Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 11.07.2012


КонсультантПлюс Правовые новости. Коротко о важном
Выпуск от 11.07.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Проект Федерального закона N 89417-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты РФ"


Правовые новости. Специальный выпуск
"Правовое регулирование негосударственной экспертизы в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий"

 

Как известно, 1 апреля 2012 г. вступили в силу некоторые поправки к Градостроительному кодексу РФ, внесенные Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ. В со! ответствии с ними в России появились две самостоятельные системы экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий - государственная и негосударственная. Теперь заключения обеих экспертиз имеют одинаковую юридическую силу при получении разрешения на строительство объекта. Застройщики и технические заказчики могут выбирать государственную или негосударственную экспертную организацию, за исключением случаев, когда в отношении определенных объектов капитального строительства Градостроительным кодексом РФ предусмотрено проведение обязательной госэкспертизы.

Ранее действовавшим законодательством проведение негосударственной экспертизы было предусмотрено только для случаев, если застройщик принимает решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на такую экспертизу. Однако это не снимало с него обязанности обращаться с требованием о проведении госэкспертизы, если она была обязательной. После внесения соответствующих изменений в Градостроительный кодекс РФ негосударственная экспертиза стала альтернативой государственной.

Негосударственная экспертиза по-прежнему должна проводиться только аккредитованными организациями. Однако требования, которым должны соответствовать такие организации для получения аккредитации, изменились.

В настоящей статье рассмотрены вопросы проведения негосударственной экспертизы в связи с внесенными в Градостроительный кодекс РФ изменениями.

 

Возможность проведения негосударственной экспертизы

 

В соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для получения разрешения на строительство объекта проводится экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Ее могут осуществлять как государственные, так и негосударственные экспертные организации. Застройщик сам выбирает экспертную организацию, за исключением тех случаев, когда объект капитального строительства включен в перечень объектов, в отношении которых должна проводиться государственная экспертиза (п. 5.1 ст. 6, ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ).

Если же обязательного проведения экспертизы в отношении объекта капитального строительства не требуется (ч. 2, 3, 3.1 ст. 49 ГрК РФ), то застройщик (технический заказчик) может по своей инициативе направить проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий как на государственную, так и на негосударственную экспертизу.

 

Требования к организациям - претендентам на получение права проведения негосударственной экспертизы

 

Как уже было отмечено, застройщик (технический заказчик) в определенных случаях может направить проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий в организацию, аккредитованную на право проведения негосударственной экспертизы. Условия аккредитации таких организаций определены в ч. 2 ст. 50 ГрК РФ.

Так, организация - претендент на получение права проведения негосударственной экспертизы должна соответствовать следующим критериям:

- наличие по месту основной деятельности не менее пяти работников, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или экспертизы результатов инженерных изысканий. Перечень направлений деятельности указанных экспертов, а также требования к содержанию этих направлений установлены Приказом Минрегиона России от 27.03.2012 N 127 <*>;

--------------------------------

<*> Приказ Минрегиона России от 27.03.2012 N 127 "Об утверждении перечня направлений деятельности экспертов и требований к содержанию данных направл! ений для получения юридическим лицом аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий" (зарегистрирован в Минюсте России 28.04.2012 N 24006).

 

- наличие сайта в сети Интернет;

- наличие регламента проведения негосударственной экспертизы, утвержденного руководителем организации и размещенного на ее сайте (например, Регламент проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденный Приказом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 24.04.2012 N 220 <*>).

--------------------------------

<*> С текстом указанного Регламента можно ознакомиться по ссылке http://static.consultant.ru/obj/file/doc/rostechinventar_220612.pdf

 

Обратим внимание, что перечисленные условия являются нововведением. Ранее для получения организацией права на проведение негосударственной экспертизы проектной документации было необходимо наличие работников, соответствующих определенным требованиям к квалификации и стажу работы <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 4 Правил аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и! результатов инженерных изысканий (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1070 (в ред. от 17.10.2011)).

 

Отметим, что организации, аккредитованные до 1 апреля 2012 г., имеют право проводить негосударственную экспертизу после указанного срока только при условии их соответствия новым требованиям к аккредитации. Сведения, подтверждающие такое соответствие, должны направляться в Федеральную службу по аккредитации (далее - Росаккредитация, уполномоченный орган) для внесения указанных юрлиц в госреестр аккредитованных экспертных организаций. При этом данные организации не должны проходить процедуру аккредитации по новым правилам. Если же необходимая информация не была представлена в уполномоченный орган, то с 1 апреля 2012 г. действие свидетельства об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы приостанавливается до получения уведомления о соответствии новым требованиям <*>.

--------------------------------

<*> Письмо Росаккредитации от 21.03.2012 N 555/01-3-СШ "О приостановлении действия свидетельства об аккредитации".

 

Порядок аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы

 

В соответствии с ч. 3 ст. 50 ГрК РФ правила аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы (далее - Правила аккредитации) определяет Правительство РФ. Указанный документ утвержден Постановлением от 29.12.2008 N 1070 <*>. Согласно данным Правилам аккредитация проводится Росаккредитацией. Организации могут быть аккредитованы на право проведения негосударственной экспертизы в отношении проектной документации, результатов инженерных изысканий, а также всех указанных документов в целом.

--------------------------------

<*> Правила аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (и! ли) результатов инженерных изысканий (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1070 (в ред. от 12.04.2012)).

 

Для получения аккредитации по одному из перечисленных направлений организация-претендент подает в уполномоченный орган соответствующее заявление, которое содержит информацию, предусмотренную п. 5 Правил аккредитации (в частности, наименование организации, ее адрес, вид негосударственной экспертизы, в отношении которого будет проводиться аккредитация). К заявлению необходимо приложить копию регламента проведения экспертизы. Одновременно с заявлением организация может по собственной инициативе представить выписку из ЕГРЮЛ и (или) копии квалификационных аттестатов не менее пяти работников, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий. При непредставлении таких сведений Росаккредитация запрашивает их из соответствующих реестров.

Перечисленные документы можно подать лично, направить по почте с описью вложения или представить в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru).

После получения необходимых документов Росаккредитация в течение 13 рабочих дней проверяет соответствие организации установленным требованиям. По результатам проверки она принимает решение либо об аккредитации, либо об отказе в аккредитации. При положительном решении уполномоченного органа организация получает свидетельство об аккредитации. Оно действительно в течение пяти лет, если в заявлении на получение аккредитации не указан меньший срок. Новая форма такого свидетельства утверждена Приказом Минэкономразвития России от 29.05.2012 N 308 <*>.

--------------------------------

<*> Приказ Минэкономразвития России от 29.05.2012 N 308 "Об утверждении формы свидетельства об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий" (зарегистрирован в Минюсте Росси! и 14.06.2012 N 24584).

 

Решение об отказе в аккредитации принимается в следующих случаях:

- если в представленных документах содержатся недостоверные сведения;

- если организация не соответствует требованиям, необходимым для получения свидетельства об аккредитации.

Организация вправе повторно подать документы в уполномоченный орган после устранения причин, в связи с которыми ей было отказано в аккредитации.

Отметим, что за проведение процедуры аккредитации, в том числе за выдачу свидетельства об аккредитации (его дубликата), плата не взимается.

 

Приостановление действия свидетельства об аккредитации

 

Действие свидетельства об аккредитации может быть приостановлено. Основаниями для этого могут послужить следующие обстоятельства:

- необоснованный отказ экспертной организации от проведения негосударственной экспертизы;

- наличие у контролирующих органов сведений о нарушениях, допущенных организацией в сфере полученной аккредитации;

- наличие жалоб на нарушения со стороны организации, которые подтверждены при проведении проверок;

- выявление несоответствия экспертной организации установленным требованиям к аккредитации.

В перечисленных случаях уполномоченный орган принимает решение о приостановлении действия свидетельства об аккредитации и устанавливает срок для устранения нарушений, в течение которого организация не вправе проводить негосударственную экспертизу. Указанный период не может превышать трех месяцев. Принятое решение организация вправе обжаловать в суде.

