До 1 марта 2019 года на территории Крыма и Севастополя не будут проводиться плановые проверки, периодичность проведения которых ограничена одним разом в три года
Речь идет о плановых проверках в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля за соблюдением юридическими лицами (их филиалами, представительствами, обособленными структурными подразделениями), индивидуальными предпринимателями на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя обязательных требований, если периодичность их проведения в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ограничена одним разом в три года.
Также Федеральным законом предусматривается, что законодательство РФ в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, включая законодательство РФ о государственном регулировании цен (тарифов) в указанных сферах, будет применяться на территориях Республики Крым и города Севастополя с учетом особенностей, установленных Правительством РФ до 1 марта 2020 года. Действующей редакцией Федерального закона переход к общему порядку регулирования в указанных
сферах планировался с 1 января 2018 года.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.
Федеральный государственный метрологический надзор будет осуществляться с применением риск-ориентированного подхода
В целях проведения плановых проверок с применением риск-ориентированного подхода поднадзорные юридические лица и индивидуальные предприниматели подлежат отнесению к одной из категорий риска, согласно критериям, утвержденным Постановлением.
Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории риска осуществляется с учетом перечня измерений, выполняемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, а также данных о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений.
Выделяются виды измерений, осуществление которых влечет отнесение соответствующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска. Так, к низкой категории риска относятся измерения: при осуществлении ветеринарной деятельности, при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, при выполнении учета количества электрической и (или) тепловой энергии, осуществляемые потребителями
электрической и (или) тепловой энергии, при осуществлении геодезической и картографической деятельности, при проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса, при выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти, при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора), при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, при обеспечении безопасности дорожного
движения.
К умеренной категории риска отнесены измерения: при осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством РФ требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, при осуществлении торговли, выполнении работ по расфасовке товаров, при оказании услуг почтовой связи, при проведении банковских, налоговых, таможенных операций и таможенного контроля.
К средней категории риска отнесены измерения: при осуществлении деятельности в области здравоохранения, при выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов (за исключением измерений при выполнении учета количества электрической и (или) тепловой энергии, осуществляемых потребителями электрической и (или) тепловой энергии), при учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи и обеспечении целостности и устойчивости функционирования сети связи общего
пользования, при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, при выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется:
для категории высокого риска - ежегодно;
для категории значительного риска - один раз в 2 года;
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 3 года;
для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 5 лет.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Регламентирован порядок выдачи МВД России свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов
Заявителями на получение такого свидетельства являются собственники находящихся в эксплуатации и зарегистрированных на территории РФ транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся ими на законных основаниях.
Государственная услуга предоставляется подразделением Госавтоинспекции по месту обращения заявителя.
Срок предоставления госуслуги исчисляется с момента приема и регистрации заявления (форма приведена в приложении к регламенту) и необходимых документов и не должен превышать одного рабочего дня. Заявление может быть подано через портал госуслуг.
Минтрудом России разработаны методические рекомендации по мониторингу размещения на сайтах органов власти актуальной информации о мерах по профилактике и противодействию коррупции
Рекомендации направлены на установление контроля соблюдения федеральными органами исполнительной власти требований к наполнению подразделов их сайтов, посвященных вопросам противодействия коррупции, утвержденных приказом Минтруда России от 07.10.2013 N 530н.
Рекомендации предусматривают оценку соблюдения указанных требований по 8 направлениям и позволяют при проведении мониторинга составлять рейтинг органов власти по их исполнению.
Увеличен переходный период для получения статуса саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" (далее - Закон) для приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческая организация должна, в том числе, объединять в своем составе в качестве членов не менее 26 процентов от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности. При этом общее количество финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид
деятельности, определяется на основании информации, размещенной на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с нормами части 5 статьи 33 Закона саморегулируемые организации кредитных потребительских кооперативов обязаны в течение двух лет со дня вступления Закона в силу представить в Банк России документы для приобретения статуса саморегулируемой организации в соответствии с требованиями, установленными частью 4 статьи 3 Закона.
Настоящим Федеральным законом указанный срок продлевается с двух лет до четырех лет.
Кроме того, установлено, что для некоммерческих организаций, осуществляющих не менее одного года ко дню вступления в силу Закона деятельность в статусе саморегулируемой организации сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, созданной в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", требования о достаточном количестве финансовых организаций для получения статуса саморегулируемой организации, о наличии утвержденных Банком России
базовых стандартов, требования к руководителю саморегулируемой организации применяются с 1 января 2020 года.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 31 декабря 2017 года.
Верховным Судом РФ обобщены материалы судебной практики по спорам, связанным с добровольным страхованием имущества граждан
Верховный Суд РФ обращает внимание судов на некоторые наиболее сложные вопросы, встречающиеся у судов при рассмотрении дел, связанных с имущественным страхованием. Отмечается, в частности, следующее.
При отсутствии доказательств наличия умышленных действий (обмана) со стороны страхователя, повлекших за собой введение страховщика в заблуждение относительно стоимости страхуемого объекта, оснований для определений иной, чем указано в договоре, страховой суммы отсутствуют, а признание договора недействительным в части превышения страховой стоимости над страховой суммой будет неправомерным.
Стороны договора страхования вправе по своему усмотрению определить перечень случаев, признаваемых страховыми, а также случаев, которые не могут быть признаны страховыми.
В случае сомнений относительно толкования условий договора добровольного страхования и невозможности установить действительную общую волю сторон с учетом целей договора должно применяться толкование, наиболее благоприятное для потребителей.
В случае причинения вреда имуществу в период действия договора страхования страхователь имеет право на выплату страхового возмещения, которая не может быть поставлена в зависимость от того, что подача заявления о выплате страхового возмещения имела место после прекращения действия договора страхования.
