В сфере ЖКХ предлагается создать государственную информационную систему
Минрегион России подготовил Проект федерального закона ''О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства'' (далее - Проект). Данный документ размещен на официальном сайте министерства.
Проект предполагает создание государственной информационной системы в сфере ЖКХ (далее - ГИС), которая позволит, в частности, рассчитать стоимость услуг ЖКХ и произвести их оплату, направить заявления и жалобы по вопросам предоставления коммунальных услуг. При помощи ГИС также можно будет получить в электронной форме информацию о жилом и нежилом фондах, поставщиках коммунальных услуг, показаниях индивидуальных и общедомовых приборов учета и др. Ввести ГИС в действие планируется с 1 июня 2013 г.
Создание ГИС
В соответствии с Проектом ГИС представляет собой совокупность документированной информации, информационных технологий и технических средств, предназначенных для обработки этой информации. Предполагается, что издаваемым на основе Проекта федеральным законом, а также иными федеральными законами будет установлено, какая именно информация должна содержаться в ГИС. Перечень сведений, обязательных к размещению в ГИС, определит Правительство РФ.
Создавать ГИС, обеспечивать ее функционирование и обрабатывать предоставляемую информацию будет оператор ГИС - организация с государственным участием не менее 51 процента. Требования к такому оператору также установит Правительство РФ. Выбирать оператора, заключать с ним соглашение о создании, развитии и эксплуатации ГИС, а также контролировать его работу будет Минрегион России или Госстрой.
Предоставлять информацию, необходимую для включения в ГИС, будут государственные и частные поставщики такой информации. Согласно Проекту указанная деятельность должна осуществляться безвозмездно. Функции государственных поставщиков возлагаются на органы исполнительной власти РФ и ее субъектов, органы местного самоуправления, а также на государственные внебюджетные фонды. Частными поставщиками будут организации и предприниматели, осуществляющие:
- предоставление коммунальных услуг и ресурсов;
- предоставление услуг по управлению жилым и нежилым фондом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;
- государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов жилищного фонда;
- расчеты с гражданами за коммунальные услуги, а также за услуги (работы) по содержанию и капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Сведения, которые должны предоставлять государственные поставщики информации, указаны в ст. 6 Проекта. Организации и предприниматели, осуществляющие предоставление коммунальных услуг и ресурсов, услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, управление жилым и нежилым фондом, будут направлять оператору ГИС:
- электронные паспорта многоквартирных и жилых домов. Предполагается, что форму и содержание таких документов утвердит Минрегион России или Госстрой;
- обязательные к размещению в ГИС сведения, перечень которых определит Правительство РФ (к ним относится, в частности, информация о заключении договоров на предоставление коммунальных услуг, порядке формирования коммунальных платежей, проведении мероприятий по энергосбережению, техническом состоянии многоквартирных домов).
Порядок предоставления сведений, подлежащих размещению в ГИС, также установит Правительство РФ.
Использование ГИС
Сведения ГИС могут использоваться органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления, организациями, предпринимателями, физическими лицами для обеспечения реализации жилищных прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг, а также для осуществления контроля в сфере ЖКХ. Порядок доступа к такой информации определит Правительство РФ.
В электронном виде будет предоставляться, например, информация о начислениях за коммунальные услуги. Посредством ГИС будет производиться расчет стоимости коммунальных услуг, подлежащей уплате, а при необходимости - ее перерасчет (при предъявлении потребителем претензий, связанных с недопоставкой или некачественной поставкой услуг, а также с временным отсутствием потребителя по месту регистрации). По запросу граждан ГИС будет использоваться при исчислении размера предоставляемых субсидий и льгот. Перечислить
коммунальные платежи также можно будет через ГИС. Кроме того, предполагается, что с помощью ГИС будут вестись реестр поставщиков коммунальных услуг, услуг по содержанию и капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, реестр аварийного жилищного фонда, справочник мер социальной поддержки, оказываемой отдельным гражданам в сфере оплаты коммунальных услуг, и др.
Ответственность
Согласно Проекту поставщики информации, не предоставившие сведения оператору ГИС или предоставившие их несвоевременно, в неполном объеме либо в искаженном виде, будут привлекаться к ответственности. В связи с этим Кодекс РФ об административных правонарушениях предлагается дополнить новой нормой, текст которой приведен в проекте о внесении изменений [1]. Так, за направление оператору ГИС недостоверной информации может взыскиваться штраф в размере от 3000 до 5000 руб. Аналогичное наказание могут понести должностные
лица, ответственные за предоставление информации, при нарушении ими порядка подачи сведений.
Обратим внимание, что Проект предполагает привлечение к ответственности за указанные нарушения не только должностных лиц, но и организаций. Однако остается неясным, какие механизмы воздействия можно будет применить к организациям, если они не предоставят в ГИС необходимую информацию или предоставят ее не в полном объеме либо с нарушением установленного срока. Данный вопрос авторами проекта о внесении изменений пока не рассматривался.
Контроль за информацией в Интернете предлагается ужесточить
11 июля Госдума приняла во втором и третьем чтении Законопроект N 89417-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект).
Законопроект содержит поправки к трем федеральным законам:
- от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Закон о защите детей);
- от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации);
- от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).
Больше всего изменений предлагается внести в Закон о защите детей, который вступит в силу только с 1 сентября 2012 г. Изменения, которые могут быть внесены в Закон об информации, меньше по объему, но очень важны для владельцев интернет-сайтов, поскольку касаются правил ограничения доступа к информации, размещенной в сети Интернет. Поправки к Закону о связи носят технический характер (они связаны с поправками к Закону об информации), поэтому в данной статье не освещены.
1) Ожидаемые изменения Закона о защите детей
Законопроект предусматривает следующие блоки поправок к Закону о защите детей:
- поправки, уточняющие правила использования знака информационной продукции (сообщающего об ограничении ее распространения среди детей);
- поправки, изменяющие правила проведения экспертизы информационной продукции.
Знак информационной продукции
Напомним, что в соответствии с Законом о защите детей оборот (предоставление и (или) распространение) определенных категорий информационной продукции допускается только при условии, что она маркирована знаком информационной продукции. Это правило распространяется на информационную продукцию, которая содержит сцены насилия, побуждает детей к совершению противоправных деяний, вызывает страх или панику, содержит бранные слова, а также на иную, которая может повредить нравственному развитию ребенка.
Законопроект определяет, что собой будет представлять знак информационной продукции: цифры (0, 6, 12, 16 или 18 - в зависимости от категории информационной продукции) и знак "+".
Также в Законопроекте установлены требования к текстовому предупреждению об ограничении распространения информационной продукции среди детей. Такие требования сформулированы в отношении всех категорий информационной продукции, за исключением предназначенной для детей до шести лет. Законом о защите детей предписано, что текстовое предупреждение может появляться либо вместе со знаком информационной продукции, либо вместо него.
Текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции среди детей должно быть сделано на русском языке. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", могут использоваться также государственные языки республик, находящихся в составе РФ, другие языки народов РФ или иностранные языки.
Если Законопроект будет принят, изменятся правила применения знака информационной продукции и текстового предупреждения при распространении информационной продукции посредством телевещания и радиовещания.
При распространении посредством телевещания информационная продукция, которая содержит информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, должна сопровождаться демонстрацией знака информационной продукции в углу кадра в начале трансляции телепрограммы и телепередачи, а также при каждом возобновлении трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).
При распространении посредством радиовещания такая информационная продукция должна в начале трансляции сопровождаться сообщением об ограничении ее распространения среди детей (кроме радиопередач, транслируемых в прямом эфире).
Порядок демонстрации знака информационной продукции и сообщения об ограничении распространения информационной продукции среди детей будет устанавливать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.
Законопроект уточняет правила контроля за распространением информации в Интернете. Наиболее существенные изменения в этом направлении Законопроект вносит в Закон об информации, однако некоторые поправки будут внесены и в Закон о защите детей.
Сетевые издания тоже будут обязаны публиковать знак информационной продукции, размещая информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей. Законопроект предусматривает одно исключение для таких сайтов: знак информационной продукции может отсутствовать в комментариях, оставленных читателями сетевого издания. Для сайтов, не зарегистрированных в качестве СМИ, обязанность маркировать свои материалы таким знаком не установлена, однако они смогут делать это на добровольной основе.
Законопроект предлагает изменить правила контроля за доступом к информации, которая распространяется посредством Интернета или иных информационно-телекоммуникационных сетей в местах, доступных для детей. Как ожидается, различные меры защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, будут применять лица, организующие доступ к Интернету (иным сетям) в таких местах. Отметим, что согласно настоящей редакции Закона о защите детей предполагается, что технические и программно-аппаратные
средства защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в местах коллективного доступа должны обеспечивать операторы связи.
Экспертиза информационной продукции
Если Законопроект будет принят, изменятся правила проведения экспертизы информационной продукции. В соответствии с актуальной редакцией Закона о защите детей экспертиза проводится по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Законопроект предлагает проводить экспертизу на основании договора с заинтересованным лицом, которым могут быть как органы государственной власти и местного самоуправления, так и юридические лица или индивидуальные предприниматели.
При этом изменятся правила оплаты экспертизы. Сейчас Законом о защите детей предусмотрено, что порядок возмещения расходов, связанных с проведением экспертизы информационной продукции, должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. В Законопроекте же указано, что оплата услуг экспертов и понесенных ими расходов осуществляется за счет заказчика экспертизы.
Максимальный срок проведения экспертизы уменьшен с девяноста до тридцати дней.
Установлено также, что информацию о проведенной экспертизе и ее результатах федеральный орган исполнительной власти будет размещать на своем официальном интернет-сайте.
2) Ожидаемые изменения Закона об информации
Существенные поправки предполагается внести в Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ). В нем будут закреплены определения таких понятий, как "сайт в сети Интернет", "страница сайта в сети Интернет", "доменное имя", "сетевой адрес", "владелец сайта" и "провайдер хостинга".
При этом определение понятия "владелец сайта" сформулировано достаточно широко. Владельцем сайта в сети Интернет будет признаваться лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети Интернет, в том числе порядок размещения информации на таком сайте.
Также в Закон N 149-ФЗ предполагается внести нормы о создании и ведении Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - реестр). Вся информация, содержащаяся в реестре, будет обозначаться далее в статье как "сведения, позволяющие идентифицировать сайт (страницу сайта)".
Основаниями для включения в реестр сведений, позволяющих идентифицировать сайт (страницу сайта), будут либо решения уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, либо решение суда о признании информации запрещенной к распространению.
При этом Законопроект содержит ограниченный перечень видов информации, распространяемых посредством сети Интернет, в отношении которых указанные органы исполнительной власти могут выносить решение о включении в реестр:
а) материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информацию о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства.
Если сайты (страницы сайтов) содержат информацию иного рода, то сведения, позволяющие идентифицировать такие сайты (страницы сайтов), могут быть включены в реестр только на основании вступившего в законную силу решения суда о признании информации запрещенной к распространению.
После принятия решения о включении сведений о сайте (странице сайта) в реестр владелец сайта уведомляется об этом, после чего у него есть сутки на то, чтобы самостоятельно удалить информацию, запрещенную к распространению в РФ. Если он этого не сделает, сведения о его сайте (странице сайта) будут внесены в реестр и доступ ко всему сайту будет принудительно ограничен провайдером хостинга, а в случае бездействия последнего - оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к Интернету. С момента
включения сведений о сайте (странице сайта) в реестр до момента принудительного ограничения доступа должно пройти не более трех суток.
В Законе о связи предлагается закрепить обязанность оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к Интернету, ограничивать и возобновлять доступ к информации в соответствии с Законом об информации.
В случае одобрения Законопроекта поправки в Закон о защите детей вступят в силу со дня официального опубликования, а поправки в Закон об информации и Закон о связи - с 1 ноября 2012 г.