КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 18.02.2020
Правовые аспекты работы с цифровыми правами, блокчейн-проектами и краудфандингом
2 марта в Москве начнется обучение по новой программе Blockchain Lawyers. Юристы изучат технологические аспекты блокчейна, цифровых прав и активов, смарт-контрактов, майнинга, способы привлечения инвестиций: краудфандинг, токенизация товаров и услуг. Разберут законодательную базу, судебную и правоприменительную практику.
10% скидка на обучение по промокоду «CONSULTANT» (при оплате до 27.02).
Определены особенности подготовки официальных отзывов Правительства РФ на законопроекты о внесении изменений в КоАП РФ
Установлено, в частности, что официальные отзывы Правительства представляются субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу до внесения законопроектов в Государственную Думу. Официальные отзывы направляются субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок не более 1 месяца с даты поступления законопроектов в Правительство.
С 1 сентября 2020 года страховая компания должна будет вернуть часть страховой премии заемщику, который досрочно полностью погасит потребительский кредит или заем
Сообщается, что это будет возможно при соблюдении следующих условий:
заемщик выступает страхователем по договору добровольного страхования, который обеспечивает исполнение кредитных или заемных обязательств;
заемщик подал заявление о возврате части премии;
отсутствуют события с признаками страхового случая.
При этом если заемщик был застрахован через банк, то деньги должен будет вернуть именно банк.
Нововведения не будут распространяться на те договоры, которые были заключены до 1 сентября 2020 года. При этом даны разъяснения потребителям, которые заключили кредитный договор со страхованием до 1 сентября 2020 года.
Сведения о наличии либо отсутствии судимости у лица, поступающего на муниципальную службу, не являются безусловно необходимыми для выявления обстоятельств, препятствующих принятию данного лица на муниципальную службу
Конституционный Суд РФ признал пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" не противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой содержащийся в нем принцип единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными положениями этого Федерального закона не предполагает расторжения трудового договора за несоблюдение
предусмотренных законом ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, с муниципальным служащим, не указавшим при поступлении на муниципальную службу в анкете установленной формы сведения о судимости.
Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что установленное пунктом 2 статьи 5 названного Федерального закона N 25-ФЗ единство ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы само по себе не предполагает их полного тождества, а значит, и автоматического распространения на муниципальных служащих такого связанного с государственной гражданской службой ограничения, как наличие у гражданина неснятой или непогашенной судимости, сведения о наличии
либо отсутствии у лица, поступающего на муниципальную службу, судимости как таковые не могут повлиять на оценку соответствия его квалификационным требованиям, предусмотренным законом для замещения должностей муниципальной службы, а равно не являются безусловно необходимыми для выявления обстоятельств, препятствующих принятию данного лица на муниципальную службу.
Установлены правила направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий с использованием счета эскроу
Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий приведены в соответствие с Федеральным законом от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ, которым предусмотрена возможность направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения.
ФНС России: информация в СМИ о повсеместном вызове в налоговые органы физлиц - владельцев карт в связи с невыясненными поступлениями не соответствует действительности
Налоговые органы не имеют прямого доступа к счетам и не могут контролировать движение средств по ним без проведения проверок.
Согласно сообщению ФНС России налоговые органы могут запросить информацию в банках об операциях по счету физлица, включая выписки по счетам, к которым привязаны платежные карты (а с 1 апреля 2020 года и по электронным кошелькам), в случаях проведения налоговых проверок физлица либо его контрагента (при наличии согласия руководителя регионального управления ФНС или руководителя (замруководителя) ФНС России).
Отмечено также, что при поступлении информации о том, что физлицо нелегально занимается предпринимательством, его могут пригласить для дачи пояснений и, если будут установлены факты недекларирования доходов, предложить уточнить налоговые обязательства.
Определены условия и порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования их расходных обязательств, возникающих при возмещении части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции
Предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется при выполнении следующих условий:
наличие нормативного правового акта субъекта РФ, предусматривающего порядок и условия предоставления средств на возмещение части прямых понесенных затрат и включающего требования к их получателям, перечень документов, необходимых для получения средств, и сроки их рассмотрения;
наличие в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт.
Приведена формула, в соответствии с которой определяется размер иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету субъекта РФ.
На 2020 год установлен порядок предоставления бюджету ФСС РФ межбюджетных трансфертов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Минтруду России, в порядке, установленном законодательством на указанные цели.
Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 10.12.2018 N 776н, которым ранее был установлен порядок предоставления межбюджетных трансфертов в 2019 году.
Утверждена форма уведомления Банка России операторами по переводу денежных средств об участии или прекращении участия в иностранной платежной системе
Уведомление направляется в виде электронного сообщения, снабженного кодом аутентификации, в порядке, аналогичном установленному Указанием Банка России от 24.01.2005 N 1546-У, в территориальное учреждение Банка России. При невозможности направления уведомления в виде электронного сообщения оно направляется на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и указанием причин невозможности направления в виде электронного сообщения.
