Мобильное приложение КонсультантПлюс для iPhone/iPad и Android-устройств
Бесплатное приложение "КонсультантПлюс: основные документы" выпущено для iPhone/iPad и Android-устройств. Приложение содержит кодексы РФ, основные правовые акты федерального законодательства, обзоры новых документов и справочную информацию.
Разработан новый порядок проведения государственной экспертизы условий труда
Минтруд России представил подготовленный им Проект приказа от 20.07.2012 ''Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации и перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы)'' (далее - Проект). С текстом документа можно ознакомиться на официальном интернет-сайте Минздрава России (http://www.minzdravsoc.ru/)
[1]. Проект содержит положения о новом порядке проведения госэкспертизы условий труда. Помимо этого предлагается утвердить перечень документов, которые представляются на такую экспертизу. Обратим внимание, что до настоящего времени этот перечень на федеральном уровне не определен.
Предполагается, что в случае принятия рассматриваемого документа новый порядок проведения государственной экспертизы условий труда заменит ныне действующий, установленный Правительством РФ в 2003 г.
На сегодняшний день государственная экспертиза условий труда (далее - экспертиза) проводится в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 216.1), а также положением о ее проведении (далее - Положение) [2]. Необходимость принятия нового порядка проведения экспертизы обусловлена тем, что в соответствии с п. 5.2.14 Положения о Минтруде России [3] определение такого порядка отнесено к полномочиям министерства.
Основания проведения экспертизы
В соответствии с Проектом экспертиза проводится на основании обращений работодателей (их объединений) и работников (уполномоченных ими представительных органов). Если заявителем является работник, то экспертиза осуществляется в отношении условий труда на его рабочем месте.
Помимо перечисленных субъектов с требованием о проведении экспертизы вправе обратиться органы исполнительной власти, профсоюзы (их объединения), органы ФСС России, судебные органы.
Объекты, в отношении которых проводится экспертиза
Проект предполагает установление определенных требований к проведению экспертизы. Как и в настоящее время, она будет осуществляться органами госэкспертизы (далее также - уполномоченные органы): в отношении организаций, подведомственных органам исполнительной власти РФ, - Федеральной службой по труду и занятости (Роструд), а в отношении иных работодателей (за исключением физлиц, не являющихся ИП) - органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.
Объектами экспертизы являются:
- качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- правильность предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- фактические условия труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
В сферу действия Проекта не попадает экспертиза, проводимая в целях оценки соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов государственным нормативным требованиям охраны труда. Она будет осуществляться в порядке, установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности. Экспертиза с целью оценки соответствия проектов производства и внедрения новой техники, новых технологий требованиям безопасности будет производиться в порядке, установленном
законодательством РФ о техническом регулировании. Отметим, что действующее Положение такого деления не предусматривает.
Представляемые на экспертизу документы
Согласно Проекту для проведения экспертизы следует направить в уполномоченный орган соответствующее заявление с указанием сведений, перечисленных в п. 15 Проекта. К нему необходимо приложить документацию и материалы, состав которых зависит от объекта экспертизы. Так, если будет оцениваться качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, то заявитель обязан представить документы, перечисленные в разделе I Перечня (приказ о создании аттестационной комиссии, перечень рабочих мест, подлежащих аттестации
и др.). В отношении иных объектов экспертизы список необходимых документов определен в разделах II и III Перечня.
Если документация и материалы, предусмотренные Перечнем, не были представлены заявителем, то орган госэкспертизы запрашивает их у работодателя, в отношении рабочих мест которого проводится экспертиза. Исключение составляют случаи, когда сам работодатель является заявителем. Если необходимые документы находятся у компетентных органов, орган госэкспертизы может получить их по межведомственным запросам.
