КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 21.04.2017
Открыта регистрация на VII Петербургский Международный Юридический Форум
Форум − уникальная площадка для обсуждения ключевых тенденций в развитии законодательства. Миссия Форума − продвижение идей модернизации права в условиях глобальных изменений.
Организатор − Министерство юстиции при поддержке Президента Российской Федерации.
Форум пройдет 16-20 мая 2017 года в Санкт-Петербурге.
КонсультантПлюс оказывает Форуму информационную поддержку.
Обязательное требование, не включенное в перечень нормативных актов, на основании которых проводятся проверки ЮЛ и ИП, не должно являться предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Минюст России предлагает закрепить требование об установлении исчерпывающего перечня нормативных актов, на основании которых проводятся проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предусматривается, что перечень нормативных актов - это исчерпывающий список нормативных правовых актов и их структурных единиц, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а исчерпывающий характер перечней
нормативных актов означает, что обязательное требование, не включенное в такой перечень, не должно являться предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Уточняется, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля утверждают и обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов в соответствии с требованиями и порядком, установленными Правительством РФ, а также соответствующих текстов нормативных правовых актов.
В случае выявления в ходе мониторинга внеплановых выездных проверок информации о том, что в предмет проверки входит соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами, которые не включены в соответствующие перечни, органы прокуратуры принимают необходимые меры прокурорского реагирования с целью обеспечения федеральными органами исполнительной власти исчерпывающего характера таких перечней.
Изменения в Закон о контрактной системе, касающиеся устранения злоупотреблений со стороны заказчика в части сроков оплаты исполненного контракта (его этапов), направлены в Совет Федерации
В настоящее время существует негативная практика злоупотреблений со стороны заказчика в части своевременной оплаты исполненного контракта либо его этапов.
Законопроектом предлагается минимизировать издержки поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством установления обязательного условия об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта в срок не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке товара (работы, услуги).
Кроме того, предусматривается, что по результатам исполнения контракта, заключенного с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, оплата должна быть произведена заказчиком в течение пятнадцати рабочих дней (в настоящее время - не более чем в течение тридцати дней) с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Минюст России предлагает ужесточить уголовную
ответственность за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности отдельных финансовых организаций
Проектом предусматривается, что действие статьи 172.1 УК РФ "Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации" будет распространяться на все некредитные финансовые организации, в отношении которых Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор. За совершение указанного преступления предполагается ответственность до 6 лет лишения свободы.
Проектом также предлагается в числе прочего:
- состав преступления, предусмотренного статьей 172.1 УК РФ распространить на случаи, когда соответствующие деяния были совершены в целях сокрытия оснований для назначения в организации временной администрации (вне зависимости от того, является ли такое назначение обязательным или осуществляется по усмотрению Банка России);
- в части второй статьи 160.1 УПК РФ "Меры по обеспечению гражданского иска" определить порядок действий следователя (дознавателя) в случае нахождения имущества, на которое может быть обращено взыскание, на территории иностранного государства;
- внести изменения в статью 165 УПК РФ "Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия" в части регламентации процедуры рассмотрения судом поданного следователем (дознавателем) ходатайства об аресте имущества подозреваемого, обвиняемого.
К третьему чтению подготовлен законопроект о регулировании правового статуса аудиовизуальных сервисов (онлайн-кинотеатры и т.п.)
Законопроектом к указанной категории отнесены сервисы, монетизирующие свои услуги за счет просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, либо предоставляющие видеоконтент отечественному потребителю по подписке (за плату).
Согласно законопроекту сервисы, доступ к которым ежедневно в течение месяца составляет более ста тысяч российских пользователей, подлежат включению в специальный реестр. Предполагается ограничение иностранного контроля над организаторами таких сервисов.
Кроме того, предусмотрен запрет на использование аудиовизуального сервиса: в целях совершения уголовно наказуемых деяний; для разглашения сведений, составляющих гостайну; для распространения материалов, содержащих публичные призывы к терроризму, и других экстремистских материалов и иной запрещенной информации.
