Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 27.12.2018


ТОП изменений законодательства с 1 января 2019 года

Повышение ставки НДС, новый МРОТ, отмена налога на движимое имущество, новые обязанности для продавцов – об этих и других важных изменениях нового года рассказали эксперты КонсультантПлюс.

Все ключевые изменения января - в Правовом календаре в системе КонсультантПлюс.

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Instagram Yandex Zen Twitter
Новое в российском законодательстве (ежедневно) от 27.12.2018

∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный конституционный закон от 25.12.2018 N 3-ФКЗ
"О внесении изменений в статью 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

В Крыму особый режим регулирования имущественных и земельных отношений, а также кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимость продлится до 1 января 2023 года

Определено, что до указанной даты особенности регулирования указанных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Крыма и Севастополя по согласованию с Минэкономразвития России.

Особенности регулирования градостроительных отношений могут устанавливаться региональными актами по согласованию с Минстроем России до 31 декабря 2020 года.

Федеральный закон от 25.12.2018 N 487-ФЗ
"О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

Корпорации развития малого и среднего предпринимательства будет оказываться господдержка для исполнения обязательств по независимым гарантиям

Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ Корпорация развития малого и среднего предпринимательства для выполнения своих задач выдает независимые гарантии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Согласно внесенным изменениям, для исполнения Корпорацией обязательств по независимым гарантиям в целях обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства Корпорации предоставляется господдержка за счет федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством. При этом предоставление такой господдержки одновременно в разных формах не допускается.

Определено также, что предоставление такой господдержки допускается до 31 декабря 2029 года включительно в течение периода осуществления Корпорацией деятельности в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства для исполнения своих обязательств по независимым гарантиям, выдаваемым в 2019 - 2024 годах в целях обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства по кредитным договорам, заключенным ими с российскими кредитными организациями в 2019 - 2024 годах.

Федеральный закон от 25.12.2018 N 491-ФЗ
"О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Ежегодный доклад о ходе и результатах реализации государственной программы развития сельского хозяйства будет утверждаться Правительством РФ до 15 июля и только затем опубликовываться

Ранее действовавшее положение, согласно которому Минсельхоз России готовил и публиковал национальный доклад ежегодно, до 15 мая, отменено.

Определено также, что в доклад включается информация о выполнении показателей результативности основных мероприятий, подпрограмм указанной государственной программы и их финансирования.

Постановление Правительства РФ от 24.12.2018 N 1644
"О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации"

Установлен запрет на застройку противопожарных минерализованных полос в границах населенных пунктов

Запрещено также складирование на них мусора, древесных и строительных отходов и других горючих материалов.

<Письмо> ФАС России от 25.12.2018 N АК/106495/18
"О рассмотрении дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе"

Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, и КоАП РФ не содержат дублирующих положений

ФАС России сообщает, в частности, следующее:

процедура возбуждения и рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе предваряет производство по делам об административных правонарушениях;

по результатам рассмотрения дела по признакам нарушения может быть принято решение о необходимости возбуждения административного производства в случае установления факта нарушения законодательства или об отсутствии необходимости в возбуждении такого производства ввиду отсутствия события административного правонарушения;

для всестороннего и полного рассмотрения дела по признакам нарушения, а также в целях повышения объективности рассмотрения таких дел решения принимаются коллегиально;

пресечение правонарушения осуществляется путем выдачи антимонопольным органом предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе по итогам рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе;

в рамках процедуры по делу об административном правонарушении, в первую очередь, устанавливается вина лица, привлекаемого к ответственности, и применяются меры административного воздействия в виде административного штрафа.

∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 25.12.2018 N 485-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Участникам СЭЗ в Крыму земельные участки будут предоставляться в аренду без проведения торгов

Земельные участки будут предоставляться для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на срок реализации этого договора. В случае расторжения договора об условиях деятельности договор аренды также подлежит расторжению по требованию арендодателя. Участник не вправе сдавать участок в субаренду (поднаем), передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять его в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

Федеральным законом также внесены поправки в ряд законодательных актов, которыми в том числе усовершенствованы условия функционирования свободной экономической зоны в Крыму, а также законодательство РФ о международных компаниях.

К числу наиболее важных поправок можно отнести следующие:

введено понятие "инвестиционный проект", под которым понимается ограниченный по времени осуществления и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых либо модернизацию существующих объектов основных средств, который реализуется участником СЭЗ в целях производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг либо поддержания или увеличения объема производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг путем осуществления капитальных вложений;

предусмотрено включение в инвестиционную декларацию лица, намеревающегося получить статус участника свободной экономической зоны, новых сведений, в т.ч. графика создания новых рабочих мест в первые три года реализации инвестиционного проекта;

установлено, что при расторжении договора об условиях деятельности в СЭЗ по решению суда в связи с нарушением участником условий указанного договора лицо, утратившее статус участника СЭЗ, обязано уплатить штраф в размере, предусмотренном указанным договором;

предусмотрены порядок замены свидетельства о включении в единый реестр участников СЭЗ, выдачи дубликата, порядок осуществления мониторинга выполнения участником СЭЗ условий договора об условиях деятельности, а также осуществления контроля за реализацией участником СЭЗ инвестиционного проекта;

определено, что законодательство РФ о рынке ценных бумаг применяется к международным компаниям в части, не противоречащей Федеральному закону "О международных компаниях" и существу возникающих из него отношений;

установлено, что датой возникновения обязательств на основании заявления о намерениях осуществлять инвестиции на территории РФ считается дата государственной регистрации международной компании в порядке редомициляции;

предусмотрено, что за исключением отдельных случаев, в любых целях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе в целях определения размера подлежащих выплате дивидендов и размера чистых активов, международная компания по своему выбору вправе использовать бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с законодательством РФ, либо финансовую отчетность в соответствии с МСФО или иными, отличными от МСФО, международно признанными правилами;

