На обсуждение представлен раздел Гражданского кодекса, регулирующий права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Проект изменений в раздел VII Гражданского кодекса Российской Федерации подготовлен Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства на основании и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии с разработанной на основании того же Указа Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации.
Приводим краткий перечень основных планируемых изменений по состоянию на 07.12.2010.
1. Изменение общих положений регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
- Определена иерархия норм раздела VII перед разделом II ГК РФ.
- Решен вопрос о допустимости распоряжения одним из правообладателей своим правом в случаях, когда исключительное право принадлежит ему совместно с другим лицом (лицами) путем внесения соответствующих поправок в ст. 1229 ГК РФ. Установлено, что "каждый из правообладателей вправе передать (возмездно или безвозмездно) свою долю в исключительном праве всем лицам, совместно с которыми он обладает этим правом, в равных долях. Отчуждение правообладателем своей доли в исключительном праве третьим лицам не допускается,
если иное не предусмотрено настоящим разделом. Правообладатель вправе завещать свою долю в исключительном праве".
- Упрощен порядок государственной регистрация отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации по договору, государственной регистрации залога этого права, а также государственной регистрации предоставления права использования такого результата или такого средства по договору.
В настоящий момент такая государственная регистрация осуществляется посредством государственной регистрации соответствующего договора (п. 3 ст. 1232 ГК РФ). В соответствии с предложенными поправками такая регистрация будет осуществляться по заявлению сторон договора.
- Предусмотрена дополнительная возможность по распоряжению исключительным правом. В соответствии с поправками в ст. 1233 ГК РФ, правообладатель сможет сделать публично, то есть путем сообщения неопределенному кругу лиц, заявление о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащий ему результат интеллектуальной деятельности на определенных им условиях и в течение указанного им срока. В течение этого срока любое лицо вправе использовать этот результат на указанных условиях.
При отсутствии в заявлении правообладателя указания на срок считается, что этот срок составляет пять лет.
В течение срока действия заявление не может быть отозвано, а предусмотренные в нем условия использования не могут быть изменены.
- Скорректированы нормы, регулирующие права на вознаграждение за служебные результаты интеллектуальной деятельности. Вместо права на вознаграждение за использование служебного произведения предусматривается "право на вознаграждение за служебное произведение". Соответствующие изменения внесены в статьи 1295, 1320, 1370, 1430, 1461 ГК РФ.
Минимальные ставки вознаграждения за служебные результаты интеллектуальной деятельности, а также условия и порядок их выплаты должны быть установлены Правительством Российской Федерации. (В настоящий момент в соответствии с абз. 4 п. 4 ст. 1370 ГК РФ Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы. Между тем на сегодняшний день такие ставки Правительством не установлены).
2. Изменение регулирования использования результатов интеллектуальной деятельности в Интернете
- Введено понятие "Интернет-сайт", под которым понимается "представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть размещены в сети Интернет".
- Установлено, что автору Интернет-сайта принадлежат авторские права на осуществление им подбора или расположение материалов.
- Введена гражданско-правовая ответственность лица, осуществляющего действия по передаче материала в сети Интернет или по размещению материала в этой сети (Интернет-провайдера).
Установлено, что Интернет-провайдер, осуществляющий передачу материала в сети Интернет, не несет ответственности за нарушения интеллектуальных прав, произошедшие в результате такой передачи, при соблюдении следующих условий:
1) Интернет-провайдер не изменяет указанный материал после его получения, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала;
2) Интернет-провайдер не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицом, инициировавшим передачу материала, содержащего такой результат или средство индивидуализации, является неправомерным.
Предусмотрено, что Интернет-провайдер, оказывающий услуги по размещению материалов в сети Интернет, не несет ответственности за нарушения интеллектуальных прав, произошедшие в результате размещения в сети Интернет материала заказчиком или по его указанию, при соблюдении следующих условий:
1) Интернет-провайдер не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащегося в таком материале, является неправомерным;
2) Интернет-провайдер в случае получения письменного заявления третьего лица о нарушении интеллектуальных прав в результате размещения такого материала в сети Интернет своевременно принял меры, направленные на устранение последствий нарушения интеллектуальных прав, предусмотренные федеральным законом об Интернет-провайдерах.
Таким образом, в проекте установлен баланс интересов Интернет-провайдера и правообладателя.
