Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 25.11.2013


КонсультантПлюс: "горячие" документы
Приказ Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2014 год"

Посмотреть все "горячие" документы

Правовые новости. Коротко о важном от 25.11.2013

∙ ЭКОНОМИКА

Проект Федерального закона N 384562-6
"О внесении изменений в статью 164 Жилищного кодекса Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ)

Управляющим организациям могут запретить использовать денежные средства, полученные от собственников помещений в многоквартирных домах, до подписания акта выполненных работ

Управляющим компаниям может быть запрещено пользоваться денежными средствами, перечисляемыми собственниками помещений в многоквартирном доме за услуги по содержанию и ремонту общего имущества, до подписания акта выполненных работ и получения письменного согласия на использование этих сумм от председателя совета многоквартирного дома. Сейчас плата за данные услуги не связана с моментом подписания такого акта - она вносится до 10-го числа каждого месяца, и ее сумма сразу же переходит в собственность управляющей компании.

Кроме того, планируется обязать управляющие компании представлять собственникам помещений ежемесячный отчет о целевом расходовании денежных средств. Предполагается, что соответствующие нормы будут применяться только к управляющим организациям, заключившим договор с теми собственниками, которые выбрали непосредственное управление многоквартирным домом (ст. 164 ЖК РФ). Законопроект, содержащий такие положения, рассматривается Госдумой.

Согласно законопроекту все суммы, поступающие от собственников, управляющая компания должна будет отражать на специально созданном общедомовом лицевом счете. Будет вестись раздельный учет этих сумм в соответствии со структурой стоимости услуг, утвержденной общим собранием собственников.

Указанные денежные средства будут переходить в собственность управляющей компании только после составления смет, актов выполненных работ (оказанных услуг) по согласованию с председателем совета многоквартирного дома, оформленному письменно. Названные акты от имени собственников также будет подписывать председатель (п. 4 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ). Законопроект не предусматривает порядка использования либо возврата денежных средств в случае, если документы не будут подписаны.

В законопроекте не уточняется, на каком праве управляющая компания будет владеть рассматриваемыми суммами до перехода денежных средств в ее собственность. В связи с этим возникает ряд вопросов. В частности, спорным является вопрос о возможности обращения взыскания на данные денежные средства по долгам управляющей компании. Также неясно, обязана ли будет последняя при неправомерном использовании указанных сумм выплачивать собственникам помещений проценты согласно ст. 395 ГК РФ.

Помимо прочего, в случае принятия законопроекта управляющая организация будет обязана ежемесячно передавать в письменном виде председателю многоквартирного дома информацию о поступлении денежных средств на общедомовый счет. Форму ее представления устанавливать не планируется. Следовательно, эти сведения будут подаваться в произвольной форме.

За нарушение указанных обязанностей управляющие организации будут нести гражданско-правовую ответственность, например возмещать собственникам жилых помещений убытки либо выплачивать договорную неустойку. При наличии в действиях руководителя управляющей компании состава преступления он может быть привлечен к уголовной ответственности за присвоение или растрату вверенных ему денежных средств (ст. 160 УК РФ), за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности (ст. 159.4 УК РФ) и т.д.

Проект Федерального закона N 388177-6
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Управляющие компании и застройщиков планируется штрафовать за нарушение правил передачи технической документации на многоквартирный дом

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, в котором предусмотрены штрафы за отказ от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом (далее - документация), а равно за уклонение от передачи указанных документов. Данные действия препятствуют управлению многоквартирным домом, поэтому за их совершение с граждан, должностных и юридических лиц предлагается взыскивать штраф. С юрлиц планируется его взимать в наиболее крупном размере - от 150 до 200 тыс. руб. Больше всего изменения коснутся застройщиков и управляющих компаний, поскольку правила передачи документации определены именно для них.

Согласно законопроекту рассматривать дела о совершении новых правонарушений будут судьи, а также должностные лица Минстроя России.

В настоящее время ответственность за нарушение правил передачи документации не установлена. В то же время на практике при ее передаче часто возникают трудности. Неоднократно соответствующие споры становились предметом судебных разбирательств (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 07.03.2013 по делу N А41-9806/12, ФАС Волго-Вятского округа от 21.07.2008 по делу N А11-9332/2007-К1-14/455). Свою позицию по данному вопросу выразил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 30.03.2010 N 17074/09, указав, что в случае смены способа управления многоквартирным домом управляющая компания должна передать новому субъекту управления техническую документацию. Ее отсутствие не освобождает от этой обязанности - виновное лицо должно восстановить документы за свой счет.

Общие правила передачи документации установлены для управляющих компаний в ч. 10 ст. 162 ЖК РФ. Детально разработанный порядок ее передачи вступил в силу 30 мая 2013 г. Он содержится в Правилах осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416; далее - Правила). В случае прекращения действия договора по управлению многоквартирным домом управляющая организация передает техническую документацию новому субъекту управления. Однако у управляющей компании не всегда имеется данная документация. Ее нет, например, если застройщик, сдавший дом в эксплуатацию, не передал соответствующие документы.

Согласно ч. 11.1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ после завершения строительства документация должна находиться у застройщика. Тем не менее ни одним нормативным актом не установлена обязанность застройщика передать всю техническую документацию управляющей компании. Для застройщика детально разработаны правила передачи только одного документа, включаемого в состав технической документации, - инструкции по эксплуатации многоквартирного дома. Она передается не управляющей компании, а иным лицам: товариществу собственников жилья, одному из собственников помещений в многоквартирном доме и органу местного самоуправления (Приказ Минрегиона России от 01.06.2007 N 45).