определено, что устав международной компании может предусматривать применение к ней норм иностранного права, регулирующего отношения участников корпораций, учрежденных по праву, которое применялось к иностранному юридическому лицу до даты государственной регистрации международной компании, а также правил иностранных бирж при определенных условиях;

установлено, что госрегистрация международной компании не является основанием для прекращения или изменения корпоративного договора об осуществлении корпоративных прав (договора об осуществлении прав участников ООО, акционерного соглашения), если такой договор существовал до даты госрегистрации международной компании;

установлен перечень документов для регистрации Банком России изменений в проспект акций международной компании;

предусмотрен порядок проведения управляющей компанией ежегодных плановых, а также внеплановых ревизий соответствия международной компании, получившей статус участника САР в соответствии с Федеральным законом "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края", установленным требованиям;

закреплены дополнительные основания для прекращения статуса международной компании.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Устав международной компании подлежит приведению в соответствие с законодательством РФ до 1 января 2029 года.

"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)

При рассмотрении вопроса о завершении процедуры конкурсного производства арбитражный суд не связан мнением кредиторов

Представленный Верховным Судом РФ обзор включает в себя, в частности, следующие правовые позиции:

собрание кредиторов должника вправе принять решение по вопросу, прямо не отнесенному Законом о банкротстве к его компетенции (такое решение не должно препятствовать осуществлению процедур банкротства и исполнению арбитражным управляющим его обязанностей, вторгаться в сферу компетенции иных лиц);

собрание кредиторов вправе отменить собственное решение, принятое ранее (такая отмена возможна до тех пор, пока решение не начало влиять на права и законные интересы лиц, не входящих в гражданско-правовое сообщество, объединяющее кредиторов);

положения Закона о банкротстве, касающиеся порядка оспаривания решения собрания кредиторов и рассмотрения такого заявления, применяются и при оспаривании решения комитета кредиторов;

собрание кредиторов не вправе переизбирать отдельных членов комитета кредиторов;

в рамках одной процедуры несостоятельности гражданина в случае освобождения либо отстранения финансового управляющего от исполнения возложенных на него полномочий собрание кредиторов вправе принять решение о выборе кандидатуры нового финансового управляющего, в том числе из другой саморегулируемой организации;

принятие собранием кредиторов решений по отдельным вопросам в период действия обеспечительной меры в виде запрета на проведение собрания по этим вопросам является основанием для признания таких решений недействительными;

при несогласии кредитора с содержанием принятого на собрании (комитете) кредиторов локального акта (например, плана внешнего управления, положения о продаже имущества должника, порядка и условий замещения активов и т.п.) суд самостоятельно квалифицирует заявление исходя из характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства.

∙ ЖИЛИЩЕ

Федеральный закон от 25.12.2018 N 482-ФЗ
"О внесении изменений в статью 164 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Собственники помещений в многоквартирных домах, в которых предусмотрено непосредственное управление домом, освобождены от обязанности размещать в ГИС ЖКХ договоры с ресурсоснабжающими и обслуживащими дом организациями

Теперь данная обязанность возложена на указанные организации.

Кроме того, определено, что максимальное ограничение количества квартир, предоставляемых детям-сиротам и беспризорным в одном многоквартирном доме (не более 25 процентов от общего количества квартир), устанавливаемое региональным законодательством, не применяется в населенных пунктах с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также к многоквартирным домам, количество квартир в которых составляет менее десяти.

Приказ Минстроя России от 19.12.2018 N 821/пр
"О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2019 года"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2018 N 53152.

Норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по РФ на первое полугодие 2019 года установлен в размере 43374 рубля

Во втором полугодии 2018 года данный норматив составлял 42753 рубля.

Приказ Минстроя России от 19.12.2018 N 822/пр
"О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2019 года"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2018 N 53151.

Минстроем России установлены показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на I квартал 2019 года

Данные показатели подлежат применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

Так, в частности, показатель по г. Москве и по г. Санкт-Петербургу в сравнении с IV кварталом 2018 года остался без изменений (91670 и 71053 рублей соответственно), а, например, по г. Севастополю вырос с 46254 до 48844 рублей.

∙ ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минтруда России от 10.12.2018 N 778н
"Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций легкой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2018 N 53067.

Определены нормы обеспечения средствами спецзащиты работников организаций легкой промышленности, занятых на вредных работах

В отношении 414 профессий (должностей) в легкой промышленности, предполагающих занятость на работах с вредными, опасными условиями труда, работах, выполняемых в особых температурных условиях, или работах, связанных с загрязнением, определены нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и нормативные сроки их носки.

Также устанавливаются специальные сроки носки костюмов, комбинезонов и обуви, предназначенной для защиты от пониженных температур, в годах в зависимости от климатических поясов, в которых выполняются работы.

Приказ вступает в силу по истечении 3 месяцев после его официального опубликования.

∙ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Постановление Правления ПФ РФ от 03.12.2018 N 502п
"Об утверждении форм заявлений и уведомлений, инструкций по их заполнению, порядка доведения до сведения застрахованных лиц указанных форм заявлений, уведомлений и инструкций по их заполнению"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2018 N 53132.

Обновлены формы заявлений, сопровождающих правоотношения в области формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений

Речь идет о следующих формах заявлений и уведомлений застрахованных лиц:

о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) в негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ), осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию;

о досрочном переходе из ПФР в НПФ, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию;

о переходе из НПФ в ПФР;

о досрочном переходе из НПФ в ПФР;

о переходе из одного НПФ в другой НПФ;

о досрочном переходе из одного НПФ в другой НПФ;

о замене выбранного страховщика по обязательному пенсионному страхованию (инвестиционного портфеля (управляющей компании);

об отказе от смены страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Приводятся инструкции по заполнению указанных форм, а также порядок доведения до сведения застрахованных лиц указанных форм заявлений, уведомлений и инструкций по их заполнению.

