КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 11.02.2020
Обновленный курс повышения квалификации Blockchain Lawyers - 98 часов практических занятий
Слушатели изучат технологические и юридические аспекты блокчейна, цифровых прав и активов, смарт-контрактов, майнинга, разберут законодательную базу. Эти знания помогут работать в новой отрасли права и разрабатывать полный комплекс юридических услуг для правового обеспечения цифрового бизнеса.
Обучение стартует 2 марта в Москве.
10% скидка на обучение по промокоду "CONSULTANT" (при оплате до 27.02).
Утвержден план мероприятий по переходу до 2021 года федеральных органов исполнительной власти на исполнение первоочередных государственных функций по выдаче разрешений в электронном виде
В рамках регулирования разрешительной деятельности предусматривается:
разработка федерального закона об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации, в том числе: определение критериев отнесения государственных функций к функциям по выдаче разрешений; закрепление нормы по ведению реестра объектов разрешительной деятельности; закрепление нормы, запрещающей требовать получения разрешения на виды деятельности, не включенные в реестр объектов разрешительной деятельности;
разработка постановления Правительства РФ по ведению единого реестра объектов разрешительной деятельности.
Также по конкретным федеральным органам исполнительной власти приводится перечень необходимых мероприятий, направленных на оказание государственных услуг в электронной форме.
Утратившим силу признан утвержденный Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с внесенными в него изменениями
Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236 (зарегистрирован в Минюсте России 06.02.2020 N 57449) утвержден новый перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения. Указанный перечень подготовлен с учетом положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, устанавливающих правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов
Архивного фонда РФ и других архивных документов.
По мнению Минфина России, истребование налоговым органом пояснений при выявлении несоответствий в представленной декларации является не только его правом, но и обязанностью
В письме Минфина России сообщается, что направление требования о представлении пояснений по выявленным ошибкам (противоречиям) в налоговой декларации, до составления акта налоговой проверки, не свидетельствует об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Установление налоговым органом факта совершения налогового правонарушения осуществляется на основании оценки представляемых налогоплательщиком пояснений и документов.
В этой связи истребование пояснений и документов при выявлении несоответствий является не только правом налогового органа, но и обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки.
Направленность и смысл такой процедуры состоят в том, что она является одним из механизмов урегулирования потенциально возникающего или могущего возникнуть налогового спора.
Минфин России разъяснил условия предоставления социального налогового вычета по расходам на добровольное страхование жизни
Налогоплательщик вправе претендовать на получение социального вычета по НДФЛ, если одновременно соблюдаются следующие условия:
договор добровольного страхования жизни заключен застрахованным лицом (если выгодоприобретатель в договоре не указан) со страховой организацией на срок не менее пяти лет,
выгодоприобретателем по договору является сам налогоплательщик и (или) члены его семьи и близкие родственники,
страховые взносы по договору уплачены налогоплательщиком за счет собственных средств.
Вычет предоставляется при наличии документов, подтверждающих фактические расходы по добровольному страхованию жизни.
Сведения в ПФР о налогоплательщиках НПД могут представляться по форме КНД 1122035
Налоговые органы обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда РФ сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков НПД.
До ввода в эксплуатацию программного обеспечения по передаче таких сведений предлагается учитывать представленные налогоплательщиками справки о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах в качестве налогоплательщиков НПД по форме КНД 1122035, которые формируются в мобильном приложении "Мой налог" и в веб-кабинете "Мой налог", размещенном на сайте www.npd.nalog.ru. Данные справки подписываются электронной подписью ФНС России.
С 30 апреля 2020 года жалобу в вышестоящий налоговый орган можно направить в электронном виде с использованием утвержденных форматов
Приказом ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@ утверждена форма, форматы, порядок заполнения и представления в электронном виде жалоб на ненормативные акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц.
Представленная жалоба должна быть подписана УКЭП лица, подающего жалобу, и направлена через оператора электронного документооборота.
В электронном виде налоговый орган сможет сообщить время и место ее рассмотрения, информацию о приостановлении или об отказе в приостановлении исполнения решения инспекции, а также сведения о продлении срока рассмотрения жалобы и решение по ней.
Установлен порядок определения минимального объема обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по госгарантии РФ
Минимальный объем (сумма) обеспечения исполнения обязательств в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала определяется на основании результатов анализа его финансового состояния, проведенного в зависимости от цели оказания государственной гарантийной поддержки (если госгарантией обеспечиваются обязательства принципала по кредиту или облигационному займу, привлекаемому на цели, не связанные с реализацией инвестиционного проекта, и в целях реализации инвестиционного
проекта).
Минимальный объем обеспечения исполнения обязательств устанавливается в процентах от суммы госгарантии (например, 30% - высокая степень удовлетворительности финансового состояния, 80% - неудовлетворительное финансовое состояние).
С 1 июля 2020 г. вводится федеральный стандарт, определяющий права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при проведении контрольных мероприятий
Согласно стандарту, должностные лица органа контроля имеют, в частности, право:
запрашивать и получать у объекта контроля информацию, документы и материалы, необходимые для проведения проверок, ревизий и обследований;
при осуществлении выездных проверок (ревизий, обследований) посещать помещения и территории, которые занимают объекты контроля, в отношении которых проводится контрольное мероприятие;
назначать (организовывать) экспертизы, необходимые для проведения контрольных мероприятий, с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов, с привлечением независимых экспертов (специализированных экспертных организаций), специалистов иных государственных органов, специалистов учреждений, подведомственных органу контроля;
получать необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля доступ к государственным и муниципальным информационным системам, информационным системам, владельцем или оператором которых является объект контроля;
проводить (организовывать) мероприятия по документальному и (или) фактическому изучению деятельности объекта контроля, в том числе путем проведения осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, исследования, контрольных замеров (обмеров).
Также приводятся права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), устанавливаются требования, которым должны соответствовать независимые эксперты и специалисты, привлекаемые к проведению контрольных мероприятий, предусматриваются основания, при наличии которых исключается участие специалиста в контрольном мероприятии.
Настоящее Постановление вступает в силу с 1 июля 2020 года.
Банк России утвердил новые стандарты эмиссии ценных бумаг
Процедура эмиссии приведена в соответствие с Федеральным законом от 27.12.2018 N 514-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг".
Положением:
утверждаются стандарты эмиссии ценных бумаг, устанавливается порядок регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, проспектов ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
устанавливаются формы и требования к содержанию отдельных документов, представляемых в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Со дня его вступления в силу признаются не подлежащими применению, а также утрачивают силу регулирующие аналогичные правоотношения акты ФСФР России и Банка России соответственно.
В настоящее время Положение находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.
Установлены сорта наркосодержащих растений, которые разрешено культивировать в медицинских и промышленных целях
Постановление издано в целях реализации Федерального закона от 03.07.2019 N 168-ФЗ, которым, в частности, был снят запрет на культивирование наркосодержащих растений в медицинских целях.
В частности, разрешено культивирование сортов мака снотворного для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ и культивирование сортов конопли и мака снотворного в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, с учетом районирования мест произрастания мака снотворного и
конопли.
В соответствии с законом о федеральном бюджете на 2020 - 2022 годы определен порядок формирования идентификатора госконтракта и иных документов при казначейском сопровождении целевых средств
Идентификатор используется для идентификации госконтрактов, контрактов учреждений, соглашений, договоров о капитальных вложениях, договоров о проведении капремонта и расчетов по ним, а также расчетов по контрактам, договорам, соглашениям, заключенным в рамках указанных документов.
Идентификатор указывается:
- в договорах, через символ "/" перед номером договора или в условиях договора;
- в документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств;
- в счете-фактуре в строке 8 - "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)";
- в платежных и расчетных документах (кроме отдельных исключений).
