КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 04.09.2018
Видеосеминары для руководителей в КонсультантПлюс
Популярные видеосеминары в системе КонсультантПлюс дополнены семинарами для руководителей. Материалы посвящены вопросам корпоративного управления, кадровым тонкостям, рискам при крупных сделках и т.д.
Сервис "Видео.Консультант" доступен всем пользователям системы.
Установлен перечень полудрагоценных камней, самовольная добыча которых является административным правонарушением
Статьей 7.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольную добычу янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, либо транспортировку или хранение в целях сбыта таких незаконно добытых драгоценных или иных полудрагоценных камней в натуральном или переработанном виде, либо их сбыт, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния. При этом перечень полудрагоценных камней в целях этой статьи устанавливается Правительством РФ.
К таким полудрагоценным камням отнесены берилл, в том числе аквамарин, гелиодор.
Определен порядок предоставления межбюджетных трансфертов на проведение мероприятий в сфере образования и молодежной политики
Речь идет о трансфертах, передаваемых для компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня, на финансовое обеспечение подготовки и проведения мероприятий в сфере образования и молодежной политики, в том числе на методическое обеспечение, рекламно-медийные, дорожно-транспортные и организационные расходы, расходы на проживание и организацию питания участников этих мероприятий, а также на иные расходы, связанные с подготовкой и проведением
указанных мероприятий.
Предоставление трансфертов осуществляется при выполнении следующих условий:
- наличие регионального правового акта об утверждении плана мероприятий по подготовке и проведению мероприятий в сфере образования и молодежной политики, в целях финансового обеспечения которых предоставляются межбюджетные трансферты;
- наличие в региональном бюджете ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях финансового обеспечения которых предоставляются межбюджетные трансферты.
Трансферты предоставляются на основании соглашения, заключаемого Минпросвещения России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В соглашении предусматриваются, в том числе:
- целевое назначение и размер предоставляемых трансфертов;
- вышеуказанный план;
- значения показателей результативности;
- ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
Показателями результативности являются:
- количество участников мероприятий в сфере образования и молодежной политики;
- сроки подготовки и проведения мероприятий в сфере образования и молодежной политики;
- количество выполненных мероприятий, предусмотренных планом.
Минэкономразвития России наделено полномочиями по утверждению формы представления сводной информации о ходе реализации государственных программ на приоритетных территориях, в том числе по субъектам РФ
Напомним, что перечень государственных программ, в том числе являющихся пилотными, в которых формируются разделы и (или) представляется сводная информация по опережающему развитию приоритетных территорий, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25.11.2017 N 2620-р.
Согласно настоящему Постановлению форма сводной информации о ходе реализации государственной программы на приоритетных территориях, в том числе по субъектам РФ (за исключением государственных программ, мероприятия которых не имеют территориальной привязки и (или) предмет которых исключает возможность их реализации на приоритетных территориях), утверждается Минэкономразвития России по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, ответственными за социально-экономическое развитие
приоритетных территорий.
Утвержден перечень правовых актов, содержащих требования, соблюдение которых оценивается при проведении проверок в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля в организациях с особо опасными условиями труда
В утвержденный перечень включены:
- акты Евразийского экономического союза (Таможенные регламенты, Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования) - 19 документов;
- Федеральные законы ("О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и др.) - 25 документов;
- Указы Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ (Порядок определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и др.) - 5 документов;
- иные нормативные документы, обязательность соблюдения которых установлена законодательством РФ (СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" и др.) - 323 документа.
Перечень представлен в виде таблицы. В первой графе таблицы указываются наименование документа и реквизиты акта о его утверждении; во второй - краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования; в третью графу включено указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю.
Минтруд России информирует о планируемом установлении с 1 января 2019 года МРОТ в сумме 11280 рублей в месяц
Федеральным законом от 28.12.2017 N 421-ФЗ введен механизм ежегодного (с 1 января) установления МРОТ в размере величины прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал предыдущего года.