Определены порядок его составления, а также порядок и срок направления в Банк России.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
При подготовке методики расчета показателя долговой нагрузки заемщика-физлица следует руководствоваться рекомендациями Банка России
Указанные Методические рекомендации подготовлены в целях обеспечения единства подходов, применяемых кредитными организациями при подготовке методики расчета показателя долговой нагрузки (ПДН).
Банком России предложен актуализированный перечень признаков, указывающих на необычный характер операции (сделки)
В перечень включены новые признаки, одновременно исключаются устаревшие (неактуальные) на настоящий момент признаки, также некоторые признаки изложены в новой редакции.
Кроме того, утратившими силу признаются нормы Положения Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П, устанавливающие случаи и механизм направления кредитными организациями уведомления в Банк России о назначении на должность (об освобождении от должности) специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также лица, исполняющего его обязанности. Проектом
также предлагается установить, что исполнение обязанностей указанного специального должностного лица сотрудником кредитной организации осуществляется на основании внутреннего распорядительного акта кредитной организации.
Вступление в силу соответствующего указания предполагается с 1 апреля 2021 года.
Утверждена форма ФСН N 4 "Сведения о результатах исследования 1 крови на антитела к ВИЧ" с указаниями по ее заполнению
Форму представляют в том числе юрлица - медицинские организации - центру по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями или иной уполномоченной специализированной медицинской организации, осуществляющей организационно-методическую работу по проведению диагностических, лечебных, профилактических и противоэпидемических мероприятий по ВИЧ-инфекции в субъекте РФ.
Месячная форма вводится в действие с отчета за июнь 2020 года, годовая - с отчета за 2020 год.
Признано утратившим силу Постановление Госкомстата России от 05.05.1999 N 30 "Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за заболеваемостью населения инфекционными и паразитарными болезнями, профилактическими прививками".
Разъяснен порядок информирования кадастровых инженеров относительно даты осуществления государственного кадастрового учета
Сообщается, в частности, что Приказом Минэкономразвития России от 16.03.2016 N 137 утверждены Порядок и способы уведомления заявителей о ходе оказания услуги по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Уведомление заявителей о ходе оказания государственной услуги осуществляется одним из следующих способов (пункт 3 Порядка уведомления):
посредством направления текстовых сообщений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на указанный в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество адрес электронной почты;
посредством направления коротких текстовых сообщений на указанный в заявлении абонентский номер устройства подвижной радиотелефонной связи заявителя, в случае если адрес электронной почты в заявлении не указан (при наличии технической возможности).
Таким образом, в случае указания в том числе адреса электронной почты кадастрового инженера в заявлении об осуществлении кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, в отношении которого данный кадастровый инженер выполнял работы, кадастровый инженер будет уведомлен об осуществлении государственного кадастрового учета.
Определено минимальное количество работников для получения юрлицом аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности в сфере дорожного хозяйства, автомобильного и городского наземного электрического транспорта
Минимальная численность аттестованных работников устанавливается для определения способности юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Сообщается о подготовке законопроекта, в котором, в частности:
предусматривается существенное сокращение способов закупок до трех - конкурс, аукцион и запрос котировок;
сокращаются сроки выполнения процедур;
устанавливаются единые требования к содержанию извещений о закупках, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках;
вводится "иммунитет" заблокированных средств, предусматривающий невозможность их взыскания по иным обязательствам участника закупки;
вводится определение этапа исполнения контракта, предусматривается возможность формирования ряда документов с использованием единой информационной системы в сфере закупок.
Минфином России подготовлен проект поправок в закон о госзакупках
Проектом предусмотрено комплексное совершенствование порядка и способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также осуществляемых процедур.
В числе нововведений: сокращается количество конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до трех (конкурс, аукцион, запрос котировок); унифицируются требования к извещениям и заявкам на участие в закупках, проводимых различными способами; совершенствуется порядок предоставления обеспечения заявок на участие в проводимых закупках (в том числе в целях исключения риска взыскания со счета участника закупки денежных средств, влекущего невозможность его дальнейшего участия в закупке,
предусматривается возможность "блокирования" таких средств); вводится понятие контракта на создание объекта капстроительства "под ключ"; оптимизируются процедуры исполнения контракта; вводится электронный документооборот с использованием ЕИС в сфере закупок.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Регламентирован порядок осуществления ФТС России таможенного контроля при ввозе и вывозе товаров, перемещаемых водным транспортом, в международном грузовом сообщении
Предметом контроля является соблюдение перевозчиком положений актов, составляющих право ЕАЭС, и (или) законодательства РФ о таможенном регулировании.
