КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 21.11.2013
"Сборник типовых
ситуаций" для бухгалтера - новые практические материалы в
КонсультантПлюс
"Сборник типовых ситуаций" - новые практические материалы для
бухгалтера в КонсультантПлюс. Типовые ситуации содержат готовый порядок
действий по основным налогам, бухгалтерскому учету типовых операций,
оформлению счетов-фактур, первичных документов и др.
Антимонопольные требования к торгам и запросам котировок,
установленные в законе о защите конкуренции, предлагается не распространять
на процедуру госзакупок
Более 50 федеральных законов планируется привести в соответствие с
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ),
большинство положений которого вступает в силу 1 января 2014 г. В частности,
устранены противоречия между Законом N 44-ФЗ и Федеральным законом от
18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - Закон N 223-ФЗ) относительно закупок,
осуществляемых бюджетными учреждениями. Такой законопроект был принят
Госдумой в первом чтении. В случае окончательного одобрения его положения
начнут действовать одновременно с Законом N 44-ФЗ.
Согласно законопроекту антимонопольные требования к торгам и запросам
котировок, установленные ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(далее - Закон о защите конкуренции), не будут действовать в отношении
проводимых согласно Закону N 44-ФЗ торгов и запросов котировок.
В настоящее время Закон о защите конкуренции содержит ряд антимонопольных
требований к торгам и запросам котировок: запрет нарушать порядок
определения победителя, запрет на участие организаторов торгов, запроса
котировок, заказчиков и (или) их работников в проводимых ими процедурах и
др. Действие данных положений распространяется в том числе на
госзакупки.
Согласно законопроекту ст. 17 Закона о защите конкуренции не будет
применяться в отношении торгов и запросов котировок, осуществляемых в
соответствии с Законом N 44-ФЗ. Указанные выше противоправные действия будут
рассматриваться как нарушение Закона N 44-ФЗ. Однако является спорным
вопрос, можно ли за это привлечь должностных лиц заказчиков к
ответственности по ст. 14.9 КоАП РФ. С одной стороны, если рассматривать
Закон N 44-ФЗ в качестве нормативно-правового акта, входящего в состав
антимонопольного законодательства (ч. 1 ст. 2 Закона о защите конкуренции),
то данные лица должны нести ответственность по названной статье. С другой
стороны, существует позиция, согласно которой привлечь к ответственности по
ст. 14.9 КоАП РФ можно только за нарушение требований, установленных Законом
о защите конкуренции. Как суды, так и антимонопольные органы при
рассмотрении дел по указанной статье о нарушениях законодательства о
госзакупках ссылаются на Закон о защите конкуренции как антимонопольное
законодательство (см., например, Постановления ФАС Московского округа от
22.10.2013 по делу N А40-134706/12-152-902, ФАС Центрального округа от
13.09.2012 по делу N А08-7244/2011).
В ст. ст. 7.29 - 7.32 КоАП РФ, предусматривающих ответственность за
нарушение правил госзакупок, содержатся термины, которые используются в
Законе N 94-ФЗ, и прямые отсылки к нему. Положения о приведении статей
Кодекса РФ об административных правонарушениях в соответствие с Законом N
44-ФЗ в законопроекте отсутствуют. Если до 1 января 2014 г. не будут
разработаны и приняты дополнительные поправки, привлечь должностных лиц
заказчика за нарушение правил госзакупок по указанным статьям также будет
нельзя.
Бюджетные учреждения смогут руководствоваться Законом N 223-ФЗ
при осуществлении некоторых видов закупок
Большая часть поправок, предлагаемых в законопроекте, имеет технический
характер (замена терминов, отсылочных норм). Если они не будут внесены до 1
января 2014 г., может сложиться ситуация, когда нормы, отсылающие к
Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ, который утратит силу, нельзя
будет применять на практике. Кроме того, устранены некоторые противоречия
между Законом N 44-ФЗ и иными законами.
Так, Закон N 44-ФЗ позволяет бюджетным учреждениям, которыми разработаны
положения о закупке, осуществлять некоторые виды закупок с учетом норм
Закона N 223-ФЗ. В то же время в ст. 1 Закона N 223-ФЗ приведен
исчерпывающий перечень субъектов, на которые распространяется его действие.
Бюджетные учреждения к ним не относятся. Следовательно, для устранения
данного противоречия необходимо внести изменения в Закон N 223-ФЗ. Именно
такие поправки содержатся в рассматриваемом законопроекте. В случае его
принятия положения названного Закона будут применяться и к бюджетным
учреждениям.