Сообщается, что Минтрудом России подготовлен проект приказа, согласно которому ПМ трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал 2018 года планируется установить в размере 11280 рублей в месяц.
В этой связи Минтрудом России разработан проект федерального закона "Об установлении минимального размера оплаты труда с 1 января 2019 года", согласно которому с 1 января 2019 года МРОТ составит 11280 рублей в месяц. Срок внесения проекта в Госдуму - октябрь 2018 года.
Установлен перечень документов, необходимых для подписания соглашения о реализации инвестиционного проекта на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона
Инвестиционное соглашение между инвестором инвестиционного проекта, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минэкономразвития России или Минвостокразвития России) и ответственным исполнителем подписывается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти после установления Правительством РФ предельных объемов государственной поддержки (в форме бюджетных инвестиций и субсидий), оказываемой инвестору, в течение 30 календарных дней с даты представления инвестором в
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, и в том числе следующих документов:
плана-графика реализации инвестиционного проекта;
заверенных копий учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации юридического лица или листа записи ЕГРЮЛ и свидетельства о постановке юридического лица на налоговый учет;
выписки из ЕГРЮЛ, а также выписки из списка участников ООО или выписки из реестра акционеров, выданных не ранее чем за 30 календарных дней до даты представления;
справки налогового органа, подтверждающей отсутствие у инвестора инвестиционного проекта неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, выданной не ранее чем за 30 календарных дней до даты представления.
Предусмотрены также основания для отказа уполномоченного федерального органа исполнительной власти от подписания инвестиционного соглашения, порядок устранения выявленных недостатков, послуживших основанием для отказа.
Вклад повышения НДС в инфляцию с учетом всей совокупности факторов составит от 0,6 до более 1,5 процентного пункта
Банком России представлены оценка влияния повышения НДС на инфляцию и влияние на нее факторов структуры налогообложения, а также дополнительных факторов, как уменьшающих перенос повышения НДС в инфляцию, так и усиливающих его.
В 2018 г. Правительство РФ разработало ряд инициатив, направленных на развитие социально-экономической политики в среднесрочном периоде при сохранении устойчивости государственных финансов. В целях аккумулирования средств для реализации данных инициатив принят закон о повышении с 1 января 2019 г. основной ставки НДС с 18 до 20%.
Повышение основной ставки НДС затронет не все, а только две трети товаров и услуг потребительской корзины, по которой рассчитывается инфляция. Остальные категории облагаются по льготной ставке (10%) или освобождены от НДС. Также часть операций, не относящихся к льготным товарам и услугам, не облагается НДС в случае их реализации микропредприятиями.
По оценкам Банка России, основное повышение цен в ответ на рост НДС будет происходить непосредственно после изменения ставки - в первые месяцы 2019 года.
Результаты опроса предприятий, проведенного Банком России, указывают на то, что краткосрочная реакция цен на повышение НДС может быть существенной. Так, не планировали повышение цены в ответ на изменение НДС лишь четверть опрошенных предприятий, в то время как около 60% указали диапазон возможного повышения - от 1 до 5%. Часть компаний планирует повышать цены более чем на 5% (13% опрошенных).
В числе основных ограничений на рост цен названы сдержанная динамика спроса и снижение конкурентоспособности.
Для сохранения объемов рынка и удержания потребителя в новых условиях предприятия могут частично принять на себя дополнительные расходы, связанные с повышением налоговых ставок, без их переноса в конечные цены.
Если в силу действия бюджетного правила дополнительные поступления от НДС будут трансформироваться в расходы бюджета в том же периоде, это будет оказывать определенную поддержку внутреннему спросу, повышая его платежеспособность, отмечено в докладе.
С учетом переноса НДС годовой темп инфляции достигнет пика в I квартале 2019 г. и временно превысит 4%. Квартальный темп прироста цен существенно замедлится уже в II квартале 2019 г., во втором полугодии 2019 г. квартальные темпы инфляции будут вблизи 4%. Однако годовая инфляция будет снижаться в течение года более медленно.
