Представление ложной информации для расчета
"оборотного" штрафа будет грозить его доначислением
4 декабря вступают в силу поправки к Кодексу РФ об административных
правонарушениях. Согласно этим поправкам он будет дополнен двумя
самостоятельными составами административных правонарушений, касающихся
представления информации в ФАС России. Также Закон N 285-ФЗ уточняет порядок
определения некоторых штрафов за нарушение антимонопольного
законодательства.
Непредставление в ФАС России информации для расчета
административного штрафа будет самостоятельным составом административного
правонарушения
Сейчас если организация не сообщит антимонопольной службе сведения,
необходимые для расчета "оборотного" штрафа (т.е. штрафа, который
рассчитывается исходя из выручки нарушителя), то ей грозит штраф в размере
от 300 до 500 тыс. руб. (ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ). В ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ
установлена общая норма об ответственности за нарушение правил представления
сведений в ФАС России.
В соответствии с Законом N 285-ФЗ изменяется размер штрафа за нарушение
порядка представления информации, необходимой для расчета
"оборотного" штрафа. Если организация не сообщила по запросу ФАС
России необходимые сведения либо сообщила их несвоевременно, не в полном
объеме или представила заведомо недостоверные сведения, то ей будет грозить
штраф в размере от 100 до 500 тыс. руб. (ч. 7 ст. 19.8 КоАП РФ в редакции
Закона N 285-ФЗ). Также это обстоятельство будет отягчающим при назначении
антимонопольным органом наказаний за правонарушения, предусмотренные ст. ст.
14.31 и 14.32 КоАП РФ.
Если недостоверность представленных сведений выяснится уже после того,
как организацию оштрафовали, то размер штрафа будет рассчитываться иначе -
вместо определенной законом суммы нарушитель заплатит разницу между штрафом,
который должен был быть установлен в соответствии с реальными данными, и
штрафом, который был назначен (ч. 8 ст. 19.8 КоАП РФ в редакции Закона N
285-ФЗ), но не менее двукратного и не более десятикратного размера
наложенного административного штрафа.
Таким образом, минимальный размер штрафов за нарушение требований о
предоставлении сведений, необходимых для расчета "оборотного"
штрафа, будет законодательно снижен с 300 до 100 тыс. руб.
Однако на практике назначаемые штрафы за такие правонарушения могут даже
вырасти. Объясняется это тем, что сейчас суд или антимонопольный орган за
правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, может назначить штраф
в размере ниже законодательно установленного минимального предела. Такая
возможность появилась в связи с принятием Постановления Конституционного
Суда РФ от 17.01.2013 N 1-П. Арбитражные суды руководствуются позицией
Конституционного Суда РФ и снижают минимально возможное наказание по данному
составу правонарушения до 100 тыс., 50 тыс., а иногда и до 30 тыс. руб.
(см., например, Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 14.02.2013 N 17АП-542/2013-АК по делу N А50-21094/2012, Третьего
арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 по делу N А33-12959/2012,
Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по делу N
А56-54918/2012).
После опубликования названного Постановления Конституционного Суда РФ
лица, привлеченные к административной ответственности за совершение иных
правонарушений, пытались применить его положения к другим статьям Кодекса РФ
об административных правонарушениях и таким образом добиться снижения
штрафа. Однако арбитражные суды не пошли по пути расширительного толкования
данного Постановления (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского
округа от 13.09.2013 по делу N А46-32415/2012, ФАС Поволжского округа от
07.02.2013 по делу N А65-16235/2012).
Можно сделать вывод, что действие рассматриваемого Постановления
Конституционного Суда РФ не будет распространяться на новые самостоятельные
составы правонарушений, введенные Законом N 285-ФЗ. Соответственно, суд не
сможет при назначении наказания выйти за предельно установленную минимальную
границу.
Для лиц, которые нарушат антимонопольный запрет на координацию
экономической деятельности, "оборотные" штрафы заменят на
фиксированные
В соответствии с Законом N 285-ФЗ изменяются правила исчисления штрафов
за незаконную координацию экономической деятельности (ч. 2 ст. 14.32 КоАП
РФ). Вместо "оборотных" штрафов, исчисляемых исходя из размеров
выручки от реализации товара на рынке, на котором совершено правонарушение,
теперь будут налагаться штрафы в фиксированном размере: от 1 до 5 млн
руб.
По мнению некоторых исследователей,
применять "оборотные" штрафы в качестве меры ответственности за
незаконную координацию экономической деятельности невозможно, исходя из
самого определения "координации экономической деятельности".
Обязательным условием координации экономической деятельности является то,
что координатор не ведет деятельность на товарном рынке, на котором
осуществляются согласованные действия хозяйствующих субъектов (п. 14 ст. 4
Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите
конкуренции"). Соответственно, для него невозможно рассчитать размер
штрафа. Поправки, содержащиеся в Законе N 285-ФЗ, изменяют эту
ситуацию.
"Оборотные" штрафы смогут рассчитываться исходя из
расходов на приобретение товаров, работ и услуг, а не только исходя из
доходов, полученных от их реализации
В действующей редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях
предписано рассчитывать "оборотные" штрафы исходя из размеров
выручки на товарном рынке.
Согласно Закону N 285-ФЗ по двум составам административных правонарушений
(ч. 2 ст. 14.31 и ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ) допускается возможность назначать
штраф либо в размере доходов, либо в размере расходов правонарушителя на
приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено
административное правонарушение. Расходы будут определяться в соответствии
со ст. ст. 254 и 268 НК РФ.
В Законе N 285-ФЗ не определено, в каком случае размер
"оборотного" штрафа должен рассчитываться исходя из доходов,
полученных от реализации товаров, работ (услуг), а в каком случае - исходя
из расходов на их приобретение. После вступления в силу данные правила
расчета штрафов будут равнозначны, а следовательно, они могут быть применены
по выбору лица, привлекающего нарушителя к ответственности. Вероятно, ФАС
России разъяснит, в каком случае будет применяться новая формула расчета
"оборотного" штрафа.