Признаются утратившими силу соответствующие приложения к постановлению Правления Пенсионного фонда РФ от 9 сентября 2016 г. N 850п.

Информация Минтруда России от 26.12.2018 "Итоги года: социальное страхование"

Все лучшее в сфере социального страхования за 2018 год получит свое развитие и в 2019 году

Сообщается, в частности, что с 1 января 2019 года максимальное пособие по уходу за ребенком до полутора лет для застрахованных граждан повысится до 26 152,3 рубля за месяц.

Также увеличатся пособия по беременности и родам и по временной нетрудоспособности. В 2019 году максимальная сумма пособия по беременности и родам и пособия по временной нетрудоспособности составит 65 416,6 рубля в среднем за месяц.

В 2018 году в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний действовали 32 страховых тарифа (от 0,2% до 8,5%), дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска. Также действовала льгота по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 60% от размера страховых тарифов для общественных общероссийских организаций инвалидов и принадлежащих им организаций, а также для всех других работодателей с выплат в пользу работников, являющихся инвалидами.

Аналогичные тарифы будут действовать и в 2019 году.

С 1 февраля 2018 года произведена индексация на 2,5% ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом максимальный размер ежемесячной страховой выплаты с 1 февраля 2018 года составил 74 097,66 рубля.

В 2019 году ежемесячная страховая выплата подлежит индексации один раз в год с 1 февраля исходя из индекса роста потребительских цен за 2018 год. Коэффициент индексации будет определен Правительством РФ.

∙ ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2018 N 47-П
"По делу о проверке конституционности пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Инкар", акционерных обществ "Лизинговая компания "КАМАЗ" и "Новая перевозочная компания"

Взаимозависимые экономико-правовые отношения не могут являться основанием к исключению из общего режима налогообложения с налоговыми изъятиями (обязательствами), от которых свободны все прочие налогоплательщики в рамках одной категории

Конституционный Суд РФ признал пункт 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ не противоречащим Конституции РФ, поскольку его положения не предполагают обложения налогом на имущество организаций объектов движимого имущества, которые до совершения сделки между взаимозависимыми лицами, реорганизации или ликвидации юридических лиц не признавались объектом налогообложения у первоначального (предыдущего) собственника, только лишь в связи с принятием такого имущества на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи имущества между взаимозависимыми лицами.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее.

Пункт 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ во взаимосвязи с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 этого же Кодекса истолковывается в правоприменительной практике таким образом, что движимое имущество, учтенное в качестве основных средств организации, подлежит налогообложению (кроме основных средств первой и второй амортизационных групп) безотносительно ко времени его создания, первоначальному и последующим приобретениям и независимо от его износа (состояния) или режима налогообложения у прежних владельцев при единственном условии - приобретении налогоплательщиком имущества вследствие реорганизации или ликвидации либо у взаимозависимого лица.

Применение пункта 25 статьи 381 НК РФ в такой интерпретации имеет ограничительный эффект, поскольку удерживает хозяйствующих субъектов от участия в гражданском обороте, когда (и если) операции с движимым имуществом связаны с реорганизацией или ликвидацией юридических лиц либо им сопутствует взаимозависимость контрагентов. Отказывая при таких условиях налогоплательщику в освобождении от уплаты налога, притом что в остальном такое освобождение, имея общий характер, общедоступно и действует равным образом для всех налогоплательщиков, названное законоположение сдерживает хозяйствующих субъектов в намерении быть как-либо причастными к реорганизации или ликвидации юридического лица либо состоять в такой взаимозависимости, которая законом не запрещена, не относится сама по себе к правонарушениям и не влечет ответственности, но приводит к имущественным потерям в налоговой сфере.

Из приведенного истолкования пункта 25 статьи 381 НК РФ следует, что применение его положений в отношении однородных объектов движимого имущества при одинаковых условиях, в том числе сроках его создания, времени приобретения, и равнозначном экономическом использовании влечет отказ в применении налоговой льготы, прекращает ее действие и ставит объект под обложение налогом на имущество организаций лишь на том основании, что это движимое имущество перешло к кому-либо из группы взаимозависимых лиц либо поступило налогоплательщику вследствие реорганизации или ликвидации юридических лиц. При этом налоговое освобождение действует, если, в частности, указанное имущество остается в группе взаимозависимых лиц и она продолжает использовать его объекты с условием, что никто из участников группы их друг другу не передает.

В российской правовой системе реорганизация и ликвидация юридических лиц, а также взаимозависимость хозяйствующих субъектов и относящиеся к ним условия, признаки, процедуры, правовые последствия регулируются актами гражданского, антимонопольного и иного законодательства, в том числе НК РФ, из положений главы 141 "Взаимозависимые лица. Порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации" которой не следует, в частности, что взаимозависимость противоправна. Взаимозависимость представляет собой распространенное правовое состояние (экономическое правоотношение), а его правовое определение и оформление являются предпосылкой налогового регулирования и контроля. Правомерная взаимозависимость во многих случаях объективно сопутствует установлению устойчивых хозяйственных связей, кооперации и сокращению издержек, специализации и распределению экономических ролей и управленческих функций среди участников рынка, таких как прои зводители, дилеры, лицензиаты и т.п.

Оставаясь законными (правомерными), названные экономико-правовые отношения, процедуры и связанные с ними институты (правообразования) объективно создают условия осуществления различных прав и свобод человека и гражданина и относятся к необходимым средствам поддержания правопорядка в гражданском обороте, обеспечения достоверности публичных реестров, защиты конкуренции и борьбы с экономическими злоупотреблениями на рынке, т.е. участвуют в достижении конституционно значимых целей. К правонарушениям же они как таковые не относятся, пока (если) их не используют в противоправной деятельности, подобно тому как не исключены злоупотребление правом и противоправное поведение с применением иных законных, необходимых в правопорядке институтов, средств или процедур, в том числе собственности, договора, судопроизводства и др., притом что сами они правомерны и не могут служить основанием произвольных правоограничений.

