КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 11.09.2018
Неделя договорного права
На неделе будут обсуждаться явные и скрытые риски в договорной работе, позиции ВС РФ по проблемным вопросам. Большой блок вопросов от разработчиков ГК РФ касается договоров, сделок, обязательств, а также изменений в законодательстве, нового в правоприменительной и судебной практике.
Мероприятие состоится 22-26 октября в Москве. Организатор - ИРСОТ.
При Правительстве РФ образована комиссия по модернизации экономики и инновационному развитию России
Комиссия является постоянно действующим координационным органом, в перечне основных задач которого:
определение основных направлений и механизмов модернизации экономики и инновационного развития Российской Федерации, включая выработку мер государственной поддержки в данной сфере деятельности;
определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации экономики и инновационного развития Российской Федерации;
обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций по вопросам модернизации экономики.
Состав Комиссии утверждается Правительством РФ.
Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Аппарат Правительства РФ.
Обновлен перечень госуслуг, оказываемых Пенсионным фондом РФ
Указанный перечень приведен в соответствие с изменениями законодательства, регулирующего деятельность ПФР. Распоряжением, в частности, добавлен ряд новых услуг, оказываемых ПФР (например, подуслуга по приему извещений о выполнении оплачиваемой работы в рамках услуги по установлению и выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ), уточняются наименования ряда других государственных услуг.
Утратившим силу признается Распоряжение Правления ПФР от 10.02.2017 N 56р "Об утверждении Перечня государственных услуг".
Уточнена сфера применения Методических рекомендаций по разработке и реализации программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в связи с несоответствием продукции требованиям технических регламентов
Предусмотрено, что указанные Методические рекомендации, утвержденные Приказом Росстандарта от 29.03.2017 N 647, не применяются в отношении требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" и "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту".
Минкультуры России предлагает привлекать к административной ответственности за нарушение требований к продаже билетов на театрально-зрелищные мероприятия
Законопроектом предусматривается административная ответственность за реализацию билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, проводимые театрами, музыкальными и танцевальными коллективами, концертными организациями, концертными залами, цирками и музеями:
лицом, не уполномоченным в соответствии с Законом РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
по цене, превышающей цену, указанную на билете;
с оказанием сопутствующих услуг, общая стоимость которых составляет более чем 10 процентов стоимости билета;
содержащих исправления.
Ответственность за указанные правонарушения предполагает наложение штрафа: на граждан - в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, на должностных лиц - от ста пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей, на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Также законопроектом предусматривается ответственность за отказ организации культуры, музея или лица, уполномоченного ими на реализацию билетов, у которых был приобретен билет, возместить полную стоимость билета в случае отмены, замены или переноса по инициативе таких организации, музея проводимого ими театрально-зрелищного, культурно-просветительского или зрелищно-развлекательного мероприятия, которая повлечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от пятидесяти тысяч до ста
тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях предлагается наделить Минкультуры России (в случае продажи неуполномоченными лицами билетов на культурные мероприятия, а также в случае продажи билетов, содержащих исправления), Роспотребнадзор (в случае отказа возместить полную стоимость билета и в случаях отмены, замены или переноса культурных мероприятий).
Минтруд России предлагает исключить указание сумм гражданско-правовых обязательств в размерах, кратных МРОТ
В соответствии с Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
Проектом предлагается исключить ссылку на минимальный размер оплаты труда в следующих случаях:
обращения в свою собственность владельцем земельного участка или иного объекта находящейся на нем брошенной вещи, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда (ссылка на МРОТ заменяется суммой 500 рублей);
соблюдения письменной формы договора хранения между гражданами, если стоимость передаваемой на хранение вещи превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда (предлагается заменить ссылку на минимальный размер оплаты труда суммой 1000 рублей);
продажи хранителем с аукциона вещи, стоимостью свыше 100 установленных законом минимальных размеров оплаты труда, при неисполнении поклажедателем своей обязанности взять переданную на хранение вещь обратно (ссылка на стократный минимальный размер оплаты труда заменяется суммой 10 тысяч рублей).