В регламенте приводятся, в числе прочего, права и обязанности должностных лиц при осуществлении контроля, права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, исчерпывающий перечень необходимых документов и (или) информации, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе в электронной форме.
Определен порядок установки и эксплуатации в сети связи оператора связи технических средств противодействия угрозам функционирования сети "Интернет"
Установка, эксплуатация и модернизация технических средств противодействия угрозам в сети связи оператора связи осуществляются специально уполномоченной службой по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при Роскомнадзоре (далее - радиочастотная служба) совместно с уполномоченным представителем оператора связи в соответствии с планом мероприятий.
Операторы связи при эксплуатации технических средств противодействия угрозам обязаны, в частности:
обеспечить техническую поддержку функционирования технических средств противодействия угрозам в части их подключения к своей сети связи, организации технологического канала связи для управления указанными средствами;
обеспечивать доступ, в том числе удаленный, к техническим средствам противодействия угрозам представителям радиочастотной службы;
не препятствовать радиочастотной службе осуществлять посредством использования специальных программных средств дистанционное управление техническими средствами противодействия угрозам;
обеспечивать взаимодействие с радиочастотной службой в соответствии с инструкцией по взаимодействию уполномоченных лиц оператора связи с радиочастотной службой.
Передача оператору связи, ввод в эксплуатацию и возврат технических средств противодействия угрозам оформляются двусторонними актами, подписываемыми уполномоченными представителями радиочастотной службы и оператора связи, в сети связи которого установлены технические средства противодействия угрозам.
Кроме того, в перечень полномочий, осуществляемых радиочастотной службой, включена установка, эксплуатация и модернизация технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования сети "Интернет" и сети связи общего пользования, а также проверка соответствия судовых радиостанций требованиям международных договоров РФ и законодательства РФ в области связи и оформление заключений об их соответствии этим требованиям.
Определен порядок централизованного управления сетью связи общего пользования, осуществляемого Роскомнадзором
К лицам, участвующим в централизованном управлении, относятся операторы связи, собственники или иные владельцы технологических сетей связи, собственники или иные владельцы точек обмена трафиком, собственники или иные владельцы линий связи, пересекающих государственную границу РФ, организаторы распространения информации в сети "Интернет", иные лица, если такие лица имеют номер автономной системы.
Угрозы устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории РФ сети "Интернет" и сети связи общего пользования определяются Минкомсвязи России, Роскомнадзором и ФСБ России в рамках своей компетенции.
Приводятся, в числе прочего, виды угроз, определяются требования к организационно-техническому взаимодействию в рамках централизованного управления, устанавливаются порядок и сроки рассмотрения претензий операторов связи к функционированию технических средств противодействия угрозам, предусматриваются условия и случаи, при которых оператор связи имеет право не направлять трафик через технические средства противодействия угрозам.
ФАС России предложен перечень технически сложных товаров, на которые начиная с 1 июля 2020 года должны быть установлены российские программы
Перечень включает в себя оборудование беспроводной связи для бытового использования, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями; системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины; телевизоры с цифровым блоком управления.
В число российских программ, подлежащих предустановлению, входят поисковые и антивирусные программы, навигаторы, мессенджеры, социальные сети, программы, обеспечивающие доступ к электронному правительству, сервисы обмена мгновенными сообщениями, почтовые сервисы, программы, обеспечивающие предоставление бесплатного доступа к просмотру общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, программа, предназначенная для использования национальных платежей.
Также определен порядок составления и ведения перечня российских программ для электронных вычислительных машин, которые должны быть предварительно установлены на технически сложные товары.
Предусматривается, что предлагаемый порядок предварительной установки российских программ не распространяется на технически сложные товары, произведенные и (или) введенные в оборот на территории РФ до 1 июля 2020 года.
Проектом определены сроки вступления в силу требований для отдельных видов технически сложных товаров, включенных в перечень.
Росздравнадзор напоминает о порядке представления документа производителя лекарственных средств в АИС Росздравнадзора
Сообщается, что документ производителя, представляемый в АИС, в обязательном порядке должен содержать исчерпывающую информацию о серии (партии) лекарственного препарата, включая сведения о его форме выпуска, упаковке и маркировке, с целью возможности его дальнейшей идентификации потребителями, а также органами государственной власти при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Недопустимо предоставление документа производителя, не содержащего сведения о первичной и вторичной упаковке серии (партии) лекарственного препарата.
Также отмечается, что в АИС Росздравнадзора до 1 марта 2020 года открыта возможность редактирования всех записей, введенных в систему с 29 ноября 2019 года.
Воинские части (органы, организации) войск Росгвардии отнесены к социально значимым категориям потребителей, ограничение режима потребления теплоэнергии, воды и газа которым может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям
Поправки внесены в:
Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808;
Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644;
Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 N 1245.