С 1 января 2011 года будет усилена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности
Значительно увеличен размер административного штрафа, налагаемого за указанное правонарушение (соответствующая статья КоАП РФ - статья 9.1 - приравнивает к нарушению требований промышленной безопасности и нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов). Так, размер штрафа, налагаемого на граждан, может составлять от 2000 до 3000 рублей (в действующей редакции Кодекса - от 1000 до 1500 рублей), штрафа, налагаемого на
должностных лиц, - от 20000 до 30000 рублей (сейчас - в десять раз меньше, от 2000 до 3000 рублей), налагаемого на юридических лиц - от 200000 до 300000 рублей (сейчас - также в десять раз меньше, от 20000 до 30000 рублей). Аналогичным образом увеличены размеры штрафов, назначаемых за нарушение требований промышленной безопасности при обороте взрывчатых веществ и за грубые нарушения условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышлен!
ной безопасности опасных производственных объектов промышленной безопасности, ответственность за которые установлена частями 2 и 3 статьи 9.1. Кроме этого, на должностных лиц можно будет накладывать наказание в виде дисквалификации на общий срок от шести месяцев до двух лет; этот срок дифференцирован в частях статьи 9.1.
Индивидуальные предприниматели за указанные правонарушения будут нести ответственность как юридические лица. В настоящее время они могут быть привлечены к административной ответственности только за грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, и на них можно налагать штраф в размере от 3000 до 4000 рублей или приостанавливать их деятельность на срок до девяноста суток.
Нарушения требований промышленной безопасности включены в перечень административных правонарушений, в отношении которых установлен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности (один год со дня совершения правонарушения, а не два месяца, как это предусмотрено в отношении большинства административных правонарушений).
С указанной даты будет изменен порядок применения упомянутого наказания в виде приостановления деятельности субъекта правонарушения. Установлено, что назначать это наказание смогут не только судьи, как это установлено в настоящее время, но и другие органы и должностные лица, указанные в Кодексе; отменено ограничение приостановления деятельности максимальным сроком (в настоящее время - пять суток). Более подробно регламентирована процедура наложения этого вида наказания.
Определен порядок обеспечения деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка
Установлено, что организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка осуществляется аппаратом Общественной палаты. Финансовое обеспечение содержания аппарата Общественной палаты будет осуществляться, соответственно, в пределах расходов, предусмотренных в федеральном бюджете в том числе и на обеспечение деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.
Уточнены организационные аспекты осуществления политики в отношении соотечественников за рубежом
Уточнены некоторые общие понятия и формулировки, определяющие соотечественников и политику в отношении них.
В отношении эмигрантов и потомков эмигрантов исключена императивная норма, устанавливавшая, что их принадлежность к соотечественникам должна подтверждаться специальным документом установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти образца. Определено, что признание своей принадлежности к соотечественникам такими лицами является фактом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью, в частности деятельностью по сохранению русского языка, родных
языков народов России, развитию российской культуры за рубежом и т.д. Установлено также, что соотечественники вправе регистрироваться в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений и получать документы, подтверждающие их членство в общественных объединениях соотечественников.
В закон включены нормы, декларирующие приобретение соотечественниками гражданства России в упрощенном порядке, а также обязательство Российской Федерации способствовать сокращению среди соотечественников количества лиц без гражданства.
Органы местного самоуправления отнесены к органам власти, участвующим в реализации государственной политики в отношении соотечественников.
Уточнен порядок содействия соотечественникам в получении образования на территории России, в частности в закон внесена оговорка о том, что на соотечественников, не являющихся гражданами Российской Федерации, не распространяется право на получение преимуществ, предоставляемых отдельным категориям граждан Российской Федерации при приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования. При этом в случае установления
квоты на прием иностранных граждан на обучение и повышение квалификации за счет средств федерального бюджета в обязательном порядке должны учитываться интересы соотечественников независимо от их гражданства.
Кроме этого, в частности, законодательно институирован высший представительный орган, обеспечивающий взаимодействие соотечественников с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ - Всемирный конгресс соотечественников, который должен проводиться не реже одного раза в три года. Всемирный координационный совет российских соотечественников определен органом Всемирного конгресса соотечественников, осуществляющим представительство интересов соотечественников
в период между всемирными конгрессами соотечественников.
Определены работы в отрасли промышленности боеприпасов и спецхимии, которые нельзя останавливать в период проведения забастовок
К таким работам отнесены: охрана организаций отрасли и соответствующих территорий, работы (услуги), обеспечивающие выполнение государственного оборонного заказа по испытательным и приемо-сдаточным технологическим переделам, работы с непрерывным циклом производства, работа, обеспечивающая жизнедеятельность организаций (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, пожаротушение, работа очистных сооружений, оказание неотложной медицинской помощи). В период проведения
забастовок также нельзя прекращать: доставку работников, выполняющих государственный оборонный заказ, транспортом организаций, работы по обеспечению защиты окружающей среды, работы, связанные с проведением государственных испытаний вооружения, военной и специальной техники на полигонах с участием воинских частей и организаций отрасли.
Вместо "перечня строек", финансируемых за счет средств федерального бюджета, должны формироваться "федеральные адресные инвестиционные программы на очередной финансовый год и плановый период"
Указанные федеральные адресные инвестиционные программы на очередной финансовый год и плановый период должны утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности (в настоящее время - Минэкономразвития РФ). Порядок реализации таких программ устанавливается Правительством РФ (также, как ранее им определялся порядок формирования упомянутого перечня строек и объектов технического
перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета).
Осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, порядок формирования и реализации которой устанавливается Правительством РФ, предусмотрено также Бюджетным кодексом РФ.
Руководителю дочерней кредитной организации предоставлено право занимать должность в органах управления кредитной организации, являющейся по отношению к ней основной
Соответствующее дополнение внесено в Закон "О банках и банковской деятельности". Новшество направлено на создание условий для проведения кредитными организациями единой маркетинговой политики и осуществления согласованных действий на рынке банковских услуг.
Банком России рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся представления копий учредительных документов при открытии счета
В частности, сообщено, что подпунктом 1.11.1 пункта 1.11 Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" установлено, что копии документов, заверенные клиентом - юридическим лицом, представляются в банк при условии установления должностным лицом банка (иным уполномоченным банком лицом) их соответствия оригиналам документов. Подпункт 1.11.2 пункта 1.11 Инструкции N 28 предусматривает, что должностное лицо банка (иное уполномоченное банком
лицо) вправе заверить копии документов, представленных клиентом для открытия счета. Инструкция N 28-И не предусматривает возможности осуществления должностными лицами банка или уполномоченными банком лицами заверения "копий с копий" представленных документов.
Банк России указал, что копии учредительных документов юридического лица, выданные регистрирующим налоговым органом и содержащие отметку "копия", не могут рассматриваться в качестве оригиналов документов по смыслу пункта 1.11 Инструкции N 28-И. Вместе с тем, такие копии учредительных документов являются копиями, заверенными в порядке, установленном законодательством РФ, и могут быть получены кредитной организацией и помещены в соответствующее юридическое дело клиента.
Уточнены основания для привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства
Новая редакция части 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности, в том числе за нарушение порядка и (или) сроков представления форм отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ. Одновременно исключена ответственность за нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования валютных счетов. Данные изменения обусловлены необходимостью приведения положений указанной статьи КоАП РФ в соответствие
с нормами валютного законодательства.
"Государственная авиация" будет подразделяться на два самостоятельных вида авиации: "государственная военная авиация" и "государственная авиация специального назначения"
Согласно Воздушному кодексу РФ, в настоящее время к государственной авиации относится авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач. При этом предусмотрено, что допуск к эксплуатации государственных воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Минобороны РФ. Таким образом, Минобороны РФ является генеральным заказчиком авиационной техники государственной авиации (в том
числе и для нужд ФСБ РФ, МЧС РФ, МВД РФ и ФТС РФ) и определяет порядок ее допуска к эксплуатации. Однако применение подразделений государственной авиации указанными федеральными органами исполнительной власти осуществляется, в основном, в мирное время и требует использования авиационной техники специального назначения со специальным оборудованием, не предназначенным для решения задач в сфере обороны.
В связи с этим в Воздушный кодекс РФ внесены изменения, направленные на создание в рамках "государственной авиации" двух самостоятельных видов авиации: "государственная военная авиация" и "государственная авиация специального назначения". Установлено, что к государственной военной авиации относится государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Вооруженными Силами РФ, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами. К государственной авиации
специального назначения относится государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти задач в области обеспечения безопасности РФ, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере внутренних дел, а также в областях таможенного дела, гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пож!
арной безопасности. Кроме того, определено, что теперь допуск к эксплуатации государственных воздушных судов будет осуществляться в порядке, установленном Правительством РФ.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 533 "Об утверждении технического регламента о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"
Установлены минимально необходимые требования к безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта
Утвержденный Технический регламент определяет: требования к высокоскоростному железнодорожному транспорту при проектировании (включая изыскания), производстве, строительстве, монтаже, наладке, приемке и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и продукции в целях обеспечения безопасности; требования к подвижному составу и его составным частям при проектировании и производстве в целях обеспечения безопасности; требования к объектам инфраструктуры при их
проектировании (включая изыскания), строительстве, монтаже, наладке, приемке и вводе в эксплуатацию в целях обеспечения безопасности; оценку соответствия объектов инфраструктуры и продукции; порядок проведения обязательной сертификации; порядок приемки и ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры; порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента.
Объектом регулирования Технического регламента является высокоскоростной железнодорожный транспорт, который включает в себя: высокоскоростной железнодорожный подвижной состав и его составные части, выпускаемые для обращения на территории РФ для использования на железнодорожных путях общего пользования со скоростью движения более 200 км/ч; подсистемы инфраструктуры, составные части подсистем инфраструктуры и элементы составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта.
Технический регламент вступает в силу через 3 года со дня официального опубликования данного Постановления.
Приказ Минрегиона РФ от 07.06.2010 N 273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях" Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.07.2010 N 17927.
Регламентирован расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Утвержденная "Методика расчета значений целевых показателей..." определяет индикаторы расчета целевых показателей региональных и муниципальных программ в области энергосбережения (сами целевые показатели определены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1225). Такими индикаторами являются, в частности, валовой региональный продукт или, соответственно, муниципальный продукт, в миллиардах рублей, и объемы потребления энергоресурсов, дифференцированные по видам энергоресурсов, субъектам потребления
и условиям потребления. Определен и порядок расчета целевых показателей с использованием указанных индикаторов, в т.ч. установлено, что целевые показатели определяются соотношением индикаторов расчетного года и года, предшествующего году начала реализации региональных и муниципальных программ (как правило - 2007 год). Приложения к "Методике расчета...", определяющие порядок расчета целевых показателей для региональных программ и для муниципальных программ, являются и !
формами, в соответствии с которыми расчет должен оформляться.
∙ ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Приказ Росрыболовства от 06.07.2010 N 535 "О внесении изменений в Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные Приказом Росрыболовства от 16 января 2009 г. N 13" Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.07.2010 N 17922.
Дополнен перечень запретов для пользователей водными биоресурсами в пределах Северного рыбохозяйственного бассейна
Установлено, что пользователи не вправе допускать превышение нормы выхода: сыро-мороженных конечностей (рассольного замораживания) камчатского краба Баренцева моря во всех районах добычи (вылова) в срок с 1 сентября по 14 февраля включительно всеми способами и орудиями лова, которая составляет в среднем за весь период добычи (вылова) не более 64,7 процента к массе живого краба, направленного на обработку; варено-мороженных конечностей (рассольного замораживания) камчатского краба Баренцева моря во всех
районах добычи (вылова) в срок с 1 сентября по 14 февраля включительно всеми способами и орудиями лова, которая составляет в среднем за весь период добычи (вылова) не более 64 процентов к массе живого краба, направленного на обработку. Отклонение фактического выхода продукции к массе живого краба, направленного на обработку, от нормативного должно составлять не более 2,5 процента.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2010 N 1230-р
Разработана концепция федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма в РФ
Концепция программы разработана, в частности, на основании положений, содержащихся в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах. Развитие индустрии туризма в стране запланировано на применения новейших технологий, инновационных подходов, а также мирового опыта в области создания и развития туристско-рекреационных комплексов и региональной туристической инфраструктуры. По предварительным данным, общий прогнозный объем финансирования Программы составит 332 млрд. рублей.
Предельный прогнозный объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета запланирован в сумме 96 млрд. рублей (28,9 процента от общего объема финансирования). Заявленный срок реализации Программы - 2016 год. Установлено, в частности, что увеличение турпотоков будет осуществляться за счет создания новых туристических объектов, маршрутов и брендов, формирования современных туристических продуктов, обеспечения доступности отдыха для широких слоев населения !
и привлекательности путешествий для россиян и иностранных граждан. Прогнозируется увеличение въездного потока туристов в 7 раз, объема внутреннего туристического потока - в 1,4 раза, объема платных туристических услуг - в 4,4 раза, численности работников, занятых в туристической деятельности, - в 1,4 раза.
Уточнены нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за нарушение правил дорожного движения
В частности, установлено, что при фиксации нарушений с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, размер назначаемого штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи, а в случаях, когда предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста, наказание назначается в виде штрафа в наибольшем размере,
предусмотренном для граждан, - 5000 рублей.
Штраф за управление зарегистрированным транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками увеличен со 100 до 500 рублей. К управлению транспортным средством без регистрационных знаков приравнено управление без установленных на предусмотренных для этого местах регистрационных знаков, а также управление с регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или
затрудняющих их идентификацию.
Введена ответственность в виде штрафа в размере 500 рублей за управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.
Ответственность за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения (за исключением выезда на трамвайные пути встречного направления, а равно выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенного с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия), в случае фиксации нарушения работающими в автоматическом режиме фото-, видеокамерами, установлена в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, повлечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 300 рублей (в настоящее время - 100 рублей). Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, повлечет наложение штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей, а движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением, - штрафа в размере 5000 рублей или лишение
права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением нормы об ответственности за управление транспортным средством, на котором установлены стекла, светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, вступающей в силу с 23 сентября 2010 года, и норм об ответственности за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, и о несоблюдении требований, предписанных дорожными
знаками или разметкой проезжей части дороги, вступающих в силу с 21 ноября 2010 года.
Принят Закон, направленный на совершенствование российского законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Значительные изменения, связанные с приведением национального законодательства в соответствие с рекомендациями ФАТФ (Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) внесены в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в том числе уточнена сфера действия Закона, расширен понятийный аппарат, уточнены и дополнены отдельные положения Закона). Так, например, предусмотрено требование уделять особое внимание
деловым отношениям и операциям с лицами из государств (территорий), которые на выполняют рекомендации ФАТФ (перечень таких государств будет определяться в порядке, определяемом Правительством РФ). Помимо этого, в частности, КоАП РФ дополнен новыми положениями, направленными на совершенствование механизмов привлечения к административной ответственности за нарушение требований законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, !
и финансированию терроризма (в том числе установлена ответственность за нарушение сроков о постановке на учет в уполномоченном органе и (или) сроков направления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный орган, а также за непредставление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю).
Гражданский процессуальный кодекс РФ дополнен главой, определяющей порядок временного размещения иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении
Глава 26.1, дополняющая подраздел III ГПК РФ, регламентирует порядок и сроки подачи заявлений о временном размещении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении, а также порядок рассмотрения судом соответствующих заявлений и вынесения решений. В частности, установлено, что заявление судья рассматривает в течение пяти дней со дня возбуждения дела. Дело рассматривается с участием прокурора, представителя территориального органа ФМС РФ, подавшего
в суд заявление о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока его пребывания в специальном учреждении, а также иностранного гражданина.
Принят Закон, направленный на совершенствование процедуры реадмиссии
В частности, изменениями, внесенными в Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", предусмотрено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые передаются Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, либо иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые передаются иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором
РФ о реадмиссии, осуществляет выезд из РФ и въезд в РФ на основании решения о реадмиссии федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, а в случаях, предусмотренных международным договором РФ о реадмиссии, также на основании проездного документа для целей реадмиссии, предусмотренного указанным международным договором, без истребования виз. Форму проездного документа будет устанавливать федеральны!
й орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" дополнен новой главой, устанавливающей порядок передачи и приема иностранных граждан в соответствии с международными договорами РФ о реадмиссии, а также порядок осуществления личного досмотра иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, и досмотра вещей, находящихся при указанных иностранных гражданах.
Производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено группе дознавателей
В соответствии с дополнениями, внесенными в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, решение о производстве дознания группой дознавателей, об изменении ее состава принимает начальник органа дознания. В соответствующем постановлении должны быть перечислены все дознаватели, которым поручено производство дознания, в том числе указывается, какой дознаватель назначается руководителем группы. Состав группы дознавателей объявляется подозреваемому, обвиняемому. Руководитель группы дознавателей принимает уголовное дело
к своему производству, организует работу группы дознавателей, руководит действиями других дознавателей, составляет обвинительный акт. Руководитель и члены группы дознавателей вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими дознавателями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в установленном порядке.
С целью более равномерного распределения нагрузки на судей реорганизованы отдельные гарнизонные военные суды
Упразднены Безречненский, Братский, Видяевский, Ижевский, Камень-Рыболовский, Кемеровский, Юргинский, Кировский, Курганский, Люберецкий, Пушкинский, Сертоловский, Тюменский, Черняховский гарнизонные военные суды, с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Читинского, Иркутского, Гаджиевского, Уфимского, Уссурийского, Томского, Пермского, Челябинского, Рязанского, 235-го, Петрозаводского, Санкт-Петербургского, 224-го, Выборгского, Екатеринбургского, Балтийского
и Калининградского гарнизонных военных судов.
Купить систему КонсультантПлюс
По статистике пользователь КонсультантПлюс тратит на поиск нужной ему информации от нескольких десятков секунд до 1 минуты - за это время можно открыть систему и найти нужный документ или описание интересующей вас ситуации.