Утвержден профессиональный стандарт для специалиста в области национальных и религиозных отношений
Основной целью профессиональной деятельности данных специалистов, согласно стандарту, является решение задач, направленных на укрепление российской гражданской идентичности, сохранение и поддержку этнокультурного и религиозного многообразия народов РФ, межнационального (межэтнического) и межрелигиозного согласия.
В функции данных специалистов входит организация и осуществление деятельности, направленной на укрепление общероссийской гражданской идентичности, сохранение этнокультурного многообразия народов РФ, межнационального (межэтнического) и межрелигиозного согласия, социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.
Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.
Увеличена величина прожиточного минимума за II квартал 2018 года
Величина прожиточного минимума в целом по РФ за II квартал 2018 года составила: на душу населения - 10444 рубля, для трудоспособного населения - 11280 рублей, пенсионеров - 8583 рубля, детей - 10390 рублей (напомним, что за I квартал 2018 года величина ПМ составила - на душу населения 10038 рублей, для трудоспособного населения - 10842 рубля, пенсионеров - 8269 рублей, детей - 9959 рублей).
В настоящее время величина прожиточного минимума устанавливается Минтрудом России по согласованию с Минэкономразвития России и Минфином России.
Затраты, связанные с созданием на земельном участке поля для гольфа, относятся к капитальным вложениям, формирующим его первоначальную (остаточную) стоимость
При этом указано, что земельный участок, на котором создано гольф-поле, не является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 374 НК РФ.
Объекты инфраструктуры рядом с гольф-полем (здания различного назначения), учтенные на балансе в качестве основных средств, подлежат обложению налогом на имущество организаций.
Президент РФ направил в Госдуму поправки, смягчающие условия проведения пенсионной реформы и изменяющие порядок и сроки выплаты пособий по безработице
Поправки, касающиеся пенсионного законодательства, как известно, снижают пенсионный возраст для женщин с 63 до 60 лет (до реформы возраст выхода на пенсию для женщин - 55 лет).
Устанавливается также льготный порядок назначения пенсий (при соблюдении установленных условий) для многодетных женщин. Так, например, женщины, родившие четырех детей, смогут выйти на пенсию в возрасте 56 лет, трех детей - в возрасте 57 лет. Для женщин, у которых пять и более детей, пенсионный возраст не повышается (с 50 лет).
Кроме того, смогут выйти на пенсию досрочно женщины и мужчины, которые заработали стаж 37 и 42 года соответственно (на 24 месяца ранее установленного возраста, но не ранее 55 и 60 лет соответственно).
Также вносятся поправки в порядок назначения пенсий и порядок индексации ее размеров.
Одновременно устанавливается:
стоимость одного пенсионного коэффициента в 2019 - 2024 годах (в 2019 - 87,24 руб.);
размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в 2019 - 2014 годах (с 2019 года - 5334,19 руб.).
Значительная часть поправок связана с изменениями в Закон о занятости населения.
Корректируется понятие предпенсионного возраста - в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно (сейчас за 2 года).
Основная часть изменений направлена на сокращение периодов выплаты пособий по безработице (при этом предполагается одновременное увеличение размеров максимального и минимального размеров пособия).
В общем случае пособие будет выплачиваться в первые три месяца в размере 75 процентов среднемесячного заработка, а в следующие три месяца - в размере 60 процентов такого заработка, но не выше установленной максимальной величины пособия и не ниже минимальной величины (с учетом районных коэффициентов).
Для некоторых категорий безработных (например, кто впервые ищет работу) период выплаты пособия может быть сокращен с шести до трех месяцев.
Вводятся также положения, предусматривающие дополнительные гарантии социальной поддержки для граждан предпенсионного возраста (например, период выплаты пособий для них может составить 12 месяцев, с возможным повышением на 2 недели за каждый год работы, превышающей установленный страховой стаж, максимально - 24 месяца).
