Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 13.07.2012


КонсультантПлюс Правовые новости. Коротко о важном
Выпуск от 13.07.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 662 "О сроке размещения при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"


∙ ФИНАНСЫ

Проект Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ"

Опубликован проект поправок к НК РФ, изменяющих процедуру досудебного урегулирования налоговых споров

На сайте Минфина России размещен проект Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", которым предлагается изменить порядок внесения и рассмотрения апелляционных жалоб и ужесточить правила применения досудебного урегулирования налоговых споров.

На сайте Минфина России размещен проект Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации". Авторы проекта предлагают существенно изменить порядок досудебного урегулирования налоговых споров, а также вступления в силу решений налоговых органов и оспаривания таких решений.

Наиболее заметное из предлагаемых изменений заключается во внесении поправок в ст. 138 НК РФ. В соответствии с ними любые ненормативные акты, действия или бездействие налогового органа необходимо обжаловать сначала в досудебном порядке. Это правило не распространяется только на акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб (в т.ч. апелляционных) и актов ФНС России, а также действия или бездействие ее должностных лиц. В случаях когда речь идет об актах и жалобах упомянутого ведомства, следует обращаться в вышестоящий налоговый орган или в суд, а споры, связанные с действиями (бездействием) должностных лиц, могут разрешаться только в судебном порядке (п. 2 ст. 138 НК РФ). В настоящее время досудебное обжалование необходимо только при оспаривании решений инспекций по проверке. Вышестоящий налоговый орган может приостановить исполнение решений на время рассмотрения жалобы, но не обязан это делать.

Проектом также предусмотрено внесение в НК РФ целого блока норм, посвященных апелляционной жалобе. В первую очередь ст. 138 НК РФ предлагается дополнить определениями терминов "жалоба" и "апелляционная жалоба". Последней в соответствии с текстом документа признается письменное обращение лица в налоговый орган с целью обжаловать не вступившее в законную силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, если оно, по мнению указанного лица, нарушает его права. В отличие от апелляционной, жалоба будет подаваться при несогласии с вступившими в законную силу актами налоговых органов ненормативного характера, а также действиями или бездействием их должностных лиц.

Кроме того, предлагается дополнить гл. 19 НК РФ ст. ст. 139.1, 139.2 и 139.3, регламентирующими порядок и сроки подачи апелляционной жалобы, ее форму и содержание, а также случаи и порядок оставления ее без рассмотрения. Так, в отличие от жалобы, которая подается в тот налоговый орган, действия или бездействие которого обжалуются, апелляционную жалобу направляют в вышестоящий налоговый орган. При этом если решение было принято по консолидированной группе налогоплательщиков, подать апелляционную жалобу может как ответственный, так и любой другой участник группы.

Не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные ФНС России.

Без рассмотрения будет оставлена (полностью или в части) жалоба в следующих случаях:

- отсутствует подпись лица, подавшего жалобу, или его представителя либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

- жалоба подана после истечения срока подачи и не содержит ходатайства о его восстановлении, или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

- до вынесения решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

- подана повторная жалоба по тем же основаниям, что и первая.

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения принимается в течение пяти дней. Если в рассмотрении жалобы отказано из-за пропуска сроков или неподтверждения полномочий представителя налогоплательщика, а также из-за отсутствия необходимых подписей, ее можно подать повторно (п. 3 ст. 139.3 НК РФ).

При подаче жалобы, в том числе апелляционной, необходимо учитывать, что представленные вместе с ней документы, а также дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее такую жалобу, обосновало причины, по которым было невозможно своевременно представить эти документы налоговому органу, решение которого обжалуется.

Предлагается также заменить действующую на данный момент статью 101.2 НК РФ (она регламентирует вступление в силу решений о привлечении и об отказе в привлечении к налоговой ответственности) новой нормой (ст. 101.2-1 НК РФ), учитывающей изменения, внесенные в порядок обжалования. В указанной статье планируется установить, в частности, следующее: если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, то последнее вступает в силу полностью с даты принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

Поправки корректируют и сроки на обжалование. Время для подготовки жалобы увеличивается с 10 до 30 дней, срок давности - с трех месяцев до одного года. Инспекция будет вправе рассматривать претензии до 30 дней, причем этот срок можно будет продлить до 60 дней, а остальные жалобы - 15 дней (продлить срок можно будет до 30 дней).

Авторы проекта предлагают ввести новые правила уже с 1 января 2013 г. без придания им обратной силы.

На данный момент сложно прогнозировать, какие изменения может претерпеть рассматриваемый проект, если он будет внесен в Госдуму и успешно пройдет все три чтения.



Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное