порядок применения специальных средств судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
расширен перечень общедоступных сведений, содержащихся в банке данных в исполнительном производстве;
установлено, что постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов;
определен порядок ведения исполнительного производства группой принудительного исполнения (совершение исполнительных действий несколькими судебными приставами-исполнителями);
расширен перечень оснований прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем;
уточнен порядок исполнительного розыска (розыска должника, его имущества, розыска ребенка);
регламентирован порядок самостоятельной реализации имущества должником и оставления взыскателем за собой имущества, не реализованного должником самостоятельно.
Подписан закон о поправках в ГК РФ в сфере интеллектуальной собственности
Большая часть закона вступит в силу с 1 октября 2014 года. При этом для отдельных положений установлены иные сроки вступления их в силу.
Так, с 1 июля 2014 года вступит в силу статья 358.18 ГК РФ, регулирующая порядок залога исключительных прав.
Помимо этого, с 1 января 2015 года вступят в силу поправки, которыми, в частности:
уточняется порядок распоряжения исключительным правом на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав;
сокращается до пяти лет срок действия исключительного права на промышленные образцы;
предусматривается право правообладателя потребовать по своему выбору от нарушителя исключительных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец выплаты компенсации вместо возмещения убытков.
При этом устанавливается, что положения ГК РФ в редакции данного закона будут применяться к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.
К правоотношениям, возникшим до этого дня, поправки будут применяться лишь в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления в силу внесенных поправок.
Уточнены основания для заключения контракта о лечении за рубежом российских граждан с единственным исполнителем услуг
Изменениями установлено, что такой контракт с иностранной организацией - единственным исполнителем услуг может быть заключен также в случае, если запрос предложений признан несостоявшимся из-за непоступления заявок на основании части 19 статьи 83
Закона о контрактной системе в сфере госзакупок.
Утвержден перечень товаров легкой промышленности, подлежащих уничтожению в случае изъятия из незаконного оборота или конфискации
В перечень включены, в частности, различные виды текстильных изделий, одежда, мех и меховые изделия, а также кожа и кожаные изделия.
Товары, указанные в перечне, будут уничтожаться Росимуществом в порядке, установленном Постановлениями Правительства РФ от 29.05.2003 N 311 и от 23.08.2012 N 848.
Закон о закупках не применяется к отношениям, связанным с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства
Сообщается, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и
муниципальных нужд, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правового договора (контракта), предметом которого является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, особенностей исполнения контрактов, мониторинга закупок, а также аудита и контроля в сфере закупок.
Порядок уголовного судопроизводства устанавливается УПК РФ и является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.
Порядок назначения экспертов, привлечения специалистов и переводчиков в уголовном судопроизводстве определен положениями УПК РФ, которые не позволяют применять Закон N 44-ФЗ для целей регулирования правоотношений между органами предварительного следствия, органами дознания и назначаемыми (привлекаемыми) экспертами, специалистами, переводчиками.
Статьей 198 УПК РФ установлено, что при назначении и производстве судебной экспертизы подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, представитель вправе заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом
экспертном учреждении, а также ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении.
Кроме того, учитывая, что работы (услуги) осуществляются указанными лицами в целях охраны прав и свобод обвиняемого (подозреваемого), их нельзя квалифицировать как работы (услуги) в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, к отношениям, связанным с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства, Закон N 44-ФЗ не применяется.
Минэкономразвития России и ФАС России изложили свою позицию по вопросу проведения конкурса с ограниченным участием на закупку товаров, работ и услуг
Сообщается, что Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), одним из которых является
конкурс с ограниченным участием. Также указан перечень случаев применения конкурса с ограниченным участием, в том числе, в случае если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
В соответствии с указанным Федеральным законом заказчик обязан при осуществлении закупки устанавливать единые требования к участникам закупки. Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых
осуществляются в том числе путем проведения конкурсов с ограниченным участием, дополнительные требования. Перечень документов, подтверждающих соответствие установленным требованиям к участникам закупки, также утверждается Правительством РФ.
Таким образом, в связи с отсутствием установленных Правительством РФ дополнительных требований к участникам закупки товаров, работ, услуг, непосредственно поименованных в Законе о контрактной системе, а также перечня документов, подтверждающих соответствие
участника закупки предъявляемым требованиям, осуществление закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием не является правомерным. Заказчик вправе осуществить такую закупку любым иным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) без предъявления дополнительных требований к участникам закупки, не предусмотренных положениями Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень случаев отнесения товаров, работ,
услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования, предъявляемые к участникам такой закупки, и перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям.
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Таким образом, в случае проведения конкурса с ограниченным участием на закупку товара, работы, услуги, указанных в Постановлении N 1089, заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные данным постановлением. Вместе с тем, в случае принятия решения об осуществлении закупки товара, работы, услуги, указанных в Постановлении N 1089, иным способом (закупка у единственного поставщика, запрос котировок, электронный аукцион) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки требования, предусмотренные данным Постановлением.
ВАС РФ подготовил обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными
В обзоре на примерах из судебной практики разъясняется, в частности, следующее:
если между сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, то он не считается заключенным и к нему неприменимы правила об основаниях недействительности сделок;
договор, подлежащий государственной регистрации, может быть признан недействительным и при ее отсутствии;
лицо, которому вещь передана во владение по договору аренды, подлежащему государственной регистрации, но не зарегистрированному, по общему правилу, не может ссылаться на его сохранение при изменении собственника;
течение исковой давности по требованию о возврате переданного по незаключенному договору начинается не ранее момента, когда истец узнал или, действуя разумно и с учетом складывающихся отношений сторон, должен был узнать о нарушении своего права;
если работы выполнены до согласования всех существенных условий договора подряда, но впоследствии сданы подрядчиком и приняты заказчиком, то к отношениям сторон подлежат применению правила о подряде;
при рассмотрении требования лица, передавшего индивидуально-определенную вещь по незаключенному договору, к лицу, которому эта вещь была передана, о ее возврате истец не обязан доказывать свое право собственности на спорное имущество;
незаключенность договора сама по себе не означает незаключенности соглашения о подсудности или третейского соглашения, заключенных в виде оговорки в договоре.