КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 04.06.2018
Таможенное регулирование в России – 2018
Форум - уникальная площадка для выстраивания деловых отношений и установления открытого диалога по самым актуальным вопросам взаимодействия таможенных органов и компаний – активных участников ВЭД. Форум состоится 20 июня в Москве.
Внесены редакционные поправки в порядок проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг и оценки соответствия проектов таких планов требованиям законодательства, предусматривающим участие субъектов МСП в закупке
Поправками, в частности, исключено упоминание официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) из Постановления Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169 "О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов
таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга".
Регламентирован порядок осуществления Росжелдором аккредитации юрлиц для проведения проверки в целях аттестации лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу
Согласно регламенту, заявитель представляет следующие документы:
- копии лицензий (сертификатов) на виды деятельности, осуществляемые при проведении проверки в целях аттестации;
- организационно-распорядительные документы, регламентирующие обеспечение ограниченного доступа к персональным данным аттестуемых лиц;
- документы, подтверждающие профессиональную подготовку работников Заявителя (копии трудовых книжек, документов об образовании и квалификации), а также сведения, подтверждающие их соответствие установленным требованиям;
- копии документов бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
- копии документов, подтверждающих наличие необходимых помещений (учебных кабинетов, в которых могут обучаться не менее 10 человек одновременно), оборудованных наглядными пособиями, техническими средствами и вспомогательным оборудованием, позволяющим в том числе осуществлять дистанционную проверку не менее 10 человек одновременно;
- ранее выданное свидетельство об аккредитации (в случае, если свидетельство выдавалось).
Решение о выдаче свидетельства об аккредитации (продлении срока действия) Росжелдор принимает в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня регистрации заявления.
За выдачу свидетельства об аккредитации взимается госпошлина - 5 000 рублей.
Минстрой России предлагает предоставить застройщикам возможность привлекать денежные средства "дольщиков" для строительства многоквартирных домов по нескольким разрешениям на строительство
Поправками, в частности:
предоставляется возможность застройщикам привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов на основании нескольких разрешений на строительство в соответствии с градостроительным планом земельного участка или утвержденным проектом планировки территории, либо одного или нескольких разрешений на строительство на одном или нескольких земельных участках, расположенных в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или
территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении или договор о ее комплексном развитии;
предусматривается, что состав документов, необходимых для проведения операций по расчетному счету застройщика, устанавливается Правительством РФ;
предлагается предоставить застройщикам право привлекать на строительство многоквартирных домов и других объектов недвижимости целевые займы основного общества в размере не более 20 процентов проектной стоимости строительства объектов по каждому выданному разрешению на строительство по ставке, не превышающей на дату заключения договора целевого займа ключевую ставку Банка России, увеличенную на 2 процентных пункта;
предусматривается, что застройщики, заключившие договор о развитии застроенной территории, договор о комплексном освоении территории или договор о комплексном развитии территории до 1 января 2018 года, смогут завершить строительство объектов по таким договорам без учета подлежащих применению с 1 июля 2018 года дополнительных требований, установленных Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации".
Разрешена приватизация госимущества юридическими лицами, зарегистрированными в офшорных зонах, осуществляющими раскрытие информации о своих выгодоприобретателях в установленном порядке
Законом уточнено, что покупателями государственного и муниципального имущества не могут быть юридические лица, местом регистрации которых являются офшорные зоны (в соответствии с перечнем государств и территорий, утверждаемых Минфином России), не осуществляющие раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством РФ. Ранее был установлен безусловный запрет приватизации госимущества юридическими
лицами, местом регистрации которых являются офшорные зоны.
Поправки, внесенные в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", ставят возможность совершения иностранными инвесторами сделок, иных действий, влекущих за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в зависимость от предоставления информации в федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах.
Кроме того:
из понятия "иностранный инвестор" исключены иностранные юридические лица или организации, не являющиеся юридическими лицами, находящиеся под контролем юридических лиц или граждан РФ, иностранных граждан, имеющих также гражданство РФ;
дано определение понятия "контролируемое лицо" - это иностранное юридическое лицо или иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, находящиеся под контролем гражданина РФ и/или российского юридического лица - контролирующего лица при наличии одного из признаков, в том числе права прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица;
определение понятия "иностранная инвестиция" дополнено указанием на самостоятельное и непосредственное вложение иностранным инвестором своих средств;
установлено, что используемое в Законе РФ "О недрах" понятие "иностранный инвестор" используется в значении, указанном в Федеральном законе "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Приостановлена индексация норматива финансовых затрат на осуществление полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели
В связи с изменением параметров федерального бюджета до 1 января 2019 года приостановлено действие абзаца третьего пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2005 N 320.
Данным положением предусматривается ежегодная индексация с учетом уровня инфляции норматива финансовых затрат, исходя из которого определяется размер субвенций из федерального бюджета местным бюджетам для финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению (изменению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации.
Уточнены сроки размещения на сайте ФНС России сведений об организациях-налогоплательщиках - о суммах их недоимки и задолженности, об уплаченных суммах налогов, о среднесписочной численности работников и пр.
Определено, что на сайте ФНС России размещаются сведения:
- о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору, страховому взносу), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение - ежегодно 1 декабря;
- о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками; об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков; о среднесписочной численности работников организации за предшествующий календарный год - ежегодно 1 августа;
- об уплаченных организацией в предшествующем календарном году суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) и о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за предшествующий год - ежегодно 1 октября.
Указанные сведения находятся в открытом доступе не менее года, следующего за днем их размещения на сайте ФНС России.
Установлено также, что первое размещение на сайте указанных сведений осуществляется:
- в отношении хозяйственных товариществ и обществ (кроме стратегических предприятий и т.п.) - в 2018 году;
- в отношении иных организаций (в том числе тех, в отношении которых установлены вышеуказанные исключения) - в 2020 году.
Обобщена правоприменительная практика по спорам, в которых налоговыми органами установлены факты злоупотреблений нормами международных соглашений
В качестве универсального инструмента по борьбе со злоупотреблениями применяется концепция "лица, имеющего фактическое право на доход (бенефициарного собственника)".
Данная концепция основана на недопустимости предоставления освобождения от уплаты налога у источника выплаты дохода в случае, когда получающий доход резидент другого государства выступает в качестве подставного лица для другого субъекта, который фактически является бенефициаром рассматриваемого дохода.
Применение налоговых преференций признается неправомерным, когда совокупность сделок (операций) позволяет сделать вывод о том, что основной их целью было выведение полученного дохода из-под налогообложения и формальное совершение операций в целях использования преимуществ по международному соглашению.
В обзоре отмечено, что налогоплательщики должны обосновывать необходимость совершения сделок (операций) в определенной форме, вовлечение иностранных компаний в структуру бизнеса и сделок (операций), а также предоставлять доказательства разумности сделанного выбора и обоснованности предпринимательского риска.
Приведены конкретные примеры рассмотрения налоговых споров, когда, в частности, в связи с недоказанностью налогоплательщиком объективной необходимости совершения сделок через иностранную компанию - участника международного соглашения, последовательно совершенные сделки по увеличению уставного капитала, приобретению контролирующим лицом кипрской компании, смене акционеров и переводу активов российской организации под руководство компаний, находящихся в оффшорных юрисдикциях, были признаны не
соответствующими принципам делового оборота, не служащими целям расширения рынка сбыта и (или) самого бизнеса, носящими искусственный характер и имеющими своей целью вывод активов российской компании из-под налогообложения.
Сообщается также о том, что в практике сформировались новые подходы к перечню критериев, свидетельствующих о кондуитности компании (используемой для передачи дохода фактическому владельцу).