Как уже было отмечено, перечень документов, представляемых на экспертизу, на федеральном уровне до сих пор не определен, хотя требование об этом установлено действующим Положением. На данный момент отдельные перечни утверждены в субъектах РФ [4]. Представляется, что в сложившейся ситуации региональные органы исполнительной власти обладают широкими полномочиями по составлению таких документов, ведь на более высоком уровне требования к их содержанию не определены. В связи с этим
предлагаемый Проектом единый государственный перечень представляемых на экспертизу документов позволит унифицировать процедуру их подачи во всех регионах РФ, а также минимизирует возможные риски.
Порядок проведения экспертизы
Экспертиза проводится либо госэкспертом, либо экспертной комиссией, причем право первого на участие в ней ограничено. Он не может осуществлять указанный вид деятельности, если ее результаты представляют для него имущественный или иной личный интерес. Например, если в подготовке документации, представленной на экспертизу, участвовали члены его семьи.
Порядок действий при проведении экспертизы определен в п. 20 Проекта. Так, по результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов госэксперт (экспертная комиссия) принимает решение о проведении экспертизы либо об отказе в ее проведении по основаниям, указанным в п. 22 Проекта. Заявитель после устранения нарушений, в связи с которыми ему было отказано в проведении экспертизы, вправе повторно обратиться с соответствующим заявлением.
Экспертиза не ограничивается проверкой и оценкой предоставленных материалов и документации. При необходимости могут проводиться измерения, наблюдения и расчеты с привлечением аккредитованных исследовательских лабораторий.
Срок экспертных работ обусловлен их трудоемкостью (с учетом объема предоставленных документов), однако не должен превышать 30 календарных дней со дня регистрации заявления. При запросе дополнительных документов и материалов или необходимости проведения дополнительных измерений он может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.
По окончании экспертизы составляется экспертное заключение, требования к которому определены п. п. 37 - 40 Проекта в зависимости от объекта экспертизы. В настоящее время форма экспертного заключения приведена в Приложении N 1 к Рекомендациям [5].
Заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Оно составляется в двух экземплярах, подписывается госэкспертом (членами экспертной комиссии) и утверждается руководителем органа госэкспертизы.
Далее один экземпляр экспертного заключения вместе с прошедшими экспертизу документацией и материалами направляется заявителю. Также руководитель органа госэкспертизы направляет копии заключения работодателю (если он не являлся заявителем) и аттестующей организации, а при наличии запроса - органам исполнительной власти, в профессиональные союзы и их объединения, организации, оказывающие услуги в области охраны труда, саморегулируемые организации, объединяющие организации, оказывающие услуги в области охраны
труда.
Заявитель, работодатель (если он не являлся заявителем), аттестующая организация в случае несогласия с заключением вправе обжаловать его в судебном порядке.
Экспертиза будет проводиться без взимания платы.
Реестр заключений экспертизы
Проектом предлагается создание реестра выданных заключений, который будет вести орган госэкспертизы. Информация, содержащаяся в таком реестре, будет передаваться на электронном носителе в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. Сведения из реестра по отдельным запросам будут предоставляться органам исполнительной власти, профессиональным союзам и их объединениям, организациям, оказывающим услуги в области охраны труда, саморегулируемым организациям, объединяющим организации, оказывающие услуги
в области охраны труда.
[1] Обращаем внимание, что в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Минздравсоцразвития России преобразовано в Минздрав России и Минтруд России. Однако интернет-сайт пока не переименован.
[2] Положение о проведении Государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 N 244).
[3] Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610).
[4] См., например, Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 20.06.2011 N 178 "Об утверждении Административного регламента Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по организации и осуществлению государственной экспертизы условий труда" (Приложение N 3);
Приказ комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 25.07.2011 N 37 "Об утверждении Административного регламента предоставления комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда" (Приложение N 2);
Приказ Департамента труда и занятости населения Томской области от 30.06.2011 N 98 ''Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Томской области предоставления государственной услуги осуществления государственной экспертизы условий труда'' (Приложение N 3).
[5] Рекомендации по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации (утв. Постановлением Минтруда РФ от 30.11.2000 N 86).