КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 18.11.2013
В "Конструктор
договоров" добавлены новые договоры
В "Конструктор договоров", инструмент создания проектов
договоров и их экспертизы в КонсультантПлюс, включены новые виды
договоров:
- субподряда;
- оказания платных образовательных услуг (услуг по обучению);
- государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров;
- государственный (муниципальный) контракт на оказание услуг.
Теперь в Конструкторе представлены 25 видов договоров.
Проект Федерального закона N 319967-6 "О внесении
изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта
Российской Федерации" и Федеральный закон "О железнодорожном
транспорте в Российской Федерации"
Владельцев грузовых железнодорожных вагонов и
перевозчиков могут обязать оплачивать простой вагонов на путях общего
пользования
У участников перевозочного процесса (перевозчиков, грузоотправителей,
грузополучателей, владельцев вагонов) может появиться обязанность платить
владельцам железнодорожной инфраструктуры за предоставление путей общего
пользования, если такие пути заняты вагонами, участвующими в перевозках,
либо порожними вагонами после разгрузки. Условия оплаты будут зависеть от
того, связано ли нахождение вагонов на путях с осуществлением перевозок.
Данные изменения содержит законопроект, который Госдума приняла в первом
чтении.
Вынужденное размещение вагонов на путях общего пользования в рамках
перевозочного процесса может стать платным
За нахождение вагонов на путях общего пользования владельцы
инфраструктуры будут взимать с перевозчиков плату, если такие вагоны при
перевозке простаивают по причинам, независящим от владельца инфраструктуры
(плата за простой вагонов в перевозочном процессе). Например, это возможно,
если вагоны ожидают погрузки, выгрузки, находятся под таможенными
процедурами.
В законопроекте предусмотрено четыре случая, когда перевозчик оплачивает
занятие железнодорожных путей. Если в этих ситуациях вагоны простаивают на
путях общего пользования не по вине перевозчика, а по причинам, зависящим от
грузоотправителей, грузополучателей или владельцев путей необщего
пользования, то указанные лица должны будут компенсировать расходы
перевозчика на оплату простоя вагонов, а также все связанные с этим
затраты.
В ряде случаев, прямо перечисленных в законопроекте, грузоотправители,
грузополучатели и владельцы железнодорожных путей необщего пользования будут
освобождены от оплаты простоя вагонов на путях общего пользования. В
частности, простой не оплачивается, если вагоны не приняты к перевозке по
зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры причинам,
установленным в ст. 29 Устава железнодорожного транспорта РФ.
Размер платы за простой вагонов в перевозочном процессе в законопроекте
не указан. Он будет устанавливаться соглашениями между сторонами, если иное
не предусмотрено законодательством РФ.
Характер договорных отношений при перевозке определяется в зависимости от
того, владеет перевозчик объектами инфраструктуры или нет. Если перевозчик и
владелец инфраструктуры являются разными лицами, то для перевозки
заключается два договора: договор перевозки между грузоотправителем и
перевозчиком и договор об использовании инфраструктуры между перевозчиком и
владельцем инфраструктуры. Если перевозчик одновременно является владельцем
инфраструктуры, то грузоотправителю достаточно заключить с таким
перевозчиком договор перевозки.
В законопроекте не предусмотрено обязанности изменять содержание ранее
заключенных договоров, связанных с перевозками грузов железнодорожным
транспортом. В связи с этим пока не решенным остается вопрос, как должна
будет рассчитываться плата за занятие путей общего пользования до внесения
изменений в договоры.
За длительный простой порожних вагонов в местах общего пользования после
их разгрузки плата будет взиматься в пятикратном размере
Помимо платы за простой вагонов на путях общего пользования во время
перевозки планируется также взимать плату за простой порожних вагонов на
путях или в местах общего пользования уже после разгрузки (плата за простой
вагонов вне перевозочного процесса). Данная плата будет взиматься с
владельцев вагонов, если вагоны находятся на путях или в местах общего
пользования по причинам, зависящим от их владельцев.
Если владелец грузовых железнодорожных вагонов не является перевозчиком,
то он будет обязан либо убрать вагоны с железнодорожных путей общего
пользования в течение 24 ч. с момента выгрузки груза, либо повторно
предъявить вагоны для перевозки. Владелец вагонов может убрать их с путей
общего пользования самостоятельно или поручить это грузополучателю.
Если через 24 ч. порожние вагоны останутся на путях общего пользования,
то владелец таких вагонов будет обязан внести владельцу инфраструктуры плату
за все время нахождения вагонов на путях вне перевозочного процесса.
Положений о размере этой платы в законопроекте не содержится, размер должен
будет определяться соглашениями сторон. Основания для освобождения от оплаты
простоя вагонов на путях общего пользования вне перевозочного процесса будут
такими же, как и для освобождения от оплаты простоя в рамках перевозочного
процесса.
Специальная ответственность установлена для случаев, когда вагоны будут
занимать не пути общего пользования, а места общего пользования (склады,
участки путей, используемые для погрузки). За простой вагонов в местах
общего пользования в течение трех и более суток владелец инфраструктуры
будет взимать с владельца вагонов плату за их простой вне перевозочного
процесса в пятикратном размере за каждые последующие сутки после трех суток
с момента выгрузки грузов (контейнеров). Оснований для освобождения от
оплаты простоя вагонов в местах общего пользования в законопроекте не
предусмотрено.
Вопрос о том, кто является владельцем вагона, будет разрешаться в
зависимости от содержания транспортной железнодорожной накладной на
перевозку груза. В соответствии с образцами заполнения таких накладных
владельцем вагонов может быть перевозчик либо грузоотправитель (Приказ МПС
России от 18.06.2003 N 39 "Об утверждении Правил заполнения
перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным
транспортом").
Действующая редакция Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" также
обязывает перевозчика вносить владельцу инфраструктуры плату за нахождение
порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования, если это не
связано с процессом перевозки (ст. 53). Однако данная норма не применяется,
если на путях общего пользования находятся вагоны лиц, не являющихся
перевозчиками (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от
05.08.2010 по делу N А55-17340/2009).
С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте
Госдумы.