Для получения информации от центрального аппарата Росалкогольрегулирования необходимо направить запрос в центральный аппарат ФНС России
Порядок информационного взаимодействия между Росалкогольрегулированием и ФНС России предусмотрен Соглашением от 29.03.2010 N 06-02/3ДН/ММ-27-2/2@.
Сообщается, что на основании данного Соглашения при осуществлении налогового администрирования взаимодействие УФНС России по субъектам РФ, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3, МИ ФНС России по федеральным округам и нижестоящих налоговых органов в части получения (направления) информации осуществляется на территориальном уровне с МРУ Росалкогольрегулирования по федеральным округам.
Обмен информацией на федеральном уровне осуществляется между центральными аппаратами ФНС России и Росалкогольрегулирования.
При наличии необходимости получения территориальными налоговыми органами информации от центрального аппарата Росалкогольрегулирования:
УФНС России по субъектам РФ, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3, МИ ФНС России по федеральным округам направляют соответствующий запрос в центральный аппарат ФНС России об оказании содействия в получении информации от центрального аппарата Росалкогольрегулирования;
нижестоящие налоговые органы вышеуказанные запросы направляют через УФНС Российской Федерации по субъектам РФ.
Запрет, предусмотренный подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Закона о госрегистрации ЮЛ и ИП, не должен ограничивать избирательные права граждан
Речь идет о норме закона, устанавливающей временный запрет на создание новых и на участие в управлении существующими юрлицами для граждан, которые проявили недобросовестность при ликвидации или банкротстве организаций.
Сообщается, что указанные положения Закона не могут быть истолкованы как ограничивающие избирательные права граждан.
Согласно разъяснению ФНС России, правовые основания для отказа государственной регистрации в связи с допуском такого отказа подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Закона отсутствуют в случае, когда внесение в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, связано с занятием гражданином выборной должности в органы государственной власти и местного самоуправления.
Минпромторг России 20.08.2018 на своем сайте разместил уточненный перечень автомобилей, в отношении которых транспортный налог уплачивается с учетом повышающих коэффициентов
Повышающие коэффициенты к ставке транспортного налога применяются в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. рублей.
Перечень таких автомобилей определен для налогового периода 2018 года.
Минфин России рассмотрел обращение о порядке оплаты земельного налога и сервитута в отношении земельного участка, закрепленного за налоговым органом
Юридическое лицо (в рассматриваемом случае - территориальный налоговый орган), получившее земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование, заключает соглашение о сервитуте с иными юридическими лицами (казенное учреждение "Налог-Сервис"), имеющими здания, сооружения на указанном земельном участке.
При этом плата за сервитут устанавливается в размере, равном ставке земельного налога, рассчитанном пропорционально площади зданий, сооружений или помещений в них, предоставленных иным юридическим лицам на праве оперативного управления.
По мнению Минфина России, при организации исполнения федерального бюджета ФНС России вправе предусмотреть соответствующие бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств:
территориальным органам ФНС России в целях исполнения обязательств по уплате земельного налога;
федеральным казенным учреждениям, подведомственным ФНС России, в целях исполнения обязательств, связанных с оплатой сервитута.
С 3 сентября 2018 года результаты дополнительных мероприятий налогового контроля оформляются отдельным документом
По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля для проверок, завершенных после 3 сентября 2018 года, налоговая инспекция будет оформлять дополнение к акту налоговой проверки, в котором должны содержаться, в том числе: сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля; сведения о полученных дополнительных доказательствах нарушений законодательства (или об их отсутствии); выводы и предложения по устранению выявленных нарушений.
Это дополнение к акту налоговый орган должен будет вручить налогоплательщику в течение пяти рабочих дней со дня его оформления (в отношении КНГ - в течение десяти рабочих дней).