В случае неисполнения страховщиком предусмотренного договором добровольного страхования обязательства произвести восстановительный ремонт транспортного средства на станции технического обслуживания автомобилей страхователь вправе потребовать возмещения стоимости восстановительного ремонта в пределах страховой суммы.
Установлены требования к созданию и ведению баз данных информационных систем страховщика
Реализованы положения Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ, в соответствии с которым в том числе в целях хранения информации о страховых резервах, средствах страховых резервов, собственных средствах (капитале) и об их движении страховщик обязан отражать все осуществленные операции и иные сделки в базах данных информационных систем на электронных носителях, позволяющих обеспечить хранение содержащейся в них информации не менее чем 5 лет с даты ее включения в базы данных, и обеспечивать
возможность доступа органа страхового надзора к такой информации.
Определены в том числе:
требования к порядку хранения информации, содержащейся в базах данных страховщика;
требования к порядку предоставления страховщиком доступа Банку России к информации, содержащейся в базах данных.
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Субъекты РФ получили возможность наделять МФЦ полномочиями по регистрации рождения и смерти граждан
Предусматривается, что субъекты РФ смогут посредством принятия соответствующего закона наделять многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) полномочиями по осуществлению государственной регистрации рождения (за исключением рождения, государственная регистрация которого производится одновременно с государственной регистрацией установления отцовства) и государственной регистрации смерти. Органы записи актов гражданского состояния (далее - органы ЗАГС)
свои полномочия в этой сфере сохранят.
Полномочия по внесению исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные МФЦ, их восстановлению, а также хранению закрепляются за органами ЗАГС. Порядок передачи составленных на бумажном носителе записей актов гражданского состояния, а также документов, послуживших основаниями для государственной регистрации рождения и смерти, в органы записи актов гражданского состояния устанавливается Минюстом России.
Контроль за осуществлением МФЦ полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния также закрепляется за Минюстом России. В случае ненадлежащего осуществления возложенных на МФЦ полномочий они могут быть изъяты на основании представления Минюста России. Порядок их изъятия устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
Подписан Федеральный закон о соответствии МРОТ величине прожиточного минимума трудоспособного населения
Установлено, что с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда составляет 9 489 рублей в месяц.
При этом начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда будет устанавливаться в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за второй квартал предыдущего года.
В том случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за второй квартал предыдущего года будет ниже величины прожиточного минимума за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, то минимальный размер оплаты труда устанавливается в размере, установленном с 1 января предыдущего года.
Предусматривается, что сведения о величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ подлежат размещению, в том числе, на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Также внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ и Кодекс административного судопроизводства РФ, согласно которым неработающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, будет выплачиваться денежная компенсация, размеры и порядок выплаты которой будут устанавливаться Правительством РФ, а не исходя из установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Кроме того, определено, что действие Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" ограничивается 31 декабря 2020 года включительно.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.
При заполнении госслужащими справок о доходах следует руководствоваться Методическими рекомендациями Минтруда России
Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является обязанностью лица, предусмотренной антикоррупционным законодательством.
В Рекомендациях приведен перечень лиц, обязанных представлять сведения, порядок и сроки их представления.
Отмечено, что требованиями антикоррупционного законодательства не предусматривается освобождение служащего (работника) от исполнения обязанности представлять сведения, в том числе в период нахождения его в отпуске, в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей.
При невозможности представить сведения лично рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию посредством почтовой связи.
Граждане представляют сведения до назначения на должность, вместе с основным пакетом документов.
Служащие (работники) представляют сведения ежегодно в установленные сроки. Так, например:
не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным представляют указанные сведения Президент РФ, члены Правительства РФ, Секретарь Совета Безопасности РФ, федеральные государственные служащие Администрации Президента РФ и др.;
не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным представляют сведения государственные (муниципальные) служащие, работники Центрального банка РФ, работники ПФР, ФСС РФ и ФФОМС, государственных корпораций и др.
В Рекомендациях представлены разъяснения относительно круга лиц (членов семьи), в отношении которых необходимо представить сведения, также подробно изложен порядок заполнения каждого из разделов Справки о доходах.
Минтруд России подготовил информацию о новшествах в заполнении справок о доходах за 2017 год госслужащими и иными лицами
Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки ежегодно обновляются Минтрудом России.
При заполнении справки за 2017 год предлагается обратить внимание, в частности, на следующее:
изменен подход заполнения титульного листа справки: фамилия, имя и отчество указываются в именительном падеже;
предусмотрена возможность представления сведений в отношении подопечного несовершеннолетнего ребенка;
уточнен подход к определению понятия "доход" в рамках антикоррупционного законодательства;
уточнен порядок представления сведений об объектах незавершенного строительства, а также об имуществе, по адресу которого имеется регистрация.
Утверждены рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год
Рекомендации направлены на обеспечение единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы. Единые рекомендации учитываются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений. Проекты актов органов исполнительной
власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам подлежат обязательному рассмотрению органами, принимающими указанные акты.
Единые рекомендации также учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2018 году.
Рекомендации содержат:
принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда;
перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
правила формирования системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, работников федеральных государственных учреждений, руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений;
правила формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях;
особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования, здравоохранения, работников учреждений культуры, искусства и кинематографии, физической культуры и спорта.
Подписан закон о ежемесячных выплатах на первого и второго ребенка, рожденных (усыновленных) с 1 января 2018 года
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ.
При расчете среднедушевого дохода будут учитываться, в частности, вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц, денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих. Не учитываются суммы единовременной материальной помощи. Доходы каждого члена семьи включаются в расчет до вычета налогов.
Ежемесячная выплата будет осуществляться в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте РФ.
Выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка производятся за счет средств материнского капитала.