Вводится обязанность классификации и маркировки распространяемого сервисом контента в целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Роскомнадзор предлагается наделить полномочиями направлять организаторам аудиовизуальных сервисов обязательные для исполнения требования, а также предупреждения о недопустимости нарушений законодательства, а также правом на обращение в суд с заявлением о запрете распространения на территории РФ аудиовизуального сервиса - нарушителя.
Вступление в силу соответствующего федерального закона предполагается с 1 июля 2017 года.
Изменения кадастровой стоимости земельных
участков в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу
Изменение категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка влечет изменение не только размера ставки земельного налога, но и величины кадастровой стоимости земельного налога.
Сообщается, что при исчислении земельного налога за конкретный налоговый период должна применяться налоговая ставка, соответствующая кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 1 января этого налогового периода.
Изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу.
ФНС России подготовила подробную информацию об изменениях в налоговой декларации по налогу на имущество организаций
Новые формы налоговой декларации и расчета авансовых платежей по налогу на имущество организаций утверждены Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@.
Приказ применяется начиная с представления отчетности за налоговый период 2017 года. Вместе с тем ФНС России считает возможным представление расчетов авансовых платежей по новой форме в случае применения новых налоговых льгот, а также при ликвидации (реорганизации) организации в налоговом периоде 2017 года.
В новых формах отчетности, в частности:
исключена обязанность заверять представленные сведения печатью юрлица;
исключен код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД;
раздел 2 дополнен строкой с кодом Кдж, подлежащей заполнению в соответствии со статьей 385.3 НК РФ;
дополнен перечень кодов вида имущества и кодов налоговых льгот;
включен раздел 2.1 для отражения информации о недвижимом имуществе, облагаемом по среднегодовой стоимости;
Спорные вопросы о предоставлении льготы по налогу на имущество физлиц должны решаться с учетом сведений, содержащихся в представленных
налогоплательщиком документах
Виды объектов недвижимого имущества, в отношении которых Налоговым кодексом РФ предусматривается льгота по налогу на имущество, перечислены в статье 407 НК РФ.
Если объектом недвижимости является здание, то в качестве назначения такого объекта в ЕГРН отражается жилое здание, нежилое здание, многоквартирный дом, жилое строение, если объектом недвижимости является помещение - жилое помещение или нежилое помещение.
ФНС России обращает внимание на то, что имеются случаи постановки на государственный кадастровый учет и случаи государственной регистрации прав на жилое помещение без указания конкретного вида жилого помещения (жилой дом, квартира, комната), вследствие чего налогоплательщики лишаются права на налоговую льготу по налогу на имущество.
В этой связи при рассмотрении вопросов о предоставлении налогоплательщикам налоговых льгот и иных преференций по налогу на имущество физических лиц налоговым органам рекомендовано руководствоваться сведениями, полученными в рамках статьи 85 НК РФ, а также учитывать сведения, содержащиеся в документах, представленных налогоплательщиком для подтверждения его права на налоговую льготу.
Региональным отделениям ФСС РФ даны рекомендации, касающиеся предоставления средств на финансирование мер по
сокращению травматизма и профзаболеваний
С 1 января 2017 года за счет сумм страховых взносов осуществляется финансовое обеспечение расходов страхователя на приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), изготовленных на территории РФ.
Подача заявлений страхователей о возмещении указанных расходов возможна не ранее 2018 года.
Страхователь обязан представить перечень приобретаемых СИЗ с датой изготовления, сроком их годности, а также подтверждение страны происхождения.
При подтверждении страхователем расходов на приобретение СИЗ должна проводиться проверка подлинности предоставленных копий сертификатов соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза.
Приобретение материалов и монтаж установок систем видеонаблюдения не подлежат финансированию за счет сумм страховых взносов. Также не подлежит финансированию за счет сумм страховых взносов приобретение персональных компьютеров для инженеров по охране труда.
