Утверждены методические рекомендации по предоставлению в МФЦ нескольких госуслуг при однократном обращении заявителя с соответствующим запросом
На основании указанного комплексного запроса предоставляются:
- госуслуги, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 19.02.2018 N 260-р;
- госуслуги субъекта РФ и муниципальные услуги, кроме включенных в перечни госуслуг и муниципальных услуг, предоставление которых посредством комплексного запроса не осуществляется, утвержденные соответственно нормативным правовым актом субъекта РФ и муниципальным правовым актом.
Создание и регистрацию комплексного запроса рекомендуется осуществлять с использованием автоматизированной информационной системы МФЦ.
Работнику МФЦ на основании сведений, указанных в комплексном запросе, и прилагаемых к нему документов рекомендуется:
- от имени заявителя заполнить заявления на предоставление каждой госуслуги, указанной в комплексном запросе, по соответствующей форме;
- перевести в электронную форму и снять копии с документов, представленных заявителем, подписать их и заверить печатью (электронной подписью).
Работнику МФЦ рекомендуется направить в органы, предоставляющие госуслуги, сформированные комплекты документов по каждой госуслуге, входящей в комплексный запрос, способами, определенными соглашениями о взаимодействии между МФЦ и органами государственной власти.
Утвержден также примерный перечень типовых составов взаимосвязанных госуслуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами записи актов гражданского состояния на основании комплексного запроса.
Доплата страхового возмещения не освобождает страховщика от ответственности за нарушение сроков, установленных для производства страховой выплаты
Заявитель обратился в суд с иском о взыскании со страховой компании неустойки за просрочку выплаты страхового возмещения, компенсации морального вреда, расходов на оплату юридической помощи по досудебному урегулированию спора и на оплату услуг представителя.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 21 статьи 12, пунктом 1 статьи 161 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО), исходил из того, что ответчик выплатил страховое возмещение на двадцатый день после обращения истца с заявлением о страховой выплате и произвел доплату страхового возмещения на четвертый день после получения от истца претензии,
в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика неустойки, компенсации морального вреда, расходов на оплату юридической помощи по досудебному урегулированию спора.
С выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, указав, что обязанность по выплате страхового возмещения исполнена страховой компанией в полном объеме в установленные законом сроки.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит обжалуемые судебные постановления принятыми с существенным нарушением норм материального права.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 21 статьи 12 Закона об ОСАГО (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на
ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате.
При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или возмещения причиненного вреда в натуре страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере одного процента от определенного в соответствии с данным федеральным законом размера страховой выплаты по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.
В абзаце втором пункта 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" разъяснено, что неустойка исчисляется со дня, следующего за днем, установленным для принятия решения о выплате страхового возмещения, и до дня фактического исполнения страховщиком обязательства по договору.
Аналогичные разъяснения содержатся в абзаце втором пункта 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона об ОСАГО до предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страховой выплаты, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховой выплате или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.
Страховщик освобождается от обязанности уплаты неустойки (пени), суммы финансовой санкции и (или) штрафа, если обязательства страховщика были исполнены в порядке и в сроки, которые установлены Законом об ОСАГО, а также если страховщик докажет, что нарушение сроков произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потерпевшего (пункт 5 статьи 16.1 Закона об ОСАГО).
Из содержания приведенных выше норм права и разъяснений Верховного Суда РФ следует, что обязанность по правильному определению суммы страхового возмещения, подлежащего выплате потерпевшему, лежит на страховщике, при этом невыплата страховщиком всей суммы страхового возмещения по истечении срока, установленного пунктом 21 статьи 12 Закона об ОСАГО, уже свидетельствует о несоблюдении срока осуществления страховой выплаты, а доплата страхового возмещения в порядке урегулирования претензии, поданной в
соответствии с требованиями статьи 16.1 Закона об ОСАГО, не освобождает страховщика от ответственности за нарушение сроков, установленных пунктом 21 статьи 12 Закона об ОСАГО для производства страховой выплаты.