Выплата назначается на срок один год. По истечении этого срока необходимо подать новое заявление о назначении выплаты на срок до достижения ребенком возраста полутора лет, а также представить документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.
Продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии на 2018 год составит 246 месяцев
Продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии определяется ежегодно на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02.06.2015 N 531.
Данный показатель применяется для расчета размера накопительной пенсии.
Программа выплаты материнского капитала продлена на период до конца 2021 года
Кроме того, принятым законом предоставлена возможность:
направить средства материнского капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка;
подать заявление на распоряжение средствами материнского капитала на оплату расходов, связанных с получением дошкольного образования, в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей (сейчас - по истечении трех лет).
Все лучшее в сфере социального страхования за 2017 год получит свое развитие и в 2018 году
Минтрудом России подведены итоги 2017 года и намечены вехи развития на 2018 год в сфере социального страхования.
Сообщается, в частности, что с 1 января 2018 года максимальное пособие по уходу за ребенком до полутора лет для застрахованных граждан повысится до 24 503 рублей за месяц. Также вырастут пособия по беременности и родам и временной нетрудоспособности - в 2018 году их максимальный размер составит 61 375 рублей в среднем за месяц.
В 2017 году тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для основной категории плательщиков определен в размере 22% в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов и в размере 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов. Аналогичный тариф будет действовать и в 2018 году. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Федеральном Собрании Российской Федерации.
В 2017 году в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний действовали 32 страховых тарифа (от 0,2% до 8,5%), дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска. Также действовала льгота по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 60% от размера страховых тарифов для общественных
общероссийских организаций инвалидов и принадлежащих им организаций, а также для всех других работодателей с выплат в пользу работников, являющихся инвалидами. Аналогичные тарифы будут действовать и в 2018 году. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Федеральном Собрании Российской Федерации.
С 1 января 2017 года ежемесячные страховые выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний увеличены на 4%. Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты с 1 января 2017 года составляет 72 290,4 рубля. В 2018 году страховые выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний будут проиндексированы с 1 февраля исходя из инфляции за 2017 год.
С 1 января 2018 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии составит 4982,9 руб.
Размер выплаты определен с учетом ее индексации на 3,7 процента.
Также, с учетом индексации устанавливается стоимость одного пенсионного коэффициента в размере, равном 81,49 руб.
Согласно закону, при пересмотре размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года.
Принят закон о налоговых льготах на ввоз и вывоз культурных ценностей для негосударственных музеев
Преференции в отношении перемещения культурных ценностей предусмотрены новым положением, внесенным в статью 150 НК РФ.
Освобожден от налогообложения НДС ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, культурных ценностей, не указанных в подпункте 4 статьи 150 НК РФ, при условии их отнесения к таковым в соответствии с российским законодательством.
Льгота применяется при представлении в таможенные органы соответствующего экспертного заключения.
Кроме того, освобождены от уплаты госпошлины негосударственные музеи федерального значения за выдачу заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей.
Уточнен порядок распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации
В Бюджетном кодексе РФ закреплен порядок распределения субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ. Установлено, что указанные субсидии распределяются на основании соответствующих актов Президента РФ и Правительства РФ.
Устанавливается срок заключения соглашений о предоставлении субсидий бюджетам субъектов РФ:
до 15 февраля текущего года - для заключения соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета;
не позднее 30 дней после дня вступления в силу федерального закона - если бюджетные ассигнования на предоставление субсидий предусмотрены федеральным законом о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
В случае нарушения указанных сроков, бюджетные ассигнования направляются на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ.
Предусмотрен также запрет на установление иного предельного уровня софинансирования расходных обязательств, за исключением определенных законом случаев (например, в случае предоставления субсидии из резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ).
Законом установлен норматив распределения доходов от уплаты акцизов на средние дистилляты: 50 процентов в федеральный бюджет и 50 процентов в бюджеты регионов.
Госпошлины за регистрацию (внесение изменений в запись о регистрации) СМИ по нормативу 100 процентов подлежат зачислению в бюджет субъекта РФ.
В НК РФ внесены изменения, касающиеся правил налогообложения прибыли КИК, налоговой амнистии физлиц
Принятый закон предусматривает в частности:
условия освобождения от налогообложения прибыли КИК, участвующей в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых в соответствии с заключенными соглашениями;
порядок расчета налога в отношении КИК, входящей в состав иностранной КГН;
право не представлять дублирующие документы для применения освобождения от налогообложения налогоплательщиком - контролирующим лицом КИК;
уточнение понятия налогового резидентства в части осуществляемой деятельности в РФ;
особенности налогообложения прибыли КИК от выбытия финансовых активов;
уточнение порядка определения доходов и расходов физлиц по операциям с ценными бумагами и с производными финансовыми инструментами;
налоговая амнистия в отношении доходов, полученных физлицами с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом (за исключением, в частности, вознаграждений за выполнение трудовых обязанностей, дивидендов, подарков от организаций или ИП, выигрышей и призов);
возможность признания безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество и земельному налогу, образовавшейся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, а также недоимки по налогам (за исключением НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ) и задолженности по пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2015 года, числящихся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими
данный статус;
введение вместо необлагаемого земельным налогом минимума в 10 тысяч рублей, необлагаемой налогом величины кадастровой стоимости 600 кв. м (6 соток) площади земельного участка для льготных категорий налогоплательщиков (одновременно в перечень таких льготных категорий включены пенсионеры).
Кроме того, Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" дополняется специальными положениями, согласно которым, в частности, со дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие правоотношения в области таможенного дела, применяются в части, не противоречащей Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.