Сумма, разрешенная страхователю на финансовое обеспечение предупредительных мер в текущем финансовом году, не должна превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в Фонд за год в целом. При этом сумма начисленных страховых взносов за текущий финансовый год уменьшается на расходы, произведенные в текущем финансовом году, в том числе на выплату пособий.
На сайте Минфина России размещено системное письмо о порядке отражения в
бюджетном (бухгалтерском) учете операций по приобретению материальных запасов и оказанию услуг в рамках мер по сокращению производственного травматизма
Письмо Минфина России от 16.02.2017 N 02-07-07/8786 "О порядке отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете операций по приобретению материальных запасов и оказанию услуг в рамках мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в счет начисляемых страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" размещено на сайте www.minfin.ru в разделе
"Бюджет"/"Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора"/"Бухгалтерский учет государственного сектора".
Установлено тождество отдельных наименований профессий для целей досрочного назначения трудовой пенсии по старости
По согласованию с ПФ РФ установлено тождество, в том числе:
наименований профессий "слесарь по обслуживанию и ремонту оборудования" и "электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования" наименованию профессии "электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования", предусмотренному соответствующими разделами и подразделами Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по
возрасту (по старости) на льготных условиях, и Списка N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10;
наименования профессии "газоспасатель" наименованию профессии "респираторщик", предусмотренному подразделом 5 раздела I Списка N 1, и наименованию профессии "боец", предусмотренному пунктом 4 подраздела 3 раздела XII Списка N 2;
наименования профессии "печевой иодидного рафинирования" наименованию профессии "печевой иодиодного рафинирования", предусмотренному подразделом 17 раздела VII Списка N 1.
Разъяснены некоторые вопросы, возникающие при осуществлении государственного учета прав на
часть объекта недвижимости
В частности, рассмотрены вопросы, связанные с:
государственной регистрацией объектов недвижимости, законченных строительством до 1917 года;
подтверждением факта отсутствия необходимых для выполнения кадастровых работ и подготовки технического плана документов;
возможности осуществления кадастрового учета отдельных конструктивных элементов здания;
осуществлением государственной регистрации договора аренды одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета передаваемого в аренду помещения;
осуществлением государственной регистрации в случае изменения конфигурации и площади части помещения;
особенностями регистрации недвижимого имущества, являющегося собственностью РФ, и ряд иных вопросов.
Разъяснен порядок формирования земельного участка под жилым домом блокированной застройки и подготовки технического плана для
такого дома
В частности, приводятся следующие выводы:
определение жилого дома блокированной застройки, закрепленное в Градостроительном кодексе РФ, не в полной мере соотносится с определением жилого дома, закрепленным в Жилищном кодексе РФ (в настоящее время Минстроем России проводятся комплексные мероприятия по разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе определяющих понятия "многоквартирный дом", "жилой дом блокированной застройки", "жилой блок");
каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования;
при постановке на государственный кадастровый учет блоков в жилом доме блокированной застройки, разрешение на ввод указанного дома в эксплуатацию, а также технические планы, оформленные в отношении каждого блока в отдельности, будут являться основанием для такого учета.
Обращения лиц, не являющихся собственниками объектов недвижимости, с заявлениями о кадастровом учете, допускается только в установленных законом случаях
Даны разъяснения о круге лиц, имеющих право обращения с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка, образуемого из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства.
Образование таких земельных участков осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, проектом организации и застройки, а также до 31 декабря 2020 года - в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Указанные земельные участки могут быть приобретены без торгов в собственность бесплатно или в аренду. Порядок предоставления таких участков без торгов установлен статьей 39.14 Земельного кодекса РФ, предусматривающей принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и указание в нем лица, уполномоченного на обращение с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка.
Обращение с заявлениями о кадастровом учете лиц, не являющихся собственниками объектов недвижимости, допускается только в установленных законом случаях. Арендаторы исходных объектов недвижимости или лица, обладающие иными правами на исходные земельные участки, в качестве заявителей не предусмотрены.