Не могут быть такие экономико-правовые отношения и основанием к исключению из общего режима налогообложения с налоговыми изъятиями (обязательствами), от которых свободны все прочие налогоплательщики в рамках одной категории. Установление или восстановление налогообложения исключительно по такому основанию сопоставимо по характеру и последствиям с мерами фискального принуждения, применение которого не обусловлено в данном случае противоправной деятельностью и злоупотреблениями и потому не может быть оправдано целями защиты конституционно значимых ценностей.

Прекращение действия налоговой льготы, обусловленное использованием в правомерной деятельности отдельно взятых законных средств (процедур, правил, форм), притом что с ее осуществлением не связано доказанное правонарушение или злоупотребление правом, не может быть признано пригодным (уместным) в защите конституционно значимых ценностей и, соответственно, пропорциональным целям такой защиты.

Следовательно, пункт 25 статьи 381 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу не допускает указанных правоограничений в отношении добросовестных участников гражданского оборота, получивших в процессе реорганизации (ликвидации) и (или) заключения гражданско-правовых сделок движимое имущество, не подлежавшее налогообложению у первоначального (предыдущего) собственника. Более того, придание названному законоположению смысла, противоположного выявленному Конституционным Судом РФ, означает его применение с обратной силой в отношении объектов, учтенных в качестве основных средств с 1 января 2013 года до 1 января 2015 года, тогда как именно в этот период движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на соответствующий учет (в том числе произведенное после указанной даты), было без оговорок, т.е. полностью, изъято из числа объектов, облагаемых налогом на имущество организаций.

Приказ ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/784@
"Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2018 N 53123.

Обновлен перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией

ФНС России в рамках международных договоров РФ в автоматическом режиме осуществляет обмен финансовой информацией с компетентными органами иностранных юрисдикций, полученной от российских организаций финансового рынка.

Утвержден новый перечень, в который включено 75 иностранных государств и 10 территорий (ранее 62 государства и 11 территорий).

Перечень дополнен такими юрисдикциями, как Азербайджан, Аруба, Багамские острова, Бахрейн, Вануату, Гренада, Гонконг, Макао, Сент-Китс и Невис, Объединенные Арабские Эмираты.

Приказ ФНС России от 30.05.2018 N ММВ-7-17/360@, которым был утвержден прежний перечень, признан утратившим силу.

Приказ ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/785@
"Об утверждении Перечня иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2018 N 53122.

Дополнен перечень иностранных государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами

Обмен страновыми отчетами осуществляется в соответствии с международными обязательствами РФ.

ФНС России утвердила новый перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами.

Ранее перечень, утвержденный приказом ФНС России от 30.05.2018 N ММВ-7-17/359@, включал 49 государств и 2 территории. Данный приказ признан утратившим силу.

Теперь перечень включает 53 иностранных государства и 4 территории.

Приказ ФНС России от 18.12.2018 N ММВ-7-3/818@
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 10.02.2017 N ММВ-7-3/178@"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2018 N 53105.

Утверждены две новых формы реестров счетов-фактур, представляемых в налоговые органы в целях применения налоговых вычетов по акцизам

Перечень форм реестров дополнен формами:

- реестра счетов-фактур, выставленных налогоплательщику поставщиком средних дистиллятов лицу, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов;

- реестра счетов-фактур, выставленных налогоплательщику поставщиками нефтяного сырья лицу, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья.

С учетом изложенного необходимые поправки внесены в порядок заполнения реестров счетов-фактур.

Приказ ФНС России от 20.12.2018 N ММВ-7-3/827@
"Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2018 N 53108.

Обновлена форма налоговой декларации по НДПИ

ФНС России утвердила новую форму налоговой декларации по НДПИ и формат ее представления в электронном виде.

В новой форме учтены изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ в части введения с 1 января 2019 года налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД).

Приказ ФНС России от 20.12.2018 N ММВ-7-3/828@
"Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2018 N 53107.

Утверждена форма налоговой декларации по НДД

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) вводится с 1 января 2019 года.

Налоговая декларация представляется организациями, являющимися налогоплательщиками налога, установленного главой 25.4 "Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья".

Для реализации установленных требований утверждена форма налоговой декларации по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, порядок ее заполнения и формат представления декларации в электронном виде.

Приказ ФНС России от 20.12.2018 N ММВ-7-3/829@
"Об утверждении формы уведомления об освобождении от исполнения обязанности налогоплательщика по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, формата ее представления в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2018 N 53106.

Уведомить налоговый орган об освобождении от исполнения обязанности налогоплательщика по НДД необходимо по утвержденной форме

С 1 января 2019 года вступают в силу нормы НК РФ о введении главы 25.4 "Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья" (НДД).

ФНС России утверждена форма (формат) уведомления об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДД.

В этой связи следует учесть, что рекомендуемая форма уведомления, доведенная Письмом ФНС России от 20.12.2018 N СД-4-3/24833@, применению не подлежит.

Приказ ФНС России от 25.12.2018 N ММВ-7-3/830@
"Об утверждении формы заявления о согласовании порядка распределения расходов по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, порядка ее заполнения и порядка согласования порядка распределения расходов по налогу на дополнительный доход"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2018 N 53103.

Заявление о согласовании порядка распределения расходов по НДД представляется по утвержденной форме

В соответствии с пунктом 10 статьи 333.47 НК РФ налогоплательщик налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о согласовании порядка распределения расходов, которые не могут быть отнесены к конкретному участку недр или к расходам от иной деятельности налогоплательщика.

Данным приказом утверждена форма такого заявления, порядок его заполнения и порядок согласования распределения расходов.

Заявление представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика).

Заявление рассматривается в течение 30 календарных дней (предусмотрена возможность продления данного срока до 60 календарных дней).