Таким образом, указав на доплату страховой компанией страхового возмещения и не установив обстоятельств, свидетельствующих о том, что нарушение сроков произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потерпевшего, суд первой инстанции неправомерно освободил страховщика от гражданско-правовой ответственности за нарушение принятого на себя обязательства. Суд апелляционной инстанции ошибки нижестоящего суда не исправил.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ апелляционное определение отменила, дело направила на новое рассмотрение.
Страхователь, не осуществивший обязательное государственное страхование, при наступлении страхового случая несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании
Конституционный Суд РФ признал пункт 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации":
- соответствующим Конституции РФ - в той мере, в какой им предусматриваются дополнительные гарантии выплаты сумм в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц, в случае ненадлежащего исполнения страхователем обязанностей по обязательному государственному страхованию на основании названного Федерального закона;
- не соответствующим Конституции РФ - в той мере, в какой содержащееся в нем положение допускает отказ выгодоприобретателю, представившему в страховую организацию, уполномоченную, по имеющейся у него (сообщенной ему страхователем) информации, на осуществление страховой выплаты, а при отсутствии такой информации - страхователю необходимые для принятия решения об этой выплате документы, в выплате неустойки за необоснованную задержку выплаты суммы в возмещение вреда, причиненного его жизни или здоровью,
при наступлении страхового случая, предусмотренного названным Федеральным законом, если договор обязательного государственного страхования со страховой организацией своевременно не заключен.
Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что выплата выгодоприобретателю соответствующей суммы при отсутствии заключенного договора обязательного государственного страхования направлена на обеспечение гарантированного законом страхового возмещения, причем в том же размере, в каком страховщик должен был выплатить страховую сумму по своевременно заключенному договору страхования, включая неустойку за ее необоснованную задержку. Такое понимание ответственности перед выгодоприобретателем по договору
обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц не расходится с предписаниями статьи 969 ГК РФ, в силу которых обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий может осуществляться как на основании договоров страхования, заключаемых страховщиками и страхователями, так и непосредственно на основании законов и иных правовых актов.
Само по себе отсутствие договора страхования не отменяет указанную конституционно-правовую обязанность, а, напротив, предполагает необходимость ее надлежащего исполнения в специально предусмотренном законом порядке, что согласуется со статьей 8 ГК РФ, в силу которой гражданские права и обязанности возникают не только из договоров, но и, в частности, из актов государственных органов, предусмотренных законом в качестве основания возникновения этих прав и обязанностей, вследствие действий или событий, с
которыми закон либо иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. Не отменяется при этом и действие общих гражданско-правовых оснований ответственности за нарушение обязательства, включая вину, с тем условием, что бремя доказывания отсутствия вины несет, по общему правилу, лицо, нарушившее обязательство (пункты 1 и 2 статьи 401 ГК РФ).
Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на исключение отказа в выплате неустойки за необоснованную задержку выплаты суммы в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, выгодоприобретателю, представившему необходимые для принятия решения о такой выплате документы, при наступлении страхового случая, предусмотренного Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных
на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации", если договор обязательного государственного страхования со страховой организацией своевременно не заключен, вне зависимости от времени заключения такого договора в дальнейшем.
Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления:
пункт 1 статьи 7 названного Федерального закона подлежит применению в истолковании, не допускающем отказ в присуждении и (или) в выплате выгодоприобретателям неустойки за время необоснованной задержки выплаты им сумм в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, если таковая возникла или продолжается вследствие отсутствия на момент наступления страхового случая как основания для обращения за страховой выплатой заключенного договора обязательного государственного страхования после вступления
настоящего Постановления в силу;
если договор обязательного государственного страхования не был своевременно заключен, период, за который при наступлении страхового случая, предусмотренного названным Федеральным законом, соответствующая неустойка подлежит выплате (с учетом 15-дневного срока, в течение которого должна быть произведена выплата страховой суммы), следует исчислять исходя из момента получения страховщиком, уполномоченным, по имеющейся у выгодоприобретателя информации (полученной им от страхователя), осуществлять
страховую выплату, а при отсутствии такой информации - страхователем документов, необходимых для принятия решения о выплате суммы в возмещение вреда;
если неисполнение (ненадлежащее исполнение) страхователем предусмотренных пунктом 2 той же статьи обязанностей по информированию лиц, подлежащих обязательному государственному страхованию, о порядке и условиях осуществления обязательного государственного страхования и о страховщиках, а также по поддержанию этой информации в актуальном состоянии повлекло представление выгодоприобретателем необходимых для принятия решения о выплате ему суммы в возмещение вреда документов в страховую организацию, срок
действия договора обязательного государственного страхования с которой истек к моменту наступления страхового случая, предусмотренного названным Федеральным законом, период, за который подлежит выплате неустойка (с учетом 15-дневного срока, в течение которого должна быть произведена выплата страховой суммы), следует исчислять исходя из момента получения необходимых для принятия такого решения документов страховой организацией, являющейся, по имеющейся у выгодоприобретателя (
сообщенной ему страхователем) информации, страховщиком.
Обновлена форма представления в налоговые органы сведений о воздушных судах и об их владельцах
Внесены изменения в форму и формат представления указанных сведений Росавиацией в налоговые органы.
Изменения коснулись порядка отражения информации, касающейся адреса (места жительства или места преимущественного пребывания) физлица, а также адреса (места нахождения) организации, структурированной с учетом правил адресации объектов.
Запросить информацию о счетах, вкладах и электронных кошельках физлиц налоговые органы могут только при проведении проверок в отношении этих лиц
С 1 июня 2018 года банки по запросам налоговых органов должны предоставлять справки о наличии счетов, вкладов (депозитов), об остатках и движении денежных средств, в том числе по счетам в драгоценных металлах.
Сообщается, что налоговые органы вправе запросить указанную информацию при проведении проверок в отношении соответствующих лиц (например, если получено заявление о предоставлении налогового вычета по расходам на покупку квартиры, при отсутствии у налогоплательщика официального дохода).
Обращено внимание на то, что указанные сведения запрашиваются при наличии согласия руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ или руководства ФНС России.
В Ломбардный список Банка России включены новые ценные бумаги
Речь идет о биржевых облигациях ФГУП "Почта России", имеющих идентификационные номера выпусков 4B02-04-00005-T-001P, 4B02-05-00005-T-001P; биржевых облигациях ПАО "Российские сети", имеющих идентификационный номер выпуска 4B02-01-55385-E-001P; биржевых облигациях ПАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии", имеющих идентификационный номер выпуска 4B02-03-65105-D-001P, и биржевых облигациях АО "Башкирская содовая компания", имеющих
идентификационный номер выпуска 4B02-01-01068-K-001P.
Установлены правила рассмотрения ФАС России информации о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа
ФАС России рассматривает информацию о фактах повышения поставщиками по ГОЗ цен, если установленная или предлагаемая цена более чем на пять процентов превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.
Информация о повышении цен представляется в центральный аппарат ФАС России по форме, утвержденной приказом ФАС России от 18.04.2013 N 271/13 "Об утверждении формы представления антимонопольному органу головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу сведений о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа".
Информация о повышении цен в срок до десяти рабочих дней с даты ее поступления в антимонопольный орган должна быть проверена антимонопольным органом на соответствие порядку представления информации о повышении цен, форме представления информации, утвержденной Приказом, а также на полноту и правильность заполнения такой формы.
Порядком, помимо прочего, устанавливается:
- порядок и сроки проверки поступившей информации и направления лицу, представившему соответствующую информацию, сведений о ходе рассмотрения информации;
- перечень обстоятельств, устанавливаемых антимонопольным органом в ходе рассмотрения представленной информации;
- порядок и основания принятия решения о прекращении рассмотрения информации;
- круг мероприятий, проводимых антимонопольным органом в процессе рассмотрения информации, механизм взаимодействия с иными органами, организациями и гражданами при рассмотрении информации.
По результатам рассмотрения информации антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
3) о выдаче предупреждения.
Решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства лицу, направившему информацию о повышении цен, не направляется.
Принятие решения по результатам рассмотрения информации о повышении цен может быть отложено в случае нахождения на рассмотрении в антимонопольном органе, суде, арбитражном суде, правоохранительных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения информации, до принятия и вступления в силу соответствующего решения по данному делу.
Скорректирован механизм расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов
Приказом, в частности, обновляются порядок расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков (ГП) для подгруппы "менее 670 кВт" группы "прочие потребители" на 2-е полугодие 2018 г.:
в случае если удельная величина необходимой валовой выручки ГП группы "прочие потребители" на 2-е полугодие 2018 г. для подгруппы "менее 670 кВт" не превышает размер необходимой валовой выручки ГП для целей расчета сбытовой надбавки для подгруппы "не менее 10 МВт" группы прочие потребители на 2018 год более чем в 3 раза, и размер необходимой валовой выручки ГП для целей расчета сбытовой надбавки для подгруппы "не менее 10 МВт", на 2-е полугодие 2018 года не
превышает размер необходимой валовой выручки ГП группы "прочие потребители" на 2-е полугодие 2018 г. для подгруппы "менее 670 кВт.;
в случае если величина нормативной валовой выручки ГП для подгруппы "не менее 10 МВт" на 2-е полугодие 2018 года превышает величину нормативной валовой выручки ГП для подгруппы "от 670 кВт до 10 МВт", на 2-е полугодие 2018 года, но не превышает величину нормативной валовой выручки ГП для подгруппы "менее 670 кВт", на 2-е полугодие 2018 года.
Обновлен перечень направлений деятельности экспертов и требования к их содержанию для получения юридическим лицом аккредитации на право проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий
Перечень состоит из 2 разделов, разделенных на подразделы.
Раздел I "Направления деятельности экспертов, указанных в абзаце третьем пункта 25 Положения об аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 N 271" включает 2 подраздела - "Направления деятельности экспертов в области экспертизы результатов инженерных изысканий объектов капитального строительства" и "Направления деятельности экспертов в области экспертизы проектной
документации объектов капитального строительства".
Раздел II "Направления деятельности экспертов, указанных в абзаце втором пункта 25 Положения об аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 N 271" состоит из 3 подразделов - Направления деятельности экспертов в области экспертизы результатов инженерных изысканий объектов капитального строительства"; "Направления деятельности экспертов в области экспертизы проектной
документации объектов капитального строительства" и "Системы инженерно-технического обеспечения".
Общее количество направлений деятельности экспертов, включенных в перечень по сравнению с ранее действовавшим аналогичным перечнем, увеличено с 21 до 46.
Утратившим силу признается Приказ Минрегиона России от 27.03.2012 N 127 "Об утверждении перечня направлений деятельности экспертов и требований к содержанию данных направлений для получения юридическим лицом аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий", которым был утвержден ранее действовавший аналогичный перечень.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Кроме того, по результатам мониторинга цен за период с 15 мая 2018 года по 14 июня 2018 года определена средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, которая составляет 549,1 доллара США за тонну.
Формулировки Распоряжений Правительства РФ, касающихся утилизации товаров и упаковки, приведены в соответствие с новой редакцией закона об отходах производства и потребления
Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ были внесены поправки в закон об отходах производства и потребления, согласно которым в отдельных положениях формулировка "готовых товаров (продукции)" заменена словом "товаров".
Настоящим Распоряжением Правительства РФ соответствующие поправки внесены в:
- Распоряжение Правительства РФ от 11.02.2016 N 202-р;
- Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р;
- Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018 - 2020 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2971-р).
Настоящее Распоряжение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Обновлены предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений
Новые нормативы установлены, в частности, для позиций "Гексагидро-2Н-азепин-2-он", "Гекс-1-ен", 1-Гидрокси-4-хлорбензол, 1,2-Дибромпропан", "Пропилпентаноат", иных позиций.
Срок действия гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений" установлен до 20.12.2027.