Минтрансом России разъяснены отдельные вопросы, связанные с безопасностью перевозок автопредприятий
В частности, сообщается следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным Минтрансом России, если иное не установлено федеральным законом. Соответствующие профессиональные и квалификационные требования утверждены
приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287. При осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок пассажиров и грузов необходимо руководствоваться указанной нормой, поскольку она не устанавливает дифференцированные требования к перевозчикам в зависимости от целей перевозок (в том числе для собственных нужд).
Рекомендательные документы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе РД.200.РСФСР-12-0071-86, РД-26127100-1070-01, могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству.
Законодательством и международными соглашениями установлен перечень категорий водителей автомобилей, для которых предусмотрено обязательное требование о повышении квалификации. Для иных категорий водителей обязательство прохождения периодического повышения квалификации отсутствует. Вместе с тем, действующее законодательство не ограничивает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей организовывать мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности водителей и их
профессионального мастерства. Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно определить для себя возможный перечень соответствующих мероприятий в зависимости от индивидуальных потребностей и финансовых возможностей. При отсутствии таких возможностей не должны создаваться препятствия работникам, изъявившим желание организовать свое обучение самостоятельно с привлечением собственных источников финансирования, при наличии объективной необходимости
в прохождении ими обучения.
Минобрнауки России утверждена статистическая форма мониторинга по основным направлениям деятельности образовательной организации среднего профессионального образования за 2016 год (Форма N СПО-Мониторинг)
Форма предоставляется в Минобрнауки России образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования, в электронном виде и на бумажном носителе.
Образовательные организации высшего образования, имеющие в своем составе необособленные подразделения среднего профессионального образования (отделение, факультет), заполняют форму в целом по образовательной организации.
При наличии в образовательной организации филиалов, реализующих программы среднего профессионального образования, сведения по форме предоставляются также и по каждому филиалу.
Расчет показателей качества подготовки кадров проводится отдельно для головной образовательной организации и филиалов.
Программное обеспечение для подготовки сведений по форме будет доступно на сайте www.miccedu.ru в рабочем кабинете образовательной организации в разделе "Мониторинг СПО". Сформированный программным обеспечением выходной zip-файл с электронной версией отчета следует загрузить через рабочий кабинет на сайте.
Бумажный вариант отчета необходимо распечатать с помощью средств программного обеспечения (отчет по головной образовательной организации, отчет по каждому филиалу), прошить, подписать у руководителя головной образовательной организации и заверить гербовой печатью головной образовательной организации.
Минобрнауки России разработаны указания по заполнению статистической формы мониторинга по основным направлениям деятельности организации среднего профессионального образования (форма N СПО-Мониторинг)
Респондентами по данной форме статистического наблюдения являются юридические лица, осуществляющие подготовку кадров по образовательным программам среднего профессионального образования: подготовки квалифицированных рабочих, служащих; подготовки специалистов среднего звена, находящиеся в ведении Российской Федерации. Сведения по форме не заполняют образовательные организации, находящиеся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и
безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
В форме N СПО-Мониторинг, в частности, используются данные образовательной организации, представленные за отчетный год в следующих формах федерального статистического наблюдения:
- форма N СПО-1 "Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования" (приказ Росстата от 01.09.2016 N 471);
- форма N СПО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности профессиональной образовательной организации" (приказ Росстата от 15.12.2015 N 635) - для образовательных организаций среднего профессионального образования;
- форма N ВПО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации высшего образования" (приказ Росстата от 15.12.2015 N 635) - для образовательных организаций высшего образования;
- форма N 1-ПК "Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам" (приказ Росстата от 10.08.2016 N 409).
Утвержден новый профессиональный стандарт для участковых врачей-педиатров
Признан утратившим силу Приказ Минтруда от 25.06.2015 N 400н, которым был утвержден ранее действовавший профстандарт для данной профессии.
Согласно новому стандарту основной функцией данных специалистов является врачебная практика в области педиатрии, сохранение и укрепление здоровья детей.
Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами функций по оказанию медицинской помощи детям в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника.
Стандартом установлены требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения каждой из функций.