Помимо анализа имеющихся у такой компании материальных, нематериальных, трудовых ресурсов, исследования денежных потоков с точки зрения "транзитности" платежей и полномочий по самостоятельному распоряжению судьбой полученного дохода, особое внимание уделяется оценке ее финансово-хозяйственной деятельности, характера такой деятельности. Неведение иностранной компанией предпринимательской деятельности является одним из признаков технического характера такой компании.
При этом обращено внимание на то, что деятельность, осуществляемая только в виде инвестиций и финансирования компаний группы (холдинга) или взаимозависимых, аффилированных компаний, не свидетельствует об осуществлении самостоятельной предпринимательской деятельности.
Обстоятельствами, указывающими на то, что иностранная компания не осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность, могут являться отсутствие существенных финансовых и коммерческих рисков, а также расходов, характерных для нормальной хозяйственной деятельности (либо их объем является незначительным и компания несет только административные расходы, обусловленные формальным выполнением требований страны инкорпорации).
Подводя итоги, ФНС России сделан следующий вывод: иностранная компания признается технической, обладающей признаками "кондуитности" в случае, если:
деятельность иностранной компании не имеет признаков отдельной части бизнеса (бизнес-цели), не сопряжена с финансовыми и иными рисками, нормальными для предпринимательской деятельности;
какие-либо операции, обуславливающие хозяйственную деятельность, отсутствуют, а платежи обладают "транзитным" характером;
компания не получает выгоды от распоряжения (использования) дохода;
сотрудники компании фактически не осуществляют функций контроля и управления.
Также обращено внимание на отсутствие необходимости налоговым органом определять конечного получателя дохода и применять ставку страны - резидентства фактического бенефициара.
Для отказа в применении льгот по международному соглашению налоговому органу достаточно доказать, что непосредственный получатель дохода не является его фактическим получателем.
Разъяснено, как правильно заполнить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при ввозе нефтепродуктов в Республику Беларусь
В соответствии с национальным законодательством Республики Беларусь нефтепродукты не признаются подакцизными товарами.
В этой связи освобождение от уплаты акцизов предоставляется российскому экспортеру на основании заявления, заполненного белорусским импортером.
Обращено внимание на то, что в этом случае при составлении заявления графы 14 "Налоговая база (акцизов)", 16 "Ставки налога (акцизов)" и 19 "Суммы налогов (акцизов)" раздела 1 заявления не заполняются. Проставление в указанных графах какой-либо отметки ("освобождение", "льгота", "0" и т.п.) не производится.
Применение фискальных накопителей при сезонном (временном) характере работы не может являться объектом контрольных мероприятий налоговых органов
Это обусловлено тем, что законодательство Российской Федерации не раскрывает понятия сезонного (временного) характера работы.
Поэтому до момента определения в законодательстве указанных терминов при указании налогоплательщиком на осуществление работ такого характера факт правомерности применения фискального накопителя, срок действия ключа фискального признака которого составляет менее 36 месяцев, на основании осуществления сезонных (временных) работ не может являться объектом контрольных мероприятий налоговых органов.
Банком России даны пояснения по вопросам, связанным с инвестированием средств страховых резервов и собственных средств страховщиков в условиях санкций иностранных государств
В случае если собственные средства и/или средства страховых резервов страховой организации инвестированы в ценные бумаги (облигации, не относящиеся к активам, находящимся на территории РФ), значение уровня кредитного рейтинга которых в связи с введением иностранными государствами и союзами с 9 апреля 2018 года в отношении эмитента, поручителя (гаранта) ограничительных мер ниже уровня кредитного рейтинга, установленного Советом директоров Банка России, то страховой организации рекомендовано отражать в
пояснительной записке к представляемой в Банк России отчетности в порядке надзора информацию о значении уровня кредитного рейтинга на последнюю дату, предшествующую дате введения мер.
При представлении пояснительной записки рекомендовано также представлять документальное подтверждение взаимосвязи снижения уровня кредитного рейтинга с введением ограничительных мер.
Данное Письмо действует по 31 декабря 2018 года включительно.
Минфин России предлагает взимать госпошлину за выдачу специальных и акцизных марок на алкоголь
Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции.
Согласно пояснительной записке выдача федеральных специальных и (или) акцизных марок относится к юридически значимым действиям, подпадающим под действие главы 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса РФ.
В этой связи проектом предусматривается государственная пошлина за выдачу указанных марок в размере 0,16 рублей за каждую марку.
Согласно изменениям, внесенным в Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, теперь под разносной торговлей понимается розничная торговля в месте нахождения покупателя вне торговых объектов путем непосредственного ознакомления покупателя с товаром (согласно ранее действовавшему определению, под разносной торговлей понималась розничная торговля в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли).
Уточнен порядок рассмотрения разногласий при согласовании и утверждении схем теплоснабжения
Разногласия, возникающие при разработке схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, утверждение которых отнесено Федеральным законом "О теплоснабжении" к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, рассматриваются в порядке,
установленном Правительством РФ.
Если в результате рассмотрения разногласий, возникших между единой теплоснабжающей организацией и органом местного самоуправления по мероприятиям, подлежащим включению в схему теплоснабжения поселения, городского округа, отнесенного к ценовой зоне теплоснабжения, или исключению из нее, уполномоченным органом принято решение о включении мероприятия в схему теплоснабжения или об исключении мероприятия из схемы теплоснабжения, такое мероприятие включается в схему теплоснабжения или исключается из схемы
теплоснабжения органом, уполномоченным в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" на ее утверждение, в течение 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения.
Обновлен порядок учета, хранения и уничтожения бланков государственных жилищных сертификатов, выдаваемых отдельным категориям граждан
Речь идет о бланках государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ".
Указывается, что учет указанных бланков обеспечивает ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Минстроя России в порядке, предусмотренном Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений
и Инструкции по его применению" для учета бланков строгой отчетности.
Приказом устанавливается:
правила списания бланков сертификатов с учета ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России;
порядок передачи бланков органам исполнительной власти (органам местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований);
правила учета бланков органами исполнительной власти (органами местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований) и их списания;
порядок вручения сертификатов гражданам;
основания и условия списания органами, осуществляющими выдачу сертификатов граждан бланков сертификатов или их возврата органу исполнительной власти;
правила учета органами местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований заполненных бланков сертификатов;
требования к условиям хранения бланков сертификатов;
порядок и основания уничтожения бланков сертификатов.
Утратившим силу признается Приказ Минстроя России от 21.09.2015 N 673/пр "Об утверждении Порядка учета, хранения и уничтожения бланков государственных жилищных сертификатов о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, выдаваемых гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", которым был утвержден ранее
действовавший аналогичный порядок.
Уточнены условия распределения иностранных разрешений российским перевозчикам
При распределении иностранных разрешений российским автомобильным перевозчикам учитывается информация о допущенных нарушениях за отчетный период.
Приказом исключена норма, учитывающая при определении количества распределяемых иностранных разрешений информацию компетентного органа иностранного государства о выявленном у перевозчика нарушении при выполнении международных автомобильных перевозок, полученную Минтрансом России в истекшем отчетном периоде. Информация об указанных нарушениях, получаемая из Минтранса России, используется в рамках установленных законодательством полномочий Федеральной службой по надзору в сфере транспорта при принятии
решений в отношении перевозчика.
При отсутствии информации о приостановке либо об аннулировании допуска коэффициент учета нарушений равен 1, при наличии информации о приостановке допуска - 0,5, при наличии информации об аннулировании допуска - 0.
По 31 декабря 2018 года закрыто рыболовство белокорого палтуса в Камчатско-Курильской, Западно-Камчатской и Северо-Охотоморской подзонах
Запрет установлен в целях сохранения водных биоресурсов и их рационального использования и не распространяется на рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях, а также в целях любительского и спортивного рыболовства.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Установлены ставки вывозных таможенных пошлин в отношении некоторых товаров, вывозимых из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе
Речь идет о вновь включенных товарах, классифицируемых в товарных подсубпозициях 4403 11 000 1 и 4403 11 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, ставки вывозных таможенных пошлин применительно к вывозу которых составляют 0 процентов от таможенной стоимости.
Настоящее Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
ФСТЭК России информирует, какими методическими документами можно руководствоваться для моделирования угроз безопасности информации на значимых объектах критической информационной инфраструктуры РФ
Сообщается, что признаны утратившими силу Общие требования и Рекомендации по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры (утв. ФСТЭК России 18.05.2007 и 19.11.2007 соответственно). При этом Базовая модель угроз безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, а также Методика определения актуальных угроз (утвержденные ФСТЭК России 18.05.2007) могут применяться для моделирования угроз безопасности информации на значимых объектах
критической информационной инфраструктуры РФ до утверждения ФСТЭК России соответствующих методических документов.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Установлен порядок размещения электронных путевок в единой информационной системе электронных путевок
Электронная путевка формируется на основании заключенного договора о реализации туристского продукта и является документом, содержащим основные данные о туристе или туристах и информацию об их путешествии.
Настоящим Приказом утверждена форма электронной путевки и перечень сведений, которые в ней указываются.
Для размещения электронных путевок в единой информационной системе электронных путевок туроператор или турагент, осуществляющий по поручению туроператора реализацию сформированного туроператором туристского продукта, должен быть в ней зарегистрирован.
При первичном размещении электронной путевки ей присваивается уникальный номер.
При размещении туроператор или турагент должен присвоить электронной путевке один из следующих статусов:
- "забронировано" - подтверждение размещения заказа на бронирование услуг, входящих в состав туристского продукта;
- "подтверждено" - подтверждение бронирования услуг, входящих в состав туристского продукта;
- "использовано" - услуги, входящие в состав туристского продукта, оказаны, путешествие завершено;
- "аннулировано" - договор о реализации туристского продукта не был заключен или недействителен.
С 1 июня 2018 года до 17 июля 2018 года введен новый дорожный знак - "Движение автобусов запрещено"
Новый знак 3.34 "Движение автобусов запрещено" представляет собой круг в формате запрещающих дорожных знаков. В центре знака расположено изображение автобуса, аналогичное изображению, расположенному на табличке 8.4.4 "Вид транспортного средства".
Действие знака не распространяется на автобусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров по муниципальным, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. Зона действия знака распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка - до конца населенного пункта. Действие знаков не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения
(примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки.
Установлены условия передачи в органах государственной охраны кортиков гражданам РФ, имеющим воинские корабельные звания офицеров или мичманов, для пожизненного хранения и ношения с военной формой одежды
Отдельные модели боевого холодного клинкового оружия (кортики) передаются при условии увольнения с военной службы с правом ношения военной формы одежды гражданам РФ, имеющим воинские корабельные звания офицеров или мичманов, которым в период прохождения военной службы на постоянное хранение и ношение были выданы кортики, при отсутствии у них медицинских противопоказаний к владению оружием.
Утверждены форма документа, которым оформляется передача оружия для пожизненного хранения и ношения с военной формой одежды, а также порядок ведения данного документа.
Обновлена форма заявления о получении российской визы в форме электронного документа для иностранцев, прибывающих в Россию через свободный порт Владивосток
Заявление для получения однократной деловой, туристической и гуманитарной визы заполняется заявителем в электронной форме на специализированном сайте МИД России.
В новой форме заявления, в частности, предусмотрено, указание предполагаемого места пребывания в РФ и контактная информация (наименование гостиницы, организации или фамилия, имя физического лица, адрес, телефон, факс, адрес электронной почты).