Присвоенный идентификатор сохраняется на весь период действия контракта, соглашения, договора.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
В некоторых перечнях, утвержденных Правительством РФ, уточнены наименования отдельных позиций в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС
В связи с вступлением в силу решения Коллегии ЕЭК от 25.06.2019 N 106, которым были внесены изменения юридико-технического характера в ТН ВЭД ЕАЭС, внесены поправки, в частности, в следующие акты Правительства РФ:
от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (скорректирована позиция, классифицируемая кодом 6505);
от 15.09.2008 N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов";
от 30.04.2009 N 372 "Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (в позиции 8465 10 900 0 "эбонит" заменен на "твердую резину");
от 16.02.2017 N 201 ""Об утверждении перечня лабораторных исследований в области карантина растений".
Изменения распространены на правоотношения, возникшие с 27 июля 2019 года.
Россельхознадзором установлен перечень мер по защите территории РФ от заноса коронавируса, а также африканской чумы свиней и ящура
Территориальным управлениям Россельхознадзора необходимо, в числе прочего:
усилить контроль за прибывающими в РФ транспортными средствами с животноводческими грузами с территории КНР;
обеспечить в пунктах пропуска на государственной границе РФ контроль за недопущением ввоза из КНР в ручной клади, багаже и почтовых отправлениях для личного пользования физическими лицами подконтрольных товаров;
обеспечить контроль в приграничных с КНР регионах РФ за соблюдением ветеринарно-санитарных требований при содержании животных в хозяйствах всех форм собственности и предотвращение бесконтрольного перехода животных через российско-китайский участок государственной границы.
Уточнены правила организации деятельности поликлиники
В частности, предусмотрено, что в целях повышения доступности медицинской помощи для сельских жителей и жителей отдаленных территорий поликлиники могут оснащаться транспортным средством для перевозки пациентов (сопровождающих их лиц) исходя из рекомендуемого расчета: 1 транспортное средство на 20 тыс. прикрепленных граждан (может быть скорректировано с учетом преимущественного проживания лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или)
имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий).
Закреплен перечень подразделений, которые рекомендуется предусматривать в структуре поликлиники для организации ее работы, в зависимости от численности прикрепленного населения.
Установлен новый стандарт оснащения отдельных структурных подразделений поликлиники для проведения диагностических и лечебных мероприятий.
Уточнен порядок воинского учета граждан, в том числе не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания
Речь идет, в частности, о постановке на воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, граждан, прибывших на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, при принятии на работу (поступлении в образовательную организацию) или увольнении (отчислении) с работы (из образовательной организации).
Положение о воинском учете также дополняется приложениями 2 "Сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету, при принятии (поступлении) его на работу (в образовательную организацию) или увольнении (отчислении) его с работы (из образовательной организации)" и приложением 3 "Заявление о постановке на воинский учет". Предусматривается, в числе прочего, что граждане, не имеющие регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждане, прибывшие на место пребывания на срок более 3 месяцев и
не имеющие регистрации по месту пребывания, для постановки на воинский учет представляют заявление по форме согласно приложению N 3 и сведения по форме, предусмотренной приложением N 2.
Конституционным Судом РФ обобщены наиболее важные решения, принятые в четвертом квартале 2019 года
В обзоре приводятся решения по конституционным основам:
публичного права (в частности, дана оценка конституционности положений подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ);
трудового законодательства и социальной защиты (в числе прочего, дана оценка конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации");
частного права (например, выявлен смысл положений пункта 3 статьи 15 и пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ);
уголовной юстиции (в частности, выявлен смысл части первой статьи 389.24 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
Обобщены наиболее важные решения, принятые Конституционным Судом РФ в 2019 году
В Обзоре содержатся решения (постановления, определения по жалобам и запросам) по конституционным основам:
публичного права (например, дана оценка конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам");
трудового законодательства и социальной защиты (в числе прочего, дана оценка конституционности пункта 1 части 2 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат");
частного права (в частности, дана оценка конституционности пункта 1 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса РФ);
уголовной юстиции (например, выявлен смысл положений частей первой, шестой и седьмой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
∙ ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
ФССП России утвержден Справочник предметов исполнения исполнительных документов
Справочник включает в себя предмет исполнения (имущественного и неимущественного характера) с указанием его кода, наличия/отсутствия в том числе исполнительного листа или судебного приказа, валюты взыскания (рубли, иностранная валюта) и др.