Если юрлицо устранит нарушения, то оно должно уведомить об этом Росаккредитацию в письменной форме и представить подтверждающие документы. После проверки поступивших сведений принимается решение либо о возобновлении действия свидетельства об аккредитации, либо о его аннулировании. Экспертная организация уведомляется о принятом решении.

Срок действия свидетельства об аккредитации не продлевается на время его приостановления.

 

Аннулирование свидетельства об аккредитации

 

В соответствии с Правилами аккредитации свидетельство об аккредитации аннулируется в случаях:

- ликвидации либо прекращения деятельности экспертной организации;

- письменного обращения организации с требованием об аннулировании свидетельства;

- неустранения в установленный срок нарушений, повлекших за собой приостановление действия свидетельства;

- причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц вследствие ошибок, допущенных в ходе подготовки проектной документации или проведения инженерных изысканий, при наличии положительного заключения негосударственной экспертизы.

Помимо перечисленных в Правилах аккредитации, для аннулирования свидетельства Градостроительным кодексом РФ установлено еще одно основание: проведение негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий организацией, которая оформляла такую документацию и (или) выполняла инженерные изыскания (ч. 4.5 ст. 49).

Решение об аннулировании свидетельства об аккредитации экспертная организация может обжаловать в судебном порядке. После аннулирования свидетельства она вправе подать повторное заявление о его получении не ранее чем через год.

 

Реестр аккредитованных экспертных организаций

 

В соответствии с п. 20 Правил аккредитации Росаккредитация формирует и ведет государственный реестр аккредитованных эксперт! ных организаций (далее - госреестр), а также размещает содержащиеся в нем сведения, которые не имеют конфиденциального характера, на своем официальном сайте в сети Интернет. Правила ведения госреестра утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 327 <*>.

--------------------------------

<*> Пос! тановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 327 "О порядке ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий".

 

Внесение сведений в госреестр и их изменение осуществляются бесплатно. Данные госреестра являются общедоступными. Они бесплатно предоставляются по запросу заинтересованных лиц в письменной форме или в электронном виде, в том числе через единый портал государственных и муниципальных услуг.

Экспертная организация обязана письменно уведомить Росаккредитацию об изменении указанных сведений не позднее 10 рабочих дней с даты их изменения и одновременно представить подтверждающие документы. На основании полученной информации уполномоченный орган вносит в госреестр новые данные.

Отметим, что в госреестре указываются сведения об экспертных организациях, аккредитованных до 1 апреля 2012 г., только если они соответствуют новым требованиям к аккредитации.

 

Порядок аттестации лиц на право подготовки заключений негосударственной экспертизы

 

Согласно ранее действовавшему законодательству исключительным правом на подготовку заключений госэкспертизы в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий обладали аттестованные государственные эксперты <*>. Специалисты, проводившие негосударственную экспертизу, не были наделены полномочиями на выдачу заключений, имеющих одинаковую юридическую силу с заключениями госэкспертов. С 1 апреля 2012 г. негосударственным экспертам предоставлено право на подготовку таких заключений. Для этого они должны пройти аттестацию на право осуществления деятельности эксперта в соответствии с направлением, указанным в квалификационном аттестате. Порядок такой аттестации установлен ст. 49.1 ГрК РФ, а также Положением об аттестации на право подготовки заключений ! экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - Положение об аттестации) <**>. Обратим внимание, что порядок аттестации, предусмотренный для негосударственных экспертов, также применяется и в отношении госэкспертов. Прежний Порядок аттестации госэкспертов <***> утратил силу.

--------------------------------

<*> Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (в ред. от 27.09.2011).

<**> Положение об аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.20! 12 N 271).

<***> Приказ Минрегиона России от 08.04.2011 N 162 "Об утверждении Порядка аттестации (переаттестации) государственных экспертов" (зарегистрирован в Минюсте России 20.05.2011 N 20821).

 

Отметим, что в соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ госэксперт, аттестованный в установленном порядке Минрегионом России до 1 апреля 2012 г., вправе осуществлять подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по направлениям деятельности, указанным в квалификационном аттестате, до истечения срока действия такого аттестата. По окончании срока его действия ука! занное лицо подлежит аттестации в порядке, предусмотренном Положением об аттестации.