- Внесение поправок в ст. 1233 ГК РФ, в части дополнительной возможности по распоряжению исключительным правом, упростит использование результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в Интернете), поскольку это позволит избежать необходимости заключать лицензионные договоры при использовании результатов интеллектуальной деятельности.
3. Основные изменения авторских и смежных прав
- Дополнять, уточнять и исправлять документы и материалы, содержащиеся в заявке на регистрацию программ для ЭВМ и баз данных, по запросу федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности либо по собственной инициативе автор или иной правообладатель будет вправе до даты государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных (в настоящий момент до даты публикации сведений в официальном бюллетене).
- В связи с упрощением порядка государственной регистрации отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности внесены соответствующие изменения в ст. 1262 ГК РФ.
В частности, предусмотрено, что:
федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вносит изменения, относящиеся к сведениям о правообладателе и/или авторе программы для ЭВМ или базы данных, в том числе к наименованию или имени правообладателя, адресу его местонахождения или местожительства, имени автора, адресу для переписки, соответственно в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных и в свидетельство о государственной регистрации по заявлению правообладателя при условии уплаты соответствующей пошлины;
федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности может вносить изменения в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных для исправления очевидных и технических ошибок по собственной инициативе или по просьбе любого лица, предварительно уведомив об этом правообладателя.
- Для исчерпания исключительного права на произведение необходимо наличие правомерности его введения в гражданский оборот (в настоящий момент правомерности опубликования). Соответствующие изменения вносятся в ст. 1272 ГК РФ.
- Внесены существенные изменения, позволяющие использование библиотеками, архивами и образовательными организациями объектов авторских и смежных прав.
- Установлено, что в случае, когда ГК РФ разрешено использование произведения без согласия автора или иного правообладателя и такое использование невозможно осуществить в силу наличия технических средств защиты авторских прав, лицо, желающее осуществить такое использование, может требовать от автора или иного правообладателя снять ограничения использования произведения, установленные техническими средствами защиты.
- Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия.
- Установлено, что изготовителю базы данных принадлежит право на обнародование базы данных, под которым понимается "осуществление действия, которое впервые делает базу данных доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, доведения до всеобщего сведения, сообщения в эфир или по кабелю или иным способом". При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров базы данных с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей
публики.
- Предусмотрено, что право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковке своего имени или наименования действует и охраняется в течение срока действия исключительного права изготовителя базы данных.
- Введена новая статья, регулирующая действия, не являющиеся нарушением исключительного права изготовителя базы данных.
4. Патентное право
- Уточнены условия патентоспособности промышленного образца.
К существенным признакам промышленного образца могут быть отнесены признаки формы, конфигурации, орнамента, сочетания цветов, линий, контуров изделия, текстуры или фактуры материала изделия.
Признаки, обусловленные исключительно технической функцией изделия, не являются охраняемыми признаками промышленного образца.
Уточнено понятие оригинальности промышленного образца. Промышленный образец является оригинальным, если его существенные признаки обусловлены творческим характером особенностей изделия, в частности, если из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца не известно решение внешнего вида изделия сходного назначения, производящее на информированного потребителя изделия такое же общее впечатление, которое производит промышленный образец, нашедший отражение на изображениях
внешнего вида изделия.
- Нормы ст. 1358 ГК РФ дополнены положениями о зависимых изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах.
- Изменены сроки действия исключительных прав на изобретение, полезную модель и промышленный образец.
- Внесены существенные изменения в процедуру получения патента.
5. Право на секрет производства (НОУ-ХАУ)
- Скорректировано понятие секрета производства (ноу-хау).
- Установлено, что секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом.
Соответствующие изменения предлагается внести в Федеральный закон Российской Федерации от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (Приложение 3 к Проекту изменений в раздел VII Гражданского кодекса РФ). В частности, предлагается установить следующие права для обладателя информации, составляющей коммерческую тайну:
1) устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" и гражданско-правовым договором;
2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;
3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;
4) вводить в гражданский оборот информацию, составляющую коммерческую тайну, на основании договоров, предусматривающих включение в них условий об охране конфиденциальности этой информации;
5) требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;
6) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, осуществленных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;
7) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.
ФТС РФ сообщает, что с 1 января 2011 года вступают в силу новые формы декларации на товары и транзитной декларации
Речь идет о документах, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 421 "О структуре и форматах электронных копий таможенных деклараций", Решением КТС от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" и Решением КТС от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций".