Продлено действие эксперимента по обеспечению направления электронных документов для госрегистрации юрлиц и ИП и открытия им счетов в кредитных организациях с использованием специализированной защищенной автоматизированной системы
Специализированная защищенная автоматизированная система предназначена для централизованного создания и хранения ключей УКЭП, а также их дистанционного применения владельцами квалифицированных сертификатов ключа проверки электронной подписи, выступающими в качестве заявителей при госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей с использованием сети Интернет, либо в качестве юрлиц или ИП при открытии им банковского счета.
Задачами эксперимента, действие которого продлено с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, являются:
создание данной автоматизированной системы;
определение технических возможностей ее использования;
определение финансовой эффективности и удобства применения для юрлиц и индивидуальных предпринимателей технологии автоматизированной системы.
Обновлена процедура администрирования Банком России поступлений в бюджетную систему РФ отдельных видов доходов
В новом Положении определены, в том числе:
бюджетные полномочия структурных подразделений Центрального банка Российской Федерации при администрировании доходов бюджета;
порядок рассмотрения заявлений плательщиков о возврате сумм излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины, проведения зачета излишне уплаченной плательщиками государственной пошлины;
порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины (внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит).
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Со дня вступления в силу нового Положения признано утратившими силу аналогичное Положение Банка России от 05.12.2016 N 563-П.
В приложениях приведены, в том числе перечень источников доходов федерального бюджета, администрируемых Банком России, перечень территориальных учреждений Банка России, осуществляющих бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета, формы документов и др.
С 1 января 2018 года вступает в силу новый порядок расчета стоимости чистых активов пенсионных накоплений и пенсионных резервов НПФ
Указание устанавливает порядок расчета текущей рыночной стоимости и стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении по договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений, порядок и сроки расчета рыночной стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов, и совокупной рыночной стоимости пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда.
Со дня вступления в силу данного Указания утрачивает силу приказ ФСФР России от 26 декабря 2006 года N 06-155/пз-н "Об утверждении Порядка расчета рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений".
Страховщикам необходимо обеспечить соблюдение контрольных соотношений показателей отчетности за декабрь 2017 года, представляемой в порядке надзора в Банк России
Контрольные соотношения отражают взаимосвязь показателей отчетности и применяются для определения правильности ее формирования.
С 15 января 2018 года подлежит применению Приказ ФНС России, которым утвержден формат документа, необходимого для электронного документооборота
Кроме того, установлено, что код вида документа (КВД) в рамках применения данного приказа необходимо указывать в соответствии со Справочником (СВДНП), утвержденным приказом ФНС России от 27.10.2016 N ММВ-7-6/583@.
С даты начала применения Приказа признан утратившим силу приказ ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@ "Об утверждении формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".
ФНС России разъяснила требования к заполнению реквизитов в разделе 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" расчета по страховым взносам
Сообщается о необходимости заполнения полей "Фамилия" и "Имя", "Гражданство (код страны)" в соответствии с приведенными рекомендациями (указано, в частности, на недопустимые символы).
Разъяснен также порядок заполнения поля "ИНН в Российской Федерации", поля "Серия и номер документа", показателя "СНИЛС" и др. Обращено внимание на необходимость соблюдения структуры заполненного поля, а также на недопустимые символы.
ФНС России разъяснила порядок представления новой налоговой декларации по косвенным налогам при импорте товаров с территории государств - членов ЕАЭС
Налоговая декларация утверждена приказом ФНС России от 27.09.2017 N СА-7-3/765@. Приказ вступает в силу с 21.12.2017.
Сообщается, что действие Приказа распространяется на налоговые декларации, представляемые за отчетные (налоговые) периоды, окончившиеся после 21.12.2017, то есть начиная с налогового периода за декабрь 2017 года.
ФНС России разъяснила порядок представления расчета по страховым взносам главами КФХ
Главы КФХ уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ независимо от суммы полученного дохода.
Если главы КФХ не имеют наемных работников, то:
расчет по страховым взносам представляется по месту учета до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом;
в расчете указывается код места представления "124", при этом заполняется раздел 2 и приложение 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) - на членов КФХ, включая главу.
Если главы КФХ осуществляют выплаты наемным работникам, то:
расчет по страховым взносам представляется по месту учета, не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом;
за отчетные периоды - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года в расчете указывается код места представления "120", при этом заполняется раздел 1 с приложениями и раздел 3 (с идентификацией физических лиц) на наемных работников;
за расчетный период - календарный год в расчете указывается код места представления "124", при этом заполняется раздел 1 с приложениями, раздел 3 (с идентификацией физических лиц) - на наемных работников, а также раздел 2 и приложение 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) - на членов КФХ, включая главу.
Приведены рекомендации по заполнению расчета для случаев, когда глава КФХ в течение отчетного (расчетного) периода прекращает осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Состав раскрываемой кредитными организациями информации приведен в соответствие требованиям МСФО
Банк России утвердил новые требования к раскрытию кредитными организациями информации о своей деятельности.
В частности, дополняется перечень приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, представляемых в составе промежуточной отчетности.
Устанавливается требование о формировании пояснительной информации к промежуточной отчетности в соответствии с МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность" (с поправками).
Кроме того, предусматривается, что кредитные организации (за исключением банков с базовой лицензией) должны будут раскрывать информацию о финансовых инструментах, включаемых в расчет собственных средств (капитала), а также информацию о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом.
Скорректированы сроки раскрытия информации.
Так, например, годовая отчетность кредитных организаций должна быть раскрыта не позднее 3 рабочих дней после составления аудиторского заключения по результатам обязательного аудита.
Дата проведения годового общего собрания акционеров, утвердившего годовую отчетность и (или) распределение прибыли, раскрывается не позднее 3 рабочих дней после дня проведения годового общего собрания акционеров. Информация о рисках, подготовленная за отчетный год, - не позднее 130 рабочих дней после наступления отчетной даты, а информация о рисках на полугодовой и ежеквартальной основе - в течение 40 рабочих дней после наступления отчетной даты.
Банк России направил рекомендуемую форму заявления о возврате вклада, открытого в полевых учреждениях Госбанка СССР и полевых учреждениях Банка России
Согласно утвержденной форме в заявлении необходимо указывать сведения о вкладчике; сведения о его представителе (наследнике); информацию о способе возврата вклада с причитающимися процентами (путем выдачи денежной наличности или путем перевода в кредитную организацию); способ и реквизиты, по которым будут направляться уведомления, связанные с исполнением заявления.
Указывается, что возврат вкладов будет производиться путем выдачи вкладчикам (их представителям, наследникам) денежной наличности путем перевода денежных средств на банковские счета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ.
Банк России информирует о порядке работы в конце декабря 2017 года, а также с 3 по 5 января 2018 года
В частности, сообщается следующее.
Расчет и перечисление компенсационных взносов в конце декабря 2017 года, а также с 3 по 5 января 2018 года по сделкам РЕПО с Банком России с использованием информационной системы Bloomberg с корзиной ценных бумаг с расчетами, клирингом и управлением обеспечением в НКО АО НРД будут осуществляться в обычном режиме.
В период с 30 декабря 2017 года по 2 января 2018 года, а также с 6 по 8 января 2018 года операции РЕПО Банка России проводиться не будут.
В период с 30 декабря 2017 года по 8 января 2018 года операции по предоставлению обеспеченных кредитов и привлечению денежных средств в депозиты Банком России осуществляться не будут.
Операции "валютный своп" Банка России на внутреннем валютном рынке в период с 30 декабря 2017 года по 8 января 2018 года проводиться не будут.
Банк России будет устанавливать официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю РФ и учетные цены на драгоценные металлы (за исключением учетных цен на родий) 29 декабря 2017 года, которые вступят в силу 30 декабря 2017 года, и 9 января 2018 года, которые вступят в силу 10 января 2018 года.
Кредитные организации самостоятельно принимают решение о необходимости работы с 3 по 5 января 2018 года. При этом кредитным организациям, принявшим решение о работе с 3 по 5 января 2018 года, рекомендуется не позднее 28 декабря 2017 года разместить на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о порядке обслуживания клиентов в указанные дни, а также проинформировать территориальные учреждения Банка России о принятом решении.
Расчет и публикация индикативной взвешенной рублевой депозитной ставки "овернайт" российского межбанковского рынка RUONIA за 29 декабря 2017 года осуществляться не будет
Расчет и публикация ставки RUONIA за 9 января 2018 года будет осуществляться 10 января 2018 года.
Усовершенствован порядок проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства
Уточнено, в частности, что формы федерального статистического наблюдения, включающие в себя статистические показатели, периодичность, сроки, способы, адреса их представления и указания по их заполнению, утверждаются Росстатом в срок до 1 августа текущего календарного года. Внесение изменений в утвержденные формы не ранее чем через 3 года после их утверждения (кроме случаев, предусмотренных законодательством). Данное положение не применяется в отношении изменений, направленных на сокращение состава
статистических показателей.
Определено также, что Росстат уведомляет субъекты малого и среднего предпринимательства о проведении в отношении их деятельности выборочного статистического наблюдения с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт соответствующего уведомления.
Росстатом утверждена обновленная статистическая форма N 13, по которой подаются сведения о беременности с абортивным исходом, действующая с отчета за 2017 год
Данную форму представляют органу местного самоуправления в сфере охраны здоровья юридические лица - медицинские организации. Срок предоставления - 20 января.
Признается утратившим силу ранее действовавшая форма, утвержденная Приказом Росстата от 30.12.2015 N 672.
Росстатом утверждена обновленная годовая статистическая форма N 1-РСПИ, по которой подаются сведения о текущей рыночной стоимости запасов полезных ископаемых, действующая с отчета за 2017 год
Данную форму предоставляют в Роснедра юридические лица (включая малые предприятия), граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), ведущие разведку и добычу полезных ископаемых (пользователи недр) по установленным объектам недропользования. Срок предоставления - 1 мая.
Признается утратившим силу приказ Росстата от 02.02.2017 N 70, которым была утверждена ранее действовавшая форма.
Микрокредитные компании в форме автономных учреждений не применяют нормативные акты Банка России, регулирующие порядок бухгалтерского учета
Государственные (муниципальные) автономные учреждения являются организациями госсектора, находятся в ведении Минфина России и применяют План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденный Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н, федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций госсектора и иные нормативные правовые акты Минфина России, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в автономных учреждениях.
Минфином России планируется обновить План счетов бюджетного учета
Проект изменений в Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н разработан в связи с внедрением с 1 января 2018 года отдельных федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.
Скорректирован перечень счетов учета, наименования отдельных счетов, а также в новой редакции изложены положения Инструкции по применению Плана счетов.
В План счетов автономных учреждений планируется внести изменения
Проект приказа подготовлен в связи с внедрением с 1 января 2018 года федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.
План счетов претерпел значительные изменения.
Скорректированы счета для учета недвижимого и движимого имущества учреждения, исключены счета, предусмотренные для учета предметов лизинга, издержек обращения, включено значительное число новых счетов, в том числе по учету прав пользования, обесценения активов, резервов, внутриведомственных расчетов и пр.
Проектом в новой редакции изложены пункты 1 - 209 Инструкции по применению Плана счетов, в том числе положения, касающиеся структуры номера счета.
С 1 июля 2018 года технология изготовления федеральных специальных и акцизных марок для алкогольной продукции должна включать возможность считывания двухмерного штрихового кода, содержащего идентификатор ЕГАИС
Федеральная специальная марка и акцизная марка должны содержать двухмерный штриховой код (графическую информацию в кодированном виде), нанесенный организацией - изготовителем указанных марок и содержащий идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы в кодированном виде. Идентификатор ЕГАИС представляет собой уникальное сочетание букв и цифр, позволяющее идентифицировать федеральную специальную марку и акцизную марку, маркируемую ими алкогольную продукцию, а также иные
сведения, зафиксированные в ЕГАИС.
Установлено, что бюджетные учреждения, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских или сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания обязаны иметь для таких целей в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по
каждому месту осуществления указанной деятельности.
Кроме того:
обновлены основания для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке и по решению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти;
должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, получили право проводить контрольную закупку без предварительного уведомления проверяемых юрлиц, ИП и сельскохозяйственных товаропроизводителей при наличии оснований для внеплановой проверки, предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
введен механизм, обеспечивающий возможность поставки за пределы Российской Федерации пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров;
расширены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в частности, запрещена передача федеральных специальных марок и акцизных марок другому лицу);
уточнены сроки применения отдельных положений Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в Крыму;
определены особенности оборота алкогольной продукции, а также потребления (распития) алкогольной продукции в РФ в связи с подготовкой и проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.
Уточнены критерии отнесения территориальных сетевых организаций к моносетевым
Указано, что при определении доли суммарной максимальной мощности энергопринимающих устройств, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании монопотребителю, учитываются данные за 10 календарных месяцев текущего года (для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), за имеющийся отчетный период и (или) на основании представленных сетевой организацией документов о величинах максимальной мощности энергопринимающих устройств
потребителей электрической энергии, технологически присоединенных в установленном порядке к сетям такой сетевой организации).
При определении суммарного объема электрической энергии, отпущенной из электрических сетей сетевой организации в отношении монопотребителя без учета перетока иным потребителям, учитываются данные за 10 календарных месяцев текущего года, а для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), - за имеющийся отчетный период.
Согласно действующей редакции Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике в указанных случаях учитываются данные за последний календарный год, за который имеются отчетные данные.
Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года.
Установлена процедура направления организацией заявления в Минпромторг России о предоставлении полномочий по оформлению электронных ПТС и электронных паспортов шасси ТС
Приказ утвержден во исполнение Постановления Правительства РФ от 05.10.2017 N 1212 "О некоторых вопросах, связанных с введением в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства".
Определены правила и условия предоставления организациям полномочий на оформление электронных ПТС и/или электронных паспортов шасси ТС, в том числе полномочий на внесение изменений в оформленные электронные паспорта, в целях включения в российскую часть единого реестра уполномоченных органов (организаций) государств-членов ЕАЭС и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных
паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники.
В приложениях приведены образцы заявлений, в т.ч. заявления о предоставлении полномочий по оформлению электронных паспортов транспортных средств и/или электронных паспортов шасси транспортных средств.
Предельный размер платы за хранение приобретенного в рамках государственных закупочных интервенций зерна в 2018 - 2020 годах составит 78 рублей за тонну в месяц
Напомним, что согласно пункту 9 Правил приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории РФ, в процессе проведения государственных закупочных интервенций и ее реализации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.10.2016 N
1003, предельный размер платы за услуги по хранению приобретенной сельскохозяйственной продукции определяется на срок до 3 лет.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
ФТС России информирует о наличии "горячих линий" для разъяснения возможных вопросов в связи со вступлением в действие с 1 января 2018 года Таможенного кодекса ЕАЭС
В информации приводятся "горячие" номера телефонов и адреса электронной почты региональных таможенных управлений и таможен непосредственного подчинения.
Сообщается, что по "горячей линии" (по телефону или по электронной почте) смогут получить консультацию как представители предприятий, так и граждане.
Также в ФТС России создан Консультационный центр, который будет готовить ответы на сложные вопросы и передавать их в региональные подразделения таможни. Ответы на часто задаваемые вопросы будут размещены на сайте ФТС России и в социальных сетях.
Принят закон, направленный на гармонизацию законодательства об экологической экспертизе
Подписанным Федеральным законом предусматривается, в частности, следующее:
уточняется состав материалов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;
исключается требование о передаче на государственную экологическую экспертизу федерального и регионального уровня проектной документации объектов, капитальный ремонт которых планируется осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий.
Федеральным законом предусматривается перенос с 1 января 2018 года на 1 января 2019 года вступления в силу положений Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части:
отнесения к объектам государственной экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории;
обязательного оснащения стационарных источников объектов I категории (объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий) автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ.
Лабораторные исследования проб и образцов подкарантинной продукции, ввозимой в РФ, будут проводиться за счет средств федерального бюджета с 1 января 2021 года, а не 2018 года, как это было установлено ранее
Согласно Закону о карантине растений отбор проб и образцов подкарантинной продукции для их лабораторного исследования в целях установления соответствия ее состояния карантинным фитосанитарным требованиям при проведении досмотра осуществляется в отношении подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, а также в отношении подкарантинной продукции низкого фитосанитарного риска, ее упаковки, если при их осмотре обнаружены организмы, имеющие сходные с карантинными объектами морфологические
признаки, симптомы болезней или признаки повреждения подкарантинной продукции карантинными объектами.
Также установлено, что порядок осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) устанавливается Правительством РФ.
Начало обязательного оформления ветеринарных сертификатов исключительно в электронной форме перенесено с 1 января 2018 года на 1 июля 2018 года
Кроме того, сохранена возможность оформления ветеринарных сертификатов в бумажной форме в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, пожары, эпидемии и пр.), которые привели к невозможности эксплуатации федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (до устранения их последствий), а также в случае отсутствия у товаропроизводителя возможности доступа в Интернет.