Налоговый орган вправе запросить дополнительные документы, необходимые для анализа и принятия решения по заявлению.

Налогоплательщик вправе вносить изменения и дополнения в представленное заявление.

Письмо ФНС России от 20.12.2018 N БС-4-21/24899@
"О реализации статьи 16 Налогового кодекса Российской Федерации"

С 1 января 2019 года изменяется порядок информационного взаимодействия по вопросам уплаты региональных и местных налогов

Согласно статьи 16 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ) информация об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляется органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствующие управления ФНС России по субъектам РФ.

Указанные положения применяются с 1 января 2019 года.

Форма, формат и порядок направления указанной информации в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 22.11.2018 N ММВ-7-21/652@.

В целях реализации новых требований Управлениям ФНС РФ по субъектам РФ даны поручения, касающиеся организации информационного взаимодействия.

Информация ФНС России
<О возможности получения имущественного налогового вычета на отделку построенного дома после регистрации права собственности>

В составе имущественного налогового вычета расходы на достройку (отделку) дома можно учесть, если по документам приобретается недостроенный жилой дом

Если же в договоре указано, что дом жилой, и он не оформлен как недострой, то расходы на его отделку учесть уже нельзя, сообщает ФНС России.

Иная ситуация складывается при самостоятельном строительстве жилого дома (с нуля) - если налогоплательщик после регистрации права собственности на построенный им жилой дом продолжил его достраивать и заниматься отделкой, то эти расходы можно включить в имущественный вычет.

Подробнее ознакомиться с порядком получения имущественного налогового вычета можно в разделе "Получение налогового вычета".

Приказ Минфина России от 11.12.2018 N 259н
"Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"

Установлены правила осуществления казначейского сопровождения целевых средств, предоставляемых в соответствии с законом о бюджете на 2019 - 2021 годы

Правила определяют основания предоставления юридическим лицам целевых средств, подлежащих казначейскому сопровождению (субсидии, бюджетные инвестиции, средства по госконтрактам и пр.).

Регламентирован порядок взаимодействия ТОФК и получателя бюджетных средств, установлен порядок представления сведений об операциях с целевыми средствами, а также порядок проверки представленных сведений и платежных поручений.

В приложении приведены необходимые формы документов.

Приказ Минэнерго России от 20.12.2018 N 1188
"Об утверждении Порядка определения количества нефтяного сырья, направляемого на переработку, в целях исчисления акциза на нефтяное сырье"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2018 N 53102.

С 1 января вступает в силу порядок определения количества нефтяного сырья, направляемого на переработку

Порядок применяется в целях определения налоговой базы по акцизу на нефтяное сырье и устанавливает способы определения массы нефтяного сырья, направляемого на первую установку технологического процесса подготовки и (или) переработки нефтяного сырья в соответствии с утвержденной технологической схемой.

Приказ ФАС России от 20.12.2018 N 1822/18
"Об утверждении порядка расчета показателей ЦАБрт, ЦДТрт, ТАБм, ТДТм, а также расчета средних за налоговый период оптовых цен реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива 5 класса"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2018 N 53101.

Утвержден порядок расчета отдельных показателей для определения суммы вычетов по акцизам

Порядок в соответствии с пунктом 27 статьи 200 НК РФ устанавливает расчет показателей (ЦАБрт, ЦДТрт, ТАБм, ТДТм), применяемых при определении величины КДЕМП, а также расчета средних за налоговый период оптовых цен реализации в РФ автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива 5 класса налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья.

∙ БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Информация Банка России от 25.12.2018
"О начале использования личных кабинетов в рамках депозитных и кредитных операций Банка России"

С 23 января 2019 года Банк России начинает использование личных кабинетов для обмена с кредитными организациями электронными документами при проведении депозитных и кредитных операций

Сообщается, что с указанной даты кредитные организации только через личные кабинеты смогут направлять в Банк России следующие документы:

- заявления на получение кредита Банка России;

- обращения об отзыве заявления на получение кредита Банка России;

- заявки на участие в кредитном аукционе;

- обращения об отзыве заявки на участие в кредитном аукционе;

- уведомления о досрочном исполнении обязательств по кредиту Банка России;

- заявления о переводе ценных бумаг;

- заявления об исключении нерыночных активов из пула обеспечения и (или) состава предмета залога по кредиту.

∙ ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Информация Банка России от 25.12.2018
"О совокупном лимите Банка России по операциям репо в иностранной валюте"

Как и годом ранее, максимальный объем задолженности кредитных организаций перед Банком России по операциям репо в иностранной валюте на 2019 год установлен на уровне, эквивалентном 15 млрд долларов США

Отмечается, что сохранение лимита позволит Банку России в случае необходимости оперативно возобновить проведение этих операций. Конкретные параметры операций в случае их возобновления будут устанавливаться отдельным решением.

∙ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Постановление Правительства РФ от 21.12.2018 N 1622
"О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Ряд актов Правительства РФ приведены в соответствие с изменением законодательного регулирования деятельности садоводческих товариществ

В частности, уточняются наименования объединений граждан, используемых для ведения садоводства, исключаются упоминания упраздненных форм ведения садоводства.

Кроме того, исключается указание на необходимость заключения договоров между садоводческими товариществами и гражданами, ведущими садоводство на территории товарищества в индивидуальном порядке (без участия в товариществе).

Постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.

Постановление Правительства РФ от 22.12.2018 N 1639
"О внесении изменений в Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах"

Актуализированы требования безопасности к лифтам, подъемным платформам для инвалидов, пассажирским конвейерам и эскалаторам

В частности, установлено, что владелец подъемной платформы для инвалидов, в случае отсутствия возможности использования подъемной платформы для инвалидов без участия персонала (оператора) обязан обеспечить техническую возможность вызова персонала (оператора), пользователем, а при наличии возможности использования платформы без персонала - обеспечить операторский контроль за ее работой.