Банки с универсальной лицензией должны представлять в Банк России информацию об организации внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК) и их результатах
Указанная информация (формируемая в соответствии с формой, приведенной в приложении) представляется по состоянию на 1 января каждого последующего года в структурное подразделение Банка России, не позднее 1 апреля того же года.
Обновлена методология стоимостной оценки запасов потребительских товаров долговременного пользования в домохозяйствах
Методические указания предназначены для стоимостной оценки запасов потребительских товаров долговременного пользования в домашних хозяйствах населения для отражения в справочной статье баланса активов и пассивов в соответствии с принципами Системы национальных счетов 2008 года (СНС 2008).
Под товарами долговременного пользования понимаются товары, используемые домашними хозяйствами для конечного потребления многократно или непрерывно, в течение срока, составляющего (в нормальных условиях эксплуатации) год и более (такие как автомобили и электротовары). Согласно СНС 2008, потребительские товары долговременного пользования не отражаются на счетах как используемые в процессе производства домашних услуг и потому не рассматриваются в качестве основного капитала и не отражаются как таковые
в балансе активов и пассивов.
Методологией установлены, в частности:
- перечень и классификация потребительских товаров долговременного пользования домашних хозяйств;
- общие методологические подходы к расчету стоимости потребительских товаров долговременного пользования домашних хозяйств по методологии СНС 2008;
- этапы расчета стоимости потребительских товаров длительного пользования домашних хозяйств.
Также приводится пример расчета текущей рыночной стоимости потребительских товаров долговременного пользования на конец года.
Утратившим силу признается Приказ Госкомстата России от 13.05.2002 N 98 "Об утверждении методических указаний по расчету стоимости накопленных потребительских товаров, находящихся в собственности домашних хозяйств".
Минкультуры России предложены меры по ликвидации незаконной перепродажи билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия организаций культуры
Согласно законопроекту реализация билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, проводимые организациями культуры, осуществляющими деятельность в области исполнительских искусств, и музеями, осуществляется такими организациями и музеями самостоятельно, а также уполномоченными ими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями), и юридическими лицами на основании
договоров, заключенных в соответствии с законодательством РФ. Не допускается реализация иными лицами билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, проводимые организациями культуры, осуществляющими деятельность в области исполнительских искусств, и музеями.
Театры, музыкальные и танцевальные коллективы, концертные организации, концертные залы, цирки и музеи размещают на своих официальных сайтах в сети "Интернет", а также на специально оборудованных информационных стендах, размещаемых в местах, доступных для посетителей таких организаций, в числе прочего:
информацию об установленных этими организациями ценах на билеты на проводимые ими театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия;
информацию о лицах, уполномоченных на реализацию билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, включая сведения о сайтах в сети "Интернет", через которые уполномоченными лицами осуществляется реализация таких билетов;
информацию о порядке возврата таких билетов.
Уполномоченным лицам при реализации билетов разрешается взимать плату за оказание покупателю сопутствующих услуг, в том числе за доставку билетов, если иное не предусмотрено договором. Факт оказания покупателю билетов сопутствующих услуг должен быть оформлен в соответствии с законодательством РФ с обязательной выдачей покупателю билетов чека, подтверждающего оплату указанных услуг. Общая стоимость сопутствующих услуг, оказанных покупателю билетов, не должна превышать 10 процентов стоимости купленных
билетов.
Также предусматривается, что организации культуры и музеи вправе реализовывать именные билеты. Именные билеты дают право на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятий только при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителей.
Законопроектом также устанавливается, что организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств, и музеи утверждают порядок возврата билетов на проводимые ими театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, в том числе в случае отказа от посещения такого мероприятия по инициативе посетителя и возврата именного билета.
Установлен порядок организации учета аттестованных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований МЧС России
Регистрация аварийно-спасательных формирований осуществляется на основании заявления, подаваемого в уполномоченный орган с приложением копии свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ и паспорта аттестованной аварийно-спасательной службы (формирования).
Аварийно-спасательные формирования включаются в реестр, ведение которого осуществляется регистрирующим органом в электронном виде.
Указывается также, что документы для регистрации аварийно-спасательной службы (формирования) должны быть направлены в регистрирующий орган не позднее 1 месяца со дня аттестации, а срок регистрации аттестованной службы (формирования) не может превышать 30 рабочих дней со дня регистрации заявления.
В приложениях к Приказу приводятся формы заявления о регистрации аттестованной аварийно-спасательной службы (формирования) и паспорта аварийно-спасательной службы (формирования).
ФСБ России создан Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам
Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (далее - НКЦКИ) является составной частью сил, предназначенных для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты. Задачей НКЦКИ является обеспечение координации деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры РФ по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты.
Установлено, что НКЦКИ, в числе прочего, осуществляет следующие функции:
координирует мероприятия по реагированию на компьютерные инциденты и непосредственно участвует в таких мероприятиях;
участвует в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак;
осуществляет сбор, хранение и анализ информации о компьютерных инцидентах и компьютерных атаках, а также анализ эффективности мероприятий по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак и реагированию на компьютерные инциденты;
определяет необходимые форматы представления информации о компьютерных инцидентах в государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации и доводит их до субъектов критической информационной инфраструктуры.
В целях выполнения предусмотренных задачи и функций НКЦКИ в пределах своей компетенции имеет право:
направлять уведомления и запросы субъектам критической информационной инфраструктуры, а также иным не являющимся субъектами критической информационной инфраструктуры органам и организациям, в том числе иностранным и международным, по вопросам, связанным с обнаружением, предупреждением и ликвидацией последствий компьютерных атак и реагированием на компьютерные инциденты;
отказывать в предоставлении информации о компьютерных инцидентах, связанных с функционированием объектов критической информационной инфраструктуры, по запросам органа иностранного государства или международной организации, не обладающих полномочиями направлять такой запрос, а также в случаях, когда предоставление такой информации создает угрозу безопасности РФ;
привлекать к реагированию на компьютерные инциденты организации и экспертов, осуществляющих деятельность в данной области;
распространять и публиковать информационные и справочные материалы, участвовать в работе научно-технических конференций, симпозиумов, совещаний, выставок, в том числе международных, по вопросам, связанным с обнаружением, предупреждением и ликвидацией последствий компьютерных атак и реагированием на компьютерные инциденты.
Информационно-аналитическое, организационное и материально-техническое обеспечение НКЦКИ осуществляется Центром защиты информации и специальной связи ФСБ России.
Определен порядок передачи информации в государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации (ГосСОПКА)
Информация представляется (в зависимости от вида информации) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры РФ, либо субъектами критической информационной инфраструктуры путем ее направления в Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам не реже раза в месяц и не позднее месячного срока с момента:
включения объекта критической информационной инфраструктуры Российской Федерации в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
изменения категории значимости, присвоенной значимому объекту критической информационной инфраструктуры;
получения информации об отсутствии необходимости присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости;
исключения объекта критической информационной инфраструктуры из реестра значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
составления акта проверки по итогам осуществления государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, в котором содержится информация о нарушении требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, в результате которого создаются предпосылки возникновения компьютерных инцидентов.
Приводится перечень информации, представляемой в государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации.
Определен порядок обмена информацией о компьютерных инцидентах
Порядок определяет правила обмена информацией о компьютерных инцидентах между субъектами критической информационной инфраструктуры РФ, между субъектами критической информационной инфраструктуры и уполномоченными органами иностранных государств, международными, международными неправительственными организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты.
Субъекты критической информационной инфраструктуры вправе самостоятельно определять круг субъектов критической информационной инфраструктуры, с которыми осуществляется такой обмен.
Обмен информацией о компьютерных инцидентах осуществляется в сроки, достаточные для своевременного проведения мероприятий по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак и реагированию на компьютерные инциденты.
Также приводится порядок получения субъектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации информации о средствах и способах проведения компьютерных атак и о методах их предупреждения и обнаружения.