Севастополь, а также Ленинградская, Владимирская, Рязанская, Вологодская, Иркутская и Мурманская области признаны неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции
В перечень неблагоприятных для производства такой продукции территорий включены также Хакасия, Чечня и Забайкальский край.
Ивановская и Тюменская области более не считаются неблагоприятными для сельского хозяйства.
Порядок использования на государственной гражданской службе РФ государственных информационных систем получил нормативное закрепление
Настоящим Федеральным законом установлено, что в целях информационного обеспечения федеральной гражданской службы и оптимизации работы кадровых служб федеральных государственных органов используется федеральная государственная информационная система в области государственной службы. Порядок использования федеральной государственной информационной системы в области государственной службы устанавливается Правительством РФ.
Особенности использования федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в отдельных федеральных государственных органах определяются Президентом РФ.
Предусматривается, что в целях информационного обеспечения гражданской службы субъекта РФ и оптимизации работы кадровых служб государственных органов субъекта РФ на основании нормативного правового акта субъекта РФ используется федеральная государственная информационная система в области государственной службы или создается государственная информационная система в области гражданской службы субъекта РФ, которая должна быть совместима с федеральной государственной информационной системой и
соответствовать унифицированным требованиям к объему и содержанию сведений о кадровом обеспечении государственных органов, подлежащих хранению, обработке и передаче в электронном виде. Указанные требования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
Кроме того, определено, что в рамках противодействия коррупции сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр. Реестр подлежит размещению на официальном сайте федеральной
государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Включение в реестр указанных сведений, а также исключение из него осуществляются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.
Образовательные и научные организации, осуществляющие производство сельхозпродукции, смогут получать господдержку
Речь идет о научных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической или образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.
Президент РФ подписал закон, разрешающий вывоз культурных ценностей за пределы РФ
Федеральным законом:
- определены общие требования к экспертизе культурных ценностей;
- вводится институт аттестации экспертов по культурным ценностям;
- определяется перечень культурных ценностей, не подлежащих вывозу без обязательства обратного ввоза;
- требования к страхованию временно вывозимых культурных ценностей, которые находятся на хранении в российских музеях и архивах;
- устанавливается необходимость получения при вывозе в личных целях культурных ценностей заключения (для физлиц) или лицензии (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) на вывоз культурных ценностей;
- вводится понятие "негосударственный музей федерального значения" и порядок учреждения такого музея.
Предусматривается формирование Совета по сохранению культурного наследия и развитию международного обмена культурными ценностями. Указанный Совет создается в целях содействия уполномоченному органу в осуществлении функций по нормативно-правовому регулированию ввоза, вывоза, временного ввоза, временного вывоза культурных ценностей, сохранению культурного наследия, развитию международного культурного сотрудничества, взаимного ознакомления народов РФ и других государств с культурными ценностями друг
друга. В состав Совета будут входить представители органов государственной власти, государственных, муниципальных музеев, негосударственных музеев федерального значения, представители объединений коллекционеров культурных ценностей и галеристов, независимые искусствоведы, представители научного и культурного сообщества. Представители государственных и муниципальных музеев при этом будут составлять не менее половины состава Совета.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
В России будет создана государственная информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя
С 1 января 2020 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, хранение, ввоз, отпуск, реализацию, передачу, применение и уничтожение лекарственных препаратов, должны будут обеспечивать внесение информации о лекарственных препаратах в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения.
Для идентификации упаковок лекарственных препаратов их производители должны будут наносить на их первичную упаковку и потребительскую упаковку средства идентификации.
За производство или продажу лекарственных препаратов без нанесения средств идентификации, с нарушением установленного порядка их нанесения, а также за несвоевременное внесение данных в систему или внесение в нее недостоверных данных юридические лица и индивидуальные будут нести ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, определено, что до 1 января 2019 года сведения о регистрации в качестве налогоплательщика в стране регистрации должны быть направлены в уполномоченный орган власти:
- держателями или владельцами регистрационных удостоверений лекарственных препаратов, производителями лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированными до дня вступления в силу данного закона;
- производителями фармацевтических субстанций, включенных в государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Правительством РФ утверждена новая госпрограмма развития здравоохранения на 2018 - 2025 годы с объемом финансирования более 34,9 трлн. рублей
Среди целей программы:
- увеличение к 2025 году ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 76 лет;
- снижение к 2025 году смертности населения в трудоспособном возрасте до 380 на 100 тыс. населения;
- снижение к 2025 году смертности от болезней системы кровообращения до 500 на 100 тыс. населения;
- снижение к 2025 году смертности от новообразований до 185 на 100 тыс. населения;
- повышение к 2025 году доли населения, удовлетворенного качеством медицинской помощи, до 54 процентов.
Программой предусмотрены следующие направления (подпрограммы):
- совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни;
- развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;
- развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
- развитие кадровых ресурсов в здравоохранении;
- развитие международных отношений в сфере охраны здоровья;
- экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья;
- медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан;
- информационные технологии и управление развитием отрасли;
- организация обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.
Признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Актуализированы некоторые акты Президента РФ по вопросам прохождения военной службы
Указ подписан в целях реализации положений Федерального закона от 03.04.2017 N 61-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статей 25 и 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Указом внесены поправки в:
Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237, в части, касающейся присвоения первого воинского звания гражданам, прошедшим обучение в военной образовательной организации высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин, солдат, матросов запаса;
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495, в части уточнения категории граждан, приводимых к Военной присяге, а также сроков приведения к присяге данной категории граждан;
Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609, в части уточнения основных задач военных комиссариатов;
Положение о Министерстве обороны Россиийской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 (к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации отнесено определение порядка обучения граждан РФ в военных образовательных организациях высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо по программе военной подготовки солдат, матросов запаса).
Установлены требования к учету внешних воздействий на ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты захоронения радиоактивных отходов
Указывается, что при проведении инженерных изысканий и исследований района размещения и площадки объекта использования атомной энергии должна быть установлена номенклатура процессов, явлений и факторов природного и техногенного происхождения, способных оказать влияние на безопасность объекта использования атомной энергии. При этом необходимо учитывать гидрометеорологические, геологические, инженерно-геологические явления и процессы; факторы, создающие внешние биологические явления, и факторы,
создающие внешние воздействия техногенного происхождения.
Правилами устанавливаются требования к:
выявлению и оценке параметров внешних воздействий и их учету в проекте;
инженерной защите объекта использования атомной энергии;
учету внешних воздействий при эксплуатации и выводе из эксплуатации (закрытии) объекта использования атомной энергии;
мониторингу внешних воздействий.
Кроме того, в приказе приводится номенклатура внешних природных и техногенных процессов, явлений и факторов, их возможные воздействия и степени опасности; примерный перечень внешних природных и техногенных взаимосвязанных процессов, явлений и факторов; перечень источников информации для выявления и идентификации внешних процессов, явлений и факторов природного и техногенного происхождения; перечень основных параметров внешних воздействий процессов, явлений и факторов природного и техногенного
происхождения, учитываемых в проекте объекта использования атомной энергии; краткое описание и логическая схема процедуры анализа безопасности объектов использования атомной энергии при природных и техногенных воздействиях; перечень организационных и технических мер по инженерной защите объекта использования атомной энергии от внешних воздействий.
Порядок приведения объектов использования атомной энергии в соответствие с требованиями правил, в том числе сроки и объем необходимых мероприятий, определяется в каждом конкретном случае в условиях действия лицензии на размещение, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации (закрытие) объекта использования атомной энергии.
Генпрокуратурой России представлен анализ отдельных решений Конституционного Суда РФ по конституционности норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства за первое полугодие 2017 года
Приведен обзор:
по конституционности пункта 1 части третьей статьи 31 УПК РФ, которым во взаимосвязи с частью второй статьи 57 УК РФ исключается возможность рассмотрения уголовных дел в отношении женщин, обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных частью пятой статьи 228.1 УК РФ верховным судом республики, краевым, областным или другим равным им по уровню судом;
по конституционности пункта 1 части третьей статьи 81 и статьи 401.6 УПК РФ (заявитель связал с недопустимым вмешательством в право собственности на имущество, изъятое в качестве вещественного доказательства по уголовному делу);
о проверке конституционности положений пункта 3 части первой статьи 24, пункта 1 статьи 254 и части восьмой статьи 302 УПК РФ;
Верховный Суд РФ представил пятый обзор судебной практики в 2017 году
В нем рассмотрены материалы судебной практики по уголовным и гражданским делам, процессуальные вопросы, практика применения законодательства о банкротстве, земельного и градостроительного законодательства, споры, возникающие из обязательственных правоотношений, практика применения норм международного частного права, практика применения законодательства о защите конкуренции, о налогах и сборах, о взносах в государственные внебюджетные фонды, таможенного законодательства, практика применения положений
КоАП РФ, проанализирована практика международных договорных органов (ООН, Европейского Суда по правам человека).
∙ ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Минюстом России обобщена судебная практика по оспариванию решений о нежелательности пребывания на территории РФ иностранного гражданина и по отказу в проставлении апостиля за I квартал 2017 года
Отмечается, что в I квартале 2017 года в судебном порядке удовлетворено 10 заявлений об оспаривании решений Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в РФ. При этом по 6 случаям решения Минюста России не были признаны незаконными, а в 4 случаях решения Минюста России были признаны незаконными по обстоятельствам, не связанным с деятельностью Минюста России.
Также указано, что в I квартале вступили в законную силу 18 решений о признании незаконными отказов Минюста России в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу.
В общей сложности в I квартале 2017 года в судах РФ находилось более 200 судебных дел, ответчиком в которых выступал Минюст России. Требования истцов были удовлетворены в 28 из них.
Минюст России обобщил судебную практику по оспариванию во II квартале 2017 года решений Минюста России о нежелательности пребывания в РФ иностранных граждан и об отказе в проставлении апостиля
Минюст России указал, что он не наделен полномочиями по отмене или приостановлению решений о нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Во II квартале 2017 года судами было удовлетворено 7 заявлений об оспаривании решений Минюста России о признании нежелательным пребывания иностранных граждан в РФ. Основаниями для удовлетворения заявлений явились: погашение или досрочное снятие судимости; установление факта постоянного проживания в РФ;
возможность признания иностранного гражданина гражданином РФ; невозможность исполнения решения Минюста России; отсутствие доказательств наличия реальной угрозы общественному порядку, правам и законным интересам граждан РФ со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства; наличие устойчивых семейных связей на территории РФ.
Относительно обжалования решений Минюста России об отказе в проставлении апостиля сообщается следующее. Истцами, в числе прочего, обжаловался отказ в проставлении апостиля на справках ФНС России о подтверждении постоянного местопребывания в РФ. При этом, Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993. В соответствии со ст. 13 указанной Конвенции, документы, которые на
территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон дока
зательной силой официальных документов. Компетентные органы государств-участников Конвенции рассматривают норму статьи 13 Конвенции в качестве нормы, отменяющей требование легализации официальных документов в смысле статьи 3 Гаагской конвенции, и принимают официальные документы без проставления на них апостиля. С учетом изложенного Минюст России отказывает в проставлении апостиля на документах, подлежащих представлению в Респубику Казахстан. Обоснованность такого решения отмечается, в том числе, рядом
Определений Верховного Суда РФ.