Возможна ситуация, когда к застройщику применяются положения разд. V Правил. В период, когда дом сдан в эксплуатацию, но орган местного самоуправления не провел конкурс по отбору постоянной управляющей организации, домом управляет либо застройщик, либо управляющая компания, привлеченная им в соответствии с договором (ч. 13 и 14 ст. 161 ЖК РФ).

Если застройщик лично управляет домом, на него распространяются все нормы, установленные Правилами, в том числе разд. V, предусматривающим порядок передачи документации. Согласно законопроекту в этом случае застройщика можно будет привлечь к административной ответственности.

Если застройщик изначально заключает договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, правила передачи документации (кроме инструкции по эксплуатации) определяются в данном договоре. В такой ситуации застройщика нельзя будет привлечь к административной ответственности за нарушение правил передачи документации.

С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте Госдумы.

∙ ГОСУДАРСТВО

Проект Федерального закона N 260123-6
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

За нарушение большинства требований, предъявляемых к защите информации, юрлиц можно будет оштрафовать на сумму до 15 тыс. руб.

Обладателей информации (например, секрета производства (ноу-хау)), операторов информационных систем и иных лиц планируется штрафовать за нарушение любых требований, предъявляемых к защите информации. Предполагается, что размер штрафа составит от 10 до 15 тыс. руб. Что касается нарушений в сфере охраны государственной тайны, за них будет взыскиваться от 15 до 20 тыс. руб.

В несколько раз возрастут штрафы за правонарушения в области защиты информации, ответственность за которые установлена в ст. 13.12 КоАП РФ на сегодняшний день. Законопроект, содержащий такие положения, принят Госдумой в третьем чтении. В случае окончательного одобрения они вступят в силу по истечении 10 дней с даты официального опубликования.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ любые сведения необходимо защищать от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных незаконных действий. Для реализации этой нормы обладатели информации и операторы информационных систем должны, в частности, обеспечивать постоянный контроль за защитой информации, принимать меры по предупреждению неблагоприятных последствий неправомерного доступа к ней. Однако привлечь данных лиц к ответственности за неисполнение таких обязанностей пока нельзя.

Статьей 13.12 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение только некоторых требований к защите информации (например, за нарушение условий, определенных в лицензии на осуществление деятельности в области защиты информации). Общего состава, позволяющего применять санкции за иные нарушения в рассматриваемой сфере, Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит. Авторы законопроекта предлагают решить эту проблему: ответственность будут нести лица, нарушившие требования к защите информации, которые установлены и на законодательном, и на подзаконном уровне.

Согласно законопроекту будут введены положения об усилении мер ответственности по специальным составам правонарушений. Так, штраф, взимаемый с организаций за нарушение условий, которые предусмотрены лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации, составит от 15 до 20 тыс. руб., за грубое нарушение - от 20 до 25 тыс. руб. При использовании несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, средств защиты информации, которые подлежат обязательной сертификации, компании могут быть оштрафованы на сумму от 20 до 25 тыс. руб.

С текстом законопроекта, подготовленным к третьему чтению, можно ознакомиться на сайте Госдумы.

Проект Федерального закона N 386407-6
"О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ)

На кредитные организации могут возложить обязанность раскрывать на своем сайте сведения об образовании и профессиональном опыте лиц, занимающих руководящие должности в данных организациях

Информация о профессиональном опыте и квалификации лиц, занимающих руководящие должности в кредитных организациях, может стать доступной на интернет-сайтах этих организаций. Порядок представления этих сведений установит Банк России. Правительство РФ внесло в Госдуму соответствующий законопроект, который в случае окончательного одобрения вступит в силу по истечении 60 дней со дня официального опубликования.

Согласно предлагаемым поправкам на сайте кредитной организации должны будут размещаться данные:

- о членах совета директоров (наблюдательного совета);

- руководителе кредитной организации (единоличном исполнительном органе, его заместителях и членах коллегиального исполнительного органа);

- главном бухгалтере и его заместителе;

- руководителях и главных бухгалтерах филиалов кредитной организации.

Раскрытию подлежат, в частности, фамилии, имена и отчества названных лиц, наименования занимаемых должностей, сведения об основном и дополнительном профессиональном образовании, о трудовой деятельности за пять лет, предшествующих дню назначения (избрания) на занимаемую должность с указанием мест работы, трудовых обязанностей и причин увольнения. Получать предварительное согласие этих лиц на распространение их персональных данных не потребуется (ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ).

Законопроект предусматривает, что все перечисленные сведения должны быть документально подтверждены. Однако в законопроекте не разъясняется порядок их подтверждения и не приводится перечень представляемых документов. Такие требования, возможно, будут установлены Банком России. В случае если уже размещенная информация изменится, организация будет обязана обновить данные на сайте в течение трех дней после получения документального подтверждения изменений.

Сейчас кредитные организации не обязаны раскрывать сведения о руководителях и иных должностных лицах. Исключение составляет информация о некоторых лицах, занимающих руководящие должности в кредитных организациях - эмитентах ценных бумаг. Такие сведения должны включаться в проспект ценных бумаг, который подлежит опубликованию.

Законопроект не предлагает установить специальные меры ответственности кредитных организаций за отсутствие указанной информации на сайте либо нарушение сроков ее размещения. Однако, если Банк России выявит нарушения данного требования, он сможет потребовать их устранить, взыскать штраф в размере до 300 тыс. руб. для банков или до 90 тыс. руб. для небанковских кредитных организаций или ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев (ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ).

Если сотрудники, занимающие руководящие должности, не представят кредитной организации подлежащую размещению информацию, с них могут быть взысканы возникшие у компании в связи с этим убытки.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное