Конституционный Суд РФ подготовил обзор наиболее важных решений, принятых им в первом квартале 2012 года
В обзоре приведены извлечения из дел, затрагивающих конституционные основы:
публичного права (в частности, права депутата регионального законодательного органа, применение налоговых вычетов, применение международных договоров, условия создания и деятельности местной религиозной организации, основания аннулирования разрешения на временное проживание иностранного гражданина, условия личного сбора подписей главой муниципального образования в поддержку своего выдвижения на выборах);
трудового законодательства и социальной защиты (право на получение ежемесячной компенсации чернобыльцев - сотрудников органов внутренних дел, размер компенсации на оплату проезда из районов Крайнего Севера к месту отдыха и обратно, порядок выплаты компенсации вместо предоставления жилья уволенным с военной службы, размер компенсации членам семьи погибшего сотрудника милиции или полиции);
частного права (приостановление судом производства по делу в связи с реорганизацией одного из участников, право собственника муниципального жилого фонда издавать нормативные правовые акты о порядке приватизации отдельных служебных жилых помещений, условия удержания алиментов из полученных по гражданско-правовым договорам доходов, обязанность бывшего наймодателя осуществлять капитальный ремонт приватизированных жилых помещений);
уголовной юстиции (правовое значение особого мнения судьи, процедура подачи ходатайства об условно-досрочном освобождении, возможность участия судьи суда надзорной инстанции в заседании суда кассационной инстанции, правомочность проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката).
Регламентированы процедуры выбора контрольным органом кандидатуры арбитражного управляющего, предлагаемого арбитражному суду в делах о банкротстве финансовых организаций
Установлено, что для целей выбора кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий в конкретном деле о банкротстве финансовой организации, контрольный орган (в настоящее время - ФСФР России) должен формировать и опубликовывать на своем официальном сайте "Список арбитражных управляющих" и "Список саморегулируемых организаций арбитражных управляющих".
Эти списки формируются по заявкам арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций, для приема которых контрольный орган должен размещать на своем сайте объявление. Процедуры сбора заявок, в частности их содержание и различные процедурные сроки (сроки размещения на сайте сведений о поступивших заявках, уведомления заявителей о приеме заявок, сроки их рассмотрения, формирования и опубликования списков) приказом подробно регламентированы.
Выбор арбитражного управляющего либо саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, осуществляется по порядковым номерам указанных списков.
Регламентирован порядок отнесения запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования постоянных разведочных или эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов
Услуга предоставляется пользователям недр, имеющим соответствующие лицензии. Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц Роснедр при выполнении данной функции. В общем случае срок предоставления услуги не должен превышать 55 календарных дней.
Корпорация космических систем специального назначения "Комета" (г. Москва) включена в перечень стратегических акционерных обществ
Данное дополнение внесено в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009.
Реализация имущества государственными (муниципальными) учреждениями облагается НДС, а полученные от указанных операций доходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций
Для уплаты указанных налогов получателю бюджетных средств должны быть доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств. Сообщено также, что уплату налогов учреждениям следует учитывать со знаком "минус" по коду классификации операций сектора государственного управления 130 "Доходы от оказания платных услуг" или 180 "Прочие доходы", установленному в рамках формирования учетной политики учреждения.
При этом отмечено, что при принятии решения о высвобождении государственного (муниципального) имущества в случаях, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами РФ, операции по реализации такого имущества учитываются в порядке, установленном для реализации (передачи) имущества, составляющего соответственно государственную казну Российской Федерации (казну субъекта РФ, муниципальную казну). В этом случае при реализации высвобождаемого имущества налоговая база по НДС в соответствии с НК РФ определяется
налоговым агентом, а налог на прибыль организаций не уплачивается, поскольку публично-правовые образования не являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Сообщается также о целесообразности внесения отдельных изменений в бюджетное и налоговое законодательство РФ с целью совершенствования механизма налогообложения налогом на прибыль организаций и НДС государственных (муниципальных) учреждений (в т.ч. предлагается исключить из объекта налогообложения по налогу на прибыль доходы учреждений, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность, в виде взносов родителей за содержание детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения).
Определены значения планового коэффициента резервирования для целей конкурентного отбора мощности на 2013 год
Значения упомянутого коэффициента утверждены для 29 зон свободного перетока (Сибирь, Южный Кузбасс, Омск, Чита, Центр, Москва, Запад и т.д.), т.е. зон, в которых поставки электроэнергии и мощности планируются с учетом возможной взаимозаменяемости генерирующего оборудования поставщиков.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Физлицо, перемещающее через границу Таможенного союза лекарственные средства, содержащие наркотические и психотропные вещества, должно иметь рецепт, его дубликат или выписку из истории болезни
ФТС России разместила на своем сайте Информацию от 06.08.2012 "О перемещении физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза для личного пользования лекарственных средств, содержащих наркотические и психотропные вещества".
Как сказано в данных разъяснениях, если лекарственные средства содержат наркотические и психотропные вещества и их прекурсоры, то применяются запреты и ограничения, установленные:
- разделом 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами;
- Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение).
Товары для личного пользования, которые перемещаются любым способом и в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования, подлежат таможенному декларированию в письменной форме. Таким образом, физлицу необходимо заполнить пассажирскую таможенную декларацию на такие товары и подать ее в таможенный орган.
Кроме того, перемещение через таможенную границу товаров, ограниченных к ввозу и (или) вывозу, допускается при представлении таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение ограничений. Физлица могут ввозить и вывозить ограниченное количество наркотических средств и психотропных веществ в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов, а также прекурсоров в объемах, определенных законодательством страны Таможенного союза. В соответствии
с п. 4 ст. 21 ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" разрешается перевозить указанные вещества, полученные в медицинских целях, при наличии документа, выданного аптечной организацией и подтверждающего законность получения наркотических средств и психотропных веществ. Форма специального рецептурного бланка на наркотическое средство и психотропное вещество, а также инструкция по его заполнению утверждены приказом Минздравсоц!
развития России от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания".
Таким образом, ФТС России делает вывод, что физлица, которые перемещают через таможенную границу ТС для личного пользования лекарственные средства, содержащие наркотические и психотропные вещества, должны иметь рецепт от врача, его дубликат или выписку из истории болезни за подписью врача.
При отсутствии соответствующих разрешительных документов физлицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Напомним, что ответственность за контрабанду, в частности, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров установлена ст. 229.1 УК РФ.
В связи с этим ФТС России рекомендует обращать внимание на состав лекарственных препаратов, которые физлицо планирует взять с собой при выезде за границу, так как в их состав могут входить наркотические и психотропные вещества. Поскольку в каждой стране свой список запрещенных веществ, перед поездкой следует проконсультироваться в дипломатическом представительстве интересующего государства о правилах ввоза и вывоза лекарственных препаратов, которые могут содержать наркотические и психотропные вещества.
Установлен порядок периодических проверок частных охранников, а также ведомственных охранников, почтовых работников, метеорологов, капитанов научно-исследовательских судов, егерей и других работников организаций с особыми уставными задачами на пригодность к действиям, связанным с применением оружия
Периодичность плановых проверок будет зависеть от квалификации проверяемых работников (в отношении охранников 4 и 5 разрядов проверка должна осуществляться один раз в два года, в отношении всех остальных - один раз в год), а в отношении работников, впервые назначенных на должность, предусматривающую применение служебного или гражданского оружия и спецсредств, должна проводиться первичная проверка.
При проверке должно проверяться знание соответствующих законодательных актов, тактико-технических характеристик и устройства оружия, правил оказания первой помощи лицам, получившим огнестрельное ранение, поражение слезоточивым газом или электричеством, и практические навыки владения оружием и спецсредствами (к Приказу, кроме форм документов, прилагаются описания проверочных упражнений по стрельбе, применению резиновой палки, наручников, использованию шлема и бронежилета).