В указаниях по заполнению статистической формы N 11 (сделка) скорректирован срок представления отчетов по данной форме в территориальные органы Росстата
Уточнено, что отчеты предоставляются 30 июня года, следующего за отчетным, а не 15, как это было указано ранее. Таким образом, срок подачи данных отчетов в указаниях приведен в соответствие со сроком, указанным в самой форме.
По форме N 11 (сделка) подаются сведения о сделках с основными фондами на вторичном рынке и сдаче их в аренду.
Утверждена обновленная годовая статистическая форма N 1-ДОП, по которой подаются сведения о дополнительном образовании детей, действующая с отчета за 2018 год
Форму предоставляют в территориальный орган Росстата юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей на основании соответствующей лицензии. Срок предоставления - 5 февраля после отчетного периода.
Утверждены также указания по заполнению формы.
Признается утратившим силу Приказ Росстата от 13.09.2016 N 501 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием и спортивной подготовкой детей".
Минстрой России разъяснил, как следует поступать с дефектными стройматериалами, изделиями, оборудованием
Отмечается, в частности, что обязанность по контролю за соответствием применяемых строительных материалов и изделий, в том числе строительных материалов, производимых на территории, на которой осуществляется строительство, требованиям проектной документации в течение всего процесса строительства возлагается на лицо, осуществляющее строительство здания или сооружения. Лицом, осуществляющим строительство, должен проводиться контроль за безопасностью строительных конструкций и участков сетей
инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения.
При осуществлении строительного контроля за безопасностью строительных материалов подрядчик может руководствоваться Классификатором основных дефектов в строительстве и промышленности строительных материалов, утвержденным Главной инспекцией Госархстройнадзора РФ 17.11.1993, который содержит классификационные признаки критических и значительных дефектов по основным видам строительно-монтажных работ, производимых строительных материалов, конструкций и изделий.
В соответствии с Классификатором критический дефект представляет собой дефект, при наличии которого изделие, конструкция функционально непригодны и их использование может повлечь потерю или снижение прочности, устойчивости, надежности здания, сооружения, его части или конструктивного элемента. Критический дефект подлежит безусловному устранению до начала последующих работ или с приостановкой работ. Значительным дефектом признается дефект, при наличии которого существенно ухудшаются эксплуатационные
характеристики строительной продукции и ее долговечность. Такой дефект подлежит устранению до скрытия его последующими работами.
Материалы, изделия, оборудование, несоответствие которых установленным требованиям выявлено входным контролем, следует отделить от пригодных и промаркировать. Работы с применением этих материалов, изделий и оборудования следует приостановить. Застройщик (заказчик) должен быть извещен о приостановке работ и ее причинах. Далее может быть принято одно из трех решений:
- поставщик выполняет замену несоответствующих материалов, изделий, оборудования соответствующими;
- несоответствующие изделия дорабатываются;
- несоответствующие материалы, изделия могут быть применены после обязательного согласования с застройщиком (заказчиком), проектировщиком и органом государственного контроля (надзора) по его компетенции (пункт 7.1.5 СП 48.13330.2011 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004").
Скорректированы Правила расчета нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей
Приказом, в частности, уточняются:
- перечень источников получения водопользователем исходной информации, необходимой для разработки проекта нормативов допустимых сбросов (НДС);
- срок действия НДС и основания их досрочного пересмотра;
- требования к содержанию НДС;
- специальные требования к содержанию НДС, разрабатываемых на период проведения строительных работ, реконструкции объектов капитального строительства при наличии сбросов сточных вод, в том числе дренажных вод, в водные объекты.
По 31 декабря 2018 года закрыто рыболовство карася и линя в озере Ильмень Новгородской области
Запрет установлен в целях сохранения водных биоресурсов и их рационального использования и не распространяется на рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях, а также в целях любительского и спортивного рыболовства.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Правительством РФ отменено требование о представлении турагентом туристу копии доверенности, выданной туроператором, на заключение от имени туроператора договоров о реализации сформированного им туристского продукта
Постановление издано в целях реализации Федерального закона от 04.06.2018 N 149-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", которым отменена аналогичная норма Федерального закона "Об основах туристской деятельность в Российской Федерации".
