========================================================================
Если не всегда есть время осмыслить происходящие изменения в
законодательной базе, отследить наиболее важные документы -- подпишитесь
на еженедельную рассылку "Аналитический обзор: важнейшая правовая
информация" , которая предоставит Вам обзор наиболее важных документов
федерального и регионального законодательства, судебной практики,
международного права, актуальных законопроектов. Эта и другие рассылки
на cервере www.consultant.ru
Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consweeklydoc
========================================================================
НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск 2 марта 2004 года
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 25.02.2004 N 4-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 10 СТАТЬИ 75
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
И ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 259 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Признано не соответствующим Конституции РФ нормативное
положение, содержащееся в пункте 10 статьи 75 Федерального закона
от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и
части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, согласно которому в случае, если нарушения,
указанные в жалобе (жалобах) или заявлении на решения и действия
(бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право
граждан на участие в референдуме, касаются значительного числа
граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое
общественное значение, Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд РФ, который
обязан рассмотреть жалобу по существу.
Конституционный Суд РФ указал, что установленный нормативным
положением, содержащимся в пункте 10 статьи 75 указанного
Федерального закона и части первой статьи 259 ГПК РФ, порядок
изменения родовой (предметной) подсудности дел о защите
избирательных прав и права граждан на участие в референдуме,
допускающий возможность решения вопроса о передаче дела в
Верховный Суд РФ произвольно, по усмотрению Центризбиркома РФ,
создает нормативную предпосылку для нарушения закрепленных
Конституцией Российской Федерации принципов и положений,
относящихся к осуществлению правосудия.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.02.2004 N 107
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ"
Утвержденным Положением определен порядок и условия
лицензирования деятельности в области использования источников
ионизирующего излучения, осуществляемой юридическими лицами. По
смыслу данного Постановления под источниками ионизирующего
излучения понимаются не относящиеся к ядерным установкам и не
содержащие радиоактивные вещества радиационные источники, в
которых излучение генерируется за счет изменения скорости
заряженных частиц, аннигиляции или ядерных реакций. При этом
Положение не распространяется на деятельность, связанную с
разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и
утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок
военного назначения.
Лицензирующим органом в данной сфере является Министерство
здравоохранения Российской Федерации. Лицензия выдается сроком на
пять лет, лицензионный сбор за выдачу лицензии составляет 1000
рублей. Установлена процедура переоформления лицензии, а также
последствия нарушения (невыполнения) лицензиатом лицензионных
требований и условий.
Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от
11.06.1996 N 688 "Об утверждении Положения о лицензировании
производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных
средств, Положения о лицензировании проведения дезинфекционных,
дезинсекционных и дератизационных работ и Положения о
лицензировании деятельности, связанной с источниками ионизирующего
излучения (генерирующими)".
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 24.02.2004 N 3-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
СТАТЕЙ 74 И 77 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ",
РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОРЯДОК КОНСОЛИДАЦИИ РАЗМЕЩЕННЫХ АКЦИЙ
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА И ВЫКУПА ДРОБНЫХ АКЦИЙ, В СВЯЗИ С
ЖАЛОБАМИ ГРАЖДАН, КОМПАНИИ "КАДЕТ ИСТЕБЛИШМЕНТ" И ЗАПРОСОМ
ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА ПЕНЗЫ"
Предметом рассмотрения являлись следующие положения
Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных
обществах" в редакции, действовавшей до 1 января 2002 года: абзац
второй пункта 1 статьи 74, согласно которому в случае образования
при консолидации дробных акций последние подлежат выкупу обществом
по рыночной стоимости, определяемой в соответствии со статьей 77
данного Федерального закона, и находящиеся во взаимосвязи с ним
отдельные положения статьи 77, закрепляющие порядок определения
рыночной стоимости дробных акций.
Оспариваемые нормы Федерального закона "Об акционерных
обществах" (в редакции от 24.05.1999) признаны не противоречащими
Конституции РФ, поскольку эти положения в их
конституционно-правовом истолковании предполагают учет прав и
законных интересов обладателей дробных акций посредством
применения надлежащих юридических процедур и эффективный судебный
контроль за решениями, принимаемыми советом директоров
(наблюдательным советом) и общим собранием акционеров.
Одновременно суд разъяснил, что при определении рыночной
стоимости выкупаемых дробных акций допустимо руководствоваться
критериями, предусмотренными как в абзаце пятом пункта 3 статьи 77
Федерального закона "Об акционерных обществах", так и в пункте 3
его статьи 75. При этом следует учитывать нормы Федеральных
законов "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и "О
защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных
бумаг", предусматривающие предоставление акционерам полной
информации о рыночной стоимости акций, а также ответственность
лиц, подписавших проспект эмиссии ценных бумаг, и независимого
оценщика за ущерб, причиненный инвестору эмитентом вследствие
содержащейся в проспекте недостоверной и (или) вводящей в
заблуждение инвестора информации.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.02.2004 N 108
"О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО
МИРА"
В связи с принятием Федерального закона от 11.11.2003 N 148-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской
Федерации", дополнившего НК РФ новой главой 25.1 НК РФ "Сборы за
пользование объектами животного мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов", признаны утратившими силу
отдельные Постановления Правительства РФ, устанавливавшие порядок
взимания и предельные размеры платы за пользование объектами
животного мира.
Также признаны утратившими силу некоторые нормы Постановления
Правительства РФ от 14.12.1998 N 1490 "О мерах по усилению
государственного управления водными биологическим ресурсами",
устанавливавшие предельные размеры платы за пользование отдельными
видами водных биологических ресурсов.
ПРИКАЗ МВД РФ N 76, МНС РФ N АС-3-06/37 от 22.01.2004
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ПОРЯДКЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ, ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ НАЛОГОВЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.02.2004 N 5588.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ и Законом РФ от
18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" в целях организации взаимодействия
между органами внутренних дел и налоговыми органами по
предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и
преступлений утверждены:
- Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и
налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок,
устанавливающая порядок организации и проведения налоговыми
органами с участием органов внутренних дел выездных налоговых
проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых
агентов, оформления и реализации результатов этих проверок;
- Инструкция о порядке направления органами внутренних дел
материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств,
требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых
органов, для принятия по ним решения;
- Инструкция о порядке направления материалов налоговыми
органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств,
позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о
налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
"ПОРЯДОК РАСЧЕТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ"
(утв. решением Совета директоров Государственной корпорации
"Агентство по страхованию вкладов" от 03.02.2004 Протокол N 3)
Утвержден Порядок расчета страховых взносов, регулирующий
отношения, связанные с исчислением расчетной базы и расчетного
периода для уплаты страховых взносов в фонд обязательного
страхования вкладов. Установлены особенности исчисления страховых
взносов за неполный расчетный период.
Данный Порядок распространяется на банки, обязанные уплачивать
страховые взносы в соответствии с Федеральным законом от
23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках
Российской Федерации".
Приведены условные примеры расчета страховых взносов банка в
фонд обязательного страхования вкладов за полный и неполный
расчетные периоды.
"ПОРЯДОК УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ"
(утв. решением Правления Государственной корпорации "Агентство
по страхованию вкладов" от 05.02.2004 Протокол N 2)
Порядок уплаты страховых взносов устанавливает особенности
перечисления страховых взносов на счет Агентства по страхованию
вкладов в Банке России, на котором учитываются денежные средства
фонда обязательного страхования вкладов, регулирует отношения,
связанные с неуплатой, несвоевременной, неполной или излишней
уплатой суммы страховых взносов, а также определяет последствия
неисполнения банком обязанностей по уплате страховых взносов.
Определен порядок заполнения поля платежного поручения
"Назначение платежа" при уплате страховых взносов или пени.
Приведен условный пример исчисления пени за несвоевременную
или неполную уплату страхового взноса.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.02.2004 N 109
"О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ В ОТНОШЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ
ЭНЕРГИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и
тепловой энергии в Российской Федерации, которые определяют
основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на
электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги,
систему данных тарифов, порядок ценообразования на оптовом и
розничном рынках электрической энергии и на розничном рынке
тепловой энергии.
Также утверждены Правила государственного регулирования и
применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в
Российской Федерации, которые определяют основания и порядок
установления тарифов на электрическую и тепловую энергию,
предусмотренный указанными Основами ценообразования.
Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от
02.04.2002 N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и
тепловой энергии".
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
ПРИКАЗ ГТК РФ от 20.02.2004 N 218
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ГТК РОССИИ ОТ 06.08.2003 N 865
"О СТАВКАХ ВЫВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН"
В связи с изданием Постановления Правительства РФ от
15.01.2004 N 13, увеличившего размеры ставок вывозных таможенных
пошлин на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из
битуминозных пород, а также на некоторые товары, выработанные из
нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы
государств - участников соглашений о Таможенном союзе, внесены
соответствующие изменения в Приказ ГТК РФ от 06.08.2003 N 865 "О
ставках вывозных таможенных пошлин".
Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и
нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород (код ТН ВЭД
России 2709 00), применяются с 1 февраля 2004 года; ставки
вывозных таможенных пошлин на некоторые товары, выработанные из
нефти, - с 20 февраля 2004 года.
ПРИКАЗ ГТК РФ от 25.02.2004 N 231
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТН ВЭД РОССИИ И О СТАВКАХ ВВОЗНЫХ
ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН"
С 29 февраля 2004 года при осуществлении таможенного
оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через
таможенную границу Российской Федерации, Товарная номенклатура
внешнеэкономической деятельности Российской Федерации применяется
с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от
23.01.2004 N 36.
Также с 29 февраля 2004 года применяются ставки ввозных
таможенных пошлин на отдельные виды товаров, утвержденные
вышеуказанным Постановлением.
ПРИКАЗ ГТК РФ от 26.02.2004 N 240
"О СТАВКЕ ВВОЗНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ
САХАРОВ"
С 1 марта 2004 года по 31 марта 2004 года включительно
применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 221
доллара США за 1000 кг на товары, указанные в Приказе ГТК РФ от
11.12.2003 N 1432 "О внесении изменений в ТН ВЭД России и о
ставках ввозных таможенных пошлин в отношении сахара-сырца и
сахара белого", в отношении которых предусмотрена возможность
применения данной ставки ввозной таможенной пошлины.
ПРИКАЗ ГТК РФ от 26.02.2004 N 241
"О НЕПРИМЕНЕНИИ СТАВКИ ВВОЗНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ"
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.01.2004
N 40 с 29 февраля 2004 года по 28 ноября 2004 года предписано не
применять ставку ввозной таможенной пошлины в отношении оксида
алюминия, отличного от искусственного корунда (код ТН ВЭД России
2818 20 000 0).
ПРИКАЗ ГТК РФ от 26.02.2004 N 242
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ГТК РОССИИ ОТ 06.08.2003 N 865
"О СТАВКАХ ВЫВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН"
В связи с изданием Постановления Правительства РФ от
23.01.2004 N 39 "О внесении изменений в Постановление
Правительства Российской Федерации от 28 октября 1999 г. N 1198",
установившего, что вывоз алюминия нелегированного и сплавов
алюминиевых первичных (коды ТН ВЭД России 7601 10 000 0 и
7601 20 100 0) с территории Российской Федерации за пределы
государств - участников соглашений о Таможенном союзе
осуществляется беспошлинно, внесены соответствующие изменения в
Приказ ГТК РФ от 06.08.2003 N 865 "О ставках вывозных таможенных
пошлин".
Указанные ставки вывозных таможенных пошлин применяются с 29
февраля 2004 года.
<ПИСЬМО> ГТК РФ от 24.02.2004 N 06-32/6816
"О ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ, КЛАССИФИЦИРУЕМЫХ В
ТОВАРНЫХ ПОЗИЦИЯХ 0401, 0402, 0404 И 0405 ТН ВЭД РОССИИ"
Направлена справочная информация о стоимости отдельных видов
ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации молочной
продукции, классифицируемых в товарных позициях 0401, 0402, 0403,
0404 и 0405 ТН ВЭД России, которую необходимо учитывать при
осуществлении контроля таможенной стоимости.
<ПИСЬМО> ГТК РФ от 25.02.2004 N 01-06/6847
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОАП РОССИИ"
В связи с внесением изменений в статью 32.2 КоАП РФ ГТК России
разъясняет порядок применения норм, установленных данной статьей.
В частности, обязанность по предоставлению в орган или
должностному лицу, вынесшим постановление, копии документа,
свидетельствующего об уплате административного штрафа, возлагается
на лицо, привлеченное к административной ответственности. При
отсутствии такого документа, по истечении 30 дней со дня
вступления постановления о наложении административного штрафа в
законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки,
постановление об административном правонарушении передается в
службу судебных приставов для взыскания суммы административного
штрафа.
Перечислены случаи, когда таможенные органы лишены права
предъявления постановления об административном правонарушении.
Отменен пункт письма ГТК РФ от 20.03.2003 N 01-06/11998 "О
разъяснении положений КоАП России, регламентирующих исполнение
постановлений по делам об административных правонарушениях",
устанавливающий порядок направления в банк копии постановления об
административном правонарушении для взыскания суммы
административного штрафа. Признано утратившим силу письмо ГТК РФ
от 27.10.2003 N 01-06/42471, вносившее в вышеназванный пункт
письма ГТК РФ изменения.
В связи с технической ошибкой утрачивает силу абзац 3 письма
ГТК России от 09.02.2004 N 01-06/4520 " Об изменении порядка
взыскания административных штрафов по постановлениям таможенных
органов по делам об административных правонарушениях",
устанавливавший, что с 1 января 2004 года неправомерным является
направление таможенными органами на основании статьи 32.2 КоАП РФ
в банк инкассовых поручений для безакцептного списания сумм
штрафов со счетов юридических лиц.
<ПИСЬМО> ГТК РФ от 26.02.2004 N 01-06/7013
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ИЗ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ"
В связи с отменой таможенного контроля на
российско-белорусском участке Государственной границы Российской
Федерации регистрация таможенными органами Российской Федерации
автомобилей, зарегистрированных в Республике Беларусь и ввозимых
(ввезенных) на территорию России физическими лицами для личного
пользования, производится по месту временного пребывания или
постоянного проживания на территории России лица, ввезшего такой
автомобиль.
Во избежание задержания автомобилей в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 N 759 "Об
утверждении правил задержания транспортного средства, помещения
его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации"
оформление при въезде на территорию Российской Федерации
удостоверения ввоза транспортного средства на срок, необходимый
для доставки автомобиля до места временного пребывания или
постоянного проживания ввезшего его лица, должно производиться при
его обращении в уполномоченные таможенные органы. Приведен
перечень таможенных органов, уполномоченных совершать таможенные
операции в отношении указанных транспортных средств.
Указано, что регистрация автомобилей производится в порядке,
определенном Приказами ГТК РФ от 02.03.1995 N 137 и от 21.08.2000
N 741. Данные нормативные акты применяются в части, не
противоречащей Таможенному кодексу РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ,
Положению о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в
отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу
Российской Федерации физическими лицами для личного пользования,
утвержденному Постановлением Правительства РФ 29.11.2003 N 718, и
Положению о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых
через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами
для личного пользования, утвержденному Постановлением
Правительства РФ от 27.11.2003 N 715.
Перечислены условия, учитываемые таможенными органами при
определении срока, на который оформляется удостоверение ввоза
транспортного средства.
--------------------------------------------------------------------
Тексты документов, представленных в обзоре -
http://www.consultant.ru/Review/fd0302
--------------------------------------------------------------------
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком
одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения
правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных
центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации
пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru
можно получить бесплатный доступ к большому массиву
актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о
программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и
деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.