Отмечается, в частности, что формы деклараций для российских участников ВЭД, в основном, сохраняют привычный вид. В ряде граф изменяется порядок записи данных или требуются иные сведения. Декларации можно распечатывать на обычных листах формата A4. Бланки, отпечатанные типографским способом, применяться не будут.
Инструкция о порядке заполнения декларации на товары аналогично с действующим порядком включает в себя нормы, регулирующие особенности заполнения деклараций на товары при декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, а также при декларировании в одной декларации товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД ТС.
В целом для Российской Федерации форма и порядок заполнения декларации на товары не претерпели значительных изменений; ФСТ РФ лишь обращает внимание на ряд особенностей, которые появились при заполнении декларации на товары.
Уточнены организационно-правовые процедуры подключения к сетям инженерно-технического обеспечения
Наибольшее количество соответствующих изменений внесено в "Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры" (Постановление Правительства РФ от 09.06.2007 N 360), в частности уточнено содержание заявки на подключение (в т.ч. в ней теперь можно не указывать дату планируемого ввода в эксплуатацию строящегося или реконструируемого объекта), подробно регламентированы процедуры согласования проекта договора о подключении и его содержание
(в т.ч. установлены сроки обмена соответствующими документами, размер неустойки за просрочку исполнения договора, порядок поэтапного внесения платы за подключение) и установлена возможность вместо внесения платы за подключение самостоятельного исполнения заказчиком включенных в договор обязательств исполнителя по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанных непосредственно с подключением, в случае отсутствия у и!
сполнителя утвержденной инвестиционной программы, касающейся таких объектов.
Изменения, уточняющие основания подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (уточняющие соответствующие формулировки), внесены также в "Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83.
В "Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 N 520) внесены дополнения, устанавливающие содержание инвестиционных программ, которые должны учитываться при расчете тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Уточнены основания предоставления полного
условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении отдельных товаров
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 331 был утвержден Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также предписано предоставлять полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в Перечне, срок временного ввоза которых не превышает одного года, если иное не предусмотрено в самом Перечне.
Внесенными дополнениями предусмотрено, что данное положение не распространяется на транспортные средства (из товарных позиций ТН ВЭД ТС 8701, 8704 (кроме самосвалов) и 8716), помещенные под таможенный режим временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза до 1 июля 2010 года и используемые для международных перевозок грузов (перевозка начинается и (или) завершается за пределами таможенной
территории Таможенного союза), включая перевозку в попутном направлении. В отношении таких транспортных средств срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов не может превышать 1 июля 2015 года.
Определен
порядок предоставления сведений об учредителях (участниках) организаторов азартных игр
Федеральным законом от 22 апреля 2010 г. N 64-ФЗ установлена обязанность организаторов азартных игр ежегодно представлять информацию в ФНС РФ о лицах, которые имеют голосующие акции или долю в их уставном капитале в размере не менее 10 процентов, а также документы, подтверждающие эту информацию (т.е. представлять сведения о лицах, которые могут оказывать существенное влияние на принятие решений по вопросам, отнесенных к компетенции общего собрания учредителей). В целях реализации данных положений Закона
Правительством РФ утверждены порядок и форма предоставления указанных сведений: отчет по утвержденной форме предоставляется на бумажном и магнитном носителях не позднее 30 дней по окончании отчетного года.
В расчете тарифов на услуги по передаче
электроэнергии по единой национальной электросети будут учитываться дополнительные показатели
В расчет ставок тарифа на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС на содержание объектов электросетевого хозяйства (один из двух видов ставок, входящих в состав тарифа на услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС) включены показатели наличия оборудования, участвующего в передаче электроэнергии, в т.ч. с учетом номинального уровня его напряжения, и различные показатели, отражающие использование валовой выручки организации, оказывающей услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС.
Заменены некоторые показатели, предусмотренные для расчета второго вида ставок, входящих в состав тарифа на услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС, - ставки тарифа на оплату потребителями услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС нормативных технологических потерь электроэнергии (мощности) в ЕНЭС по субъектам РФ. Вместо входившей в расчет этого вида ставок цены на электроэнергию (мощность), приобретаемых организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС, в целях компенсации потерь
электроэнергии (эта цена устанавливалась Федеральной службой по тарифам), в расчет ставки включены прогнозные рыночные цены на электроэнергию и на электрическую мощность, также определяемые Федеральной службой по тарифам.