Устанавливается запрет на использование подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора по истечении срока службы без проведения обследования и выполнения условий использования объекта, предусмотренных оформленным по результатам обследования заключением.

Постановление Правительства РФ от 22.12.2018 N 1640
"Об утверждении Правил недискриминационного доступа на товарный рынок услуг общедоступной почтовой связи"

Установлен порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам, оказываемым с использованием сети общедоступной почтовой связи, реализуемым субъектами естественных монополий

Недискриминационный доступ к услугам межоператорского обмена предусматривает обеспечение равных условий реализации прав пользователей услугами межоператорского обмена независимо от их организационно-правовой формы, правовых и имущественных отношений с владельцем общедоступной почтовой связи с учетом технологической и экономической возможности.

Определено, в частности, что предоставление доступа к услугам межоператорского обмена осуществляется на основе договора о предоставлении доступа к услугам межоператорского обмена.

Необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными пользователями услугами межоператорского обмена в случае наличия технологической и экономической возможности оказания услуг межоператорского обмена, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, не допускается.

Договор заключается в письменной форме и должен содержать, в частности, следующие существенные условия:

- перечень объектов сети почтовой связи, в которых предоставляется доступ к услугам межоператорского обмена (наименование, местонахождение);

- перечень услуг межоператорского обмена;

- объем, состав, сроки, условия и порядок оказания услуг межоператорского обмена;

- требования к письменной корреспонденции, пересылаемой в рамках услуг межоператорского обмена (в том числе требования к количеству, весу, размеру, упаковке и оформлению письменной корреспонденции);

- ответственность владельца сети общедоступной почтовой связи за нарушение объема и состава услуг межоператорского обмена;

- ответственность пользователя услугами межоператорского обмена за нарушение требований к письменной корреспонденции и условий предоставления услуг межоператорского обмена.

Владелец сети общедоступной почтовой связи обязан раскрывать пользователям услугами межоператорского обмена информацию о предоставляемом им доступе к услугам межоператорского обмена.

Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц путем размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также предоставление такой информации по запросу пользователя услугами межоператорского обмена.

Государственный контроль за соблюдением требований, определенных настоящими Правилами, осуществляется ФАС России и ее территориальными органами.

Приказ Ростехнадзора от 14.11.2018 N 554
"Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Сварка и наплавка оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2018 N 53156.

Установлены требования безопасности при выполнении сварочных работ при изготовлении, монтаже и ремонте оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок

Требования правил должны учитываться при разработке конструкторской (проектной) документации на выполнение сварки и наплавки деталей и сборочных единиц.

Правилами устанавливаются, в частности, требования к:

сварочным материалам и оборудованию;

контролю качества сварочных и наплавочных материалов;

процессу подготовки и сборки деталей под сварку (наплавку);

процессу выполнения сварочных работ и наплавки;

процессу термической обработки сварных изделий;

операционному контролю;

исправлению дефектов;

ремонту с использованием сварки и наплавки при эксплуатации;

аттестации технологии сварки (наплавки).

Устанавливается также, что сварку и наплавку оборудования и трубопроводов должен выполнять персонал, прошедший теоретическую и практическую подготовку и допущенный к самостоятельной работе в порядке, установленном организацией, выполняющей указанные работы.

Приказ Минтранса России от 27.11.2018 N 423
"О стоимости услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения, на 2019 год"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2018 N 53116.

На 2019 год минимальная стоимость базового объема услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автодороге общего пользования федерального значения, повышена с 38957 до 40515 рублей

Определена стоимость при базовом объеме услуг с указанием места производства работ и расстояния до него (придорожная полоса автомобильной дороги, полоса отвода автомобильной дороги) и стоимость при дополнительном объеме услуг (указаны виды услуг и расстояние до места производства работ).

Утратившим силу признан аналогичный Приказ Минтранса России от 20.12.2017 N 530 "О стоимости услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения, на 2018 год".

<Информация> Росаккредитации от 26.12.2018
"С 28 декабря 2018 года вводится обязательное декларирование сухих смесей"

Росаккредитация напоминает о порядке декларирования соответствия с 28.12.2018 сухих смесей

Сообщается, что Постановлением Правительства РФ от 17.06.2017 N 717 внесены изменения в единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, в части дополнения указанного перечня разделом 2364 "Смеси и растворы строительные".

Указанная продукция подлежит декларированию соответствия с 28.12.2018.

Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982.

Порядок регистрации деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2014 N 752. Перечень сведений, которые должна включать в себя представляемая на регистрацию декларация о соответствии, установлены пунктом 4 Порядка регистрации деклараций о соответствии.

Регистрацию деклараций о соответствии осуществляет Росаккредитация в автоматизированном режиме посредством сервиса "Электронная регистрация деклараций", размещенного в открытом доступе на сайте Службы.

Информация Минэнерго России
"О коэффициенте Ог от 2018 года"

Коэффициент Ог от 2018 года установлен равным 3,3408

С учетом данного коэффициента рассчитывается показатель (Тг), характеризующий расходы на транспортировку газа горючего природного, необходимый для определения налоговых ставок НДПИ.

Минэнерго России публикует информацию о коэффициенте Ог, определяемом как отношение количества газа горючего природного (за исключением попутного газа), добытого организациями, являющимися собственниками объектов Единой системы газоснабжения и (или) организациями, в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения и суммарная доля такого участия составляет более 50 процентов (за исключением организаций, в которых одним из участников с долей не менее 50 процентов является российская организация, в которой непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения и суммарная доля такого участия составляет менее 10 процентов), за 12 месяцев, предшествующих 1 октября года, предшествующего году налогового периода, к количеству газа горючего природного (за исключением попутного газа), добытого иными налогоплательщиками за 12 месяцев, предшествующих 1 октября года, предшествующего году на логового периода.

∙ ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Федеральный закон от 25.12.2018 N 496-ФЗ
"О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, не будет проводиться в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019

Государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, не осуществляется в отношении объектов капитального строительства в случаях, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 1 января 2019 года, если проектная документация таких объектов представлена на экспертизу, или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до указанной даты, а также если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством о недрах до указанной даты проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.

Также уточнено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юрлицами и ИП, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в установленные сроки (с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно, либо до 1 января 2025 года для юрлиц и ИП, осуществляющих деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий) допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в указанные сроки.

Юрлица и ИП, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта РФ декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных разрешений и документов.

Кроме того:

срок проведения государственной экологической экспертизы сокращен с 3 месяцев до 2 месяцев;

из перечня объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня исключена проектная документация буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Постановление Правительства РФ от 24.12.2018 N 1648
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 94"

Установлен порядок определения размера разового платежа за пользование участками недр, предоставляемыми без проведения конкурса или аукциона, для добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для ремонта автодорог общего пользования

Размер разового платежа, уплачиваемого пользователем недр, рассчитывается по формуле, предусмотренной пунктом 9(1) Правил определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 N 94.

Предусмотрено, что Роснедра или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (в отношении участков недр местного значения) определяют размер разовых платежей за пользование недрами при оформлении лицензии на пользование недрами на участках недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автодорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключенных в соответствии с законодательством о закупках.

∙ ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Федеральный закон от 25.12.2018 N 497-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Продлено действие льгот при приеме в вузы для ветеранов боевых действий, а также детей-сирот и беспризорных

Определено, что право приема на бакалавриат и специалитет в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний распространяется на ветеранов боевых действий, а также детей-сирот и беспризорных до 1 января 2021 года, а не до 1 января 2019 года, как это было установлено ранее.

Установлено также, что порядок приема на подготовительные отделения федеральных государственных вузов льготных категорий обучающихся (военнослужащих, детей-сирот, инвалидов и пр.) устанавливается Минобрнауки России по согласованию с Минпросвещения России. Предусмотрено, что дети-сироты и беспризорные принимаются на подготовительные отделения, в том числе в период освоения ими образовательных программ среднего общего образования. При этом стипендия за счет федерального бюджета на подготовительных отделениях выплачивается только обучающимся в очной форме, имеющим среднее общее образование.

Кроме того, определено, что положением о государственной аккредитации образовательной деятельности устанавливается в том числе порядок учета сведений о независимой оценке качества подготовки обучающихся при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности.

<Письмо> Рособрнадзора от 07.08.2018 N 05-283
"Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении"

Рособрнадзором даны разъяснения о заболеваниях, которые дают право детям обучаться на дому, а также о максимальной недельной нагрузке для таких детей

Перечень заболеваний, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам, утвержден Приказом Минздрава России от 30.06.2016 N 436н и содержит 60 групп наиболее часто встречающихся заболеваний у детей с указанием течения заболевания, препятствующих получению образования в условиях образовательной организации.

Отмечается, что врачебная комиссия медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, может принять решение о наличии медицинских показаний у ребенка для обучения по основным общеобразовательным программам на дому исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья вне зависимости от того, внесено заболевание или нет в указанный перечень.

Сообщается также, что количество часов недельной нагрузки для обучающегося при организации его обучения на дому или в медицинской организации ранее регламентировалось Письмами Министерства просвещения СССР от 05.05.1978 N 28-М и Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 N 17-253-6. Приказом Минобрнауки России от 02.09.2013 N 1035 указанные письма признаны недействующими.

В настоящее время учебная нагрузка определяется индивидуально согласно учебному плану, разработанному в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии.

∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Федеральный закон от 25.12.2018 N 489-ФЗ
"О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам клинических рекомендаций"

С 1 января 2022 года медицинская помощь в России будет оказываться на основе клинических рекомендаций

Клинические рекомендации - документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи.

Клинические рекомендации будут разрабатываться медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по отдельным заболеваниям (их группам), перечень которых будет формироваться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Они будут одобряться, либо отклоняться научно-практическим советом при уполномоченном органе, в состав которого входят представители подведомственных научных и медицинских организаций и вузов. По каждому заболеванию для взрослых и детей может быть утверждено не более одной клинической рекомендации. Клинические рекомендации будут пересматриваться не реже одного раза в три года.

На основе клинических рекомендаций будут разрабатываться стандарты медицинской помощи.

Приказ ФФОМС от 29.11.2018 N 262
"Об установлении форм отчетности в сфере обязательного медицинского страхования и порядка их ведения"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2018 N 53114.

Утверждены формы отчетов о взаимодействии медицинских организаций с застрахованными лицами

Приказом устанавливаются следующие формы отчетов с указаниями по их заполнению:

- "Информирование страховыми медицинскими организациями застрахованных лиц о праве прохождения профилактических мероприятий"

- "Количество медицинских организаций, оказывающих в рамках обязательного медицинского страхования первичную медико-санитарную помощь, на базе которых функционируют каналы связи граждан со страховыми представителями страховых медицинских организаций".

Страховые медицинские организации (филиалы страховых медицинских организаций), участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, предоставляют ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, начиная с отчета за январь 2019 года сведения о численности застрахованных лиц, включенных в списки для прохождения профилактических мероприятий, сведения об организации информирования застрахованных лиц, включенных медицинскими организациями в списки для прохождения профилактических мероприятий, и сведения о количестве медицинских организаций, оказывающих в рамках обязательного медицинского страхования первичную медико-санитарную помощь, на базе которых функционируют каналы связи граждан со страховыми представителями страховых медицинских организаций. Территориальные фонды ОМС предоставляют ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, начиная с отчета за январь 2019 года, сведения о численности застрахованных лиц, включенных в списки для прохождения профилактических мероприятий, сведения об организации информирования застрахованных лиц, включенных медицинскими организациями в списки для прохождения профилактических мероприятий, и сведения о количестве медицинских организаций, оказывающих в рамках обязательного медицинского страхования первичную медико-санитарную помощь, на базе которых функционируют каналы связи граждан со страховыми представителями страховых медицинских организаций.