Постановление вступает в силу со дня вступления в силу Закона N 149-ФЗ.
Турист вправе требовать возмещения реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором всех обязательств по договору о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма
Постановление издано в целях реализации Федерального закона от 04.06.2018 N 149-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", направленного на повышение защиты интересов потребителей туристских услуг в сфере выездного туризма.
В частности, уточнен порядок определения даты установления факта причинения туристу и/или иному заказчику реального ущерба. Предусмотрено, что такой датой является также день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из единого федерального реестра туроператоров в случае прекращения туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта. Турист вправе
требовать возмещения реального ущерба, в том числе если он был причинен до указанной даты.
Установлено, что из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма возмещается разница между денежной суммой реального ущерба и денежной суммой, полученной туристом и/или иным заказчиком по договору страхования гражданской ответственности туроператора за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (страховому возмещению) и/или банковской гарантии в следующих случаях:
до достижения максимального размера фонда;
если при достижении максимального размера фонда и получении туроператором освобождения от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора на момент возникновения основания для возмещения реального ущерба у него имелись договоры страхования ответственности туроператора и/или о предоставлении банковской гарантии, заключенные до достижения максимального размера фонда с организацией или организациями,
предоставившими финансовое обеспечение ответственности туроператора в сфере выездного туризма.
Скорректированы, в том числе, особенности установления даты начала сбора требований о возмещении денежных средств.
Постановление вступает в силу со дня вступления в силу Закона N 149-ФЗ.
Паллиативная медицинская помощь детям может оказываться с применением телемедицинских технологий путем проведения консультаций или участия в консилиуме врачей
Паллиативная медицинская помощь детям может быть оказана в порядке, утвержденном Приказом Минздрава России от 30.11.2017 N 965н "Об утверждении Порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий".
Кроме того, в частности, расширен стандарт оснащения выездной патронажной службы паллиативной медицинской помощи, отделения паллиативной медицинской помощи и детского хосписа. Установлено, что сведения о медицинских организациях, оказывающих паллиативную медицинскую помощь детям, доводятся до граждан лечащими врачами, а также путем размещения медицинскими организациями сведений в сети "Интернет".
К гостайне отнесены сведения о привлекаемых к выполнению разведывательных заданий сотрудниках органов внешней разведки, не входящих в кадровый состав данных органов
Государственные органы и организации, наделенные полномочиями по распоряжению указанными сведениями: Минобороны России, СВР России, ФСБ России.
ФМБА России разъяснил порядок согласования санитарно-защитных зон и зон наблюдения в связи с введением нового порядка их установления
ФМБА России напоминает, что с 4 августа 2018 г. в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-защитные зоны объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.
Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ в области использования атомной энергии и земельным законодательством РФ. Размеры и границы санитарно-защитной зоны объекта использования атомной энергии определяются в проекте санитарно-защитной зоны в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, который согласовывается с органами
государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Положение о таких санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.
Требование об утверждении проектов СЗЗ органами местного самоуправления исключены из закона об использовании атомной энергии.
В отношении зон наблюдения объектов использования атомной энергии установлено, что ее размеры и границы определяются на основании характеристик безопасности объектов использования атомной энергии и согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Положение о зоне наблюдения утверждается Правительством РФ.
Одновременно в Земельном кодексе РФ определено, что санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и определены общие принципы установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий, а также обозначены последствия установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий.
Таким образом, до введения в действие соответствующих положений о санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения объектов использования атомной энергии рекомендовано при рассмотрении и согласовании проектов санитарно-защитных зон и зон наблюдения руководствоваться ранее направленными письмами ФМБА России, за исключением требования, касающегося утверждения проекта санитарно-защитной зоны органами местного самоуправления.