Согласно ч. 1 ст. 49.1 ГрК РФ для получения статуса эксперта специалист должен:

- иметь высшее профессиональное образование соответствующего профиля;

- постоянно проживать в России;

- иметь стаж работы не менее пяти лет в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности или не менее трех лет на соответствующих должностях в органах, осуществляющих госэкспертизу, либо экспертных организациях;

- обладать необходимыми знаниями в области российского законодательства о градостроительной деятельности, о техническом регулировании в части проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства, а также выполнения инженерных изысканий.

Кроме того, у указанного лица должна отсутствовать непогашенная или неснятая судимость за совершение умышленного преступления.

Для прохождения аттестации кандидат на должность эксперта представляет в Минрегион России заявление с копиями документов, подтверждающих соответствие перечисленным требованиям (паспорта (или другого документа, подтверждающего проживание в РФ), диплома о высшем профессиональном образовании, трудовой книжки или иных документов, подтверждающих требуемый стаж работы). При этом в заявлении необходимо указать фамилию, имя, отчество, ИНН, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, адрес электронной почты (при его наличии), направление предполагаемой деятельности эксперта, сведения об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

В течение 30 дней с момента получения данных документов Минрегион России направляет кандидату, допущенному к проверке знаний, по почте или в электронном виде извещение с указанием формы проверки знаний, времени и места ее проведения. Такое извещение должно быть направлено не позднее 30 дней до момента проведения проверки знаний. При отказе в допуске к проверке кандидат в течение этого же срока уведомляется о причинах отказа с указанием оснований.

Аттестация экспертов проводится аттестационными комиссиями. Порядок такой аттестации определен в разд. III Положения об аттестации. По ее итогам принимается решение либо о предоставлении п! рава подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, либо об отказе в его предоставлении. При положительном решении выдается квалификационный аттестат, форма которого утверждена Приказом Минрегиона России от 15.03.2012 N 100 <*>. Указанный документ действует на всей те! рритории РФ. Срок его действия составляет пять лет, однако по заявлению эксперта он может быть продлен Минрегионом России на такой же срок в соответствии с итогами переаттестации.

--------------------------------

<*> Приказ Минрегиона России от 15.03.2012 N 100 "Об утверждении формы квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий" (зарегистрирован в Минюсте России 04.04.2012 N 23727).

 

Если кандидату отказано в выдаче квалификационного аттестата, то он вправе вновь подать документы для прохождения аттестации не ранее шести месяцев после принятия решения об отказе. Данное решение также можно обжаловать в суде.

Важным требованием к деятельности аттестованных экспертов в сфере подготовки заключений экспертизы является отсутствие у них личной заинтересованности в результатах. Например, эксперт не может проводить экспертизу, если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали он сам, его супруг либо близкие родственники. Это может стать основанием для аннулирования квалификационного аттестата (подп. "а" п. 46 Положения об аттестации). После его аннулирования специалист может вновь подать документы для прохождения аттестации только через три года.

Аттестованные эксперты подлежат включению в электронный реестр, который ведет Минрегион России. Порядок его ведения определен Приказом Минрегиона России от 16.03.2012 N 102 <*>. В указанный реестр также вносится информация об аннулированных квалификационных а! ттестатах. Данные реестра размещаются на официальном сайте Минрегиона России (http://www.minregion.ru). Доступ к этим сведениям является бесплатным.

--------------------------------

<*> Приказ Минрегиона России от 16.03.2012 N 102 "Об утверждении Порядка ведения реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий" (зарегистрирован в Минюсте России 28.04.2012 N 24029).

 

Обратим внимание, что Минрегион России проводит аттестацию (переаттестацию) лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до 1 октября 2012 г. <*>. После этого срока аттестация (переаттестация) экспертов будет осуществляться Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстроем) <**>.

--------------------------------

<*> П. 2 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 673 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам Министерства регионального развития Российской Федерации".

<**> П. 5.4.11 Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (утв. Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 670).

 

Порядок проведения негосударственной экспертизы и подготовки ее заключений

 

Правила проведения негосударственной экспертизы установлены Постановлением Правительства РФ <*>. Предметом экспертизы является оценка соответствия проектной документации техническим регламентам, результатам инженерных изысканий и (или) оценка соответствия результатов инженерных изысканий техническим регламентам (ч. 5 ст. 49 ГрК РФ). Данная экспертиза может проводиться в отношении проектной документации, только если она представлена полностью. Отметим, что в силу ранее действовавшего Положения о проведении негосударственной экспертизы объектом последней могли быть как проектная документация в целом, так и ее отдельные разделы <**>.

--------------------------------

<*> Постановление Правительства РФ от 31.03.2012 N 272 "Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий".

<**> Пункт 3 Положения о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1070).

 

Экспертная организация вправе отказать в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на экспертизу, если имеются основания, перечисленные в ч. 8 ст. 49 ГрК РФ.

Негосударственная экспертиза осуществляется по договору между застройщиком (техническим заказчиком) и экспертной организацией. В нем, в частности, определяются:

- порядок представления документов, необходимых для проведения негосударственной экспертизы, и устранения выявленных нарушений;

- срок проведения экспертизы;

- размер платы за ее проведение.

Негосударственная экспертиза (подготовка экспертного заключения, его утверждение и обжалование) проводится в порядке, установленном для проведения госэкспертизы <*>, с учетом вышеуказанных особенностей.

--------------------------------

<*> Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (в ред. от 31.03.2012)).

 

Эксперт проводит экспертизу и осуществляет подготовку ее заключения в отношении тех разделов (подразделов) проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, которые соответствуют направлению деятельности, указанному в квалификационном аттестате.

По окончании негосударственной экспертизы составляется заключение, содержащее выводы о соответствии или несоответствии:

- проектной документации результатам инженерных изысканий, получившим положительное заключение экспертизы, и требованиям технических регламентов;

- результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов;

- проектной документации результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов, а также результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (если экспертиза осуществлялась одновременно в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий).

Заключение экспертизы составляют и подписывают лица, аттестованные на право подготовки таких заключений и участвовавшие в проведении экспертизы. Данный документ утверждает руководитель экспертной организации или уполномоченное им лицо.

Заключение выдается заявителю лично или направляется ему по почте заказным письмом. Положительное заключение экспертизы оформляется в четырех экземплярах. В случае подачи документов на негосударственную экспертизу в электронном виде направление заключений экспертизы осуществляется таким же способом, если иное не указано в заявлении и (или) договоре.

Экспертная организация ведет реестр выданных заключений негосударственной экспертизы.

 

Обжалование заключений негосударственной экспертизы

 

Согласно Градостроительному кодексу РФ (в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ) застройщик (технический заказчик) вправе обжаловать заключения государственной и негосударственной экспертиз проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий либо в административном, либо в судебном порядке.

Административный порядок подразумевает обжалование заключения экспертизы в экспертной комиссии, созданной Минрегионом России. Указанным способом можно обжаловать заключение экспертизы в течение трех лет со дня его утверждения (ч. 12 ст. 49 ГрК РФ). Такое обжалование возможно в отношении как отрицательного, так и положительного заключения (при наличии замечаний), поскольку характер оспариваемого заключения законом не предусмотрен. В случае несогласия с решением экспертной комиссии его можно оспорить в суде.

В соответствии с ч. 10 ст. 49 ГрК РФ обжаловать в суде без предварительного рассмотрения в административном порядке можно только отрицательное заключение экспертизы.

Отметим, что до внесения в Градостроительный кодекс РФ рассматриваемых изменений административный порядок обжалования заключений экспертизы не был предусмотрен. В силу ч. 10 ст. 49 ГрК РФ (в ред. от 30.11.2011) заст! ройщик (технический заказчик) мог оспорить в суде лишь отрицательное заключение государственной экспертизы.

Для реализации положения об административном способе обжалования заключений экспертизы Минрегион России разработал соответствующий порядок, утвержденный Приказом от 23.03.2012 N 126 <*> (далее - Порядок). Он применяется при оспаривании заключений как государственной, так и негосударственной экспертизы.

--------------------------------

<*> Приказ Минрегиона России от 23.03.2012 N 126 "Об утверждении Порядка обжалования заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий" (зарегистрирован в Минюсте России 21.05.2012 N 24284).

 

Если застройщик (технический заказчик) не согласен с заключением негосударственной экспертизы, то он или его представитель вправе обжаловать данное заключение в соответствии с Порядком. Для этого необходимо представить в Минрегион России следующие документы:

- заявление об обжаловании заключения с указанием предмета обжалования и сведений о заявителе;

- документ, подтверждающий полномочия представителя (при необходимости);

- шесть заверенных копий обжалуемого заключения;

- заверенную копию договора о проведении экспертизы, в соответствии с которым выдано обжалуемое заключение;

- возражения по заключению экспертизы с указанием сведений о нарушениях, допущенных при подготовке этого заключения (в том числе о нарушениях положений нормативных правовых актов РФ, техрегламентов и документов в области стандартизации). Такие возражения должны быть подписаны экспертами, аттестованными на право подготовки заключений экспертизы по соответствующим направлениям деятельности с учетом характеристик объекта капитального строительства;

- копию документа, подтверждающего получение соответствующей экспертной организацией заявления об обжаловании заключения экспертизы и возражений по заключению экспертизы (или их копий);

- сведения о двух экспертах - кандидатах на включение в экспертную комиссию с приложением их письменного согласия.

Структурное подразделение Минрегиона России (далее - департамент) проверяет наличие всех необходимых документов в течение 10 рабочих дней с даты их получения. После этого департамент направляет в организацию, проводившую экспертизу, запрос о представлении отзыва на заявление об обжаловании заключения экспертизы и возражения по такому заключению, а также сведений о двух экспертах - кандидатах на включение в экспертную комиссию с приложением их письменного согласия.

Организация, проводившая экспертизу, обязана представить данные документы в течение 30 дней с даты получения запроса. По ее ходатайству указанный срок может быть продлен Минрегионом России не более чем на 30 дней. После окончания срока подачи указанных документов Минрегион России в течение 10 рабочих дней создает экспертную комиссию, а также утверждает ее состав и председателя. Членами комиссии являются специалисты, аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий и наделенные полномочиями на утверждение соответствующего заключения. Кандидатуры таких экспертов могут предлагать заявитель, организация, проводившая экспертизу, и департамент.

В экспертную комиссию входит пять экспертов. Двое из них представляют заявителя, двое - организацию, и один является работником департамента. Если организация, проводившая экспертизу, пропускает срок, в течение которого она должна ответить на запрос, то в состав комиссии включаются двое экспертов, предложенных заявителем, и трое представителей департамента. В работе комиссии не могут участвовать эксперты, подготовившие или утвердившие обжалуемое заключение, а также составившие возражения по данному заключению.

Сведения о членах экспертной комиссии размещаются на официальном сайте Минрегиона России.

После утверждения состава комиссии ее председатель в течение 15 рабочих дней организует подготовку заседания. Заявитель и организация, проводившая экспертизу, в течение 15 рабочих дней с момента получения письменного запроса обязаны представить в Минрегион России материалы, необходимые для вынесения комиссией решения.

В течение периода, не превышающего двух месяцев с момента представления всех необходимых материалов, экспертная комиссия рассматривает обжалуемое заключение только в рамках предмета обжалования и возражений по данному заключению. По результатам такого рассмотрения принимается решение о подтверждении либо неподтверждении заключения экспертизы.

Решение экспертной комиссии оформляется протоколом с указанием выводов экспертного заключения, которые подтверждаются или не подтверждаются комиссией. Протокол должен быть составлен в трех экземплярах и подписан всеми членами комиссии. Департамент направляет решение комиссии заявителю и организации, проводившей экспертизу. Последняя обязана исполнить требования, указанные в решении. Данный документ вступает в силу сразу с момента его принятия. Вступление решения в силу приостанавливается в случае его обжалования в суде. Порядок такого оспаривания установлен гл. 24 АПК РФ.



Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное