С 19 октября 2020 г. по 1 ноября 2020 г. вход в ночные заведения г. Москвы будет осуществляться по QR-коду либо номеру телефона
Установлено, что посещение ночных клубов (дискотек), ночных баров, мест проведения аналогичных развлекательных мероприятий, в которых в том числе оказываются услуги по проведению таких развлекательных мероприятий, режим работы которых предусматривает оказание соответствующих услуг с 00 часов 00 минут до 6 часов 00 минут, осуществляется при условии регистрации посещения с использованием специального электронного сервиса на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы или путем отправки сообщения на специальный короткий номер 7377.
Указанная регистрация необходима в том числе для последующего получения уведомлений о возможном контакте с заболевшим новой коронавирусной инфекцией при посещении указанных мест.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие развлекательную деятельность, обязаны:
- получить с использованием личного кабинета на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы электронный идентификатор (QR-код) или код для направления сообщений на специальный короткий номер 7377 для каждого места осуществления развлекательной деятельности;
- разместить электронный идентификатор (QR-код) или код для направления сообщений на специальный короткий номер 7377 на входе в места осуществления развлекательной деятельности;
- обеспечить прохождение их работниками и посетителями процедуры регистрации всех посещений в течение суток с использованием специального электронного сервиса.
Кроме того, уточнено, что в случае отсутствия изменений в сведениях о работниках (исполнителях по гражданско-правовым договорам), подлежащих переводу на дистанционный режим работы, еженедельное представление таких сведений не требуется. В случае каких-либо изменений представление актуализированных сведений производится в день принятия соответствующего решения.
В случае организации режима работы, предусматривающего чередование дистанционного режима работы и выполнения трудовой функции на рабочем месте, а также сменного режима работы при представлении сведений указываются все работники (исполнители по гражданско-правовым договорам), в отношении которых приняты соответствующие решения. При этом должно быть обеспечено одновременное нахождение на рабочем месте не более 70 процентов работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам).
Определен порядок подготовки членов летных экипажей в период действия режима повышенной готовности
Сообщается, что в период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для принятия Росавиацией решения по продлению на 90 дней сроков проведения необходимых подготовок, тренировок и проверок, сроков прохождения членами летных экипажей подготовки и проверки на тренажерных устройствах имитации полета, эксплуатантам надлежит разработать и внести в программу подготовки членов летных экипажей перечень мероприятий, обеспечивающих надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения, возложенных на них обязанностей и предусматривающих:
проведение наземной подготовки, а также отработку взаимодействия членов летного экипажа и тренировку по действиям при всех видах аварийной и исключительной обстановки или режима, вызванных неисправностями силовой установки, планера или систем, пожаром или другими отрицательными факторами в кабине воздушного судна на земле, в объеме не менее 8 часов (4 часа наземной подготовки и 4 часа тренировки в кабине воздушного судна на земле);
проведение проверки пилотом-инструктором выполнения нормальных процедур на воздушном судне в полете.
Результаты прохождения подготовки и проверки оформляются в задании на тренировку/проверку.
На основании проводимых мероприятий по утвержденной программе, включающей подготовку членов летных экипажей в период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, эксплуатант направляет запрос в адрес Росавиации о продлении на 90 дней сроков проведения подготовок, тренировок и проверок, сроков прохождения членами летных экипажей подготовки и проверки на тренажерных устройствах имитации полета.
С 12 октября 2020 года организация работ по применению условного номера для клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей и аттестации производственных участков осуществляется без выезда на предприятия
Обследование производства предприятий на предмет фактической готовности к выполнению заявленных работ в период сложной эпидемиологической обстановки, связанной с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), осуществляется без выезда на предприятия до нормализации эпидемиологической обстановки.
Предусмотрен порядок работы по обследованию производства без выезда на предприятие в форме документарной проверки, проведения совместного совещания ФБУ "РС ФЖТ" с уполномоченным представителем владельца инфраструктуры и предприятием (заявителем) в формате видео-конференц-связи.
15 октября 2020 г. - последний день уплаты налога по 3-НДФЛ за 2019 год для ИП, занятых в наиболее пострадавших от COVID-19 отраслях и внесенных на 1 марта 2020 г. в реестр субъектов МСП
Уплатить налог можно в течение всего дня 15 октября, в том числе с помощью электронного сервиса "Уплата налогов и пошлин" на сайте ФНС России.
Пользователи сервиса "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя" могут сформировать платежный документ в своем личном кабинете и уплатить налог онлайн.
∙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Уточнены полномочия Правительства РФ и МВД России, касающиеся вопросов выдачи разрешений на временное проживание в РФ иностранцам
Предусмотрено, что Правительством утверждаются правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами РФ квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ, установления и использования ее резерва, порядок распределения указанной квоты соответствующими комиссиями, формируемыми в субъектах РФ.
Порядок выдачи разрешения на временное проживание, форма заявления о выдаче разрешения на временное проживание, порядок его подачи, в том числе в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая портал госуслуг, перечень документов, представляемых одновременно с указанным заявлением, форма и описание отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, о разрешении на временное проживание, форма и описание бланка документа о разрешении на временное проживание утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
Расширен перечень полномочий, осуществляемых Минприроды России
Согласно внесенным изменениям, Министерство, в числе прочего, устанавливает:
- порядок выделения участка недр, содержащего трудноизвлекаемые полезные ископаемые, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии;
- порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, при выделении участка недр из участка недр, предоставленного для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, по согласованию с Минэкономразвития России и Минэнерго России;
- порядок осуществления добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья, включая добычу полезных ископаемых из попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, в границах предоставленных им участков недр на основании утвержденного технического проекта.
Роспотребнадзор будет проводить внеплановые проверки образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов на предмет обеспечения учащихся качественным питанием
Полпредам Президента РФ в федеральных округах поручено осуществлять мониторинг обеспечения питанием обучающихся, при этом обратить особое внимание на качество пищевых продуктов, а также на сохранение объемов финансирования, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ на указанные цели.
Кроме того, Правительству РФ с учетом ранее данных поручений при внедрении с 1 января 2021 г. механизма оказания населению государственной социальной помощи на основании социального контракта необходимо обеспечить установление в качестве целевого показателя, характеризующего результаты реализации указанного контракта, повышение доходов нуждающихся семей, включая доходы от трудовой деятельности членов этих семей.
Предложены организационно-правовые основы формирования и деятельности Государственного Совета
Согласно законопроекту Государственный Совет является конституционным государственным органом, формируемым Президентом РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.
Государственный Совет в пределах своей компетенции участвует в разработке стратегических задач и целей внутренней и внешней политики Российской Федерации, в формировании государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, способствует согласованному функционированию и взаимодействию органов, входящих в единую систему публичной власти, в целях соблюдения и защиты прав и свобод граждан РФ.
Законопроектом определяются основные задачи и функции Государственного Совета, в числе которых: содействие Президенту РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; подготовка предложений Президенту РФ по важнейшим вопросам государственного строительства; рассмотрение по предложению Президента РФ проектов федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение; обсуждение основных параметров проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Председателем Государственного Совета является Президент РФ. Для решения текущих вопросов деятельности Государственного Совета формируется его президиум, персональный состав которого определяется Председателем Государственного Совета.
Членами Государственного Совета являются по должности Председатель Правительства РФ, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Руководитель Администрации Президента РФ, высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ).
По решению Президента РФ в состав Государственного Совета могут быть включены представители политических партий, имеющих фракции в Государственной Думе, представители местного самоуправления, а также иные лица.
В состав Государственного Совета не могут входить лица, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Лицам, входящим в состав Государственного Совета, в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.
Заседания Государственного Совета проводятся регулярно в соответствии с утверждаемыми планами. По решению Председателя Государственного Совета могут проводиться внеочередные заседания.
В случае принятия Государственным Советом решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в проект федерального конституционного закона или федерального закона проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу.
В случае принятия Государственным Советом решения о целесообразности разработки документов стратегического планирования Российской Федерации или внесения изменений в такие документы соответствующая рекомендация направляется в Правительство РФ.
В случае принятия Государственным Советом решения о целесообразности разработки документов стратегического планирования субъекта РФ либо муниципального образования или внесения изменений в такие документы соответствующая рекомендация направляется в субъект РФ либо муниципальное образование.
Исключена норма о предоставлении земельных участков, находящихся в госсобственности, на территории свободного порта Владивосток резидентам свободного порта Владивосток без проведения торгов
С этой целью признаны утратившими силу отдельные положения Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток".
Верховным Судом РФ рассмотрены наиболее актуальные вопросы, возникшие в практике судов в 2018 - 2020 годах, при рассмотрении дел по спорам о защите прав потребителей
В обзоре содержатся в том числе следующие выводы:
требование потребителя о возврате технически сложного товара, в котором по истечении пятнадцати дней со дня его передачи потребителю выявлен производственный недостаток, подлежит удовлетворению, если будет установлено, что данный недостаток является существенным;
потребитель вправе требовать возмещения убытков, связанных с возвратом товара ненадлежащего качества, в размере, обеспечивающем приобретение им аналогичного товара;
срок для предъявления заказчиком по договору подряда требования о безвозмездном устранении существенных недостатков результата работы, в отношении которого не установлен срок службы, составляет десять лет со дня принятия результата работы;
условие договора банковского вклада, заключенного между банком и потребителем, об обязательном досудебном урегулировании споров является ничтожным как ущемляющее права потребителя;
по общему правилу страховое возмещение в виде ремонта должно обеспечивать сохранение гарантии на застрахованное транспортное средство.
Упрощен порядок выдачи жилищных сертификатов для граждан, переезжающих с Крайнего Севера
Отдельные акты Правительства РФ приведены в соответствие с федеральными законами от 20.07.2020 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", от 31.07.2020 N 300-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", от 18.07.2019 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и признании утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В частности, урегулированы вопросы учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование в пределах субъекта РФ.
Справку об инвалидности для регистрации и постановки на учет на получение социальной выплаты для приобретения жилья теперь необходимо представлять только в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов.
Средства господдержки можно будет потратить на приобретение жилья не только по договору долевого участия, но и по договору об уступке прав требований.
В целях защиты имущественных интересов кредиторов устранена неопределенность при налогообложении НДС операций по реализации товаров (работ, услуг) в рамках текущей хозяйственной деятельности, совершаемых лицом, признанным банкротом
В настоящее время в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных несостоятельными (банкротами).
Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19 декабря 2019 года N 41-П, неопределенность в истолковании и применении подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса возникает в случае, когда должник, признанный несостоятельным (банкротом), продолжает осуществлять текущую хозяйственную деятельность, в процессе которой реализует произведенную им продукцию.
В этой связи настоящим федеральным законом установлено, что объектом налогообложения НДС не признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе операции, совершаемые после признания должников несостоятельными (банкротами).
Кроме того, уточнены условия освобождения от исполнения обязанностей по уплате отдельных налогов и авансовых платежей субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции и включенных в единый реестр субъектов МСП.
В настоящее время Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ предусматривается освобождение от уплаты налогов, авансовых платежей по ним и сборов, в том числе в отношении организаций, включенных в реестр МСП на основании налоговой отчетности за 2018 год.
Внесенными изменениями такое освобождение предоставляется также организациям, включенным в реестр МСП в связи с созданием в период с 1 декабря 2018 г. по 29 февраля 2020 г.
Подписан закон об индексации ставок акцизов на все подакцизные товары на период 2021 - 2023 г., а также о стимулировании развития нефтегазохимического комплекса
В частности:
- уточнен порядок расчета коэффициента, применяемого при определении размеров вычета сумм акциза, исчисленного в случаях использования винограда для производства вина, виноматериалов, виноградного сусла и спиртных напитков по технологии полного цикла;
- вводятся меры, направленные на поддержку производителей спиртосодержащей продукции, используемой для уничтожения микроорганизмов, способных вызывать инфекционные заболевания, и недопущение ее удорожания. Предусматривается, что производители данной продукции вправе получить свидетельство на производство спиртосодержащей непищевой продукции, что позволит применять "нулевую" ставку акциза;
- пересмотрены в сторону увеличения ставки акцизов в отношении табачной продукции и товаров, связанных с курением. Так, например, ставки акциза предлагается установить в следующих размерах:
на табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный: на 2021 год - 3 806 рублей за 1 кг (вместо 3299 руб.); на 2022 год - 3 958 рублей за 1 кг (вместо 3431 руб.); на 2023 год - 4 116 рублей за 1 кг;
на сигареты, папиросы: на 2021 год - 2 359 рублей за 1 000 штук плюс 16 процентов расчетной стоимости, но не менее 3 205 рублей за 1 000 штук (сейчас - 2 045 рублей за 1 000 штук плюс 14,5 процентов расчетной стоимости, но не менее 2778 рублей за 1 000 штук);
электронные системы доставки никотина, устройства для нагревания табака: на 2021 год - 60 рублей за 1 штуку (сейчас - 52 руб.); на 2022 год - 62 рубля за 1 штуку (сейчас 54 руб.); на 2023 год - 64 рубля за 1 штуку.
В рамках создания льготных налоговых условий для переработчиков этана и сжиженного углеводородного газа (СУГ) предусматривается, в числе прочего:
- введение механизма "обратного акциза" для стимулирования увеличения глубины переработки нефти;
- отнесение с 1 января 2022 г. этана и сжиженных углеводородных газов (СУГ) к подакцизным товарам. Переработчикам этана или СУГ предоставляется право на применение налогового вычета по акцизам с повышающим коэффициентом, равного 2.
Также право на вычет может применяться при условии обязательных инвестиций в объекты основных средств, которые будут введены в эксплуатацию с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2027 г. в размере не менее 65 млрд рублей. При этом в случае осуществления инвестиций в производственные мощности по переработке СУГ в размере более 110 млрд. рублей предусмотрена ежегодная индексация ставки акциза на СУГ;
- исключение возможности применения отрицательной ставки НДПИ в отношении нефти (за исключением добытой нефти, в отношении которой исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья), а также отрицательного коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть. Если указанные величины приобретают отрицательное значение, они принимаются равными нулю.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2022 года.
На 2021 - 2023 годы установлены фиксированные размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование для категорий лиц, признаваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам
Внесенными изменениями предусмотрены следующие размеры страховых взносов:
- на ОПС: в случае если величина дохода плательщика не превышает 300 тыс. рублей, то размер взносов за расчетный период составит: в 2021 году - 32 448 рублей; в 2022 году - 34 445 рублей; в 2023 году - 36 723 рубля. В случае если величина дохода плательщика за расчетный период превысит 300 000 рублей, к указанной сумме необходимо будет доплатить 1,0% с суммы превышения;
- на ОМС: размер взносов за расчетный период 2021 года составит 8 426 рублей, 2022 года - 8 766 рублей, 2023 года - 9 119 рублей.
Такие же размеры страховых взносов установлены для уплаты в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству.
Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам.
В целях поддержки средств массовой информации и полиграфических предприятий увеличен максимально допустимый объем потерь в виде стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции
Согласно внесенным изменениям налогоплательщики, которые осуществляют производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, могут учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в Налоговом кодексе РФ (морально устаревшей) продукции средств массовой информации и книжной продукции в пределах не более 30% (в настоящее время пороговое значение составляет не более 10%) стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.
Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.
Закреплены полномочия Федеральной пробирной палаты по сбору государственных пошлин в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и использования и обращения драгоценных камней
В соответствии с Указом Президента РФ от 28 октября 2019 г. N 529 на базе федерального казенного учреждения "Российская государственная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" образована Федеральная пробирная палата с приданием ей статуса федеральной службы и передачей функций учреждения.
В этой связи в статьи 333.31 и 333.32 Налогового кодекса РФ внесены изменения, предусматривающие наделение Федеральной пробирной палаты полномочиями по сбору государственных пошлин в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них.
Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
С 1 января 2021 года исключена возможность установления особых формул расчета ставок вывозной таможенной пошлины в отношении отдельных видов сырой нефти
Внесенными изменениями исключена возможность установления особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой с вязкостью в пластовых условиях не менее 10 000 миллипаскаль-секунд, а также нефти сырой с особыми физико-химическими характеристиками.
При этом в целях сохранения рентабельности разработки соответствующих нефтяных месторождений предусматривается возможность для организаций, являющихся пользователями недр на соответствующих участках, стать плательщиками налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
Состав внереализационных расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, дополнен расходами в виде стоимости безвозмездно передаваемого в государственную и муниципальную собственность имущества, созданного за счет субсидий
Также определено, что в случае безвозмездной передачи в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), доходы налогоплательщиков в виде субсидий не учитываются в составе внереализационных доходов при расчете 90-процентного значения доли доходов от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, в составе всех доходов, учитываемых налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. При этом действие положений подпункта 19.7 пункта 1 статьи 265, пункта 1 статьи 284.3 и пункта 1 статьи 284.3-1 НК РФ (в редакции настоящего федерального закона) распространяется на правоотношения по безвозмездной передаче имущества (имущественных прав) в государственную и (или) муниципальную собственность, возникшие с 1 января 2020 года.
Закреплены условия предоставления налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на отдельных участках недр, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Налоговый вычет применяется при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной на участках недр, которые одновременно расположены в границах Сургутского и Ханты-Мансийского районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, лицензии на пользование которыми выданы до 1 января 2018 года и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых составляют 1 000 миллионов тонн и более по состоянию на 1 января 2018 года.
Налоговый вычет применяется при условии заключения налогоплательщиком, владеющим лицензиями на пользование указанными участками недр, инвестиционного соглашения о стимулировании на них добычи нефти.
В соответствии с соглашением налоговый вычет будет предоставляться в случае, если средний за налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс" выше значений базовой цены нефти. В случае если за налоговый период уровень цен нефти ниже или равен базовой цене на нефть, налоговый вычет не предоставляется. Если сумма налоговых вычетов за определенный период времени превысит сумму дополнительных доходов федерального бюджета, то сумма налоговых вычетов в части такого превышения подлежит уплате в бюджет.
Налогоплательщик вправе заключить соглашение о добыче до 1 июля 2021 года. С 1 июля 2021 года заключение соглашений о добыче не допускается.
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Скорректированы отдельные параметры исчисления налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и налога на добычу полезных ископаемых
В частности:
- уточнен порядок определения минимальной цены на газ в случае отсутствия цены на газ для соответствующего региона добычи;
- в случае реорганизации юридическому лицу - правопреемнику, ранее не являвшемуся плательщиком НДД, предоставляется право учесть не перенесенные (исторические) убытки реорганизуемого юридического лица, которое являлось до реорганизации плательщиком НДД;
- расширен перечень участков недр "3 группы", при добыче углеводородного сырья на которых применяется НДД, за счет выработанных месторождений и месторождений, расположенных на территории субъектов РФ, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, и на территории Сахалинской области;
- предусматривается, что для налоговых периодов, дата начала которых приходится на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года включительно, налоговая база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период не может быть уменьшена на сумму убытков (исторических убытков), полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 процентов;
- уточнен порядок определения значения удельных расходов при расчете минимальной налоговой базы по НДД, согласно которому значение удельных расходов устанавливается в размере 7 140 рублей до 31 декабря 2023 г. и 8 600 рублей с 1 января 2024 г.;
- для отдельных видов твердых полезных ископаемых (за исключением торфа, горючих сланцев, сырья радиоактивных металлов, неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, подземных промышленных и термальных вод, битуминозных пород, концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, концентратов и других полупродуктов, содержащих серебро, общераспространенных полезных ископаемых, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней) вводится повышающий рентный коэффициент равный 3,5, который не применяется в отношении новых инвестиционных проектов в сфере добычи полезных ископаемых, реализуемых в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Признана недействующей форма N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц"
Верховный Суд РФ признал не действующей со дня вступления решения суда в законную силу форму N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" (приложение N 6), утвержденную приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@, в той мере, в какой данная форма заявления в системе действующего правового регулирования не позволяет осуществить государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в случае принятия участниками юридического лица решения о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава.
Суд указал, в частности, следующее.
Приказом Минэкономразвития России от 1 августа 2018 г. N 411 утверждены 36 типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью, этот нормативный правовой акт вступил в силу с 24 июня 2019 г.
Согласно абзацу второму пункта 23 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Минфина России от 30 сентября 2016 г. N 169н, в случае внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для предоставления государственной услуги в инспекцию представляются документы, указанные в пункте 22 данного административного регламента, и решение участников юридического лица о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава.
Вместе с тем утвержденная ФНС России форма N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" не была актуализирована в соответствии с требованиями упоминаемых федеральных законов и взаимосвязанных с ними в системе правового регулирования нормативных правовых актов, предусматривающих право юридического лица действовать на основании типового устава и необходимость своевременного отражения в ЕГРЮЛ таких сведений. Как следует из представленных материалов, используемая в правоприменительной деятельности регистрирующего органа форма N Р14001 не может быть применена при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, так как соответствующее дополнительное содержание в ней не предусмотрено.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования Форма заявления N Р14001 не позволяет осуществить государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в случае принятия участниками юридического лица решения о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава.
Следовательно, указанное правовое регулирование не соответствует приведенным выше нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права юридического лица, участники которого приняли решение о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава.
Законопроект о повышенной налоговой ставке в отношении доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей, требует дополнительного обсуждения
Проектом федерального закона предусматривается установление с 1 января 2021 года ставки налога на доходы физических лиц в размере 15 процентов для части доходов физического лица, превышающей 5 млн рублей в год. Данная ставка будет рассчитываться таким образом, что в отношении доходов до 5 млн рублей сохранится ставка 13 процентов, а в отношении доходов более 5 млн рублей налоговая ставка будет составлять 650 тыс. рублей и 15 процентов суммы доходов, превышающих 5 млн рублей. Таким образом, по повышенной налоговой ставке будет облагаться только та часть дохода, которая превышает 5 млн рублей.
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам полагает целесообразным при подготовке к его рассмотрению Государственной Думой во втором чтении обсудить вопрос:
налогообложения дохода от долевого участия по единым принципам вне зависимости от получателей;
сохранения действующей налоговой ставки 13 процентов при налогообложении доходов от продажи недвижимого имущества и (или) доли (долей) в нем, а также доходов в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, применительно к любому имуществу, а не только к недвижимому;
сохранения действующей налоговой ставки 13 процентов при налогообложении страховых выплат (в первую очередь выплат по негосударственному пенсионному страхованию и выплат по возмещению вреда);
налогообложения доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, для налоговых резидентов РФ и физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ;
возможности применения механизма взимания налога, предполагающего расчет дополнительных налоговых обязательств физических лиц (в размере 2%) налоговыми органами на основании сведений, полученных от налоговых агентов - источников выплаты дохода по окончании налогового периода, и уплату указанной суммы налога физическими лицами на основании налоговых уведомлений.
Разъяснены условия представления деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, в том числе пива, пивных напитков, медовухи, сидра и пуаре, и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны декларировать объем оборота указанной продукции в соответствии с Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее - Пра
вила).
Вместе с тем в соответствии с положениями Закона N 171-ФЗ и Правил обязанность организации или индивидуального предпринимателя по представлению декларации поставлена в зависимость от осуществления соответствующей деятельности хозяйствующего субъекта.
Таким образом, в случае если организацией или индивидуальным предпринимателем не осуществлялась деятельность по обороту указанной продукции, то при условии отсутствия остатков алкогольной или спиртосодержащей продукции на конец предыдущего отчетного периода представление декларации не требуется.
ФНС России вновь напомнила о недопустимости исчисления транспортного налога в случае гибели или уничтожения транспортного средства независимо от его снятия с регистрационного учета
Сообщается, в частности, что налоговым органам доводилась правовая позиция Верховного Суда РФ (дело N 306-КГ14-5609), Минфина России и ФНС России по вопросу о прекращении исчисления транспортного налога в случае гибели или уничтожения транспортного средства независимо от его снятия с регистрационного учета (письма ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@, от 25.10.2019 N БС-4-21/21862@).
Однако, по-прежнему, в судебном порядке выносятся решения об отказе в удовлетворении административных исковых заявлений налоговых органов по взысканию недоимки по налогу за период с момента гибели (уничтожения) транспортного средства.
Так, в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.09.2020 N 48-КАД20-4-К7 (копия прилагается) указано, что по смыслу пунктов 1 и 3 статьи 3, пунктов 1 и 2 статьи 38, статей 357, 358 Налогового кодекса РФ, пункта 1 статьи 128 и пункта 2 статьи 130 Гражданского кодекса РФ в их системном единстве в качестве объекта налогообложения налогом признаются объекты, соответствующие одновременно двум критериям: является транспортным средством, обладающим определенным физическим показателям; зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 235 ГК РФ, основанием прекращения права собственности на вещь является, в том числе, гибель или уничтожение этой вещи, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества, то есть право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи.
Таким образом, несмотря на наличие сведений о регистрации автомобиля, вывод нижестоящих судов и налогового органа об обязанности ответчика уплатить налог за период с момента прекращения существования транспортного средства является ошибочным, основан на неправильном применении норм права.
С учетом изложенного УФНС России по субъектам РФ поручается, в числе прочего:
принять исчерпывающие меры по урегулированию указанных споров, учитывая практику рассмотрения аналогичных споров Верховным Судом РФ;
исключить причины и условия возникновения налоговых споров, касающиеся иного - отличного от приведенной правовой позиции Верховного Суда РФ и Минфина России - истолкования налоговыми органами норм главы 28 Налогового кодекса РФ.
Также сообщается о внесении в Госдуму законопроекта, в котором для рассматриваемой ситуации устанавливается порядок, предусматривающий прекращение исчисления налога не с момента снятия транспортного средства с учета, а с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было уничтожено (на основании заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения и информации, представленной в налоговый орган).
Утвержден отчет об исполнении федерального бюджета за 2019 год
Бюджет исполнен: по доходам - в сумме 20 трлн 188 млрд рублей, по расходам - в сумме 18 трлн 214 млрд рублей, с превышением доходов над расходами (профицит федерального бюджета) в сумме 1 трлн 974 млрд рублей.
В отчете приводятся показатели:
доходов по кодам классификации доходов бюджетов;
расходов по ведомственной структуре расходов федерального бюджета;
расходов по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов;
источников финансирования дефицита федерального бюджета по кодам классификации.
В 2019 году ФСС РФ обеспечил выполнение возложенных на него обязательств
Бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 770 618,5 млн рублей, или 102,3% к показателям, утвержденным Федеральным законом от 28.11.2018 N 431-ФЗ. Расходы бюджета Фонда за 2019 год составили 738 103,9 млн рублей, или 99,6% к утвержденным показателям.
В целом бюджет фонда за 2019 год исполнен с профицитом в сумме 32 514,6 млн рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - с дефицитом в сумме 1 525,9 млн рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - с профицитом в сумме 34 422,0 млн рублей, по исполнению отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, - с превышением произведенных расходов над суммой поступивших межбюджетных трансфертов за счет остатков прошлых лет в сумме 286,9 млн. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - с превышением произведенных расходов над суммой поступивших межбюджетных трансфертов за счет остатков прошлых лет в сумме 94,6 млн рублей.
В частности:
расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 99,6% к показателям Федерального закона 431-ФЗ;
расходы на выплату всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 97,7% всех расходов по данному виду страхования, а по сравнению с 2018 годом увеличились на 5 процентов;
расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 107,1% к показателям Федерального закона N 431-ФЗ и 100,6% к бюджетной росписи, что на 11% больше, чем в 2018 году;
средний размер дневного пособия по беременности и родам составил 926,42 рубля, что на 1,9% больше планового показателя и на 75,13 рубля больше, чем в 2018 году;
расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составили 93,4 процента к утвержденным показателям. По сравнению с 2018 годом расходы увеличились на 0,4. Средний размер данного пособия по отношению к 2018 году вырос на 1 041,10 рубля, или на 11%, и составил 10 513,58 рубля.
Количество выплаченных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составило 14,8 млн пособий. Правом на получение этого вида пособия воспользовались около 2,1 млн граждан.
Общий объем доходов бюджета Фонда на 2019 год составил 8 781,0 млрд рублей, общий объем расходов - 8 627,1 млрд рублей.
На исполнение публичных нормативных обязательств в 2019 году направлено 8 404,6 млрд рублей.
В целом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год поступило 5 394,0 млрд рублей, или на 9,0% больше фактических поступлений за 2018 год. Годовой прогнозный план поступлений выполнен на 102,5 процентных пункта.
С 1 января 2019 года страховые пенсии неработающим пенсионерам были увеличены на 7,05%, при этом ее средний размер увеличился на 1 088,92 рубля и составил 15 496,20 рубля.
Работающим пенсионерам страховые пенсии повышены с 1 августа 2019 г. на основании сведений о поступивших суммах страховых взносов за 2018 год. Средний размер увеличения составил 185,01 рубля.
С 1 апреля 2019 года социальные пенсии и другие выплаты, размер которых зависит от роста прожиточного минимума пенсионера, проиндексированы на 2%.
Средний размер социальной пенсии увеличился за 2019 год на 202 рубля и составил 9 287 рублей.
С 1 февраля 2019 года ежемесячные денежные выплаты и другие социальные выплаты увеличены на 4,3%.
Материнский (семейный) капитал на 2019 год установлен в размере 453 026 рублей.
Бюджет ФФОМС в 2019 году по доходам составил 2123,9 млрд рублей, или 101,2% к утвержденным показателям, а по расходам - 2186,7 млрд рублей, или 99,8%. Бюджет исполнен с дефицитом в размере 62,7 млрд рублей.
Подушевой норматив за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций ФОМС составил 11 800,2 рубля, что на 9,1% больше, чем в 2018 году.
Субвенции на организацию обязательного медицинского страхования на территориях субъектов РФ составили 2069,91 млрд рублей.
В 2019 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, из бюджета ФФОМС было направлено 100,8 млрд рублей, в том числе: 94,56 млрд. рублей в федеральные государственные учреждения; 6,24 млрд рублей на софинансирование указанных расходов бюджетов субъектов РФ. Высокотехнологичная медицинская помощь оказана более чем 1 млн пациентов.
На оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также на проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни в 2019 году перечислено по заявочному принципу 13,9 млрд рублей (88,2% от запланированного объема).
Установлен временный порядок исполнения бюджетов бюджетной системы в 2021 году
В частности:
- с целью увеличения объема расходов федерального бюджета в нем проведена корректировка "бюджетных правил" в части порядка определения предельного объема расходов, использования средств Фонда национального благосостояния и прогнозирования объема доходов;
- в федеральный бюджет будут зачисляться налоговые доходы, в том числе, от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
налога на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ, - по нормативу 100 процентов;
налога на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также доходов в виде суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства - по нормативу 100 процентов;
налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тыс. рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, - по нормативу 13 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, - по нормативу 83 процента;
- продлено действие временных оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете;
- на постоянной основе увеличен срок предоставления "казначейских" кредитов регионам с 90 до 180 дней;
- расширено количество направлений расходования регионами средств, высвобождаемых от реструктуризации бюджетных расходов. Они могут направляться на привлечение инвестиций и реализацию федеральных (региональных) проектов;
- продлены действующие положения, позволяющие регионам вносить изменения в бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете, перераспределять межбюджетные
трансферты муниципалитетам, превышать установленные ограничения в части объема государственного долга и размера дефицита бюджета.
- упрощен порядок принятия решений о предоставлении бюджетных субсидий в рамках исполнения соглашений о защите и поощрении капвложений. Кроме того, смягчены критерии оценки выполнения госзадания государственными (муниципальными) учреждениями, которые приостанавливали свою деятельность в период пандемии.
Установлены особенности предоставления в 2020 году гарантий по кредитам, привлекаемым принципалами, выполняющими функции лизингодателей
Предусмотрены особенности оказания государственной гарантийной поддержки, в том числе в части:
предоставления гарантий по кредитам на срок от 3 до 20 лет в обеспечение исполнения в установленный кредитными договорами срок обязательств принципалов по возврату суммы кредита (погашению основного долга) в объеме до 100 процентов фактически предоставленной принципалам суммы кредита;
отбора принципалов для оказания государственной гарантийной поддержки;
требований к решению Правительственной комиссии об отборе принципала.
На сайте Минфина России опубликована Сопоставительная таблица целевых статей расходов и кодов видов доходов, применяющихся при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ
Сообщается, что на официальном сайте Минфина России в рубрике "Бюджет", подрубрике "Бюджетная классификация Российской Федерации", разделе "Методический кабинет" для использования в работе размещена Сопоставительная таблица целевых статей расходов и кодов видов доходов, применяющихся при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
Определены условия и порядок совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке
Базовый стандарт содержит:
перечень операций (содержание видов деятельности) на финансовом рынке, подлежащих стандартизации;
положения, определяющие условия совершения операций на финансовом рынке, порядок их совершения, требования к содержанию договоров, в соответствии с которыми совершаются операции на финансовом рынке, процедуры оценки платежеспособности члена кредитного потребительского кооператива (пайщика);
требования к процедуре оценки предмета залога, которым обеспечивается возврат займа членом кредитного потребительского кооператива (пайщиком).
Базовый стандарт устанавливает условия и порядок совершения следующих операций на финансовом рынке, подлежащих стандартизации в отношении кредитных потребительских кооперативов:
привлечение денежных средств физических лиц - членов кредитного кооператива (пайщиков) на основании договора передачи личных сбережений;
выдача ипотечных займов (в том числе с их возвратом за счет средств материнского (семейного) капитала);
Скорректированы перечни КБК, относящиеся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов
В перечни включены новые КБК, в частности, в отношении ряда административных штрафов; выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку; субсидий на финансовое обеспечение мероприятий по закупке, хранению и доставке средств индивидуальной защиты, медицинских изделий и средств дезинфекции, на осуществление выплат на детей и пр.
Некоторые наименования КБК изложены в новой редакции, в том числе в отношении платежей по искам о возмещении вреда, причиненного водным объекта и окружающей среде.
Кроме того, внесены многочисленные изменения в коды направлений расходов целевых статей расходов.
Обновлена форма ФСН с указаниями по ее заполнению для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления
Утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" с указаниями по ее заполнению для сбора и обработки данных в системе Росприроднадзора и введена в действие с отчета за 2020 год.
Форма предоставляется, в том числе юридическими и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С введением в действие указанной формы федерального статистического наблюдения признан утратившим силу Приказ Росстата от 12.12.2019 N 766, регулирующий аналогичные правоотношения.
Расширен круг лиц, получающих господдержку в сфере развития сельского хозяйства, в части обеспечения доступности кредитных ресурсов
В него включены:
организации и индивидуальные предприниматели, реализующие инвестиционные проекты по производству и (или) первичной и (или) последующей (промышленной) переработке сельскохозяйственной продукции и ее реализации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, при условии подтверждения по истечении трех лет с даты заключения договора о предоставлении инвестиционного кредита, но не позднее даты окончания срока такого кредита доли дохода от реализации указанной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год;
организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие требованиям, устанавливаемым Правительством РФ в целях реализации федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ) по направлениям, определенным правовым актом Президента РФ.
Установлен запрет движения по платным автомобильным дорогам или платным участкам таких дорог на транспортных средствах без внесения платы за проезд
Также предусмотрено, в том числе, что движение транспортных средств по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги, обозначенным в порядке, определяемом Правительством РФ, допускается при условии внесения соответствующей платы за проезд. Въезд транспортных средств на платные автомобильные дороги или платные участки автомобильных дорог может осуществляться свободно (безбарьерный въезд) или через барьер (шлагбаум) (барьерный въезд).
Регламентированы положения, касающиеся порядка внесения платы за проезд по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги, в том числе при безбарьерном въезде и при барьерном въезде.
Уточнены полномочия Правительства РФ в области развития авиации
Установлено, что Правительство РФ утверждает правила расчета размера бюджетных ассигнований на капитальный ремонт, а также межремонтные сроки проведения капитального ремонта аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности.
Установлен единый порядок пользования базами для стоянок маломерных судов в Российской Федерации
В утвержденных правилах в том числе:
определено понятие "база (сооружение) для стоянок маломерных судов";
закреплено, что учет баз-стоянок и надзор за ними осуществляется территориальными органами Государственной инспекции по маломерным судам, входящими в состав территориальных органов МЧС России (далее - ГИМС МЧС России);
определены требования по обеспечению безопасности на базах-стоянках;
установлен порядок организации учета соответствия баз-стоянок обязательным требованиям по обеспечению охраны жизни людей на водных объектах;
предусмотрены требования по организации выпускного режима и учета приписного флота на базе-стоянке.
Ежегодно перед началом эксплуатации базы-стоянки ее руководитель направляет в подразделение ГИМС МЧС России заявление-декларацию соответствия базы-стоянки требованиям правил по рекомендуемому образцу.
Приказ вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением отдельных положений.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Кроме того, по результатам мониторинга цен за период с 15 сентября 2020 г. по 14 октября 2020 г. определена средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, которая составляет 296,2 доллара США за тонну.
Уточнена компетенция органов, осуществляющих государственный земельный надзор, по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях
Уточнена компетенция указанных органов, в частности Росреестра, по рассмотрению дел об административных правонарушениях, перечисленных в статье 23.21 КоАП РФ, - в части 1 указанной статьи слова "(за исключением государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения)" заменены словами "(за исключением органа, осуществляющего государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения")".
Уточнены требования к осуществлению промышленного рыболовства во внутренних водных объектах, прибрежного рыболовства в морских водах и в районах действия международных договоров
В частности, уточнено, что прибрежное рыболовство в морских водах осуществляется в границах рыбохозяйственного бассейна юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в любом прибрежном субъекте РФ, к территории которого прилегают внутренние морские воды РФ и (или) территориальное море РФ, включенные в такой рыбохозяйственный бассейн, а в районах действия международных договоров - юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в любом прибрежном субъекте РФ, к территории которого прилегают внутренние морские воды РФ и (или) территориальное море РФ.
Поправками также:
установлено, что квоты добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних водных объектах распределяются не только органами исполнительной власти субъектов РФ, но и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства;
признано утратившим силу положение, предусматривающее утверждение Правительством РФ примерной формы договора, на основании которого осуществляется переход права на добычу (вылов) водных биоресурсов от одного лица другому;
исключено требование о подаче заявления в федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в случае осуществления только промышленного рыболовства.
Требования в сфере связи при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке распространены на многоквартирные дома
Также предусмотрено, что органы власти регионов и органы местного самоуправления вправе участвовать в реализации мероприятий, направленных на создание, развитие, эксплуатацию сетей связи и сооружений связи на территориях соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований. Уточнено, что содействие организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания данных услуг, оказывают органы местного самоуправления любых муниципальных образований.
Усилена административная ответственность за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов
Правонарушение повлечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ранее - предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей).
С 1 ноября 2020 г. по 31 мая 2022 г. будет проводиться эксперимент по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех"
Платформа "ГосТех" представляет собой единую цифровую платформу Российской Федерации, поддерживающую взаимоотношения граждан, государственных органов и коммерческих организаций на базе современных информационных технологий с целью повышения доступности государственных услуг и функций, а также направленную на снижение расходов участников на использование государственных услуг.
Участниками эксперимента являются ряд федеральных министерств и ведомств, автономная некоммерческая организация "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" (на добровольной основе), акционерное общество "Российский экспортный центр" (на добровольной основе), государственные учреждения, иные юридические лица, изъявившие желание принять участие в эксперименте на добровольной основе по согласованию с Минцифры России, поставщик (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие функционально полный набор информационно-технологических сервисов, позволяющих эффективно создавать, развивать и эксплуатировать прикладное программное обеспечение государственных информационных систем и их компонентов).
Задачами эксперимента являются, в числе прочего:
- определение вариантов использования информационных и технологических сервисов поставщика в рамках платформы "ГосТех", в том числе при создании государственных информационных систем и их компонентов, содержащих персональные данные и (или) иную охраняемую законом тайну;
- апробация новых подходов, определение финансовой эффективности и удобства применения платформы "ГосТех" при создании государственных информационных систем и их компонентов;
- оценка возможности интеграции инфраструктуры электронного правительства, в том числе инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций в электронной форме, и федеральных государственных информационных систем с платформой "ГосТех".
Уточнен порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию
Утратившим силу признано положение, устанавливающее, что в случае наличия по истечении календарного года экономии целевых средств, образовавшейся в результате превышения суммы ежемесячных объемов средств для оплаты медицинской помощи, рассчитанных для страховой медицинской организации исходя из количества застрахованных лиц в данной страховой медицинской организации и дифференцированных подушевых нормативов, над объемом целевых средств, фактически направленных страховой медицинской организацией на оплату медицинской помощи, с учетом средств, полученных из нормированного страхового запаса территориального фонда, 10 процентов экономии целевых средств предоставляются страховой медицинской организации в сроки, установленные договором о финансовом обеспечении.
Роспотребнадзор: при отказе от вакцинации возможно отстранение от работы
Граждане имеют право на отказ от профилактических прививок, при реализации которого правовые последствия могут быть связаны с временным отказом в приеме на работу или отстранением от работ, в случае если выполнение таких работ связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, перечень которых в настоящее время утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825, а также при осложнении эпидситуации (по эпидемическим показаниям). Данным перечнем предусмотрена обязательная иммунизация медицинских работников, работников образовательных организаций и других.
При ухудшении эпидемиологической ситуации по ряду инфекционных болезней (например, грипп, корь и др.) непривитые против данных нозологий сотрудники отстраняются от работы на период эпиднеблагополучия или обязаны быть привиты против них в связи с возникшим высоким риском возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди населения.
Установлена персональная ответственность руководителей органов исполнительной власти, территориальных органов исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя за осуществление полномочий и исполнение обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации
Если призывная комиссия по мобилизации граждан создана на внутригородской территории города федерального значения, на которой в соответствии с законом субъекта РФ - города федерального значения местная администрация не сформирована, то председателем такой призывной комиссии является руководитель органа исполнительной власти (руководитель территориального органа исполнительной власти) субъекта РФ - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя по решению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) соответствующего субъекта РФ.
Закреплен порядок ведения перечня общественных и религиозных объединений, иных организаций, деятельность которых запрещена или приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности
Установлено, что порядок ведения перечня общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", устанавливается федеральным органом государственной регистрации.
Копия решения о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения, копия вступившего в законную силу решения суда об удовлетворении жалобы общественного или религиозного объединения на решение о приостановлении его деятельности и копия вступившего в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности общественного или религиозного объединения направляются соответствующими должностным лицом или органом в федеральный орган государственной регистрации в трехдневный срок со дня принятия либо вступления в законную силу соответствующего решения.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Уточнена административная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК
Ответственность разграничена в зависимости от совершения правонарушения в отношении объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, к объектам высокой или средней категории опасности.
Также установлена ответственность юридических лиц. Максимальный размер штрафа для них составит до 300 тысяч рублей.
Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Актуализирован порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности
Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 N 172, и Правила аккредитации юридических лиц для проведения проверки в целях принятия органами аттестации решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также для обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 725, приведены в соответствие с Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности".
В частности, уточнен перечень документов для получения свидетельства об аккредитации юридического лица. При этом допускается представление этих документов в электронном виде, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, при наличии у организации возможности представления, а у компетентного органа получения и обработки их в электронном виде.
Предусмотрена периодичность аттестации для всех работников - один раз в 5 лет.
Скорректированы основания для аннулирования свидетельства об аттестации при выявлении несоответствия аттестованного лица установленным требованиям.
С 1 января 2021 года вступают в силу порядок и критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате пожаров
На основании ежегодного мониторинга сведений, содержащихся в единой государственной системе статистического учета пожаров и их последствий, и сведений статистической отчетности Росстата в отношении поднадзорных зданий, сооружений и помещений, а также наружных установок определяются:
допустимый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате пожаров на объектах защиты в целом по РФ;
ожидаемый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате пожаров по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности.
Критерием отнесения объекта защиты к определенной категории риска является уровень превышения величины ожидаемого риска негативных последствий пожаров для соответствующей группы объектов защиты над величиной допустимого риска негативных последствий пожара.
Для определения уровня превышения величины ожидаемого риска негативных последствий пожаров для соответствующей группы объектов защиты над величиной допустимого риска негативных последствий пожара определяется показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров для объектов защиты, однородных по виду экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности. Выделяется 6 уровней тяжести потенциальных негативных последствий пожара - от низкого до чрезвычайно высокого.
В целях определения категории риска для каждого объекта защиты из группы объектов защиты, отнесенных к определенной категории риска, либо для принятия решения об изменении ранее присвоенной объекту защиты категории риска определяется индекс индивидуализации подконтрольного лица.
Возмещение в полном объеме ущерба, причиненного бюджетной системе РФ, в том числе непосредственно в ходе судебного разбирательства, может являться основанием для прекращения уголовного преследования
Согласно части первой статьи 28.1 УПК РФ "Прекращение уголовного преследования в связи с возмещением ущерба", обязательным условием прекращения уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налогового преступления или преступления, связанного с уклонением от уплаты страховых взносов в государственный внебюджетный фонд, являлось возмещение в полном объеме ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, до назначения судебного заседания.
Внесенными изменениями из текста части первой статьи 28.1 УПК РФ исключается указанное ограничение - "до назначения судебного заседания", что создает условия для освобождения от уголовной ответственности лиц, возместивших в полном объеме ущерб, причиненный бюджетной системе РФ, уже в ходе судебного разбирательства.
Верховный Суд РФ предлагает закрепить в уголовном законодательстве понятие уголовного проступка
Законопроектом предлагается отнести к категории уголовного проступка 112 составов преступлений, включая 53 состава преступлений в сфере экономики. Среди них - преступления небольшой тяжести, а также некоторые преступления средней тяжести.
Соответствующие деяния признаются уголовным проступком при условии, что они совершены лицом впервые, то есть если на момент его совершения лицо не имело неснятую или непогашенную судимость и не освобождалось от уголовной ответственности за уголовный проступок в течение одного года, предшествовавшего дню совершения этого преступления.
К категории уголовных проступков предлагается не относить в том числе умышленное причинение легкого вреда здоровью, преступления против военной службы и некоторые другие деяния. Также исключаются налоговые и иные преступления в сфере экономической деятельности, если статьи Особенной части УК РФ об ответственности за их совершение уже содержат примечания, согласно которым лицо, совершившее соответствующее деяние, подлежит освобождению от уголовной ответственности при условии возмещения причиненного ущерба.
Авторы законопроекта исходят из того, что уголовный проступок, с одной стороны, содержит все признаки преступления, в том числе является общественно опасным, а с другой стороны, отличается тем, что его опасность для общества является минимальной, равно как и опасность лица, его совершившего, что позволяет применить к нему иные меры уголовно-правового характера, не являющиеся уголовным наказанием.
Если лицо, освобожденное в связи с совершением уголовного проступка от уголовной ответственности с назначением ему соответствующей меры уголовно-правового характера, не осознает проявленную к нему гуманность и будет уклоняться от назначенной ему судом иной меры уголовно-правового характера, она может быть заменена ему на уголовное наказание. Кроме того, при уклонении лица от назначенной иной меры уголовно-правового характера предлагается приостановление течения срока давности уголовной ответственности.
Расширены полномочия таможенных органов РФ и пограничных органов ФСБ России по производству дознания
Таможенные органы РФ наделены полномочиями по производству дознания по уголовным делам о выявленных ими преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 200.2 УК РФ (незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере).
Пограничные органы федеральной службы безопасности наделены полномочиями по производству дознания в части, касающейся преступлений, выявленных ими, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 200.1 ("Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов") и частью первой статьи 200.2 УК РФ ("Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий").
Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частями второй и третьей статьи 200.2 УК РФ, выявленных таможенными органами РФ и органами федеральной службы безопасности, возложено на указанные органы.