∙ ОБОРОНА

Постановление Правительства РФ от 22.12.2018 N 1637
"Об утверждении Правил предоставления федеральным государственным органам, осуществляющим контроль за выполнением требований, установленных частью 3 статьи 49.1 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", доступа к единому регистру застрахованных лиц"

Определен порядок доступа госорганов к регистру застрахованных лиц для исполнения требования о сдаче военнослужащими полиса ОМС

Согласно закону об обязательном медицинском страховании граждане, поступившие на военную службу, обязаны сдать полис обязательного медицинского страхования в любую страховую медицинскую организацию или любой территориальный фонд ОМС.

Правительством РФ утвержден порядок предоставления федеральным государственным органам доступа к единому регистру застрахованных лиц в целях исполнения данного требования.

Определено, что доступ предоставляется ФФОМС федеральным государственным органам, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Госорганы осуществляют доступ к регистру с периодичностью, обеспечивающей исполнение требований, но не реже одного раза в месяц при необходимости получения сведений.

Сведения о застрахованных лицах, не отнесенные к гостайне, предоставляются с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия путем направления ответов на межведомственные запросы. При предоставлении сведений о конкретном застрахованном лице персональные данные застрахованных лиц не предоставляются.

∙ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Приказ Ростехнадзора от 26.11.2018 N 588
"Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности объектов сжиженного природного газа"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2018 N 53113.

Установлены правила промбезопасности при выполнении работ, связанных с производством, хранением, приемом, отгрузкой, регазификацией сжиженного природного газа

Правила предназначены для применения при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении, ремонте, консервации и ликвидации опасных производственных объектов сжиженного природного газа и устанавливают:

- общие требования к технологическим процессам, связанным с обращением сжиженного природного газа;

- требования к обеспечению безопасной эксплуатации опасных производственных объектов сжиженного природного газа;

- требования безопасности при обслуживании и ремонте технологического оборудования и трубопроводов;

- требования к анализу опасностей технологических процессов и количественному анализу риска аварий.

Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.

Приказ Минпросвещения России от 14.12.2018 N 298
"Об утверждении требований к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием и порядка согласования программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2018 N 53131.

В программы подготовки лиц в целях безопасного обращения с оружием включены основы самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию и правила оборота пороха и капсюлей

В целях приведения в соответствие с действующим законодательством установлены новые требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, также порядок согласования таких программ.

Программа должна предусматривать изучение учебных разделов "Правовая подготовка", "Огневая подготовка", "Итоговая аттестация". Предусмотрена структура Программы и примерный перечень учебных курсов.

В Программу включены в том числе правовые основы самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию и правила оборота инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей).

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минобрнауки России от 30.11.2016 N 1489.

∙ ПРАВОСУДИЕ

Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)

Верховным Судом РФ обобщена практика применения судами положений законодательства РФ об оспаривании решений третейских судов и выдачи исполнительных листов на их принудительное исполнение

В Обзоре содержатся, в частности, следующие выводы:

- основанием компетенции третейского суда или международного коммерческого арбитража является арбитражное соглашение, наличие которого свидетельствует о волеизъявлении сторон на передачу спора в третейский суд;

- принятие арбитражного решения о недействительности договора, содержащего арбитражную оговорку, само по себе не влечет недействительность арбитражного соглашения;

- арбитражная оговорка, включенная до возникновения оснований для предъявления иска в договор займа между микрофинансовой организацией и гражданином, заключенный в потребительских целях, является недействительной;

- все сомнения в исполнимости арбитражного соглашения, заключенного в соответствии с рекомендациями арбитражного учреждения, на рассмотрение которого передается спор, толкуются в пользу действительности арбитражного соглашения;

- допускается заключение альтернативного арбитражного соглашения, предусматривающего возможность обратиться за разрешением спора и в суд, и в третейский суд;

- в случае нарушения принципа независимости и беспристрастности арбитров имеются основания к отказу в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;

- если согласованный сторонами постоянно действующий третейский суд прекратил свое существование, суд не вправе оставить иск стороны соглашения без рассмотрения;

- споры, вытекающие из публичных правоотношений, не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда;

- извещение, направленное стороне арбитража, третейского разбирательства по адресу, указанному этой стороной, но не полученное по зависящим от нее причинам, считается доставленным;

- при рассмотрении спора об оспаривании решения третейского суда суд не вправе пересмотреть решение третейского суда по существу.

<Дополнение Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016>
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)

Временным управляющим в деле о банкротстве не может быть лицо, кандидатура которого предложена кредитором, аффилированным с должником

Соответствующий вывод включен в Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016.

Отмечается, что, в случае если дело о банкротстве возбуждено по заявлению самого должника или аффилированного с ним лица, кандидатура временного управляющего определяется посредством случайного выбора. Те же правила подлежат применению и в ситуации, когда кандидатура временного управляющего или саморегулируемая организация арбитражных управляющих предложена связанным с должником лицом - заявителем по делу о банкротстве.

Аналогичный подход применим и в ситуации, когда кандидатура временного управляющего, саморегулируемой организации предложены лицом, которое при отсутствии формально-юридических признаков аффилированности имеет возможность давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия.

∙ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Постановление Правительства РФ от 25.12.2018 N 1656
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2018 г. N 1300"

Правительством РФ расширен перечень украинских граждан и юридических лиц, а также контролируемых ими организаций, в отношении которых вводятся специальные экономические меры

Теперь в указанный перечень включены 567 физических лиц и 75 юридических лиц (ранее 322 и 68 соответственно).

В качестве специальных экономических мер в отношении указанных лиц вводится блокирование (замораживание) безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и имущества на территории РФ и запрет на перечисление средств (вывод капитала) за пределы территории РФ.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2018 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное